Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА В ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ'

ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА В ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аудит / окружающая среда / охрана окружающей среды / экологический аудит / загрязнение окружающей среды / audit / environment / environmental protection / environmental audit / pollution

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чэнь Чуанфань

В данной статье рассматривается роль экологического аудита в охране окружающей среды путем горизонтального и вертикального анализа концепции экологического аудита в разных странах, результатов экологического аудита и уровня экологического управления в разных городах. Часть текстовых материалов в статье взята из законов каждой страны, аудиторских бюро каждой страны и региона, сайтов открытого правительства каждой страны и т.д., а данные и информация получены из Министерства экологии и охраны окружающей среды Китайской Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXAMINING THE ROLE OF ENVIRONMENTAL AUDITING IN ENVIRONMENTAL PROTECTION USING CHINA AS A CASE STUDY

This article explores the role of environmental auditing on environmental protection by analyzing the concept of environmental auditing in different countries, the results of environmental auditing and the level of environmental governance in different cities both horizontally and vertically. Some of the textual materials in the article are obtained from the laws of each country, the audit offices of each country and region, and the public websites of the governments of each country, etc., and the data and information are from the Ministry of Ecology and Environment of the People's Republic of China.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА В ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ»

ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА В ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ

EXAMINING THE ROLE OF ENVIRONMENTAL AUDITING IN ENVIRONMENTAL PROTECTION USING CHINA AS A CASE STUDY

Чэнь Чуанфань, студент, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия

Chen Chuangfan, student, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Аннотация

В данной статье рассматривается роль экологического аудита в охране окружающей среды путем горизонтального и вертикального анализа концепции экологического аудита в разных странах, результатов экологического аудита и уровня экологического управления в разн ых городах. Часть текстовых материалов в статье взята из законов каждой страны, аудиторских бюро каждой страны и региона, сайтов открытого правительства каждой страны и т.д., а данные и информация получены из Министерства экологии и охраны окружающей среды Китайской Народной Республики.

Summary

This article explores the role of environmental auditing on environmental protection by analyzing the concept of environmental auditing in different countries, the results of environmental auditing and the level of environmental governance in different cities both horizontally and vertically. Some of the textual materials in the article are obtained from the laws of each country, the audit offices of each country and region, and the public websites

of the governments of each country, etc., and the data and information are from the Ministry of Ecology and Environment of the People's Republic of China.

Ключевые слова: аудит, окружающая среда, охрана окружающей среды, экологический аудит, загрязнение окружающей среды

Keywords: audit, environment, environmental protection, environmental audit, pollution

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

Природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле[1].

Концепции экологического аудита в разных странах:

В России:

Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности[2].

В Европе:

Экологический аудит - инструмент управления, представляющий собой систематическую, документированную, периодическую и объективную оценку эффективности проекта, организации или оборудования с целью содействия сохранению окружающей среды. Аудит должен способствовать управленческому контролю за природоохранной деятельностью и оценке соответствия целям политики и нормативным требованиям[3].

В Китае:

Экологический аудит, также известный как ресурсный и экологический аудит, означает информацию об управлении окружающей средой и достоверности, законности и эффективности соответствующей экономической деятельности, раскрываемую экологическим учетом (новый учет, включающий ресурсы и окружающую среду в сферу учета) проверяемых единиц, таких как правительства, предприятия и государственные учреждения, на основе экологических законов, правил и политики под руководством теории устойчивого социально-экономического развития и в целях содействия реализации правительством стратегии устойчивого развития со стороны аудиторского органа. Надзор, оценка и сертификация[4].

В общем случае экологический аудит - это проверка бюджетов и проектов, связанных с охраной окружающей среды, в соответствии с концепцией устойчивого развития, с целью повышения эффективности природоохранной деятельности.

Под объектом экологического аудита, то есть объектом экологической проверки, в основном понимается проверяемое подразделение, занимающееся разработкой экологической политики и мер, осуществлением экологического менеджмента, отвечающее за экологический менеджмент специальных фондов и использование средств производства и хозяйственной рабочей деятельности. В

соответствии с содержанием экологического аудита экологический аудит можно разделить на следующие три вида:

1. Экологический финансовый аудит. С макроскопической точки зрения относится к проверяемому подразделению, использующему специальные экологические фонды для осуществления проверки. В основном это касается того, выделены ли специальные фонды и каково их финансирование, управление фондами, законность и подлинность использования. И с микроуровня, в основном включающего аудит признания и оценки экологических активов, аудит экологических затрат и расходов.

2. Аудит соблюдения экологических требований. Как следует из названия, он заключается в проверке того, не нарушало ли проверяемое предприятие законы или нормативные акты. В сферу проверки входит вопрос о том, зарегистрированы ли строительные проекты предприятий и учреждений на предмет охраны окружающей среды и чистоты производства до начала строительства. Департамент внутреннего аудита должен уделять внимание этой работе, адаптироваться к потребностям научного развития внутреннего аудита в новой ситуации и в то же время использовать передовой опыт в стране и за рубежом, чтобы создать систему внутреннего аудита, соответствующую международным стандартам и обладающую характеристиками самого низового центрального банка.

3. Аудит экологической эффективности. Под мониторингом экологической эффективности понимается вид аудита, при котором государственные и внутренние аудиторские организации, а также организации социального аудита осуществляют надзор и оценку экологических проблем и связанных с ними обязанностей, возникающих в системе экологического менеджмента и повседневной деятельности проверяемых подразделений в соответствии с законодательством, с тем чтобы контролировать процесс фидуциарной ответственности. Аудит

основывается на критериях экономичности, эффективности и результативности и предлагает соответствующие меры и рекомендации по улучшению экологической деятельности проверяемого подразделения, способствуя тем самым более полному и эффективному выполнению проверяемым подразделением своих фидуциарных обязанностей в области экологии[5].

Роль экологического аудита в охране окружающей среды трудно представить и даже трудно оценить количественно, в чем и заключается сложность изучения роли экологического аудита. Мы будем исследовать роль экологического аудита в охране окружающей среды косвенным путем.

В мае 2018 г. председатель КНР Си Цзиньпин на первом заседании Центрального комитета по аудиту заявил, что "аудит является важной частью системы партийного и государственного контроля". В последние годы контрольно-ревизионные органы Китая активно реализовали функцию управления государственным аудитом, провели большое количество специальных проверок и осуществили регуляризацию специальных проверок. В рамках единой организационной структуры Аудиторского управления местные аудиторские органы вложили большое количество аудиторских ресурсов в сферу ресурсов и охраны окружающей среды, еще более усилили проведение аудита ресурсов и окружающей среды, провели аудит отхода ведущих кадров от своих обязанностей в отношении природных ресурсов, аудит отслеживания и реализации основных направлений политики в области окружающей среды, специальные исследования по экологическому аудиту и т.д., а также включили поведение и результаты в области охраны окружающей среды в аудит финансовой отчетности правительства в рамках аудиторской работы, проводимой аудиторскими органами на местах. В аудиторских проверках государственных предприятий экологические показатели деятельности предприятий и эффективность использования

субсидий на охрану окружающей среды также включены в основное содержание аудита, на которое следует обратить внимание. В вышеперечисленных аудитах бюджетное планирование, распределение, использование и эффективность инвестирования средств специальных инвестиционных фондов государственных экологических и природоохранных проектов осуществляются повсеместно, поэтому аудит государственных фондов охраны окружающей среды является отправной точкой и фокусом работы по экологическому аудиту[6].

Государственный контроль Китая подвел следующие итоги экологических проверок, проведенных в стране за последние годы.

(1) В ходе аудита охраны водной среды в ключевых речных бассейнах (морских акваториях) были выявлены медленный прогресс в реализации планов по предотвращению и контролю загрязнения воды, несоблюдение норм выбросов некоторыми ключевыми предприятиями мониторинга, недостаточные мощности по очистке сточных вод, а также выдвинуты предложения по совершенствованию соответствующих политик и нормативных актов и усилению охраны водной среды, что способствовало развитию работ по охране водной среды в стране.

(2) В ходе аудита земельных ресурсов были выявлены такие проблемы, как незаконное и нерегулярное предоставление земельных участков и землеотвод в некоторых местах, недостаточно строгое внедрение системы защиты пахотных земель и неполное внедрение системы землеотвода для гарантированных жилищных проектов, что способствовало очистке и исправлению порядка на рынке земли, а также улучшению системы управления земельными ресурсами и активизации работы по защите пахотных земель.

(3) Проведение аудита в области энергосбережения и сокращения выбросов позволило выявить нерешенные проблемы в управлении и использовании фондов энергосбережения и сокращения выбросов, а также в реализации соответствующей политики и мер, способствовало

проведению национальной реформы соответствующей льготной политики, очистке и исправлению нерегулярных строительных проектов, ускорению ликвидации устаревших производственных мощностей, созданию и совершенствованию систем управления и оценки энергосбережения и сокращения выбросов.

(4) В ходе аудита проекта "Возвращение сельскохозяйственных земель в лесной фонд" были выявлены проблемы и трудности в работе по возвращению сельскохозяйственных земель в лесной фонд, выдвинуты предложения по усилению и улучшению работы по возвращению сельскохозяйственных земель в лесной фонд, а также оказано содействие совершенствованию и реализации национальной политики и мер по возвращению сельскохозяйственных земель в лесной фонд и созданию экологической среды.

(5) В ходе аудита проекта по защите природных лесов были выявлены такие серьезные проблемы, как беспорядочная вырубка лесов и угроза резервным лесным ресурсам, что привлекло большое внимание соответствующих ведомств и способствовало реализации ключевых проектов по созданию экологической среды.

(6) В ходе аудита минеральных ресурсов были выявлены такие серьезные проблемы, как неправильное утверждение и передача прав на добычу полезных ископаемых при разведке и эксплуатации минеральных ресурсов, а также управление соответствующими фондами, что позволило укрепить и улучшить управление минеральными ресурсами и соответствующие политики и системы.

Для изучения влияния экологического аудита на охрану окружающей среды мы выбрали два города с близким экономическим развитием и близким расположением, расположенные на юго-восточном побережье.

Согласно "Плану развития аудита Сямэньского аудиторского бюро на 2009-2013 годы", город Сямэнь включил проект аудита

экологических ресурсов в число ключевых проектов плана развития аудиторского бюро на период с 2009 по 2013 год. В последующие десять лет город Сямынь также уделял большое внимание развитию экологического аудита и несколько раз пересматривал свой устав по экологическому аудиту, который занимал все большую долю в плане развития.[7] С 2015 года охране окружающей среды в городе Сямынь уделяется все больше внимания, она неоднократно занимала одно из главных мест на правительственном сайте и сайте Бюро аудита. Это также способствовало повышению значимости охраны окружающей среды в городах, прилегающих к Сямэню.

В статье Аудиторского бюро Чжанцзягана "Аудит экологической ответственности имеет правила и нормы, которым нужно следовать", опубликованной Аудиторским бюро Сучжоу, мы видим, что впервые экологический аудит в некоторых городских юрисдикциях был проведен в 2017 году. В последующий период город Сучжоу распространил работу по экологическому аудиту на весь город[8]. Однако из последующих рабочих документов мы видим, что правительство Сучжоу и Бюро аудита не уделяют такого внимания экологическому аудиту, как в Сямэне.

Для сравнения состояния экологического контроля в Сямэне и Сучжоу в таблице ниже мы выбрали концентрации загрязняющих веществ в воздухе из отчета о качестве воздуха в городах, подготовленного Министерством экологии и охраны окружающей среды КНР. В качестве индикаторов концентрации загрязняющих веществ, влияющих на качество воздуха, были выбраны три наиболее характерных загрязнителя - PM2.5, PM10 и SO2, причем более высокая концентрация свидетельствует о более низком качестве воздуха.

Для сравнения мы выбрали показатели концентрации загрязняющих веществ в воздухе в 2015 году - самом раннем году, когда эти данные были зарегистрированы, в 2018 году - году, когда в обоих

городах начался экологический аудит, и в 2023 году - самом позднем году, и результаты приведены в таблице ниже.

Сямэнь Сучжоу

Содержание загрязняющих веществ: РМ2.5 РМ10 Б02 РМ2.5 РМ10 Б02

2023 13 25 2 20 32 8

2018 20 39 8 26 51 8

2015 32 52 11 46 69 17

Сравнение концентраций загрязняющих веществ в воздухе в Сучжоу и Сямыне[9], ^/т3

Из приведенной таблицы видно, что концентрация различных загрязнителей воздуха в Сямэне в основном ниже, чем в Сучжоу в это же время, и концентрация загрязнителей в обоих городах снижается с течением времени, что означает, что усилия Сямэня по управлению окружающей средой более эффективны, чем усилия Сучжоу, и что качество воздуха в обоих городах улучшается во временном масштабе.

Из приведенных выше данных при горизонтальном сравнении видно, что в Сямэне, где экологический аудит был внедрен раньше, качество воздуха лучше, чем в Сучжоу, где экологический аудит был внедрен не в полном объеме в то же время. Динамика концентраций загрязняющих веществ в воздухе в Сучжоу после внедрения экологического аудита аналогична динамике в Сямэне. Другими словами, после внедрения экологического аудита концентрация загрязняющих веществ в воздухе в Сучжоу практически сравнялась с концентрацией в Сямэне в предыдущий период, что означает, что экологический аудит оказывает сходное влияние на контроль загрязнения воздуха в этих двух городах. Более того, качество воздуха в

Сучжоу в этом году все еще не такое хорошее, как в Сямэне, из-за недостаточного внимания к экологическому аудиту.

Проведя продольное сравнение во времени, мы пришли к выводу, что чем больше внимания город уделяет экологическому аудиту, тем более эффективным будет управление окружающей средой, т.е. экологический аудит вносит положительный вклад в управление окружающей средой.

Экологический аудит может оказывать положительное влияние на охрану окружающей среды несколькими способами.

Во-первых, экологический аудит повышает эффективность работы природоохранных ведомств и природоохранных проектов. С помощью контроля и аудита природоохранные ведомства вынуждены быть более осмотрительными в использовании средств, более строгими в стандартах приемки природоохранных проектов, более точными и быстрыми в реализации природоохранных проектов. Это может способствовать быстрому развитию дела охраны окружающей среды.

Второе - внимание государства к экологическому аудиту повысит значимость охраны окружающей среды для граждан и предприятий. Охрана окружающей среды - это не то, что правительство может сделать само по себе, но граждане и предприятия также являются важной частью продвижения охраны окружающей среды. Например, в Сямыне экологический аудит позволил повысить осведомленность предприятий и граждан об охране окружающей среды, что привело к сокращению поездок на автомобилях или приобретению новых энергоносителей, а также способствовало тому, что местные предприятия стали использовать более экологичные материалы для производства и безвредно утилизировать отходы перед их сбросом. Это позволило значительно расширить сферу охраны окружающей среды и вовлечь в нее всех желающих.

В-третьих, благодаря демонстрации и руководству, компания пропагандирует важность охраны окружающей среды в соседних районах, тем самым повышая общую осведомленность об охране окружающей среды в регионе и способствуя улучшению экологической обстановки в регионе, что, в свою очередь, оптимизирует экологическую обстановку в городе. Например, экологический аудит в Сямыне способствовал охране окружающей среды в соседних городах, в результате чего такие близлежащие города, как Чжанчжоу и Цюаньчжоу, начали управлять своей окружающей средой, что привело к уменьшению количества загрязняющих воздух веществ, поступающих из Чжанчжоу и Цюаньчжоу в Сямынь, что еще больше оптимизировало окружающую среду Сямыня и образовало "добродетельный круг".

Заключение

Непрерывное развитие человеческого общества привело к беспрецедентному богатству и процветанию материальной и духовной цивилизации. В то же время оно наносит все более серьезный ущерб окружающей среде, ставя под угрозу устойчивое развитие. Когда экологические проблемы стали реально угрожать выживанию человечества, на них отреагировали как ученые, так и государственные ведомства. Из необходимости контроля за эффективным осуществлением природоохранных мероприятий и достижением поставленных целей возник экологический аудит, отражающий правильную функцию аудита и достижение результатов. Экологический аудит - это новая область аудита, получившая развитие в последние десятилетия, накопившая первоначальный опыт и показавшая хорошие результаты в ходе аудиторской практики и исследований.

Важной обязанностью аудита является своевременное информирование проверяемого подразделения о проблемах, выявленных в процессе аудита, анализ причин и выдвижение предложений по

исправлению ситуации, что способствует тому, чтобы проверяемое подразделение внесло изменения в ходе аудита, сосредоточилось на исправлении ситуации и продвигало реформы в соответствии с законом. Как важная часть государственного управления, основной функцией национального аудита является контроль и оценка. С помощью экологического аудита аудиторский орган может следить за реализацией политики и мер по охране окружающей среды, строительством и эксплуатацией ключевых проектов, распределением и управлением ресурсами и экологическими фондами и т.д., объективно оценивать состояние качества окружающей среды и эффективность природоохранной работы, выявлять нерешенные проблемы, оценивать состояние качества окружающей среды и эффективность природоохранной работы, выдвигать целевые рекомендации, эффективно задействовать функцию аудиторской "иммунной системы", способствовать развитию аудита. "иммунной системы", содействовать оптимизации и совершенствованию системы и политики охраны окружающей среды, повышению эффективности использования средств на охрану окружающей среды, реализации основной национальной политики экономии ресурсов и охраны окружающей среды как цели, содействовать макроэкономической структурной перестройке и микроэнергосбережению и сокращению выбросов, содействовать построению ресурсосберегающего и экологически чистого общества, оказывать услуги для устойчивого развития страны. Сервис.

Аудит характеризуется макроскопическим характером, он может служить государственному управлению на более высоком уровне и способствовать совершенствованию государственного управления. В области экологического аудита национальный аудиторский орган может заранее предугадать и предупредить основные проблемы и риски, которые могут возникнуть в процессе развития общества и экономики и трансформации режима экономического развития, а также выдвинуть

целенаправленные предложения по "горячим точкам", трудностям и ключевым вопросам национальной экономики вокруг проблем зарождения и тенденций, которые существуют в экономической деятельности, путем аудита и отслеживания экологических проектов и фондов. Он также дает аудиторские заключения по зарождающимся и тенденциозным проблемам в хозяйственной деятельности, играет роль консультанта по аудиту, способствует структурной перестройке промышленности, служит макроконфигурации, способствует дальнейшему развитию экологической защиты окружающей среды и построению экологической цивилизации, в полной мере учитывает несущую способность ресурсов и окружающей среды при сбалансированном экономическом развитии, подталкивает все общество к выходу на цивилизованный путь развития с развитием производства, достатком жизни и экологическим благополучием, чтобы достичь всесторонней координации и устойчивости экономического и социального развития страны. Устойчивость.

В целом экологический аудит способствует повышению эффективности природоохранных работ, синергетическому развитию региональных природоохранных проектов, объединению усилий государства и общественности по охране окружающей среды, привлечению внимания населения к вопросам охраны окружающей среды, рациональному распределению государством бюджетных средств на природоохранные проекты. Как в теоретическом, так и в практическом плане экологический аудит вносит важный вклад в охрану окружающей среды страны.

Литература

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция).

3. European Environment Agency. https://www.eea.europa.eu/help/glossary/eea-glossary/environmental-audit

4. Государственное контрольное управление КНР. www. audit .gov.cn/n6/n1558/c111957/content. html

5. «Изучение вопросов, связанных с экологическим аудитом в Китае», Шайтан Тудже, 2021 г.

6. «Исследование эффективности государственного аудита в области экологического управления - на основе перспективы государственного инвестиционного аудита в области охраны окружающей среды», Цзиньпэн Чэнь, 2018 г..

7. Сямыньское аудиторское бюро. https://audit.xm.gov.cn/

8. Аудиторское бюро Сучжоу. http://audit.suzhou.gov.cn/

9. Министерство экологии и охраны окружающей среды Китайской Народной Республики. https ://www.mee. gov. cn/hjzl/dqhj/cskqzlzkyb/index_6. shtml

Literature

1. Federal Law No. 7-FZ "On Environmental Protection" dated 10.01.2002.

2. Federal Law No. 7-FZ dated 10.01.2002 "On Environmental Protection" (latest edition).

3. European Environment Agency, https://www.eea.europa.eu/help/glossary/eea-glossary/environmental-audit.

4. State Supervisory Administration of the People's Republic of China. www. audit .gov.cn/n6/n1558/c111957/content. html

5. "Exploring issues related to environmental auditing in China," Shaitang Tujie, 2021.

6. "Research on the effectiveness of government environmental management audit - based on the perspective of government environmental protection investment audit", Jinpeng Chen, 2018.

7. Xiamen Audit Bureau. https://audit.xm.gov.cn/

8. Suzhou Audit Bureau//http ://audit. suzhou. gov. cn/

9. Ministry of Ecology and Environmental Protection of the People's Republic of China. https://www.mee.gov.cn/hjzl/dqhj/cskqzlzkyb/index_6.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.