Научная статья на тему 'Изучение России в центре восточноевропейских и международных исследований (Берлин, германия)'

Изучение России в центре восточноевропейских и международных исследований (Берлин, германия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
104
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ГЕРМАНИЯ / ЦЕНТР ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В БЕРЛИНЕ / КРЫМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение России в центре восточноевропейских и международных исследований (Берлин, германия)»

из которого мигранты едут в соседние, более привлекательные города (Новосибирск, Томск, Тюмень).

Численность и состав мигрантов, их адаптивность, история и мотивы переселения влияют на расслоение в городе. Попытки сегрегированного расселения иммигрантов и искусственной десегрегации одинаково приводят к конфликтам. Эффективная адаптация мигрантов - явление достаточно длительное, и оптимальная модель обустройства и интеграции иммигрантов в принимающее общество пока не найдена, констатируют авторы работы.

М.А. Положихина

2019.04.042. М.А. ПОЛОЖИХИНА. ИЗУЧЕНИЕ РОССИИ В ЦЕНТРЕ ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (БЕРЛИН, ГЕРМАНИЯ). (Обзор).

Ключевые слова: Россия; Германия; Центр восточноевропейских и международных исследований в Берлине; Крым.

Систематические исследования России в Германии начались в XX в., с созданием в 1913 г. Германского общества изучения России. В дальнейшем российская проблематика стала частью исследований, касающихся всей Восточной Европы, и в настоящее время научных центров, которые занимались бы исключительно Россией, в Германии (как и в других странах Европы) нет. Нельзя не отметить, что интерес к России со стороны немецких специалистов и общества в целом очень неравномерен и во многом зависит от состояния российско-германских экономических и политических отношений. Кроме того, немецкие (и западные исследования в целом) сосредоточены, прежде всего, на политических и социально-культурных аспектах российской действительности, тогда как экономическим вопросам внимания уделяется значительно меньше.

Автор [2] напоминает, что в 70-е годы XX в. в Западной Германии (ФРГ) изучением политики, экономики, общества, права, истории и культуры стран, расположенных по ту сторону «железного занавеса», были заняты около 100 различных центров и институтов. Наиболее авторитетными из них являлись: Институт Восточной Европы в Свободном университете Западного Берлина (основан в 1951 г.), Институт Иоганна Готфрида Гердера в Мар-бурге (основан в 1950 г.), Институт Восточной Европы в Мюнхене

(основан в 1952 г.), Институт восточного права в Мюнхене (основан в 1957 г.), Федеральный институт по изучению Востока и международных отношений в Кёльне (основан в 1970 г.). При заметной идеологической составляющей, работы этих организаций включали и объективные данные о реальном положении дел в социалистических странах. В конце 1980-х - начале 1990-х годов благодаря процессам трансформации в бывших социалистических странах появилась возможность обратиться к теме, прежде почти закрытой -истории этнических немцев в восточноевропейских странах. В связи с этим в 1989 г. в Ольденбурге был создан Федеральный институт культуры и истории немцев в Восточной Европе, в 1994 г. -Центральный институт по изучению Центральной и Восточной Европы при Католическом университете Айхштетта-Ингольштадта. Однако к концу 1990-х годов «мода на Россию» себя исчерпала. Попытки немецких предпринимателей освоить российское экономическое пространство во многих случаях не имели успеха, а из-за финансового кризиса 1998 г. Россия стала утрачивать привлекательность для иностранных инвесторов и бизнеса. Снизился и научный интерес к России, сократилось количество исследовательских центров и специалистов, занимающихся российской тематикой. Например, Федеральный институт по изучению Востока и международных отношений Кёльна (BIOst) был включен в состав Исследовательского института при берлинском Фонде науки и политики (SWP) [2, с. 199-200].

После событий на Украине 2014 г. в немецких политических кругах возросло понимание важности фундаментальных исследований стран Восточной Европы. Поэтому в октябре 2016 г. в Берлине открылся новый Центр восточноевропейских и международных исследований (Zentrum für Osteuropa- und internationale Studien, ZOiS). При этом понятие «Восточная Европа» в Центре понимают широко и строго не определяют. Главным образом, это страны постсоветского пространства, включая Центральную Азию и Балтию. Но объектом научного интереса могут оказаться также Польша, Чехия или даже сама Германия, в частности живущие там российские немцы [1; 3].

ZOiS был создан по решению Бундестага (правящих партий) и финансируется Министерством иностранных дел ФРГ (в размере 2,5 млрд евро в год). Центр является независимым междисципли-

нарным научно-исследовательским институтом, имеющим организационно-правовую форму общественно полезного общества с ограниченной ответственностью. Единственный участник ZOiS -фонд с одноименным названием, в совет которого входят ученые и политики. Всего в штате нового института 16 человек. К основным направлениям исследований относится «устойчивость и трансформация политических режимов» («societies between stability and change»), «динамика конфликтов и приграничные регионы» («conflict dynamics and bouger regions»), «иммиграция и многообразие (общества)» («migration and diversity»), «молодежь Восточной Европы» («yourth in Eastern Europe»), в рамках которых реализуются отдельные проекты научных сотрудников [3]. Более подробно с деятельностью Центра можно познакомиться на его сайте1 (трехъязычном - в немецком, английском и русском вариантах). Здесь же представлены ссылки на внешние публикации сотрудников (https://en.zois-berlin.de/research/academic-publications/), а также собственные издания ZOiS (на немецком и английском языках). В их числе следующие.

ZOiS Spotlight содержит в основном краткую справочную информацию о текущих событиях в Восточной Европе от исследователей ZOiS и приглашенных сотрудников. Выходит еженедельно (по средам) и размещается на сайте Центра (https://en.zois-berlin.de/publications/zois-spotlight/) в открытом доступе. В настоящее время доступно 36 выпусков за 2017 г., 44 выпуска за 2018 г. и более 20 выпусков за 2019 г. Некоторые из них посвящены событиям в России или положению в отдельных регионах, например пенсионной реформе (№ 27 за 2018 г.), ЧМ по футболу (№ 22 за 2018 г.), ситуации в Калининградской области (№ 28 за 2018 г.) и т.д.

Meet the Author представляет собой короткие интервью с авторами и исследователями, основанные на стандартных (пяти) вопросах о публикациях или проектах. Их цель состоит в том, чтобы познакомить с текущей научной и культурной дискуссией и показать, как она связана с актуальными политическими и социальными 2

вопросами .

1 Mode of access: https://www.zois-berlin.de/

2 Данные интервью доступны по адресу: Mode of access: https://en.zois-berlin.de/publications/meet-the-author/.

Work-in-Progress включает информацию о текущих проектах исследователей ZOiS. В этой серии предполагается излагать их эмпирические и концептуальные отправные точки, а также промежуточные результаты1.

Наибольший интерес представляют ZOiS Report - англоязычная публикация среднего формата, в которой излагаются результаты исследований сотрудников Центра с помощью графики и коротких пояснительных текстов. Доклады выходят с 2017 г. 4 раза в год, в открытом доступе находится в настоящее время семь выпусков.

Кроме того, на сайте Центра с 2019 г. выкладываются материалы дискуссий (круглых столов), посвященных процессам в Восточной Европе2.

Годовой отчет за 2017 г. дает подробный обзор исследовательских проектов, событий и публикаций Центра [4]. В том числе по направлению «устойчивость и трансформация политических режимов» рассматривались следующие вопросы: сравнение отношения общественных инициатив и государственной политики в постсоветский период; литература и власть на постсоветском пространстве; общественная среда в городах РФ; местная политика на Украине; дискуссия в русской православной церкви по поводу политической адаптации и теологического суверенитета. По направлению «динамика конфликтов и приграничные регионы»: влияние войны и других событий на украинскую идентичность; микрогеография конфликтных ситуаций на юго-западе постсоветского пространства. По направлению «иммиграция и многообразие общества»: транснациональные связи среди восточноевропейских мигрантов в Берлине; трансформация городской среды и религиозного плюрализма на Кавказе.

Работа немецких научных центров, в частности ZOiS, влияет на формирование общественного мнения и политики Германии, поэтому их исследования России заслуживают внимания.

Например, в одном из докладов опубликованы результаты опроса ZOiS жителей Крыма в марте-мае 2017 г., представляющего

1 Пока доступен один выпуск за 2018 г. (Меры укрепления экономического доверия и урегулирование конфликтов, N. Douglas и St.Wolff) по адресу: Mode of access: https://en.zois-berlin.de/publications/work-in-progress/

2 Mode of access: https://en.zois-berlin.de/media-library/podcast-roundtable-osteuropa/

собой «снимок общественного настроения» в конкретный исторический момент. Всего были опрошены 1800 человек старше 18 лет из сельской и городской местности Крыма, включая Севастополь, в том числе 200 представителей крымских татар. Авторы подчеркивают, что хотя условия опроса не идеальны, это не причина не слушать собственный голос крымчан [5].

Как показали результаты опроса, население Крыма эффективно «отрезано» от Украины с точки зрения личных перемещений (только 12% опрошенных ездили в другие части Украины после 2014 г.) и доступа к средствам массовой информации. Крымское население полностью включено в сферу российских СМИ, а контакты с родственниками в других частях Украины значительно сократились. События 2014 г. усилили региональную идентичность: у населения Крыма преобладает внутренняя ориентация. За прошедшие три года только 22% опрошенных ездили в Россию и 3% - в другие страны. У 21% ответчиков есть друзья или родственники, которые уехали из Крыма после 2014 г., и 10% собираются уехать из Крыма. Предпочтительными направлениями миграции являются Москва и другие регионы России. Переезд в страны - члены ЕС или на Украину, которая в перспективе может присоединиться к ЕС, малопривлекателен для крымчан [5, р. 2].

Большинство ответчиков отметило увеличение уровня цен в Крыму как одно из последствий присоединения к РФ для повседневной жизни. При этом свыше 50% ответчиков сообщило о своей полной занятости, главным образом в сфере услуг и розничной торговли, профессиональными служащими (учителя, доктора и т.д.) или квалифицированными рабочими. Высокий процент пенсионеров (25%) отражает демографическую структуру крымского населения. Относительно небольшое количество ответчиков (12%) сообщило о потере работы после событий 2014 г. [5, р. 13].

В общей сложности 64% опрошенных «очень удовлетворены» или «скорее удовлетворены» состоянием экономики Крыма. Ситуация в российской экономике, рассматриваемая в качестве сравнительного ориентира, оценивается еще более положительно и отражает надежды жителей Крыма, связанные с возможностями экономики России [там же].

Однако когда вопрос об экономической ситуации конкретизируется сведениями о личных финансах, становится очевидным

несоответствие между общими оценками экономики и повседневным опытом крымского населения. Так, данные опроса показывают ограниченность финансов большинства жителей Крыма. 27% респондентов указали, что могут приобретать только самые необходимые вещи. Те, кому хватает денег на еду, но испытывают трудности с приобретением одежды, составили 23% опрошенных крымчан. 35% опрошенных сообщили, что денег хватает на каждодневные расходы, но нужен кредит для дорогостоящих покупок. Те, кто может позволить себе дорогие покупки, но не хватает денег на приобретение автомобиля, составили 10%. Только 3% ответчиков имеют возможность приобрести автомобиль, но испытывают трудности с покупкой жилья, и лишь 1% может позволить себе купить все, что хочет [5, р. 14].

44% респондентов признают, что были захвачены врасплох российскими действиями в Крыму в 2014 г. В то же время большинство опрошенных голосовали бы за статус-кво на гипотетическом повторном референдуме о статусе Крыма и явно выражают доверие к российским государственным учреждениям. Одновременно жители Крыма демонстрируют высокие уровни недоверия региональным и местным учреждениям. При этом крымские татары намного более критично относятся к современному режиму. Интересно, что разные этнические группы солидарны с позицией, что именно пренебрежение к региону со стороны Киева в предшествующий период является основной причиной событий 2014 г. в Крыму (приблизительно по 33%) [5, р. 16-18].

Идеи демократии в целом не являются приоритетными для крымского населения: 48% респондентов согласны с утверждением, что демократия остается наилучшей возможной формой правления, несмотря на все недостатки, а 41% не считает ее обязательной. Относительно экономической системы Крыма 39% опрошенных предпочитают статус-кво, 35% - углубление рыночных реформ, а 27% - возврат к социализму [5, р. 18].

Авторы подчеркивают, что комбинация пренебрежительного отношения со стороны Киева, опыта украинской блокады и западных санкций, а также российского потока информации, определяют малую вероятность изменения мнения большинства крымского населения по поводу присоединения к РФ в обозримом будущем. В то же время события 2014 г. и далее привели к укреплению ре-

гиональной идентичности «крымский» вместо ожидаемой идентификации как этнические русские или российские граждане. Это сильное чувство региональной идентичности следует тщательно учитывать Москве для поддержания устойчивого статус-кво в условиях нехватки доверия к региональным и местным учреждениям. Кроме того, социальная и политическая интеграция крымских татар не являлась само собой разумеющимся процессом в украинском государстве и продолжает быть потенциальным фактором дестабилизации в Крыму, управляемом Россией.

Список литературы

1. Жолкевич Н. ZOiS в Берлине будет изучать Россию и восточных соседей // DW. Темы дня. Политика и общество. Германия. - 2017. - 28.03. - Режим доступа: https://www.dw.conl/ru/zois-в-берлине-будет-изучатъ-россию-и-восточньIх-соседей/а-38167798

2. Меден Н.К. Изучение России и Восточной Европы в ФРГ: Организации и институты на современном этапе // Россия и современный мир. - М., 2005. - № 4. -С. 199-204.

3. О нас // ZOiS. - Режим доступа: https://ru.zois-berlin.de/o-nas/

4. Annual report 2017 / Centre for East European and international studies (ZOiS). -Berlin, 2018. - 88 p. - Mode of access: https://en.zois-berlin.de/fileadmin/ media/Dateien/Jahresbericht/ZOiS_Jahresbericht_EN_web_geschuetzt.pdf

5. Sasse Gw. Terra incognita - the public mood in Crimea. ZOiS Report / Centre for East European and international studies (ZOiS). - Berlin, 2017. - 20 p. - Mode of access: https://www.zois-berlin.de/publikationen/zois-report/zois-report-32017/

2019.04.043. КРАПОЛЬ С., ВАСИЛЬЕВА-ДИНЕС А. РЕГИОН, КОТОРОГО НЕТ: КИТАЙ, РОССИЯ И ПРОВАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. KRAPOHL S., VASILEVA-DIENES A. The region that isn't: China, Russia and the failure of regional integration in Central Asia // Asia Europe j. - Berlin, 2019. - 01.05. - P. 1-20. - Mode of access: https://link.springer.com/article/10.1007/s10308-019-00548-0#Sec6

Ключевые слова: региональная интеграция; страны Центральной Азии; Россия; Китай; Казахстан.

Авторы работы (S. Krapohl, исследователь из Университета Амстердама, и A. Vasileva-Dienes - специалист Регионального центра Фонда Ф. Эберта по проблемам сотрудничества и безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.