Научная статья на тему 'Изучение степени созависимости специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей'

Изучение степени созависимости специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗАВИСИМОСТЬ / СТЕПЕНЬ СОЗАВИСИМОСТИ / DEGREE OF CO-DEPENDENCY / РАБОТАЮЩИЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ORPHAN CHILDREN / СПЕЦИАЛИСТЫ / ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / SPECIALISTS WORKING WITH ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT / CODEPENDENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комбу А.С., Ооржак У.В.

Статья посвящена теоретическому и эмпирическому исследованию проблемы созависимости специалистов, работающих с детьми-сиротами. Раскрыты понятие «созависимости», основные ее характеристики, условия ее развития, группы риска созависимых. Проведено и проанализированы результаты эмпирического исследования по проблеме статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF THE LEVEL OF CO-DEPENDENCY OF SPECIALISTS WORKING WITH ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT

This article is devoted to theoretical and empirical research of the problem of the co-dependency of specialists working with orphans. The concept «co-dependency», its main characteristics, conditions of its development, groups at risk of co-dependency are revealed. The results of empirical research on article’s subject are also carried out and analyzed.

Текст научной работы на тему «Изучение степени созависимости специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

ИЗУЧЕНИЕ СТЕПЕНИ СОЗАВИСИМОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

А.С. Комбу, У.В. Ооржак

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

A STUDY OF THE LEVEL OF CO-DEPENDENCY OF SPECIALISTS WORKING WITH ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT

A. Romhu, li. Oorzjak

Tuvan state university, Kyzyl

Статья посвящена теоретическому и эмпирическому исследованию проблемы созавиаиюсти специалистов, работающих с детьми-сиротами. Раскрыты понятие \(созависимости»», основные ее характеристики, условия ее развития, группы риска созависимых. Проведено и проанатзироьаны результаты эмпирического исследования по проблеме статьи.

Ключевые слова: созависимость, степень созависимости, дети-сироты, специалисты, работающие с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Tfiis article is devoted to theoretical and empincal research of the problem of the co-dependency of specialists working with orphans. The concept «co-dependency», its main characteristics, conditions of its de\%clopmcnt, groups at risk of co-dependency are revealed. The results of empirical research on article's subject are also carried out and analyzed.

Key words: co-dependency, degree of co-dependency, otphan children, specialists working with orphans and children without parental support.

Созависимость - это феномен искажения личностных черт и поведения индивида в результате центрированности на проблемах и переживаниях другого субъекта, при игнорировании собственных потребностей. В на^ный оборот термин «созависимость» ввели в конце 1970-х гг. Р. Сабби и Д. Фрил.

В.Д. Москаленко выявила основные характеристики созависимости, к которым отнесла низкую самооценку, компуль-сивное желание контролировать жизнь других, желание заботиться о других, спасать других [1].

Созависимость развивается постепенно, в течение достаточно долгого периода времени при наличии поддерживающей среды, которая провоцирует развитие созависимых черт. Такой средой могут быть условия, усиливающие тенденцию к созависимому поведению. Это может быть наличие личных или профессиональных взаимоотношений с людьми зависимыми, нуждающимися в постоянном внимании

других, с людьми, имеющими серьезные затруднения, также это может быть жизнь в системе неписаных правил, которые развиваются в собственной семье [2].

Специалисты, изучающие феномен созависимости, выделяют несколько групп созависимых. Во-первых, это лица, находящиеся в браке или близких отношениях с больным химической зависимостью; имеющие химически зависимых родителей; взрослые дети, зависимые от алкоголя родителей. Во-вторых, это люди, находящиеся в тесных взаимоотношениях с хронически больными. В-третьих, это родители детей с поведенческими проблемами. И, в четвертых, это лица, выросшие в эмоционально-репрессивных семьях [2].

Также В.Д. Москаленко выделяет еще одну группу созависимых. К ней она отнесла людей «помогающих профессий», таких как педагоги, психологи, медицинские работники. Е.А. Петрова в

данную группу включает специалистов, работающих с детьми-сиротами [3].

Действительно, дети-сироты являются объектом особой заботы в силу того, что многие из них имеют психические отклонения, хронические заболевания, нарушения поведения и прошлый негативный опыт. И именно это обстоятельство провоцирует развитие созависимых отношений со стороны некоторых специалистов. «В воспитании детей-сирот, - по мнению Е.А. Петровой, -потенциальные созависимые находят «мишень» для приложения своих сил и стремлений» [2].

Тесное взаимодействие с детьми-сиротами, по мнению авторов, является одним из видов поддерживающей среды для развития созависимости. Исходя из этого в исследовании была поставлена гипотеза, которая заключается в следующем - чем больше стаж работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, тем выше уровень созависимости у специалистов.

В исследовании по изучению степени созависимости принимали участие специалисты, работающие в Кызылском детском доме и школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кызыла. Всего 29 респондентов женского пола в возрасте от 23 до 65 лет, из них 12 из детского дома, 17 из школы-интерната. Стаж работы у всех респондентов разный - от 2-х месяцев до .40 лет.

Для выявления уровня созависимости использовался опросник В.Д. Москаленко, который позволяет выявить степень созависимости.

Детский дом г. Кызыла предназначен для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 3-х до 11 лет. С ними работают в общей сложности 31 специалистов. В детском доме имеются 7 групп: 4 речевых групп, 1 санаторная, а в 2 группах находятся дети с задержкой психического развития.

Коррекцией, реабилитацией, физическим и психическим оздоровлением воспитанников занимаются такие специалисты, как психолог, дефектолог, логопед, социальный педагог, медицинский работник.

Основная задача, стоящая перед коллективом детского дома, - социальная адаптация воспитанников. После достижения школьного возраста воспитанники передаются для дальнейшего обучения и воспитания в школу-интернат.

В школе-интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кызыла работают всего 164 сотрудников. В ней обучаются всего 187 учащихся с 5 по 11 классы. Из них 53 не проживают в интернате, 134 учащихся являются воспитанниками интерната (из них 52 -сироты, 82 - дети, оставшиеся без попечения родителей).

Результаты, полученные в ходе проведения методики, отражены в таблицах 1 и 2.

Результаты, полученные у специалистов, работающих в Детском доме

Таблица 1

Возраст Стаж работы Баллы

23 6 мес. 61

40 16 лет 60

65 35 лет 49

38 12 лет 52

44 20 лет 36

47 24 лет 48

42 18 лет 35

42 18 лет 33

38 15 лет 36

48 25 лет 37

27 2 года 28

30 8 лет 68

Результаты, полученные у специалистов, работающих в школе-интернгге для детен-с.тот и пет^^"^ 2

оставшихся без попечения родителей

Возраст С гаж работы Баллы

34 10 лет 336

47 25 лет 356

49 20 лет 506

25 1 год 426

26 3 мес. 526

33 7 лет 496

30 5лет 446

45 22 лет 546

29 блст 486

62 40 лет 616

40 7 лет 586

52 25 лет 606

31 7 лет 476

53 24 лет 516

23 2 месяца 426

50 25лет 476

30 2 года 416

Согласно данным таблицы 1, очень высокая степень созависимости зафиксирована у 3 человек (25%), высокая степень - у 3 человек (25%), средняя степень - у 5 человек (41,7%), низкая степень - у 1 человека (8,3%).

Результаты, полученные у сотрудников школы-интерната (таблица 2.), свидетельствуют, что у 11.7% респондентов наблюдается очень высокая степень созависимости. Высокая степень созависимости наблюдается у 76,6 % респондентов, средняя степень - у 11,7%. Низкая степень созависимости не была выявлена.

Для выявления взаимосвязи между степенью созависимости и стажем работы все респонденты были разделены на 4 группы. В первую группу были отнесены работники имеющие стаж работы в учреждении для детей-сирот не более 5 лет. В нее вошли 7 человек (24%). Из них у одного была выявлена очень высокая степень созависимости. У пятерых зафиксирована высокая степень созависимости. Один сотрудник имел низкую степень созависимости.

Ко второй группе мы отнесли респондентов, имеющих стаж работы в учреждении для детей-сирот от 6 до 15 лет. Во вторую группу вошли 8 человек (27,6%). Из них у 1 человека выявлена очень высокая степень созависимости, у 5-х - высокая степень, у 2-х - средняя степень.

В третью группу вошли 12 респондентов, которые имели стаж работы в учреждении для детей-сирот от 16 до 30 лет (41,4%). Из 12 респондентов: 2 имели очень высокую степень созависимости, 5 -высокую степень и остальные пятеро респондентов имели среднюю степень созависимости.

И, наконец, в четвертую группу вошли 2 респондента, которые имели стаж работы в учреждении для детей-сирот более 30 лет (7%).

В целом в ходе исследования была выявлена очень высокая степень созависимости у 17,2 % испытуемых, высокий уровень созависимости у 55,1%, средний уровень созависимости у 24,3%, очень низкий уровень созависимости^ 3,4%.

Таким образом, можно констатировать, что большинство респондентов имеют высокий и очень высокий уровень созависимости (69,3%) независимо от стажа работы. Поставленное предположение оказалось верным. Однако следует подчеркнуть, что высокий уровень созависимости был выявлен у тех, кто имел не только большой стаж работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, но и маленький. Также среди тех, кто имеет достаточный стаж работы с такими детьми, оказался высокий процент респондентов, имеющих среднюю степень созависимости. Такое противоречивое положение дел можно объяснить следующим образом. Во-первых, большая длительность работы и более зрелый возраст не только не способствует формированию феномена созависимости, но и, напротив, являются факторами защиты. С увеличением жизненного и профессионального опыта вырабатываются у некоторых людей способы защиты, которые препятствуют развитию созависимого поведения [2].

Во-вторых, молодые по возрасту и имеющие маленький стаж респонденты демонстрируют высокий уровень созависимости в силу семейной неустроенности, нереализованных

материнских функций.

Независимо от стажа работы, возраста и семейного положения специалистов данной категории необходимо проведение профилактики созависимости среди них.

Для преодоления созависимости рекомендуется обратиться к специалистам в этой сфере. Отечественный опыт оказания помощи созависимым охватывает такие формы работы, как лекции, индивидуальное консультирование и индивидуальная психотерапия. Главным же методом и наиболее желательным является групповая психотерапия. Дополнительно рекомендуется ведение дневника с выполнением домашних заданий, чтение рекомендуемой литературы.

Литература:

1. Москаленко В.Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления [Электронный ресурс] / В.Д. Москаленко: Режим доступа Ъ Пр: //аасага уап. п агос] .г и /5огау {т. Ь йп 1 свободный

2. Петрова Е.А. Созависимость как личностная характеристика специалистов, работающих с детьми-сиротами [Электронный ресурс] / Е.А. Петрова. -Электрон. дан. // Вестник Новгородского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. - Великий Новгород, 2007. - № 40. С. 9 -11. Режим доступа: http://www.novsu.ru/vestnik/ \'С5Ык/|\78099/?апГс1е=17483.

3. Петрова Е.А. Факторы. влияющие на формирование феномена созависимости у специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей [Электронный ресурс] / Е.А. Петрова. - Электрон, дан. // Вестник Новгородского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. - Великий Новгород. 2008. - № 48. С. 75-77. Режим доступа: http://www.novsu.ru/vestnik/ уеБГтк/ь 78099/?агп'с1е=142231 свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.