Список литературы:
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.
2. Дубинин Д.Ю. Формирование профессионально-педагогических умений сотрудников уголовно-исполнительной системы по организации воспитательной деятельности с осужденными: дисс. ... канд. пед. наук / Д.Ю. Дубинин. - Киров, 2010.
3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М.: Педагогика, 1981.
4. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://base.garant.ru.
5. Федоров А.Ф. Психолого-акмеологические уровни деятельностной продуктивности воспитателей пенитенциарного учреждения: дисс. ... канд. псих. наук / А.Ф. Федоров. - Шуя, 2006.
6. Кравцова Ю.Н. Профессиональное становление психолога уголовно-исполнительной системы и пути его оптимизации: дисс. . канд. псих. наук / Ю.Н. Кравцова. - М., 2005.
7. Гущина Е.Н. Психолого-акмеологические условия и факторы эффективности профессиональной деятельности психолога органов внутренних дел: дисс. ... канд. псих. наук / Е.Н. Гущина. - Кемерово, 2006.
ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВГСХА
© Снегова Е.С.*
Великолукская государственная сельскохозяйственная академия, г. Великие Луки
Структура и динамика лидерства как психологического феномена является важнейшей проблемой управления группами, организациями, коллективами. Знание данного феномена позволяет анализировать, понимать и объяснять многогранные параметры лидерства, утверждая, что лидерство - это путь, доступный каждому. Статья будет интересна психологам, специалистам в области управления персоналом, а также всем, кто интересуется вопросами социальной психологии и психологии управления.
* Доцент кафедры Социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков, кандидат педагогических наук.
Ключевые слова: лидерство, феномен, принятие решений, теории лидерства, целеустремлённость, ответственность, жизненная позиция, эмоциональный контроль, толерантность, коммуникабельность, личная мотивированность, дифференциация, градация уровневых позиций, степень сформированности, социальная компетентность.
Одной из основных проблем общественного развития в современном мире является проблема лидерства. Лидерство, как социальное явление многогранно [5, 7]. Одни определяют лидерство, как «влияние», вторые - как управление», третьи - как «принятие решений», а четвертые признают лидера только как «новатора», то есть того кто «ведет вперед». Таким образом, лидерство - это способность одного человека влиять на группу людей или общность для достижения каких-либо целей, которые могут совпадать с целью деятельности предприятия или же не совпадать и нести личностный характер или личную выгоду [1, 4].
До сих пор однозначного понимания «лидерства» нет. Каждый исследователь, давая свое определение, выделяет лишь тот или иной аспект [5, 6]. Наиболее распространенными и общепризнанными являются следующие.
Теория черт и ее разновидности возникли под влиянием исследований английского психолога и антрополога Ф. Гальтона, пытавшегося еще на заре века объяснить лидерство на основе наследственности. Ситуационная теория лидера - согласно этой теории, лидерство - это, в основном, продукт ситуации. Системная теория лидерства - согласно этой теории, лидер - это тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи. К основным системным свойствам и качествам, которые характеризуют любого настоящего лидера, относятся такие как [2, 3]:
Целеустремлённость, мотивация, честность и прямота, самоуверенность, интеллектуальный потенциал, навыки и знания, ответственность, порядочность, справедливость, наличие активной жизненной позиции, умение слушать и слышать других людей, навыки правильной и грамотной речи, эмоциональный контроль, коммуникабельность, толерантность, организованность и т.д.
Лидерство - это умение так организовать взаимодействие с людьми, чтобы каждый из них искренне захотел достичь поставленной лидером цели [7].
Нами было проведено изучение уровня сформированности лидерских качеств у студентов ВГСХА, обучающихся на 3 курсе в количестве 51 человека. Каждая методика направлена на выявление степени или уровня сфор-мированности лидерских качеств в настоящий момент времени. В каждой методике согласно ключу обработки существует 3 или 4 уровня выраженности изучаемых качеств, с характеристикой каждого.
Всего было опрошено 51 человек среди студентов 3 курса по трем факультетам: экономический, инженерный и факультет технологии животноводства и агроэкологии.
В результате опроса по методике «Уровень лидерства» мы получили следующие показатели. Высоким уровнем лидерства обладают студенты экономического факультета в 58,8 % (10) случаев, студенты факультета технологии животноводства и агроэкологии в 53,0 % (9) случаев, и, наконец, студенты инженерного факультета в 70,5 % случаев (12).
По тесту «Лидер ли Вы?», градация уровней распределяется соответственно: от 0 до 49 баллов - низкий уровень, от 50 до 99 баллов - средний уровень, от 100 до 150 баллов - высокий уровень. Так на отметке среднего уровня показатели распределились следующим образом: экономический факультет 64,8 % (11), факультет технологии и животноводства и агроэкологии - 88,3 %, инженерный факультет - 58,8 % (10). Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство студентов решительны в своих действиях, обладают умением при необходимости дать полезный совет, принимают во внимание чужие мнения и желания. Относительно небольшое количество респондентов обладают характеристиками диктатора, способностью хорошего убеждения, настойчивостью и требовательностью к себе и окружающим.
В опроснике «Степень лидерства» градация уровней осуществляется следующим образом: до 25 баллов - низкая степень; от 26 до 35 баллов - средняя степень; от 36 до 40 баллов - высокая степень, больше, чем 40 - очень высокая степень (предрасположенность к диктаторству). Так студенты экономического факультета в 53,0 % (9) случаев обладают средней степенью и в 5,8 % (1) случаев обладают высокой степенью. У студентов факультета технологии и животноводства и агроэкологии 35,2 % (6) обладают средней степенью и 5,8 % (1) обладают высокой степенью. И, наконец, студенты инженерного факультета в 64,8 % (11) случаев обладают средней степенью и в 17,6 % (3) случаев обладают высокой степенью лидерства.
После этого мы обобщили данные по трём факультетам в целом и получили следующее.
По «Уровню лидерства» можно констатировать, что высокий уровень развития лидерства показали 60,8 %, 31,3 % студентов показали средний уровень лидерства, а 7,9 % - низкий уровень выраженности лидерства. Данные представлены на рис. 1.
Согласно методике «Лидер ли вы?» 70,6 % респондентов показали среднюю степень выраженности лидерства, высокую степень выраженности показали 29,4 % респондентов. Опрос показал, что, по мнению студентов, в среднем по группе, такие качества, как осознание цели, влияние на окружающих и умение работать с группой у них развиты высоко, а управление собой, умение решать проблемы, наличие творческого подхода, знание особенностей организаторской деятельности и организаторские способности развиты средне. На слабое развитие каких-либо лидерских качеств указано не было. Данные представлены на рис. 2.
УРОВНИ
= Высокий ■ Средний ~ Низкий
Рис. 1. Показатели уровня лидерства у студентов ВГСХА (%)
СТЕПЕНЬ
— Высокая = Средняя _ Низкая
Рис. 2. Показатели опроса студентов ВГСХА по методике «Лидер ли Вы?» (%)
СТЕПЕНЬ
= Высокая = Средняя "Низкая
Рис. 3. Показатели выраженности степени лидерства у студентов ВГСХА (%)
Данные по тесту «Степень лидерства» показывают, что 39,1 % студентов обладают низкой степенью, 50,9 % - средней и 10 % - высокой.
Студенты со средней степенью выраженности лидерства в основном адекватно оценивают уровень развития своих лидерских качеств, но возможно завышают уровень развития таких качеств, как осознания цели и организаторские способности. Данные представлены на рис. 3.
По всем изложенным результатам можно констатировать, что в основном лидерские способности студентов развиты средне, что в свою очередь, опираясь и на наше исследование, и на данные литературных источников, является оптимальным в социально-культурном развитии личности.
Мы считаем, что для адекватного повышения уровня и степени развития лидерских качеств необходимо:
- вырабатывать личную мотивированность, устойчивое желания быть лидером, уверенность в себе, готовность принимать решения и брать на себя ответственность, последовательность и упорство в реализации общих целей т.п.;
- развивать индивидуальные, интеллектуальные и нравственные качества;
- обеспечивать социальную компетентность лидера и его доброжелательность в отношениях с членами группы;
- развивать умение и навыки быстро и правильно оценивать ситуации, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы.
Лидерство является одним из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов.
Таким образом, лидерство это сложный социально-психологический процесс группового развития, в результате которого и происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное совершенствование.
Список литературы:
1. Аширов Д.А. Организационное поведение. - М.: Издательство проспект, 2006.
2. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом. - М. Изд. «Юнити», 2007.
3. Бек Д. и Кован К. Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке. - М.: Открытый Мир, Best Business Books, 2010. - 424 с.
4. Евтихов О. Психология управления персоналом. Теория и практика. -СПб.: Речь, 2010. - 320 с.
5. Евтихов О. Стратегии и приемы лидерства. Теория и практика. -СПб.: Речь, 2007. - 240 с.
6. Манц Ч.К. Уроки лидерства Иисуса Христа. Практические уроки для современной жизни. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. - 224 с.
7. Шалагинова Л.В. Психология лидерства. - СПб.: Речь, 2007. - 464 с.