Научная статья на тему 'Изучение сформированности профессионального самосознания студентов-психологов на этапе окончания вуза'

Изучение сформированности профессионального самосознания студентов-психологов на этапе окончания вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / PSYCHOLOGICAL STUDENTS / THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL SELF-AWARENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Т. И.

В статье поднимается актуальная проблема развития профессионального самосознания выпускников вуза. Автором представлена трехкомпонентная структура профессионального самосознания. Приведены результаты эмпирического исследования, актуализирующие важность развития эмоционально-ценностного компонента профессионального сознания будущего психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE FORMATION OF PSYCHOLOGY STUDENTS’ PROFESSIONAL IDENTITY AT THE STAGE OF GRADUATION

The article raises the actual problem of development of psychology students’ professional identity at the stage of graduation. The author presents a three-component structure of professional self-awareness. The results of empirical research actualizes the importance of developing the emotional-value component of the professional self-awareness of the future psychologists.

Текст научной работы на тему «Изучение сформированности профессионального самосознания студентов-психологов на этапе окончания вуза»

4. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2001. 544 с.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. 203 с.

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-292-296

ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА ЭТАПЕ ОКОНЧАНИЯ ВУЗА

Куликова Т.И.

ORCID: 0000-0001-8655-1599, Тульский государственный педагогический университет им. JI.H. Толстого, г. Тула, Российская Федерация

В статье поднимается актуальная проблема развития профессионального самосознания выпускников вуза. Автором представлена трехкомпонентная структура профессионального самосознания. Приведены результаты эмпирического исследования, актуализирующие важность развития эмоционально-ценностного компонента профессионального сознания будущего психолога.

Ключевые слова: профессиональное образование; студенты-психологи; структура профессионального самосознания.

THE STUDY OF THE FORMATION OF PSYCHOLOGY STUDENTS' PROFESSIONAL IDENTITY AT THE STAGE OF GRADUATION

Kulikova T.I.

ORCID: 0000-0001-8655-1599, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russian Federation

The article raises the actual problem of development of psychology students 'professional identity at the stage ofgraduation. The author presents a

three-component structure of professional self-awareness. The results of empirical research actualizes the importance of developing the emotional-value component of the professional self-awareness of the future psychologists.

Keywords: professional education; psychological students; the structure of professional self-awareness.

Реалии подготовки специалистов в высшем учебном заведении таковы, что наибольшую значимость приобретают вопросы, связанные не просто с профессиональной осведомленностью будущих педагогов-психологов, но и с их профессиональной компетентностью, которая во многом зависит от уровня сформированное™ профессионального самосознания.

Большинство исследователей (В.Н. Козиев, А.К. Маркова, С.В. Вась-ковская, Е.М. Боброва) утверждают, что профессиональное самосознание на этапе подготовки специалистов требует специальной работы по определению направлений его развития. Негативные тенденции в формировании профессионального самосознания студента говорят о необходимости комплексной работы по управлению этим процессом, оказания студентам своевременной помощи в формировании адекватного «образа профессионального Я» [1; 4].

В ходе экспериментального изучения уровня сформированное™ профессионального самосознания студентов-психологов на этапе окончания вуза мы разработали и апробировали структурную модель развития профессионального самосознания студентов. Основываясь на исследованиях A.A. Деркача, О.В. Москаленко, В.Д. Брагиной, мы предположили, что профессиональное самосознание представляет собой динамичную трехкомпонентную структуру и в своем становлении проходит ряд этапов, обусловленных как индивидуальными особенностями студентов, так и курсом их обучения [2]. В структуре профессионального самосознания студентов мы выделили следующие функциональные компоненты: когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностно-поведенческий.

В качестве показателей когнитивного компонента определены объективные и субъективные характеристики. К объективным

показателям относятся имя, фамилия, профессия, социальное положение, социальная роль и т.д. Субъективные показатели подразумевают оценочные суждения, личностно-значимые характеристики, абстрактно-обобщенные мысли о себе.

Эмоционально-ценностный компонент проявляется через самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес, ожидаемое отношение от других (представления субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать у других уважение, одобрение, понимание или противоположные чувства).

Деятельностно-поведенческий компонент включает показатели осознанной саморегуляции, способность самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности, а также степень ощущения себя активным субъектом собственной деятельности.

Для изучения когнитивного компонента профессионального самосознания студентов-психологов мы использовали опросник «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда в модификации В.И. Юрченко [3]. Испытуемым предлагалось написать по 20 ответов на вопрос «Кто Я?» и 20 ответов на вопрос «Какой Я?». Анализ результатов, полученных по опроснику, показал, что субъективные показатели превосходят объективные характеристики (67% и 33% соответственно). В субъективных показателях моральные и эмоциональные качества превосходят интеллектуальные, социально-психологические, волевые и деловые качества (58% и 42% соответственно). Сочетание исследования двух критериев: самооценки идентичности и валентности идентичности даёт нам возможность выйти на три уровня сформированное™ когнитивного компонента: высокий, средний и низкий. Для большинства респондентов (67%) характерен высокий уровень сформированное™ когнитивного компонента. Такие студенты хорошо осознают и принимают собственную уникальность, имеют адекватное представление о своих возможностях. Средний уровень сформированное™ когнитивного компонента выявлен у 23% испы-

туемых и характеризуется чётко сформированным представлением о собственных возможностях. Лишь у 10% респондентов определен низкий уровень сформированности когнитивного компонента, что может быть обусловлено негативным отношением к своей личности или недооценкой своих успехов и достоинств.

Изучение сформированности эмоционально-ценностного компонента проводилось с применением двух методик: опросник самоотношения (ОСО) В.В. Столина, С.Р. Пантелеева и «Квадрат ценностей» A.M. Булынина [3]. По результатам опросника самоотношения установлено, что для 53% респондентов характерны высокие показатели по критерию «Зеркальное Я», что свидетельствует о сформированности представления о том, что их личность, характер и деятельность способны вызывать у других людей уважение, симпатию, одобрение и понимание. Средний уровень сформированности данного критерия характерен для 27% испытуемых, а низкий уровень выявлен у 20% респондентов. Для 47% испытуемых характерен высокий уровень развития критерия «Самоценность», для 23% респондентов характерен средний уровень, что говорит о наличии ощущения ценности собственной личности и предполагаемой ценности своего «Я» для других, богатстве внутреннего мира.

Используя методику А.М. Булынина «Квадрат ценностей», мы установили, какой тип отношения доминирует в смысловой сфере будущего психолога. У студентов наблюдается одинаковая значимость духовных и материальных ценностей (по 43% соответственно). Ценностям содержания профессии испытуемые отвели второй по значимости ранг (27%), а третье место ранговой шкалы отведено ценностям рефлексивно-аналитического типа (21%). Это свидетельствует о том, что будущие психологи, находясь на завершающем этапе профессиональной подготовки, не в полной мере ориентированы на профессиональные ценности, которые раскрывают сущность психологической деятельности.

Для изучения деятельностно-поведенческого компонента мы применили методику изучения стилевой саморегуляции поведения «ССП-98» (В.И. Моросанова, Е.М. Коноз) и опросник УСК (Дж. Ротгер, адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голыкиной, А.М. Эткин-

да). В качестве критериев деятельностно-поведенческого компонента профессионального самосознания были определены: планирование, моделирование, оценка результатов и самостоятельность. Проведенный статистический анализ показал, что студенты в большей степени способны к планированию и программированию (по 27% соответственно), несколько слабее выражена способность к самостоятельности и оцениванию результатов собственной деятельности и поведения (по 23% соответственно). По данным опросника уровня субъективного контроля у студентов наиболее выражены шкала интернальности в области достижений (40%) и шкала интерналь-ности в области производственных отношений (36%).

Полученные нами результаты в ходе изучения сформированности профессионального самосознания студентов-психологов на этапе окончания вуза позволяют констатировать, что профессиональное образование должно быть направлено на развитие ценностно-смыслового отношения к будущей профессиональной деятельности, навыков построения перспективы своего профессионального роста, то есть на развитие у выпускников вуза эмоционально-ценностного компонента профессионального самосознания.

Список литературы

1. Воронцова A.A. Опыт развития и формирования профессионального самосознания у студентов вузов // Образовательные технологии. №4, 2013. С. 115-122.

2. ДеркачA.A.,МоскаленкоО.В.,ПятинВ.А.,СелезневаА.В.Технологии развития профессионального самосознания личности: психолого-педагогический практикум. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2000. 169 с.

3. Семёнова Е.А. Диагностика и формирование профессиональных представлений студентов в образовательном пространстве учебного заведения: Монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2006. 140 с.

4. Михальцова Л.П, Грязнова Г.А. Диагностика уровня сформированности профессионального самосознания как фактор совершенствования профессиональной подготовки студентов-психологов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. №40, 2013. С. 73-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.