Научная статья на тему 'Нравственно-этические аспекты в очерках о войне в кабардинской литературе'

Нравственно-этические аспекты в очерках о войне в кабардинской литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
452
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / КАБАРДИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЭТИКА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ОЧЕРК / ЖАНР / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МИРОВИДЕНИЕ / LITERARY PROCESS / KABARDIAN LITERATURE / ETHICS / MORALS / SEMIDOCUMENTARY FEATURE STORIES / GENRE WORLD WAR II / THE ARTISTIC VISION OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тимижев Хамиша Тарканович, Бозиева Наима Борисовна

Художественно-документальный очерк о Великой Отечественной войне занимает особое место в кабардинской литературе. В представленной статье делается попытка раскрыть нравственно-этические аспекты очерковых произведений о войне в кабардинской литературе. Особое внимание уделено жанрово-стилистическим особенностям анализируемых в работе произведений. Литература о войне несет в себе огромный гуманистический заряд, она всей заложенной в нее энергией, всеми своими художественными возможностями отрицает войну как явление. В художественно-документальных очерках проявлялись черты индивидуализированного характера, больше, чем ранее, отводилось место нравственно-эстетическим проблемам. За документальной точностью фронтовых реалий, отображенных в этих произведениях, за сюжетно-композиционной бесхитростностью повествований, исполненных в неторопливо-обстоятельной манере военного рапорта, угадывалось нетронутое еще богатство характеров, судеб, жизненных коллизий, ожидающих своего исследователя и художника. Следует отметить два существенных момента, характеризующих художественнодокументальный очерк о Великой Отечественной войне в кабардинской литературе. Первое это тяга к документальной точности, к открытому поиску, к проверке и сопоставлению фактов, к историзму; стремление рассматривать локальные события в контексте всей войны; усиленное внимание к пониманию действительности, к оценкам, к характеру переживаний людей. Второе это ускорение литературного процесса, выразившееся в том, что появилось много талантливых очеркистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL-ETHICAL ASPECTS IN THE ESSAYS ABOUT THE WAR IN KABARDIAN LITERATURE

Art documentary essay about the great Patriotic war occupies a special place in Kabardian literature. The article seeks to uncover the issues of moral-ethical aspects of works of essay about the war in Kabardian literature. Special is paid to the genre and stylistic peculiarities are analysed in the works. Literature about war has a great humanitarian charge, she laid all her energy, all her artistic abilities denies war as a phenomenon. In art and documentary essays manifested the traits of individual character, more than before, been assigned to the moral and aesthetic issues. For documentary precision of the front-line realities, displayed in these works, plot-compositional complicated narratives, performed in a slow thorough manner the military reports, which could still untouched wealth of characters, destinies, life conflicts, awaiting its researcher and artist. It should be noted two significant aspect of artistic and documentary essay about the great Patriotic war in Kabardian literature. The first is a desire for documentary accuracy, to a public search, inspection and comparison of facts, to the historicism; the aspiration to see local events in the context of the war; increased attention to understanding reality, to estimates, to the nature of the experiences of people. The second is the acceleration of the literary process, reflected in the fact that there are many talented essayists.

Текст научной работы на тему «Нравственно-этические аспекты в очерках о войне в кабардинской литературе»

УДК-821.352

ТИМИЖЕВ Хамиша Тарканович, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик, Россия kbigi@mail.ru

БОЗИЕВА Наима Борисовна, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик, Россия naimabozieva@mail.ru

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ОЧЕРКАХ О ВОЙНЕ В КАБАРДИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Художественно-документальный очерк о Великой Отечественной войне занимает особое место в кабардинской литературе. В представленной статье делается попытка раскрыть нравственно-этические аспекты очерковых произведений о войне в кабардинской литературе. Особое внимание уделено жанрово-стилистическим особенностям анализируемых в работе произведений. Литература о войне несет в себе огромный гуманистический заряд, она всей заложенной в нее энергией, всеми своими художественными возможностями отрицает войну как явление. В художественно-документальных очерках проявлялись черты индивидуализированного характера, больше, чем ранее, отводилось место нравственно-эстетическим проблемам. За документальной точностью фронтовых реалий, отображенных в этих произведениях, за сюжетно-композиционной бесхитростностью повествований, исполненных в неторопливо-обстоятельной манере военного рапорта, угадывалось нетронутое еще богатство характеров, судеб, жизненных коллизий, ожидающих своего исследователя и художника. Следует отметить два существенных момента, характеризующих художественно-документальный очерк о Великой Отечественной войне в кабардинской литературе. Первое - это тяга к документальной точности, к открытому поиску, к проверке и сопоставлению фактов, к историзму; стремление рассматривать локальные события в контексте всей войны; усиленное внимание к пониманию действительности, к оценкам, к характеру переживаний людей. Второе - это ускорение литературного процесса, выразившееся в том, что появилось много талантливых очеркистов.

Ключевые слова: литературный процесс, кабардинская литература, этика, нравственность, художественно-документальный очерк, жанр, Великая Отечественная война, художественное мировидение.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-282-287

TIMIZHEV Khamisha T., Kabardino-Balkarian State University of Berbekov, Nalchik, (Kabardino-Balkarian Republic), Russia

kbigi@mail.ru

BOSIEVA Naima B., Kabardino-Balkarian State University of Berbekov, Nalchik, (Kabardino-Balkarian Republic), Russia naimabozieva@mail.ru

MORAL-ETHICAL ASPECTS IN THE ESSAYS ABOUT THE WAR IN KABARDIAN LITERATURE

Art documentary essay about the great Patriotic war occupies a special place in Kabardian literature. The article seeks to uncover the issues of moral-ethical aspects of works of essay about the war in Kabardian literature. Special is paid to the genre and stylistic peculiarities are analysed in the works. Literature about war has a great humanitarian charge, she laid all her energy, all her artistic abilities denies war as a phenomenon. In art and documentary essays manifested the traits of individual character, more than before, been assigned to the moral and aesthetic issues. For documentary precision of the front-line realities, displayed in these works, plot-compositional complicated narratives, performed in a slow thorough manner the military reports, which could still untouched wealth of characters, destinies, life conflicts, awaiting its researcher and artist. It should be noted two significant aspect of artistic and documentary essay about the great Patriotic war in Kabardian literature. The first is a desire for documentary accuracy, to a public search, inspection and comparison of facts, to the historicism; the aspiration to see local events in the context of the war; increased attention to understanding reality, to estimates, to the nature of the experiences of people. The second is the acceleration of the literary process, reflected in the fact that there are many talented essayists.

Keywords: literary process, Kabardian literature, ethics, morals, semidocumentary feature stories, genre, World War II, the artistic vision of the world.

Теме героизма народа в Великой Отечественной войне посвящено много произведений различных жанров. Очерки и фельетоны стали основными видами прозы этого периода в кабардинской литературе. Некоторые из них являлись переводами с русского языка, а в оригинальных национальных очерках, которые назывались «щы1эгьа» («быль» или «случившееся дело»), описывались волнующие эпизоды из фронтовой жизни наших земляков.

Очерки о военных событиях имели не только политико-воспитательное значение. Они способствовали росту мастерства молодых писателей, и создавались в основном художественно-документальные очерки. В частности, на страницах газет, выходивших на кабардино-черкесском языке, печатались очерки, где в основном описывались действительные события, а участниками были те или иные реальные лица. Таковы очерки известного прозаика Т. Кераше-ва «В боевом строю» (1943), Т. Керашева и Х. Теунова «Слава Шауалю, уничтожившему 86 немцев» (1943), А. Шортанова «О большой войне в Кабардино-Балкарии» (1943), Х. Каширгова «Сын Кабарды в Белоруссии» (1946). Они знакомили читателей с эпизодами из фронтовой жизни земляков из Кабардино-Балкарии. С подобными биографическими очерками на страницах газет выступал и известный кабардинский писатель Х. Хавпачев («Смелый воин» (1944), «Краснофлотец Кишев Хашир» (1944)) и др. Художественно-документальный очерк в кабардинской литературе вбирал в себя подвиги не только одного героя, а множества воинов, поэтому вдох-

новенно воспроизведенный писателями, он вырастал в символ народного героизма, становился легендой. Впоследствии такой «герой становился первоосновой собирательного художественного образа» [1, с. 38]. Авторы стремились запечатлеть всенародный подъем, героизм и патриотизм людей, дружбу между народами. Типологически общей особенностью таких очерков стало изображение человека в его национальных и исторических связях, его обостренное чувство патриотизма, которое, однако, не уводило от решения насущных интернациональных задач, не вело к национальной самоизоляции. Проблема гуманизма становилась и разрабатывалась применительно к новому витку истории, в контексте событий, имеющих всемирно-историческое значение.

Тема дружбы народов также приобретала всеобщее значение. Она была представлена как тема братства всех людей, сражающихся с фашизмом. Возросший интерес к человеческому характеру, столкнувшемуся с новой реальностью, вдохнул в жанр очерка иную жизнь, придал ему энергию и силу.

Истоки народного мужества, трагизм первого периода войны и пафос победы - таковы основные проблемы, исследующиеся в произведениях Т. Керашева, А. Кешокова, А. Шортанова и других. Писатели решали сложные социально-нравственные вопросы, вопросы интернационализма и патриотизма. И все же их произведения выполняли как бы подготовительную роль, накапливая материал для углубленного изображения военной проблематики. Общим для писателей является их обращение к проблеме нравственного возмужания человека на войне.

Художественно-документальные очерки о событиях Великой Отечественной войны имеют особое качество - подлинность самых поразительных подробностей, достоверность самого невероятного сюжета. Здесь факты дороже и значительнее любых смелых фантазий. Основной интерес в них обращен к человеку, герою повествования. Авторы очерков о войне сознательно ограничивают рамки литературного домысла и прибегают к нему лишь с тем, чтобы восстановить утраченные звенья в цепи событий. В свете выработанной исторической концепции война в очерках воспринималась как препятствие, с помощью которого фашизм стремился завоевать мир.

Художественно-документальные очерки различаются по характеру документализма. Одни представляют собой свидетельства очевидца: писатель принимает истину из первых рук, у того, кто видел происходящее своими глазами. В этом случае вся тяжесть документализма ложится на повествователя, который и не делает ставку на подлинность, сохраняет возможность перепроверки, хотя такая возможность в ряде случаев относительна.

Другой вид объединяет и свидетельство очевидца, и документальные источники. Диапазон очерков кабардинских писателей здесь не широк; он охватывает лишь определенный участок фронта, авторы изображают события, в которых сами принимали непосредственное участие. Таков очерк А. Шортанова «О большой войне в Кабардино-Балкарии» (1943). Здесь не все было безупречно в смысле художественности, как и у других молодых кабардинских писателей, чьи произведения при всех их недостатках ценны для нас тем, что в них как бы сконденсиро-ванно передавалось то, что было в действительности. Правда жизни и художественная правда совпадали. В них доминируют чувства авторского «я», они полны благородного патриотизма, писатели говорят о великой любви к матери-Родине и жгучей ненависти к фашистам. В каждом их слове - правда собственной жизни, и отсюда - правда времени. В своих очерках они популяризовали героические поступки воинов, бесстрашно идущих в бой за Родину.

По своей идейно-художественной структуре отличаются очерки, написанные в первый период войны, от очерков, написанных в 1943-1945 гг. Если в первых произведениях преобладают факты, если в них авторы только рассказывают о мужестве воинов, то в последующих все очевиднее выступает тяготение к эмоциональному описанию событий, стремление к поискам образно-изобразительных средств. Они теперь не ограничиваются изложением одних фактов. В таких произведениях присутствуют уже художественные обобщения. В горячую публицистику, призывающую к ярости мщения врагу, вплетаются художественно обобщенные сцены (А. Шор-танов «О большой войне в Кабардино-Балкарии», Х. Каширгов «Сын Кабарды в Белоруссии» и т.д.).

В очерках, появившихся в начале войны, нет пространных описаний, передачи гаммы чувств. Писатели не только изображали действительность, но и предсказывали ее исход, то есть видели не только ужасы войны, но и предчувствовали радость победы. Например, Х. Хавпачев в «Смелом воине» не стремится создать индивидуальный образ. Он намеренно укрупняет героический характер, подчеркивая преимущественно положительные черты и выдающиеся качества персонажа.

Типологическое сходство с общесоюзной литературой кабардинский очерк обнаружил и в плане его жанрово-структурной эволюции. Кабардинские очерки, к примеру, приобретают сю-

жетную заостренность, их структура заметно усложняется. В своем произведении «Смелый воин» Х. Хавпачев не ограничивается описанием фактов жизни своего героя. Стремясь усилить психологическую достоверность, автор прибегает к художественному вымыслу, дополняющему правду жизни. При этом сочетание документа и художественной фантазии обогащает образ, который становится значительнее, полновеснее и масштабнее. Возросший интерес к человеческому характеру, столкнувшемуся с новой реальностью, вдохнул в жанр очерка новую жизнь, придал ему энергию и силу.

Ведущим конфликтом в произведениях кабардинских писателей остается столкновение народа с фашизмом. Жанр приобретает сюжетную заостренность, его структура заметно усложняется. Эмоционально-публицистическое осмысление конфликта, его социальных и нравственных истоков приводит к героико-романтическому показу персонажей, определяет трактовку жизни одного человека в его слитности с общенародной судьбой. Персонажи обычно представлены как носители героического и бескорыстного начала, как люди, способные пожертвовать собой ради идеалов добра и справедливости. Вторая сторона конфликта - фашизм с его вероломством и опасными для человека целями - даны в предельно обобщенном виде.

В большинстве произведений писателей Т. Керашева, Х. Хавпачева, А. Шомахова, Н. Ми-зова и др. есть просто ссылка на немецкое нашествие, дается упоминание зверств фашизма, что способствует созданию собирательного, группового портрета врага. А. Кешоков пишет о героизме солдат, о суровых буднях войны: очерки «Боевая справка» (1942), «Серое одеяло» (1943), «Человек с бородой» (1943), «Гробовщик» (1943). Эти произведения о людях, близко знакомых автору по фронту. В них А. Кешоков строго следует реальному ходу событий, ничего не привносит извне, а лишь отбирает такие детали и факты, которые оттеняют величие духа и красоту подвига героев - простых солдат. Серия «Рассказы разведчика Бгамбы» (1943) - это очерки-рассказы о боевом опыте отважного и искусного разведчика, повествуемые от лица героя. У А. Кешокова много очерков о важных операциях наших войск на том или ином участке фронта. Они написаны живо и впечатляюще, и в них нередко содержатся выводы и обобщения о моральной стойкости бойцов и командиров.

Тема гуманизма занимает в очерках А. Кешокова центральное место, мотивы героизма и подвижничества звучат в них сильно и неподдельно. Вот группа разведчиков спасает осиротевшего мальчугана, рискуя быть обнаруженной противником («Глубокий рейд», 1943). Бойцы преодолевают большие трудности, чтобы сохранить жизнь мальчику, который впоследствии сам становится одним из лучших разведчиков.

Героические мотивы творчества А. Кешокова военных лет тесно переплетены с мотивами мести врагу, доминирующими в военной прозе. Тема мести, героизма солдат на фронте получает в прозе разностороннее воплощение («Борис Владимирович Сакилари», 1944; «Мойсей Давидович Шахнович», 1943; «Награжденная орденом Славы»,1943, и др.). За каждым скупо очерченным героем нетрудно разглядеть тип воина и гражданина с его индивидуальными чертами, стойкого бойца и беспощадного мстителя, каким оказывается, например, повар Балакин в очерке «Пшенной король» (1944), непритязательного на личные удобства и заботливого по отношению к товарищам.

Очерки А. Кешокова, не претендуя на широкое эмоционально-философское и художественное обобщение действительности военных лет, тем не менее составят ценный источник и материал, который поможет восполнить те или иные детали в летописи великой народной войны.

«Исследователи до сих пор обходят стороной вклад Т. Керашева в становление адыгского (кабардинского) художественного очерка. Интерес для нас представляет его художественно-документальный очерк «Слава Шауалю, уничтожившему 86 немцев» (1943), написанный им вместе с Х. Теуновым [2, с. 75]. Это очерк о подвиге снайпера Шауаля Жамборова (191608.05.1944). Авторы в нескольких строках раскрывают образ своего главного героя: «С глянцевой поверхности фотографии смотрело смеющееся, мужественное, широкое лицо и глаза, сохраняющие и в смехе пытливость ума и зоркость, вся фигура его дышала уверенной в себя мощью и смелостью» [3, с. 2]. На первый взгляд простые слова, но рассказывающие о многом. В них образ, характер, способ мышления, чувства молодого парня. Своеобразно и художественное решение темы. Авторы не показывают своего героя на фронтах, но с помощью фотоснимка дают наглядное представление о его мужестве и стойкости.

Художественно-документальный очерк А. Шортанова «О большой войне в Кабардино-Балкарии» (1943) в подзаголовке расшифровывается как «Отрывок из дневника офицера». Достоверность фактов и событий, которыми оперирует автор, очевидна, в нем нет художественного вымысла. Нет в очерке и отдельного героя, как и нет художественной детализации. Объект изображения - одна из частей армии, которая освобождает оккупированную немцами террито-

рию Кабардино-Балкарии. Герои очерка - солдатская масса. Здесь отчетливо ощущается влияние произведений русских писателей, написанных в годы войны. Оно выразилось в новых жанровых оттенках - хроникально-документальности, художественной зарисовке, в различных принципах композиции, в языке. Особенностью очерка является строгая документальность. Автор достоверно придерживается фактов. Лаконичный перечень боевых сражений, описание населенных пунктов придают изложению черты хроникального очерка. В центре повествования - не отдельные характеры, а весь сражающийся народ.

Интересна и композиция очерка. Несмотря на небольшой объем, очерк охватывает военные действия, длившиеся в течение двух месяцев в республике. В первую очередь привлекает форма непринужденного повествования, сюжетная раскованность, жизненная достоверность событий. Незримо присутствует в произведении сам автор, сквозь призму восприятия которого освещаются события и ведется повествование от начала до конца. Очерк открывается радостным сообщением о разгроме немецких войск под Сталинградом. Здесь достоверно и убедительно описаны волнующие трагические картины военного времени, особенно запоминается встреча героя с разрушенными домами на проспекте Ленина, театром, где недавно шумело его беспечное детство. Особенностью стиля А. Шортанова является прием олицетворения: «Малка оживает», «пушки проклинают», «пушки гудят», «танки рычат». С помощью такого приема автор достигает поразительных успехов в описании глобальных явлений. Чтобы передать напряженную, тревожную атмосферу боя, движения, автор часто пользуется метафорами: «Земля тяжело рычит, вздыхает», «Небо извергает звуки, ревет». Стремясь передать хаос звуков, писатель не всегда продумывает целесообразность и нужную последовательность звукового восприятия. Вряд ли одновременно с «тяжелым рычанием» и «ревом» будут слышны «вздохи». Перенасыщенность глаголами, выражающими звуковое действие, - «реветь», «визжать», «звенеть», «извергать проклятия», «извергать звуки» и т.д. - не всегда работает на достижение цели. Например: «Громадное количество пушек ревело, все сливалось в едином страшном реве: взрывы снарядов, подобные ударам молнии, сильный вой «катюш», скрежет танков. Загремели голоса, взывавших к Победе новых мощных советских орудий» [4, с. 253]. Автор стремится расширить возможности синтаксиса кабардино-черкесского языка путем введения новых конструкций, оборотов. Не всегда эти попытки достигают успеха, о чем свидетельствуют приведенные примеры, но сами поиски, безусловно, заслуживают одобрения.

Первейшей заслугой авторов очерков о войне явилось создание характера и образа воина во всей специфике национальных черт и интернационалистического сознания. Символично в этом плане название художественно-документального очерка Х. Каширгова «Сын Кабарды в Белоруссии» с главным героем партизаном Беталом Семеновым. Композиция очерка своеобразна. Автор начинает повествование с воспоминания самого Бетала о войне и показывает своего героя на полях сражений, далее знакомит читателей с его прошлой жизнью. Образ Бе-тала является собирательным. Да, он отдельная личность, со своей судьбой, но в то же время он часть целого, неотделим от всех солдат, которые воюют за правое дело, защиту своего Отечества и родную землю. Необходимо отметить, что автор не дает «свою, авторскую», «субъективную» характеристику героя, но выражает ее опосредованно: в различных на первый взгляд малозначительных эпизодах. Сын Кабарды, воюя с фашистами на земле Белоруссии, отстаивал независимость не только своей маленькой родины, но огромной, многонациональной страны. Горец вышел на широкие просторы борьбы за идеалы и национальное самоутверждение, его понимание патриотизма углубилось, обогатилось новым содержанием.

60-е годы - время как бы подведения итогов, осознания последствий войны. В художественно-документальном очерке А. Шортанова «Славой овеянные» (1964) рассказывается о героях Советского Союза Аслангери Масаеве и Исе Иллазарове. Вникая в жизни своих героев, автор наряду с ними принимает участие в осмыслении того, что было. Очерк проникнут чувством глубокого уважения и восхищения подвигами героев. Это показатель того, что в эти годы начинается художественное осмысление темы войны по-другому, отмечается некоторый отход от героико-эпической интонации и намечается стремление идти «внутрь фактов», к подчеркнутой точности описаний, возрастает полнота фактической и психологической правды о войне.

80-90-е годы дали новые стимулы развитию художественно-документального очерка, характеризующиеся демократизацией общества, да и всего литературного процесса. Привлечение большого круга архивных материалов, ранее закрытых или малоизвестных, дало возможность полнее воссоздать картину бытия, раскрывать «белые пятна» истории.

Литература о войне несет в себе огромный гуманистический заряд, она всей заложенной в нее энергией, всеми своими художественными возможностями отрицает войну как явление. В художественно- документальных очерках проявлялись черты индивидуализированного характера, больше, чем раньше, отводилось место нравственно-эстетическим проблемам. Как счи-

тает литературный критик Х. Тимижев, «разумное использование документа, гармоничное включение его в ткань произведения помогло писателям глубже осмыслить характер героя на войне, всесторонне мотивировать его поведение, психологически убедительно показать фронтовую реальность» [5, с. 413]. За документальной точностью фронтовых реалий, отображенных в этих произведениях, за сюжетно-композиционной бесхитростностью повествований, исполненных в неторопливо-обстоятельной манере военного рапорта, угадывалось нетронутое еще богатство характеров, судеб, жизненных коллизий, ожидающих своего исследователя и художника. Следует отметить два существенных момента, характеризующих художественно-документальный очерк о Великой Отечественной войне в кабардинской литературе. Первое -это тяга к документальной точности, к открытому поиску, к проверке и сопоставлению фактов, к историзму; стремление рассматривать локальные события в контексте всей войны; усиленное внимание к пониманию действительности, к оценкам, к характеру переживаний людей. Второе -это ускорение литературного процесса, выразившееся в том, что появилось много талантливых очеркистов, как А. Шомахов, М. Кармоков, Ч. Беканов, Х. Кармоков, Х. Кауфов, М. Эльберд и др. Очерк в эти годы стал самым продуктивным и перспективным жанром. Его разработка дала многое в раскрытии «белых пятен» истории, в познании всего пережитого человеком в самые тяжелые годы войны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Бозиева Н.Б. Художественно-документальная проза в кабардинской литературе. - Нальчик: КБГУ, 2009. - 112 с.

2. Абазов А.Ч. О деятельности Тембота Керашева в Кабардино-Балкарии // Литературная Кабардино-Балкария, 2002. - № 5. - С. 73-80.

3. Керашев Т., Теунов Х. Слава Шауалю, уничтожившему 86 немцев // Социалистическая Кабардино-Балкария. -1943. - 23 января. - 8 с.

4. Шортанов А.Т. О большой войне в Кабардино-Балкарии / Изб. произв. - Нальчик: Эльбрус, 1967. - 350 с.

5. Тимижев Х.Т. Современное кабардинское литературоведение и литературная критика. История адыгской (кабардино-черкесской) литературы. - Нальчик: КБИГИ, 2013. - 500 с.

REFERENCES

1. Bozieva N.B. Artistic and documentary prose in Kabardian literature. [Hudozhestvenno-dokumental'naja proza v kabar-dinskoj literature]. Nalchik: KBSU, 2009. 112 p.

2. Abazov A.С. The activities of Tembot Kerashev in Kabardino-Balkaria. [O dejatel'nosti Tembota Kerasheva v Kabardi-no-Balkarii]. Literary Kabardino-Balkaria, 2002, № 5. p. 73-80.

3. Kerashev T.H. Theun Thank Shaualyu, destroying 86 German. [Slava Shaualju, unichtozhivshemu 86 nemcev]. Socialist Kabardino-Balkaria, in 1943, 23 of January. 8.

4. ShortanovA.T. About the WWII in Kabardino-Balkaria. [O bol'shoj vojne v Kabardino-Balkarii]. Selected works. Nalchik: Elbrus, 1967. 350 p.

5. Timizhev H.T. Modern Kabardian literature and literary criticism. [Sovremennoe kabardinskoe literaturovedenie i literaturnaja kritika]. History adygskoj (Kabardino-Cherkessia) literature. Nalchik: KBIGI, 2013. 500 p.

Information about the author

Тимижев Хамиша Тарканович, доктор филологических наук, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, (360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173), Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика), Россия kbigi@mail.ru

Бозиева Наима Борисовна, кандидат филологических наук, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, кафедра литературы и фольклора народов Северного Кавказа (360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173), Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика), Россия naimabozieva@mail.ru

Информация об авторе

Timizhev Khamisha T., Doctor of Philological Sciences, Kabardino-Balkarian State University of Berbekov, (360004, Nalchik, 173, Cher-nyshevsky Str.,),

Nalchik (Kabardino-Balkarian Republic), Russia kbigi@mail.ru

Bosieva Naima B., Candidate of Philological Sciences, Kabardino-Balkarian State University of Berbekov, Department of North Caucasus Literature and Folklore (360004, Nalchik, 173, Chernyshevsky Str.,),

Nalchik, (Kabardino-Balkarian Republic), Russia naimabozieva@mail.ru

Получена: 10.12.2015

Received: 10.12.2015 - 286 -

Для цитирования статьи: Тимижев Х.Т., Бозиева Н.Б. Нравственно-этические аспекты в очерках о войне в кабардинской литературе. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Том 7. № 7. Часть 2. с. 282-287.

с1о1: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-282-287

For article citation: Timizhev K.T., Bosieva N.B. Moral-ethical aspects in the essays about the war in kabardian literature. [Nravstvenno-eticheskie aspekty v ocherkakh o voyne v ka-bardinskoy literature]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2015. Tom 7. № 7. Vol. 2. Pp. 282-287.

doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-282-287

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.