Научная статья на тему 'Изучение уровня сформированности субъектной позиции воспитанника детского дома'

Изучение уровня сформированности субъектной позиции воспитанника детского дома Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
232
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ВОСПИТАННИК ДЕТСКОГО ДОМА / ВОЛЕВОЙ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ / INMATE OF A CHILDREN'S HOME / COMPONENTS: VOLITIONAL / SUBJECT / SUBJECT POSITION / MOTIVATIONAL AND VALUE / ACTIVITY-ORIENTED / REFLEXIVE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шадрова Екатерина Викторовна

В статье приводятся результаты констатирующего эксперимента, имеющего целью изучение уровня сформированности субъектной позиции воспитанника детского дома. Автор подчеркивает актуальность проблемы развития субъектности ребенка, раскрывает сущность и содержание понятия «субъектная позиция», показывает специфику ее формирования у детейсирот

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exploring the Level of Development of the Orphan's Subject Position

The article presents the experimental results aimed at exploring the level of development of the orphan's subject position. The author underlines the importance of this problem, discloses the meaning and the content of the notion "subject position" and shows the specificity of its formation among orphans.

Текст научной работы на тему «Изучение уровня сформированности субъектной позиции воспитанника детского дома»

 Изучение уровня сформированности субъектной позиции воспитанника детского дома

Е. В. Шадрова

В статье приводятся результаты констатирующего эксперимента, имеющего целью изучение уровня сформированности субъектной позиции воспитанника детского дома. Автор подчеркивает актуальность проблемы развития субъектности ребенка, раскрывает сущность и содержание понятия «субъектная позиция», показывает специфику ее формирования у детей-сирот.

Ключевые слова: субъект, субъектная позиция, воспитанник детского дома, волевой, мотивационно-ценностный, деятельностный, рефлексивный компоненты.

Exploring the Level of Development of the Orphan’s Subject Position

E. V Shadrova

The article presents the experimental results aimed at exploring the level of development of the orphan’s subject position. The author underlines the importance of this problem, discloses the meaning and the content of the notion “subject position” and shows the specificity of its formation among orphans.

Key words: subject, subject position, inmate of a children's home, components: volitional, motivational and value, activity-oriented, reflexive.

Актуализация проблемы формирования субъектных качеств растущего человека обусловлена объективным характером развития современного постиндустриального общества, поднятием на новый уровень самого человека как субъекта, автора своей жизни, ростом его самосознания, самоопределения, творческого потенциала. Потребность общества в новом воспитательном результате декларируется Концепцией модернизации российского образования, где становится очевидным значение формирования субъектной позиции ребенка. Особую значимость эта проблема приобретает в процессе воспитания де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, большинству из которых свойственны, согласно результатам исследований отечественных и зарубежных ученых (А. Адлер, Л. В. Байбородова, Ф. И. Кевля, Й. Лангмейер, А. М. Прихожан, Г. В. Семья, Л. М. Шипицына и др.), иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, трудности социализации, обусловленные инфантилизмом, замедленным самоопределением, незнанием и неприятием себя как субъекта собственной жизни. Важным в решении этой проблемы является формирование субъектной позиции (СП) ребенка, воспитывающегося без семьи.

Под субъектной позицией ребенка понимается его внутренняя волевая позиция, основанная на системе ценностных отношений к миру, к другим людям, к самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь, совершать поступки и жизненные выборы. Субъектную позицию ребенка характеризует совокупность целей и ценностей, осознанно и ответственно реализуемых им в различных ситуациях и способах деятельности и общения с другими людьми. Такое понимание сущности субъектной позиции ребенка позволяет выделить следующие ее компоненты:

1) мотивационно-ценностный (ценностноориентированный характер мотивации жизнедеятельности, целеполагание);

2) волевой (способность к саморегуляции, к преодолению препятствий);

3) деятельностный (активность, инициативность, ответственность);

4) рефлексивный (самооценка и оценка окружающей действительности).

В результате теоретического анализа структурного содержания субъектной позиции ребенка, специфических особенностей проявления ее компонентов у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были выделены три уровня сформированности субъектной позиции (Таблица 1).

Таблица 1

Основные характеристики уровней сформированности субъектной позиции ребенка___

Компоненты Показатели Уровни сформированности субъектной позиции ребенка

Высокий Средний Низкий

Мотивационно¬ Направленность на - мотивы деятельности носят - мотивы деятельности но¬ - мотивы деятельности не

ценностный общечеловеческие общечеловеческий ценност¬ сят личностно-ценностный согласуются с общечелове¬

ценности ный характер характер ческими ценностями

Целеполагание - сам ставит цель и стремит¬ - способен к целеполаганию; - целеполагание осуще¬

ся к ее осуществлению; - иерархия целей выстраива¬ ствляется внешними стиму¬

- цель носит ценностный, со¬ ется согласно внутренним и лами;

зидательный, творческий ха¬ внешним социально значи¬ - цели могут быть не ориен¬

рактер мым мотивам тированы на общечеловече¬

ские ценности

Волевой Саморе гуляция - способен к волевой регуля¬ - способен к волевой регуля¬ - не способен к адекватной

ции деятельности; ции деятельности, но пред¬ саморегуляции;

- самостоятельно осуще¬ почитает поддержку со сто¬ - прогноз, ход, коррекцию и

ствляет прогноз, ход и кор¬ роны; результат деятельности пе¬

рекцию деятельности - прогноз, ход и коррекцию рекладывает на других

деятельности осуществляет

при оказании помощи и под¬

держки

Потребность в - сформирована потребность - испытывает неуверенность - при столкновении с препят¬

преодолении препят¬ в преодолении препятствий; при столкновении с препят¬ ствием отступает;

ствий - способен контролировать ствием; - предпочитает следовать

желания и влечения и подчи¬ - нуждается в помощи и под¬ сиюминутным желаниям и

нять их поставленным целям держке потребностям

Деятельностный Активность - активен во всех сферах сво¬ - активен только в том, что - чаще пассивен, требует

ей жизнедеятельности ему интересно и значимо внешнего побудителя дея¬

для него тельности

Инициативность - проявляет инициативу во - инициативен только в том, - не(мало)инициативен, дей¬

всех сферах своей жизнедея¬ что ему интересно и значи¬ ствует по инструкции

тельности мо для него

Ответственность - несет ответственность за - ответственность за свои - не несет ответственности

свои мысли, отношения, по¬ мысли; отношения, действия за свои мысли, отношения,

ступки и их последствия носит ситуативный характер поступки и их последствия

(прежде всего перед самим

собой)

Рефлексивный Самооценка - самооценка сформирована - самооценка адекватна - самооценка завышена или

с опорой на внутренние занижена (она формируется

ценностно значимые крите¬ на основе чужой оценки)

рии

Оценка окружающей - сформировано целостное - не всегда осознает связь - не осознает связей с окру¬

действительности представление об окружаю¬ между своей жизнедеятель¬ жающей действительностью,

щем мире и о своем месте в ностью и окружающим не прогнозирует результатов

нем миром своей деятельности

На основе выделенных критериев и показателей сформированности субъектной позиции ребенка была разработана диагностическая методика. Эта методика составлена в результате модификации апробированного опросника «Уровень развития субъектности личности» М. А. Щукиной [2, с. 162-164]. Опросник состоит из инструкции, опросного листа, включающего 40 утверждений, и способов обработки результатов. Применение методики позволяет выявить уровень сформированности каждого из четырех компонентов субъектной позиции ребенка: мотивационно-ценностного, волевого, деятельностного, рефлексивного. Коэффициент сформированности субъектной позиции ребенка по одному из компонентов рассчитывается следующим образом:

. = IW

1 40 X п

где

К1 - коэффициент сформированности субъектной позиции ребенка по одному из 4-х компонентов;

У, (—1) - сумма баллов по каждому компоненту;

п

- число участников;

40 - максимальное количество баллов, которое может набрать опрашиваемый по каждой строке.

Опытно-экспериментальная работа по изучению уровня сформированности субъектной позиции ребенка, воспитывающегося без семьи, была организована в ряде детских домов Вологодской области (ГОУ «Великоустюгский детский дом № 1», МОУ «Детский дом № 4» г. Вологды, МОУ «Детский дом № 8» и МОУ «Детский дом № 9» г. Череповца). В диагностическом исследовании приняли участие 107 воспитанников, из них: под-

ростков - 55 (51 %); старших школьников - 52 (49 %).

В результате математической обработки экспериментальных данных (диаграмма 1) выявлен средний уровень сформированности субъектной позиции у большинства воспитанников детского дома (73 %); низкий уровень - у 20,5 %. К сожалению, число детей с высоким уровнем сфор-мированности субъектных качеств невелико -6,5 %.

В анкетировании приняли участие дети разного возраста, что позволило сравнить уровень развития СП у детей подросткового и старшего школьного возраста. При формулировании гипотезы исследования, опираясь на научные исследования Л. И. Божович, И. В. Дубровиной,

В. С. Мухиной, Д. И. Фельдштейна, мы предположили, что уровень сформированности СП будет повышаться по мере взросления ребенка.

Уровни сформированности СП воспитанника детского дома

Диаграмма 1

80

70

60

50

40

30

20

10

0

-73-

20,5

65

□ высокий уровень

П средний уровень

□ низкий уровень

Уровни сформированности субъектной позиции воспитанника детского дома (в процентах)

Ряд исследователей (А. В. Брушлинский, В. В. Селиванов, Е. А. Сергиенко и др.) выделяют стадии развития субъектности: от предсубъектной через аморфную, противоречивую и полноценную к угасающей [1, с. 322-326]. Такой онтогенетический подход к развитию субъектных качеств личности подчеркивает динамику сфор-мированности СП от подросткового возраста к

старшим классам. Однако, как показало проведенное исследование, существенного повышения уровня сформированности СП не происходит (Диаграмма 2). На наш взгляд, это может быть обусловлено спецификой развития детей-сирот и формированием «объектной», иждивенческой позиции в процессе их воспитания в детском доме.

Уровни сформированности СП подростка и старшеклассника

Диаграмма 2

80

70 ✓

60

50 /

40 /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 /

20 /

10

0

-а-

-26-

45-

□ Подростки

□ Старшеклассники

высокий уровень средний уровень низкии уровень (в процентах) (в процентах) (в процентах)

Результаты диагностического исследования указывают на необходимость воспитательной ра-

боты по повышению уровня сформированности субъектной позиции детей и открывают возможность качественного изменения позиции, занимаемой воспитанниками детского дома. Данные подтверждают гипотезу о возможном потенциале развития субъектных качеств воспитанников дет-

>75

Рефлексивный | 11 % | 64 % | 25 %

ского дома: число детей с высоким уровнем сформированности СП мало - от 4 % у подростков до 10 % у старшеклассников. Достижению положительной динамики может способствовать направленность воспитательного процесса на развитие субъектности воспитанников.

В ходе обработки результатов анкетирования удалось выявить коэффициент сформированно-сти различных компонентов субъектной позиции воспитанников детского дома (Таблица 2). Оказалось, что лучше всего у детей сформирован рефлексивный компонент субъектной позиции (высокий уровень выявлен у 13 % респондентов). Это свидетельствует о том, что дети осознают окружающую действительность, понимают закономерности бытия и свое место в мире; у них адекватная самооценка и развита способность к самоанализу и рефлексии. Однако у четверти респондентов выявлен низкий уровень сформиро-ванности деятельностного компонента СП. Отсутствие инициативы и самостоятельности, творческого начала в деятельности, инертность, пассивность - таково подтверждение слабого развития субъектных качеств личности ребенка, растущего без семьи.

Таблица 2

Уровень сформированности компонентов субъектной позиции _________

Уровни Высокий Средний Низкий

Компоненты

Мотивационно¬ 4 % 74 % 22 %

ценностный

Волевой 10 % 70 % 20 %

Деятельностный 8 % 67 % 25 %

Рефлексивный 13 % 68 % 19 %

Анкетирование позволило нам сравнить уровни сформированности содержательных компонентов субъектной позиции воспитанников разного возраста. У детей подросткового возраста (Таблица 3) отмечается высокий уровень развития рефлексивного компонента (11 % респондентов) и средний уровень развития мотивационноценностного компонента (75 % респондентов), что подтверждает готовность детей к осознанному поведению, учету общечеловеческих ценностей (Человек, Добро, Истина, Красота) при достижении поставленных целей, направленности мотивов на гуманистические ориентиры.

Таблица 3

Уровень сформированности

компонентов субъектной позиции подростков

Уровни Высокий Средний Низкий

Компоненты

Мотивационно¬ 5 % 75 % 20 %

ценностный

Волевой 4 % 71 % 25 %

Деятельностный 4 % 60 % 36 %

Однако у детей этого возраста слабо развит деятельностный компонент СП (низкий уровень - у 36 % респондентов), подчеркивающий зависимый, «объектный» характер жизнедеятельности детей-сирот. Среди детей старшего школьного возраста (Таблица 4) выявлено, что достаточно развиты волевой (высокий уровень - у 17 % респондентов) и деятельностный компоненты (средний уровень - у 75 %).

Таблица 4

Уровень сформированности компонентов СП старшеклассников__________

Уровни Высокий Средний Низкий

Компоненты

Мотивационно¬ 2 % 73 % 25 %

ценностный

Волевой 17 % 69 % 14 %

Деятельно стный 12 % 75 % 13 %

Рефлексивный 15 % 73 % 12 %

Это означает, что старшеклассники могут самостоятельно осуществлять прогноз, ход и коррекцию своей деятельности, более активны и инициативны, чем подростки. Однако демонстрируют низкий уровень сформированности мотивационно-ценностного компонента СП (у 25 %). Это заставляет задуматься над мотивами, методами и средствами, используемыми для достижения своих целей и волевого преодоления препятствий на пути к ним. К сожалению, диагностируется уже сложившийся к старшему школьному возрасту мотивационный комплекс, слабо ориентированный на гуманистические ценности.

Результаты пилотажного исследования подтверждают актуальность проблемы развития субъектных качеств воспитанников детского дома и подчеркивают необходимость повышения уровня сформированности субъектной позиции воспитанников, развития каждого из ее компонентов (в первую очередь - деятельностного и мотивационно-ценностного). В связи с этим актуализируется необходимость поиска педагогических условий, при которых формирование субъектной позиции ребенка будет успешным.

Библиографический список

1. Селиванов, В. В. Свойства субъекта и его жизненный цикл [Текст] / В. В. Селиванов // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. - М. : ПЕР СЭ, 2002. - С. 310-328.

2. Щукина, М. А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте [Текст] : дис. ... канд. психол. наук: 19. 00. 13 / М. А. Щукина. -Тюмень, 2004. - 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.