Изучение уровня сформированности речемыслительной деятельности у дошкольников
с тяжёлыми нарушениями речи
Study of the level of formation of speech-thinking activity in preschoolers with severe speech
disorders
Щербакова Дарья Евгеньевна
Студент 2 курса Факультет Институт детства ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 e-mail: scherbakovade@mail.ru
Shcherbakova Darya Evgenievna
Student 2 term Faculty of Institute of Childhood Novosibirsk State Pedagogical University Vilyuyskaya st., 28, Novosibirsk, 630126 e-mail: scherbakovade@mail.ru
Научный руководитель Траулько Елена Владимировна
канд. пед. наук, доцент
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 e-mail: e_traulko@mail.ru
Scientific adviser Traulko Elena Vladimirovna
Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor Novosibirsk State Pedagogical University Vilyuyskaya st., 28, Novosibirsk, 630126 e-mail: e_traulko@mail.ru
Аннотация.
Передовые исследователи указывают на связь речи с мыслительной деятельность человека. У детей с тяжёлыми нарушениями речи отмечается ряд сложностей, в том числе нарушения речемыслительной деятельности, что в свою очередь сказывается на речевом, интеллектуальном развитии ребёнка.
Annotation.
Advanced researchers point to the connection of speech with human mental activity. Children with severe speech disorders have a number of difficulties, including violations of speech-thinking activity, which in turn affects the speech and intellectual development of the child.
Ключевые слова: речемыслительная деятельность, речь, мышление, мыслительные операции, логико-грамматические отношения, словесно-логическое мышление, дети с тяжёлыми нарушениями речи.
Key words: speech-thinking activity, speech, thinking, mental operations, logical-grammatical relations, verbal and logical thinking, children with severe speech disorders.
Речь - высшая психическая функция человека, это особая и наиболее совершенная форма общения, которая реализуется в говорении, слушании, письме, чтении, которые являются основными видами взаимодействия людей в процессе вербального общения. Речевая деятельность - это деятельность, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели. Обязательным условием является мотивированность в передаче информации, мысли.
В свою очередь, речь связана с мыслительной деятельностью человека. Мыслительная деятельность включает в себя операции ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного
характера. Это операции анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, абстрагирования, посредством которых осуществляется процесс мышления как опосредованного и отражённого отражения действительности [3].
Речемыслительная деятельность - это процессы мышления и речи, выступающие как принадлежность сознания человека. Данное определение указывает на ментальное единство механизмов мышления и речи, но не предполагает, что речь выступает в качестве обязательной основы мыслительных процессов в сознании человека. Речемыслительная деятельность реализуется в процессе думанья [5].
И.А. Зимняя утверждает, что можно рассмотреть эту деятельность как своеобразную форму общения, взаимодействия человека с самим собой. Процесс думанья часто предшествует основным формам взаимодействия человека с другими людьми. Мысль является предметом речевой деятельности как форма отражения отношений предметов и явлений окружающего нас мира. Язык — это средство существования, формирования и выражения мысли. Л.С. Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т. е. превращения ее в слово [1].
Многие передовые исследователи утверждают связь речи с мыслительной деятельностью человека Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Г.Л. Розенгард-Пупко, Р.М. Боскис. Человек овладевает мыслительными операциями в процессе мыслительной деятельности. Высший этап мыслительной деятельности — это словесно-логическое мышление, которое в свою очередь является компонентом речемыслительной деятельности. По уровню развития словесно-логического мышления можно судить о речемыслительной деятельности человека в целом [3].
Дети с тяжёлыми нарушениями речи — неоднородная группа. В отличие от детей с нормальным речевым развитием, у детей с тяжёлыми нарушениями речи отмечаются недоразвития вербальной памяти и психических процессов, поэтому они часто отстают от своих сверстников, а именно в формировании словесно-логического мышления в анализе, синтезе и сравнении [4].
У детей с тяжёлыми нарушениями речи есть ряд речевых особенностей, а именно:
- грубые нарушения звукопроизношения и искажение слоговой структуры слова;
- неготовность к овладению звуковым анализом и синтезом, что приводит к трудностям в обучении
грамоте;
- бедность словаря, замена одного слова на другое фонетически схожее;
- отсутствие или редуцированность связной речи [2].
Говоря о нарушениях речемыслительной деятельности, в первую очередь следует обратить внимание на уровень сформированности логико-грамматических отношений. Для этого нами было проведено исследование логико-грамматических отношений у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи.
Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня сформированности логико-грамматических отношений у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие основные задачи:
1. Подобрать выборку испытуемых.
2. Составить диагностическую методику для изучения состояния логико-грамматических отношений у детей 6-7 лет.
3. Изучить анамнез и психолого-педагогическую документацию.
4. Провести обследование импрессивной и экспрессивной стороны речи относительно логико -грамматической отношений.
5. Проанализировать экспериментальные данные.
Изучалась оценка определенного ряда качественных особенностей, обусловленных индивидуальным своеобразием логико-грамматических отношений испытуемых детей родителями и педагогами. У всех обследуемых детей родители, логопеды и воспитатели отмечали трудности в речевом общении и в установлении контактов.
Разработанная методика состояла из обследования следующих сторон речи:
- понимание логико-грамматических конструкций;
- использование логико-грамматических конструкций в речи;
- обследование логико-грамматических отношений.
В ходе работы было обследовано 30 детей с тяжелыми нарушениями речи, возраст которых варьировался от шести до семи лет. В экспериментальную группу вошло 15 детей, среди них 5 девочек и 10 мальчиков. Контрольная группа составляла 15 детей, где 6 девочек и 9 мальчиков. Испытуемые были отобраны на основе протоколов психолого-медико-педагогической комиссии и по рекомендации логопеда.
Проводимое обследование требовало количественной и качественной оценки выполнения предлагаемых обучающимся проб, для чего на этапе организации эксперимента была введена трех балльная система оценивания правильности и качества выполнения упражнений.
В качестве материала для обследования грамматической структуры речи были использованы методики Н.М. Трубниковой, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной и адаптированы для данного исследования.
Обследование на понимание логико-грамматических конструкций проводилось по следующим направлениям:
1. Изучение понимания существительных в единственном и множественном числе.
2. Изучение понимания единственного и множественного числа глаголов.
3. Изучение понимания согласования числительных и существительных в роде, числе, падеже.
4. Изучение понимания согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
5. Изучение понимания пространственных предлогов.
Обследование уровня владения логико-грамматическими конструкциями в речи велось по следующим направлениям:
1. Изучение изменения существительных в единственном и множественном числе.
2. Изучение образования единственного и множественного числа глаголов.
3. Изучение согласования числительных и существительных в роде, числе, падеже.
4. Изучение согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
5. Изучение умения использовать пространственные предлоги.
Для исследования логико-грамматических отношений детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи использовались следующие методики:
- «Классификация понятий» (Л.С. Выготский, Б.В. Зайгарник);
- «Последовательность событий» (А.Н. Берштейн);
- «Четвертый лишний» (Н.Л. Белопольская).
Для обследования логико-грамматических отношений по каждой методике оценивались количественные и качественные результаты и выявлялся уровень сформированности логико-грамматических отношений у детей по критериям: классификация, составление рассказа по сюжетной картинке, анализ, обобщение, лексико-грамматический строй речи.
Проанализировав результаты исследования логико-грамматических отношений и конструкций у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи, можно сделать вывод, что 47,7 % детей имеют низкий
уровень владения и понимания. Низкий уровень предполагает, что дети заинтересованы и увлечены решить определенную задачу (рассмотреть картинки по категориям, образовать новые слова, разложить сюжетные картинки в правильном порядке), но к сути занятия дети относились безразлично и не увлеченно. Детям доступны простые поставленные задачи, они нуждаются в повторном разъяснении задания. Так же необходима помощь взрослого в плане практических действий. При выполнении многих заданий отмечались множественные ошибки - аграмматизмы, несвязность рассказа.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, было выявлено, что уровень развития логико-грамматических конструкций и отношений у большинства детей находится в среднем и низком значении.
Речь и мышление возникают независимо друг от друга, в ходе развития ребёнка объединяются и проявляются в новом образовании, логико-грамматические отношения. Оба процесса тесно связаны между собой и отставание в развитии одного из них ведёт к торможению в развитии другого.
Таким образом, можно сделать вывод, что детям необходима коррекционно-развивающая работа по формированию логико-грамматических отношений.
На этапе формирующего эксперимента в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи эффективным себя зарекомендовал математический материал. Исходя из этих данных, нами было выдвинуто предположение о том, что динамики в формировании логико-грамматических отношений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи можно достичь этапной коррекционно-логопедической работой, используя математический материал. Так, за основу коррекционной работы было взята разработка КА. Яцышиной, Е.В. Пащенко, Н.И. Отеевой о логико-грамматических отношениях и адаптирована для данного исследования [6, с. 198].
Мы предположили, что эффективности в формировании логико-грамматических отношений можно добиться при использовании математического материала, а также мы сделали упор на работу с математической лексикой, благодаря которой появится возможность сформировать у детей понимание и употребление согласования слов по числам, родам и падежам, в речи детей появятся сравнительные конструкции, а также сформируются логико-грамматические отношения.
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов исследования, была выявлена динамика во всех направлениях.
Так как работа велась с применением математической лексики, у детей в активном словаре появились ряды антонимов. Например, широкий - узкий, высокий - низкий. Следует отметить, что появились сравнительные степени прилагательных, такие как, шире - уже - ещё уже - самый узкий, выше - ниже и т.д.
По итогам формирующего эксперимента в пространственных представлениях также наблюдалась положительная динамика в росте пассивного и активного словаря. В активном словаре появились простые и сложные предлоги. Стали пониматься сложные предлоги. Дети стали правильно определять положение предметов в пространстве от себя, от других предметов. Но допускают неточности или ошибки в определении словами местоположения заданного предмета относительно других предметов, заменяя одни слова другими.
После проведения всех диагностических методик на контрольном этапе исследования было выявлено, что уровень сформированности логико-грамматических отношений у 1,1% детей на низком уровне; 47,8 % детей на среднем уровне; 51,1 % - на высоком.
По результатам контрольного эксперимента большое количество детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи имеют высокий уровень сформированности логико-грамматических отношений. Эти результаты доказывают, что математический материал эффективен в работе по данному направлению, об этом свидетельствует уровень сформированности логико-грамматических отношений, что подтверждает выдвинутую в начале эксперимента гипотезу.
Список используемой литературы:
1.Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование: теория и практика. — 2017. — № 1. — С. 38-44.
2.Барсукова О.Н. Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи // Вестник науки и образования. — 2015. — № 1. — С. 11-14.
3.Вавренчук Н.А. Проблема формирования речевой деятельности по использованию младшими школьниками математического языка // Пачатковая школа. — 2007. — №10. — С. 2-6.
4.Демидова А.В. Особенности речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 2 (46). — С. 74-75.
5.Зак А.З. «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет» — М.:Новая школа, 1996. —
288с.
б.Яцышина К.А. Исследование речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 2. С. 198202.