Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА'

ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог / профессионально важное качество / стресс / стрессоустойчивость / стрессогенные факторы / ученики / учителя / teacher / professionally important quality / stress / stress resistance / stress factors / students / teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андросова Мария Ивановна, Агеева Виктория Тимуровна

В статье рассмотрены вопросы стрессоустойчивости педагогов как профессионально важного качества. Тематика работы была выбрана исходя из того, что каждый будущий педагог должен знать свой тип стрессоустойчивости, чтобы быть готовым к профессиональной деятельности. В ней содержательно представлен анализ понятий «стресс», «стрессоустойчивость». Представлены данные диагностики ее изучения по методике «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» (ПОТС) Н.П. Фетискина и В.В. Козлова. Также дополнительно был проведен опрос по итогам прохождения педагогической практики. Целью опроса было определить проблемное поле практикантов и сопоставить с данными диагностики ПОТС. Диагностика проведена среди студентов Института математики и информатики ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». Участие приняли 20 студентов направления «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» профиля «Информатика и Математика» очной формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the issues of stress tolerance of teachers as a professionally important quality. The topic of the work was chosen based on the fact that every future teacher should know his type of stress resistance in order to be ready for professional activity. It provides a meaningful analysis of the concepts of "stress", "stress tolerance". The diagnostic data of its study using the method "Perceptual assessment of the type of stress resistance" by N.P. Fetiskin and V.V. Kozlov are presented. Additionally, a survey was conducted based on the results of the pedagogical practice. The purpose of the survey was to identify the problem field of trainees and compare it with the data of the diagnosis of the method "Perceptual assessment of the type of stress resistance" by N.P. Fetiskin and V.V. Kozlov. Diagnostics was carried out among students of the Institute of Mathematics and Computer Science of the Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov. 20 students of the direction "Pedagogical education (with two training profiles)" of the profile "Computer Science and Mathematics" of full-time education took part.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА»

7. Первая олимпиада аспирантов «Научный поиск» // Официальный сайт Северо-Восточного федерального университета. - URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/pi/news/detail.php?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=204789 (дата обращения: 20.10.2023)

8. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» от 30.07.2014 N 902 (ред. от 30.04.2015). - URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-30.07.2014-N-902/ (дата обращения: 20.10.2023)

9. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Об утверждении Федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)» от 20.10.2021 г. № 951. - URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-20.10.2021-N-951/ (дата обращения: 20.10.2023)

Педагогика

УДК 159.99

старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 4 курса группы ПОИМ-20 Агеева Виктория Тимуровна

Институт математики и информатики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ КАК

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы стрессоустойчивости педагогов как профессионально важного качества. Тематика работы была выбрана исходя из того, что каждый будущий педагог должен знать свой тип стрессоустойчивости, чтобы быть готовым к профессиональной деятельности. В ней содержательно представлен анализ понятий «стресс», «стрессоустойчивость». Представлены данные диагностики ее изучения по методике «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» (ПОТС) Н.П. Фетискина и В.В. Козлова. Также дополнительно был проведен опрос по итогам прохождения педагогической практики. Целью опроса было определить проблемное поле практикантов и сопоставить с данными диагностики ПОТС. Диагностика проведена среди студентов Института математики и информатики ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». Участие приняли 20 студентов направления «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» профиля «Информатика и Математика» очной формы обучения.

Ключевые слова: педагог, профессионально важное качество, стресс, стрессоустойчивость, стрессогенные факторы, ученики, учителя.

Annotation. The article discusses the issues of stress tolerance of teachers as a professionally important quality. The topic of the work was chosen based on the fact that every future teacher should know his type of stress resistance in order to be ready for professional activity. It provides a meaningful analysis of the concepts of "stress", "stress tolerance". The diagnostic data of its study using the method "Perceptual assessment of the type of stress resistance" by N.P. Fetiskin and V.V. Kozlov are presented. Additionally, a survey was conducted based on the results of the pedagogical practice. The purpose of the survey was to identify the problem field of trainees and compare it with the data of the diagnosis of the method "Perceptual assessment of the type of stress resistance" by N.P. Fetiskin and V.V. Kozlov. Diagnostics was carried out among students of the Institute of Mathematics and Computer Science of the Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov. 20 students of the direction "Pedagogical education (with two training profiles)" of the profile "Computer Science and Mathematics" of full-time education took part.

Key words: teacher, professionally important quality, stress, stress resistance, stress factors, students, teachers.

Введение. Стремительные темпы развития нашего общества оказывают большое влияние на человека. В огромном потоке информации, коммуникаций, активном взаимодействии с другими людьми наиболее актуальной становится проблема стрессоустойчивости личности. Ведь стресс является неизбежным спутником жизни каждого человека. Стиль жизни современности - это нахождение в постоянной спешке, в череде событий, встреч, эмоций, деятельности. Это требует огромных усилий и времени и может легко вызвать у человека стресс.

Наиболее подвержены стрессу профессии типа «Человек - Человек» (Е.А. Климов), так как они направлены на взаимодействие и общение с другими людьми и поэтому их можно назвать энергозатратными, а стрессоустойчивость одним из профессионально важных качеств работников.

Как студенты направления «Педагогическое образование» рассмотрим профессию учителя. Общеизвестно, что профессиональный труд педагогов является одним из самых стрессовых и энергозатратных. Так как педагог ключевая фигура педагогического процесса, то умение организовать его это сложный и кропотливый труд, где каждый день необходимо уметь организовать взаимодействие с обучающимися, которое не всегда проходит успешно в силу тех или иных проблем.

Изложение основного материала статьи. В профессии педагога встречаются стрессовые ситуации. Необходимо отметить, что у учителей очень много обязанностей, которые необходимо успевать вовремя выполнять. Если взять, например, учителя математики, то у него каждый день в среднем по 4-5 уроков. Кроме того, он еще должен проверить тетради учащихся, заполнить документы, журналы. Также учитель может быть классным руководителем. То есть каждодневная работа с учащимися и их родителями. Многие учителя, чтобы качественно выполнить свою работу, жертвуют своим здоровьем, периодически подвергая его бесконечным психическим перегрузкам. Уходя целиком в свою профессиональную деятельность, учителя склонны игнорировать «культуру труда и отдыха» и, как следствие, напряженность, усталость и даже профессиональное выгорание. Они не могут вовремя остановиться и отдохнуть. Также необходимо отметить, что педагоги, как и представители других профессий типа «Человек - человек» склонны к тому, чтобы скрывать свой стресс, как от самих себя, так и от окружающих их людей.

Давайте, для начала ознакомимся, что же такое стресс, и откуда появился этот термин. Краткий экскурс в историю вопроса дает нам информацию о том, что в одном из европейских журналов 4 июля 1936 года раздела «Письма к редактору» была издана небольшая заметка молодого канадского ученого Ганса Селье «Синдром, вызываемый разными

повреждающими агентами», состоявшая из 74 строчек. Именно данная публикация положила начало изучению концепции стресса. Далее американский ученый У. Кэннон в своих трудах, посвященных универсальной реакции «бороться или бежать» ввел научный обиход термин «стресс» с точки зрения физиологии и психологии [1].

Термин «стресс» заимствован из техники, где это слово было использовано для обозначения силы извне, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность и, как следствие, наблюдается временное или постоянное изменение структуры объекта. Термин «стресс» в физиологии, психологии, медицине применяется для обозначения широкого круга состояний человека, которые возникают как ответная реакция на разнообразные экстремальные воздействия.

Изначально термин «стресс» возник в физиологии и, по мнению Г. Селье, обозначал неспецифическую реакцию организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднее термин стал использоваться для описания состояний человека в экстремальных условиях на разных уровнях (физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом) [2]. Следовательно, «понятие «стресс» определяет то, что каждый организм на каждое требование среды реагирует особым напряжением».

Тогда что же означает слово «стрессоустойчивость». В целом - это отмечается как качество личности: «Стрессоустойчивость - это способность переносить стрессогенные факторы и стрессовые ситуации, не теряя самообладания и трезвой оценки ситуации и умение приспосабливаться к внешним нагрузкам. Стрессоустойчивость личности - это умение разрешать жизненные трудности, управлять своими эмоциями, мимикой, дыханием, осознавать настроение и чувства окружающих, проявлять выдержку и такт» [3]. Исходя из вышеизложенных определений следует, что наличие у человека стрессоустойчивости как качества личности помогает ему прожить стресс, не вредя своему здоровью.

Постоянное нахождение человека в стрессе может вызвать серьезные ухудшения для здоровья, к потере мотивации в работе и в жизни в целом. Но чтобы бороться со стрессом, сначала нужно его у себя выявить. Для этого мы использовали методику «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов). Данная методика проведена среди студентов педагогических отделений «Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова» на платформе «Google Forms». Всего приняли участие 20 человек. Эти студенты все проходили производственную педагогическую практику в школе, поэтому они точно знают, что из себя представляет профессия педагога. А тест был такого формата:

Инструкция к тесту: «На каждый вопрос теста возможны три варианта ответа: «да», «нет», «не знаю». Не злоупотребляйте ответом «не знаю». Используйте его столько в том случае, если вас действительно затрудняет однозначный ответ «да» или «нет»» [5].

Обработка результатов и интерпретация (табл. 1; табл. 2):

«да» - 2 балла;

«нет» - 0 баллов;

«не знаю» - 1 балл.

Итоги тестирования:

- Тип Б выявлен у 3 человек.

- Тип <Б у 8 человек.

- Тип <А у 8 человек.

- Тип А у одного человека.

Таблица 1

Интерпретация результатов

отО до 10 баллов «Вы принадлежите к типу Б: люди такого типа четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их достижения; они стремятся справиться с трудностями сами, трудности и их возникновение подвергают анализу, делают правильные выводы; могут долгое время работать с большим напряжением сил; умеют и стремятся рационально распределять время; неожиданности, как правило, не выбивают их из колеи. Люди типа Б стрессоустойчивы» [5].

от 10 до 20 баллов «У вас проявляется склонность к типу Б, но умеренно выраженная; часто проявляете стрессоустойчивость, но не всегда» [5].

от 20 до 30 баллов «У вас проявляется склонность к типу А, но умеренно выраженная. Неустойчивость к стрессам проявляется нередко» [5].

от 30 до 40 баллов «Вы принадлежите к типу А: люди такого типа характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, обычно бывают не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели; часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность, у них быстрая речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры» [5].

Таблица 2

Шкала оценки типа стрессоустойчивости педагога

Количество баллов Тип Признаки стрессоустойчивости

0-16 Б «Люди этого типа умеют ставить четкие цели своей деятельности и определять оптимальные пути их достижения; самостоятельно и эффективно преодолевать возникающие трудности, первоначально выявляют вызвавшие их причины, и затем на основе результатов анализа выстраивают целесообразную линию их преодоления; способны работать с большим напряжением сил в течение длительного времени, рационально распределяя его, а при попадая в неожиданные ситуации умеют сохранять психоэмоциональное равновесие и рационально мыслить» [4].

10-20 <Б «У людей данных промежуточных типов и стрессоустойчивость, и неустойчивость к стрессам проявляется ситуативно: в каких-то ситуациях в одно время они могут обнаруживать явную стрессоустойчивость, а в аналогичных ситуациях в другое время у них проявляется риск дезадаптации в стрессе» [4].

20-30 <А

31-40 А «Внешне людей данного типа отличают такие поведенческие проявления, как нетерпеливость, гиперактивность, агрессивность, быстрая речь, активные движения лицевой мускулатуры. Их внутренними характеристиками являются неудовлетворенность как собой, так и внешними обстоятельствами, что говорит о нестабильности их поведения и деятельности» [4].

Также помимо теста у каждого был задан вопрос «Понравилась ли вам педагогическая практика в школе? (ваши мысли о ней)», на то были даны следующие варианты ответов:

вариант ответа 1. «Мне работать в школе понравилось, но очень много проверки тетрадей - на это уходит очень много времени, а кроме того, нужно еще готовиться к урокам»;

вариант ответа 2. «Это очень сложно, особенно было трудно держать дисциплину на уроке - иногда казалось, что учащиеся абсолютно не слушают, что я им рассказываю»;

вариант ответа 3. «В целом, практика прошла хорошо, но часто после рабочего дня уставала и сил ни на что не хватало»;

вариант ответа 4. «Особенно понравилось вести уроки; творческая работа, но проверка тетрадей очень неинтересная, рутинная работа»;

вариант ответа 5. «Заметила, что учителя очень устают, а от них требуют так много - слишком много документации и, думаю, из-за этого учителям порой не хватает времени на творчество»;

вариант ответа б. «Работать учителем не так уж плохо, но нужно быть очень ответственным, трудолюбивым и стрессоустойчивым»;

вариант ответа 7. «Находить к каждому ученику индивидуальный подход требует много времени, сил и нерв, но это того стоит»;

вариант ответа 8. «После дня в школе требовалось много отдыха, но я думаю, что это нормально»; вариант ответа 9. «Учителя очень даже спокойные люди; адекватно оценивающие ситуацию и умеющие находить компромисс в конфликтах, которые иногда могут быть»;

вариант ответа 10. «Сложно было заставить учащихся работать - если им неинтересно, то привить интерес требует огромных усилий».

вариант ответа 11. «Во время практики я иногда думала, что мне не хватает терпения и спокойствия; когда ребенок допускал ошибку после моего второго или третьего объяснения, я хотела злиться, но еле сдерживала свои эмоции и меня успокаивало только то, что ребенку может быть сложно осваивать новую для него информацию, так как я эту тему уже давно знаю, то это для меня кажется совсем элементарным и я не понимаю, как можно не понимать это - я надеюсь, что спокойствие и терпение придут ко мне с опытом».

вариант ответа 12. «Практика в школе показалась мне интересной в том плане, что каждый урок не повторяется, даже если ты учишь одну и ту же тему для двух параллельных классов, то ход урока все равно будет отличаться; также необходимо отметить, что темп освоения темы тоже будет разный у каждого учащегося. Учащиеся активные, искренние, веселые и любознательные. С такими ребятами педагог хочет готовиться к урокам, используя различные интересные материалы и т.д., но мне иногда не хватало времени на хорошую подготовку. Вести в день по 4-5 уроков и качественно готовиться по каждому это требует очень много времени».

вариант ответа 13. «Мне если честно, не очень понравилась практика, потому что учащиеся очень много шумят, не слушают учителя, не выполняют домашние задания. А если не выполняют домашние задания, то начинают отставать от программы. И это очень трудно дается учителю».

вариант ответа 14. «Мне понравилось вести уроки и общаться с учащимися, но работать в две смены это очень сложно. И заметила, что в будни очень много работы, а в выходные просто пытаешься восстановиться. И каждый раз также по кругу. Очень мало остается времени на отдых и хобби».

вариант ответа 15. «Практика прошла нормально, но пообщавшись с классным руководителем, можно понять, что работа в качестве классного руководителя требует много сил, терпения и выдержки, так как не все родители понимают учителя и идут ему навстречу. Есть и такие родители, которые всегда возмущаются и выражают недовольство по любому поводу, а найти компромисс с такими родителями может только стрессоустойчивый человек».

вариант ответа 16. «Во время практики мне бы хотелось проявить больше творчества на уроках, но на это зачастую не хватало времени. Просто, потому что уходило много времени на проверку тетрадей. Со стороны самочувствия чувствовала утомление, постоянную усталость из-за того, что во время практики недосыпала».

вариант ответа 17. «Мне во время практики было интересно проводить воспитательное мероприятие и классные часы, потому что во время таких занятий ребята становятся раскрепощенными, открытыми, не бояться высказать свое мнение, а на уроках наблюдала зажатость из-за боязни получить плохую оценку, неправильно ответить».

вариант ответа 18. «Практика в школе понравилась, но я очень устал, потому что проводил самостоятельно уроки почти каждый день, проверял тетради, контрольные, ежедневно готовился к урокам, посещал уроки. Никогда не считал, что работа учителя легкая, и это еще раз подтвердилось».

вариант ответа 19. «Практика прошла успешно, но после рабочего дня сильно уставала из-за большего количества общения. Абсолютно не хотелось вечером ни с кем общаться и чувствовала напряжение в горле. Каждый учитель в течение рабочего дня общается с огромным количеством людей, а это энергозатратно и сложно».

вариант ответа 20. «Особенно мне трудно было заставить работать детей, которые не хотят работать - в каждом классе есть такие ребята. И в течение практики пыталась заинтересовать этих ребят творческими заданиями и т.д. И, кажется, иногда мне это удавалось, но я очень уставала, а времени на отдых не хватало, что тоже грустно».

Выводы. Можно сделать вывод, что будущие педагоги адекватно оценивают стрессовые ситуации, но в силу небольшого педагогического опыта испытывают сложности в восстановлении, а также распределении времени, чтобы снизить уровень стресса в профессиональной деятельности. Также, после прохождения активной педагогической практики, каждому будущему педагогу необходимо обратить внимание на личную стрессоустойчивость, как на одно из профессионально важных качеств педагога. Зная свой тип стрессоустойчивости можно проработать те личностные качества, от которых зависит эффективность противостояния стрессу в профессиональной деятельности в том числе.

Литература:

1. Бильданов, В.Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / В.Р. Бильданова, Г.К. Бисерова, Г.Р. Шагивалеева. - Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. - 142 с.

2. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - Москва: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.

3. Леви, Л. Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции: медицинские, индустриальные и военные последствия стресса / Л. Леви. - Ленинград: Медицина, 1970. - 326 с.

4. Кружилина, Т.В. Педагогические условия формирования стрессоустойчивости педагогов / Т.В. Кружилина, Т.Ф. Орехова, Т.Г. Неретина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - №6. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-stressoustoychivosti-pedagogov (дата обращения: 14.10.2023)

5. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - Москва: Изд-во Института Психотерапии. - 2002. - 490 с.

Педагогика

УДК 374

учитель Антуфьева Марина Павловна

Цент поддержки семейного образования (г. Санкт-Петербург)

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СЕМЕЙНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Аннотация. Статья посвящена вопросу подготовки в системе повышения квалификации специалистов по семейному образованию. Целью статьи является освещение результатов разработки и апробации курсов повышения квалификации по программе «Специалист по семейному образованию». Обосновывается необходимость сопровождения семейного образования. В качестве причин упоминаются рост количества семей, отдающих предпочтение данной форм образования, возникающие затруднения при взаимодействии данных семей с государственными образовательными организациями, а также неготовность части родителей её организовывать. Освещается востребованность специалиста, вовлеченного в данный процесс, который организует взаимодействие семьи и коллективного субъекта сопровождения семейного образования. Обозначена цель курсов по формированию компетенции - способности и готовности обучающихся осуществлять организационно-педагогическое сопровождение семейного образования. Представлена декомпозиция данной компетенции, содержательное наполнение курсов, обеспечивающее достижение цели и базирующееся на модели компетенций специалиста семейного образования и модели организационно-педагогического сопровождения семейного образования. В статье представлены результаты апробации курса повышения квалификации по программе «Специалист по семейному образованию».

Ключевые слова: семейное образование, специалист по семейному образованию, курсы повышения квалификации по программе «Специалист по семейному образованию».

Annotation. The article examines extension courses in the structure of continuing education. The purpose of the article is to highlight the results of the development and testing of extension courses for the «Specialist in Homeschooling» program. The need of supporting of homeschooling is substantiated. The reasons cited are the increase in the number of families who prefer this form of education, difficulties arising in the interaction of these families with state educational organizations, as well as the unwillingness of some parents to organize it. The demand for a specialist involved in this process, who organizes the interaction of the family and the collective entity providing support for family education, is highlighted. The question is raised about the purpose of the courses, which is to develop competence: the ability and readiness of students to provide organizational and pedagogical support for family education. The indicators of the formation of this competence are revealed. The content of the courses is considered. It is based on the competencies of the homeschooling specialist model and the structure of organizational and pedagogical support. The article presents the results of testing the extension courses for the «Specialist in Homeschooling» program.

Key words: homeschooling, specialist in home schooling, extension courses on program «Specialist in homeschooling».

Введение. Семейное образование представляет собой форму получения образования, предусмотренную Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЭ и организуемую исключительно родителями [12]. В настоящий момент наблюдается рост количества семей, отдающих предпочтение данной форме образования. Об этом свидетельствует данные Минпросвещения: в России в 2023 г. 64 тыс. детей получают образование в семейной форме (в 2015-2016 учебном году число детей на семейном образовании составляло 8,5 тыс.), в Москве это цифра близится к 13 тысячам, что составляет более 1% от общего числа школьников.

Проблема семейного образования стала привлекать внимание государственных деятелей (В.А. Никонов, Л.Н. Духанина, Я. В. Лантратова) и обсуждаться специалистами в области образования. В 2020 году в Российской Федерации была зарегистрирована Национальная ассоциация семейного образования (НАСО), целью которой является развитие семейного образования и поддержка родителей детей-хоумскулеров. Кроме того, в 2019 году Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации выступила инициатором проведения экспертно-аналитического исследования по совершенствованию законодательного регулирования семейной формы получения образования, а также возможности сочетания различных форм обучения при освоении образовательных программ общего образования. Эти факты дают основание сделать вывод о развитии данной формы получения образования в отечественной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.