УДК 391.1-2. ББК 63.5 (2Рос.Чув)
Л.А. ТАЙМАСОВ, Н.И. ЗАХАРОВА-КУЛЬЕВА
ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ ЧУВАШЕЙ В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Ключевые слова: народная одежда, чуваши, этнические группы, исследователи, этнография, чувашеведение, трансформация, унификация.
Рассмотрены накопление, анализ и научное обобщение сведений и материалов о традиционной одежде чувашского народа в XVIII - первой половине XIX в. Авторы анализируют два этапа в изучении этой темы, на каждом из которых показаны особенности выполнения этнографических работ в тех или иных исторических условиях. Изучение чувашской традиционной одежды было обусловлено состоянием историко-этнографической науки в стране и регионе. Собирание этнографических материалов в XVIII в. происходило преимущественно под эгидой Санкт-Петербургской академии наук. В трудах участников академических экспедиций Г.Ф. Миллера, И.Г. Гмелина, Т. Кенигсфельда, П.С. Палласа, И.И. Лепехина и др. содержатся сведения о наиболее ранних образцах чувашской национальной одежды. Краеведческие работы в этот период являлись редким исключением (К.С. Милькович). На следующем этапе, в первой половине XIX в., проведение этнографических исследований о чувашах перемещается в Среднее Поволжье. На их активизацию оказали воздействие Казанский университет, открытый в 1804 г., Русское географическое общество (с 1845 г.), развитие просвещения, расширение сети региональных периодических изданий. Охарактеризованы работы А.А. Фукс, В.А. Сбоева, С.М. Михайлова и др. Авторы полагают, что изложенный в статье материал расширяет историографию изучения традиционной чувашской одежды и станет основой для дальнейшего исследования заявленной темы.
Традиционная одежда является наиболее важным элементом материальной культуры народов. Ее исследование позволяет воссоздать многие аспекты их жизнедеятельности: особенности хозяйственных занятий, социальную структуру, половозрастные различия, мировоззренческие взгляды и т.д. Она представляет некий символический код, отражающий внешний образ народа, позволяющий выделить его в этническом многообразии населения Земли. Поэтому неудивительно, что этнографы уделяют столь пристальное внимание традиционной одежде.
Чуваши, как и многие народы страны, вплоть до сталинской индустриализации и коллективизации старались сохранить самобытность национальной одежды. Наряду с другими артефактами материальной культуры она являлась важнейшим источником решения научных задач по различным вопросам истории и культуры. Исследователи Г.И. Комиссаров, В.Д. Димитриев, П.В. Денисов, В.Ф. Каховский и др. материалы о традиционной одежде использовали при освещении этнической истории чувашей [8-11, 14, 15]. Одежда как важный компонент в празднично-обрядовой системе представлена в работах А.К. Салмина [31, 32]. А.А. Трофимов сделал искусствоведческий анализ орнаментов чувашских вышивок [35]. Особенности одежды разных этнотерриториальных групп нашли отражение в трудах Т.М. Акимовой, Г.Н. Оркова, Л.А. Иванова, Е.А. Ягафовой [1, 13, 26, 27, 42]. Сравнительный анализ традиционных костюмов поволжских народов представлен в исследованиях Н.И. Гаген-Торн, С.И. Руденко, В.Н. Белицер и др. [3, 5, 29]. Значительный вклад в изучение и популяризацию знаний о чувашской традиционной одежде внесли В.П. Иванов, В.В. Николаев, Н.И. Захарова-Кульева
[12, 24]. В этом ряду следует указать фундаментальные историко-этно-графические издания о чувашах, выполненные под редакцией Н.И. Воробьева, В.П. Иванова, В.А. Тишкова [39-41]. Упомянутые выше авторы в своих исследованиях использовали сочинения предшественников - ученых и краеведов XVIII - начала XX в. Так как объем журнальной публикации не позволяет охватить столь значительный исторический период, то в данной статье дается характеристика публикаций отечественных и зарубежных авторов о чувашской традиционной одежде в XVIII - первой половине XIX в. Историографию рассматриваемой темы можно условно разделить на два этапа: XVIII в. и первая половина XIX в., каждый из которых имеет особенности как по постановке задач, так и по методологическим подходам их решения. Для получения более обоснованных обобщений по выделенным этапам авторы иногда выходили за рамки заявленных хронологических рамок. Публикации второй половины XIX - начала XX в. (Н.И. Ашмарин, В.К. Магницкий, Н.И. Зо-лотницкий, Н.В. Никольский и др.), посвященные чувашской традиционной одежде, будут рассмотрены в следующей статье.
Впервые чуваши под собственным именем упоминались в 1521 г. в записках австрийского посла Сигизмунда Герберштейна при освещении военно-политических отношений между Москвой и Казанью [7]. Вплоть до XVIII в. сведения о них были связаны с событиями завоевания Казанского ханства и установления политического, экономического и духовного господства России в регионе, поэтому этнографических сюжетов в них почти не встречается. Тем не менее самое раннее упоминание об элементах чувашской одежды относится к XVII в.: Адам Олеарий в сочинении «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно», опубликованном в 1647 г., отмечал: «Женщины и девушки ходят в одежде из грубого белого холста и закутываются вплоть до лица. Невесты носят спереди на головах своих украшение на манер рога; оно с локоть длиною и направлено кверху; на конце его в пестрой кисточке висит небольшой колокольчик» [25. С. 82]. Скорее всего, путешественник пытался описать женскую головную повязку сурпан, закрывавшую голову и шею, а под рогообразным украшением на голове невесты подразумевалась тухья с шишаком.
Петровские преобразования и имперские притязания царизма поставили на повестку дня изучение огромных территорий страны, населенных разными народами. Учрежденная в 1724 г. Санкт-Петербургская академия наук организовывала исследовательские экспедиции в различные губернии и провинции Российской империи. XVIII век мы рассматриваем как период начала сбора этнографических сведений о чувашах. Яркие и богато вышитые костюмы, украшения из монет и бисера не могли остаться без внимания участников академических экспедиций, которые оставили потомкам краткие, но весьма ценные описания предметов чувашской народной одежды той далекой эпохи. Так, в составе Второй Камчатской экспедиции (Великая Северная экспедиция) 1733-1734 гг. по дороге в Сибирь отряд из 30 человек, руководимый историком Г.Ф. Миллером, ботаником и медиком И.Г. Гмелиным, астрономом Л.Д. Кройером, посетил Поволжье и Урал. Миллер и Гмелин составили первые пространные описания чувашей. С 1751 по 1755 г. в Гёттингене были опубликованы экспедиционные дневники Гмелина в четырех томах на немецком языке («Путешествие по Сибири с 1741 по 1743 год»), в которых имелась информация о чувашах [44]. Материалы, собранные в Казанской губернии,
Г.Ф. Миллер обобщил в книге «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков...» [21]. При описании чувашской свадьбы он упоминает «женское платье», в которое облачалась невеста. Далее Миллер излагает архаичный обряд надевания головного убора невесты: на стол устанавливалось блюдо с хлебами, в них втыкались стрелы, сверху клался «головной убор чувашских баб, который у них тастар называется» [21. С. 72]. Этот обычай надевания головного убора сурпан / тастар символизировал перевод девушки в статус замужней женщины. В книге путешественника имеется также раздел, озаглавленный «О их платье», с описанием костюмов поволжских народов с приложенными рисунками. Чувашский костюм под номерами три и четыре отражен в двух рисунках: вид спереди и вид сзади [21. С. 100]. Некоторые дополнения к характеристике одежды чувашей той поры сделаны Тобиа Кенигсфельдом, посетившим Чувашский край в 1740 г. в составе участников путешествия астронома Н.И. Делиля [45].
Через три десятилетия после путешествий Кенигсфельда, Миллера и Гмелина по велению Екатерины II были возобновлены экспедиции Академии наук. Одна из экспедиций, названная Первой Оренбургской (1768-1774 гг.), -под руководством географа и естествоиспытателя П.С. Палласа - охватила Поволжье, Урал и Западную Сибирь. Первый отряд прошел по чувашским селениям на реке Черемшан. Паллас первым наиболее полно описал по отдельности костюмы женщины, девушки и мужчины, дал краткую характеристику головным уборам и украшениям чувашей, таким как сара, хушпу, ама, сурпан, сурпан дакки (у автора - сурпан зени). Он отметил наличие необычного хохолка поверх женского головного убора, который также хорошо заметен на гравюре, сделанной им во время путешествия [28. С. 136].
В составе отряда Палласа были натуралист И.П. Фальк, врач и ботаник И.И. Лепехин, офицер Н.П. Рычков [19, 30, 43]. В 1770 г. к экспедиции присоединился географ и ботаник И.Г. Георги, посетивший в 1773 г. на обратном пути из Сибири Казань и Чувашский край. Записки путешественников стали появляться в печати с 1770 г. Отчет о путешествии Георги напечатали в 1775 г., а через год вышла его книга «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей», в которой чувашам была посвящена одна глава с двумя иллюстрациями [6]. Автор заметил, что девичий наряд по сравнению с женским одеянием смотрится беднее и что верхняя одежда шьется без воротника. В книге размещены две гравюры, названные «Чу-вашанка спереди» и «Чувашанка в летнем платье» [6. С. 36]. В 1785 г. увидели свет записки Фалька под названием «Материалы для топографического знания Российской империи», в которых автор отмечает общие черты в одежде поволжских народов [43]. Второй отряд Оренбургской экспедиции, возглавляемый И.И. Лепехиным, также побывал в чувашских селениях Приче-ремшанья и составил этнографические описания о чувашах. Ученый уделил внимание чувашским женским головным уборам, называвшимся в исследуемой местности кашпау и тастар [19. С. 159]. Также Лепехин описал способы крашения верхней одежды пустав в синий цвет [19. С. 125].
Интерес к культуре поволжских народов значительно возрос в связи с их массовым крещением, участием в протестных движениях. Среди представителей власти возникла идея о необходимости христианского просвещения новокрещеных, для чего требовались знания об их языке, верованиях,
праздниках, обрядах и т.д. Эти обстоятельства обусловили появление первой чувашской грамматики «Сочинения, принадлежащие к грамматике чувашского языка», составленной архиепископом Казанским и Свияжским Вениамином Пуцеком-Григоровичем [34. С. 68]. В этой публикации имеются различные наименования предметов одежды и украшений.
Сведения землемера К.С. Мильковича, собранные в чувашских селениях на рубеже ХУ!!!-Х!Х вв., значительно пополнили этнографический материал о чувашах. Его статья «О чувашах» (без указания авторства) была опубликована в 1827 г. в журнале «Северный архив» [22]. Характеризуя свадебный и похоронный обряды, божества чувашей, Милькович обратил внимание и на одежду. Он еще застал время, когда мужчины носили «холстинное платье, вышитое крашеными шерстяными нитками, и на коем нашиты в разных местах красные, кишайчатые и кумачные лоскутки» [22. С. 54]. «Одежда женщин, нижнее платье и рубахи, разнятся только тем, что на девках она бывает хуже, нежели на замужних», - заметил К.С. Милькович [22. С. 54-55]. Также автор указывает головные уборы хушпу и тухья, покрывало невесты, чересплечное украшение тевет. В описании традиционных обрядов упоминает отдельные детали одежды. Например, он подчеркивает, что во время переодевания жениха к мизинцу его правой руки прикрепляли белый платок, «убранный шитьем, шелком и бахромою» [22. С. 62].
Обобщая публикации авторов XV!!! в., можно констатировать, что необходимость формирования этнографических знаний была обусловлена развитием Российской империи, учреждением Санкт-Петербургской академии наук и первого музея (Кунсткамеры). В этот период происходило накопление эмпирического материала о чувашской традиционной одежде. Авторами публикаций выступали преимущественно иностранцы и лица, мало знакомые с культурой и бытом изучаемых народов. Материалы этого этапа ценны тем, что донесли до наших дней описания, отдельные изображения наиболее ранней поры. Некоторые предметы чувашской национальной одежды XV!!! в. сохранились в фондах Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) РАН, о чем свидетельствует каталог чувашских материалов, подготовленный А.К. Салминым [20].
В первой половине Х!Х в. происходило становление этнографической науки в России и ее регионах. В исследовании этнографии поволжских народов, в том числе чувашей, огромная роль принадлежит Казанскому университету, открытому в 1804 г. Развитие региональных исследований поддерживали первые ректоры университета И.Ф. Яковкин, Н.И. Лобачевский, интересовавшиеся историей и культурой народов Среднего Поволжья. Региональная этнография стала серьезным увлечением профессора медицины К.Ф. Фукса [38]. Его супруга Александра Андреевна, часто посещавшая имения отца в Чебоксарском и Царевококшайском уездах, также стала собирать сведения о поволжских народах. Если К.Ф. Фукс сделал акцент на изучении этнографии татар, то Александру Фукс интересовали сюжеты из жизни и быта чувашских и марийских крестьян. Следует заметить, что чета Фукс пользовалась большим авторитетом среди казанского просвещенного общества. В их доме бывали знаменитости своего времени, останавливался А.С. Пушкин во время оренбургской поездки. А.А. Фукс писала стихи, содержала литературный салон. Супруги вместе с М.С. Рыбушкиным, И.Ф. Яковкиным, Г.Н. Городчанино-вым были в числе издателей журнала «Заволжский муравей».
Сведения о костюме чувашей содержались в письмах Александры Андреевны, адресованных мужу, и были опубликованы в вышеупомянутом журнале [36]. Позже записки А.А. Фукс о чувашах и марийцах вышли отдельной книгой [37]. Описывая свои впечатления от встреч с представителями этих народов, она не уделила одежде особого внимания, однако при рассмотрении обрядовых действий зафиксировала любопытный факт, совершаемый во время свадебной церемонии: верховые чуваши как в доме невесты, так и жениха вывешивали рубаху на всеобщее обозрение, прикрепляя ее к одной из березовых веток, привязываемых к ножкам стола [37. С. 62, 66]. Автор не уточняет, мужская или женская рубаха, и не рассматривает детали костюма, однако отмечает аккуратность нарядов чувашек: «Женщины одеты довольно опрятно (на них всегда чистая рубаха). Ты никогда не увидишь женщину с босыми ногами. Чувашки считают таким же грехом и стыдом показать свои ноги, как татарки лица или еще более» [37. С. 62, 59].
Значительный вклад в изучение чувашей внес профессор Казанского университета В.А. Сбоев, детство которого прошло в чувашском селе Кошки Чебоксарского уезда. Являясь знатоком чувашского быта и проанализировав многие публикации о чувашах, он написал исследование, в котором охватил все стороны народной жизни: хозяйственные занятия, религиозные верования, обычаи и т.д. [33]. При описании свадебных обрядов Сбоев изложил некоторые особенности чувашского национального костюма. Так, об одежде жениха он пишет, что его наряжают «в лучшее свое верхнее платье. На голову надевают теплую шапку, хоть бы то было в самое жаркое время, на шею -бисерное ожерелье; без рукавиц ему также нельзя обойтись, а без увесистой нагайки - и подавно» [33. С. 32]. В работе Сбоева есть краткое описание одежды некоторых свадебных персонажей: свахи «надевают на себя синие суконные кафтаны, а чрез плечо - перевязь (тевет), которая у богатых украшается бисером и серебряными деньгами, как то: полтинниками, четвертаками и гривенниками, а у бедных - тухланками, т.е. тонкими оловянными или медными кружочками, издали похожими на золотые и серебряные монеты» [33. С. 34]. Далее при изложении «обряда окручивания», т.е. перевода невесты в статус жены, он пишет, что свахи расплетают косу невесты и вместо девичьего головного убора тохья надевают на нее женский убор хошпу. Сбоев делает довольно подробные описания этих головных уборов [33. С. 35-36]. В другом месте, полемизируя с Г.Ф. Миллером и А.А. Фукс, которые не видели особых различий в чувашских и марийских костюмах, замечает, что «рубашки чувашек всегда бывают вышиты разноцветными шерстями либо шелком и бумагою и по подолу, и около шеи, и около груди. У девок на груди бывает одна вышивка наподобие креста с венком, а у замужних женщин - две» [33. С. 67]. По поводу мнения Миллера о невозможности различить чуваша и марийца по наружности и костюму пишет: «Помилуйте: отчего же невозможно? У чуваше-нина кафтан (сукман) всегда серый, а онучи черные; у черемисина - кафтан белый, да еще с откидным воротником, и онучи тоже белые: вот вам и самый верный и весьма неголоволомный признак, посредством которого весьма легко можете отличить чувашенина от черемисина» [33. С. 67-68].
Работы В.А. Сбоева в немалой степени подвигли С.М. Михайлова к занятиям по изучению истории и культуры чувашского, марийского и русского населения Козьмодемьянского уезда. Тягу к науке самоучки из народа поддержали ученые Казанского университета, редакторы «Казанских губернских ве-
домостей» А.И. Артемьев и И.Н. Березин. За десять лет научной деятельности Михайлов опубликовал 34 статьи [11. С. 507-509]. С.М. Михайлова по праву считают первым этнографом из чувашей. О традиционной чувашской одежде он пишет в статье «Чувашские свадьбы». Замечает, что девичье приданое в основном состояло «из рубах, сарпанов, башмаков, вышитых шелком разными узорами трудами самой невесты, равно в шульгамах и прочих нарядах» [11. С. 72].
Жениха на обряде сватовства Михайлов представил «в щегольском кафтане, в шляпе с шелковою кистью и сапогах» [23. С. 72]. Более детально описал затем его свадебный костюм, состоявший из кафтана, подпоясанного шелковым кушаком. На спину ему подвязывали богато украшенный вышивками туваткал - «четвероугольник», спереди на шею вешали фартук с вышивками - сапон, на голову надевали красную парадную суконную шапку с сурковым или хорьковым околышем и прикрепленным к нему бумажным или шелковым красным платком. Рубаха на женихе, по описанию Михайлова, бывает с воротником, унизанным деньгами, гривенниками или пятачками. Для рук предназначались черные кожаные перчатки или маленькие рукавицы, а также казацкая нагайка, для ног - сапоги с чулками или онучами. Дружки жениха наряжались в красные кумачные или синие пониточные кафтаны (каптал), а те, у кого не было такого наряда, оставались в простом кафтане, но, как правило, бывали в сапогах и щегольских шляпах с кистями [23. С. 74]. Михайлов замечает, что в Козьмодемьянском уезде «чувашские холостяки одеваются отлично, у них есть даже кафтаны, обшитые сурком или хорьком, да и сами молодец к молодцу» [23. С. 74].
В описании С.М. Михайлова свадебный наряд женщин, представляет собой суконный или пониточный синий кафтан (хыд), подпоясываемый широким шелковым вязаным поясом с прекрасными наконечниками из золотого или серебряного позумента. Те, кто не имел подобного кафтана, надевали сара (желтянку), рукава которой вышивались вычурными узорами шелком желтого цвета, из-за чего и называли его желтянкой. Сзади к поясу подвешивался вышитый туваткал «четвероугольник». Голову покрывал убор хошпа, который у верховых чувашей был намного уже: «красивая, низенькая, покрывает едва лоб и виски, как широкая лента» [23. С. 74]. Он украшался старинными серебряными мелкими монетами, а у бедных в числе монет были небольшие медные бляхи с изображением разных всадников. Через плечо вроде солдатской портупеи надевалась ама, т.е. лента, украшенная по краям «разными шелехами и корольками, а посредине - старинными серебряными мелкими и крупными монетами до полтинника. На шею надевалось что-то наподобие ожерелья - тевет, унизанное разными старинными монетами от четвертака до гривенника [23. С. 74]. На груди вешали два украшения шульгаме, изготовленные из кусков кожи, на которые в несколько рядов плотно нашивались старинные мелкие серебряные монетки, а по краям - более крупные, нижний край украшался белыми корольками, называемыми змеиными головками. Кроме того, женщины накидывали на себя шобыр - наподобие большой шали из холста с кистями, украшенной по углам вышивками. В ушах вместо серег на серебряных подвесках находились деньги от четвертака до гривенника, называемые алга. На ногах были онучи с подвязками наверху и маленькие, красивые, с небольшими головками лапти - шарда пу$ла $апата (лапти с бисерными головками) [23. С. 74]. На кисть одной руки прикрепляли сорпан, ко-
торым они махали при исполнении песен. Каждая старалась украсить пальцы рук серебряными и медными с дешевыми камешками перстнями. На поясе у них по бокам имелись украшения наподобие коротеньких лент с кистями и разными узорами, вышитыми шелком лаптак, кроме прочего к нему крепили кожаные кошельки и разные корольки. Подруги невесты, называемые хёр ?омё, надевали нарядные костюмы, через плечо - унизанную мелкими монетами и разными шелехами ленту ама. Наряд невесты был похож на костюм ее подруг. Главное отличие заключалось в том, что ее после одевания вели в избу под покрывалом [23. С. 74].
Краткие сведения о деталях верхового чувашского костюма содержатся в статье земского судьи В.И. Лебедева «Симбирские чуваши». Посетив зажиточную чувашскую семью из с. Штанаши Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Красночетайский район Чувашской Республики), он оставил описание одежды хозяев дома. Лебедев пишет, что на хозяине были «шапка черного плиса, новый кафтан серого сукна, опоясанный красным шерстяным кушаком, черные сапоги с острыми, вздернутыми вверх носками и нагайка за поясом» [16, 17]. Из одежды хозяйки автор обращает внимание на головной убор: «Поперек головы к ушам положена лента домашнего изделия из разноцветных шерстей, и голова больше ничем не покрыта. К концам ленты и вместе к ушам спереди прицеплен тонкий треугольный кусок холста, висящий под подбородком - знак замужества» [17. С. 188]. Далее он рассматривает женское нагрудное украшение шулкеме, ошибочно называя его хош-па, поясные украшения йёс тура и хуре.
Информация об одежде чувашей содержится в статистическом описании Саратовской губернии А. Леопольдова. Он замечает, что «одеяние их из толстого холста, вышито пестрою, а всего чаще синею, красною или черною шерстью» [18. С. 41]. По мнению Леопольдова, хушпу у чувашек Саратовской губернии бывают не только с открытым верхом, но и «зашитые» [18. С. 42].
Некоторые чувашские слова, обозначающие предметы и детали национальной одежды, включены в учебные пособия для классов чувашского языка, открывшихся при духовных учебных заведениях Казани и Симбирска. Так, в 1836 г. в типографии Казанского университета была напечатана грамматика чувашского языка «Начертание правил чувашского языка и словарь, составленный для духовных училищ Казанской епархии», подготовленная профессором философии Казанской духовной академии В.П. Вишневским. В ней содержится 68 названий предметов, деталей чувашской одежды и украшений [4].
Подводя итог изучению традиционной культуры чувашского народа в первой половине XIX в., следует отметить, что данный этап ознаменовался появлением специальных работ по этнографии чувашей (А.А. Фукс, В.А. Сбоев, С.М. Михайлов и др.), в которых нашли отражение сведения об их национальной одежде. На этом этапе Казанский университет стал центром региональных исследований о народах Среднего Поволжья. Еще одной особенностью следует считать появление журналов и газет, в которых публиковались работы и ученых, и краеведов-любителей. О чувашском костюме, за исключением С.М. Михайлова, писали в основном русские авторы, имевшие непосредственное общение с чувашами. Большая часть работ отражала материал из региона проживания чувашей верховой группы.
Таким образом, в исследуемый нами период накопление знаний о традиционной чувашской одежде происходило по мере развития этнографических
исследований. Если в XVIII в. основные сведения о российских народах формировали участники академических экспедиций, то в первой половине Х!Х в. центром исследования народов Среднего Поволжья становится Казанский университет. По мере развития образования, растет число краеведов, интересующихся культурой местного населения. Наиболее репрезентативный материал содержится в работах тех авторов, которые вышли из народной среды (С.М. Михайлов) или тесно соприкасались с объектом своих научных исследований (К.С. Милькович, А.А. Фукс, В.А. Сбоев и др.). Сведения авторов XVIII - первой половины Х!Х в. стали теоретической и источниковой основой для исследователей национальной чувашской одежды следующих исторических периодов.
Литература
1. Акимова Т.М. Эволюция женского костюма у саратовских чуваш // Труды НижнеВолжского обл. науч. об-ва краеведения. Вып. 35. Ч. 5. Саратов, 1928. С. 25-39.
2. Белицер В.Н. К вопросу о происхождении бесермян (по материалам одежды) // Труды Института Этнография АНСССР. М., 1947. Т. 1. С. 183-193.
3. Белицер В.Н. Народная одежда удмуртов. М.: Изд-во АН СССР, 1951. 142 с.
4. Вишневский В.П. Начертание правил чувашского языка и словарь, составленный для духовных училищ Казанской епархии. Казань: Университетская типография, 1836. 248 с.
5. Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья (материалы к этногенезу). Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1960. 230 с.
6. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей: в 4 ч. СПб.: Тип. АН, 1799. Ч. I. XV+76 с.
7. Герберштейн С. Записки о Московии: в 2 т. Т. 2. Статьи, комментарии, приложения, указатели, карты. М.: Памятники исторической мысли, 2008. 656 с.
8. Денисов П.В. Данные этнографии к вопросу о происхождении чувашского народа // О происхождении чувашского народа. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1957. С. 71-95.
9. Денисов П.В. Национальная одежда низовых чувашей южных районов Чувашской АССР // Учен. зап. / ЧНИИ. Чебоксары, 1955. Вып. 11. С. 210-251.
10. Денисов П.В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1969. 176 с.
11. Димитриев В.Д. История Чувашии XV!!! в. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1959. 530 с.
12. Захарова-Кульева Н.И. Чувашская национальная одежда: этнографический словарь. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2017. 251 с.
13. Иванов Л.А. Национальная одежда и украшения прикамских и южноуральских чувашей // Исторический сборник: Учен. зап. / ЧНИИ. Чебоксары, 1966. Вып. 31. С. 156-180.
14. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2017.
464 с.
15. Комиссаров Г И. Чуваши Казанского Заволжья. Казань: типолит. ун-та, 1911. 126 с.
16. Лебедев В.И. Симбирские чуваши // Журнал Министерства внутренних дел России. 1850. Ч. 30, № 6. С. 303-355.
17. Лебедев В.И. Симбирские чуваши // Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во,2001. С. 182-189.
18. Леопольдов А. Статистическое описание Саратовской губернии: в 2 ч. СПб.: Тип. Департамента внеш. торговли, 1839. Ч. 1. 190 с.
19. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства. СПб.: Тип. АН, 1795. Ч. I. 537 с.
20. Материалы о чувашах в фондах Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН / автор-составитель А.К. Салмин. Рукопись из личного архива А.К. Сал-мина, 54 с.
21. Миллер Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. СПб.: Тип. АН, 1791. [8], 99, [2] с; 8 л.
22. Милькович К.С. О чувашах // Северный архив. 1827. Ч. 27. № 9. С. 47-67; № 10. С. 120139; № 11. С. 210-232.
23. Михайлов С.М. Собрание сочинений / ЧГИГН. Чебоксары, 2004. 510 с.
24. Николаев В.В., Иванов-Огарков Г.Н., Иванов В.П. Чувашский костюм от древности до современности. М.; Чебоксары; Оренбург, 2002. 400 с.
25. Олеарий (Эльшлегер) Адам. Как мы прошли мимо Козьмодемьянска, Чебоксар, Кокшай и Свияжска II Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. С. 78-85.
26. Орков Г.Н. О народном костюме чувашей Башкортостана II Чувашское искусство: сб. науч. тр. I ЧГИГН. Чебоксары, 1997. Вып. III. С. 148-168.
27. Орков Г.Н. О традиционном костюме чувашей Самарской Луки II Чувашское искусство: сб. науч. тр. I ЧГИГН. Чебоксары, 1997. Вып. III. С. 169-200.
28. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1773. Ч. 1. [10], 657, 117 с., 25 л.
29. Руденко С.И. Башкиры. Л., 1925. Ч. II. 250 с.
30. Рычков Н.П. Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычкова по провинциям Российского государства в 1769 и 1770 году. СПб., 1770. 132 с.
31. Салмин А.К. Система религии чувашей. СПб.: Наука, 2007. 653 с.
32. Салмин А.К. Традиционные обряды и верования чувашей. СПб.: Наука, 2010. 239 c.
33. Сбоев В.А. Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях: их происхождение, язык, обряды, поверья, преданья и пр. М.: Типография С. Орлова, 1865. 188 с.
34. Сочинения, принадлежащие к грамматике чувашского языка [Пуцек-Григорович В.]. СПб.: Тип. АН, 1769. 68 с.
35. Трофимов А.А. Искусство: избр. тр.: сб. ст. I ЧГИГН. Чебоксары, 2005. 604 с.
36. Фукс А.А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань: Тип. Казан. Имп. университета, 1840. 333 с.
37. Фукс А.А. Поездка из Казани в Чебоксары II Заволжский муравей. Казань, 1834. Кн. 1. С. 6-11.
38. Фукс К. Казанские татары, в статистическом и этнографическом отношениях. Казань: Университетская типография, 1844. 131 с.
39. Чуваши I отв. ред. В.П. Иванов, А.Д. Коростелев, Е.А. Ягафова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; ЧГИГН. М.: Наука, 2017. 654 с.
40. Чуваши: история и культура I отв. ред. В.П. Иванов. Чебоксары: Чуваш кн. изд-во, 2009. Т. 1. 415 с.
41. Чуваши: этнографическое исследование I под ред. Н.И. Воробьева. Ч. 1. Материальная культура. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1956.
42. Ягафова Е.А. Самарские чуваши (историко-этнографические очерки). Конец XVII -XX вв. Самара: Поволжье, 1998. 368 с.
43. Falk J.P. Beyträge zur topographischen Kenntniss des Russischen Reichs. Bd. 1-3. SPb.: Gedruckt bey der Kayserl. Akademie der Wissenschaften, 1785-1786.
44. Gmelin J.G. Reise durch Sibirien, von den Jahren 1733 bis 1743. Vol. 1. Göttingen: Vandenhoeck, 1751. 467 s.
45. Extrait d'un voyage fait en 1740 a Berezow en Siberie aux depens de la Cour Imperiale par M. De l'Isle, doyen de l'Academie de Petersbourg pour у observer le passage de Mercure sur le disque du Soleil et du journal de M. Koenigsfeld, qui l'accompag- nait. Histoire generale des voyages. Amsterdam, 1779, vol. 24.
ТАЙМАСОВ ЛЕОНИД АЛЕКСАНДРОВИЧ - доктор исторических наук, профессор кафедры археологии, этнографии и региональной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
ЗАХАРОВА-КУЛЬЕВА НАТАЛИЯ ИВАНОВНА - старший научный сотрудник, Музей чувашской вышивки, Чувашский национальный музей, Россия, Чебоксары ([email protected]).
Leonid A. TAYMASOV, Natalia I. ZAHAROVA-KULYEVA
STUDY OF TRADITIONAL CLOTHES OF DUWLERS IN THE 18th - THE FIRST HALF OF THE 19th CENTURY
Key words: folk clothes, Chuvash, ethnic groups, researchers, ethnography, Chuvash studies, transformation, unification.
The accumulation, analysis and scientific synthesis of information and materials about the traditional clothes of the Chuvash people in the 1EÎh - the first half of the 19th century are considered. The authors analyze two stages in the study of this topic, each of which shows
the specifics of performing ethnographic works in various historical conditions. The study of Chuvash traditional clothing was determined by the state of historical and ethnographic science in the country and region. Collection of ethnographic materials in the 18th century. Occurred mainly under the auspices of the St. Petersburg Academy of Sciences. In the works of participants in academic expeditions G.F. Miller, I.G. Gmelin, T. Koenigsfeld, P.S. Pallas, I.I. Lepekhina and others contain information about the earliest samples of the Chuvash national clothes. Local history work during this period was a rare exception (KS Milkovich). At the next stage, in the first half of the 19th century, ethnographic research on the Chuvash moved to the Middle Volga region. Kazan University, opened in 1804, the Russian Geographical Society (since 1845), the development of education, the expansion of the network of regional periodicals, had an impact on their activation. The works of A.A. Fuchs, V.A. Soboeva, S.M. Mikhailova et al. The authors believe that the material presented in the article extends the historiography of the study of traditional Chuvash clothing and will become the basis for further research on the claimed topic.
References
1. Akimova T.M. Evolyutsiya zhenskogo kostyuma u saratovskikh chuvash [The evolution of women's costume in the Saratov Chuvash]. In: Trudy Nizhne-Volzhskogo obl. nauch. ob-va kraevedeniya. Vyp. 35. Ch. 5. [Proceedings of the Lower Volga region scientific about local history. Issue 35. Part 5]. Saratov, 1928, pp. 25-39.
2. Belitser V.N. K voprosu o proiskhozhdenii besermyan (po materialam odezhdy) [To the question of the origin of Besermyans (based on clothing materials)]. In: Trudy Instituta Etnografiya ANSSSR [Proceedings of the Institute of Ethnography of the ANSSSR] Moscow, 1947, vol. 1, pp. 183-193.
3. Belitser V.N. Narodnaya odezhda udmurtov [Udmurt folk clothes]. Moscow, 1951, 142 p.
4. Vishnevskii V.P. Nachertanie pravil chuvashskogo yazyka i slovar', sostavlennyi dlya dukhov-nykh uchilishch Kazanskoi eparkhii [The inscription of the rules of the Chuvash language and a dictionary compiled for theological schools of the Kazan diocese]. Kazan, 1836, 248 p.
5. Gagen-Torn N.I. Zhenskaya odezhda narodov Povolzh'ya (materialy k etnogenezu) [Women's clothing of the Volga peoples (materials for ethnogenesis)] Cheboksary, Chuvash Publ. House, 1960. 230 p.
6. Georgi I.G. Opisanie vsekh obitayushchikh v Rossiiskom gosudarstve narodov, ikh zhiteiskikh obryadov, obyknovenii, odezhd, zhilishch, uprazhnenii, zabav, veroispovedanii i drugikh dostopamyat-nostei [Description of all peoples living in the Russian state, their everyday rites, customs, clothes, dwellings, exercises, fun, faiths and other memorials. 4 parts. Part 4]. St. Petersburg, 1799, XV+76 p.
7. Gerbershtein S. Zapiski o Moskovii: v 2 t. T. 2. Stat'i, kommentarii, prilozheniya, ukazateli, karty. [Notes on Muscovy. 2 vols. Vol. 2: Articles, comments, applications, pointers, maps]. Moscow, Pamyatniki istoricheskoi mysli Publ., 2008, 656 p.
8. Denisov P.V. Dannye etnografii k voprosu o proiskhozhdenii chuvashskogo naroda [Ethnographic data on the origin of the Chuvash people]. In: O proiskhozhdenii chuvashskogo naroda [On the origin of the Chuvash people]. Cheboksary, Chuvash Publ. House, 1957, pp. 71-95.
9. Denisov P.V. Natsional'naya odezhda nizovykh chuvashei yuzhnykh raionov Chuvashskoi ASSR [National clothes of the lower Chuvashs of the southern regions of the Chuvash ASSR]. In: Uchen. zap. [Scientific notes]. Cheboksary, 1955, iss. 11, pp. 210-251.
10. Denisov P.V. Etnokul'turnye paralleli dunaiskikh bolgar i chuvashei [Ethnocultural parallels of Danube Bulgarians and Chuvashs]. Cheboksary, Chuvash Publ. House, 1969, 176 p.
11. Dimitriev V.D. Istoriya Chuvashii XVIII v. [History of Chuvashia of the 18th century]. Cheboksary, Chuvash Publ. House, 1959, 530 p.
12. Zakharova-Kul'eva N.I. Chuvashskaya natsional'naya odezhda: etnograficheskii slovar'. [Chuvash national clothes: ethnographic dictionary]. Cheboksary, Chuvash Publ. House, 2017, 251 p.
13. Ivanov L.A. Natsional'naya odezhda i ukrasheniya prikamskikh i yuzhnoural'skikh chuvashei [National clothes and jewelry of the Kama and South Ural Chuvash]. In: Istoricheskii sbornik: Uchen. zap. [Historical collection: Scientific notes]. Cheboksary, 1966, iss. 31, pp. 156-180.
14. Kakhovskii V.F. Proiskhozhdenie chuvashskogo naroda [The origin of the Chuvash people]. Cheboksary, Chuvash Publ. House, 2017, 464 p.
15. Komissarov G.I. Chuvashi Kazanskogo Zavolzh'ya [Chuvash of the Kazan Volga region]. Kazan, 1911, 126 p.
16. Lebedev V.I. Simbirskie chuvashi [Simbir Chuvash]. Zhurnal Ministerstva vnutrennikh del Rossii, 1850, Part 30, no. 6, pp. 303-355.
17. Lebedev V.I. Simbirskie chuvashi [Simbirsk Chuvash]. In: hrestomatiya po kul'ture Chuvashskogo kraya: dorevolyutsionnyi period [Chrestomathy on the culture of the Chuvash region: pre-revolutionary period]. Cheboksary, Chuvash Publ. House, 2001, pp. 182-189.
18. Leopol'dov A. Statisticheskoe opisanie Saratovskoi gubernii: v 2 ch. [Statistical description of the Saratov province. 2 parts]. St. Petersburg, 1839, Part 1, 190 p.
19. Lepekhin I.I. Dnevnye zapiski puteshestviya po raznym provintsiyam Rossiiskogo gosu-darstva. [Daytime travel notes in different provinces of the Russian state]. St. Petersburg, 1795, part I, 537 p.
20. Salmin A.K., comp. Materialy o chuvashakh v fondakh Muzeya antropologii i etnografii imeni Petra Velikogo (Kunstkamera) RAN [Materials about the Chuvash in the collections of the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) RAS]. Manuscript from the personal archive of A.K. Salmin), 54 p.
21. Miller G.F. Opisanie zhivushchikh v Kazanskoi gubernii yazycheskikh narodov, yako to cheremis, chuvash i votyakov [Description of pagan peoples living in the Kazan province, like Cheremis, Chuvash and Votyaks]. St. Petersburg, 1791.
22. Mil'kovich K.S. O chuvashakh [About the Chuvash]. In: Severnyi arkhiv [Northern Archive]< 1827, part 27, no. 9, pp. 47-67; no. 10, pp. 120-139; no. 11, pp. 210-232.
23. Mikhailov S.M. Sobranie sochinenii [Collected works]. Cheboksary, 2004, 510 p.
24. Nikolaev V.V., Ivanov-Ogarkov G.N., Ivanov V.P. Chuvashskii kostyum ot drevnosti do sovre-mennosti [Chuvash costume from antiquity to the present]. Moscow; Cheboksary; Orenburg, 2002. 400 p.
25. Olearii (El'shleger) Adam. Kak my proshli mimo Koz'modem'yanska, Cheboksar, Kokshai i Sviyazhska [How we walked past Kozmodemyansk, Cheboksary, Kokshay and Sviyazhsk]. In: Khrestomatiya po kul'ture Chuvashskogo kraya: dorevolyutsionnyi period [Anthology on the culture of the Chuvash region: pre-revolutionary period]. Cheboksary, Chuvash Publ. House, 2001, pp. 78-85.
26. Orkov G.N. O narodnom kostyume chuvashei Bashkortostana [About the folk costume of the Chuvash of Bashkortostan]. In: Chuvashskoe iskusstvo: sb. nauchn. tr. [Chuvash art: collection of scientific papers]. Cheboksary, 1997, iss. 3, pp. 148-168.
27. Orkov G.N. O traditsionnom kostyume chuvashei Samarskoi Luki [On the traditional costume of the Chuvash Samara Luke]. In: Chuvashskoe iskusstvo: sb. nauchn. tr. [Chuvash art: collection of scientific papers]. Cheboksary, 1997, iss. III, pp. 169-200.
28. Pallas P.S. Puteshestvie po raznym provintsiyam Rossiiskoi imperii [Traveling to different provinces of the Russian Empire]. St. Petersburg, 1773, part 1.
29. Rudenko S.I. Bashkiry [Bashkirs]. Leningrad, 1925, part 2, 250 p.
30. Rychkov N.P. Zhurnal ili dnevnye zapiski puteshestviya kapitana Rychkova po provintsiyam Rossiiskogo gosudarstva v 1769 i 1770 godu [Magazine or daily notes of Captain Rychkov's journey through the provinces of the Russian state in 1769 and 1770]. St. Petersburg, 1770, 132 p.
31. Salmin A.K. Sistema religii chuvashei [Chuvash religion system]. St. Petersburg, Nauka Publ, 2007, 653 p.
32. Salmin A.K. Traditsionnye obryady i verovaniya chuvashei [Chuvash traditional rites and beliefs]. St. Petersburg, Nauka Publ., 2010, 239 p.
33. Sboev V.A. Chuvashi v bytovom, istoricheskom i religioznom otnosheniyakh: ikh proiskhozh-denie, yazyk, obryady, pover'ya, predan'ya i pr. [Chuvash in everyday, historical and religious relations: their origin, language, rituals, beliefs, traditions and other]. Moscow, 1865, 188 p.
34. Putsek-Grigorovich V. Sochineniya, prinadlezhashchie k grammatike chuvashskogo yazyka [Compositions belonging to the grammar of the Chuvash language]. St. Petersburg, 1769, 68 p.
35. Trofimov A.A. Iskusstvo: izbr. tr.: sb. st. [Art. Selected works: collection of articles]. Cheboksary, 2005, 604 p.
36. Fuks A.A. Zapiski o chuvashakh i cheremisakh Kazanskoi gubernii [Notes on the Chuvash and Cheremis of the Kazan province]. Kazan, 1840, 333 p.
37. Fuks A.A. Poezdka iz Kazani v Cheboksary [A trip from Kazan to Cheboksary]. In: Zavolzhskii muravei [Zavolzhsky ant]. Kazan, 1834, book 1, pp. 6-11.
38. Fuks K. Kazanskie tatary, v statisticheskom i etnograficheskom otnosheniyakh [Kazan Tatars, in statistical and ethnographic relations]. Kazan,1844, 131 p.
39. Chuvashi [Chuvashs]. Moscow, Nauka Publ, 2017, 654 p.
40. Ivanov V.P., ed. Chuvashi: istoriya i kul'tura [Chuvashs: history and culture] Cheboksary, Chuvash Publ. House, 2009, vol. 1, 415 p.
41. Vorobyov N.I., ed. Chuvashi: etnograficheskoe issledovanie. Ch. 1. Material'naya kul'tura [Chuvashs: ethnographic study. Part : Material culture]. Cheboksary, Chuvash Publ. House, 1956.
42. Yagafova E.A. Samarskie chuvashi (istoriko-etnograficheskie ocherki). Konets XVII - XX vv. [Samara Chuvashs (historical and ethnographic essays). The end of the 17th - 20th centuries]. Samara, Povolzh'e Publ., 1998, 368 p.
43. Falk J.P. Beyträge zur topographischen Kenntniss des Russischen Reichs. [Contributions to the topographical knowledge of the Russian Empire]. Bd. 1-3. Vol. 1-3. St. Petersburg: Printed by Kayserl. Academy of Science, 1785-1786.
44. Gmelin J.G. Reise durch Sibirien, von den Jahren 1733 bis 1743. [Journey through Siberia, from 1733 to 1743]. Vol. 1. Gö ttingen: Vandenhoeck, 1751. 467 p.
45. Extrait d'un voyage fait en 1740 a Berezow en Siberie aux depens de la Cour Imperiale par M. De l'Isle, doyen de l'Academie de Petersbourg pour u observer le passage de Mercure sur le disque du Soleil et du journal de M. Koenigsfeld, qui l'accompag- nait. Histoire generale des voyages. [Extract from a trip made in 1740 to Berezow in Siberia at the expense of the Imperial Court by M. De l'Isle, dean of the Petersburg Academy to observe the passage of Mercury on the disk of the Sun and the journal of M Koenigsfeld, who accompanied him. General history of travel]. Amsterdam, 1779, vol. 24.
LEONID A. TAYMASOV - Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Archeology, Ethnography and Regional History, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).
NATALIA I. ZAHAROVA-KULYEVA - Senior Researcher, Museum of the Chuvash Embroidery, Chuvash National Museum, Russia, Cheboksary ([email protected]).
Формат цитирования: Таймасов Л.А., Захарова-Кульева Н.И. Изучение традиционной одежды чувашей в XVIII -первой половине XIX века // Вестник Чувашского университета. - 2020. - № 2. - С. 158-169.