Научная статья на тему 'Современные психолого-педагогические исследования о проблемах развития воспитанников закрытых образовательных учреждений'

Современные психолого-педагогические исследования о проблемах развития воспитанников закрытых образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
581
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Радина Н. К.

Данная статья интегрирует основные идеи, целостно представляющие проблемы развития социальных сирот, воспитывающихся в государственных закрытых образовательных учреждениях. В настоящий момент основной «интерпретационной схемой», в рамках которой анализируются особенности развития детей без семьи, являются последствия психической депривации в закрытом образовательном учреждении. Автор статьи предлагает также учитывать взросление социальных сирот в алкогольной семье, травму потери родителей, последствия перенесенного домашнего насилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of Present-Day Research in Psychology and Pedagogy of Boarding School Students Development

The article integrates the basic ideas which present a complete overview of the problems of development of social orphans public boarding schools. At present the basic «interpretational schema» within the framework of which features of development of children without family are analyzed is the consequences of mental deprivation in the closed educational institution. The author suggests to take into account the growth of social orphans in alcoholic families, the loss of parents trauma, and also consequences of house-hold in-family violence.

Текст научной работы на тему «Современные психолого-педагогические исследования о проблемах развития воспитанников закрытых образовательных учреждений»

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ЗАКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Н.К. Радина, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Нижегородского государственного педагогического университета

Данная статья интегрирует основные идеи, целостно представляющие проблемы развития социальных сирот, воспитывающихся в государственных закрытых образовательных учреждениях. В настоящий момент основной «интерпретационной схемой», в рамках которой анализируются особенности развития детей без семьи, являются последствия психической депривации в закрытом образовательном учреждении. Автор статьи предлагает также учитывать взросление социальных сирот в алкогольной семье, травму потери родителей, последствия перенесенного домашнего насилия.

The article integrates the basic ideas which present a complete overview of the problems of development of social orphans public boarding schools. At present the basic «interpretational schema» within the framework of which features of development of children without family are analyzed is the consequences of mental deprivation in the closed educational institution. The author suggests to take into account the growth of social orphans in alcoholic families, the loss of parents trauma, and also consequences of house-hold in-family violence.

Психическое развитие социальных сирот, детей, лишенных родительского попечительства и воспитывающихся в закрытых образовательных учреждениях, традиционно является предметом анализа педагогов и психологов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение взросления ребенка без семьи1. Исследования, предоставляющие интерпретационные схемы для понимания проблем социального сиротства, до настоящего времени, как правило, были посвящены анализу феномена психической депривации — центральной проблемы воспитанника интернатного учреждения. Однако благодаря развитию отечественной практической психологии в последние десятилетия появились новые интерпретационные схемы, которые позволяют составить более детальную картину социально-психологических поражений и потребности в помощи у ребенка, находящегося на попечении государства.

Без сомнения, проблема психической депривации остается центральной. Новые интерпретации социального сиротства скорее уточняют «детали» развития, однако реальная психолого-педагогичес-кая практика строится именно на понимании совокупности «целого» и «деталей»: без частного не существует эффективного педагогического процесса. По-

этому в рамках данной статьи мы, представляя ведущие детерминанты развития ребенка, воспитывающегося в закрытом образовательном учреждении, кроме феномена психической депривации считаем важным описать такие значимые проблемы, как взросление социального сироты в алкогольной семье, последствия домашнего насилия, травма потери семьи и родителей.

Влияние психической депривации на развитие детей в закрытом образовательном учреждении

Существование психической депривации, как это часто случается с психологическими феноменами, было «открыто» эмпирически, т.е. на основе опыта воспитания социальных сирот, еще в Средневековье. По мнению Р. Шпица, опубликовавшего результаты своих исследований в середине прошлого века (в 1945 г.), дети в закрытых учреждениях и разлученные с матерями в большинстве своем умирают, а оставшиеся пребывают на грани умственной отсталости и психических аномалий2. В дальнейшем феномен психической депривации получил научное обоснование и был подробно описан детскими врачами, педагогами, психологами.

© Н.К. Радина, 2004

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

По статистике в России за последние годы 683 730 детей были помещены в детский дом или интернат, из этого числа 229 914 чел. в настоящее время пребывают в закрытых детских учреждениях, 303 611 возвращены в семью под опеку родственников, 2 895 воспитываются в приемных семьях, а 147 310 усыновлены3.

Причины, лежащие в основе потери детьми «биологической» семьи, непосредственно связаны с социальными проблемами: родители около 80 % социальных сирот лишены родительских прав вследствие алкоголизма и плохого ухода за ребенком, кроме того, часть из них находятся в местах лишения свободы или, будучи инвалидами, в специализированных интернатах4.

Современные исследования достаточно жестко определяют возможные жизненные сценарии выпускников закрытых образовательных учреждений. Социолог И.Б. Назарова по итогам анализа документов правоохранительных органов и на основании собственного исследования утверждает, что в течение первых трех лет после выхода из детского дома 30 % выпускников вступают в контакт с правоохранительными органами из-за асоциального поведения, 8 — совершают уголовно наказуемые преступления, 32 % принимают участие в уличных драках, и только оставшиеся «выбирают» более спокойный «благополучный» сце-нарий5.

В психологических исследованиях термин «психическая депривация» используется для обозначения патологического неудовлетворения потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения. Многоуровневое понимание психической депривации предполагает учет факторов обедненной среды, недостаточности структуры стимулов, стимульной недостаточности по отношению к одному лицу, а также недостаточной возможности для наблюдения за дифференцированными моделями социальных ролей. В связи с этим различают депривацию стимульную (сенсорную), когнитивную (депривацию значений), социальную (эмоциональную;

депривацию идентичности)6. В исследованиях отечественных психологов, как правило, рассматриваются сенсорная, эмоциональная и социальная формы психической депривации, а также психическая депривация в комплексной форме — «депривация детско-родительских отношений».

В настоящее время главный вывод по проблеме развития детей, воспитывающихся в закрытых образовательных учреждениях, с точки зрения психологов, состоит в следующем: в развитии интеллектуальной, эмоциональной сфер, а также в особенностях поведения таких детей существует определенная специфика, которая интерпретируется не как отставание в психическом развитии, а как качественно иной его характер. Эта специфика проявляется в несформированно-сти внутреннего, идеального, субъективного плана психики; в связанности мышления; в мотивации поведенческих реакций внешней ситуацией.

В процессе изучения феномена психической депривации было установлено, что наиболее исследованными являются периоды дошкольного детства и младшего школьного возраста. Подростковый возраст воспитанников сиротских учреждений исследовался с точки зрения проблем социализации подростков: развития полоролевого поведения, профессиональных планов, девиаций поведения и т.п.

Взросление ребенка, лишенного

родительского попечительства, в алкогольной семье

Причиной, по которой большинство детей оказываются в закрытом образовательном учреждении, изолированными от семьи, является алкоголизм родите-лей7. Исследования алкоголизма и наркомании, проводившиеся ранее в рамках медицинского подхода, в настоящее время также включают в себя психологические аспекты. Психологический подход обусловил расширение внимания исследователей. В зону рефлексии и анализа попали родственники больных алкоголизмом — их жены, дети, внуки. Оказалось,

111!111Й1И1!Ш № 4,

они не просто страдают как наиболее близкие для больного лица, но и имеют отличительные характерологические черты — типические для всех членов алкогольных семей, — которые затрудняют личностное развитие. Это явление получило название алкогольной созависимос-ти. Сходство алкоголизма и созависимо-сти заключается в том, что каждое из данных состояний представляет собой первичное заболевание. И созависимость, и алкоголизм ведут к деградации в соматической, психической и духовной сферах, а без вмешательств извне могут привести к преждевременной смерти.

Исследования подтверждают, что дети из алкогольных семей, повзрослев, составляют группу высокого риска возникновения алкоголизма и других социальных девиаций. Фактически речь идет об определенной заданности развития, о неблагоприятном сценарии, непосредственно связанном с драматичным детством ребенка из алкогольной семьи8.

Знакомство с концепцией семейной алкогольной созависимости позволяет нам сформулировать основные выводы, значимые для психолого-педагогической деятельности в закрытом образовательном учреждении.

1. Ребенок из алкогольной созависи-мой семьи сохраняет в своей личности признаки созависимости, даже если он покинул семью. Созависимая личность деструктивна и по отношению к себе, и по отношению к окружающим.

2. Алкогольная созависимость не исчезает сама по себе, ребенку / подростку необходима психолого-педагогическая помощь для того, чтобы справиться со своими личностными и социальными проблемами.

3. Если помощь не будет оказана, с большой долей вероятности ребенок из алкогольной созависимой семьи воспроизведет алкогольный сценарий родителей.

Психологические последствия домашнего насилия

По статистике в России около 2 млн детей в возрасте до 14 лет ежегодно получают семейно-бытовые травмы, до

10 % из них гибнут, 50 тыс. находятся в розыске, 2 тыс. кончают жизнь самоубийством. С 1990 г. число родителей, лишенных родительских прав, увеличилось в 2,5 раза.

Согласно общему определению домашнее насилие — это система поведения, целью которого является достижение власти и контроля в семейных отношениях. В настоящее время в международных правовых актах выделяются следующие виды насилия: физическое, психическое, сексуальное, экономическое (по отношению к детям — пренебрежение основными нуждами)9. Большинство стран считает недопустимым насилие над детьми и обладает законодательной базой для пресечения действий насильников. Однако не все виды насилия могут быть наказуемы в судебном порядке.

Психологи свидетельствуют, что помощь в разной степени необходима всем детям, испытывающим по отношению к себе любые формы насилия. По статистике до 10 % детей — жертв насилия погибают, у большинства развиваются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, в эмоциональной сфере.

Изучать насилие по отношению к детям вообще, а в закрытых детских учреждениях особенно, крайне сложно, поэтому существуют лишь единичные работы, проливающие свет на проблему насилия в приютах и закрытых образовательных учреждениях10.

Недостаток психолого-педагогичес-ких исследований по проблеме домашнего насилия препятствует не только совершенствованию практики социальнопсихологической помощи детям, перенесшим насилие, но также и развитию новых педагогических и организационных форм, исключающих или резко снижающих возможность насилия в стенах закрытого образовательного учреждения.

Психологическая травма потери семьи

Несмотря на то что реальную смерть родителей переживает не более 20 % воспитанников детских домов и интернатов, насильственная разлука с семьей

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

совершается в силу сохранения прав ребенка и без детского согласия. В том случае, если анализ исследователя включает в себя рефлексию чувств и представлений детей, лишившихся родителей, травма потери семьи предстает центральной проблемой детского миро-восприятия11.

Потеря родителей воспитанником детского дома (а также травмы, связанные с данной потерей: смертью / гибелью родителей, заключением их под стражу и дальнейшей передачей ребенка в детский дом, изъятием ребенка по суду) рассматривается в концепции пост-травматических стрессовых нарушений (ПТСН). ПТСН представляет собой комплекс реакций человека (ребенка) на травму (переживание, потрясение), которая у большинства вызывает страх, ужас, беспомощность. В первую очередь речь идет о столкновении со смертью (угрозой своей жизни или жизни других людей). Главное содержание психологической травмы — утрата веры в то, что жизнь организована согласно порядку и поддается контролю, т.е. нарушение базовых представлений личности.

В контексте развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, очень важно более подробно исследовать последствия травмы потери семьи, тестировать оптимальные психотерапевтические средства для работы с данной травмой. С организационной точки зрения требуется искать новые формы организации жизни детей, которые обеспечат социальным сиротам необходимые ресурсы для восстановления.

Таким образом, существует комплекс причин, обусловливающих педагогические трудности в работе с детьми, лишенными родительского попечительства и воспитывающимися в закрытых образовательных учреждениях. Проблема психической депривации, а также проблема последствий домашнего насилия может быть в той или иной мере скорректиро-

вана благодаря совместным действиям администрации, педагогов, психологов и других специалистов. Терапия последствий взросления в алкогольной семье социальных сирот и травмы потери семьи — пространство деятельности педагогов, психологов и психотерапевтов закрытого образовательного учреждения, что должно быть отражено в планировании содержания психолого-педагогичес-кого процесса. Дифференцированный анализ помогает более четко сформулировать сферу ответственности участников педагогического процесса закрытого образовательного учреждения, способствуя его успешности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См., например: Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 1997; Лебедев О.Е. и др. Социализация и образование социальных сирот. Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей / Под ред. А.Н. Майорова. М., 2002.

2 См.: Психическое развитие воспитанников детского дома / Ред. И.В. Дубровина, А.Г. Рузская. М., 1990.

3 См.: Лебедев О.Е. и др. Указ. соч.

4 См.: Москаленко В.Д. Ребенок в алкогольной семье: психологический портрет // Вопр. психологии. 1991. № 4. С. 46—49; Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Там же. 1982. № 2. С. 80—86 и др.

5 См.: Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. М., 2000.

6 См.: Психическое развитие воспитанников детского дома.

7 См.: Назарова И.Б. Указ. соч.

8 См.: Москаленко В.Д. Указ. соч.

9 См.: Сафонова Т.Я., Цыгмбал Е.И., Ярослав-цева Н.Д. Реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения, в условиях приюта // Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н.К. Асановой. М., 1997. С. 274—286.

10 Там же.

11 См.: Работа Детского дома № 19 г. Москвы как уполномоченной службы органов опеки и попечительства. М., 2001; Радина Н.К. Изучение са-мопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопр. психологии. 2000. № 3. С. 23—33.

Поступила 03.06.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.