Научная статья на тему 'Изучение современной малой прозы о Великой Отечественной войне в 11 классе (на примере рассказов г. Яхиной и А. Слепцова)'

Изучение современной малой прозы о Великой Отечественной войне в 11 классе (на примере рассказов г. Яхиной и А. Слепцова) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
247
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная военная проза / сопоставительный метод / полилингвальная среда обучения / нравственные ценности. / modern military prose / comparative method / multilingual learning environment / moral values

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Н И. Никонова, А М. Васильева

В статье раскрываются особенности изучения современной малой прозы о Великой Отечественной войне в 11 классе в условиях билингвальной образовательной среды. Опираясь на труды учёных, авторы раскрывают литературоведческие особенности современных произведений о войне, характерными признаками которых являются нравственно-философское содержание, проблема духовных поисков отдельной личности, которая решается с помощью углубления психологизма, преобладание нравственно-этических аспектов. Приводятся экспериментальные данные, свидетельствующие о читательских предпочтениях, возможностях сопоставительного метода при изучении русской и якутской литератур. Представлены приёмы анализа рассказов современных авторов о войне Г. Яхиной «Винтовка» и А. Слепцова «Честные люди» в условиях полилингвальной среды школы Республики Саха (Якутия). Выбор произведений современных прозаиков обоснован тем, что произведения о Великой Отечественной войне имеют большой потенциал для развития и воспитания учеников, так как в них рассматриваются проблемы нравственного характера, что даёт возможность развивать эстетическую культуру старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF MODERN SMALL PROSE OF THE GREAT PATREOTIC WAR IN GRADE 11 (THE CASE OF STORIES OF G. YAKHINA AND A. SLEPTSOV)

The article reveals peculiarities of studying contemporary small prose about the Great Patriotic War in grade 11 in the context of a bilingual educational environment. Drawing on the works of scientists, the authors reveal the literary features of contemporary works on war, the characteristic features of which are the moral and philosophical content of the works, the problem of spiritual searches of an individual through the deepening of psychologism, the predominance of moral and ethical aspects. The experimental data are presented, which testify to the reader’s preferences, possibilities of the comparative method in the study of Russian literature and Yakut literature. Methods of analysis of stories of contemporary authors about the war by G. Yakhina “Rifle” and A. Sleptsov “Honest People” in conditions of the multilingual environment of the school of the Republic of Sakha (Yakutia) are presented. The choice of works of modern prose is justified by the fact that the works about the Great Patriotic War have great potential for the development and education of students, as they address the problems of moral character, which gives the opportunity to develop the aesthetic culture of high school students

Текст научной работы на тему «Изучение современной малой прозы о Великой Отечественной войне в 11 классе (на примере рассказов г. Яхиной и А. Слепцова)»

10 книг, разные статьи. Но самая трудоёмкая его работа - книга о жизни отца. В ней Реас Кулаковский хотел показать отца как личность со своими взглядами на жизнь, совершающего обычные человеческие поступки. В своих произведениях он рассказывает о современной действительности, об обычных трудовых буднях, о различном отношении человека к природе, ставит проблему её защиты, правдиво, с убеждающей силой преподносит взаимоотношения.

Будучи уже 79-летним, РА. Кулаковский говорил, что жизнь прекрасна! Всей душой он хотел быть нужным обществу, людям. Делился с молодежью своими размышлениями: «Если весь советский народ будет жить и работать во имя одной идеи, то жизнь будет ещё краше и лучше» [4].

Реас Алексеевич прожил трудную жизнь: с раннего детства он остался круглым сиротой, потом умерли все его братья и сёстры, кроме того, он пронёс всю жизнь на себе крест «буржуазного националиста».

Он был оптимистом, никогда не унывал. Занимался спортом, охотой. Развивал себя и умственно, и физически. Работая педагогом, ни разу не повысил голос на учащихся, они его боготворили, выполняли все его указания.

Библиографический список

Р.А. Кулаковский вместе со своей женой Татьяной Паповной родили и воспитали восемь детей [5].

В заключение хочется сказать, что семейный уклад и семейная атмосфера, бабушка и дедушка, родители и брат способствовали развитию заложенных в А.Е. Кулаковском талантов, воспитали в нём любознательность, терпимость, стремлению к созидательной жизни, порядочность, честность. Учителя и окружение кроме блестящих знаний дали сильнейший импульс к познанию мира, постоянному самообразованию, заботе о воспитании подрастающего поколения, увековечиванию наследие отца. В биографиях отца и сына Кулаковских много интересного, схожего. Оба воспитывались у родственников. Огромную роль в судьбах отца и сына сыграл И.Е. Кулаковский. С малых лет их окружали любовь близких, прекрасная тааттинская природа, якутское народное творчество, олонхо. На становление писателей Кулаковских повлияла русская классическая литература.

Национальные традиции в воспитании ребёнка в семье являются первоосновой формирования личности. По благословению отца Реас Алексеевич преодолел все жизненные трудности и продолжил путь отца и сына - яркий пример становления личности и характера человека.

1. Коняев Н.М. Алексей Кулаковский. Москва: Молодая гвардия, 2011.

2. вксе^лээх уола / хомуйан окордо А.Р Кулаковскай. Дьокуускай: Сайдам, 2009.

3. Кулаковский РА. А$ам олоsо: Ахтыы-сэЬэн. Якутскай, 1990.

4. Кулаковский Р Кистэлэн кэпсээним (Мой сокровенный рассказ). Якутск: Бичик, 2003.

5. Путь Ексекюляха: Биография. Фотоальбом. Республиканская организация комсомола по подготовке и проведению 125-летнего юбилея А.Е. Кулаковского. Ексекюля-ха Елексея. Автор-составитель В.Ф. Степанов. Якутск: Октаэдр, 2002.

References

1. Konyaev N.M. Aleksej Kulakovskij. Moskva: Molodaya gvardiya, 2011.

2. QksekYl'eeh uola / homujan orordo A.R. Kulakovskaj. D'okuuskaj: Sajdam, 2009.

3. Kulakovskij R.A. Asam oloso: Ahtyy-s'eh'en. Yakutskaj, 1990.

4. Kulakovskij R. Kist'el'en k'eps'e'enim (Moj sokrovennyj rasskaz). Yakutsk: Bichik, 2003.

5. Put' Eksekyulyaha: Biografiya. Fotoal'bom. Respublikanskaya organizaciya komsomola po podgotovke i provedeniyu 125-letnego yubileya A.E. Kulakovskogo. Eksekyulyaha Elekseya. Avtor-sostavitel' V.F. Stepanov. Yakutsk: Okta'edr, 2002.

Статья поступила в редакцию 20.04.20

УДК 372.882

Nikonova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal Universit n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: nikon_nad@mail.ru

Vasilyeva А.М., BA student North-Eastern Federal Universit n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: annagallaher0@gmail.com

STUDY OF MODERN SMALL PROSE OF THE GREAT PATREOTIC WAR IN GRADE 11 (THE CASE OF STORIES OF G. YAKHINA AND A. SLEPTSOV).

The article reveals peculiarities of studying contemporary small prose about the Great Patriotic War in grade 11 in the context of a bilingual educational environment. Drawing on the works of scientists, the authors reveal the literary features of contemporary works on war, the characteristic features of which are the moral and philosophical content of the works, the problem of spiritual searches of an individual through the deepening of psychologism, the predominance of moral and ethical aspects. The experimental data are presented, which testify to the reader's preferences, possibilities of the comparative method in the study of Russian literature and Yakut literature. Methods of analysis of stories of contemporary authors about the war by G. Yakhina "Rifle" and A. Sleptsov "Honest People" in conditions of the multilingual environment of the school of the Republic of Sakha (Yakutia) are presented. The choice of works of modern prose is justified by the fact that the works about the Great Patriotic War have great potential for the development and education of students, as they address the problems of moral character, which gives the opportunity to develop the aesthetic culture of high school students.

Key words: modern military prose, comparative method, multilingual learning environment, moral values.

Н.И. Никонова, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: nikon_nad@mail.ru

А.М. Васильева, бакалавр, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: annagallaher0@gmail.com

ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МАЛОЙ ПРОЗЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В 11 КЛАССЕ (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ Г. ЯХИНОЙ И А. СЛЕПЦОВА)

В статье раскрываются особенности изучения современной малой прозы о Великой Отечественной войне в 11 классе в условиях билингвальной образовательной среды. Опираясь на труды учёных, авторы раскрывают литературоведческие особенности современных произведений о войне, характерными признаками которых являются нравственно-философское содержание, проблема духовных поисков отдельной личности, которая решается с помощью углубления психологизма, преобладание нравственно-этических аспектов. Приводятся экспериментальные данные, свидетельствующие о читательских предпочтениях, возможностях сопоставительного метода при изучении русской и якутской литератур. Представлены приёмы анализа рассказов современных авторов о войне Г Яхиной «Винтовка» и А. Слепцова «Честные люди» в условиях полилингвальной среды школы Республики Саха (Якутия). Выбор произведений современных прозаиков обоснован тем, что произведения о Великой Отечественной войне имеют большой потенциал для развития и воспитания учеников, так как в них рассматриваются проблемы нравственного характера, что даёт возможность развивать эстетическую культуру старшеклассников.

Ключевые слова: современная военная проза, сопоставительный метод, полилингвальная среда обучения, нравственные ценности.

В формировании эстетического развития обучающихся в настоящее время особую актуальность приобретает современная литература, которая раскрывает вечные проблемы добра и зла, показывая всю палитру человеческих взаимоотношений. В формировании самостоятельной личности особенно

значимыми являются достижения современной малой прозы о войне. Именно материал о Великой Отечественной войне даёт педагогам возможность воспитывать патриотические чувства, нравственные ценности у обучающихся, а раскрытие актуальных насущных проблем в произведениях ставит перед

учениками «проблемы долга и личной ответственности за судьбу Отечества» [1, с. 52].

В год празднования 75-летия Великой Победы в России, в год патриотизма в Республике Саха (Якутия) особенно уместно говорить со старшеклассниками на тему войны, вспомнить о подвиге народа, героизме солдат, погибших ради спокойной жизни на земле; чтобы старшеклассники еще раз задумались над проблемами патриотизма, почувствовали себя продолжателями поколения тех героев, которые принесли Великую Победу.

Современные авторы, такие как Л. Улицкая, А. Тургенев, Э. Веркин, Г Яхи-на, В. Богомолов, И. Бояшев и многие другие, искренне и правдиво воссоздают атмосферу военного времени. Вдохновением для многих авторов послужила биография собственной семьи, что делает современные рассказы не просто интересными, но и передающими истинное ощущение преемственности поколений, ответственности за «историческую память». Тема Великой Отечественной войны плодотворно и обстоятельно разработана в любой национальной литературе, в том числе и якутской (А.И. Слепцов). Обращение к произведениям современных писателей разных национальностей, безусловно, даёт возможность педагогу развивать читательский интерес обучающихся.

Контент-анализ [2 - 7 и др.] научной литературы выявил, что в современной прозе о Великой Отечественной войне выдвигаются нравственные проблемы взаимоотношений между людьми и философские искания отдельной личности. Современные прозаические произведения о войне не показывают батальных сцен, акцентируя свое внимание на нравственной стороне человеческих поступков, раскрывая сущность натуры посредством углубления психологизма [2], при этом показывая «слабость человека перед войной, естественный страх смерти» [3, с. 119].

Исследователь Ключинская О.В. выделила в современных произведениях о войне проблемно-тематические аспекты: «элемент личного впечатления, документальность, натуралистичность повествования» [3, с. 120].

Н.А. Попова, А.С. Мазанов анализируют прозу о войне, определив несколько периодов в ее развитии [4], а также рекомендуют к прочтению и обсуждению с обучающимися произведения, опубликованные в XXI в., в которых, «с одной стороны, прослеживается классическая традиция, а с другой - затрагивается круг тем, способных заинтересовать современного подростка» [4, с. 125].

Об интертекстуальных связях новой военной прозы с литературой «потерянного поколения» пишет учёный Т.Н. Маркова, выделяя: «1) полемичность по отношению к официальному мифу о войне; 2) актуализация фольклорной и библейской образности; 3) творческое усвоение приемов модернистского письма; 4) гуманистический пафос утверждения человеческой жизни» [5, с. 15].

Особенности темы Великой Отечественной войны в национальных литературах рассмотрели Чекашкина Н.И. и Бетуганова Е.Н. Чекашкина Н.И. осмысливает труды мордовских писателей (80 - 90 XX в.), которые «привносят в литературу свойственное их поколению видение событий минувшей войны» [6, с. 10]. Бетуганова Е.Н. выявляет проблематику и художественное своеобразие в малой прозе кабардино-черкесских авторов, в произведениях которых определяющей чертой является «исследование внутреннего мира человека» [7, с. 98].

Таким образом, современная литература о Великой Отечественной войне ставит вечные вопросы бытия перед читателями, обладая при этом всеобъемлющими ресурсами для воспитания духовно-нравственной личности.

На констатирующем этапе эксперимента было проведено анкетирование с целью выявления читательского интереса обучающихся 11 класса МОБУ СОШ «Хатын-Арынская СОШ имени И.Е. Винокурова» муниципального образования «Намский улус» Республики Саха (Якутия). Выборка респондентов обусловлена

программой обучения: современная проза о войне чаще всего изучается в старших классах. Всего участвовало 26 школьников. Гендерный состав: 39% юношей, 61% девушек. Обучающимся были предложены следующие вопросы:

1. Любишь ли читать книги или предпочитаешь другой вид деятельности?

2. Какие книги любишь читать, о чём?

3. Назови любимые жанры.

4. Каких современных писателей ты знаешь? Кто из них пишет военную прозу?

На первый вопрос анкеты о любимых занятиях в свободное время выявлено, что ученики 11 класса предпочитают общение в социальных сетях (50%) общение с друзьями (38%), что абсолютно естественно для данной возрастной группы. Чтению книг отдают предпочтение 19% опрашиваемых.

Так, по ответам респондентов на вопрос анкеты о любимых книгах выявлено, что одиннадцатиклассники предпочитают читать зарубежную литературу: Дж. Роулинга (19%), Стивена Кинга (11%), Киркмана Роберта (8%), Гиллена Аарона (10%), Мурата Юсуке (9%). Потребность в чтении русской литературы испытывают 34% опрошенных. Среди любимых авторов названы А.С. Пушкин (7%), Н.В. Гоголь (7%).

В списке любимых жанров указаны романы Джоджа Мойеса «До встречи с тобой», Липпинкотта Рейчела «В метре друг от друга»; рассказы Дмитрия Глуховского «Текст», Макса Фрайя «Лабиринты EXO», Харуки Мураками «Молчание», Рэйя Брэдбери «Кошкина пижама»; комиксы Марвела «DC», Киркмана Роберта «Ходячие мертвецы», Гиллена Аарона «Рик и Морти»; мангу Мурата Юсуке «Ванпанчмен», Хорикоши Кёхэйя «Моя геройская академия»; блоги Анны Хаффингтон «The Huffington post», Питера Кэшмора «Mashable». Смешение классических жанров с современными короткометражными указывает на неустойчивость читательского вкуса старшеклассников. Ни одного современного произведения о войне дети не указали.

Анкетирование показало, что в целом мы видим невысокий читательский интерес у обучающихся. Подростки предпочитают проводить время в Интернете, общаться с друзьями, гулять. На основе проведенного анкетирования мы можем сделать вывод, что читательский портрет современного школьника представляет собой личность, которая иногда любит читать, но делает это нерегулярно. Любимым жанром является фантастика. Учащиеся в основном заинтересованы произведениями зарубежных авторов, практически ничего не знают об отечественных.

Приведём приёмы изучения современных художественных произведений о Великой Отечественной войне в условиях полилингвального образовательного пространства школы - пример осмысления диалога родной и русской литератур в 11 классе (Г Яхина «Винтовка» [8] и А. Слепцов «Честь по чести» [9]).

Задание 1. Аналитическая беседа: Какая основная мысль данных произведений? Какие темы в них подняты? Какова главная мысль авторов? Чем между собой похожи эти произведения? В каких произведениях из классической литературы поднимается та же тема? Обоснуйте свой ответ, процитируйте высказывания из произведений.

В рассказе Г Яхиной «Винтовка» главная героиня Майя - молодая медсестра, спасает врага, молодого немца, несмотря на боевые действия и опасность смерти. Название произведения является символическим - оно служит напоминаем о том, что оставленная ею на поле боя винтовка - это знак, подчеркивающий трагедию войны. Основной темой данного произведения является тема добра и нравственного выбора во время войны. На протяжении всего сюжетного действия мы видим, что такие нравственные черты, как доброта, сочувствие, человечность, искренность и любовь к жизни не потеряли свое

Таблица 1

Сравнительная характеристика образов

Характеристика Майя Поликарп

Портрет «...у тебя волосы, как у моей мамы», «...недавно ей исполнилось восемнадцать», «В ней было сорок восемь кило - это до фронта» [8]. «.особенно в отношении старого забулдыги Поликарпа», «.и остановился на медленно бредущей тщедушной фигурке Поли-ка» [9].

Поступки «Раненых было много - работы хватало», «Она опускается на колени рядом с мальчиком, торопливо накладывает белую повязку через грудь, закидывает его руку себе за плечи» [8]. «Поликарп был ветераном войны. Пусть и обозником он служил, пусть и не имел никаких наград», «ветерану прислали орден Отечественной войны второй степени», «Полик спрятал несессер в свой вещмешок. На память» [9].

Пейзаж «.к далекому дому на противоположной стороне улицы, где лежит вверх обугленными колесами сгоревший автомобиль» [8]. «Полик брел, пошатываясь, по перрону железнодорожного вокзала Иркутска в шумном потоке разношерстной толпы» [9].

Интерьер «Развороченная мебель, выпотрошенные сундуки, разбросанные вещи» [8]. «Впереди, у кухни, летали котелки, кепки, мелькал черпак повара» [9].

Нравственные ценности «Никто не узнает, что она оставила его живым», «Это твои, слышишь? Скоро тебя найдут» [8]. «Помянул своего единственного друга Яшку, которого подарила и отняла закончившаяся война», «Все честь по чести ...» [9].

истинное значение, напротив, выдвинувшись на передний план, они оставили позади ненависть и беспощадность к врагу. Писатель настойчиво подчеркивает значимость данных этических ценностей для сегодняшнего времени, в современной жизни.

В рассказе А. Слепцова «Честь по чести» рассказывается о судьбе фронтовика, чей жизненный путь заканчивается самоубийством. В данном произведении поднята тема «маленького человека», который столкнулся с реалиями современной, послевоенной жизни. Автор кратко и ёмко рассказывает о войне и мире главного героя, человека щедрой души и беззаветной отваги, в полной мере показывая читателям, что даже в мирное время «война» может продолжаться в сознании человека, навсегда оставив след в его жизни.

В рассказе уделяется особое внимание созданию образа обычного рядового солдата, даны описания его экипировки, выполнения его обязанностей на фронте, достоверно раскрывается ход событий военного времени: «попали Яшка с Поликом в наступление, которое шло от Курской дуги», «фронт рвался вперед, хоронить убитых было некогда», «Полик дополз до майора, немцы стали кидать мины» [9].

Также автор использует национальный аспект, а именно якутский язык в диалогах, образные выражения якутов: «Якут?! Земляк!!! Как тебя зовут? Наконец-то встретил родную душу! Ээ, сордоох! Нууччалыы билбэккин бь^ыылаах дуу? Аччыккын дуо? Тур манна, билигин кэлиэм» [9]. В поликультурном образовательном пространстве раскрытие национальной идентичности очень важно, речь народа, показанная в небольших диалогах, способствует формированию этической и эстетической культуры школьников.

Как мы видим, несмотря на все многообразие сюжетов и способов изложения материала, каждому из современных писателей характерно индивидуальное

Библиографический список

использование тех или иных форм психологического изображения внутреннего мира персонажей, определенных средств и приемов, раскрывающих их характеры.

Задание 2. Дать характеристику образов (Майя из рассказа «Винтовка» Г Яхиной, Поликарп из рассказа «Честь по чести» А. Слепцова), обратив внимание на раскрытие тем послевоенной жизни, доброты и нравственного выбора на войне, «маленького человека» (см. табл. 1).

Данная деятельность учит школьников рассматривать изучаемые произведения с разных сторон, анализируя и обобщая информацию. Этот прием является одним из способов обучения школьников критическому осознанному мышлению, он формирует сравнительную систему суждений, способствует приобретению навыка анализа отличительных и схожих признаков объекта.

На основании полученных данных после проведения педагогического эксперимента мы можем сделать вывод, что выбранные формы и приемы проведения уроков внеклассного чтения оказались эффективными на практике. Изучение современной «малой» прозы на военную тему на уроках литературы в старших классах на основе сопоставления русской литературы с родной повышает эффективность усвоения произведений, развивает творческое мышление и аналитическую деятельность обучающихся, формирует читательские интересы.

Современной литературой деятельно разрабатываются «вечные» темы нравственных исканий, морали и патриотизма, но особенно значительными в этом плане являются достижения «малой» прозы о войне. Именно произведения о войне глубоко волнуют читателей разных поколений, заставляя их задуматься о вечных человеческих проблемах.

1. Книги о Великой Отечественной войне е формировании гражданственности и патриотизма: материалы научно-практической конференции работников общедоступных библиотек Нижегородской области. Нижний Новгород: РИО НГОУНБ, 20l0.

2. Леонов Б.А. Русская проза второй половины XXвека о Великой Отечественной войне. Москва: Издательство Литературного института имени А.М. Горького, 2008.

3. Ключинская О.В. Проблемно-тематические аспекты современной военной прозы. Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2010; № 4: 115 - 120.

4. Попова Н.А., Мазанов С.А. Современная военная проза на уроках литературы: традиции и новаторство. Современная методика преподавания литературы: стратегии развития XXIV. Голубковские чтения: материалы Международной научно-практической конференции. Москва: Издательство «Экон-Информ», 2017: 121 - 128.

5. Маркова Т.Н. Русская военная проза 1990 - 2000-х годов. Филологический класс. 2015; № 1(39): 12 - 17.

6. Чекашкина Н.И. Художественное осмысление темы Великой Отечественной войны в современной мордовской прозе (80 - 90-е годы XXв.). Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Саранск, 2004.

7. Бетуганова Е.Н. Великая Отечественная война в малой прозе кабардино-черкесских авторов: проблематика и художественное своеобразие. Вестник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. 2018; № 2 (37): 98 - 104.

8. Яхина ГШ. Винтовка. Available at: https://magazines.gorky.media/october/2015/5/vintovka.html

9. Слепцов А.И. Честь по чести. Available at: http://reading-hall.ru/publication.php?id=23440

References

1. Knigi o Velikoj Otechestvennoj vojne v formirovanii grazhdanstvennosti i patriotizma: materialy nauchno-prakiicheskoj konferencii rabotnikov obschedostupnyh bibliotek Nizhegorodskoj oblasti. Nizhnij Novgorod: RIO NGOUNB, 2010.

2. Leonov B.A. Russkaya proza vtorojpoloviny XX veka o Velikoj Otechestvennoj vojne. Moskva: Izdatel'stvo Literaturnogo instituta imeni A.M. Gor'kogo, 2008.

3. Klyuchinskaya O.V. Problemno-tematicheskie aspekty sovremennoj voennoj prozy. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke. 2010; № 4: 115 - 120.

4. Popova N.A., Mazanov S.A. Sovremennaya voennaya proza na urokah literatury: tradicii i novatorstvo. Sovremennaya metodika prepodavaniya literatury: strategiirazvitiya XXIV. Golubkovskie chteniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Izdatel'stvo «'Ekon-Inform», 2017: 121 - 128.

5. Markova T.N. Russkaya voennaya proza 1990 - 2000-h godov. Filologicheskijklass. 2015; № 1(39): 12 - 17.

6. Chekashkina N.I. Hudozhestvennoe osmyslenie temy Velikoj Otechestvennoj vojny v sovremennoj mordovskojproze (80 - 90-e gody XX v.). Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Saransk, 2004.

7. Betuganova E.N. Velikaya Otechestvennaya vojna v maloj proze kabardino-cherkesskih avtorov: problematika i hudozhestvennoe svoeobrazie. VestnikKabardino-Balkarskogo instituta gumanitarnyh issledovanij. 2018; № 2 (37): 98 - 104.

8. Yahina G.Sh. Vintovka. Available at: https://magazines.gorky.media/october/2015/5/vintovka.html

9. Slepcov A.I. Chest'po chesti. Available at: http://reading-hall.ru/publication.php?id=23440

Статья поступила в редакцию 27.04.20

УДК 37.032

Ovsyannikova O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Arts, Tyumen State University (Tyumen, Russia),

E-mail: sergeiovsiannikov@yandex.ru

Shastunova L.S., student, Tyumen State University (Tyumen, Russia), E-mail: mylasta@mail.ru

WORKING OUT OF DIAGNOSTIC TOOLS TO DEFINE THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF ARTISTIC ABILITIES IN SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF CHINESE PAINTING. The article reveals an important aspect of the development of the artistic and creative abilities of adolescents by means of Chinese painting - the development of diagnostic tools and the initial diagnosis of the quality of students studied. This problem has not been studied enough and requires further research in the theory and practice of art education. One of the important means of developing the artistic and creative abilities of adolescents is considered to be Chinese painting, which, due to its symbolism, interpretation of the same images, has great opportunities for creative expression and development of the artistic and creative abilities of schoolchildren. The article clarifies the concept of "artistic and creative abilities by means of Chinese painting", on the basis of which development indicators of this quality of adolescents are highlighted. For each indicator, the authors' diagnostic tasks have been developed. The work describes the practical application (including using digital technology) of diagnostic methods for studying the artistic and creative abilities of adolescents by means of Chinese painting: a testing method, a method of analyzing works of art, and a method of creative tasks.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: artistic and creative abilities, Chinese painting, adolescents, diagnostic tools, method of creative tasks, testing, analysis of works of art.

О.А. Овсянникова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. искусств Тюменского государственного университета, г. Тюмень,

E-mail: sergeiovsiannikov@yandex.ru

Л.С. Шастунова, студентка, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, E-mail: mylasta@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.