Научная статья на тему 'Изучение свойств автомобильных бензинов'

Изучение свойств автомобильных бензинов Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
327
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМКНУТОЙ НАРУЖНОЙ ОБОЛОЧКОЙ / ИЗОТЕРМИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВУАРЫ / ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ / ВЕРТИКАЛЬНЫЕ / ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Мирзаев Санжар Саиджонович, Абдурахмонов Хумоюн Нажмиддинович, Зарипов Мизроб Халим Угли

В статье изучены физико-химические свойства автомобильных бензинов. Анализирована детонационная стойкость автомобильных бензинов. Детонационная стойкость характеризует способность автомобильных бензинов противостоять самовоспламенению при сжатии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Мирзаев Санжар Саиджонович, Абдурахмонов Хумоюн Нажмиддинович, Зарипов Мизроб Халим Угли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение свойств автомобильных бензинов»

Изучение свойств автомобильных бензинов

1 2 3

Мирзаев С. С. , Абдурахмонов Х. Н. , Зарипов М. Х.

Мирзаев Санжар Саиджонович /Mirzayev Sanjar Saidjonovich - старший преподаватель;

2.Абдурахмонов Хумоюн Нажмиддинович /Abduraxmonov Humoyun Najmiddinovich -

магистрант;

3Зарипов МизробХалим угли / Zaripov Mizrob Halim ugli - студент, кафедра технологии нефтехимической промышленности, факультет химической технологии, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье изучены физико-химические свойства автомобильных бензинов. Анализирована детонационная стойкость автомобильных бензинов. Детонационная стойкость характеризует способность автомобильных бензинов противостоять самовоспламенению при сжатии.

Ключевые слова: замкнутой наружной оболочкой, изотермические резервуары, цилиндрические, вертикальные, изотермические резервуары, железобетонные.

Физико-химические свойства автомобильных бензинов и регулировочные параметры двигателей должны быть тщательно увязаны друг с другом.

Детонационная стойкость характеризует способность автомобильных бензинов противостоять самовоспламенению при сжатии. Высокая детонационная стойкость топлив обеспечивает их нормальное сгорание на всех режимах эксплуатации двигателя. Процесс горения топлива в двигателе носит радикальный характер. При сжатии рабочей смеси, температура и давление повышаются, и начинается окисление углеводородов, которое интенсифицируется после воспламенения смеси. Если углеводороды несгоревшей части топлива обладают недостаточной стойкостью к окислению, начинается интенсивное накапливание перекисных соединений, а затем их взрывной распад. При высокой концентрации перекисных соединений происходит тепловой взрыв, который вызывает самовоспламенение топлива. Самовоспламенение части рабочей смеси перед фронтом пламени приводит к взрывному горению оставшейся части топлива, к так называемому детонационному сгоранию. Детонация вызывает перегрев, повышенный износ или даже местные разрушения двигателя и сопровождается резким характерным звуком, падением мощности, увеличением дымности выхлопа. На возникновение детонации оказывает влияние состав применяемого бензина и конструктивные особенности двигателя[1].

Показателем детонационной стойкости автомобильных бензинов является октановое число. Октановое число численно равно содержанию (% об.) изооктана (2,2,4,-триметилпентана) в его смеси с н - гептаном, которая по детонационной стойкости эквивалентна топливу, испытуемому на одноцилиндровом двигателе с переменной степенью сжатия в стандартных условиях на бедной рабочей смеси. В лабораторных условиях октановое число автомобильных бензинов и их компонентов определяют на одноцилиндровых моторных установках УИТ-85 или УИТ-65. Склонность исследуемого топлива к детонации оценивается сравнением его с эталонным топливом, детонационная стойкость которого известна. Октановое число на установках определяется двумя методами: моторным и исследовательским [2].

Детонационная стойкость автомобильных бензинов определяется их углеводородным составом. Наибольшей детонационной стойкостью обладают ароматические углеводороды. Самая низкая детонационная стойкость у парафиновых углеводородов нормального строения, причем она уменьшается с увеличением их молекулярной массы.

Разницу между октановыми числами бензина, определенными двумя методами, называют чувствительностью бензина. Наибольшую чувствительность имеют олефиновые углеводороды. Чувствительность ароматических углеводородов несколько ниже. Для парафиновых углеводородов эта разница очень мала, а

57

высокомолекулярные низкооктановые парафиновые углеводороды имеют отрицательную чувствительность. Соответственно более по чувствительности отличаются бензины каталитического крекинга и каталитического реформинга, содержащие непредельные и ароматические углеводороды. Менее чувствительны к режиму работы двигателя алкилбензин и прямогонные бензины, состоящие из парафиновых и изопарафиновых углеводородов [3].

Литература

1. Гуреев А. А., Азев В. С. Автомобильные бензины. Свойства и применение: Учебное пособие для вузов. - М.: Нефть и газ, 1996. - 444 с.

2. Дворянинова Н.Е., Терегулов Р.К., Локшина АА. Этапы развития нефтегазодобычи в Баренцевом море. История науки и техники 2008 - № 5. Спец. выпуск № 2. - C. 120-124.

3. [Электронный ресурс]: URL: http://torgoil.com.ua/benzin/detonatsionnaya-

stoykost.html.

Физико-химические основы процесса подготовки нефти на месторождении Кокдумалак Ямалетдинова А. А.1, Абдуллаева Ш. Ш.2

1Ямалетдинова Айгуль Ахмадовна / Yamaletdinova Aygul Ahmadovna - преподаватель;

2Абдуллаева Шохиста Шухратовна /Abdullayeva Shohista Shuhratovna - преподаватель, кафедра технологии нефтехимической промышленности, факультет химической технологии, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье изучены физико-химические основы процесса подготовки нефти на месторождения Кокдумалак. Приведен анализ технологических показателей расчета ингибитора солеотложения типа «ДодискейлV 2870» на УППН.

Ключевые слова: установке предварительной подготовки нефти, нефтегазовой смесь, ингибитор, газы дегазации нефти.

Продукция (нефть) скважин месторождения Кокдумалак с блока входных ниток (БВН) сборного пункта (СП-5) по общему коллектору поступает на УППН-5. На установке предварительной подготовки нефти, весь технологический процесс сводится к сепарации жидкой фазы от газовой, за счет снижения давления. Сепарация газа от нефти начинается при снижении давления последней до давления насыщения и ниже. Происходит это как в пласте, так и в системах сбора нефти. Выделившийся газ стремится в сторону пониженного давления (к забою скважины - в пласте, к устью - в скважине), а затем в сепаратор [1].

Двигаясь в сторону пониженного давления, газ в виде пузырьков, расширяющихся и соединяющихся в более крупные, увлекает нефть и в то же время опережает ее. Процесс этот продолжается до входа в сепаратор. Перед входом в сепаратор, продукция скважин всегда состоит из двух фаз - жидкой и газовой. Соотношение между объемами фаз зависит от содержания легких углеводородов в нефти, давления, поддерживаемого в сепараторе, и давления насыщения нефти в пластовых условиях.

В газонефтяном сепараторе происходит процесс выделения из нефти свободного и растворимого в ней газа[2].

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.