Резюмируя вышеизложенное отметим, что Муса Магомедов в повести о зурначе Сулеймане показал портрет жителя аула во времена советской власти, владеющего исчезающей профессией зурнача. При этом Муса Магомедов, показав замечательного мастера игры на зурне Сулеймана из Кол-доба, выразил ностальгические настроения по уходящей из жизни профессии зурнача. Зурнач - символ уходящей эпохи. Тем самым проблема, поставленная в повести Мусы Маго-
Библиографический список
Любовь - это бесконечное и уникальное явление, в сравнении с которым все красоты мира ничего не стоят, поэтому, если кто-нибудь, удостоится такого божественного блага, то он уже не нуждается ни в каких благах природы и мира. Присутствие любви является источником жизни, а её отсутствие источником смерти. Любовь побуждает всех людей к жизни и суете. Ни одно существо во вселенной не лишено любви. Многочисленные поэты и писатели говорили о своих чувствах, интересах и увлечениях. Многие поэты и писатели говорили о своей большой заинтересованности и любви к природе, к людям, родине, возлюбленным и т. д. В числе таких поэтов и писателей можно назвать Джебран Халил Джебрана и Ивана Бунина. Джебран является одним из современных арабских поэтов, который родился в в Ливане (1883 - 1931) и свою любовь к любимой, родине, свободе, и т. д. высказал в своих произведениях. Бунин - один из крупных писателей русского критического реализма 20 века [1, с. 222] родился в Воронежской области (1870 - 1953) в России, был удостоен Нобелевской премии. Оба писателя занимают важное место в литературе. Горький сказал о месте Бунина в литературе «Выньте Бунина
медова «Зурнач из Колдоба», жизненно важна. Не каждый желает быть зурначом и не каждый может им стать, особенно таким, как знаменитый на весь Дагестан Сулейман. Но, самое главное, писатель поднимает проблему о том, что с исчезновением таких мастеров, которые в совершенстве владели народными инструментами и исполняли на них народную музыку, культура народа теряет уникальную самобытность.
116
из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска...» [2; с. 104]. Также Цветаева, сравнивая значение Горького и Бунина для литературы, говорит: «Горький эпоха, а Бунин - конец эпохи» [3; с. 106]. В данной работе, на основе аналитического и сравнительного метода, данных, взятых из библиотек, мы попытаемся выразить или показать сходства и различия во взглядах поэта и писателя (Джебрана и Бунина) по отношению к вопросу о любви.
Исследование мнения Джебран Халиль Джебрана и Бунина в отношении такого явления как Любовь.
Буквальное значение любви - это чрезмерное проявление любезности. Шейх Эшрак также в своём произведении «Истина любви» говорит: любовь - это когда привязанность достигает крайней степени [4, с. 287].
Любовь - это показатель чистоты и скрытой человеческой солидарности. Человек не связывается с другими поверхностно, случайно, умозрительно и исключительно само созерцательным мышлением. Человек не выносит одиночество и любовь - это его первоначальное видение. Любовь к человечеству в целом насыщена духом лирики. Иногда любовь имеет настолько общее
1. Ахмедов. С.Х. Художественная проза народов Дагестана. История и современность. Махачкала, 1996.
2. История дагестанской советской литературы. Махачкала, 1967; Т. 2.
3. Магомедов Муса. Зурнач из Колдоба. Повести. Перевод с аварского. Москва, 1974.
References
1. Ahmedov. S.H. Hudozhestvennaya proza narodovDagestana. Istoriya i sovremennost'. Mahachkala, 1996.
2. Istoriya dagestanskojsovetskojliteratury. Mahachkala, 1967; T. 2.
3. Magomedov Musa. Zurnach iz Koldoba. Povesti. Perevod s avarskogo. Moskva, 1974.
Статья поступила в редакцию 03.06
УДК 821
Mostafavi Gero H., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Mashhad State University n.a. Ferdowsi (Mashhad, Iran),
E-mail: [email protected]
Saremi Gero S, postgraduate, Mashhad State University n.a. Ferdowsi (Mashhad, Iran), E-mail: [email protected]
THE STUDY OF ROMANTIC IDEAS IN POEMS OF THE RUSSIAN POET IVAN BUNIN AND THE LEBANESE POET GIBRAN KHALIL GIBRAN. The article states that Gibran and Bunin are in the same boat regarding the freedom of thought about love. The love failure that they both experienced in their lives brings their views closer to each other. Nevertheless, it needs to be mentioned that there are some cases in which the two poets present completely different opinions about love. Therefore, in the study based on Gibran's collection of poems, as well as Bunin's works, the author intends to answer the following research questions: Is love of divine or human nature in the thoughts of the two poets?; Which poet visualizes love more beautifully?; What is the end of love in the thoughts of the two poets? Some papers such as Gibran Khalil Gibran's Naturalism, Gibran and Nima's Nostalgia, Mysticism in the thoughts of Gibran, Ivan Bunin, and the Orient, Death and Koranic thoughts in Bunin's poems have been already published. Thus, this study aims to give an overview of Gibran's and Bunin's poems and to investigate the concept of love in their thoughts.
Key words: comparative literature, love, Gibran Khalil Gibran, Ivan Bunin, Russian Literature, Arabic literature.
Г.Х. Мостафави, канд. филол. наук, ст. преп. Мешхедского университета им. Фирдоуси, г. Мешхед (Иран),
E-mail: [email protected]
Г.С. Сареми, аспирант Мешхедского университета им. Фирдоуси, г. Мешхед (Иран), E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ РОМАНТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ В СТИХАХ РУССКОГО ПОЭТА ИВАНА БУНИНА И ЛИВАНСКОГО ПОЭТА ДЖЕБРАН ХАЛИЛЬ ДЖЕБРАНА
В статье указано, что Бунин и Джебран относились к понятию любви одинаково с точки зрения свободы мысли. И неудачная любовь обоих в жизни, сблизила их взгляды. Конечно, необходимо отметить, что в некоторых случаях мы видим совершенно разные взгляды на любовь таких выдающихся писателей. В данном исследовании, опираясь на сборник стихов Джебрана и произведения Бунина, мы делаем попытку найти ответы на такие вопросы: Любовь является земным или Божественным явлением, по мнению двух поэтов? В понимании этих выдающихся личностей, каков конец любви? Поэтому, в данном исследовании, наряду с представлением - поэта и писателя - мы попытаемся отобразить их точку зрения по вопросу любви.
Ключевые слова: сравнительная литература, любовь, Джебран Халиль Джебран, Иван Бунин.
и обобщенное значение, что как будто может заменить все идеалы и устремления [5, с. 264].
Джебран определяет любовь так, что любовь по своей сути - подарок и не приемлет ничего кроме существенной любви, и любви достаточно, чтобы любить:
«^¿Ф5 31 3 й^>0| . 31 'С Ц ^й / ^¿ф '^З-.31 ' J¿■- >й ¿^Ц—01 31й ^—'^¿¿о
«Любовь не дарит подарок, разве по своей сущности и не приемлет любовь, разве что по своей сути, не владелец и не невольник, так как любви для любви достаточно» [6, с. 86].
Джебран в своем произведении «День рождения» из сборника рассказов «Слезы и улыбки», любовь считает своим капиталом, который никто не может у него отнять:
«13^ —й' ^^¿1 ^03' '¿Ф0 131й. .13^ ¿V0 Ой
>>¿40 ^¿^.^^¿Ф5 -3 ^ >й >¿[>=>3 . 31 ¿З-Л
>й ¿^3-й^ ,'¿'0».
«То, что я любил в детстве, всё также люблю до сих пор и то, что люблю в данный момент, буду любить до конца жизни. Любовь - это то, чего я могу добиться, и никто не может его у меня отнять» [6, с. 332].
Джебран живёт любовью, любовь природная сущность поэта и его единственная надежда для жизни. Поэт считает любовь настолько величественной, что считает себя её частицей. Он с самого начала своей жизни был влюблён, и будет любить до конца своей жизни. Изучение аспектов любви в действительности изучение качества концептуальных аспектов любви. Происхождение любви может иметь материальное и телесное начало и может иметь божественное и сверхъестественное начало [7, с. 31].
А Бунин в своих произведениях подразделяет любовь на две категории: материальную и божественную любовь. Стихотворение «Священный прах» указывает на духовную любовь, которая дарит священный прах мученикам, которые погибли за свободу. «Прах, на который пала кровь Погибших в битве за свободу, Благоговенье и любовь Внушает мудрому народу» [8, с. 43].
Кроме того, в стихотворении «Ночь Аль-Кадра», ночь, когда ангелы с разрешения Бога опускаются на землю, чтобы выразить общую признательность на следующий год и просят Господа ниспослать на землю ночь полную мира, покоя и любви.
«И дай земле твоей ночь мира и любви!» [8, с. 52].
Бунин в другом стихотворении под названием «Айя-Со-фия» - название мечети в Турции - говорит, что голуби и даже небеса и воздух покланяются Богу. Здесь поклонение интерпретируется песней любви. Они в этой молитве от всего сердца, просят у Бога божественной любви и весны, которая является признаком процветания и развития.
«И голуби в нем, рея, ворковали, И с вышины, из каждого окна, Простор небес и воздух сладко звали К тебе, Любовь, к тебе, Весна!» [8, с. 70].
На самом деле - это крик души Бунина о том, что существует любовь только в почитании и страстном поклонении Богу. Наглядным примером такого поклонения является молитва (намаз), которая здесь была интерпретирована песней любви. Бунин в книге «Темные аллеи», которую он с точки зрения краткости, жизнеспособности и, в конечном счете, литературных навыков считает своей самой лучшей книгой [9, с. 306] и изображает в ней божественную любовь в чистом и искреннем характере девочки по имени Надежда. Во взгляде Надежды любовь это Божий дар и он постоянен.
«Что кому Бог дает..., Молодость у всех проходит, а любовь - другое дело» [8, с. 73].
Можно сказать, что любовь есть высшая ступень привязанности. Почитание - это тот самый шепот любви, который влюблённый человек произносит всем своим естеством. По мнению Бунина, любовь есть дар Божий человеку, который останется с ним навсегда.
Любовь вне времени и пространства
Любовь - это источник вдохновения поэта-романиста и он в её существовании видит мятежные силы против законов вселенной, поэтому считает, что она избавляет его от рабства всех правил и традиций, потому что эта сила превосходит всех [10, с. 285].
Джебран считает, что любовь существует вне времени и пространства. Он считает, что жизнь и начало любви зарождаются не с рождением и не заканчивается со смертью.
«V л^й ЗФ^3? 330 ЗФЗ >й '^¿лй >>¿J¿ ^¿^ .^¿^¿^ 1й ¿¿15 13й>1й ¿1 >3^31 ^¿^ —^ >(>1 31 'й^
133ФЛ . 0^1 13.1>£ 13^3.« 133?л . 13-—31 ¿>¿3.
131 л.^ 13?'£!й3? З^'^^й?
«Разве это не рука Бога соединила наши души до того, как мы стали порождёнными пленниками времени. О Салми! Человеческая жизнь начинается не в утробе матери и не заканчивается в могиле. Эта вселенная, объятая лунным светом и усыпанная звёздами, душами, которые приняли любовь в свои объятия и совместимое с ними дыхание не может быть пустой» [6, с. 252].
Джебран встречу своей любимой считает вечной обителью и говорит:
«О смерть! Отпусти меня, потому что вечность (вечная обитель) этого мира достойнее встречи влюбленных. О смерть! Я буду сидеть там, ожидая любимую, и там же с ней соединюсь» [6, с. 270].
По мнению Бунина, любить - это искусство. Это искусство зарождается в жизни и продолжается после смерти. В своей книге «Грамматика любви» считает, что история любви необыкновенной красоты и необыкновенное чувство человеческой силы, которая не согласуется с жестокостью и насилием. По словам Бунина искусство любить становится причинное того, что другие также начинают тебя любить.
«Гоамматика любви, или искусство любить и быть взаимно любимым» [8, с. 75].
Здесь любовь - проявляется как вера и добрые дела. Так же как любовь становится причиной привязанности среди людей, добрые дела и вера тоже принесут в сердца людей большую любовь. Всевышний Господь в суре Марьям говорит:
СЗ^й . £/3.1 Ц^ЗУ' >^£3 30(> Зссй
«Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовь» [11, с. 96].
Он считает, что любовь важнейшим событием в жизни, имеющим решительное значение. По его словам, можно просто влюбиться, но любовь не так проста.
«Любовь не есть простая эпизода в нашей жизни» [8, с. 78].
В этом произведении мнение Бунина относительно любви выглядит неоднозначно. Он говорит даже о платонической любви, и, считает её за честь для человека, в случае если может вспомнить такую любовь.
«Тебе сердца любивших скажут В преданьях сладостных живи! правнукам покажут, И внукам Сию Грамматику Любви» [8, с. 86].
Но, в конце концов, такая любовь может породить у человека желание смерти. Любовь не заканчивается со смертью, а продолжается после неё:
«Эта одолженная душа, отданная Другом (Богом) на хранение Хафизу
Однажды при Его встрече передам Ему» [12, с. 156].
В коротком рассказе «Часовня» любовь к жизни выступает совместно со смертью.
«...у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках...» [13, с. 51].
И, в конце концов, в этом произведении также, с точки зрения Бунина, любовь, которая является той же смертью, продолжается после смерти:
«А зачем он себя застрелил?»
«Он был очень влюблён, а когда очень влюблён, всегда стреляют себя...» [13, с. 52].
В рассказе «Митина любовь» также говорится о любви, не заканчивающейся смертью.
«Я из рода бедных Азров. Полюбив, мы умираем...» [8, с. 93].
Любовь - это пламя, зажженное в сердце человека, и под его влиянием всё, кроме Бога, сгорает и уничтожается. То есть, влюблённый становится жертвой и переходит в вечность. Возможно, мнение Бунина, соответствует этой истории:
>й £^3 ^0^-1".
«Кто влюбляется и живет нравственной чистотой и хранит это в тайне и умирает - становится мучеником (шахи-дом) [14, с. 384].
Любовь - результат духовного взаимопонимания
Джебран считает, что любовь не приходит в результате дружбы и общения, а возникает из-за духовного взаимопонимания:
«fl l^oj IJu'O^ IJ^j it^JOfjj IJf^vS ^'Jf^'cJ^JS IJ^jtJS j IJfjI—43S 'Jf^^f JS 'j 'Jf^V* '^¿¿tlito 'vj* IUlJ—lOf 'JJj^ j Jj Jf ¿^f obl IJCj—alaf ^jJ^-^iS jl^iS jl ^-^'f J J' ^'fj».
«Как не ведают те люди, которые думают, любовь появляется из-за продолжительного общения и дружбы. Истинная любовь - это порождение душевного настроя, и если это взаимопонимание в один миг не станет единым, то за год и даже в течение одного поколения не достигнет совершенства» [11, с. 217].
Бунин в ранних своих произведениях считал, что любовь не результат вечного душевного взаимопонимания и не постоянна. По его словам любовь - это соблазн, с которым часто сталкиваются девушки. Вот почему в Суходоле любовь упоминается такими словами «Несчастная любовь, любовь умопомрачительная».
«Узнали ' что давно сошла с ума - от несчастной любви...» [8, с. 96].
Но в поздних произведениях, взгляд Бунина на любовь менялся. В повести «Лёгкое дыхание» главным героем является молодая пятнадцатилетняя девушка-подросток по имени Ольга, которая любит жизнь. В конце - концов, она попадает в ловушку безнравственного мужчины, который обманул её, лживо произнося слова любви. Судьба любовной истории в этой повести оканчивается плачевно и Ольга умирает от выстрела этого предателя. Бунин, выражая своё созерцание о смысле жизни, в которой выплёскивается любовь, молодость и надежда, написал повесть «Чаша жизни». Но, все это уничтожается любовными эгоистическими желаниями, обманом и ложью. Чаша жизни для него, не чаша полная любви и надежды, наоборот - это чаша, переполненная гордости и эгоизма, которая все низвергает в пропасть. Возможно, можно сказать, что любовь в глазах некоторых из героев Бунина, подобна влечению, которая поселилась в сердце и, в конце концов, дарит её другим. Даже такая любовь, по его мнению, может продаваться и покупаться.
Выводы
- Согласно Бунину - вечная и божественная любовь в противоположность материальной любви - бессмертна и постоянна. Бескорыстная любовь человека к Богу выражается в виде
Библиографический список
молитвы и почитания. Это мистичная и искренняя любовь, как пылающее пламя сжигает человека изнутри, приближая его к Богу. На самом деле, влюблённый человек - жертва смерти, но то, что Джебран говорит о любви - вполне реально. Он считает, что хороший опыт для жизни, что взаимопонимание сторон - это состояние вечной любви. Любовь для Джебрана - священна. Так как он считает, что любовь является стимулом жизни. Вопрос о любви, является мостом для прогресса и развития. С его точки зрения, при помощи любви можно избавить жизнь от противоречий, насилия и грубости.
- Бунин в некоторых своих литературных произведениях считает, что любовь равнозначна жизни. Он считает, что любить -это искусство, потому что любовь есть путь к человеческому счастью. Любовь такова, что всегда вызывает у человека чувство смерти и, в конце концов, влюблённый человек расстаётся со своей материальной жизнью. Однако Джебран в своём описании любви выражает метафизический взгляд. Мир заключает в своём сердце, и в действительности, его сердце это источник вдохновения. Он воспринимает только влияние своего сердца, как и его коллега, Бунин, считает любовь равнозначной. Однако Джебран считает любовь постоянной и не проходящей даже после всяких невзгод. Он говорит, что любовь продолжается даже после смерти. И действительно, любовь является неотъемлемой частью его жизни.
- В произведениях 30-ых - 40-ых годов взгляд Бунина на любовь меняется. Любовь в сердце героев Бунина, как вожделение, которое поселилось в сердце и, в конце концов, её дарят другому человеку. По его мнению, такая любовь даже продаётся. Такой встревоженный взгляд происходит из-за критической ситуации в собственной жизни автора, особенно в годы его эмиграции. Но образ женщины и любовь у Джебрана более соответствуют и совместимы с нашей эрой. Хаотические социальные и политические условия в Ливане заставили эмигрировать Джебрана в Америку. И эта эмиграция создала для него почву для интеллектуально нового позитивного взгляда на любовь и свободу женщин. Любовь для Джебрана - целомудренная любовь, свободная от вожделения и всякой скверны. Он дарит любовь и привязанность безвозмездно, ничего не ожидая от своей любимой. Его позитивный взгляд на любовь, выражает здоровую мысль поэта, и его ум порождает желание чистоты, а не тягу к вожделению и скверне.
1. Соколов А.Г. История русской литературы конца 19 - начала 20 века. Москва, 1988.
2. Наш современник. 1965; 7.
3. Цветаева М. Письма к Тесковой. Прага, 1969.
4. Sohravardi Y. Majmooe Asare Farsi. Tehran, 1348.
5. Mokhtari M. Ensan dar shere moaser. Tehran, 1372.
6. Gibran Khalil Gibran. Almoallefat alkamelat. Gibran Khalil Gibran. Beiroot, 1992.
7. Mada A. Eshgh dar Adab Farsi az aghaz ta gharn sheshom. Tehran, 1371.
8. Яхьяпур М. Иван Бунин и мир востока. Тегеран, 2007.
9. Wasiolek E. The Fiction of Ivan Bunin. Harward, 1954.
10. Gharib R. Tamhid fel Naghd olHadis. Beiroot, 1971.
11. Коран. Перевод и комментарий М.Н. Османова. Кум, 1992.
12. Khafez Shirazi SH. Divan. Tehran, 1374.
13. Карими Мотаххар. Дж. Учебное пособие по русской литературе ХХ века. Тегеран, 2009.
14. Ibn Sina. Hossein ibn Abdollah. Esharat va Tanbihat. Kom, 1375.
References
1. Sokolov A.G. Istoriya russkoj literatury konca 19 - nachala 20 veka. Moskva, 1988.
2. Nash sovremennik.1965; 7.
3. Cvetaeva M. Pis'ma k Teskovoj. Praga, 1969.
4. Sohravardi Y. Majmooe Asare Farsi. Tehran, 1348.
5. Mokhtari M. Ensan dar shere moaser. Tehran, 1372.
6. Gibran Khalil Gibran. Almoallefat alkamelat. Gibran Khalil Gibran. Beiroot, 1992.
7. Mada A. Eshgh dar Adab Farsi az aghaz ta gharn sheshom. Tehran, 1371.
8. Yah'yapur M. Ivan Bunin i mir vostoka. Tegeran, 2007.
9. Wasiolek E. The Fiction of Ivan Bunin. Harward, 1954.
10. Gharib R. Tamhid fel Naghd ol Hadis. Beiroot, 1971.
11. Koran. Perevod i kommentarij M.N. Osmanova. Kum, 1992.
12. Khafez Shirazi SH. Divan. Tehran, 1374.
13. Karimi Motahhar. Dzh. Uchebnoe posobie po russkoj literature HH veka. Tegeran, 2009.
14. Ibn Sina. Hossein ibn Abdollah. Esharat va Tanbihat. Kom, 1375.
Статья поступила в редакцию 25.05.16