УДК 787.8(092)(574) ББК 35.026
Алсаитова Раушан Капышевна
кандидат искусствоведения, доцент
кафедра музыкального образования Жетысуский государственный университет им. И.Жансугурова
г.Талдыкорган (Казахстан) Канабекулы Бауржан магистрант
Жетысуский государственный университет им. И.Жансугурова
г.Талдыкорган (Казахстан) Ырыскелди Алтынай магистрант
Жетысуский государственный университет им. И.Жансугурова
г.Талдыкорган (Казахстан) Alsaitova Raushan Kapyshevna Candidate's Arts study, associate professor departments of musical education state university the name of I.Jansugurova Taldikorgan (Kazakhstan) Kanabekuly Baurzhan master's degree state university the name of I.Jansugurova Taldikorgan (Kazakhstan) Yryskeldy Altynai master's degree state university the name of I.Jansugurova Taldikorgan (Kazakhstan) al saitova_r@mail .ru Изучение традиционной инструментальной музыки казахского народа:
некоторые аспекты изучения ( в контексте изучения данного феномена в образовательном процессе) Studies of traditional instrumental music of the Kazakh people : some aspects of study ( in the context of study of this phenomenon in an educational process) Авторами данной статьи были затронуты темы развития традиционной музыки в новом учебном процессе-кредитной технологии обучения (на основе учебной программы ВУЗ-а).Сколько музыковеды не пытались разъяснить и опознать сущности народного исполнительства, пытаясь координировать закономерности формы инструментальной музыки, опыт показывает что диагностическое исследование, как бы ждет последования, продолжения.
Jetisu's
Jetisu's
Jetisu's
Traditional music - is a music created by people. This is primarily the formation folklore that accompanied human life from birth to death. History of development of the traditional music of many centuries, and that spiritual islamic music we switched to secular music innoticeably. Urbanization and sedentarization in the 30s paid attention to urban secular music. She began to build on the model of European genres and forms. Ignoring those professional forms that have developed over the millennia by our ancestors.
Ключевые слова: традиционная музыка, сущность народного исполнительства, дистанционное обучение, Болонский процесс.
Key words: traditional music, essence of the folk carrying out, controlled from distance educating, Bolons's process.
В казахском музыковедении на сегодняшний день разработаны ряд важнейших исторических и теоретических проблем казахской традиционной инструментальной музыки. Их разработку начали ученые, еще в первой половине ХХ века. Методологически важными представлялись научные труды (А.Затаевич, А.Жубанов, В.Беляев, И.Земцовский, И.Мациевский, Т.Бекхожина) и др.
Дальнейшие научные изыскания в области традиционной инструментальной музыки связаны с именами ученых-музыковедов 70-80-х и нач.90-х г. прошлого столетия - А.Жубанов, Б.Сарыбаев, А.Мухамбетова, Б.Каракулов, С.Утегалиева, П.Шегебаев, Г.Омарова и др.
Этот период характеризуется также формированием метода диахронных исследований музыки и комплексным подходом к явлениям фольклора и устно-профессиональных жанров. Данный подход открыл дорогу для дальнейшего совершенствования способов познания казахской инструментальной музыки, являющейся продуктом кочевой культуры.
Традиционная музыка казахского народа, населяющего обширное пространство Центральной Азии, отличается разнообразием и богатством. Это прежде всего пласт фольклорный, который сопровождал жизнь человека от рождения до смерти. В изучении данной темы в силу, сложности обьекта исследования, в данном сообщении мы ограничимся освещением лишь некоторых, на наш взгляд, наиболее интересных аспектов.
Отличительная особенность традиционной культуры казахского народа -инструментальная музыка. Чисто инструментальные жанры народной музыки встречаются у народов, которые длительный исторический период вели кочевой образ жизни. К их числу относятся казахи, киргизы, туркмены, каракалпаки и другие. Культуры этих народов имели много общего и были объединены единой тюркской языковой группой, близкими религиозными представлениями, совпадающими народными обычаями, свадебными тоями, похоронными обрядами.
Кюй -это инструментальная пьеса программного характера. Все кюи отличаются небольшими размерами и звучат не дольше 2-3 минут. С малыми формами кюев связаны особенности образного строя музыки. Каждый кюй раскрывает только один музыкальный образ, передает только одно состояние и не включает контрастов.
Самым любимым инструментом казахов была домбыра. Домбровые кюи переходили из одного поколения к другому, они обобщали жизненный опыт народа, несли знание о природе человека.
История инрументальной музыки тесно переплелась с историей народа. Через века и тысячелетия домбра пронесла память о первых страницах истории кочевников, временах, когда и сам инструмент, и музыка еще были включены в древние культовые действия и обряды. Домбровые кюи отразили многие исторические события, сыгравшие роль в жизни казахов. Полностью сохранилась только традиция домбрового искусства, которая разделяется на два стиля - ток-пе (Западный Казахстан) и шертпе (Восточный , Центральный и Южный Казахстан). Кюи токпе и шертке различаются по тематике, форме и исполнительской технике. Западноказахстанские кюи отражают яркие драматические события, характеризуют волевые, сильные образы. Отличительной чертой всех западных кюев является импровизационное развитие кюев в обязательной последовательности по регистровым зонам — бас буын, орта буын и сага. Определяющим
стилем и особенностью являются и штрихи, которые извлекаются на домбре кистевыми взмахами.
Кюи традиции шертпе характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звуко-извлечение пальцами. Содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания, изящные женские образы. Все инструментальное наследие делится на народные кюи и авторские произведения кюйши. Сохранившиеся до нашего времени народные образцы представляют собой ранний фольклорный пласт музыкальной культуры. Происхождение этих кюев было связано с архаичными ритуалами, сохранившими отголоски древней мифологии и верований. Творчество кюйши относится к новой, более высокой исторической стадии развития музыкальной культуры. Искусство каждого кюйши отличалось яркой индивидуальностью стиля, характерной образностью, различными средствами музыкальной выразительности, высоким уровнем исполнительского мастерства. При этом рассказ и музыка были художественно равноправны.
Мастерство музыкантов оценивалось не только качеством игры, талантом инструментальной импровизации, но и владением слова. В разное историческое время связь между словесным и музыкальным текстами была неодинаковой. В древних пластах инструментальной музыки они образовывали общую сюжетную линию развития: основное содержание и развитие действия раскрывал рассказ, в который включали эпизоды, дополняющие и иллюстрирующие устное повествование. В ходе постепенного исторического развития инструментальная музыка перестала быть просто средством иллюстрирования. Между рассказом и кюями установились новые соотношения: в ангеме кюйши стали указывать, какому событию были посвящены кюи, рассказывали они и историю возникновения того или иного кюя.
Музыка сама стала представлять высокую художественную ценность, она стала нести самостоятельное содержание, раскрывать различные характеры и настроение.
Традиционная инструментальная культура продолжает развиваться и в наши дни. Однако на современном этапе развития традиционного искусства в нем происходят большие перемены, связанные с изменениями условий бытования и исполнения. Теперь кюи звучат не только в сольном исполнении, но и ансамблевых, оркестровых оранжировках. Многие современные кюи отражают событие нашей действительности. Однако кюи, как и раньше предают искренние чувства народа, его веру в будущее и мечты о счастье.
И все что мы перечислили, исторические ценности которые переходили из года в год, в 30-е годы прошлого века переходили на профессиональный этап развития, на смену народной традиционной педагогике, пришла европеизированная культура. И конечно же «куйшЬ> (творцы и исполнители инструментальной музыки), «баксы» (шаман) «жыршы», «жырау» (творцы и исполнители эпической традиции), «акын», «сал» и «серЬ> (поэты-импровизаторы, творцы и исполнители песенной традиции), и т.п. не укладывались в эту систему. И они ушли в сферу «самодеятельности». Живой пример тому тот же Толеген Момбеков, Бакыт Басыгараев, Сержан Шакратов и т.п. не могли работать в консерватории, так как они не владели нотной грамотой. Значит кто владел нотной письменностью назывался профессионалным музыкантом, и наоборот кто не владел стал называться «самодеятельностью». Европейская нотная культура стала профессиональной, а устная традиция стала «самодеятельностью» [1].
На стыке профессионального и традиционного исполнительства сформировались специальная терминологии, понятии слов «виртуоз», «технарь», «профессионал», т.п обращенный к профессиональному современному исполнительству, а как «мастер», «традиционный последователь», «знаток», и т.д. употреблялся для исполнителей-интерпретаторов традиционной народной музыки.
Сколько музыковеды не пытаются разяснить и опознать сущности народного исполнительства, пытаясь координировать закономерности формы
инструментальной музыки, опыт показывает что исследование диагностическая, как бы ждет последование, продолжение. Как бы не старались мы описать традиционное испонительства оно безграничное, и недоступное. Этим мы пытаемся чтобы заговорила народная музыка, ведь инструментальная народная музыка заменила ту функцию, где «кончается слово, начинается музыка».
Говоря об уровне знания древних музыкантов в области традиционной теории, нужно отметить, их сложность и многообразие при кажущейся простоте. Это и средства выразительности, мастерство исполнительской культуры, формообразующие аспекты, емкость философского содержания, богатство тембровой палитры национальных инструментов, и, наконец, интонационная структура [2,354с.]. Из этих высказываний мы подчеркиваем, что народная музыка простая по своему происхождению, непрерывная связь с природой, что ни делается, нужно последовать по природному пути, не противостоять природной закономерности, делать не спеша. И как сейчас наши ученики домбристы поступают, ведь учебный процесс охватывает большой обьем побочных знаний не давая возможности нам переосмыслить внутренний мир кюя, и происходит механическое разучивание кюя и отрабатывания технических сторон.
Такой подход народному достоянию порождает новые направления утекания не по нужному руслу, бесконечное сумотошное движение, стереотипы, вокруг основного, все время торопясь куда-то.
Последнее новшество в учебном процессе, это реформа которая проведена в Казахстане в последние десять лет, который на наш взгляд не совместима (по крайней мере для музыкальных учебных заведениях). Как всегда мы берем и перенесли с Запада, Западной Европы под названием Болонского процесса то, что разработано там совершенно не учитывая, насколько это подходит для наших условии. Например, Якутия где живет меньше одного миллиона человек, по территории чуть ли не Западная Европа,
можно ли проводить реформу образования по образцам западно-европейских университетов, средних школ, на территории, где проживают на равном пространстве всего один миллион человек? Школы и вузы разбросаны. Болонский процесс для чего был придуман? Когда Евросоюз стал расширяться, у жителей, у молодежи стал возникать вопрос: «вот мы все равны, а почему-то диплом этого Вуза (классические Вузы- английские, французские, немецкие университеты) ценится, а дипломы других университетов не ценятся? И для того чтобы уравнять в правах и шансах, в том числе провинциальных Вузов, был разработан Болонский процесс. Из под которых сразу попытались уйти все ведущие университеты Европы, вполне можно догадаться, что соединение проводится одним способом, нельзя соединить верхние планки путем снижения к тому что ниже. И таким образом в рамках самого Евросоюза Болонская система привела к ухудшению высшего образования.
Тем более когда Болонский процесс переносится на советскую систему образования, классическую, которая успешно развивалась в Казахстане, это привело даже очень в плачевную ситуацию.
Отсюда можно сделать вывод, что если до этого вся современная цивилизация создана на основе классических методов образования, то значит что эти классические методы образования несут золотые плоды. И только не далекие люди могут резать ту курицу которая несет золотые плоды [3].
Зачем улучшать то, что уже и так хорошо по определению, что доказало свою великолепность, что доказало свою эффективность? Что такое классическое образование? Это, в первую очередь, взаимоотношение педагога со студентом. Личное - не дистанционное, не через сети, не через Интернет, не через телевидение, не через интерактивную доску - ничего лучшего никто никогда придумать не сможет. Так родители обучают своих детей.
Дальнейшее развитие этой абсурдной системы образования приведёт к тому, что скажут и родителям: «Хорошо бы воспитывать детей на расстоянии».
Студенты заочного отделения получают задании по дистанционной форме, что приводит кучу вопросов, как можно на дистанции научить студента дирижированию, пению, или же играть на фортепиано, баяне, домбре.
Мир тюркской музыкальной културы - богатый и разнообразный, издавна служит обьектом пристального внимания ученых. Помимо своеобразия и уникальности каждой современоой тюркской культуры, исследователи неизбежно сталкиваются и с очевидностью их генетического родства. В настоящее время традиционные музыкальные культуры отдельных тюркских народов достаточно хорошо изучены по музыкально-этнографическим материалам Х1Х-ХХ вв [4, 162с.]. Все лучшие достижении иследователей были сделаны благодаря той системы.
Хотим отметить что желая возвращаться на ту систему которую мы уже перешли, не войдем ли незаметно еще на более ужасный учебный процесс, где неповоротно и окончательно потеряем то народное достояние которое сегодня имеем.
Здание современной цивилизации создано с помощью системы образования, которая сложилась ещё в античные времена. Потом было возрождено в средневековых университетах - без всяких компьютеров, дистанционных обучений и всего прочего.
Но, на наш взгляд, ни о какой модернизации, ни о каких инновациях, ни о каком новом расцвете культуры и речи быть не может при сохранении этой системы образования. И только возвращение к классическим образцам даст нужный эффект.
Библиографический список
1 Традиционная музыка тюркских народов в современом мире //Заседание Ученого совета: «Тюркская музыка» /телепроект, из высказываний д.и., профессора А.И.Мухамбетовой, 2014.
2 Кайкиев Б. Проблемы преподавания традиционной музыки в условиях современной системы музыкального образования //Традиционные музыкальные культуры народов Центральной Азии: материалы междунар. научно-практ. конф / под ред. С.И.Утегалиевой. А., 2009. -С493.
3 Третьяков В. Болонская модель не для России // М., 2012
4 Каракулов Б. О перспективах развития музыкальной тюркологии в Казахстане // Музыка тюркских народов: I Международного симпозиума / А., 1994.-C.220.
Bibliography
1 Traditional music of turkic people in the modern world //Meeting Scientist advice: "Turkic music" /teleproject, from expression of Doctor arts study professor A.I.Muhambetova. 2014.
2 Kaikiev B. Problems of teaching of traditional music in the conditions of the modern system of musical education //the Traditional musical cultures of people of Central Asia : materials of to the international research and practice conference/ under release C.I.Utegalievoi. А., 2009. -493p.
3 Tretijcov V. The Bolon's model not for Russia // of М., 2012
4 Karakulov B. About the prospects of development of musical turcologist in Kazakhstan // Music of turkic people : I of the International symposium / of А., 1994..-220p.