Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №6 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-6 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/29EVN615.pdf DOI: 10.15862/29EVN615 (http://dx.doi.org/10.15862/29EVN615)
УДК 334.02
Еремина Ирина Викторовна
ФГБОУ «Уральский государственный университет путей сообщения»
Россия, Екатеринбург1 Доцент кафедры «Экономика транспорта» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Необходимость формирования механизма проведения экологического аудита в России
1 650144, г. Екатеринбург, ул. Сурикова, 50-162
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования механизма проведения экологического аудита в России, как одного из инструментов управления природопользованием. В России экологический аудит упоминается в различных нормативных актах. С одной стороны, в законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», он трактуется как «независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности». С другой стороны, аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», в котором указано, что «аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности». Но при этом ни в одном из законодательных актов до сих пор нет разработанного механизма проведения экологического аудита в нашей стране. В работе проанализированы различные подходы исследователей на решение этой проблемы и предложены направления формирования такого механизма.
Ключевые слова: устойчивое развитие; инструменты управления природопользованием; административно-контрольные инструменты; экономические инструменты; экологический аудит; природопользование; природоохранная деятельность; сегментирование информации; пообъектный подход; циклический подход.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Еремина И.В. Необходимость формирования механизма проведения экологического аудита в России // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №6 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/29EVN615.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/29EVN615
Статья опубликована 25.11.2015.
Реализация Концепции устойчивого развития предполагает пересмотр институтов государства в области его социально-эколого-экономической безопасности. Большое значение в этом имеет государственная экологическая политика, одним из направлений которой выступает механизм управления природопользованием.
По определению Пахомовой Н.В. и Рихтера К.К. механизм управления природопользованием представляет собой целостную совокупность методов и инструментов управления, с помощью которых организуются и координируются процессы природопользования в совокупности с производственными и социально-экономическими процессами, обеспечивается должный уровень экологической безопасности производства и потребления, воспроизводится качество окружающей среды как специфическое общественное благо [1].
Механизм управления природопользованием имеет сходную структуру с системой управления экономикой в целом и является её составной частью. При этом особенности объекта управления определяют конкретные методы осуществления основных функций управления, выбор организационных структур и механизмов. Для сферы природопользования и охраны окружающей среды (как объекта управления) Н.В. Пахомова и К.К. Рихтер выделяют ряд особенностей:
• инфраструктурный характер данной сферы (качества окружающей природной среды, её экосистем и ресурсов). Методы экологического управления должны распространяться на экономику в целом, т.к. в продукции сферы природопользования и охраны окружающей среды нуждаются все сектора экономики и хозяйствующие субъекты;
• длительность основных воспроизводственных процессов как результат переплетения их экономических и естественных сторон, обусловленная значительным временным разрывом между издержками на природоохранную и природовосстановительную деятельность и получаемыми результатами, а также довольно высокая степень неопределенности и риска, сопровождающая многие управленческие решения;
• особая комбинация общественной и частной систем имущественных прав, т.к. многие объекты природопользования принадлежат к общественным экологическим благам и ресурсам совместного применения;
• специфика сочетания рыночных и административно-контрольных инструментов управления, определяемая наличием многочисленных «рыночных пробелов» в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
• более высокая, по сравнению с другими секторами экономики, роль государства и его институтов в механизме управления природопользованием и охраной окружающей среды.
В современном механизме природопользования и охраны окружающей среды основными звеньями являются административно-контрольные и экономические инструменты [2].
Рис. 1. Основные звенья механизма управления природопользованием и экологической
безопасностью
В концепции данной работы среди представленных инструментов управления рассмотрим экологический аудит. По рисунку, представленному нами, видно, что экологический аудит относится к административно-контрольным инструментам управления природопользованием.
В федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологический аудит трактуется как «независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности» [3].
В России экологический аудит стал развиваться ещё до введения этого закона, а именно в девяностых годах прошлого века. В литературных источниках выделяют несколько причин потребности России в экологическом аудите, основные из которых приведены на рис. 2.
Причины возникновения экологического аудита в России
Заинтересованность в привлечении иностранных инвестиций для финансирования разнообразных проектов, для чего необходимы подтверждение их экологической безопасности, определение величины потенциальных экологических рисков и значимости их последствий
Необходимость получения достоверной информации о состоянии природоохранной деятельности и разработки рекомендаций по приведению её в соответствие с природоохранным законодательством, что позволит избежать штрафов за негативное воздействие на окружающую среду, снизить платежи за природопользование
Заинтересованность в продвижении продукции на мировые рынки и, как результат, проведение экологической сертификации в соответствии с требованиями стандартов международной серии ISO 14000, 19011, что позволит повысить конкурентоспособность продукции
Развитие рынка услуг по обязательному и добровольному экологическому страхованию потенциально опасных объектов (при подготовке договоров страхования ответственности за вред, наносимый загрязнением окружающей природной среды) и др.
Рис. 2. Основные причины востребованности экологического аудита в России
Несмотря на высокую потребность России в развитии экологического аудита, до настоящего момента не выработано единого подхода к определению его сущности, роли и месту в системе государственного управления. Экологический аудит позволяет достоверно оценить влияние экологических аспектов деятельности на отчетность аудируемого лица. Экологические активы и обязательства при аудиторской проверке будут оцениваться с точки зрения влияния на показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Понятие «экологический аудит» в настоящее время по-разному трактуется в законодательных актах. Так, согласно Указу Президента РФ от 15.03.2000 № 511, экологический аудит определен и как вид аудиторской деятельности (080.160.000), и как вид деятельности в области охраны окружающей природной среды (110.010.100). Рассмотрим это понятие с различных точек зрения.
Экологический аудит, как вид экологического контроля, устанавливается нормативно-правовыми документами РФ (Федеральным законом «Об охране окружающей среды», приказами Госкомэкологии России). Согласно п.3 Приложения к Приказу Госкомэкологии России № 181 «экологический аудит - предпринимательская деятельность экологических аудиторов (далее - экоаудитор) или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения». Этим документом установлены и виды экологического аудита - обязательный и инициативный. Однако, исследование нормативных актов в области охраны окружающей среды, позволяет сделать вывод, что в настоящее время в нашей стране не установлена обязанность проведения обязательного экологического аудита. Сейчас экологический аудит проводится только по инициативе хозяйствующего субъекта. [4]
Далее рассмотрим экологический аудит, как один из видов экономической деятельности. Так, аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом № 307-Ф3, в котором указано, что «аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности». Аудит может быть внешним и внутренним. Рассмотрим экологический аудит с этой точки зрения.
Внешний экологический аудит является одним из направлений специального аудита, т.е. такой аудит предусматривает проверку не всей финансовой отчетности для выражения мнения о степени её достоверности, а только экологических аспектов деятельности аудируемого лица. По нашему мнению, экологическому аудиту можно дать следующее определение: экологический аудит - это независимая проверка деятельности аудируемого лица с точки зрения экологических аспектов с целью выражения мнения о достоверности отражения в его отчетности следующих моментов:
• экологических вопросов;
• соблюдения определенных процедур и правил;
• эффективности функционирования хозяйственной системы в области экологии;
• правильности исчисления платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Операции, касающиеся экологических аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, могут иметь существенное влияние на показатели бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности. Для снижения риска ошибок при выражении мнения о достоверности этой отчетности, аудитору необходимо применять методику аудита, благодаря которой, прежде всего, можно получить достаточное количество доказательств для установления достоверности данных об экологических активах и обязательствах аудируемого лица. Достижение этого возможно лишь при четком соблюдении законодательно установленной методики проведения экологического аудита. Однако в настоящее время такой методики нет. В результате не представляется возможным в полной мере достоверно оценить влияние на отчетность хозяйствующего субъекта экологических аспектов его деятельности, что может привести к выражению недостоверного мнения в аудиторском заключении.
Процедурные этапы проверки определяются подходами к сегментированию учетной информации. В литературных источниках представлены пообъектный (хозяйственные операции рассматриваются с точки зрения отдельных счетов бухгалтерского учета) и циклический (в рамках цикла производства) подходы. Оценке таких подходов посвящены работы, Л.В. Гусаровой [5], Р.Н. Сунгатуллиной и Е.А. Клиновой [6], И.Н. Богатой [7], А.Д. Шеремета и В.П. Суйц [8], Н.В. Парушиной и С.П. Суворовой [9].
Трактовка подходов к аудиторской проверке у этих исследователей имеет существенные различия, которые приведены в табл. 1.
Таблица 1
Оценка подходов к сегментированию учетной информации
Авторы Трактовка подходов к аудиторской проверке
Н.В. Парушина и С.П. Суворова Аудиторам в практической деятельности целесообразно комбинировать пообъектный и циклический подходы к аудиту при проведении аудиторских процедур.
Л.В. Гусарова Циклический подход более предпочтителен, так как он, являясь основным в международной практике аудита, позволяет выделить наиболее крупные циклы из общей массы хозяйственных операций.
И.Н. Богатая Целесообразно применять процессно-объектный подход к планированию и проведению аудиторской проверки, который содержит элементы как циклического, так и пообъектного подхода.
А.Д. Шеремет и В.П. Суйц Проверку типовых многочисленных операций проводить по циклам хозяйственных операций, а разовых существенных операций - пообъектно.
Масько Л.В. предлагает применять комплексный подход при проведении экологического аудита. Так, по её мнению, методика аудита операций с экологическими активами и обязательствами с учетом циклического подхода охватывает два хозяйственных цикла: природопользование и природоохранную деятельность, а также их подциклы [10].
Сначала рассмотрим указанные циклы в части операций с экологическими активами. В законодательстве отсутствует понятие «экологический актив», поэтому его необходимо обозначить.
В соответствии с принципами МСФО, активы — это ресурсы, контролируемые компанией в результате прошлых событий, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем. Тогда понятие «экологические активы», по нашему мнению, можно определить как ресурсы, контролируемые компанией в результате прошлых событий, упреждающие или предотвращающие загрязнение окружающей среды.
В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», Утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.99 N 43н активы делятся на оборотные и внеоборотные.
Внеоборотные активы — это активы организации, предназначенные для использования в финансово-хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
Оборотные активы включают в себя активы организации, которые предполагается обратить в денежные средства или использовать (потребить) в течение 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Цикл природопользования в части операций с экологическими активами включает подциклы по видам деятельности в пользовании ресурсами. По нашему мнению, объектами аудита в этом случае будут являться следующие операции:
1. Операции с внеоборотными экологическими активами природопользования, к которым относятся:
• ресурсы растительного и животного происхождения;
• земельные участки; различные права на ресурсы природного происхождения;
• оборудование и установки природопользования водой, недрами, лесами;
• другие объекты, приобретенные для долгосрочного использования.
2. Операции с оборотными экологическими активами природопользования, к которым, в свою очередь, относятся:
• ресурсы растительного и животного происхождения в составе запасов;
• текущие затраты по земельным участкам и ресурсам природопользования на ремонт, поддержание в рабочем состоянии, благоустройство и озеленение;
• затраты на рекультивацию земель;
• платежи по лицензиям и договорам аренды ресурсов природопользования;
• другие объекты краткосрочного использования.
3. Операции с экологическими активами природопользования на забалансовом
учете:
• текущие затраты по земельным участкам и ресурсам природопользования на ремонт, поддержание в рабочем состоянии, благоустройство и озеленение;
• затраты на рекультивацию земель;
• платежи по лицензиям и договорам аренды ресурсов природопользования;
• другие аналогичные объекты учета.
Цикл природоохранной деятельности в части операций с экологическими активами также будет состоять из подциклов по видам деятельности. Объектами аудита будут являться следующие операции:
2. Операции с внеоборотными экологическими активами природоохранной деятельности, к которым относятся:
• оборудование и установки природоохранных мероприятий, упреждающие или предотвращающие загрязнение окружающей среды;
• различные права на ресурсы природоохранных мероприятий;
• другие аналогичные объекты. Операции с краткосрочными экологическими активами природоохранной
2.
деятельности:
текущие затраты на ремонт оборудования и установок природоохранных мероприятий, упреждающих или предотвращающих загрязнение окружающей среды;
резервы по упреждению или предотвращению загрязнения окружающей среды; страхование ответственности за нанесение ущерба; штрафы, пени по возмещению ущерба;
• другие аналогичные объекты учета.
3. Операции с экологическими активами природоохранной деятельности на забалансовом учете:
• текущие затраты на ремонт оборудования и установок природоохранных мероприятий, упреждающих или предотвращающих загрязнение окружающей среды;
• резервы по упреждению или предотвращению загрязнения окружающей среды;
• страхование ответственности за нанесение ущерба; штрафы, пени по возмещению ущерба;
• другие аналогичные объекты учета.
Далее перейдем к рассмотрению циклов природопользования и природоохранной деятельности в части операций с экологическими обязательствами.
Обязательством считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов [11]. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.
Тогда, с нашей точки зрения, экологическое обязательство - это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием осуществления ей проектов в области природопользования и природоохранной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. К объектам аудита в данном случае, можно отнести:
1. Краткосрочную кредиторскую задолженность перед поставщиками экологических активов и по платежам за негативное воздействие на окружающую среду перед бюджетами различных уровней:
• краткосрочные кредиты и займы по приобретению оборудования и установок для осуществления природоохранных мероприятий и различных прав на них;
• обязательства в части текущих затрат на осуществление этих мероприятий;
• краткосрочные обязательства по платежам за негативное воздействие на окружающую среду перед бюджетами различных уровней и др.
2. Долгосрочную кредиторскую задолженность перед поставщиками экологических активов и по платежам за негативное воздействие на окружающую среду перед бюджетами различных:
• долгосрочные кредиты и займы по приобретению оборудования и установок для осуществления природоохранных мероприятий и различных прав на них;
• обязательства в части капитальных затрат на осуществление этих мероприятий;
• долгосрочные обязательства по платежам за негативное воздействие на окружающую среду перед бюджетами различных уровней;
• другие аналогичные обязательства.
Кредиторская задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду перед бюджетами различных уровней возникает вследствие обязанности по уплате таких платежей, предусмотренной Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды» [3]. Этот закон устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного (вредного) воздействия на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом относятся:
• выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
• сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
• загрязнение недр, почв;
• размещение отходов производства и потребления;
• загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
• иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Как отмечено выше, на сегодняшний день в нашей стране нет законодательно установленной, методики проведения экологического аудита. Для разработки такой методики сначала необходимо выделить основные этапы проведения экологического аудита. Исходя из вышесказанного, проведение экологического аудита должно осуществляться по двум группам операций: с экологическими активами и с экологическими обязательствами.
Нам видится следующий механизм проведения внешнего экологического аудита:
1. Подготовительный этап: определяются подциклы и объекты аудита по циклам, в рамках которых будет проводиться проверка (рис. 3).
2. Основной этап: непосредственно процедура проведения экологического аудита (рис. 4), в ходе которого:
• проводится аудит первичных документов и регистров синтетического и аналитического учета операций, связанных с экологической деятельностью организации;
• осуществляется аудит бухгалтерской отчетности, а также отчетности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду.
Группировка операций по экологическим аспектам деятельности
организаций
Операции по поступлению, выбытию,
перемещению, использованию экологических активов и обязательств природопользования
Операции по поступлению, выбытию,
перемещению, использованию экологических активов и обязательств природоохранной деятельности
Рис. 3. Подготовительный этап механизма проведения внешнего экологического аудита
http://naukovedenie.ru 29EVN615
Цикл
«Природопользование»
По операциям с экологическими активами: карточки учета экологических активов природопользования в составе основных средств
и нематериальных активов, накладные, акты приема-сдачи, акты приема-передачи, акты на списание и др. По операциям с экологическими обязательствами: счета-фактуры, товарные накладные, товарно-транспортные накладные. акты выполненных работ, выписки банка с приложениями, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты и др.
Счета аналитического и синтетического учета экологических активов и обязательств природопользования
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в части экологических аспектов деятельности
Цикл
«Природоохранная деятельность»
По операциям с экологическими активами:
карточки учета экологических активов природоохранной деятельности в составе основных средств и нематериальных активов, накладные, акты приема-сдачи, акты приема-передачи, акты на списание и др. По операциям с экологическими обязательствами: счета-фактуры, товарные накладные, товарно-транспортные накладные, акты выполненных работ, выписки банка с приложениями, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты и др.
Счета аналитического и синтетического учета экологических активов и обязательств природоохранной деятельности
Аудит отчетности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду
Рис. 4. Основной этап механизма проведения внешнего экологического аудита
http://naukovedenie.ru 29БУЖ15
Возможность составления отчетности напрямую зависит от корректности ведения учета тех или иных аспектов деятельности организации.
В целях проведения экологического аудита необходимо изучить два вида отчетности:
• бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
• отчетность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду.
Что касается информации для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо отметить следующее. В настоящее время активно производится реформирование российской системы бухгалтерского учета, в результате чего корректируется теория и методология бухгалтерской науки. Для дальнейшего развития учетной составляющей в нашей стране необходима детализация видов учета, для чего должна быть изменена сама структура бухгалтерского учета. Так, отражение в отчетности экологических аспектов деятельности может быть произведено только по данным так называемого экологического учета. Таким образом, в нашей стране возникла объективная необходимость детализации существующей системы бухгалтерского учета.
Этот факт подчеркивается в трудах многих отечественных исследователей. Так, Чайковская Л.А. отмечает, что на сегодняшний день «бухгалтерский учет представляет собой систему, гораздо более широкую, чем принято считать сегодня, поскольку институциональная среда, в которой он осуществляется, во многом зависит от многочисленных условий и факторов развития экономики и управления» [12].
В.Ф. Палий считает, что «разработки в области теории бухгалтерского учета отстают от объективно возникающих практических проблем» [13].
Нам видится, что наиболее точную оценку современному состоянию бухгалтерского учета представили Я.В. Соколов и В.Я. Соколов [14]. Они характеризуют его следующим образом: «...вместо одной теории советского учета появилось множество самых разных теоретических и практических компетенций. В целом превалировали старые подходы, но они размывались, и часто весьма существенно, в новых веяниях, взятых из переводных книг».
В настоящее время необходим обособленный учет информации, касающейся экологических аспектов деятельности хозяйствующего субъекта и обеспечивающей возможность проведения процедур в рамках экологического аудита. Учетная информация об экологических активах и обязательствах является основой принимаемых хозяйствующим субъектом решений в процессе осуществления природопользования и природоохранной деятельности. Аудит данных структурных элементов помогает выработать наиболее целесообразные решения проблем формирования рационального природопользования и природоохранной деятельности. Мнение аудиторов позволяет судить о правильности принятых решений, своевременности и результативности их выполнения.
Сообщение сведений об экологических обязательствах, рисках и природоохранной деятельности по всему миру осуществляется многими компаниями. Бухгалтерская экологическая отчетность особенно развита в Северной Америке, Северной и Западной Европе. Однако необходимо отметить, что в большинстве стран мира представление отчетности и обнародование результатов деятельности в области охраны окружающей среды, в настоящее время является добровольным. При этом, в отдельных государствах, например, в Дании и Нидерландах, требование предоставлять информацию об экологических аспектах деятельности, является обязательным и закреплено законодательно. Все это свидетельствует о начале процесса формирования бухгалтерского экологического учета, в который уже вовлечены или будут вовлечены подавляющее большинство стран мира, в том числе и Россия.
По нашему мнению, можно дать следующее определение понятию «бухгалтерский экологический учет» - это систематизированный и документально оформленный процесс получения и обработки данных по экологическим аспектам деятельности хозяйствующего субъекта в целях соблюдения норм действующего законодательства и экологической политики этого субъекта. Данное определение содержит следующие важные моменты:
• во-первых, оно характеризует бухгалтерский экологический учет с точки зрения контроля за деятельность предприятия в области экологии;
• во-вторых, рассматривает бухгалтерский экологический учет в совокупности с бухгалтерским финансовым и управленческим учетом;
• в-третьих, в качестве предмета бухгалтерского экологического учета установлена природоохранная деятельность предприятия.
Далее остановимся на отчетности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду. Чтобы начать разговор об этом виде отчетности, необходимо обозначить понятие «негативное воздействие на окружающую среду».
В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", негативное воздействие - это влияние хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. К видам негативного влияния на окружающую среду относят:
• выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
• сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
• загрязнение недр, почв;
• размещение отходов производства и потребления;
• загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
• иные виды негативного воздействия на окружающую среду [3].
Поскольку достоверно установлено, что деятельность отдельных хозяйствующих субъектов оказывает негативное воздействие на окружающую среду, возникает необходимость в регулировании такого воздействия. Это возможно путем введении каких-либо мер наказания и пресечения отрицательно влияющей на природу деятельности предприятий и, напротив, поощрения тех субъектов, отрицательное влияние которых на окружающую среду сведено к минимуму.
Такой мерой влияния на организации стал всё тот же Закон №7-ФЗ, который гласит, что в случае негативного влияния деятельности субъектов-природопользователей на окружающую среду, они обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. В этом случае действует правило: «больше негативное влияние - больше плата». Рассчитывать эту плату нужно руководствуясь соответствующими нормативными документами, приведенными в табл. 2.
Таблица 2
Виды негативного влияния на окружающую среду и плата за них
Виды негативного влияния на окружающую среду в соответствии с Законом "Об охране окружающей среды" Нормативные документы для расчета платы за негативное влияние на окружающую среду
Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ Федеральный закон №96-ФЗ от 4.05.1999 "Об охране атмосферного воздуха"
Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей"
Загрязнение недр, почв Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 564 "Об утверждении Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах"
Размещение отходов производства и потребления Федеральный закон №89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления"
Загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий
Иные виды негативного воздействия на окружающую среду
Как видно из таблицы 2, в Законе №7-ФЗ приведен более широкий перечень видов негативного воздействия, то есть на сегодняшний день не установлена нормативно-правовая база для взимания платы за загрязнение окружающей среды различными видами физических воздействий, таких как шум, тепло, электромагнитное, ионизирующее и др.
Среди нормативных документов, поощряющих сокращение хозяйствующим субъектом негативного воздействия на окружающую среду, можно отметить Постановление Правительства РФ от 17.04.2013 N 347 "Об утверждении Правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий".
В формировании эффективной системы управления предприятием в вопросах его экологизации немаловажную роль играет внутренний аудит. Он должен обеспечить жесткий контроль деятельности организации с точки зрения экологических аспектов.
Согласно положениям стандарта ISO 14001 «внутренние аудиты системы экологического менеджмента могут проводиться персоналом самой организации или лицами, которые выбраны организацией и работают от имени организации, не являясь ее сотрудниками. В любом случае лица, проводящие аудит, должны быть компетентными и находиться в таком положении, чтобы делать это объективно и беспристрастно. В небольших организациях независимость аудиторов может быть продемонстрирована, если аудитор не несет ответственность за аудируемую им деятельность».
Цель внутреннего экологического аудита - максимально объективно оценить воздействие предприятия на состояние окружающей среды. Для этого в организации необходимо разработать систему внутреннего контроля природопользования и природоохранной деятельности. Для этого необходимо осуществлять контроль за ведением документации и соблюдением норм законодательства, касающихся охраны окружающей среды. Внутренний экологический аудит должен включать следующие этапы:
1. Сбор данных контролируемого хозяйствующего субъекта. Определение степени риска для окружающей среды.
2. Анализ полученных данных с целью выявления недостатков в природопользовании и природоохранной деятельности предприятия.
3. Составление отчета о результатах проведения внутреннего экологического аудита.
4. Разработка мероприятий по повышению эффективности природопользования и природоохранной деятельности предприятия.
Итак, на сегодняшний день экологический аудит регулируется разными нормативными актами в зависимости от вида природоохранной деятельности: с одной стороны он является одним из видов аудиторской деятельности, а с другой - вид деятельности в области охраны окружающей природной среды.
Реалии сегодняшнего дня показывают, что в России существует потребность в развитии экологического аудита. Для этого, прежде всего, необходимо четкое разделение целей и задач внутреннего и внешнего экологического аудита, а затем уже перейти к следующему этапу развития экологического аудита - формированию механизма его проведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пахомова Н.В., Эндерс А., Рихтер К. Экологический менеджмент. СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
2. Манохина (в настоящее время - Еремина) И.В. Международная политика в области проблем изменения климата // Система управления экологической безопасностью: Сборник трудов заочной международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2007. - С. 75-79.
3. Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ.
4. Малиновская Н.В. Развитие экологического аудита в России // Международный бухгалтерский учет, 2013, №43.
5. Гусарова Л.В. Особенности организации и методологии внутреннего и внешнего аудита в некоммерческих организациях // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 17. URL: http://alt-x.narod.ru/DOC/13audit/0212oomv.htm.
6. Сунгатуллина Р.Н., Клинова Е.А. Разработка программ аудита при циклическом подходе // Инновационное развитие экономики. 2013. N 2(14). С. 58 - 64.
7. Богатая И.Н. Практические аспекты формирования общей стратегии и методики аудиторской проверки в условиях глобального финансового кризиса. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index- 190674.html.
8. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 448 с.
9. Парушина Н.В., Суворова С.П. Аудит: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2009. 288 с.
10. Л.В.Масько. Методики аудита операций с экологическими активами и обязательствами // Аудиторские ведомости, 2014, N 4.
11. Комментарий к Федеральному закону "О бухгалтерском учете" в новой редакции" (постатейный) (Тихомиров М.Ю.). ИЗДАТЕЛЬСТВО ТИХОМИРОВА М.Ю. 2014. КонсультантПлюс.
12. Чайковская Л.А. Современные концепции бухгалтерского учета (теория и методология). М., 2007.
13. Палий В.Ф. Теория бухгалтерского учета: современные проблемы. М.: Бухгалтерский учет, 2007. 88 с.
14. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Магистр, 2009. 287 с.
Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.
Eremina Irina Viktorovna
Ural state University of railway transport Russia, Yekaterinburg E-mail: [email protected]
The need of forming the mechanism of implementation of environmental audit in Russia
Abstract. In the article the problems of formation of the mechanism of environmental audit in Russia as a tool of environmental management. In Russia the environmental audit referred to in various instruments. On the one hand, the law of 10.01.2002 No. 7-FZ "On environmental protection", it is interpreted as "an independent, integrated, documentary assessment of compliance with legal entity or individual entrepreneur requirements, including standards and normative documents in the field of environment protection, requirements of international standards and preparation of recommendations to improve such activities." On the other hand, auditing activities are regulated by the Federal law No. 307-FZ "On auditing activity", which States that "an audit is an independent verification of accounting (financial) statements of the audited entity for the purpose of expressing an opinion on reliability of such reporting". But none of legislative acts is still no developed mechanism of environmental audit in our country. In this paper we analyzed various approaches of researchers to address this problem and suggests directions for the formation of such a mechanism.
Keywords: sustainable development; the instruments of environmental management; control instruments; economic instruments; environmental audit; environmental management; environmental management; segmentation information; each approach; cyclical approach.
REFERENCES
1. Pakhomova N.V., Enders A., Rikhter K. Ekologicheskiy menedzhment. SPb.: Piter, 2003. - 544 s.
2. Manokhina (v nastoyashchee vremya - Eremina) I.V. Mezhdunarodnaya politika v oblasti problem izmeneniya klimata // Sistema upravleniya ekologicheskoy bezopasnost'yu: Sbornik trudov zaochnoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Ekaterinburg: GOU VPO UGTU-UPI, 2007. - S. 75-79.
3. Ob okhrane okruzhayushchey sredy. Federal'nyy zakon ot 10.01.2002 №7-FZ.
4. Malinovskaya N.V. Razvitie ekologicheskogo audita v Rossii // Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet, 2013, №43.
5. Gusarova L.V. Osobennosti organizatsii i metodologii vnutrennego i vneshnego audita v nekommercheskikh organizatsiyakh // Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet. 2011. N 17. URL: http://alt-x.narod.ru/D0C/13audit/0212oomv.htm.
6. Sungatullina R.N., Klinova E.A. Razrabotka programm audita pri tsiklicheskom podkhode // Innovatsionnoe razvitie ekonomiki. 2013. N 2(14). S. 58 - 64.
7. Bogataya I.N. Prakticheskie aspekty formirovaniya obshchey strategii i metodiki auditorskoy proverki v usloviyakh global'nogo finansovogo krizisa. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-190674.html.
8. Sheremet A.D., Suyts VP. Audit: Uchebnik. 5-e izd., pererab. i dop. M.: INFRA-M, 2006. 448 s.
9. Parushina N.V., Suvorova S.P. Audit: Uchebnik. 2-e izd., pererab. i dop. M.: FORUM, INFRA-M, 2009. 288 s.
10. L.V.Mas'ko. Metodiki audita operatsiy s ekologicheskimi aktivami i obyazatel'stvami // Auditorskie vedomosti, 2014, N 4.
11. Kommentariy k Federal'nomu zakonu "O bukhgalterskom uchete" v novoy redaktsii" (postateynyy) (Tikhomirov M.Yu.). IZDATEL''STVO TIKhOMIROVA M.Yu. 2014. Konsul'tantPlyus.
12. Chaykovskaya L.A. Sovremennye kontseptsii bukhgalterskogo ucheta (teoriya i metodologiya). M., 2007.
13. Paliy V.F. Teoriya bukhgalterskogo ucheta: sovremennye problemy. M.: Bukhgalterskiy uchet, 2007. 88 s.
14. Sokolov Ya.V., Sokolov V.Ya. Istoriya bukhgalterskogo ucheta: Uchebnik. 3-e izd. pererab. i dop. M.: Magistr, 2009. 287 s.