Научная статья на тему 'Изучение влияния внутрисемейных отношений на эффективность профилактики и лечения артериальной гипертензии (в практике семейного врача)'

Изучение влияния внутрисемейных отношений на эффективность профилактики и лечения артериальной гипертензии (в практике семейного врача) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванова Г. В., Полятыкина Т. С., Севастьянова Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение влияния внутрисемейных отношений на эффективность профилактики и лечения артериальной гипертензии (в практике семейного врача)»

34

Первый Всероссийский съезд работников муниципального здравоохранения

номены в низкочастотном диапазоне свойственны для влажных хрипов.

Впервые были установлены нормативные значения акустической работы дыхания, которые независимо от степени тяжести бронхиальной астмы были достоверно больше по сравнению с контролем в области везикулярного дыхания, в высокочастотном и низкочастотном диапазонах (р < 0,001). У больных бронхиальной астмой легкого течения показатели акустической работы дыхания достоверно отличались по сравнению с бронхиальной астмой среднетяжелого течения в области везикулярного и высокочастотного диапазонов (р < 0,01; р < 0,02 соответственно). В области низкочастотного диапазона разница в акустической работе дыхания была недостоверной (р > 0,05). Межгрупповые различия у больных бронхиальной астмой легкого и бронхиальной астмой тяжелого течения достоверно отличались по всем диапазонам бронхофонограммы (р < 0,01, р < 0,02, р< 0,02 соответственно). Сравнение акустической работы дыхания при бронхиальной астме средней степени тяжести и тяжелого течения выявило по всем показателям достоверные отличия (р < 0,02, р < 0,02, р < 0,05 соответственно).

Таким образом, средние значения акустической работы дыхания независимо от степени тяжести бронхиальной астмы достоверно отличались от контроля во всех диапазонах бронхофонограммы (К1, К2, КЗ). По всем этим показателям (К1, К2, КЗ) имелись также и межгрупповые достоверные отличия, которые увеличивались с нарастанием

тяжести заболевания. Исключения составляли показатели КЗ (акустическая работа в низкочастотном диапазоне) при бронхиальной астме легкого течения и при бронхиальной астме средней степени тяжести (р > 0,05). На начальных стадиях патологического процесса своевременная диагностика бронхиальной астмы значительно возрастает при использовании бронхофонографии. При среднетяжелом и тяжелом течении бронхиальной астмы исходные результаты исследования функции внешнего дыхания были одинаково информативны. При бронхиальной астме легкого течения клинические признаки нарушения бронхиальной проходимости выявлялись в три раза реже по сравнению с результатами спирографии и в 12,5 раза реже, чем при бронхофонографии. Этот факт свидетельствует о том, что для своевременной диагностики бронхиальной астмы на ранних этапах патологического процесса ведущее значение приобретает спирография и особенно бронхофонография. При более выраженной клинической картине диагностическое значение клинических и функциональных методов исследования одинаково. Результаты анализа фонореспирограмм зависят от степени тяжести бронхообструктивного синдрома. Количество патологических акустических волн нарастает в зависимости от степени тяжести бронхиальной астмы и превалирует значительно в высокочастотном диапазоне при бронхиальной астме тяжелого течения, что верифицирует тяжесть течения заболевания, что имеет немаловажное значение при лечении больных бронхиальной астмой.

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ (В ПРАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО ВРАЧА)

Иванова Г.В., Полятыкина Т.С., Севастьянова Г.И.

ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава»

В последние годы ряд неблагоприятных общественных тенденций, сложная экономическая ситуация, нарастающее расслоение общества, резкое падение благосостояния большей части населения, неуверенность в будущем приводят к тому, что больной и его семья начинают все более страдать от стрессов, депрессий, страха. В результате этого возрастает роль психосоматического компонента в этиологии и патогенезе многих заболеваний, что может способствовать их прогрессированию и снижению эффективности терапии. В деятельности врача преобладающее значение приобретает способность анализировать факты, не относящиеся непосредственно к области медицины, — социальные, психологические, бытовые условия жизни пациента и его семьи. Соответственно изменяются и требования к врачу: врач, не обладающий знаниями по психологии, психоневрологии, не способный выявить истинные мотивы поведения больного, не может оказать адекватную и эффективную помощь.

Эффективная работа семейного врача невозможна без учета качества жизни пациентов: самочув-

ствия, физического и психического благополучия, способности выполнять должные социальные, семейные функции.

С медико-биологической стороны изучению подлежит генеалогическая характеристика семьи, с медико-социальной — материальные условия; культурная жизнь семьи, психологические аспекты семейной жизни.

Целью нашей работы было изучение влияния семьи, особенностей внутрисемейных отношений и психоэмоционального статуса больных артериальной гипертензией (АГ) на формирование приверженности больных к лечению на амбулаторном этапе наблюдения.

Нами обследовано 95 социально однородных семей больных. В исследование были включены 95 больных АГ и 248 членов их семей, из них 95 супругов, 78 родственников первой степени родства и 75 — не первой степени родства и не связанных кровными узами. Общее количество обследованных в данной группе — 343. Средний возраст больных — 53,3 ± 2,2 года, средний со-

T. 12, N° 3-4, 2007

Вестник Ивановской медицинской академии

35

став семьи — 3-4 человека, давность пребывания в браке — более 20 лет (23,8 ± 3,4 года).

Для оценки психологического статуса больных и членов их семей проводилось психологические обследование по методике СМОЛ — сокращенный многофакторный опросник для исследования личности. На основании полученных данных анализировался каждый профиль и рассчитывались усредненные профили СМОЛ в группах больных, родственников первой степени родства, остальных членов семей. Для ориентировочной оценки состояния семейного функционирования использовался опросник «Семейный АПГАР» (ЭгтиИ^ет О., 1978), составленный для оценки 5 основных функций семьи: адаптация, разрешение проблем, партнерство, рост, духовное общение. Для оценки общей семейной удовлетворенности, нервно-психического напряжения в семье и внутрисемейной тревожности использовались тесты «Типовое семейное состояние» и «Внутрисемейная тревога». Психологическое тестирование проводилось всем членам семьи. В данное исследование включены только полные семьи.

В I группе больных (33—34,7%), которые оценили свои семьи как плохо функционирующие (при сумме баллов теста «Семейный АПГАР» менее 4) отмечены более высокие уровни внутрисемейной тревоги, усталости и общей неудовлетворенности семейной жизнью по сравнению со II группой больных (41 — 43,1%), которые оценили свою семью как хорошо функционирующую (при сумме баллов 7 —10). При анализе показателей усредненного профиля СМОЛ в I группе отмечалось увеличение показателей по шкале 2 (шкала пессимистичности) 69,22 ± 2,18 Т-баллов, шкале 3 (эмоциональная лабильность) 71,94 ± 1,85 Т-бал-лов, шкале 7 (шкала внутренней тревожности) 71,34 ± 2,42 Т-баллов, что свидетельствует о со-матизации тревоги, низкой адаптированности к стрессовой ситуации, возникающей при смене жизненных стереотипов. Это считается характерным для лиц с психосоматической патологией, у них отмечается снижение показателей шкалы 9 (шкала оптимизма) — уменьшается уровень активности, повышаются утомляемость и астения по сравнению со II группой (56,31 ± 2,22;

51,32 ± 1,58, 57,27 ± 2,98 Т-баллов соответственно). 21 больной (22,1%) расценил отношения с супругом как удовлетворительные, 33 больных (34,7%) — как плохие и 41 больной (43,5%) — как хорошие.

Результаты тестирования супругов больных выявили дисфункцию, требующую немедленного вмешательства в 22,1% случаев (21 человек), оценили семью как хорошо функционирующую 47,3% (45 человек). Другие члены семьи оценили семью как плохо функционирующую в 43 случаях (28,1%). Частота неудовлетворенности семейными отношениями у больных увеличивалась с повышением уровня АД. Наиболее высокие показатели АД зарегистрированы в I группе больных, расценивших свою семью как требующую немедленного вмешательства (САД — 186,4 ± 0,7; ДАД — 106,4 ± 0,8 мм рт. ст.). Во II группе больных, считающих свою семью хорошо функционирующей, уровень САД составил 156,2 ± 0,9; ДАД — 96,0 ± 0,6 мм рт. ст., а дезадаптация профиля СМОЛ отмечалась в 49,7% случаев.

В семье, где сам больной и все ее члены оценили семью как плохо функционирующую, требующую немедленного вмешательства (21 семья — 22,1%), у всех больных отмечена дезадаптация профиля СМОЛ по шкалам невротизации и внутренней тревожности. Ретроспективный анализ амбулаторных карт этой группы показал, что больные этой группы в 3 раза чаще обращались в поликлинику за медицинской помощью, чем пациенты, считающие свою семью хорошо функционирующей и оценивающие отношения с членами семьи как хорошие. Частота обращения составила 3,2 посещения в месяц, частота вызовов скорой помощи — 3,9 вызова в год (в 6 раз выше), частота госпитализаций в стационар по основному заболеванию — 1,2 раза в год (в 6 раз выше), частота заболеваемости с временной утратой трудоспособности — 4,7 в год (в 8 раз выше). В этой же группе больных отмечена низкая эффективность проводимой медикаментозной терапии с достижением уровня целевого АД у 4 больных (19%); в 66,6% случаев зафиксирован отказ от регулярного приема препаратов, в 100% — отказ от выполнения нефармакологических рекомендаций врача. В группе больных, которые считают свою семью хорошо функционирующей, нерегулярный прием лекарственных препаратов отмечен только в 26,8% случаев (11 человека), а отказ от выполнения нефармакологических рекомендаций врача — в 29,3% (12 больных).

Полученные данные свидетельствуют о влиянии психологических особенностей личности и внутрисемейных взаимоотношений на приверженность больного к лечению и на его эффективность, требуют дальнейшего изучения и разработки мер по коррекции выявленных нарушений.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОФПАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ

Калинина Э.П., Волков И.Е., Гусев Н.В., Аркина А.И., Омельяненко М.Г., Борута С.А.

ОГУЗ «Ивановская областная клиническая больница» ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава»

Профпатологическая служба в Ивановской области была создана в 1968 г. Вопросами профпато-логии в то время занималась Рогова Ирина Александровна, получившая подготовку по этой специ-

альности в двухгодичной клинической ординатуре. С 1971 г. в составе профпатологической службы появился и второй врач-профпатолог — Малюкова Валентина Ивановна, приехавшая из г. Саратова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.