Научная статья на тему 'Методика реализации принципа укрупнения дидактических единиц на уроках информатики'

Методика реализации принципа укрупнения дидактических единиц на уроках информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / УКРУПНЕННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лымарь Р. Ю.

Актуальность использования методики УДЕ в том, что традиционное обучение информатике не редко "разводит" во времени обработку и кодирование информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика реализации принципа укрупнения дидактических единиц на уроках информатики»

2. Планк М. Введение в теоретическую физику, Т. 1 - 5. (Einfuhrung in die theoretische physic, Bd. 1 -5.), 1926 - 1930.

3. Планк М. Пути физического познания (Wege zur physikalischen erkenntniss), 1933.

4. Шредингер Э. Четыре лекции по квантовой механике (Vier Vorlesungen uber wellenmechanik), 1928.

5. Шредингер Э. О неопределенности в физике. Две лекции о критике научного естествознания (Über indeterminismus in der physik. Zwei Vorträge zur kritik der naturwissenschaftlichen erkenntnis), 1932.

6. Шредингер Э. Мой взгляд на мир (Meine Weltansicht), 1961.

7. Гейзенберг В. Физические принципы квантовой теории (Die physikalischen prinzipien der quntentheorie), 1930.

8. Гейзенберг В. Физика атомного ядра (Die physik der atomkerne), 1943.

9. Гейзенберг В. Часть и целое: Дискуссии в области атомной физики (Der teil und das ganze: Gespräche im umkreis der atomphysik), 1969.

При выборе учащимися немецкого языка для изучения в средней общеобразовательной школе в качестве второго иностранного языка объясняется не в последнюю очередь наличием вклада немецких ученых в становление и развитие квантовой физики [3] и интенсификацией сотрудничества между Россией и Германией в коммерческой и профессиональной жизни, возможностью обмениваться между странами учениками и учителями.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что успешная междисциплинарная связь учебных дисциплин по иностранному языку и физике в средней общеобразовательной школе может быть осуществлена на основе изучения старшеклассниками фрагментов трудов немецких ученых по квантовой физике.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.

2. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С. 107 - 111.

3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

© Каримов М.Ф., Каримова А.Р., 2019

УДК - 006

Лымарь Р. Ю.

Магистрант ТГПИ (Таганрогского гуманитарного педагогического института

филиал РИНХ. Rodchenko .858@тай. т

МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА УКРУПНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ НА

УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Аннотация

Актуальность использования методики УДЕ в том, что традиционное обучение информатике не редко "разводит" во времени обработку и кодирование информации.

Ключевые слова: информатика, укрупненные дидактические единицы, методика.

Анализируя учебники по информатике 9-го класса, я столкнулась со следующими противоречиями: -при раздельном изучении кодирования и обработки графической информации учащиеся не овладевают умениями в полной мере применять оба действия к графическому объекту одновременно и не усваивают разницу обработки и кодирования на примере растровой и векторной графике. При таком методе обучения школьник не учится разделять области применения растровой и векторной графики; - систематическое обучение информатике по технологии укрупнения дидактических единиц вооружает школьника алгоритмом творческого освоения учебной информации, и технология становится основным средством освоения знаний во всех последующих классах. Технология обучения информатике методом укрупнения дидактических единиц помогает усваивать главные, сущностные понятия, связи. Значительно увеличивать объем усваиваемого учебного материала при снижении нагрузки на ученика. Эта технология основана на подаче материала блоками, одновременном изучении взаимосвязанных тем, действий. Принцип технологии укрупнения дидактических единиц реализуется следующим образом:

1. Совместное и одновременное изучение взаимно связанных вопросов программы.

2. Применение деформированных упражнений, в которых искомым является не один, а несколько элементов.

3. Решение прямой задачи и преобразование ее в обратные или аналогичные.

4. Укрупнение данного упражнения посредством самостоятельного составления учеником новых заданий.

Технология УДЕ, охватывая полностью материал действующих программ по информатике, сокращает расход учебного времени до 20% при одновременном обогащении учащихся усвоенной информацией так же до 20%. Несмотря на сложность и большой объем информации по теме «Кодирование информации», ей в школьном планировании уделено, крайне мало часов. Поэтому приходится, даже для классов профильного курса информатики, большой объем информации вкладывать в несколько уроков, что негативно влияет на процесс усвоения данной темы. Тема является важной в базовом курсе, относящейся к содержательной линии «Информационные технологии». В каждом тематическом разделе этой линии учитель должен четко различать теоретическое и технологическое содержание. Теоретическое содержание включает в себя вопросы представления различных видов информации в памяти ЭВМ, структурирования данных, постановки и методов решения информационных задач с помощью технологических средств данного типа. Сюда же следует отнести более подробное изучение принципов работы отдельных устройств компьютера, расширяющее представления учащихся об архитектуре ЭВМ. Технологическое содержание -это знакомство и освоение приемов работы с конкретными прикладными программными системами: редакторами, СУБД, табличными процессорами и пр.. Знакомство учеников с каждым новым для них видом кодирования должно начинаться с рассказа о его областях применения. Желательно, чтобы изучение каждого вопроса затрагивало следующие его стороны: данные, работу с ними. Рассмотрение темы необходимо начать с исторического экскурса в возникновение и развитие методов и видов кодирования информации, рассмотреть цели возникновения шифрования и криптографии. В общем смысле кодирование информации можно определить как перевод информации, представленной сообщением в первичном алфавите, в последовательность кодов. Надо понимать, что любые данные - это так или иначе закодированная информация. Информация может быть представлена в разных формах: в виде чисел, текста, рисунка и др. Перевод из одной формы в другую - это кодирование. Необходимо также сформировать у обучающихся понимание принципа кодирования графической информации и ее хранения в памяти компьютера, познакомить с цветовыми моделями RGB и CMYK, развить умение решать задачи на расчет объема памяти, необходимого для хранения графической информации.

Методика обучения технологии обработки графической информации обязательно включает в себя необходимые для усвоения пройденного материала практические работы в графических редакторах. Система практических заданий и технология практического обучения графической информации должны стимулировать учащихся не просто осваивать богатый инструментарий графических редакторов, но и развивать творческие способности учеников, логически мыслить.

К особенностям методики изучения учащимися технологии обработки графической информации

можно отнести необходимость тщательного подбора заданий для выполнения практических работ в графических редакторах и, конечно же, развивающий характер заданий при изучении графических редакторов.

Прикладные программные средства. Существует множество прикладных программ, предназначенных для работы с графикой. Для каждого раздела компьютерной графики имеются свои программы, например, для графической обработки научных данных используется программа

Grapher; инженеры-конструкторы для подготовки чертежей пользуются пакетом AutoCad; существуют специализированные пакеты деловой графики, предназначенные для построения диаграмм, отражающих всевозможные статистические данные.

Название «графический редактор» применяется по отношению к прикладным программам, не имеющим какой-либо специализированной ориентации и используемым для «произвольного рисования» или редактирования сканированных изображений. В соответствии с двумя принципами представления графической информации растровым и векторным.

Графические редакторы делятся на растровые и векторные редакторы. К числу простейших растровых редакторов относятся Paintbrush и Paint (второй стал результатом развития первого). Растровый редактор AdobePhotoshop используется профессиональными дизайнерами. Чаще всего его применяют для редактирования сканированных изображений (фотографий, репродукций картин), создают художественные композиции, коллажи и пр. Для профессионального рисования на компьютере используются редакторы векторного типа. Наиболее известным из них является CorelDraw. Это профессиональный редактор с богатыми возможностями и в то же время вполне подходящий для детского художественного творчества.

В стандартной поставке Windows в группе «Стандартные» имеется графический редактор Paint. Paint является прямым «родственником» редактора Paintbrush, который работает в среде MS-DOS. В базовом курсе информатики для практической работы с компьютерной графикой обычно используют один из этих редакторов. В профильном курсе компьютерной графики для получения рисованных изображений больше подходит CorelDraw. Заметим, что профессиональные графические редакторы, такие как CorelDraw, AdobePhotoshop-довольно дорогие программные продукты, и поэтому не всем доступны.

Список использованной литературы:

1. Ахметшина, А. 3. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения / научно-теоретический журнал: Школьные технологии. - 2002. - N 6. - С. 158-162.

2. Босова, Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. [Текст]: в 2 ч. Ч 1. / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова

- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. - 96 с.

3. Бочкин, А. И. Методика преподавания информатики [Текст]: учеб. пособие / А. И. Бочкин - Мн: Выш. шк., 2008. - 431 с.

4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Фе-деральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс] / Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки // - 2018.

- Режим доступа http://www.fipi.ru/Oge-i-gve-9/demOversii-sPeciFikacii-kOdiFikatOry (дата обращения 02.06.2018)

5. Правовая служба Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] / Право-вая служба // - 2018. - Режим доступа http://www.zakonprost.ru/content/base/part /718464 (дата обращения 04.06.2018)

6. Цыркун, И. И. Педагогика современной школы: Основы педаго-гики. Дидактика [Текст]: учеб-метод. пособие / И. Н. Цыркун, А. И. Андара-ло, Е. Н. Артеменок, А. Р. Борисевич и др. - М.: Минск, 2011. -384 с.

7. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. Текст. / П.М. Эрдниев. М.: Просвещение, 1992.

© Лымарь Р. Ю.,2019 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.