Научная статья на тему 'Инвалидность детей в возрасте от 0 до 4 лет как медицинская проблема'

Инвалидность детей в возрасте от 0 до 4 лет как медицинская проблема Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
166
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвалидность детей в возрасте от 0 до 4 лет как медицинская проблема»

ческого отдела городской детской больницы № 1 Московского района г. Казани, принимали участие неорганизованные дети в возрасте 2-6 лет и их родители. Изучение проводилось путем выкопировки диагнозов и результатов лабораторных исследований показателей общего анализа крови (ОАК) из историй развития ребенка. С помощью педиатров каждый ребенок был отнесен в группу «часто» или «редко» болеющих детей. Проводилось анкетирование родителей этих детей с помощью специально разработанной анкеты.

Нами было отобрано 143 неорганизованных ребенка в возрасте 2-6 лет (89 девочек и 54 мальчика), у которых мы изучали частоту перенесенных заболеваний (в период с 2002 г. по 2006 г.), показатели общего анализа крови (содержание гемоглобина, СОЭ, количество эритроцитов и лейкоцитов, при наличии развернутого анализа — лейкоцитарную формулу). Проанкетировав родителей выбранных нами детей, выявилось незначительное превышение количества лиц, предъявляющих жалобы (достоверность разницы сравниваемых показателей по критерию Стъюдента не обнаружено), имеющих часто болеющих детей. Проявлялось это в ощущении нехватки кислорода, постоянной усталости при длительном нахождении в квартире, появлении головных болей и нарушении сна, если большую часть времени (более 6 часов) провели в квартире, возникновение сердечного дискомфорта. Интересным является тот факт, что процент респондентов, которые отметили у себя наличие двух и более симптомов одновременно, также выше у родителей, чьи дети часто болеют.

Обработка ответов на вопросы, касающихся сведений о ребенке, показала, что как часто болеющие, так и редко болеющие неорганизованные дети проводят дома до 13 часов (не считая ночного сна, который в среднем составляет 8-9 часов). Наличие в доме животных и курящего члена семьи также имело положительную корреляционную зависимость на частоту респираторных заболеваний у детей. Аллергиче-

ский дерматит достоверно чаще регистрировался у детей, проживающих в блочно-панельных домах, по сравнению

с детьми, проживающими в кирпичных домах. При проведении статистического анализа, достоверной связи между самочувствием детей и отделкой помещения, давностью проведения ремонта, наличием компьютера и телевизора, выявлено не было. Однако отсутствие зависимости не отрицает влияния данных факторов внутрижилищной среды на здоровье проживающих в нем людей. На наш взгляд, при увеличении объема выборки достоверность статистической обработки возрастет. Нами была предпринята попытка обнаружения изменений какого-либо показателя ОАК изолированно или сочетано в зависимости от внутрижилищных условий. Вопреки нашим ожиданиям, отличия в частоте патологических отклонений между конкретными показателями ОАК, в большинстве случаях оказывались недостоверными. Мы полагаем, что существенное различие в показателях ОАК между группами детей будут обнаружены с увеличением объема исследования.

Таким образом, уже предварительная обработка сравнительно небольшого объема полученных экспериментальных данных показала, что особенности условий проживания могут выступать в качестве одного из факторов, существенно влияющих на состояние здоровья детей и самочувствие взрослых. Установлена достоверная зависимость между состоянием здоровья детей и наличием собственной комнаты, частотой проветривания или уборки комнаты, в которой проживает ребенок. Наличие в доме животных и курящего члена семьи также влияло на частоту респираторных заболеваний и аллергических реакций у детей. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки гигиенических, планировочных и административных мероприятий, а также привлечения повышенного внимания к качеству среды жилых помещений родителей медиков и гигиенистов.

Инвалидность детей в возрасте от 0 до 4 лет как медицинская проблема

Н. Л. РЫБКИНА Государственное медицинское учреждение «Республиканская клиническая больница», г. Казань.

УДК 616-036.865-053.2

Детская инвалидность является важнейшей проблемой

современности, так как она охватывает большое количество детей, которые нуждаются во внимании и многосторонней поддержке общества, медицинской, социальной, экономической и иной помощи. С 1996 года, когда в России был введен статистический учет детской инвалидности, происходит постоянное увеличение числа детей-инвалидов в возрасте от 0 до 15 лет.

Нами изучена динамика инвалидности детей в возрасте от 0 до 4 лет по Республике Татарстан за период с 1997 по 2007 гг.

Показатель инвалидности среди детей в возрасте от 0 до 4 лет характеризуется ростом на 24,7% — с 106,9 в 1997 году до 133,3 в 2007 году (в расчете 10 тыс. детей соответствующего возраста).

Структура инвалидности детей в возрасте 0-4 лет трансформируется по годам. В структуре инвалидности пре-

обладают болезни нервной системы и органов чувств

(1997 г. — 35,2%, 2007 г. — 37,7%) и врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (1997 г. — 35,1%, 2007 г. — 33,6%).

Суммарная доля этих двух классов заболеваний в структуре инвалидности детей указанной возрастной группы составила в 1997 г. 70,3%, в 2007 г. — 71,3%.

Третье ранговое место среди классов заболеваний, формирующих инвалидность детей в возрасте 0-4 лет, занимают психические расстройства, частота которых снизилась с 7,4%о в 1997 году до 5,4%о в 2007 году (снижение на 27,0%), доля этих заболеваний в структуре инвалидности уменьшилась с 6,9% до 4,0%. Установлено значительное (в 6,8 раз) снижение частоты отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде, в качестве причины инвалидности детей 0-4 лет (с 1,84%о в 1997 г. до 0,27%о в 2007 г.).

Учитывая причины формирования инвалидности детей в возрасте от 0 до 4 лет, ее рост, а также структуру по обусловившему заболеванию, необходимо отдавать приоритет в вопросах профилактики инвалидности следующим основным медицинским компонентам:

— развитию и повышению действенности служб планирования деторождения;

— дальнейшему совершенствованию антенатальной и перинатальной помощи;

— расширению внедрения скриннинговых программ, направленных на наиболее раннее выявление различных видов преобладающей патологии;

— укреплению и совершенствованию системы медицинской помощи детям раннего возраста, страдающим хроническими заболеваниями, имеющим нарушения здоровья и ограничения возможностей.

Некоторые методические особенности изучения доступности и качества медицинской помощи в неонатологии

Н. Л. РЫБКИНА Государственное медицинское учреждение «Республиканская клиническая больница», г. Казань.

УДК 612.648:614.2

Одной из ведущих целей модернизации российского здравоохранения в настоящее время является повышение доступности и качества медицинской помощи для населения. Реализации этой цели способствует обратная связь медицинских учреждений и пациентов (пользователей) в форме изучения общественного мнения путем проведения социологических исследований.

Удовлетворенность доступностью и качеством медицинской помощи представляет собой интегральный показатель, отражающий объективное состояние системы здравоохранения и индивидуальное восприятие его конкретными пациентами, выражающими интересы и восприятие медицины различными социальными слоями и группами населения.

Субъектами изучения доступности и качества медицинской помощи в неонатологии является новорожденный ребенок, мать которого в силу его недееспособности представляет его интересы в ходе проведения социологического исследования. В связи с этим одной из особенностей социологических исследований в неонатологии является отражение мнений матерей о доступности и качестве медицинской помощи для новорожденного.

Вторая особенность связана с тем, что в процессе ново-рожденности продолжающемся первые 28 дней жизни, ребенок наблюдается и получает медицинскую помощь сна-

чала в родовспомогательном учреждении, затем в детской поликлинике, а в случае необходимости — в стационаре детской больницы, что позволяет в процессе социологического исследования оценить качество оказания медицинской помощи в каждом из этих медицинских учреждений.

Третьей особенностью социологического исследования в неонатологии является возможность сравнения оценок качества медицинской помощи новорожденным матерями — жительницами городской и сельской местности.

В ходе социологического исследования достаточно использование выборочного метода анкетирования, который при условии соблюдения репрезентативности выборки позволяет распространить на всю совокупность результаты, полученные на части единиц наблюдения. Анализируя результаты этих исследований, нельзя не учитывать эмоциональный компонент, в оценке матерями качества медицинской помощи новорожденным, особенно при наличии у младенцев различных отклонений от нормы, риска возникновения заболеваний или их наличия.

Результаты социологического исследования в неонато-логии позволяют многофакторно охарактеризовать качество медицинской помощи детям периода новорожденности на всех этапах оказания и послужат дальнейшему его повышению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.