Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ВИРУЛИЦИДНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УФ ЛУЧЕЙ ПРИ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИИ ВОЗДУХА И ПОВЕРХНОСТЕЙ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ '

ИЗУЧЕНИЕ ВИРУЛИЦИДНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УФ ЛУЧЕЙ ПРИ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИИ ВОЗДУХА И ПОВЕРХНОСТЕЙ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF THE VIRICIDAL EFFICIENCY OF UV RAYS IN EXPERIMENTAL DECONTAMINATION OF THE AIR SURFACES

The virucidal efficiency of shortwave UV rays for influenza virus, adenovirus and poliomyelitis virus was studied under experimental conditions. When the intensity of a radiation source amounted to 1 vt/m2 the above mentioned viruses in the aerosol state were inactivated in 25 to 30 min. On the horizontal surfaces situated at a distance of 2m from the lamp the adenovirus was inactivated by UV rays in 52 min and the poliomyelitis virus — in 58 min. When the relative humidity of the air increased from 55— 60 up to 90—95 per cent the exposition ime necessary for inactivation of the adenovirus in the aerosol had to be increased 1.5 times.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ВИРУЛИЦИДНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УФ ЛУЧЕЙ ПРИ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИИ ВОЗДУХА И ПОВЕРХНОСТЕЙ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ »

HYGIENIC STANDARTIZATION OF HERBICIDE AVADEX CONTAINING CHLORINE IN WATER

S. L. Doloshitsky

The toxic properties of herbicide avadex were investigated. Certain changes were noted' to occur in the nervous system (disturbances of the neuro-muscular excitation and thermore-gulating processes), in the peripheral blood (neutrophile leucocytosis, eosinopenia, erytho-penia), the liver (disturbances of fat and glycogen formation) and the kidneys (fall of 6-hour diuresis). The maximum permissible concentration of avadex in the water is suggested to be let at a level of 0.03 mg/1.

УДК 614.485:576.85*

ИЗУЧЕНИЕ ВИРУЛИЦИДНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УФ ЛУЧЕЙ ПРИ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИИ ВОЗДУХА И ПОВЕРХНОСТЕЙ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

А. В. Слободенюк, Г. И. Карпухин Институт вирусных инфекций Министерства здравоохранения РСФСР, Свердловск

Для профилактики заболеваний вирусной этиологии наряду с поисками эффективных специфических методов необходимо изыскивать способы воздействия на возбудителя с помощью неспецифических методов, в том числе и коротковолновым УФ излучением. В ряде экспериментальных работ, выполненных преимущественно в последние годы, отмечено значительное инактивирующее действие коротковолнового УФ излучения на некоторые респираторные вирусы в капельной фазе аэрозоля (Р. А. Дмитриева; В. И. Вашков и Е. К. Серебрякова; Zensen, 1964, 1965).

В настоящей статье представлены материалы изучения вирулицидной эффективности коротковолнового УФ излучения при обеззараживании воздуха и поверхностей в эксперименте. Многочисленными наблюдениями показано, что применение метода непрямого облучения воздуха помещений с профилактической целью наиболее эффективно в присутствии людей, которые могут быть источниками загрязнения воздуха и предметов обстановки патогенной микрофлорой. Поэтому мы в условиях эксперимента стремились к тому, чтобы доза УФ излучения, рекомендуемая для обеззараживания воздуха и объектов внешней среды в присутствии людей, не превышала санитарно допустимую, т. е. была не выше 1 вт потребляемой лампой мощности на 1 м3 помещения и в то же время обладала четко выраженным эффективным вирулицидным действием.

Исследования проводились нами в герметизированной камере объемом 14 м3, где на высоте 2 л от уровня пола были установлены бактерицидные лампы БУВ-15 в специальных отражателях из алюминия, которые позволяли облучать воздух и поверхности прямой и рассеянной УФ радиацией. В качестве биологических объектов были взяты представители 2 групп вирусов: респираторной (аденовирус типа 3 с инфекционным титром 107,4 ТЦД50/ЛЛ и вирус гриппа А2 с инфекционным титром 107'в Е1Д50/01) и энтеральной (вирус полиомиелита типа III с инфекционным титром

io»-»t тца80л/ч).

Количество вирусов в воздухе и на объектах внешней среды определяли по разработан» ной нами методике (Г. И. Карпухин с соавторами). Вирус из воздуха камеры улавливали прибором Речменского, в котором абсорбентом служили среда № 199 (для аденовируса и вируса полиомиелита) или же 0,2% сахарный бульон (для вируса гриппа). Образцы исследуемых горизонтальных поверхностей размером 5x5 см (дерево крашеное, стекло, линолеум, полихлорвиниловое покрытие) обсеменяли вируссодержащей жидкостью, которую распыляли с помощью распылителя-инстиллятора до аэрозольного состояния из расчета

3 мл на 1 м3 воздуха камеры. Дисперсность частиц была в пределах 20—30 мк. Вирус с поверхности смывали пипеткой в 1,5 мл среды N 199. Количество вируса полиомиелита и аденовируса в улавливающей жидкости определяли на культуре клеток Нер-2 по цитопатичес-кому эффекту, а вируса гриппа—на 11-яневных куриных эмбрионах по результатам реакции гемагглютинации. После создания капельной фазы вирусного аэрозоля на определенное время включали бактерицидную лампу, после чего забирали воздух. На каждую экспозицию УФ излучения ставили отдельный опыт. С испытуемых образцов поверхностей, которые находились на полу, как в наиболее отдаленной точке от источника излучения, делали смывы через каждые 5 мин. от начала облучения. Для устранения возможного бактериального загрязнения смывной и улавливающей жидкости к последней добавляли антибиотики из расчета по 100 ЕД пенициллина и стрептомицина на 1 мл среды N 199.

Поскольку точное определение конечной точки инактивации вирусов методом титрования сопряжено с известной трудностью (Д. и Э. Мейнелл), при сравнительном анализе полученных результатов под действием одной и той же дозы УФ излучения одновременно устанавливали длительность облучения объектов УФ радиацией по результатам инактивации 99,9% вируса в воздухе и на поверхностях.

Динамика инактивации отраженной и рассеянной УФ радиацией вируса гриппа, аденовируса и вируса полиомиелита в аэрозоле при удельной мощности источника излучения 1 вт/м8 воздуха показана на рис. 1. Тем-

Рис. 1. Динамика инактивации] коротковолновым УФ излучением (1 вт/м3) вируса гриппа, аденовируса и вируса полиомиелита в аэрозоле (температура 18—21°, относительная влажность 55—60%). / — вирус полиомиелита; 2 — вирус гриппа; Л — аденовирус; сплошная линия — опыт;

пунктирная — контроль без облучения; Н--

момент гибели 99,9% вируса.

У

ю г

Рис. 2. Динамика иыактивацив коротковолновым УФ излучением (1 вт/м*) аденовируса и вируса полиомиелита на горизонтальных поверхностях (температура 18—21°, относительная влажность 55— 60%).

/ — вирус полиомиелита; Р 2 — аденовирус. Остальные обозначения те же, что и «а рис. 1.

пература воздуха во время опытов была в пределах 18—21°, относительная влажность — в пределах 55—60%. Полученные полулогарифмические кривые инактивации вирусов соответствовали кривым многоударной кинетики. В первые 2 мин. облучения титр аденовируса и вируса гриппа снизился на 0,2 логарифма, количество вируса полиомиелита за это время практически не изменялось и соответствовало 103-4 ТЦД50?МЛ. После 11—12-минутного облучения титр аденовируса и вируса гриппа снизился на 2 логарифма и равнялся 101-6 ТЦД50/МЛ, что соответствовало инактивации 99% жизнеспособного вируса. Для инактивации такого же количества вируса полиомиелита экспозицию облучения необходимо было увеличить до 14 мин. При дальнейшем облучении воздуха наклон кривых увеличивался и 99,9% жизнеспособного вируса гриппа и аденовируса инактивировались в течение 17 мин. а вируса полиомиелита — в течение 20 мин. Облучение воздуха в течение 25—27 мин. вызывало полную инактивацию аденовируса и вируса гриппа, которые не удавалось выделить из аэрозоля с использованием применяемых

методик. Для полной инактивации вируса полиомиелита в аэрозоле требовалось 30-минутное непрерывное облучение воздуха.

Динамика инактивации отраженной УФ радиацией (1 вт/м3) аденовируса и вируса полиомиелита на горизонтальных поверхностях представлена на рис. 2.

Полученные кривые инактивации вирусов УФ лучами имели вид многоударных, что позволило в динамике сравнивать их по результатам снижения количества жизнеспособного вируса за единицу времени. Отмечено, что в первые 10 мин. облучения вирус полиомиелита оказался более устойчивым к УФ излучению, чем аденовирус. Графически эта устойчивость изображена наличием в начальной части кривой более выраженного плеча по сравнению с кривой инактивации аденовируса. После 14 мин. облучения поверхностей титр аденовируса снизился на 1 логарифм, что соответствовало инактивации 90% вируса. Количество вируса полиомиелита за это время уменьшилось лишь на 63%. При дальнейшем облучении кривые приобретали вид экспоненты и гибель 99,9% аденовируса наступала через 41 мин. Экспозиция в 52 мин. для аденовируса и в 58 мин. для вируса полиомиелита оказалась максимальной, при которой указанные вирусы с использованием применяемых методик не выделялись.

Сравнение результатов исследований с применением метода прямого и непрямого облучения (1 вт/м3) показало, что при обеззараживании поверхностей прямым потоком УФ радиации эффективность вирулицидного действия была в 1г/г раза выше, чем при непрямом облучении. Так, если отраженные УФ лучи инактивировали аденовирус в течение 52 мин., а вирус полиомиелита в течение 58 мин., то при прямом облучении экспозиция уменьшалась соответственно около 35 и 41 мин.

При обеззараживании воздуха независимо от метода облучения экспозиция, необходимая для инактивации вирусов в аэрозоле, была примерно одинаковой. Вероятно, воздух при любом методе облучения благодаря конвекционному движению подвергается равномерному обеззараживанию.

Во всех случаях применения бактерицидных ламп следует учитывать, что если относительная влажность воздуха в помещении превышает 65—75%, бактерицидное действие УФ излучения несколько снижается, а повышение температуры (до 30—35°) или понижение ее (до 0+5°) уменьшает бактерицидный поток лампы (Я. Э. Нейштадт). Поэтому на модели аденовируса нами было изучено вирулицидное действие УФ радиации в зависимости от показаний температуры и относительной влажности воздуха. Для повышения температуры воздуха в камере использовали электрический калорифер с терморегулятором. Опыты при пониженной температуре проводили зимой в помещении с отключенным отоплением, в котором находилась камера. Относительную влажность воздуха повышали, распыляя в камере дистиллированную воду, а понижали, распыляя хлористый кальций. Опыты были поставлены путем инактивации аденовируса в аэрозоле при мощности источника излучения 1 вт/м3 воздуха, пониженных (37—40%) и повышенных (90—95%) показателях относительной влажности воздуха с различными значениями температуры (1—3°, 18—20°, 30—33°).

Полученные результаты инактивации аденовируса показали, что на скорость инактивации возбудителя в аэрозоле существенное влияние оказывала относительная влажность воздуха: повышение ее заметно снижало действие УФ излучения и, наоборот, понижение увеличивало. Вероятно, при высокой относительной влажности воздуха происходит коагуляция капель, которая в итоге приводит к агрегации вирусных частиц. Очевидно, изменение кинетики инактивации вирусов связано с эффектом экранизации вирусных частиц в агрегате, а также частичным поглощением квантов энергии УФ излучения капельками воды. Изменение температуры воздуха существенно не отразилось на вирулицидном действии ультрафиолетового излучения.

Таким образом, анализируя результаты исследования инактивации вирусов в воздухе и на горизонтальных поверхностях, можно отметить, что доза коротковолнового УФ излучения из расчета 1 вт номинальной мощности бактерицидной лампы типа БУВ-15 на 1 м3 воздуха оказалась достаточно эффективной в вирулицидном отношении. Применение метода непрямого ультрафиолетового облучения воздуха помещений, особенно в организованных коллективах, может быть весьма эффективным средством в комплексе санитарно-противоэпидемических мероприятий для профилактики вирусных инфекций с воздушным механизмом передачи возбудителя.

Выводы

1. В условиях эксперимента отмечен высокий вирулицидный эффект коротковолнового УФ излучения на вирус гриппа, аденовирус и вирус полиомиелита в капельной фазе аэрозоля. При мощности излучения 1 вт/м3 воздуха указанные вирусы инактивировались в течение 25—30 мин.

2. На горизонтальных поверхностях, расположенных на расстоянии 2 ж от бактерицидной лампы (пол), УФ излучение в дозе 1 вт/м3 воздуха вызывало инактивацию аденовируса в течение 52 мин., а вируса полиомиелита в течение 58 мин.

3. При увеличении относительной влажности воздуха с 55—60 до 90—95% экспозицию УФ излучения, необходимую для полной инактивации аденовируса в аэрозоле, необходимо было увеличить в \г/2 раза.

ЛИТЕРАТУРА

Вашков В. И..Серебрякова Е. К- Гиг. и сан., 1954, № 11, с. 38. — Дмитриева Р. А. В кн.: Ультрафиолетовое излучение. М., 1966, с. 299.—К арпухин Г. И., Слободенюк А. В.,Слободеиюк В. К. Гиг. и сан., 1968, № 12, с. 60,— Ней-ш т а д т Я. Э. Бактерицидное ультрафиолетовое излучение. М., 1955. — Мейнелл Д. Мейнелл Э. Экспериментальная микробиология. М., 1967. — Jensen М., Appl. Microbiol., 1964, v. 12, p. 418.

Поступила 28/1 1969 г.

A STUDY OF THE VIRICIDAL EFFICIENCY OF UV RAYS IN EXPERIMENTAL DECONTAMINATION OF THE AIR SURFACES

A. V. Slobodenyuk, G. I. Karpukhin

The viricidal efficiency of shortwave UV rays for influenza virus, adenovirus and poliomyelitis virus was studied under experimental conditions. When the intensity of a radiation source amounted to 1 vt/m' the above mentioned viruses in the aerosol state were inactivated in 25 to 30 min. On the horizontal surfaces situated at a distance of 2m from the lamp the adenovirus was inactivated by UV rays in 52 min and the poliomyelitis virus — in 58 min. When the relative humidity of the air increased from 55— 60 up to 90—95 per cent the exposition .¡me necessary f or inactivation of the adenovirus in the aerosol had to be incresed 1.5 times.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.