Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЕЙ'

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
204
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В РАБОТУ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООТНОШЕНИЕ / THE EFFECTIVENESS OF THE TEACHING STAFF / INVOLVEMENT IN WORK / ORGANIZATIONAL LOYALTY / MOTIVATIONAL AND PERSONAL QUALITIES / PROFESSIONAL MOTIVATION / JOB SATISFACTION / PROFESSIONAL SELF-ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шабанова Татьяна Леонидовна, Беляева Татьяна Константиновна, Фомина Наталья Вячеславовна

В статье приведены результаты исследования социально психологических характеристики эффективности педагогического коллектива во взаимосвязи с мотивационно-личностными качествами учителей. Результаты исследования эффективности работы педагогического коллектива пoкaзaли, чтo у учителей преобладает средний уровень вовлеченности в работу. Более половины испытуемых имеют высокие показатели организационной лояльности. Но при этом удовлетворенность трудом испытывает только половина педагогов. Измерение мотивацинно-личностных качеств показало повышенную значимость для педагогов мотивов самореализации, материального жизнеобеспечения и активности. Выявлены противоречия и внутренняя конфликтность в структуре самоотношения педагогов. Результаты корреляционного анализа показали положительные значимые связи между выявленными показателями эффективности работы коллектива и мотивационно-личностными качествами учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE EFFECTIVENESS OF THE PEDAGOGICAL TEAM, DEPENDING ON THE MOTIVATIONAL-PERSONAL QUALITIES OF TEACHERS

The article presents the results of a study of the socio-psychological characteristics of the effectiveness of the teaching staff in conjunction with the motivational and personal qualities of teachers. The results of the study of the effectiveness of the work of the teaching staff showed that teachers have an average level of involvement in the work. More than half of the subjects have high rates of organizational loyalty. But at the same time, only half of teachers experience job satisfaction. Measurement of motivational and personal qualities showed increased importance for teachers of motives for self-realization, material life support and activity. Identified contradictions and internal conflict in the structure of self-attitude of teachers. The results of the correlation analysis showed positive significant relationships between the identified indicators of the effectiveness of the team and the motivational and personal qualities of teachers.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЕЙ»

5. Ладанов И.Д. Практический менеджмент; под ред. В.И. Носова Технологическая школа бизнеса, 2010. - 174 с.

6. Мишурова И.В., Кутелев П.В. Управление мотивацией персонала. Учебно-практическое пособие. Изд-е 2-е, испр. и доп. - Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. - 240 с.

7. Назаров В.Л., Обожина Д.А. Компетенции в содержании труда менеджера в сфере физической культуры и спорта в современных условиях // Педагогическое образование в России. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-v-soderzhanii-truda-menedzhera-v-sfere-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 24.05.2020).

Психология

УДК 159. 9

кандидат психологических наук, доцент Шабанова Татьяна Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина" (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина" (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Фомина Наталья Вячеславовна Приволжский исследовательский медицинский университет (г. Нижний Новгород)

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫХ

КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье приведены результаты исследования социально психологических характеристики эффективности педагогического коллектива во взаимосвязи с мотивационно-личностными качествами учителей. Результаты исследования эффективности работы педагогического коллектива показали, что у учителей преобладает средний уровень вовлеченности в работу. Более половины испытуемых имеют высокие показатели организационной лояльности. Но при этом удовлетворенность трудом испытывает только половина педагогов. Измерение мотивацинно-личностных качеств показало повышенную значимость для педагогов мотивов самореализации, материального жизнеобеспечения и активности. Выявлены противоречия и внутренняя конфликтность в структуре самоотношения педагогов. Результаты корреляционного анализа показали положительные значимые связи между выявленными показателями эффективности работы коллектива и мотивационно-личностными качествами учителей.

Ключевые слова: эффективность педагогического коллектива, вовлеченность в работу, организационная лояльность, мотивационно-личностные качества, профессиональная мотивация, удовлетворенность трудом, профессиональное самоотношение.

Annоtation. The article presents the results of a study of the socio-psychological characteristics of the effectiveness of the teaching staff in conjunction with the motivational and personal qualities of teachers. The results of the study of the effectiveness of the work of the teaching staff showed that teachers have an average level of involvement in the work. More than half of the subjects have high rates of organizational loyalty. But at the same time, only half of teachers experience job satisfaction. Measurement of motivational and personal qualities showed increased importance for teachers of motives for self-realization, material life support and activity. Identified contradictions and internal conflict in the structure of self-attitude of teachers. The results of the correlation analysis showed positive significant relationships between the identified indicators of the effectiveness of the team and the motivational and personal qualities of teachers.

Keywords: the effectiveness of the teaching staff, involvement in work, organizational loyalty, motivational and personal qualities, professional motivation, job satisfaction, professional self-attitude.

Введение. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время приоритетным направлением образования в соответствии с новыми стандартами является реализация развивающего потенциала образовательных учреждений, повышение эффективности работы коллектива педагогов. В связи с этим изучение социально-психологических критериев эффективности во взаимосвязи с мотивационно-личностными качествами учителей, ее обуславливающих, является важной теоретической и практической задачей [12].

Целью нашей статьи является изучение социально-психологических показателей эффективности педагогического коллектива (вовлеченности в работу, организационной лояльности) во взаимосвязи с мотивационно-личностными качествами учителей.

Изложение основного материала статьи. В последние годы в психолого-педагогической литературе активно обсуждается проблема эффективности деятельности образовательной организации (Артемова М.Н., Барташев Е.Г., Кузьмина Н.В, Маркова А.К., Митина Л.М., Никонова А.Я. Петровский А.В., Коломинский Я.Л. и др.) Авторы отмечают, что социально-психологическими показателями эффективности коллектива являются социально-психологический климат, сплоченность, низкий уровень конфликтности, толерантное взаимодействие [4, 6, 7, 8]. Исследуются различные факторы, влияющие на характеристики эффективности коллектива: особенности межличностного общения, взаимоотношения с обучающимися, коллегами и руководством, удовлетворенность трудом и его результатами. (Е.А. Климов, Д.Н. Завалишина, Л.Г. Дикая, Э.Ф. Зеер, Ю.П. Поваренков и др.) Менее исследовано влияние внутриличностных факторов: особенностей мотивации, профессионального самоотношения учителей, на эффективность педагогического коллектива.

Нами было проведено собственное исследование социально-психологических характеристик эффективности педагогического коллектива во взаимосвязи с мотивационно-личностными качествами учителей. Исследование проводилось на базе одной из общеобразовательных школ г. Балахны

Нижегородской области. В нем приняли участие педагоги в возрасте от 23 до 45 лет, из которых 30 женщин и 10 мужчин. Общее количество испытуемых - 40 чел.

В исследовании были использованы следующие методики: 1) Утрехтская шкала вовлеченности в работу (UWES) (В. Шауфели в адаптации Д.А. Кутузовой); 2) «Шкала организационной лояльности» Дж. Мейера и Н. Аллен; 3) «Интегральная удовлетворенность трудом» (А.В. Батаршев); 4) Опросник для диагностики мотивов профессиональной деятельности (Т.Н. Францева); 5) Опросник профессионального самоотношения (А.М. Колышко). Математическая проверка достоверности результатов проводилась с помощью корреляционного анализа с помощью критерия Спирмена с использованием компьютерной программы SPSS.

На первом этапе проводилась диагностика социально-психологических характеристик эффективности педагогического коллектива. Вовлеченность в работу является мотивационным феноменом и отражает стремление субъекта к погружению в деятельность, достижению высоких результатов и получению удовлетворения от работы. С. Мауно с коллегами отмечают, что вовлеченность является скорее побудительным аспектом, а не реакцией на внешние условия, хотя для поддержания увлеченности необходимо наличие баланса между внешними требованиями и внутренними возможностями [5]. В табл. 1 представлено распределение испытуемых по показателям вовлеченности в работу.

Таблица 1

Количество испытуемых с разным уровнем выраженности показателей вовлеченности

в работу (%)

Шкалы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Энергичность 13 78 9

Энтузиазм 22 75 2

Поглощенность 16 81 3

Истощение 50 26 24

Цинизм 45 31 24

Личные достижения 22 35 38

Согласно полученным результатам, в группе учителей преобладает средний уровень вовлеченности в работу по показателям «энергичность», «энтузиазм», «поглощенность». Низкий уровень по шкале «личные достижения». Высокий уровень отмечен по шкалам «истощение», «цинизм». Результаты свидетельствуют, что педагоги активно работают, проявляют заинтересованность и энтузиазм. При этом значительная часть сотрудников испытывают эмоциональную и физическую усталость. Симптомами истощения и выгорания являются низкое стремление к личным достижениям и проявления скептицизма и цинизма.

Еще одним изучаемым нами показателем эффективности педагогического коллектива является организационная лояльность его участников. В таблице 2 приведены результаты исследования организационной лояльности учителей по методике Дж. Мейера и Н. Аллен.

Таблица 2

Результаты исследования организационной лояльности учителей (в %)

Шкалы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Эмоциональная лояльность 60 25 15

Продолженная лояльность 50 25 25

Нормативная лояльность 60 25 15

Анализ полученных результатов показал, что 60% педагогов имеют высокие показатели эмоциональной лояльности, 25% демонстрируют средние (нормативные) показатели и 15% педагогов с низкими значениями. По шкале продолженной лояльности выявлено, что 50% педагогов проявляют высокий уровень, 25% средний и 25% низкий уровень лояльности. По шкале нормативной лояльности выявлено 60% педагогов с высоким уровнем, 25% со средним и 15% с низким уровнем. Полученные результаты указывают, что большая часть педагогических работников лояльно относятся к данной образовательной организации. Они эмоционально положительно оценивают сложившиеся отношения, ценности образовательной организации, желают продолжать работать в школе, в данном коллективе, осознают ответственность за решение поставленных производственных задач. Сравнительный анализ показателей организационной лояльности у педагогов разных возрастных групп показал, что менее лояльны педагоги в возрасте 30-55 лет, с опытом работы в данной школе от 5 до 10 лет. Далее изучалась удовлетворенность трудом у учителей. Результаты показали, что высокий уровень общей удовлетворенности трудом свойственен 60% опрошенных педагогических работников, 25% педагогов имеют средний уровень удовлетворенности трудом, низкий уровень удовлетворенности трудом у 15% учителей. Т.о., у большинства педагогов удовлетворенность трудом высокая. Далее исследовалось, по каким показателям у педагогов наибольшая и наименьшая профессиональная удовлетворенность. Результаты приведены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты исследования отдельных показателей удовлетворенности трудом у учителей

Параметры Средние значения(М) Станд. отклонение (д)

Ответственность 27,9 5,3

Условия труда 33,6 2,9

Соответствие выполняемой работы заработку 28,2 3,2

Реализация притязаний 42,1 4,2

Взаимоотношения с руководством 33,7 3,3

Взаимоотношения с сотрудниками 31,3 2,9

Достижения в работе 34,3 5,8

Интерес к работе 33,3 2,9

Общая удовлетворенность 34,2 3,6

Высокие показатели удовлетворенности трудом выявлены по следующим шкалам: реализация притязаний (42,1), удовлетворенность достижениями в работе (34,2), удовлетворенность взаимоотношениями с руководством (33,7), удовлетворенность условиями труда (33,6), интерес к работе (33,3). Менее всего учителя удовлетворены соответствием выполняемой работы заработку (28,2), профессиональной ответственностью (27,9). Результаты свидетельствуют, что у учителей в основном удовлетворены профессиональные амбиции, они осознают свои профессиональные достижения, испытывают интерес к работе и довольны сложившимися профессиональными отношениями. Однако зоной повышенного напряжения для учителей является осознание чрезмерно высокой профессиональной ответственности и несоответствие зарплаты результатам работы.

На втором этапе выявлялись мотивационно-личностные качества педагогов и проводился корреляционный анализ показателей социально-психологических характеристик эффективности педагогического коллектива и мотивационно-личностных качеств учителей. Результаты изучения мотивов профессиональной деятельности учителей представлены в табл. 4.

Таблица 4

Результаты изучения показателей мотивации учителей

Мотивы Средние значения (М) Станд. отклонение (д)

Жизнеобеспечение 7,62 1,61

Взаимодействие 6,45 2,11

Познание 5,23 2,24

Активность 7,56 2,67

Признание 5,95 3,68

Самореализация 7,86 3,15

Согласно полученным данным, ведущими мотивами профессиональной деятельности учителей являются: самореализация (7,86), жизнеобеспечение (7,62), активность (7,56). Отметим, что остальные мотивы также значимы для испытуемых. Т.о., основные профессиональные мотивы педагогов: развитие своих сил и способностей, повышение уровня мастерства, обеспечение материального комфорта и будущего благополучия. Педагогам также важно признание, качественное взаимодействие и возможность познания.

Далее изучались особенности профессионального самоотношения учителей. Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты изучения профессионального самоотношения учителей

Шкалы Средние значения(М) Станд. отклонение (д)

Внутренняя конфликтность профессионального самоотношения 26,5 11,04

Самоуважение в профессии 25,7 14,7

Самоуверенность в профессии 12,1 5,31

Самообвинение в профессии 14,8 8,21

Самоэффективность в профессии 28,9 12,27

Саморуководство в профессии 20,5 8,21

Самооценка личностного роста в профессии 8,65 3,25

Самоуничижение в профессии 40,5 12,95

Общий показатель позитивности профессионального самоотношения 108,6 12,85

Самоотношение - регулятор профессиональной деятельности и общения педагога. Устойчивое адекватное самоотношение способствует проявлению творчества, спонтанности в работе педагога, бесконфликтному взаимодействию и стрессоустойчивости. Самоотношение - интегральное образование и включает целый ряд характеристик [14]. Согласно нашим данным, у учителей можно отметить повышенные значения самоэффективности (28,9), самоуважения в профессии (25,7), а также самоуничижения (40,5). Эти шкалы выражают оценку собственного «Я» по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению и т.п. и эмоциональное отношение к собственному «Я». И свидетельствуют, что у педагогов наблюдается внутриличностное напряжение, противоречивость самоотношения: осознание высокой самоэффективности, самоуважение, с одной стороны, и высокая самокритичность, с другой. Было отмечено снижение показателей по шкалам: саморуководство (20,5), самоуверенность (12,1), самооценка личностного роста в профессии (8,65). Наблюдается рост внутренний конфликтности в группе учителей (26,5). Это создает негативный фон отношения к себе, т.к. истинным источником своих достижений и неудач считают преимущественно себя. Это можно связать с повышенной чувствительностью к неудачам, негативному профессиональному опыту.

Для определения влияния мотивационно-личностных качеств учителей (профессиональной мотивация, удовлетворенности трудом и профессионального самоотношения) на социально-психологические характеристики эффективности педагогического коллектива (вовлеченность в работу и организационную лояльность) был проведен корреляционный анализ с помощью ге-критерия Спирмена. Результаты представлены в табл. 6.

Таблица 6

Корреляционный анализ влияния мотивационно-личностных качеств учителей на социально-психологические характеристики эффективности педагогического коллектива

Мотивационно-личностные качества учителей Социально-психологические характеристики эффективности педагогического коллектива

Организационная лояльность Вовлеченность в работу

Профессиональная мотивация 0,796** 0,599**

Удовлетворенность трудом 0,480* 0,680**

Профессиональное самоотношение 0,523* 0,689**

** уровень значимости р < 0,01

* уровень значимости р < 0,05

Результаты свидетельствуют, что существуют значимые корреляции между показателями эффективности педагогического коллектива и мотивационно-личностными качествами учителей. Чем выше профессиональная мотивация, удовлетворенность трудом и профессиональное самоотношение у учителей, тем выше показатели эффективности деятельности педагогического коллектива, в частности организационная лояльность, вовлеченность в работу.

Выводы:

1. Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что у учителей преобладает средний уровень вовлеченности в работу по показателям «энергичность», «энтузиазм», «поглощенность»; высокий уровень по шкалам «истощение», «цинизм»; низкий уровень по шкале «личные достижения».

2. Более половины испытуемых имеют высокие показатели эмоциональной и продолженной лояльности. Менее лояльны педагоги в возрасте 30-55 лет, с опытом работы в данной школе от 5 до 10 лет.

3. Высокий уровень общей удовлетворенностью трудом имеют 60% опрошенных педагогических работников, 25% респондентов имеют средний уровень удовлетворенностью трудом, а низкий уровень удовлетворенностью трудом имеют 15% учителей. Высокие показатели удовлетворенности трудом выявлены по следующим шкалам: уровень притязаний, удовлетворенность достижениями в работе, удовлетворенность взаимоотношениями с руководством, удовлетворенность условиями труда, интерес к работе.

4. Ведущими мотивами профессиональной деятельности учителей являются самореализация, жизнеобеспечение, активность.

5.Выявлены следующие показатели профессионального самоотношения учителей: повышенные показатели самоуничижения, самоэффективности, самоуважения; понижены значения показателей саморуководства, самообвинения, самоуверенности, самооценки личностного роста в профессии. Выявлена внутренняя конфликтность у испытуемых.

6. Результаты статистического анализа позволили нам сделать вывод, что применение руководством мероприятий, направленных на повышение профессиональной мотивации, удовлетворенности трудом и профессионального самоотношения учителей способствует росту организационной лояльности и вовлеченности в работу.

Литература:

1. Артемова М.Н. Мотивация профессионального развития педагога как ресурс повышения качества образования // сборник материалов VII международной научно-практической конференции, 2016. С. 45-47.

2. Барташев Е.Г. Психология управления персоналом. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2016. - 315 с.

3. Беляцкий Н.П. Менеджмент: стиль лидерства: Учеб. пособие. - М.: Издательство Института психотерапии, 2017. - 345 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Бобинкин С.А., Акатова, Н.С. Психологические особенности отношений в трудовом коллективе // Социальная педагогика и психология. 2017. №5. С. 118-142

5. Зайцев, Л.Г. Организационное поведение: учебник для вузов. - М.: Магистр, 2017. - 460 с.

6. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2018. - 355 с.

7. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах: учеб. пособие для психологов, педагогов, социологов. - М.: Аст, 2018. - 446 с.

8. Крысько В.Г., Королёва О.А. Роль межличностных отношений в развитии карьерного роста сотрудников в организации // Вестник РГГУ, 2015. №4. С. 72-80

9. Компетентностно-ориентированное обучение в вузе: теория и практика Арифулина Р.У., Батюта М.Б., Белова Е.А., Деменева Н.Н., Занозин Д.А., Киселева Е.С., Князева Т.Н., Лебедева И.В., Николина В.В., Папуткова Г.А., Перевощикова Е.Н., Прохорова О.Н., Родионова Е.Л., Сафонова О.А., Слепенкова Е.А., Шабанова Т.Л., Шилова Г.А., Федоров А.А., Фролова С.В., Фомина Н.В. и др. Монография / Мининский университет. Нижний Новгород, 2014.

10. Крыночкина, О.Д., Шабанова Т.Л. Исследование особенностей профессионального здоровья педагогов ДОУ // «Неофит» сборник статей по материалам научно-практических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов, 2018. № 15. С. 200-202.

11. Митина Л.М., Кореляков Ю.А., Шавырина Г.В. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. - М.: «Академия», 2018. - 336 с.

12. Перевощикова Е.Н. Формирование способности магистрантов педагогического образования к командной работе в процессе проектирования образовательного продукта // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №1. С. 3.

13. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: Просвещение, 2017. - 225 с.

14. Фомина М.В., Масловская С.В. Исследование коммуникативных умений студентов медицинского вуза // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4. С. 4.

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Щербанева Наталья Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ НА ЭТАПЕ ЕЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Аннотация. В статье представлен анализ основных проблем развития психотерапии в России на современном этапе. Дифференциация основных задач, функций и областей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: психотерапия как область психологии и медицины, лечебная психотерапия, личностная психотерапия, социальная психотерапия, психотерапевт-врач, психотерапевт - психолог, психотерапевт -социальный работник.

Annotation. The article presents an analysis of the main problems of the development of psychotherapy in Russia at the present stage. Differentiation of the main tasks, functions and areas of professional activity.

Keywords: psychotherapy, therapeutic psychotherapy, personal psychotherapy, social psychotherapy, psychotherapist-doctor, psychotherapist-psychologist, psychotherapist-social worker.

Введение. В последние десятилетия все чаще как науке, так и в социальной практике ставится проблема повышения ценности человека, ценности его психического и психологического здоровья, гармонизации всех сфер его жизнедеятельности и создания условий для максимального его саморазвития. При этом нестабильность общества, мировые события последних лет (военные и политические конфликты, кризис экономики, политики, пандемия) влекут за собой нарушение функционирования человека, переоценку ценностей, нарушение саморегуляции, что приводит к росту психосоматических заболеваний, неврозов и др. [1].

Востребованность психотерапевтической помощи в постсоветское время превышает возможности медицинской сферы. Это привело к тому, что данные решение задач обеспечении сохранения здоровья, оказания адекватной помощи в восстановления функционирования человека как в индивидуальном плане развития, так и социального взаимодействия взяли на себя не только врачи, имеющие постуниверситетское образование по психотерапии (ординатура, специализации), но и представители других специальностей и профессионального профиля, а именно клинические психологи, психологи-консультанты, социальные работники, имеющие переподготовку в области консультативной и клинической психологии.

Изложение основного материала статьи. Психотерапия как профессиональная область получила широкое распространение в системе психологической помощи, в основу которой легла медицинская, психологическая, философская, социально- педагогическая теория и практика. Психотерапия как область профессиональной деятельности определяется сейчас как форма взаимодействия по сохранению и развитию индивидуального физического, психологического, социального здоровья и эмоционального благополучия.

Однако до сих пор в России на государственном уровне не принят закон о психотерапевтической помощи, который бы разграничил дифференциацию, кто может называться психотерапевтом.

В 2003 году 16 сентября в официальной печати Министерством здравоохранения публикован Приказ Минздрава РФ от 16.09.2003 N 438 "О психотерапевтической помощи". Данный приказ содержал основные положения об организации профессиональной деятельности врача-психотерапевта, об организации деятельности медицинского психолога и социального работника, участвующего в оказании психотерапевтической помощи. Данный документ также раскрывал особенности организации работы как психотерапевтического кабинета, так и целого отделения и центра психотерапии [4].

Подготовка данного документа обусловлена была рядом проблем:

1. Нехваткой в медицинской сфере врачей-психиатров, имеющих ординатуру по психотерапии.

2. Большим всплеском количества открывающихся Служб практической психологии (Психологических служб образования, в том числе вузовских, Центров социально-психологической помощи населению, реабилитационных центров для девиантных подростков, для подростков с асоциальным поведением и однократным несистематическим употреблением психоактивных веществ, не требующих еще помощи, заключающейся в медикаментозном лечении, а скорее в создании программ психокоррекционной и развивающей работы как в индивидуальной форме, так и в форме групповых занятий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.