Царева А. Б.
Соискатель ученой степени кандидата психологических наук, Ставропольский филиал Московского государственного гуманитарного университета
имени М. А. Шолохова
ИЗУЧЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ НЕВРОЗОВ И СПОСОБОВ ИХ КОРРЕКЦИИ
Аннотация
В статье представлены результаты экспериментально-психологического исследования направленного на определение уровня невротизации учеников старшей школы, выявление неврозов и изучение способов их коррекции.
Ключевые слова: школьный невроз; ситуативная и личностная тревожность; уровень невротизации
Неврозы у детей и подростков - самый распространенный вид нервно-психической патологии. По данным исследования А. И. Захарова [2], к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но на много глубже. Исследование школьных неврозов, поможет в разработке наиболее оптимального подбора методов коррекции и реабилитации детей с данным диагнозом.
Неврозы являются болезненными формами реакций нервной системы на травмирующие психику ситуации, поэтому иначе их называют психогенными патологическими реакциями. Болезненное действие психической травмы во многом зависит от возраста ребенка и индивидуальных особенностей нервной системы [1].
Исследования в школах показывают, что около 28% детей обладают неуравновешенной психикой и нуждаются в специальной психологической помощи. Для большинства детей уже само поступление в школу становится сложным испытанием. Многое зависит от того, как ребенок справляется с трудностями, какие способы решения проблем, связанных с вхождением в школьную жизнь, выбирает он сам, к сожалению, часто эти проблемы остаются неразрешимыми. А при отсутствии помощи со стороны школьного психолога, педагога, родителей у таких детей и возникают различные формы «школьных неврозов» [2].
Понятие «школьный невроз» более глубоко объясняет причины возникновения отклонений в поведении учащихся. В этом понятии раскрываются не только отрицательные воздействия со стороны учителя, школы, но и влияние неправильного воспитания в семье, индивидуальные особенности учащихся. Чрезмерное переутомление, перегрузка учащихся также могут являться причиной возникновения невротических расстройств [3].
Невроз понимается здесь не в медицинском плане, а скорее как неадекватный способ реагирования на те, или иные сложности в школьной жизни. Как правило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки, отвечать у доски, т.е. отклоняющемся, дезадаптивном поведении. Однако такое поведение в школьной практике встречается относительно редко. Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которая выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников [6].
Безусловно, не у всех детей, находящихся под отрицательным воздействием со стороны родителей и педагогов, возникают болезненные реакции. Здесь мы сталкиваемся с проблемой их устойчивости, эмоциональной толерантности и психологических особенностей. Основные признаки, предшествующие
невротическим состояниям, беспокойство, повышенная тревожность, ранимость. А. И. Захаров, описывая ребенка, предрасположенного к неврозу, дает ему следующую характеристику: эмоционально-чувствительный, ранимый, наивный,
непосредственный и доверчивый, с выраженным чувством «Я». А. И. Селецкий отмечает, что к неврозам предрасположены люди со слабым типом высшей нервной деятельности, тревожно-мнительные, не уверенные в себе, с низкой самооценкой [2].
Касательно личности подростка, находящегося на пороге зрелости, обладает психическим механизмом отражения трудностей жизнедеятельности, с которым связано ожидание и предвосхищение жизненных проблем, их оценка и сопоставление с собственными возможностями их преодоления, эмоциональные переживания трудных для личности событий жизни, а также оценка их последствий. Эти механизмы тесно связаны с мотивами деятельности и с самооценкой личности. С нашей точки зрения, феномен личностной тревожности является совокупностью жизненных проявлений данного механизма. В подростковом возрасте он складывается с достаточной определенностью и отчетливо проявляет себя, как психодинамический аспект эмоционально-волевой регуляции деятельности.
Подросток с тревожным типом личности обладает ярко выраженными мотивами избегания неудач, сниженной активностью мотивационных тенденций к достижению успеха. Его самооценка неадекватно занижена, притязания невысоки. Неуверенность в выборе цели сопровождается выраженной нерешительностью. Психические состояния, возникающие при подготовке к учебной работе и ее выполнении, характеризуются преобладанием эмоций отрицательной модальности, слабой концентрированностью внимания [5].
Как же не допустить школьный невроз или преодолеть его? Анализ профилактической и коррекционной работы свидетельствует о том, что необходимо иметь стратегию работы с тревожным ребенком. Разумная требовательность к организационным аспектам учебного труда, внушение уверенности и поддержка при постановке учебных задач, пристальное внимание к процессу их решения, своевременное оказание помощи, вовлечение в активные творческие формы деятельности, содержательная оценка ее результатов, всяческое подчеркивание достижений и ряд других средств должны способствовать повышению успеваемости детей с неврозами.
Целью нашего исследования стало определение уровня невротизации учеников старшей школы, выявление неврозов и изучение способов их коррекции.
Настоящее экспериментально-психологическое исследование было проведено на базе МОУ сош № 13 г. Ставрополя. В исследование приняли участие подростки старшей школы (15-16 лет) в количестве 20 человек.
Для реализации поставленной цели были использованы психологические методы исследования: методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана, клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К-78), «Опросник Спилбергера - Ханина».
Методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана, позволила выявить следующие результаты: в среднем, для подростков характерен высокий уровень невротизации. В результате проведения клинического опросника К-78, было обнаружено, что при выявлении наивысшего показателя в структуре невротических состояний, ведущей является шкала «невротическая депрессия». Анализ результатов исследования полученных с помощью методики «Опросник Спилбергера-Ханина», позволил выявить, что для подростков старшей школы характерны высокий уровень ситуативной и личностной тревожности. Это означает, что больше половины обследуемых предрасположены к невротическим расстройствам, что доказывает первое исследование «структуры невротических состояний».
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что в старшем школьном возрасте высокий уровень невротизации связанный с подростковыми возрастными изменениями.
Все это свидетельствует о том, что психолог, учитель, родители тревожного школьника должны быть озабочены не столько стремлением снизить тревожность любыми возможными средствами, но стараться так преобразовать структуру тревожной личности, чтобы она могла с большей полнотой реализовывать свой богатый личностный потенциал, не растрачивая его на неадекватные перенапряжения, негативные эмоциональные переживания, страхи и т.п.
Таким образом, для профилактики и коррекции «школьных неврозов» необходимы комплексные меры, включающие раннюю диагностику развития личности, учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей и, наконец, постоянную работу с учителями и родителями в системе психологической службы школы.
Литература
1. Бадалян Л. О. Невропатология: учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. - М.: «Академия», 2003. - 368с.
2. Захаров А. И. «Неврозы у детей». - СПб.: «Дельта», 1996.
3. Колесов Д. В. Как предупредить школьный невроз? // газета «Навигатор». - №17 от
30 апреля 2004. - с. 11-16. 4. Пивоварова Г. Н., Симеон Т. П. Неврозы детского и подросткового возраста. -Петрозаводск, 2002.
5. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности //
Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2.- с. 11 - 17.
6. Коган В. Е. Практическая психология для психологов и врачей. - М.: «Смысл», 1999.