4. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2001. 544 с.
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. 203 с.
DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-292-296
ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА ЭТАПЕ ОКОНЧАНИЯ ВУЗА
Куликова Т.И.
ORCID: 0000-0001-8655-1599, Тульский государственный педагогический университет им. JI.H. Толстого, г. Тула, Российская Федерация
В статье поднимается актуальная проблема развития профессионального самосознания выпускников вуза. Автором представлена трехкомпонентная структура профессионального самосознания. Приведены результаты эмпирического исследования, актуализирующие важность развития эмоционально-ценностного компонента профессионального сознания будущего психолога.
Ключевые слова: профессиональное образование; студенты-психологи; структура профессионального самосознания.
THE STUDY OF THE FORMATION OF PSYCHOLOGY STUDENTS' PROFESSIONAL IDENTITY AT THE STAGE OF GRADUATION
Kulikova T.I.
ORCID: 0000-0001-8655-1599, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russian Federation
The article raises the actual problem of development of psychology students 'professional identity at the stage ofgraduation. The author presents a
three-component structure of professional self-awareness. The results of empirical research actualizes the importance of developing the emotional-value component of the professional self-awareness of the future psychologists.
Keywords: professional education; psychological students; the structure of professional self-awareness.
Реалии подготовки специалистов в высшем учебном заведении таковы, что наибольшую значимость приобретают вопросы, связанные не просто с профессиональной осведомленностью будущих педагогов-психологов, но и с их профессиональной компетентностью, которая во многом зависит от уровня сформированное™ профессионального самосознания.
Большинство исследователей (В.Н. Козиев, А.К. Маркова, С.В. Вась-ковская, Е.М. Боброва) утверждают, что профессиональное самосознание на этапе подготовки специалистов требует специальной работы по определению направлений его развития. Негативные тенденции в формировании профессионального самосознания студента говорят о необходимости комплексной работы по управлению этим процессом, оказания студентам своевременной помощи в формировании адекватного «образа профессионального Я» [1; 4].
В ходе экспериментального изучения уровня сформированное™ профессионального самосознания студентов-психологов на этапе окончания вуза мы разработали и апробировали структурную модель развития профессионального самосознания студентов. Основываясь на исследованиях A.A. Деркача, О.В. Москаленко, В.Д. Брагиной, мы предположили, что профессиональное самосознание представляет собой динамичную трехкомпонентную структуру и в своем становлении проходит ряд этапов, обусловленных как индивидуальными особенностями студентов, так и курсом их обучения [2]. В структуре профессионального самосознания студентов мы выделили следующие функциональные компоненты: когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностно-поведенческий.
В качестве показателей когнитивного компонента определены объективные и субъективные характеристики. К объективным
показателям относятся имя, фамилия, профессия, социальное положение, социальная роль и т.д. Субъективные показатели подразумевают оценочные суждения, личностно-значимые характеристики, абстрактно-обобщенные мысли о себе.
Эмоционально-ценностный компонент проявляется через самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес, ожидаемое отношение от других (представления субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать у других уважение, одобрение, понимание или противоположные чувства).
Деятельностно-поведенческий компонент включает показатели осознанной саморегуляции, способность самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности, а также степень ощущения себя активным субъектом собственной деятельности.
Для изучения когнитивного компонента профессионального самосознания студентов-психологов мы использовали опросник «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда в модификации В.И. Юрченко [3]. Испытуемым предлагалось написать по 20 ответов на вопрос «Кто Я?» и 20 ответов на вопрос «Какой Я?». Анализ результатов, полученных по опроснику, показал, что субъективные показатели превосходят объективные характеристики (67% и 33% соответственно). В субъективных показателях моральные и эмоциональные качества превосходят интеллектуальные, социально-психологические, волевые и деловые качества (58% и 42% соответственно). Сочетание исследования двух критериев: самооценки идентичности и валентности идентичности даёт нам возможность выйти на три уровня сформированное™ когнитивного компонента: высокий, средний и низкий. Для большинства респондентов (67%) характерен высокий уровень сформированное™ когнитивного компонента. Такие студенты хорошо осознают и принимают собственную уникальность, имеют адекватное представление о своих возможностях. Средний уровень сформированное™ когнитивного компонента выявлен у 23% испы-
туемых и характеризуется чётко сформированным представлением о собственных возможностях. Лишь у 10% респондентов определен низкий уровень сформированности когнитивного компонента, что может быть обусловлено негативным отношением к своей личности или недооценкой своих успехов и достоинств.
Изучение сформированности эмоционально-ценностного компонента проводилось с применением двух методик: опросник самоотношения (ОСО) В.В. Столина, С.Р. Пантелеева и «Квадрат ценностей» A.M. Булынина [3]. По результатам опросника самоотношения установлено, что для 53% респондентов характерны высокие показатели по критерию «Зеркальное Я», что свидетельствует о сформированности представления о том, что их личность, характер и деятельность способны вызывать у других людей уважение, симпатию, одобрение и понимание. Средний уровень сформированности данного критерия характерен для 27% испытуемых, а низкий уровень выявлен у 20% респондентов. Для 47% испытуемых характерен высокий уровень развития критерия «Самоценность», для 23% респондентов характерен средний уровень, что говорит о наличии ощущения ценности собственной личности и предполагаемой ценности своего «Я» для других, богатстве внутреннего мира.
Используя методику А.М. Булынина «Квадрат ценностей», мы установили, какой тип отношения доминирует в смысловой сфере будущего психолога. У студентов наблюдается одинаковая значимость духовных и материальных ценностей (по 43% соответственно). Ценностям содержания профессии испытуемые отвели второй по значимости ранг (27%), а третье место ранговой шкалы отведено ценностям рефлексивно-аналитического типа (21%). Это свидетельствует о том, что будущие психологи, находясь на завершающем этапе профессиональной подготовки, не в полной мере ориентированы на профессиональные ценности, которые раскрывают сущность психологической деятельности.
Для изучения деятельностно-поведенческого компонента мы применили методику изучения стилевой саморегуляции поведения «ССП-98» (В.И. Моросанова, Е.М. Коноз) и опросник УСК (Дж. Ротгер, адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голыкиной, А.М. Эткин-
да). В качестве критериев деятельностно-поведенческого компонента профессионального самосознания были определены: планирование, моделирование, оценка результатов и самостоятельность. Проведенный статистический анализ показал, что студенты в большей степени способны к планированию и программированию (по 27% соответственно), несколько слабее выражена способность к самостоятельности и оцениванию результатов собственной деятельности и поведения (по 23% соответственно). По данным опросника уровня субъективного контроля у студентов наиболее выражены шкала интернальности в области достижений (40%) и шкала интерналь-ности в области производственных отношений (36%).
Полученные нами результаты в ходе изучения сформированности профессионального самосознания студентов-психологов на этапе окончания вуза позволяют констатировать, что профессиональное образование должно быть направлено на развитие ценностно-смыслового отношения к будущей профессиональной деятельности, навыков построения перспективы своего профессионального роста, то есть на развитие у выпускников вуза эмоционально-ценностного компонента профессионального самосознания.
Список литературы
1. Воронцова A.A. Опыт развития и формирования профессионального самосознания у студентов вузов // Образовательные технологии. №4, 2013. С. 115-122.
2. ДеркачA.A.,МоскаленкоО.В.,ПятинВ.А.,СелезневаА.В.Технологии развития профессионального самосознания личности: психолого-педагогический практикум. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2000. 169 с.
3. Семёнова Е.А. Диагностика и формирование профессиональных представлений студентов в образовательном пространстве учебного заведения: Монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2006. 140 с.
4. Михальцова Л.П, Грязнова Г.А. Диагностика уровня сформированности профессионального самосознания как фактор совершенствования профессиональной подготовки студентов-психологов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. №40, 2013. С. 73-77.