Научная статья на тему 'Изучение вклада ряда немецких ученых в создание квантовой физики учащимися средней общеобразовательной школы на занятиях по иностранному языку'

Изучение вклада ряда немецких ученых в создание квантовой физики учащимися средней общеобразовательной школы на занятиях по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА / НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф., Каримова А. Р.

Установлена междисциплинарная связь между немецким языком и физикой на примере создателей нового раздела теоретической физики при изучении их жизнедеятельности на занятиях по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение вклада ряда немецких ученых в создание квантовой физики учащимися средней общеобразовательной школы на занятиях по иностранному языку»

УДК 373

Каримов М.Ф.

канд. физ.-мат. наук, профессор БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Каримова А.Р.

учитель немецкого языка Чекмагушевской гимназии

с. Чекмагуш, РБ

ИЗУЧЕНИЕ ВКЛАДА РЯДА НЕМЕЦКИХ УЧЕНЫХ В СОЗДАНИЕ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ

УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

Установлена междисциплинарная связь между немецким языком и физикой на примере создателей нового раздела теоретической физики при изучении их жизнедеятельности на занятиях по иностранному языку.

Ключевые слова

Квантовая физика, немецкий язык, междисциплинарная связь.

Новый раздел теоретической физики - квантовая физика берет свое начало 14 декабря 1900 года благодаря творческой деятельности немецкого физика Макса Карла Эрнста Людвига Планка (1858, Киль -1947, Геттинген), предложившего теоретический вывод соотношения между температурой абсолютно черного тела и испускаемым этим телом излучением, составившего для многих ученых конца девятнадцатого века неразрешимую проблему [1].

Макс Планк предположил, что излучение испускают атомные осцилляторы и считал, что энергия осцилляторов (и, следовательно, испускаемого ими излучения) существует в виде небольших дискретных порций, позже названных квантами. Энергия каждого кванта по Планку пропорциональна частоте излучения. Хотя выведенная Планком формула вызвала всеобщее восхищение, принятые им допущения оставались непонятными некоторое время, так как противоречили классической физике.

Австрийский физик немецкого происхождения Эрвин Рудольф Йозеф Александр Шрёдингер (1887, Эрдберг - 1961, Вена) предпринял несколько попыток сблизить зарождающуюся квантовую теорию с имеющей большие заслуги классической физикой.

Предпринятая ученым в 1926 году творческая попытка увенчалась выводом дифференциального волнового уравнения Шрёдингера, дающего математическое описание материи в терминах волновой функции. Эрвин Шрёдингер назвал свою теорию волновой механикой. Решения волнового уравнения Шредингера находились в согласии с экспериментальными наблюдениями за объектами, процессами и явлениями микромира и оказали глубокое влияние на последующее развитие квантовой теории. В настоящее время волновая функция лежит в основе квантовомеханического описания микросистем и является ориентиром в квантовой электронике, создавшей лазеры, компьютеры и современные телекоммуникации [2].

Немецкий физик-теоретик Вернер Карл Гейзенберг (1901, Вюрцбург - 1976, Мюнхен) как создатель квантовой физики предложил в 1925 году матричный вариант квантовой механики, сформулировал в 1927 году принцип неопределенности и в 1943 году ввел в современную физику концепцию матрицы рассеяния.

Используемыми на практических занятиях по немецкому языку со старшеклассниками средних общеобразовательных школах дидактическими материалами являются фрагменты следующих трудов представленных выше лауреатов Нобелевской премии по физике.

1. Планк М. Лекции по теория теплового излучения (Vorlesungen uber die theorie der warmestrahlung),

1906.

2. Планк М. Введение в теоретическую физику, Т. 1 - 5. (Einfuhrung in die theoretische physic, Bd. 1 -5.), 1926 - 1930.

3. Планк М. Пути физического познания (Wege zur physikalischen erkenntniss), 1933.

4. Шредингер Э. Четыре лекции по квантовой механике (Vier Vorlesungen uber wellenmechanik), 1928.

5. Шредингер Э. О неопределенности в физике. Две лекции о критике научного естествознания (Über indeterminismus in der physik. Zwei Vorträge zur kritik der naturwissenschaftlichen erkenntnis), 1932.

6. Шредингер Э. Мой взгляд на мир (Meine Weltansicht), 1961.

7. Гейзенберг В. Физические принципы квантовой теории (Die physikalischen prinzipien der quntentheorie), 1930.

8. Гейзенберг В. Физика атомного ядра (Die physik der atomkerne), 1943.

9. Гейзенберг В. Часть и целое: Дискуссии в области атомной физики (Der teil und das ganze: Gespräche im umkreis der atomphysik), 1969.

При выборе учащимися немецкого языка для изучения в средней общеобразовательной школе в качестве второго иностранного языка объясняется не в последнюю очередь наличием вклада немецких ученых в становление и развитие квантовой физики [3] и интенсификацией сотрудничества между Россией и Германией в коммерческой и профессиональной жизни, возможностью обмениваться между странами учениками и учителями.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что успешная междисциплинарная связь учебных дисциплин по иностранному языку и физике в средней общеобразовательной школе может быть осуществлена на основе изучения старшеклассниками фрагментов трудов немецких ученых по квантовой физике.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.

2. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С. 107 - 111.

3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

© Каримов М.Ф., Каримова А.Р., 2019

УДК - 006

Лымарь Р. Ю.

Магистрант ТГПИ (Таганрогского гуманитарного педагогического института

филиал РИНХ. Rodchenko .858@тай. т

МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА УКРУПНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ НА

УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Аннотация

Актуальность использования методики УДЕ в том, что традиционное обучение информатике не редко "разводит" во времени обработку и кодирование информации.

Ключевые слова: информатика, укрупненные дидактические единицы, методика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.