Научная статья на тему 'Изучение реологических свойств геля стоматологического'

Изучение реологических свойств геля стоматологического Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
557
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биотехнологиям в медицине , автор научной работы — Компанцева Е. В., Маринина Т. Ф., Ващенко Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение реологических свойств геля стоматологического»

ИЗУЧЕНИЕ РЕОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ГЕЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО

Компанцева Е.В. Маринина Т.Ф. Ващенко Е.С.

Пятигорская государственная фармацевтическая академия, кафедра фармацевтической химии, г. Пятигорск

Для лечения заболеваний пародонта разработали сложный комбинированный состав геля по прописи:

Сок крапивы 10,0 Сок каланхоэ 10,0 Глюкозамина гидрохлорид 10,0 Диметилсульфоксид 3,0 Основа гелевая до 100,0

Важное значение для изготовления геля имеет правильный выбор основы, так как от этого зависит лечебный эффект данного комбинированного лекарственного препарата.

Целью настоящей работы явилось изучение влияния вспомогательных веществ на структурно - механические свойства геля с глюкозамина гидрохлоридом и соками крапивы и каланхоэ.

В качестве гелевой основы использовали сплав полиэтиленоксидов (ПЭ0-400 и ПЭО- 4000) и глицерин. Удобство и легкость применения лекарственного препарата для пациентов ассоциируется с теми усилиями, которые они прилагают для нанесения геля на слизистую ротовой полости.

Этот процесс аналогичен тому, который происходит во время сдвига вязко - пластичного материала в ротационном вяскозиметре. При этом напряжение сдвига характеризуется сопротивлением геля к деформации. Поэтому определение структурно - механических свойств необходимо для создания удобного лекарственного препарата.

Нами были изучены следующие структурно - механические свойства геля: касательное напряжение сдвига, эффективная вязкость и механическая стабильность.

1 - Результаты оп зеделения тиксот] юпных свойств стоматологического геля

Dr-градиент скорости, с-1 Динамич. Вязкость П1, мПа*с Динамич. Вязкость (на обратном ходу) п2,мПа*с Напряжение сдвига Па*с Напряжение сдвига Па*с (на обрватном ходу)

1,0 23655,50 15185,50 23,66 15,19

1,8 16805,56 12100,00 30,25 21,78

3,0 12543,67 9317,00 37,63 27,95

5,4 9131,02 7338,43 49,31 39,63

9,0 6766,67 5548,67 60,9 49,94

16,2 4887,04 3684,07 79,17 59,68

27,0 3789,33 3045,00 102,31 82,22

48,6 2781,85 2080,12 135,2 101,09

81,0 2060,07 1601,44 166,87 129,72

145,8 1303,21 1140,31 190 166,26

243,0 914,75 761,88 222,23 185,14

437,4 612,62 612,62 267,96 267,96

Изучение структурно - механических свойств мягких лекарственных форм необходимо при разработке и совершенствовании технологических процессов их производства, установлении упаковочных средств и условий хранения. Реологические свойства мазей влияют на такие технологические и потребительские показатели, как фасуемость и экструзия из туб, удобство и легкость нанесения на кожу, а также на стабильность, степень высвобождения и всасывания лекарственных веществ из гелей. В этой связи, необходимо определение реологических показателей разработанного геля.

Напряжение сдвига, характеризует сопротивляемость материала сдвиговым деформациям при определенной скорости и может быть измерено инструментально.

Исследование реологических параметров геля проводили на ротационном вискозиметре «Реотест - 2» типа RV (Германия) с цилиндрическим устройством.

Анализируемый образец геля в количестве 20 г помещали в измерительное устройство с цилиндром и термастотировали 30 минут при 20°С. После чего цилиндр вращали в измерительном устройстве при 12 последовательно увеличивающихся скоростях сдвига, регистрируя показания индикаторного прибора на каждой ступени. Разрушение структуры проводили путем повышения скорости вращения цилиндра до максимальной, в

течение 10 минут. Опираясь на полученные результаты, рассчитывали величину предельного напряжения сдвига по формуле (Т):

Т= пх10-3/ Д

Где Т - предельное напряжение сдвига, н/м2 П- динамическая вязкость, Пахс Д - градиент скорости, с-1 Результаты расчетов приведены в таблице №1

По экспериментальным данным строили кривую кинетики деформации геля в координатах скорость сдвига -напряжение сдвига в области понижения градиентов скорости течения от малых к большим, от больших к малым. Кривая характеризуется сначала довольно плавным, а затем резким возрастанием напряжения сдвига с увеличением скорости деформации до величин полного разрушения структуры системы. В период убывающего напряжения сдвига вязкость геля вновь постепенно возрастает, однако восстановление исходной структуры запаздывает, но свойства геля восстанавливаются полностью.

Присутствие восходящей и нисходящей кривой в петле гистерезиса указывают на то, что исследуемый гель обладает тиксотропными свойствами и является структурной системой так как течение геля начинается после некоторого приложенного напряжения, необходимого для разрыва элементов структуры.

В настоящее время экспериментально определен диапазон основных реологичесеких характеристик (реологические оптимумы консистенции и намазываемости гидрофильных и липофильных мазей), определяющих их оптимальную консистенцию с потребительской точки зрения. Для гидрофильных мазей реологический оптимум консистенции при диапозоне скоростей сдвига 1,5-1312 с-1 и температуре 20°С характеризуется вязкостью 0,34-108 Па*с и напряжением сдвига 45-160 Па. Реологический оптимум намазываемости на кожный покров гидрофильных мазей оценивают скоростями сдвига 125-275 с-1 и развивающимися при этих скоростях напряжениями сдвига 87-250 Па. Как видно из представленных данных значение эффективной вязкости укладывается в границы реологического оптимизма консистенции. Таким образом предлагаемый состав входит в реологический оптимум и обладает необходимыми структурно -механическими свойствами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.