Научная статья на тему 'Изучение состояния здоровья детей в зависимости от условий проживания'

Изучение состояния здоровья детей в зависимости от условий проживания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
277
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение состояния здоровья детей в зависимости от условий проживания»

может быть психосоциальная или соматическая дезадаптация школьников, а в дальнейшем формирование патологии различных органов и систем.

Основным действующим нормативным документом, обеспечивающим этапы и объем медицинского наблюдения за детьми в образовательных учреждениях, является приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ № 186/272 от 30.06.1992 г. Однако, существующая схема контроля за здоровьем школьников не позволяет в полной мере оценить особенности функционального состояния детей в начале периода школьного обучения, этапы адаптации и дезадаптации.

Цель исследования — оценить состояние адаптационных процессов у младших школьников в начале обучения как фактора, обуславливающего дальнейшее состояние здоровья ребенка.

Нами было обследовано 57 учащихся первых классов средней школы (МОУ СШ № 131 г. Самары, директор Басис Л. Б). Из них мальчиков было 28 человек, девочек — 29

(средний возраст 7,0 лет). Массо-ростовые показатели детей соответствовали средним для данного возраста и составили у мальчиков 25,3 кг и 124,2 см, у девочек — 24,2 кг и 121,7 см.

Для оценки функционального состояния нами на первом

этапе проводились следующие стандартные пробы: кли-нортостатическая, Генча, Штанге, определение жизненной емкости легких. На втором этапе полученные данные интерпретировались более детально с использованием следующих расчетных индексов: Скибински, Кердо, адаптационного потенциала и физической работоспособности. Время, затраченное на каждый этап обследования, составило 6,5 мин. и 1,2 мин. соответственно для каждого ребенка.

Полученные результаты. У большинства детей — 32 чел. (56%) значения пробы Генча и Штанге находились в пределах возрастной нормы. Причем у мальчиков показатели были лучше и составили в среднем 17 с и 0,94. У девочек среднее время пробы Генча составило 14,6 с, проба Штанге — 0,89. По данным клинортостатической пробы удовлетворительные значения замедления пульса наблюдались у 82% мальчиков (23 чел.) и у 69% девочек (20 чел.), 7% и 24% детей не отреагировали на эту пробу (2 и 7 чел.). Жизненная емкость легких находилась в пределах средних возрастных значений у 25%

мальчиков (7 чел.) и 21% девочек (6 чел.), у остальных чаще встречались сниженные значения.

По результатам первого этапа обследования мы установили, что 51 ребенок (89,4%) имел низкие адаптационные резервы. Это возможно связано с недостаточной специфичностью стандартных функциональных тестов, что обусловило необходимость проведения следующего этапа исследования.

На втором этапе мы интерпретировали уже полученные данные, используя дополнительные индексы. Индекс Скибински, отражающий состояние органов дыхания, был неудовлетворительным у большинства детей — 57% мальчиков и 82% девочек (16 и 23 ребенка). Рассчитывая вегетативный индекс Кердо, мы отметили, что за исключением двух детей (1 мальчика и 1 девочки) у всех преобладало влияние симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Адаптация организма в целом определяется по величине адаптационного потенциала. У большинства детей его показатели соответствовали высоким значениям — 71% мальчиков, 65% девочек (20 и 19 чел.), у остальных — сниженным.

Очень важным для школьников является выявление уровня физической работоспособности. Мы рассчитывали данный показатель без использования физической нагрузки и выявили значительные отличия среди мальчиков и девочек: у первых полученные значения равномерно распределились по всем уровням физической работоспособности, у вторых — большинство показателей вошли в пятый (высокий) уровень — 65% наблюдения (19 детей).

По нашим данным, отклонения от нормальных показателей всех индексов отмечено лишь у 18 детей (31% случаев).

Таким образом, мы согласны со значительной трудоемкостью рекомендованных (приказ № 186/272 от 30.06.1992 г.) функциональных скрининговых проб, которые, по нашему мнению, не всегда позволяют формировать группу высокого внимания в отношении школьной дезадаптации. Проведение дополнительного этапа диагностики функционального состояния, предпринятого нами, позволило выделить детей с высоким риском срыва адаптации в процессе обучения и сфокусировать профилактические мероприятия только на одной трети первоклассников. Повышение информативности при проведении функциональных проб возможно за счет внедрения компьютеризированного этапа обработки информации.

Изучение состояния здоровья детей в зависимости от условий проживания

О. Р. РАДЧЕНКО ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет Росздрава», г. Казань.

УДК 614.2:613.95

Здоровье подрастающего поколения является чувствительным индикатором изменений, происходящих в обществе, поэтому изучению состояния здоровья детей придается особая значимость. Из многочисленных факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, традиционно выделяют: наследственные, социально-экономические, экологические и медицинские. К настоящему времени накопилось большое количество работ, в которых рассматриваются вопросы формирования здоровья детей в зависимости от статуса семьи,

предшествующих заболеваний матери, течения беременности, однако до последнего времени не было предпринято попыток увязать условия проживания детей с уровнем здоровья детского населения. Между тем, факторы жилой среды относятся к так называемым «факторам риска».

Поэтому целью работы являлась выявление изменений в состоянии здоровья детского неорганизованного населения, проживающих в различных внутрижилищных условиях. В выборочном исследовании, проводимом на базе поликлини-

ческого отдела городской детской больницы № 1 Московского района г. Казани, принимали участие неорганизованные дети в возрасте 2-6 лет и их родители. Изучение проводилось

путем выкопировки диагнозов и результатов лабораторных исследований показателей общего анализа крови (ОАК) из историй развития ребенка. С помощью педиатров каждый ребенок был отнесен в группу «часто» или «редко» болеющих детей. Проводилось анкетирование родителей этих детей с помощью специально разработанной анкеты.

Нами было отобрано 143 неорганизованных ребенка в возрасте 2-6 лет (89 девочек и 54 мальчика), у которых мы изучали частоту перенесенных заболеваний (в период с 2002 г. по 2006 г.), показатели общего анализа крови (содержание гемоглобина, СОЭ, количество эритроцитов и лейкоцитов, при наличии развернутого анализа — лейкоцитарную формулу). Проанкетировав родителей выбранных нами детей, выявилось незначительное превышение количества лиц, предъявляющих жалобы (достоверность разницы сравниваемых показателей по критерию Стъюдента не обнаружено), имеющих часто болеющих детей. Проявлялось это в ощущении нехватки кислорода, постоянной усталости при длительном нахождении в квартире, появлении головных болей и нарушении сна, если большую часть времени (более 6 часов) провели в квартире, возникновение сердечного дискомфорта. Интересным является тот факт, что процент респондентов, которые отметили у себя наличие двух и более симптомов одновременно, также выше у родителей, чьи дети часто болеют.

Обработка ответов на вопросы, касающихся сведений о ребенке, показала, что как часто болеющие, так и редко болеющие неорганизованные дети проводят дома до 13 часов (не считая ночного сна, который в среднем составляет 8-9 часов). Наличие в доме животных и курящего члена семьи также имело положительную корреляционную зависимость на частоту респираторных заболеваний у детей. Аллергиче-

ский дерматит достоверно чаще регистрировался у детей, проживающих в блочно-панельных домах, по сравнению с детьми, проживающими в кирпичных домах. При проведении статистического анализа, достоверной связи между самочувствием детей и отделкой помещения, давностью проведения ремонта, наличием компьютера и телевизора, выявлено не было. Однако отсутствие зависимости не отрицает влияния данных факторов внутрижилищной среды на здоровье проживающих в нем людей. На наш взгляд, при увеличении объема выборки достоверность статистической обработки возрастет. Нами была предпринята попытка обнаружения изменений какого-либо показателя ОАК изолированно или сочетано в зависимости от внутрижилищных условий. Вопреки нашим ожиданиям, отличия в частоте патологических отклонений между конкретными показателями ОАК, в большинстве случаях оказывались недостоверными. Мы полагаем, что существенное различие в показателях ОАК между группами детей будут обнаружены с увеличением объема исследования.

Таким образом, уже предварительная обработка сравнительно небольшого объема полученных экспериментальных данных показала, что особенности условий проживания могут выступать в качестве одного из факторов, существенно влияющих на состояние здоровья детей и самочувствие взрослых. Установлена достоверная зависимость между состоянием здоровья детей и наличием собственной комнаты, частотой проветривания или уборки комнаты, в которой проживает ребенок. Наличие в доме животных и курящего члена семьи также влияло на частоту респираторных заболеваний и аллергических реакций у детей. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки гигиенических, планировочных и административных мероприятий, а также привлечения повышенного внимания к качеству среды жилых помещений родителей медиков и гигиенистов.

Инвалидность детей в возрасте от 0 до 4 лет как медицинская проблема

Н. Л. РЫБКИНА Государственное медицинское учреждение «Республиканская клиническая больница», г. Казань.

УДК 616-036.865-053.2

Детская инвалидность является важнейшей проблемой

современности, так как она охватывает большое количество детей, которые нуждаются во внимании и многосторонней поддержке общества, медицинской, социальной,

экономической и иной помощи. С 1996 года, когда в России был введен статистический учет детской инвалидности, происходит постоянное увеличение числа детей-

инвалидов в возрасте от 0 до 15 лет.

Нами изучена динамика инвалидности детей в возрасте от 0 до 4 лет по Республике Татарстан за период с 1997 по 2007 гг.

Показатель инвалидности среди детей в возрасте от 0 до 4 лет характеризуется ростом на 24,7% — с 106,9 в 1997 году до 133,3 в 2007 году (в расчете 10 тыс. детей соответствующего возраста).

Структура инвалидности детей в возрасте 0-4 лет трансформируется по годам. В структуре инвалидности пре-

обладают болезни нервной системы и органов чувств (1997 г. — 35,2%, 2007 г. — 37,7%) и врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (1997 г. — 35,1%, 2007 г. — 33,6%).

Суммарная доля этих двух классов заболеваний в структуре инвалидности детей указанной возрастной группы составила в 1997 г. 70,3%, в 2007 г. — 71,3%.

Третье ранговое место среди классов заболеваний, формирующих инвалидность детей в возрасте 0-4 лет, занимают психические расстройства, частота которых снизилась с 7,4%о в 1997 году до 5,4%о в 2007 году (снижение на 27,0%), доля этих заболеваний в структуре инвалидности уменьшилась с 6,9% до 4,0%. Установлено значительное (в 6,8 раз) снижение частоты отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде, в качестве причины инвалидности детей 0-4 лет (с 1,84%о в 1997 г. до 0,27%о в 2007 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.