Научная статья на тему 'Изучение рынка как фактор развития розничной торговли'

Изучение рынка как фактор развития розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
729
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ / СЕТЕВЫЕ ФОРМАТЫ / ТОВАРНЫЕ РЫНКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ / ИНФРАСТРУКТУРА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ВЕКТОР ФЕДЕРАЛЬНЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудакова Ирина Анатольевна

В статье рассмотрены проблемы развития сетевых форматов в розничной торговле. Пространственное размещение розничной торговли приобретает рыночно-ориентированный характер. Возрастает роль маркетинга в формировании инфраструктуры розничной торговли. Маркетинговое обеспечение инфраструктуры это ориентация на нужды и потребности потребителей, создание потребительской удовлетворенности в качестве основной цели производителей и розничной торговли. Автор делает вывод, что совокупный рост сетей в регионах оказывает влияние на увеличение конкуренции, уровень жизни и культуру потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение рынка как фактор развития розничной торговли»

Изучение рынка как фактор равития розничной торговли

И.А. Дудакова

Региональный рынок продовольственных товаров обеспечивает воспроизводство локализованных продовольственных ресурсов, обуславливает социально-экономические аспекты регионального и межрегионального обмена продовольственных товаров. На развитие регионального рынка продовольственных товаров влияют факторы: экономические, научно-технические, социальные, природно-климатические.

Обращение продовольственных товаров осуществляется в конкретных географических условиях районов - потребителей и производителей продукции; эти условия определяют размер рыночных зон реализации различных видов товаров, условия хранения, характер применяемых транспортных средств, тары и упаковки.

Почти для всех региональных рынков характерны двусторонние связи, когда районы выступают с продукцией отраслей специализации в межрегиональном обмене, формируя своими ресурсами фонды потребления. Межрегиональные связи в географическом плане делятся на связи областей внутри крупного экономического района, связи между крупными экономическими районами внутри географической зоны и связи между восточными и европейскими районами, южными и северными зонами страны.

Материалы переписи предприятий оптовой и розничной торговли как в целом по России, так и по отдельным регионам показывают, что в результате приватизации произошло дробление складских помещений и хранилищ на мелкие и частные предприятия, образование большого числа новых юридических лиц привело не к росту емкостей хранилищ и улучшению технического оснащения, а к сокращению общего размера складских помещений, относящихся к инфраструктуре продовольственного рынка и ухудшению их технического состояния.

На региональных рынках действует множество мелких посредников. При этом среди них практически нет постоянных, которые поставляли бы продукцию регулярно в течение года. Деятельность крупных посреднических структур в основном связана с поставками продовольствия из других регионов, либо с экспортными операциями.

В развитии производства и реализации продовольственных товаров важную роль играют организованные товарные рынки, биржи и предприятия розничной торговли. За период с 1992г. до 2008 г. произошло снижение удельного веса продажи товаров на рынках и ярмарках в обороте розничной торговли с 21,8% до 13,2% (см. рисунок 1).

Для комплексной характеристики региональных рынков продовольственных товаров необходим анализ структуры потребления пищевых продуктов населением различных реги-онов.1 Половозрастной и социальный состав регионов разный. Поэтому структура потребления продовольственных товаров и расчет потребности в них имеет ярко выраженную региональную специфику.

Необходимой предпосылкой эффективности субъектов сельского хозяйства на региональном продовольственном рынке служит использование инструментария маркетинга. В данном случае речь идет о концепции общественно-ориентированного маркетинга, в результате использования которой обеспечивается гармонизация интересов общества, бизнеса и конечного потребителя. Формирование механизма взаимодействия субъектов регионального продовольственного рынка, основанного на маркетинговом подходе, предполагает:

- учет ценности земли с точки зрения воспроизводства продовольственных ресурсов;

- оптимизацию логистических издержек;

- рациональную товарную структуру продовольственных ресурсов, в том числе соотношение экспорта и импорта;

- всемерную поддержку локальных производителей;

- унификацию стандартов потребления и поведения;

- учет пространственной и территориальной мобильности населения при определении емкости рынка продовольственных товаров.

Рисунок 1

Удельный вес продажи товаров на рынках и ярмарках в обороте розничной торговли

(в фактически действовавших ценах)

30

25

ф

о

1 5 1 0 5 0

га

%

2 1,8

26,6 77 6,2 77 25,3 24,5 3 ,7

% т $8 £ 2 2,3 /// 21 ,2 /Л 19,6

% % % %

% % % %

% % % %

У/ /// УА -Я '/А

1 5,2 77

13,2

щ

1 992 1 995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Источник: Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб./Росстат- М., 2009. - 525 с., с.347

Социальная значимость продовольственного комплекса как системы жизнеобеспечения населения страны товарами, удовлетворяющими потребности первого уровня - физиологические, не позволяет рассматривать ее как саморегулирующуюся систему. Государство должно сохранять за собой достаточно широкий спектр регулирующих функций, среди которых основными являются следующие: регулирование земельных операций и контроль за структурой землепользования; контроль за соблюдением установленных стандартов качества продовольственной продукции; экономическое стимулирование организации новых эффективных форм хозяйствования; долгосрочное и среднесрочное планирование развития продовольственного комплекса; осуществление

государственных закупок сельскохозяйственной продукции для обеспечения достаточного уровня экономической безопасности; внешнеэкономический протекционизм (в определенной степени) по отношению к собственным сельскохозяйственным товаропроизводителям и ряд других функций.2

В данную модель необходимо добавить маркетинговую составляющую, которая позволит определить емкость регионального рынка продовольственных товаров и стратегические приоритеты развития. Маркетинг создаст информационную основу взаимодействия в рамках концепции маркетинга партнерских отношений и оперативного перемещения торгового капитала в отдаленные районы Сибири и Дальнего Востока. (см. рисунок 2)

Рисунок 2

Модель продовольственного комплекса как экономической системы

Субъекты хозяйственной деятельности

§

Произв одит ели

I

I

Потребители

Сельхоз-

предприятия

Проме-

жуточные

V

Перерабатывающие предприятия

Предприятия хранения и транспортировки

V

Ко -не-чные

Регулирующие структуры п

Розничная торговля в части допродажной подготовки, полуфабрикатов, кулинарной продукции, общественное питание

Человек как конечный потребитель

Г1ІІЗ

і

Инфраструктура продовольственного комплекса

Маркетин-

говая

Технико-

технологи-

ческая

Рыночная

Товаро-

продви-

жения

Информаци-

онная

Национальное государство

Международные

межправитель-

ственные

организации

+ І

Ассоциации

предпринима-

телей

Общественные

организации по

защите прав

потребителей

С)

і

Социальная

Источник: Чернова Елена Викторовна. Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук Формирование государственной продовольственной политики как фактора экономической безопасности России/ Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2009 35 с., с.25

В развитии производства и реализации продовольственных товаров важную роль играют организованные товарные рынки, оптовая и розничная торговля. Данные структуры являются торгово-экономическими центрами, через кото-

рые проходят большие объемы товарных потоков. В функции этих рыночных структур входит формирование цен на товары, информационное обеспечение субъектов рынка, стандартизация, контроль качества продукции и т.д.

В качестве основных факторов, ограничивающих деловую активность организаций розничной торговли в 2008 г., можно отнести: высокий уровень налогов (45%), недостаточный

платежеспособный спрос (42%), недостаток собственных финансовых средств (37%), высокие транспортные расходы (30%) (см. таблицу 1).

Таблица 1

Оценка факторов, ограничивающих деловую активность организаций розничной торговли

(в процентах от общего числа организаций розничной торговли)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий уровень налогов 76 70 72 63 52 52 49 46 45

Недостаточный платежеспособный спрос 65 62 59 58 57 54 51 47 42

Недостаток собственных финансовых средств 62 59 57 52 47 45 43 40 37

Высокая арендная плата 26 26 26 29 30 32 32 32 33

Высокие транспортные расходы 33 34 31 29 28 28 28 28 30

Высокий процент коммерческого кредита 20 20 20 21 21 21 24 22 22

Недостаточный ассортимент 15 14 13 13 13 14 12 12 10

Недостаток торговых, складских помещений 3 4 5 6 8 10 11 12 11

Источник: Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2009, с..344

Рост покупательной способности населения положительно сказался на структуре оборота розничной торговли. Начиная с 2000 г.

доля непродовольственных товаров сохраняется примерно на уровне 54% (см. таблицу

2).

Таблица 2

Товарная структура оборота розничной торговли

(в фактически действовавших ценах; в процентах к итогу)

1992 1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Все товары 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Продовольственные товары 45,7 46,6 46,5 46,6 46,2 45,7 45,7 45,3 45,0 45,6

Непродовольственные товары 54,3 53,4 53,5 53,4 53,8 54,3 54,3 54,7 55,0 54,4

Источник: Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2009, с.334-336

В объеме товарных ресурсов продовольственных товаров доля импорта сократилась

с 47% в 2007 г., до 45% в 2008 г. ( см. таблицу

3).

Таблица 3

Структура товарных ресурсов розничной торговли

(в фактически действовавших ценах; в процентах к итогу)

1992 1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Товарные ресурсы розничной торговли - всего в том числе: 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

собственного производства 77 46 60 59 57 57 55 54 53 55

поступлений по импорту 23 54 40 41 43 43 45 46 47 45

Источник: Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб./Росстат - М., 2009, с.340-341

Одним из видов организованных товарных рынков являются товарные биржи, специализирующиеся на торговле зерном и другими видами продовольственных ресурсов. Биржевой оборот продовольственных товаров в России сконцентрирован на нескольких региональных товарных биржах. Хотя биржевой оборот продовольственных товаров занимает небольшой удельный вес в общем обороте оптовой торговли про-

довольствием, продовольственные биржи играют важную роль в формировании рыночных цен на продовольствие, установлении деловых контактов и заключении сделок, которые реализуются в процессе внебиржевого оборота. На биржевых торгах в 2008 г. преобладала продажа продукции производственно-технического назначения (51%), доля потребительских товаров составила 48%. (см. рисунок 2).

Структура оборота товарных бирж1) России,-

Рисунок 2

100 л 80 -60 -40 -20 -0

68

32

57

40

и.

3

36

ъ.

60

1

38

•2

И?

38

10

г

%

60

и

15

§

80

Ъ

81

1

и

51

48

/V

£Л

1992 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

1

2

3

4

3

5

□ Продукция производственно-технического назначения

□ Потребительские товары

□ Прочие виды товаров

Примечание к рисунку:

1) Без учета оборота по фьючерсным сделкам и сделкам по продаже Источник: Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб./Росстат- М., 2009, с.349

Во многих регионах уже осознается необходимость таких форм организованных товарных рынков, как оптовые продовольственные рынки. Оптовые продовольственные рынки создаются в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с целью предоставления непосредственным производителям необходимых условий для сбыта сельскохозяйственной продукции, обеспечения продовольственными товарами предпри-

ятий торговли и общественного питания, а также для обеспечения сырьем пищевых и перерабатывающих предприятий. Данные, представленные на рисунке 3, показывают, что наибольшую долю в реализации товаров оптовой торговли занимают: автомобили грузовые 50,9%; шины 39,4%; сахар 35,2%; бензины автомобильные 32,7%; трубы стальные 29,1%; автомобили легковые 19,4%; древесина деловая 17,6%; мясо птица 16,2%; масло животное 14,9% (см. рисунок 3).

Рисунок 3

Удельный вес продажи товаров организациями оптовой торговли в ресурсах данного товара1)

Бензины автомобильные Готовый прокат черных металлов Стальные трубы

Цемент

Шины

Автомобили грузовые

Автомобили легковые

Удобрения минеральные (в пересчете на 100% питательных веществ)

Деловая др® есина

Мясо и птица

Масло животное Сыры жирные и брынза

Масла растительные

20 40

процентов

0

60

80

Примечание к рисунку:

1) Удельный вес продажи отдельных товаров организациями оптовой торговли в ресурсах данного товара определяется как отношение величины продажи к суммарному объему производства и импорта каждого товара.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Россия в цифрах. 2009 Крат. Стат. сб./Росстат-М., 2009, с. 347

Основной целью оптового продовольственного рынка служит получение прибыли путем создания эффективного рыночного механизма взаимодействия производителя, оптового торговца и потребителя. Посредством рыночного механизма осуществляется следующее: 3

- организация оптовой торговли на продовольственном рынке;

- осуществление контроля за торговлей в части регламента работы рынка и правил торговли;

- оказание платных услуг по сопровождению процессов торговли, транспортировки, хранения, переработки, сертификации;

- проведение маркетинговых исследований;

- обеспечение хозяйствующих субъектов информацией о ценах на сельхозпродукцию и продовольствие;

- содействие интегрированию торговозакупочных предприятий в оптовый рынок;

- формирование инфраструктуры оптового рынка;

- взаимодействие с товаропроизводителями и оптовыми покупателями;

- предоставление сельхозпроизводителям, перерабатывающим предприятиям и оптовикам торговых мест для осуществления сбыта продукции;

- выделение на условиях аренды складских помещений, торгового, офисного и иного необходимого оборудования и др.

Рост цен на продовольственные товары приводит как к сокращению потребления продовольствия, так и к изменению его структуры: увеличивается потребление менее ценных и сокращается потребление белковых продуктов.

В структуре товарного предложения на рынке продовольствия постепенно увеличивается доля продовольственных товаров отечественных производителей. Растет спрос на отечественные продукты питания - население оценило их качество, относительно низкие цены и соответствие цены качеству товаров.

При покупке продовольственных товаров большая часть населения предпочитает отечественные товары, так как зачастую они от-

личаются экологичностью, безопасностью в употреблении, а, кроме того, соответствуют рациону питания местного населения.

Соотношение цен на импортные и отечественные товары не эквивалентно. На рынке продовольственных товаров сложилась ненормальная экономическая ситуация, при которой цены на важнейшие продукты питания, закупаемые по импорту отличаются от закупочных цен, складывающихся на внутреннем рынке. Розничные цены на продукцию отечественного производства выше, поэтому потребители с низким уровнем доходов вынуждены покупать импортную продукцию. Розничная торговля продовольственными товарами предполагает наличие развитой инфраструктуры: складские помещения, торгово-технологическое оборудование для хранения продуктов, транспортноэкспедиторские компании, финансово-кредитные организации и т.д. В розничной торговле продуктами питания важным моментом является ритмичность поставок, нарушение договорных условий может привести к ажиотажному спросу и социальной напряженности. Поэтому предприятия розничной торговли стремятся заключать долгосрочные договора или оговаривать поставку специального ассортимента для конкретной сети.

Взаимоотношение сетей, производителей и потребителей должно быть основано на доверии. Откуда оно берется, это доверие, и зачем оно нужно. Каждый из руководителей ритейла стремится сформировать в различных формах и капитализировать этот актив. В основе доверия лежат: стабильность и полнота ассортимента, культура обслуживания, качество товара, легитимность торговой деятельности. Доверие потребителей - это своеобразный бесплатный бонус, оказывающий стимулирующее воздействие на реализацию товаров. Объективной основой доверия является соотношение полученной полезной информации к реакции на покупку: в среде программистов используется категория «пертинентность» - соотношение объема полезной информации (субъективная оценка покупателя) при покупке товара к общему объему полученной информации; фактически - это КПД информации, если субъективная оценка покупателя совпадает с объемом полезной информации, то возникает доверие к ритейлу и производителю.

Важным условием развития рынка продовольственных товаров является развитие региональных продовольственных рынков. Формирование рынка продовольственных товаров региона обусловлено, прежде всего, наличием развитого сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности с объемами товарной продукции и услуг, обеспечивающими участие региона в формировании внутрирегиональных и межрегиональных связей по продовольственным товарам. Это, конечно, не означает, что промышленность и сельское хозяйство региона должны обеспечивать регион товарами в полном ассортименте. Необходимо, чтобы они были в состоянии удовлетворить потребности населения в основных продуктах питания и чтобы доля региона в производстве продовольственных ресурсов возрастала.

Приоритетным направлением на современном этапе развития страны считается насыщение внутреннего потребительского рынка отечественными конкурентоспособными товарами и постепенное вытеснение импортных товаров отечественными. Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность регионов и страны в целом, но и способствовать преодолению безработицы, росту доходов, как потребителей, так и производителей, развитию инвестиций в экономику региона. Для достижения данной цели, прежде всего, необходимо конкурентоспособное производство отечественных товаров.

Развитие инфраструктуры на всех уровнях управления крайне осложняется тем, что в теории до сих пор не сформирована четкая система мер её формирования и развития, как в целом, так и по отдельным блокам.

Хотя общие положения имели место и утверждены решением правительства4, но четко не выделен состав задач или комплекс первоочередных мер, определяющих её сущностное содержание и эффективность. В теоретико-методологическом плане к ним можно отнести:

- целеполагание и объективную мотивацию принимаемых решений по развитию инфраструктурного комплекса;

-оценка потенциала обеспечивающей развитие инфраструктуры составляющей;

-приоритет развития отдельных блоков;

-перечень конкретных механизмов и инструментов их сопряжения и взаимодействия при развитии инфраструктуры;

-учет способности регионального субъекта хозяйствования к инвестированию в развитие инфраструктуры региона;

- оценка степени влияния на результаты хозяйственной деятельности состояния инфраструктуры или возможные потери экономики от недоразвития инфраструктуры. 5

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет многогранный характер. Развитие инфраструктуры создает мощные предпосылки для развития производства и социально-экономического потенциала территорий. Изменение в экономике страны не могут не отразиться на её структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономки, в том числе и на инфраструктуре рынка. Инфраструктура рынка, вытекая из производства, его потребностей, формирует всеобщую базу экономических отношений. Инфраструктура розничной торговли превращается в сложную динамичную систему, функционирующую в рамках чрезвычайно крупномасштабной, быст-роменяющейся социально-экономической рыночной среды. Маркетинговое обеспечение инфраструктуры розничной торговли предполагает:

- создание организационных структур, отличающихся развитыми горизонтальными связями, позволяющих лучше понять предпочтения клиента;

- развитие материально-технической базы;

- облегчение форм юридического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

- обслуживание рыночных субъектов;

-обеспечение экономического оборота в системе национального хозяйства;

- реализация стратегии ориентации на потребителя;

- поддержание системы маркетинга партнерских отношений;

Маркетинговое обеспечение розничной торговли предполагает создание системы организационного взаимодействия хозяйствующих субъектов, ориентированной на потребителя, учитывающей региональную специфику потребления и обеспечивающей реализацию основных функций розничной торговли.

Примечания:

1 Дудакова И. А. Тенденции размещения, формирования и развития розничных торговых сетей в регионах: монография/ И.А. Дудакова; под науч. ред. д.э.н. В.П. Федько. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006, с.102

2 Чернова Елена Викторовна. Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук Формирование государственной продовольственной политики как фактора экономической безопасности России/ Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2009, сс. 24-25

3 Дудакова И. А. Тенденции размещения, формирования и развития розничных торговых сетей в регионах: монография/ И.А. Дудакова; под науч. ред. д.э.н. В.П. Федько. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006, с.102

4 Постановление Правительства РФ от 15 июня 1998 года .№593.

5 В.П. Федько, Н.И. Куркина Интегрированный маркетинг выставочно-ярмарочный деятельности./ Монография/Под научной ред. Проф.Федько В .П. -М.: Дашков и К, Наука-Пресс, 2007, сс. 29-30

Библиография:

1. Чернова Елена Викторовна. Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук Формирование государственной продовольственной политики как фактора экономической безопасности России/ Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2009. - 35 с.

2. Дудакова И.А. Тенденции размещения, формирования и развития розничных торговых сетей в регионах: монография/ И.А. Дудакова; под науч. ред. д.э.н. В.П. Федько. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006. - 199 с.

3. Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб./ Росстат- М., 2009. - 525 с.

4. Указ Президента РСФСР №232 «О ком-мерционализации деятельности торговых предприятий в РСФР» от 25 ноября 1991 г.

5. Постановление Правительства РФ от 15 июня 1998 года №593.

6. В.П. Федько, Н.И. Куркина Интегрированный маркетинг выставочно-ярмарочный деятельности. /Монография/ Под научной ред. Проф. В.П. Федько - М.: Дашков и К, Наука-Пресс, 2007. - 264 с.

Россия и Израиль создадут совместный фонд по поддержке разработок

Идея создания российско-израильского венчурного фонда по поддержке разработок и производства в области нанотехнологий представляет интерес, и переговоры по ней продолжатся. Об этом заявил первый вице-премьер РФ В. Зубков по окончании двухдневного визита в Израиль.

’’Впрямую этот вопрос не затрагивался, тем не менее, ранее действительно прорабатывался вопрос о том, чтобы создать такой венчурный фонд порядка 100 млн долларов с каждой стороны, российской и израильской, - сказал В.Зубков. - Этот вопрос в прямой постановке не рассматривался, но мне кажется, что здесь есть интерес, и в рамках межправкомиссии мы продолжим переговоры”. “Мне кажется, смысл тут есть”, - добавил первый вице-премьер.

Соб. инф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.