пользование множества своих способностей. Когда сотрудники проходят через все это вместе со своим руководителем, формируется положительная рабочая атмосфера, которая способствует
созданию и укреплению эффективно работающей команды, состоящей из заинтересованных, творческих индивидуумов, объединенных здоровыми межличностными взаимоотношениями.
Библиографический список
1. Тохчуков М.О. Роль инноваций в развитии корпоративной культуры как элемента социально-трудовых отношений. Молодые учёные. 2014; 5: 219 - 225.
2. Тохчуков М.О. Организация работы с персоналом в процессе реализации нововведений. Вестник Московского института государственного управления и права. 2014; 8: 185 - 189.
3. Хансейкер Ф., Алессандра Э. Искусство управления людьми. Москва, 2004.
References
1. Tohchukov M.O. Rol' innovacij v razvitii korporativnoj kul'tury kak 'elementa social'no-trudovyh otnoshenij. Molodye uchenye. 2014; 5: 219 - 225.
2. Tohchukov M.O. Organizaciya raboty s personalom v processe realizacii novovvedenij. Vestnik Moskovskogo instituta gosudarstvennogo upravleniya i prava. 2014; 8: 185 - 189.
3. Hansejker F., Alessandra 'E. Iskusstvo upravleniya lyud'mi. Moskva, 2004.
Статья поступила в редакцию 04.05.15
УДК 159.9
Yegorova P.A., postgraduate, Nizhny Novgorod State Architectural University (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
Markov O.V., postgraduate, Nizhny Novgorod State Architectural University (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
THE STUDY OF SOCIAL AND PROFESSIONAL PERCEPTION OF FUTURE SPECIALISTS DURING HIGHER EDUCATION.
Socio-professional perception is an essential element of the analysis of human relations, which is particularly important today in professional educational activities. Within the article, we examined the development of the main components of the social and professional perception of students of master's training. The main objectives of the study was to determine the research strategy, selection of valid and reliable psycho-diagnostic tools, the formation of an experimental sample and a statement of the basic level of social and professional perception of future teachers. It ends with the discussion and analysis of the evidence. The article summarizes the new material on the subject in question, introduced into scientific circulation the concept of "socio-professional perception", which is one of the qualitative characteristics of the professional work of the teacher and represents the last opportunity in terms of the analysis of human relations, the development of meaningful ways to solve problems in the process of teaching activities.
Key words: socio-professional perception, professional teaching activities, specialized professional activities, social observation, analytical social action, social forecasting.
П.А. Егорова, соискатель ФБГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный
университет», г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
О.В. Марков, соискатель ФБГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный
университет», Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПЕРИОД ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Социально-профессиональная перцепция является важнейшим элементом анализа человеческих взаимоотношений, что особенно значимо сегодня в профессиональной педагогической деятельности. В рамках статьи мы исследовали развитие основных компонентов социально-профессиональной перцепции у студентов магистерской подготовки. Основными задачами исследования стало определение стратегии исследования, подбор валидного и надежного психодиагностического инструментария, формирование экспериментальной выборки и констатация базового уровня развития социально-профессиональной перцепции будущих педагогов. Заканчивается статья обсуждением и анализом полученных фактических данных. В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, вводится в научный оборот понятие «социально-профессиональная перцепция», которое является одной из качественных характеристик профессиональной деятельности педагога и представляет собой возможности последнего в плане анализа человеческих взаимоотношений, освоение способов решения системы значимых задач в процессе педагогической деятельности.
Ключевые слова: социально-профессиональная перцепция, профессиональная педагогическая деятельность, специальные профессиональные действия: социальная наблюдательность, социальные аналитические действия, социальное прогнозирование.
В связи с проблемой изучения социально-профессиональной перцепции у будущих педагогов, прежде всего, представляет особый интерес изучение понятия «социально-профессиональная перцепция», это необходимо и для выработки концептуальной основы нашего исследования, и для разработки его экспериментальной программы.
Развитие социально-профессиональной перцепции включается в исследовании О.В. Суворовой, Е.С. Сычевой «в систему когнитивно-личностных профессиональных качеств у студентов психолого-педагогических специальностей» [1]. В исследовании изучались сенсорные, перцептивные, семантические и личностные дифференцировки у студентов-педагогов, которые показали «высокие уровни корреляции между временем всех дифферен-цировок и интегрированными интеллектуальными показателями и всеми видами успеваемости» [1, с. 86]. Исследование показы-
вает роль «социально-профессиональной перцепции в когнитивно-личностной профессиональной компетенции специалистов педагогического профиля и нуждается в более детальном изучении» [1, с. 5].
В результате изучения психолого-педагогической литературы, мы предлагаем психологическую структуру социально-профессиональной перцепции, которая на наш взгляд является сложным профессиональным образованием и включающим в себя следующие компоненты: мотивационно-ценностный компонент, как указывают С.Н. Сорокоумова и Е.Г. Гуцу «одним из центральных компонентов профессиональной компетенции преподавателя вуза является мотивационный-ценностный компонент» [2], определяющий выделение педагогом в качестве приоритетных целей социально-личностного развития студента в процессе учебной деятельности, и прежде всего, развитие студента как
субъекта общения; систему особых профессиональных действий, реализующих социально-профессиональную перцепцию в педагогической деятельности [3]. Среди них мы особо выделяем три основных вида, важных для будущего педагога: социальная наблюдательность как форма произвольного восприятия будущим педагогом социальных явлений; социальное прогнозирование, позволяющее будущему педагогу планировать перспективу развития социальных контактов и управлять ими в педагогической деятельности; социально-профессиональная рефлексия, позволяющая будущему педагогу осознать социальную часть своей профессиональной вузовской подготовки.
Особую роль в развитии социально-профессиональной перцепции у будущего педагога играют специальные профессиональные действия: социальная наблюдательность (произвольное социальное восприятие); социальные аналитические действия и социальное прогнозирование.
Целью эмпирического исследования являлось изучение условий становления социально-профессиональной перцепции будущих педагогов в период вузовского обучения. В исследовании приняли участие студенты магистранты и специалисты ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина. Экспериментальную группу (ЭГ) составили - 92 человека, контрольную группу (КГ) - 92 человека.
Констатирующий этап исследования позволил выявить базовый уровень развития социально-профессиональной перцепции студентов, будущих педагогов.
Результаты исследования показывают, что интерес к педагогической деятельности не являлся ведущим мотивов при выборе профессии. Лишь 6,52% / 8,70% опрошенных студентов отметили, что интерес к педагогической деятельности повлиял на выбор вуза.
Наиболее часто встречающимися мотивами выбора педагогической деятельности, называются: стремление к самоутверждению (17,39% / 15,22%); стремление к творческому самовыражению (16,30% / 11,96%); возможность заниматься научной работой (16,30% / 13,04%).
Результаты диагностики мотивации профессиональной деятельности показывают преобладание внутренней мотивации у 48,91% (30,43%+18,48%) студентов ЭГ и у 47,83% (25,00%+22,83%) студентов КГ. Самый неблагоприятный вариант мотивации, с преобладанием отрицательной внешней мотивации выявлен у 23,91% (16,30%+7,61%) студентов ЭГ, и у 19,56% (14,13%+5,43%) студентов КГ.
Результаты диагностики ценностных ориентаций у студентов (терминальные ценности) показали преобладание следующих ценностей: материально обеспеченная жизнь - 40,22% / 33,70%; здоровье - 17,39% / 18,48%; счастливая семейная жизнь - 15,22% / 18,48% наличие хороших и верных друзей - 16,30%/ 15,22%.
Результаты диагностики ценностных ориентаций у студентов (инструментальные ценности) выявили следующие предпочтения студентов: образованность - 45,65% / 43,48%; воспитанность - 22,83% / 26,09%; эффективность в делах - 11,96% / 11,96%.
Результаты диагностики смысла жизни у студентов демонстрируют следующее: студенты обеих групп в большинстве имеют низкие балы по шкале «Цели в жизни» - 93,48% / 98,91%. Это говорит о том, что респонденты живут сегодняшним днём, не задумываясь о собственной перспективе; по шкале «Процесс жизни» преобладают респонденты со средними баллами 51,09% / 76,09%, то есть студенты в большинстве довольны сегодняшней жизнью и не собираются что-либо менять; по шкале «Результативность жизни» большая часть студентов показала высокий (36,96% / 80,43%) и средний (60,87% / 19,57%) уровни. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного этапа жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть; по шкале «Локус контроль - Я» студенты в большинстве своем имеют низкий уровень - 100,00% / 83,70%, что говорит о неверии в свои силы; по шкале «Локус контроль - жизнь» также большинство студентов показали низкий уровень - 53,26% / 73,91%. То есть студенты предпочитают не загадывать о будущем, предполагая, что все само собой разрешится, и ничего особо своими силами не изменишь.
Результаты диагностики общительности студентов показали, что студенты обеих групп достаточно общительны (возрастные особенности), так высокий уровень выявлен у 26,09% / 22,83%; выше среднего у 33,70% / 38,04% и средний 21,74% / 23,91%.
Полученные фактические данные показывают, что большинство студентов не умеют слушать собеседника и получать ин-
формацию из общения, с трудом принимают позицию собеседника, в основном общение сводится к монологу с доминированием своей точки зрения. Большинство респондентов получили уровень «Посредственный слушатель» 67,39% / 66,30%, то есть в общении такие студенты спешат предложить свою информацию, мало прислушиваясь к тому, что говорит собеседник.
Результаты диагностики типа восприятия студентом группы показали, первый «тип» восприятия индивидом группы называют «индивидуалистическим» (И): когда индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении. В исследуемой выборке таких студентов оказалось 1/3 - 34,78% / 27,17% соответственно. Второй тип восприятия индивидом группы называют «прагматическим» (П): когда индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь. Таких студентов оказалось большинство - 57,61% / 60,87% соответственно. Это мы объясняем особенностями современного воспитания и мировоззрения молодежи, являющейся по существу на сегодняшний день «обществом потребления». Третий тип восприятия индивидом группы называют «коллективистическим» (К): индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы. Стремление к коллективной деятельности и деятельности на благо группы и ее объединения выявлено только у 7,61% / 11,96% соответственно.
Результаты изучения толерантности к неопределенности выявлена среди студентов обеих групп (ЭГ и КГ) преимущественно на среднем уровне 51,09% / 45,65%. Личность, толерантная к неопределённости, рассматривает любую неопределённую ситуацию как возможность выбора, развития, приобретения нового опыта, не испытывает деструктивной тревоги в неопределённых ситуациях, способна активно и продуктивно действовать в них. Интолерантность также преимущественно показала средний уровень 50,00% / 46,74%. В свою очередь личность, интолерант-ная к неопределённости имеет высокий уровень тревожности в ситуациях неопределённости или даже угрозы её возникновения, даже если эта неопределённость означает развитие и позитивное изменение в будущем. Интолерантные к неопределённости личности склонны к жёсткой регламентации всех сфер жизни, в том числе отношений и систем приобретения опыта.
Мы можем сделать вывод, что проявление толерантности и интолерантности носит ситуативный характер.
Результаты диагностики способности к прогнозированию показали, что большинство студентов в ходе констатирующего эксперимента показали среднюю способность к прогнозированию (59,78% / 64,13%). Наибольшее затруднение при выполнении заданий, студенты испытывали по следующим характеристикам: вариативность ассоциативного поля - идеи в 1-2 направлениях; пластичность представлений - редко полученные идеи, развиваются в новые представления; учёт требования условий - в большинстве данных ответов лишь частично учтены условия задачи.
Результаты диагностики уровня рефлексии среди студентов, показали преобладание среднего уровня в ЭГ (47,83%) и КГ (48,91%). Преобладающий уровень самокритичности также имеет средний уровень (46,74% / 51,09%). То есть студенты ищут проблемы возникших педагогических проблем в себе самом и по мере необходимости, не занимаясь самоедством. Диагностика интроспекции, рефлексии направленной на себя, в своем крайнем проявлении принимающей форму самокопания, ведущего к невротизации и депрессивности поведения, представлена у большинства студентов средним уровнем (53,26% / 58,70%), но достаточно велика часть студентов показавших высокий уровень интроспекции - 30,43% / 34,78%. Диагностика квазирефлексии, отвлечения на сторонний объект, не имеющий отношения к ситуации, и таким образом уход от решения, выявили высокий уровень у 18,48% / 15,22%. У большинства же выборки данный параметр имеет средний уровень - 57,61% / 63,04%.
Изучение психологической структуры социально-профессиональной перцепции показали особенности мотивационно-цен-ностного компонента, определяющего выделение педагогом в качестве приоритетных целей социально-личностного развития студента в процессе учебной деятельности, развитие студента как субъекта общения, систему особых профессиональных действий, реализующих социально-профессиональную перцепцию в педагогической деятельности.
Библиографический список
1. Развитие когнитивно-личностных профессиональных качеств у студентов психолого-педагогических специальностей: монография. О.В. Суворова, Е.С. Сычева. Нижний Новгород: Нижегородский филиал Института бизнеса и политики, 2012.
2. Сорокоумова С.Н., Гуцу Е.Г. Развитие мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза в системе внутривузовского повышения квалификации. Приволжский научный журнал. 2014; 4: 305 - 309.
3. Егорова П.А., Марков О.В., Щелоков С.А. Современная психология: теория и практика. Материалы XV международной научно-практической конференции 29-30 декабря 2014 г. Москва: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2014: 36 - 42.
References
1. Razvitie kognitivno-lichnostnyh professional'nyh kachestv u studentov psihologo-pedagogicheskih special'nostej: monografiya. O.V. Suvorova, E.S. Sycheva. Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij filial Instituía biznesa i politiki, 2012.
2. Sorokoumova S.N., Gucu E.G. Razvitie motivacionno-cennostnogo komponenta professional'noj kompetencii prepodavatelya vuza v sisteme vnutrivuzovskogo povysheniya kvalifikacii. Privolzhskij nauchnyj zhurnal. 2014; 4: 305 - 309.
3. Egorova P.A., Markov O.V., Schelokov S.A. Sovremennaya psihologiya: teoriya i praktika. Materialy XV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 29-30 dekabrya 2014 g. Moskva: Nauchno-informacionnyj izdatel'skij centr "Institut strategicheskih issledovanij", 2014: 36 - 42.
Статья поступила в редакцию 01.06.15
УДК 101
Korkmazova I.U., Cand. of Science (Philosophy), Karachay-Cherkessia State University n. a. U.D. Aliyev,
E-mail: [email protected]
SOCIALIZATION OF YOUTH IN MODERN SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS AS A PHILOSOPHICAL PROBLEM. The
article was performed under the support of the Grant competition of programs for the development of student associations. It discusses current approaches to the problem of socialization of young people. The author describes the system of criteria by which to judge the degree of socialization of today's youth, the main of them are: the formation of humanistic values, attitudes, stereotypes; the achieved level of education; social adaptation of the individual; the acquisition of social identity; civic activity of person: its independence of judgment and behavior, confidence, initiative; spirituality. The author makes a brief overview of the educational activities carried out in the universities of the South of Russia, and comes to the conclusion that they have a huge impact on the process of socialization of young people, in connection with which the work in this direction should be carried out continuously and based on the forms of educational work with young people with proven effectiveness.
Key words: youth, youth socialization, criteria productive of socialization.
И.У. Коркмазова, канд. филос. наук, доц. каф. философии и социальной работы Карачаево-Черкесского
государственного университета имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Статья выполнена при поддержке Гранта конкурса программ развития студенческих объединений. В статье рассматриваются современные подходы к проблеме социализации молодёжи. Автором приведена система критериев, по которым можно судить о степени социализации современной молодёжи, основные из них: сформированность гуманистических ценностей, установок, стереотипов; достигнутый уровень образованности; социальная адаптированность личности; обретение социальной идентичности; гражданская активность личности: ее независимость в суждениях и поведении, уверенность, инициативность; духовность. Автор делает краткий обзор воспитательных мероприятий, проводимых в вузах Юга России, и приходит к выводу, что они оказывают огромное влияние на процесс социализации молодёжи, в связи с чем работа в этом направлении должна проводиться непрерывно и основываться на формах воспитательной работы с молодёжью, доказавшие свою эффективность.
Ключевые слова: молодежь; социализация молодёжи, критерии продуктивной социализации личности.
Перемены, происходящие в нашем обществе, как и во всём мире, масштабны и подчас драматичны. К сожалению, экономический кризис, этнические конфликты, растущие контрасты между бедностью и богатством, являются реалиями современной жизни. Все это приводит к постепенному изменению представлений об обществе, смене определённых ценностных ориента-ций, нравственных устоев и социальных норм поведения. Обозначенные социальные изменения приводят к тому, что граждан разрушается уверенность в будущем, изменяются модели поведения в настоящем. При этом личность ставится перед задачей переосмысления представления о своем положении в системе социальных связей.
Вместе с тем, как показывают исследования, молодые люди составляют большинство предпринимателей, менеджеров, брокеров, арендаторов, других представителей новых социальных групп. В последнее время произошло омолаживание «структур» власти, многие молодые деятели возглавляют новые общественные и политические организации. События последних лет отчетливо показали, что молодежь может реально влиять на общественно-политическую и духовную жизнь страны. Сила этого влияния в значительной мере определяется степенью осознания и принятия молодыми людьми новых идей, ценностей, норм. Практика свидетельствует, что молодежь более спокойно, чем
старшее поколение пережила крушение прежней идеологии. Среди молодых людей много активных сторонников проведения демократических преобразований рыночной экономики.
Есть все основания утверждать, что именно в молодежной среде формируется тот тип личности, который будет доминировать и развиваться в дальнейшем. Молодежь - это, образно говоря, барометр, который позволит прогнозировать ценностные параметры будущего общества. Однако, для того, что бы молодёжь состоялась как органичный субъект общества, двигатель прогресса и носитель демократических идей, необходимо, что бы произошла реализация всего комплекса нужд и потребностей в сфере образования, воспитания, труда и профессиональной подготовки, здоровья социального обеспечения, культурного развития. В этой связи важным этапом социализации современной молодёжи выступает период обучения в вузах. С учётом того, что в современной России более 70% молодёжи обучается в вузах или в техникумах, то эти учебные учреждения выполняют огромную роль в процессе социализации молодёжи [1].
В современной философской, психологической и социологической литературе социализация в ее наиболее общем значении рассматривается как процесс социального становления человеческого индивида, формирования и развития его социаль-