КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1996 УДК 613.955:572.51]-07
В. Р. Кучма, Н. Н. Суханова, Н. А. Катечкина, С. А. Каретина
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
ММА им. И. М. Сеченова
В формиронании здоровья человека большое значение имеют условия труда, быта, характер питания, уровень благосостояния и т. д. |5, 7, 8, 14]. Именно они составляют социальные и экономические факторы риска нарушений в здоровье индивидуума, они же могут ослабить или усилить влияние факторов риска медико-биоло-гического характера.
В стратегии ВОЗ по профилактике заболеваний одним из первых факторов риска, воздействующих на здоровье, назван образ жизни. По оценкам различных отечественных и зарубежных специалистов, состояние здоровья на 20— 40% зависит от состояния окружающей среды, на 15—20% — от генетических факторов, на 25— 50% — от образа жизни и на 10% — от деятельности органов здравоохранения |6]. Образ жизни рассматривается как комплексное понятие, включающее биологические, социальные', этнические и другие аспекты [1].
Изучение образа жизни детей и подростков мы проводили с помощью анкеты-опросника для учащихся, разработанной в рамках Международной программы профилактики заболеваний (Cindi cliildren scrining examination form). Анкета была переведена на русский язык, адаптирована к условиям жизни в РФ и апробирована путем пилотажных исследований учащихся школ. Вопросы анкеты были объединены в разделы: данные о себе, режим и характер питания, двигательная активность, употребление алкогольных напитков и курение, привычки, информированность о состоянии своего здоровья.
Физическое развитие изучали по общепринятым методикам и оценивали по степени соответствия уровня биологического развития организма календарному возрасту ребенка и гармоничности морфофункционального статуса.
Состояние здоровья школьников анализировали по данным углубленных медицинских осмотров.
Исследования проводили в Шатуре Московской обл., объектом наблюдения были 11- и 15-летние учащиеся, всего 525 человек, из них 258 мальчиков и 267 девочек.
Одним из важнейших факторов роста и развития детей и подростков является рациональное сбалансированное питание [4, 9]. Анкета-опрос-ник позволила установить режим питания учащихся и потребление ими отдельных пищевых продуктов. Подавляющее большинство опрошенных школьников, занимающихся в 1-ю смену (60—78%), завтракают дома, однако от 1,5 до 8% учащихся никогда не завтракают перед занятиями в школе, чаще это свойственно девочкам. Завтракают и обедают в школе каждый день или через день около половины опрошенных. Ужинают дома почти все опрошенные. Анализ материала показал, что большинство школьников
имеют 3-разовос питание. Высокий процент детей, не принимающих пищу в период занятий или сразу после их окончания, обусловлен большой стоимостью завтраков и обедов в школе и их низкими вкусовыми качествами.
Изучение продуктовых наборов, используемых в питании школьников дома, показало, что обеспечение основными пищевыми продуктами и энергией можно охарактеризовать как дефицитное для всех изученных возрастно-половых групп. Снижение потребления энергии связано в основном с низким поступлением в организм наиболее ценных и необходимых для роста и развития продуктов животного происхождения. Так, от 10 до 30% детей употребляют в пищу мясо и мясные продукты 1 раз в неделю, причем с возрастом процент детей, имеющих меню, дефицитное по животным белкам, увеличивается. Каждый день мясные продукты употребляют только 50—65% учащихся. Анализ продуктовых наборов показывает дефицит молока и молочных продуктов. Так, цельное молоко употребляют каждый день от 26 до 42% детей, от 13 до 36% детей молоко и молочно-кислые продукты не употребляют. От 7 до 61% детей едят творог только 1 раз в неделю, а 6—59% не употребляют его никогда; сливочное масло (к столу) у 18— 45% опрошенных бывает 1 раз в неделю или вообще никогда не бывает. Редко используются в питании сыр, рыба и другие продукты — источники животного белка. В то же время хлеб, макаронные изделия, картофель большинство детей употребляют чаще 1 раза в день.
Дефицитно меню учащихся и по продуктам, содержащим витамины и минеральные вещества (овощи, фрукты). Только 1 раз в неделю получают фрукты от 27 до 38% детей, овощи — 35-47%.
Наши результаты совпадают с данными литературы [2, 11] и свидетельствуют о взаимосвязи характера питания детей с уровнем жизни семьи, объемом дотаций государства на питание и т. д. Дети школьного возраста имеют режим и суточный рацион питания, не соответствующий гигиеническим требованиям с позиций обеспечения их нормального роста, развития и укрепления здоровья .
Современные школьники живут и учатся в условиях гипокинезии. Об отрицательном влиянии гипокинезии на рост, развитие организма детей и подростков и на его сопротивляемость говорилось в работах ряда авторов [12, 13]. Существующая программа физического воспитания в школе, переход на хозрасчетную систему финансирования части внешкольного сектора (секции, кружки), низкая мотивация детей к занятиям физической культурой привели к существенному дефициту двигательной активности молодежи: только 25—45% опрошенных зани-
Распределение 11- и 15-летних школьников по особенностям организации их двигательного режима (в %)
Возраст, Пол Занимаются в спортивных секциях, кружках " Регулярность внешколшмх спортивных занятий
годы да нет каждый день 4—6 раз в неделю 2—3 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в месяц реже 1 раза в месяц никогда
11 M. 45 55 20 8 17 5 1 5 44
д. 25 75 12 3 20 6 6 3 50
15 М. 37 63 24 14 22 8 2 11 19
д. 25 75 S 3 24 20 16 8 21
маются к спортивных секциях и кружках. Самостоятельно занимаются дома лишь от 8 до 24% учащихся, никогда не занимаются физической культурой и спортом во внеучебное время от 19 до 50% опрошенных (см. таблицу).
Одним из факторов риска возникновения сер-дечно-сосудистых и других заболеваний взрослых является употребление алкоголя и курение в детском и подростковом возрасте [10, 16]. Результаты опроса показали, что только 71—89% 11-летних учащихся и 19—41% 15-летних не употребляют алкогольные напитки. Остальные не только их пробовали, но и употребляют регулярно с разной степенью частоты, причем учащиеся средней школы в основном пьют пиво и шипучие вина, старшеклассники — все виды ликеро-водочной продукции.
Если в среднем школьном возрасте 3—27% детей пробовали курить, то в старшей — 37% мальчиков и 18% девочек курят регулярно. Таким образом, употребление алкогольных напитков и курение весьма распространены среди школьников.
Большое значение в формировании здорового образа жизни имеет информированность человека о состоянии своего здоровья. 24—50% опрошенных оценивают свое состояние как "совершенно здоров", 61—76% детей считают, что не имеют отклонений в состоянии здоровья. Однако от 88 до 95% опрошенных высказывают жалобы по поводу своего самочувствия (боли в желудке, головная боль, нервозность, раздражительность), 68—77% учащихся за последний месяц принимали лекарства. Недостаточная информированность школьников о своем здоровье и причинах, вызывающих заболевания, приводит к отсутствию у них мотивации к здоровому образу жизни.
Индивидуальная оценка физического развития учащихся во всех возрастно-половых группах в 60—67% выявила соответствие биологического развития детей их календарному возрасту. Количество "опережающих" и "отстающих" детей было примерно одинаковое. Однако среди девочек Шатуры отмечается несколько больший процент отстающих по возрастному развитию, чем в Москве и Туле [3, 15].
Анализ морфофункционального состояния школьников свидетельствует, что в 11-летнем возрасте подавляющее большинство детей (72— 74%) имеют гармоничное физическое развитие. В 15 лет количество таких детей снижается до 44—58%. Отмечается увеличение числа лиц с дефицитом массы тела.
В структуре заболеваемости детей первое место занимают болезни органов пищеварения, далее следуют заболевания и отклонения в костно-
мышечной системе, эндокринологическая патология. С возрастом уменьшается число детей, отнесенных к I группе здоровья, за счет их перехода во II группу, а из II в III группу.
Выводы. I. Анкета-опросник "Cindi", адаптированная к условиям РФ, позволяет получить информацию об образе жизни молодежи, выявить факторы риска нарушений в состоянии здоровья и может быть использована в социаль-но-гигиеническом мониторинге.
2. Важнейшими особенностями образа жизни современных школьников являются нарушения в питании, низкая двигательная активность, плохая информированность о состоянии своего здоровья и как следствие отсутствие мотивации к здоровому образу жизни.
3. Физическое развитие школьников характеризуется увеличением с возрастом количества детей и подростков с дисгармоничным морфо-функциональным статусом — с 26—28 до 42— 56%.
4. В структуре заболеваемости первое место занимают болезни органов пищеварения; с возрастом количество детей, отнесенных к I группе здоровья, уменьшается.
Литература
1. Денисламова И: К. // Гиг. и сан. — 1993. — № 6. — С. 63-64.
2. Истомин А. В., Румянцева Л. Г. // Там же. — 1994. — № 6. - С. 39-3-1.
3. Кардашенко В. II. и др. // Здравоохранение. Международ. журн. - 1984. - № 3. — С. 209-214.
4. Крпснопевцев В. М. и др. // Гиг. и сан. — 1993. — № 6. —
5. Кучма В. Р. и др. // Там же. — 1994. - № 2. — С. 37-40.
6. Лисицын 10. П. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. — Т. 1. — М., 1987.
7. Мельников Г. В. // Вести. АМН СССР. - 1990. — № 4. -С. 16-22.
8: Нарышкина Е. В. Гигиеническая оценка состояния здоровья детского населения в городе с развитой химической промышленностью в динамике десятилетнего наблюдения: Авторсф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1993.
9. Основы рационального питания детей / Под ред. К. С. Ладодо и др. — Киев. 19S7.
10. Розенфеяьд Л. Г., Харисова II. М. // Сов. здравоохр. — 1990. - № 11.-С. 35-38.
11. Суханов Б. П. и др. // Гиг. и сан. — 1995. — № 12. — С. 27-29.
12. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М., 1991.
13. Сухарев Сергета И. В. // Гиг. и сан. — 1994. —
14. Ца^городцев Г. В. // Вестн. АМН СССР. — 1990. — № 4.
15. Ямпольская Ю. А. // Гиг. и сан. — 1986. — № 9. — С. 24-28.
16. Karlan G. A., Salonen I. 'Г. // Brit, rtied. J. - 1990. -Vol. 301. - P. L121— 1132.
Поступила 24.02.95
Summary. Questionnaires were used in children to study risk factors (diets, motor activity, bad habits, awareness of their own health status) for non-infectious diseases. Conclusions on the impact of lifestyle on their physical development and development of abnormalities were made.