Научная статья на тему 'Изучение растений Тувы для развития у школьников интереса при изучении раздела "растения"'

Изучение растений Тувы для развития у школьников интереса при изучении раздела "растения" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / MUSEUM MATERIAL / OUTSIDE OF FIXED OCCUPATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монгуш Ольга Сагаановна

В работе рассмотрена проведение внеурочных занятий для активизации познавательного интереса школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Undertaking is considered In work outside of fixed occupation for activation of the cognitive interest schoolboy

Undertaking is considered In work outside of fixed occupation for activation of the cognitive interest schoolboy.

Текст научной работы на тему «Изучение растений Тувы для развития у школьников интереса при изучении раздела "растения"»

13. Проскоржов Е.И. О происхождении однолетних эфемеров. - Тр. Узбекского гос. ун -та, нов. сер., 1950. вып. 43.

14. Пешкова Г.А. Степная флора Байкальской Сибири.-М., 1972.-207 с.

15. Флора Сибири / Под ред.Л.И. Малышева. -Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1987- 1997. - Т. 1-13.

16. Ханминчун В.М. Флора Восточного Танну - Ола (Южная Тува). - Новосибирск: Наука, 1980,- 122 с.

ИЗУЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ ТУВЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «РАСТЕНИЯ»

О. С. Монгуш Тувинский, государственный университет, Кызыл

В работе рассмотрена проведение внеурочных занятий для активизации познавательного интереса школьников.

Undertaking is considered In work outside of fixed occupation for activation of the cognitive interest schoolboy. Ключевые слова: внеурочное занятие, краеведческий материал Key words: outside of fixed occupation , museum material

В настоящее время вопрос формирования и развития интереса школьников при изучении курса биологии становится самым актуальным. Так как формирование интереса школьника зависит от деятельности учителя и учащегося. Рассматривая различные работы педагогов и психологов (Песталоцци И.Г., Д.Дистерберг, Ушинский К.Д., Л.Н. Толстой, и др.) мы пришли к такому выводу: интерес - это важнейший стимул приобретения знаний, он повышает активность мыслительной деятельности, служит условием творческого отношения к виду деятельности, способствует преодолению трудностей в достижении поставленной цели. Таким образом, для школьника интерес к объекту или учебному предмету является мотивом учения, а для учителя интерес учащихся к предмету выступает важнейшим средством обучения. В общей сложности взаимосвязь мотивов, средств способствует активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на углубленное изучение предмета, в данном случае биологии.

Курс биологии имеет огромные возможности стимулировать интерес учащихся и развивать любознательность, наблюдательность. Например, раздел «Общее знакомство с цветковыми растениями». Для изучения раздела отводится 6 часов. Школьники ознакомится с основными органами растений, многообразием, жизненными формами растений, условием жизни. Однако отведенное время не хватает для глубокого изучения растений, и могут быть не достаточным для формирования интереса. В этой связи проведение внеурочных занятий для

школьников необходимо и играет неоценимую роль. Мы знаем, что внеурочная работа - это обязательная для каждого учащегося форма обучения и является продолжением урока. Таким образом, проведение этих форм обучения влияет на формирования и развития интереса учащихся. Основным средством, влияющим на углубления знаний и формирования интереса школьников, является местный краеведческий материал. Роль краеведческого материала на развитие эмоции школьника огромна, они великим удовольствием воспринимают дополнительные информации об окружающих нас растений. Для примера рассмотрим изучения темы 6 класса «Жизненные формы растений». При изучении темы школьники ознакомится с различными видами растений. Но всего лишь один урок для школьника, является не достаточным, ознакомится местными представителями, в том числе памятниками природы. Поэтому мы предлагаем углубленно рассмотреть изучения темы, особо акцентируя внимание школьников на представителей местной флоры. Мы считаем, что учащиеся должны знать растения своего родного края, особенно отличительные черты этих растений. Далее предлагаем подробное рассмотрение этой проблемы во внеурочное время. При изучении жизненных форм растений рассматриваем общий облик растений. Так как внешний вид растений, создающих ландшафт местности, занимает огромный интерес людей. Бросаются в глаза низкорослые деревья, ползучие кустарники, многоствольные деревья, кроны растений с многочисленными ветвями. И вопрос изучения их, и правильное объяснение для школьников

у учителей становится необходимым и своевременным. При изучении темы школьникам даем информации о деревьях, кустарниках, полукустарниках, травах. Доказываем, что каждое дерево имеет правильную форму, т.е. мощный (один) ствол и крону. Но в природе редко, встречаются не правильной формы растения. Об этих удивительных растениях учитель должен рассказывать школьникам.

В создании ландшафта той или иной местности огромное значение играют: величина и ветвление стволов, направление роста стеблей, форма крон, размеры и форма листьев, корней и т.д.

В Туве встречаются и вырастают растения, которые отличаются по внешнему облику. Насколько необычны стелящиеся стебли можжевельника путающиесяся между собой и дающие растению особый облик, причудливо выглядящая карагана гривастая. Она по своему внешнему виду напоминает маленького седого старичка. Этих растений целесообразно показать и объяснить школьникам во время внеурочных занятий. Углубленное изучение растений, вне школьной программы дают возможность творчески подходить к предмету, формирует и развивает наблюдательность и любознательность школьников. Именно любознательность и наблюдательность является одним из критериев формирования и развития интереса. Изучая внешнего облика растений во внеурочное время, школьники самостоятельно находят материалы в различных источниках или собирают их уста своих дедушек и бабушек. Такой подход к изучению предмета поможет учителю разнообразить задачи урока по возможности и востребованности школьников к знанию. Таким образом, при изучении внешнего облика растений, учителю целесообразно подчеркнуть привлечение своей оригинальной

неповторимой чудной формой двуствольные, многоствольные деревья, лиственница с многочисленными перепутанными ветвями, деревья с огромной кроной, кустарники и травы удивительной формы. Они обогащают нашу природу своей красотой и своеобразностью. Привлекает внимание людей не только внешним обликом, а также связаны они обычаям, традициям, что объясняет почтительное отношение народа к таким растениям. Во время внеурочных занятий школьникам необходимо привести примеры, уважительного отношения народа к деревьям. И рассказать им, что в народе издревле существует обряд « освещения дерева», цель

которого заключается, с одной стороны, - в превращении дерева в культовый объект, а с другой - пропагандируется сохранение дерева в его естестве и всего того, что с ним рядом растет и живет, всей окружающей средой. Этот обряд широко распространен и в настоящее время. Помимо всего знания о местных растениях побуждают интерес к природе, усиливают осознание их роли в деятельности человека, в природе.

Рассмотрим различные виды этих растений и определим их отличительные черты. Отметим, что главная часть дерева - это его мощный (толстый) ствол, несущий крону из ветвей (побегов разного возраста). При объяснении удивительных растений отличающих от других учителю целесообразно иметь соответствующие дидактические материалы. Это может быть фотокарточки или нарисованные рисунки или опорные таблицы, которые могут при демонстрации показывают именно отличительные черты растений. Далее рассмотрим двуствольное дерево (тув.«Тел ыяш ») - это растущие как-будто из одного корня разные породы деревьев. Например, ель и лиственница (два ствола) или ель, лиственница и береза (три ствола). Такое совместное проживание разных пород деревьев редко, но встречается в природе. Изучая их, даем возможность школьникам разъяснить не только место нахождения растений, народное название, но и причину произрастания. И отмечаем, что причиной такого произрастания растений является распространения семян животными, ветром, водой и попадание их в подходящие благоприятные условия.

Огромный интерес школьников могут вызвать многоствольные, многоветвистые деревья (тув. «Бай-дыт »). Для правильного представления необходимо рассказать причину возникновения и продемонстрировать их и целесообразно объяснить отличительную черту этих растений. При объяснении материала учитель должен акцентировать внимание школьников на то что, многоствольные деревья в основном - это лиственница с несколькими стволами. Количество стволов может достигать 3, 5, 7, 11, 13 единиц. Такие деревья поражают размером, количеством и разной толщиной стволов. Мощные, сильные, красивые деревья отличаются от фоновых растений именно этими признаками. Появление многих стволов является также результатом распространения семян. Часто семена падают недалеко от материнского растения и здесь же прорастают, давая начало новым растениям. Благодаря расселению

обогащается состав растительных сообществ и тем самым появляются на определенных местах неправильной формы деревья. Далее идет рассмотрение многоветвистого дерева ( тув. «Бай-Дыт») - это лиственница, крона которой занимает огромный размер по сравнению с растениями правильной формы. У нее наиболее плотно выражена способность к интенсивному и длительному росту побегов. Вследствие этого деревья достигают наибольших размеров.

Неповторимый интерес для человека играет лиственница с многочисленными перепутанными ветвями (тув.«Хам-дыт»). Особенное впечатление производят перепутанные мохнатые ветви, похожие на огромное гнездо. Причиной возникновения такого образования является стихия природы (молния, гроза, ветер, т.д.). Она разрушает верхушечные почки растения, и дерево перестает расти в длину. Развиваются только боковые побеги, придающие дереву своеобразную форму. Рассмотрение во внеурочное время жизненных форм растений дают школьникам раскрыть способность пронаблюдать над растениями и понять причинно-следственные связи.

Далее для развития интереса школьников целесообразно рассмотреть внешний облик кустарников местности. Для примера ознакомимся такими кустарниками, где наши школьники увидят их в основном на рынке, услышали у продавцов название растения «артыш». Для проявления интереса к кустарникам учителю необходимо рассмотреть не только самых распространенных деревьев, но и кустарников имеющих особое значение для жизни народа. В этой связи учителю целесообразно раскрыть школьникам общее знакомство биологической характеристикой можжевеловых.

Можжевельник относится к вечнозеленым растениям, где наши предки спокон веков относились им уважительно, бережно. При изложении материала необходимо подчеркнуть, что в Туве произрастает 2 вида: можжевельник сибирский и можжевельник ложноказацкий. Необходимо познакомить школьников отличительными признаками кустарников.

Можжевельник ложноказацкий (тув.назв «артыш») - это стелющийся кустарник с лежачими и на концах приподнимающимися ветвями. На молодых побегах листья толстые, чешуевидные, тупые, с внутренней стороны слегка вогнутые, на наружной выпуклые со смоляной железкой. Ягоды овальные, буровато-черные со слабым сизоватым налетом. Обычно кустарник растет высокогорных разреженных

лесах на каменистых почвах и россыпях. Обладает лекарственным свойствам.

Можжевельник сибирский (тув.

назв.«шаанак») представляет собой не высокий, стелющийся кустарник 35-40 см. Кора темно-серая. Отличительной чертой является наличие на ветви игловидных, колючих хвоинок, также хвоинки располагаются мутовками по три. Игловидные листья (хвои) сохраняют на всю жизнь. Обладает лекарственным свойствам. Помимо биологической характеристики учителю целесообразно раскрыть отношения тувинского народа к этим кустарникам. Отмечая, что уважительное, бережное, почтительное отношения к кустарникам народ сохранил их до сегодняшних дней. И наша основная задача заключается изучения и сохранения их. Дальнейшая задача учителя ознакомить учащихся и травами местности.

Особо акцентируя внимания школьников на самые интересные травы. Есть среди растений и акробаты, которые могут подниматься на большие высоты, приобретая различные формы. Их называют лазающие растения. Лазают растения по-разному. У одних стебель спирально обвивается вокруг растений, другие хватаются специальными усиками и поднимаются на них, третьи подтягиваются при помощи крючков, четвертые используют корешки. Акробатом является и наш полевой вьюнок, княжик сибирский и другие.

Во время внеурочных занятий учитель рекомендует рассмотреть трав, растущих степи. Действительно степи Тувы отличается своими неповторимыми растениями. Самым удивительным растением заслуживающим интерес школьников является нанофитон ( тув.назв «таар - оъду»). Это растение с длинным и толстым корнем, разветвленным стеблем, образующим густую подушку. Своим видом напоминает небольшой, с просветами и щелями, мешок.

Далее рассмотрим растение с круглым шапкообразным видом. Растение, гонимое ветром, прыгающее - это перекати поле (тув. назв. «аза боргу», «канмыыл») - рогач песковый. Это растение можно обнаружить осенью, когда растение при помощи ветра начинает путешествовать по полю. Катится в большом количестве.

Перекати поле - неустанные путешественники. Они могут перекатываться ветром на десятки, сотни километров, а может быть даже более. Катясь по степным просторам, прыгая прыгая верх, ударяясь о камни, наталкиваясь

на канавы и другие препятствия перекати поле или рогач песковый рассеивает семена. Этим и наше растение отличается от других степных растений. Помимо этого учителю целесообразно обратить внимание школьников и на другие степные растения.

Например, чрезвычайный интерес вызывает ковыль, выбрасывающий в середине мая пушистые метелки. Тогда вся степь превращается в безбрежное серебристо-седое море, волнующееся при каждом порыве ветра. Созревая, ковыль разбрасывает свои длинные ости с прочными и острыми семенами на конце. Нижняя часть ости при подсыхании винтообразно скручивается, а при увлажнении раскручивается.

В целом внеурочные занятия по биологии необходимы школьникам для углубленного изучения растений своей местности, развития творческого поиска сведений о них, развивают

у учащихся любознательность, наблюдательность, любовь к родной природе и ее неповторимой красоте. Углубленное изучение каждого растения не только развивает познавательный интерес школьника, но и также формирует бережное отношение к ним.

Литература

1. Коропачинский И.Ю., Скворцова A.B. Деревья и кустарники Тувинской АССР. - Новосибирск: «Наука». Сибирское отделение, 1966.

2. Ломоносов М.Н., Красноборов И.М., Пеньковская Е.Ф. и др. Определитель растений Тувинской АССР. - Новосибирск: Наука,1984.

3. Монгуш О.С. Памятники природы - как объект изучения в школе//Экология Южной Сибири и сопредельных территорий. Материалы Международной научной школы - конференции студентов и молодых ученых 27-30 ноября 2002 г. - Красноярск, 2002. - С. 60

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

О.С. Монгуш Тувинский государственный университет, Кызыл

Проведено описание специальной домашней утвари, применяемой для переработки национальных продуктов у тувинцев. Раскрыты основные этапы приготовления.

The organized description of the special home utensils applicable for conversion of the national products beside tuvinian reveal. Open Main stages of the preparation.

Ключевые слова: растительная пища, домашняя утварь, технология Key words: vegetable food, home utensil, technology

Растительная пища тувинцев занимала и продолжает занимать особое место в питании.

Распространен из хлебных злаков ячмень, пшеница, просо. Именно из этих растений приготовляли пищу.

В настоящее время актуальным является рассмотрения специальной домашней утвари, применяемой для переработки и приготовления национальной пищи из злаков. Нам хорошо известно, что ячмень и просо представляют собой весьма древние злаки, возделывавшиеся населением Тувы еще в первые века до нашей эры. Об этом свидетельствуют находки их зерен в погребениях, исследованных учеными на разных могильниках. Эти примеры доказывают, что излюбленной растительной пищей наших предков были блюда из ячменя, проса, пшеницы.

Своевременным является выяснение доступных для обработки древесных пород, используемых для изготовления специальных утварей.

По археологическим данным, нам известно, что кочевники Тувы занимались художественной обработки дерева, кожи, войлока. В середине 1 тысячелетия н.э. домашнее производство и ремесло были полностью приспособлены к подвижной кочевой жизни. Необходимую домашнюю утварь в основном изготавливались из дерева. О широком использовании дерева предками тувинцев в средние века позволяют судить не только многочисленные археологические находки, но и письменные источники.

В своей книге «Историческая этнография тувинцев» Вайнштейн Севьян Израилевич отмечает, что Юань-пш сообщает некоторые виды утвари жители Тувы изготавливали

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.