УДК 1 ББК 88
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, ГИБКОСТИ, САМОКОНТРОЛЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА «ПОИСК»
(РЕАКЦИИ НА ПОЯВЛЯЮЩИЙСЯ ДВИЖУЩИЙСЯ ОБЪЕКТ)
Т. Ю. ПОЛОЗОВА,
преподаватель кафедры психологии УНК психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]; ИРИНА ВИКТОРОВНА УСАЧЕВА, преподаватель кафедры психологии УНК психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются выявленные закономерности влияния эмоциональной устойчивости, гибкости, самоконтроля на результаты выполнения теста «Поиск».
Ключевые слова: эмоциональная устойчивости, гибкость, самоконтроль, реакция на появляющийся движущийся объект, возбуждение, торможение центральной нервной системы.
Annotation. In this article the authors examine the impact of the identified patterns of emotional stability , flexibility , self-control on the resuits of the test "Search".
Keywords: emotional stability , flexibility , self-control , a reaction to the moving object appears , excitation , inhibition of the central nervous system.
Отличительной особенностью деятельности сотрудников полиции сегодня, является выполнение поставленных задач, с оптимально успешным достижением цели. Как правило, она проходит в сложной поисково-напряженной обстановке, требующей от сотрудника эмоциональной устойчивости, гибкости мышления, самоконтроля, профессионального опыта и многих других личностных качеств.
Эмоциональная устойчивость сотрудника полиции — один из важных психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности в экстремальной обстановке. Это невосприимчивость к эмоциогенным факторам, способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности.
По мнению П.И. Зильбермана под эмоциональной устойчивостью «следует понимать интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [1; с.152]. Следова-
тельно, самоконтроль и эмоцинальнавя устойчивость должны взаимосвязанно определять эффективность личностных действий.
Неотъемлемым свойством, точности выполняемых действий является самоконтроль, который проявляется в тщательно спланированном взаимодействии человека с субъективными и объективными факторами. Самоконтроль так же можно рассмотреть, как сознательное управление деятельностью, на основе индивидуального мышления.
Преобладающий тип мышления определяет практическую деятельность сотрудника полиции на основе преобладающего чувственного познания. Современные психодиагностические методы при профотборе позволяют выявить такие характеристики мышления абитуриентов как: быстроту, зависимость от установки, гибкость или, наоборот, ригидность в условиях, требующих подстройки.
Гибкость мышления проявляется в умении изменять намеченный путь решения задач, когда он не соответствует условиям, возникающим в ходе ее решения, и которые не были учтены. Сотрудники полиции должны уметь ответственно и нестандартно действо-
№ 1 / 2016
Вестник Московского университета МВД России
241
вать в стремительно меняющейся правовой и социально-экономической обстановке. [4; с.4].
Проводимое в 2015 году в Московском университете МВД России исследование: «Влияние эмоциональной устойчивости, гибкости, самоконтроля на выполнение теста «Поиск» сотрудниками полиции», направлено на изучение факторов профессиональной надежности.
Для достижения исследовательской цели, и реализации поставленных задач нами был использован комплекс научных методов исследования личности: наблюдение, беседа, тестирование. Факторы: эмоциональной устойчивости, гибкости мышления, самоконтроля изучались 16 факторным тестом Р. Кеттела, эффективность, надежность, точность методикой «Поиск», по показателям которой, можно судить о стабильности функционирования нервной системы. [Психодиагностический комплексе «Мультипсихометр» 2014].
Выборка респондентов составила 35 курсантов 2 курса факультета подготовки психологов Московского университета МВД России, средний возраст 21 год, средний стаж службы в ОВД — 2,4 года (20 юношей 15 девушек).
Полученные данные проходили обработку с помощью методов математической статистики, программного пакета Statistica 6.0. Достоверность различий определялась критерием Спирмена.
По результатам исследования было определено что: есть статистически значимые результаты половых различий слежения появляющегося светящегося объекта. Юноши обладают более гибким мышлением при решении поставленных задач теста «Поиск» р-^е1 < 0,05.
Статистически значимых показателей влияния самоконтроля, эмоциональной устойчивости личности на результаты обнаружения появляющегося движущегося объекта в процессе исследования выявлено не было.
Эмоциональная устойчивость юношей, принимавших участие в исследовании, оказалась более высокая, на основе нервно-психических процессов, которые определяют свойства темперамента, силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, подвижности, лабильности нервных процессов.
Человек, не обладающий гибкостью ума, не может мыслить объективно, и в большинстве случаях со страхом воспринимает происходящее вокруг него.
Эффективность выполнения теста «Поиск», су-
щественно зависит от возможностей зрительно-двигательной координации, представляющей в условиях сенсомоторного слежения (и особенно в системе нулевого порядка) сложный динамический процесс соизмерения визуальных и кинестетических сигналов (ощущений). Именно поэтому при профессиональном отборе в органы внутренних дел на должности, требующие эффективного немедленного реагирования, предпочтение отдается юношам с оценкой их профессиональной пригодности и способности к совершенствованию их профессиональных качеств. Что и является детерминирующим фактором, не требующим применения современных психологических технологий обучения. [7, с.6]
Можно предположить, что испытуемые с преобладающими процессами торможения обладают наименьшей способностью к обучению, чем люди с уравновешенным или высоким показателем нервного возбуждения. Так же предполагается, что наилучшие результаты будут иметь испытуемые, обладающие уравновешенными процессами возбуждения и торможения.
Литература
1. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость и стресс. — Пермь, 1973
2. Караулова Н.И. Возможности использования реакции на движущийся объект в оценке результатов тренировки // Физиология человека. - 1982. - Т. 8, № 4. - С. 653-660.
3. Пейсахов Н.М. Закономерности динамики психических явлений. - Казань: КГУ, 1984. - 235 с.
4. Полозова Т.Ю. Психологические условия развития интеллектуальных качеств курсантов как системообразующий фактор подготовки к профессиональной деятельости. Дис. канд. псих. наук. Москва 2013г. с.4
5. Способ определения способности к корректировке принятия решения: решение о выдаче патента РФ на изобретение от 21.03.2013 по заявке № 2011153287 от 26.12.2011 / Петухов И.В., Курасов П.А.
6. Сурнина О.Е. Половые и возрастные различия времени реакции на движущийся объект у детей и взрослых / О.Е. Сурнина, Е.В. Лебедева. // Физиология человека. -2001. - Т. 27, № 4. - С. 56-60.
7. Федотов А. Ю. Системно-ситуативный подход в профессиональной подготовке сотрудников ОВД. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 1(60)
242
Вестник Московского университета МВД России
№ 1 / 2016