Научная статья на тему 'Заведующие аптеками: функции, права и обязанности'

Заведующие аптеками: функции, права и обязанности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4212
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛИ АПТЕК / PHARMACY HEADS / ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ / JOB DESCRIPTIONS / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / PERSONNEL MANAGEMENT / ХРОНОМЕТРИРОВАНИЕ / TIMEKEEPING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеснокова Н.Н., Кононова С.В., Петрова С.В.

О чем говорит анализ структуры рабочего времени руководителей подразделений сетевых аптечных организаций? Рентабельность, динамическое развитие и социальная значимость фармацевтической организации определяются в первую очередь квалификацией руководителя, его способностью принимать ответственные решения, управлять ресурсами и информацией. Однако, как свидетельствуют данные полевых исследований, заведующие аптеками зачастую упрощенно трактуют свои должностные обязанности, не используют в полной мере уже имеющиеся у них полномочия и не готовы к их расширению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pharmacy head: the role, rights and responsibilities

What does the analysis of the working time of chain pharmacy heads show? Profitability, robust development and social relevance of any pharmacy are determined primarily by the qualification of its leader, his/her ability to make responsible decisions, manage resources and information. However, according to field studies, pharmacy heads often have a very simple understanding of their duties, do not not fully use their leadership power and are unwilling to extend authority.

Текст научной работы на тему «Заведующие аптеками: функции, права и обязанности»

ФУНКЦИИ,ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

О чем говорит анализ структуры рабочего времени руководителей подразделений сетевых аптечных организаций? Рентабельность, динамическое развитие и социальная значимость фармацевтической организации определяются в первую очередь квалификацией руководителя, его способностью принимать ответственные решения, управлять ресурсами и информацией. Однако, как свидетельствуют данные полевых исследований, заведующие аптеками зачастую упрощенно трактуют свои должностные обязанности, не используют в полной мере уже имеющиеся у них полномочия и не готовы к их расширению.

Ключевые слова: руководители аптек, должностные инструкции, управление персоналом, хронометрирование

Анализ существующей системы управленческих функций руководителей аптек был выполнен сотрудниками Нижегородской государственной медицинской академии на материале розничных сетевых фармацевтических организаций Нижнего Новгорода и Нижегородской области. В общей сложности в исследование было вовлечено свыше 300 руководителей со стажем работы более 3 лет, численность персонала возглавляемых ими организаций составила 1 484 специалиста, 87% аптек насчитывали от 5 до 10 сотрудников, 13% — более 10 сотрудников.

Авторами оценивались рациональность использования рабочего времени заведующих, полнота выполнения ими своих должностных обязанностей, а также

Keywords:pharmacy heads, job descriptions, personnel management, timekeeping

What does the analysis of the working time of chain pharmacy heads show? Profitability, robust development and social relevance of any pharmacy are determined primarily by the qualification of its leader, his/her ability to make responsible decisions, manage resources and information. However, according to field studies, pharmacy heads often have a very simple understanding of their duties, do not not fully use their leadership power and are unwilling to extend authority. N.N. CHESNOKOVA, S.V. KONONOVA, S.V. PETROVA, Nizhny Novgorod State Medical Academy. PHARMACY HEAD: THE ROLE, RIGHTS AND RESPONSIBILITIES.

содержание должностных инструкций с точки зрения соблюдения принципа единства прав и обязанностей. Система управленческих функций была структурирована по 4 категориям:

♦ организационные функции,

♦ контролирующие функции,

♦ управление персоналом,

♦ взаимоотношение с контрагентами. В работе применялись методы социологического, документарного исследования, наблюдение и хронометрирование (с использованием карт фотографии рабочего дня), а также семантический анализ.

Как выяснилось в ходе исследования, фактический объем обязанностей, выполняемых руководителями структурных подразделений аптечных сетей, не соответствует таковому в должностных инструкциях. Заведующие аптеками сосредоточены в основном на выполнении организационных и контролирующих функций и значительно меньшее внимание уделяют управлению персоналом и работе с контрагентами аптечной организации, считая эти функции прерогативой работников центрального аппарата аптечной сети (рис. 1). Проведение хронометрирования позволило выявить нерациональность ис-

рисунок г 1 Функции, фактически выполняемые руководителем аптечной организации

рисунок Г2 Структура рабочего

дня заведующего аптекой

Работа за компьютером

1 48,3

Обслуживание посетителей

1 12,4

Разборка и размещение товара -1 10,2

Общение с персоналом -1 6,9

Регламентированные перерывы —1 6,3

Телефонные звонки -1 6,1

Общение с торговыми и медицинскими представителями Подготовительно-заключительная работа Нерегламентированные перерывы ZÜ 4,4 □ 2,7 ] 1,6

Прием товара от поставщика 1 1,1

0 10 20 30 40 50

Время,%

ршшиим

МЕНЕДЖМЕНТ

ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2014

72

рисунок Гз Потребность руководителей аптек в осуществлении управленческих функций

Управление

персоналом _

Информаци-онно-кон-сультацион-ная работа

Ценообразование

Формирование ас-сортимента и заказ товара

%

Распределение функций между заведующим и вышестоящим руководством

пользования заведущими своего рабочего времени и практически полное отсутствие планирования собственной деятельности. Основным занятием руководителей аптек оказалась работа за компьютером (48%), включающая в себя преимущественно формирование заявки на лекарственные препараты и другие фармацевтические товары, оформление поступившего товара, работу с документами (рис. 2).

При этом, согласно данным опроса, большинство заведующих предпочли бы еще более активно участвовать в формировании ассортимента и заказе товара (59%), но при этом не желают участвовать в ценообразовании (31%), управлять персоналом (39%) и вести информационно-консультационную работу (19%). Приведенные данные (рис. 3) свидетельствуют о недостаточном понимании взаимосвязанности всех перечисленных функций.

Степень делегируемости полномочий в исследуемых аптечных организациях была различной. Особого внимания заслуживает тот факт, что такая функция, как управление персоналом, была на 35% переложена на сотрудников центрального аппарата сетей (рис. 4). Делегирование всех видов управленческих функций заместителям руководителя аптеки оказалось достаточно редким явлением (рис. 5). При этом большинство

заведующих оценили степень своей профессиональной загруженности как высокую, и лишь половина из них заявила, что работает на предприятии с высоким уровнем организации труда. При ознакомлении с должностными инструкциями руководителей структурных подразделений аптечных сетей было установлено, что в них не соблюдается важнейший с юридической точки зрения принцип единства прав и обязанностей. Подобный дисбаланс связан прежде всего с неотрегулированной законодательной базой: в основополагающих для фармацевтической деятельности документах (ФЗ РФ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан Российской Федерации», ФЗ от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и др.) этот принцип также нарушен. Таким образом, реальный объем и суще-

ствующая структура функционала руководителей подразделений аптечных сетей не обеспечивают в полной мере качества фармацевтической помощи и зачастую не соответствуют должностным инструкциям. Выявленный дисбаланс правовой обеспеченности профессиональной деятельности затрудняет целостное понимание руководящими специалистами своего профессионального предназначения. Очевидна необходимость следующих мер: ♦ создание оптимальных организационно-управленческих условий на рабочих местах для формирования и развития профессиональных компетенций у руководителей аптек, привлечение их к процессам управления всей организацией;

♦ совершенствование нормативной базы фармацевтической деятельности, четкое определение как обязанностей, так и прав специалистов;

♦ повышение статуса высшего фармацевтического образования, формирование запроса на грамотных, профессионально компетентных и ответственных специалистов-руководителей, способных не только поддерживать рентабельность предприятия и фармацевтический порядок, но и активно участвовать в формировании современной системы оказания качественной фармацевтической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.