Научная статья на тему 'Роль внеурочных занятий в развитии познавательного интереса школьников при изучении раздела «Растения»'

Роль внеурочных занятий в развитии познавательного интереса школьников при изучении раздела «Растения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монгуш Ольга Сагаановна, Дубровский Николай Григорьевич, Ооржак Анета Викторовна

В работе рассмотрена методика проведения внеурочных занятий и ее роль в развитии активизации познавательного интереса школьников в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль внеурочных занятий в развитии познавательного интереса школьников при изучении раздела «Растения»»

УДК 371.3:58(077)

Монгуш Ольга Сагаановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей биологии естественно-географического факультета Тувинского государственного университета, tgu@tuva.ru, Кызыл

Дубровский Николай Григорьевич

Доктор биологических наук, профессор, декан естественно-географического факультета Тувинского государственного университета, dubrovsky@tuvsu.ru, Кызыл

Ооржак Анета Викторовна

Кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры общей биологии естественно-географического факультета Тувинского государственного университета, tgu@tuva.ru, Кызыл

РОЛЬ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «РАСТЕНИЯ»

Mongush Oliga Sagaanovna

Candidate pedagogical sciences Tuva state university, tgu@tuva.ru, Kyzyl Dubrovskiy Nikolay Grigorievich

Doctor biological sciences, professor Tuva state university, dubrovsky@tuvsu.ru, Kyzyl

Оorzak Aneta Vladimirovna

Candidate of biological sciences TuvSU, tgu@tuva.ru, Kyzyl

ROLE VNEUROCHNYH OCCUPATION IN DEVELOPMENT

of the cognitive interest schoolboy AT STUDY OF THE SECTION «PLANTS»

Формирование познавательного интереса школьника зависит от деятельности учителя и учащегося. Рассматривая различные работы педагогов и психологов (Песталоцци И. Г., д. дистерберг, Ушинский К. д., л. Н. Толстой, и др.), мы пришли к такому выводу: познавательный интерес является важным стимулом приобретения знаний, он повышает активность мыслительной деятельности, служит условием творческого отношения к виду деятельности, способствует преодолению трудностей в достижении поставленной цели. Таким образом, для школьника интерес к объекту или учебному предмету является мотивом учения, а для учителя интерес учащихся к предмету выступает важнейшим средством обучения.

Курс биологии имеет огромные возможности стимулировать познавательный интерес учащихся по биологии и развивать любознательность, наблюда-

тельность. Например, раздел «Общее знакомство с цветковыми растениями». Для изучения раздела отводится 6 часов. Школьники знакомятся с основными органами растений, многообразием, жизненными формами растений, условием жизни. Однако отведенного времени не хватает для глубокого изучения растений, и может быть не достаточно для формирования познавательного интереса. В этой связи проведение внеурочных занятий для школьников необходимо и играет неоценимую роль. Мы знаем, что внеурочная работа - это обязательная для каждого учащегося форма обучения и является продолжением урока. Проведение этих форм обучения влияет на формирование и развитие интереса учащихся. Основным средством, влияющим на углубления знаний и формирование интереса школьников, является местный краеведческий материал. Роль краеведческого материала на эмоциональное восприятие школьника огромна, они с великим удовольствием воспринимают дополнительную информацию об окружающих нас растениях.

Для примера рассмотрим изучение темы 6 класса «Жизненные формы растений». При изучении темы школьники знакомятся с различными видами растений, но всего лишь один урок для школьника является не достаточным для рассмотрения местных представителей растений, в том числе и памятников природы. Поэтому мы предлагаем углубленно рассмотреть изучение темы, особо акцентируя внимание школьников на представителях местной флоры. Мы считаем, что учащиеся должны знать растения своего родного края, особенно отличительные черты этих растений. Далее предлагаем подробное рассмотрение этой проблемы во внеурочное время. При изучении жизненных форм растений рассматриваем общий облик растений, так как внешний вид растений, создающих ландшафт местности, занимает огромный интерес людей. Бросаются в глаза низкорослые деревья, ползучие кустарники, многоствольные деревья, кроны растений с многочисленными ветвями и т. д. Вопрос изучения их и правильное объяснение школьникам для учителя становится актуальным. При изучении темы школьникам даем информацию о деревьях, кустарниках, полукустарниках, травах. Доказываем, что каждое дерево имеет определенную правильную форму, т. е. мощный (один) ствол и крону. Но в природе редко встречаются неправильной формы растения. Об этих растениях учитель должен рассказывать школьникам, формировать не только интерес к ним, но и правильное представление.

В Туве встречаются и вырастают растения, которые отличаются по внешнему облику. Насколько необычны стелящиеся стебли можжевельника, путающиеся между собой и дающие растению особый облик, а также выглядящая причудливо карагана гривастая (рис. 1).

Этот кустарник покрыт густыми отмершими игольчатыми черешками, имеет своеобразные толстые ветви. Черешки, напоминающие колючки, создают лохматый облик ветвей, и они выглядят как седые бороды. Эти растения целесообразно показать школьникам во время внеурочных занятий. Углубленное изучение растений, вне школьной программы дает возможность творчески подходить к предмету, формирует и развивает наблюда-

тельность и любознательность школьников. Именно любознательность и наблюдательность является одним из критериев формирования и развития познавательного интереса.

Рис. 1. Карагана гривастая

Изучая растения во внеурочное время, школьники самостоятельно находят материалы в различных источниках или собирают их из уст своих дедушек и бабушек. Такой подход к изучению предмета поможет учителю разнообразить задачи урока по возможности и повысит интерес школьников к знаниям.

Таким образом, при изучении внешнего облика растений, учителю целесообразно подчеркнуть деревья с неправильной формой. Это двуствольные, многоствольные деревья, лиственница с многочисленными перепутанными ветвями, деревья с огромной кроной, кустарники и травы удивительной формы. Они обогащают нашу природу своей красотой и своеобразностью, привлекают внимание людей не только внешним обликом, но также связаны с религиозными обычаями, традициями тувинцев, что объясняет почтительное отношение народа к таким растениям. Во время внеурочных занятий школьникам необходимо привести примеры уважительного отношения человека к деревьям. Рассказать им, что в народе издревле существует обряд «освящения дерева», цель которого заключается, с одной стороны, - в превращении дерева в культовый объект, а с другой - пропагандируется бережное отношение к природе. Этот обряд широко распространен и в настоящее время. Помимо приобретения знаний о растениях, растущих рядом, пробуждается интерес к природе, усиливается осознание роли природы в деятельности человека.

Рассмотрим различные виды этих растений и определим их отличительные черты. Отметим, что главная часть дерева - это его мощный (толстый) ствол, несущий крону из ветвей (побегов разного возраста). При объяснении растений, отличающихся от других, учителю целесообразно иметь соответствующие дидактические материалы. Это могут быть фотокарточки или

нарисованные рисунки, или опорные таблицы, которые при демонстрации показывают именно отличительные черты растений. Рассмотрим двуствольное дерево (тув. «Тел ыяш») - это растущие, как будто, из одного корня разные породы деревьев. Например, ель и лиственница (два ствола) или ель, лиственница и береза (три ствола). Такое совместное проживание разных пород деревьев встречается довольно редко. Изучая их, даем возможность школьникам самим разъяснить не только местонахождения растений, народное название, но и причину произрастания. И отмечаем, что причиной такого произрастания является распространение семян животными, ветром, водой и попадание их в более подходящие благоприятные условия.

Огромный интерес школьников во внеурочных занятиях могут вызвать и изучение других видов памятников природы. Это многоствольные, многоветвистые деревья (тув. «Бай-дыт » (рис. 2).

Рис. 2. Многоствольная, многоветвистая лиственница (тув. назв. «Бай-дыт»)

При объяснении материала учитель должен акцентировать внимание школьников на то что, многоствольные деревья в основном, это лиственница с несколькими стволами. Количество стволов может достигать 3,5,7,11,13 единиц. Появление многих стволов является также результатом распространения семян. Часто семена падают недалеко от материнского растения и здесь же прорастают, давая начало новым растениям. Благодаря расселению обогащается состав растительных сообществ, и тем самым появляются в определенных местах такие деревья. Далее рассмотрим многоветвистое дерево (тув. «Бай - дыт») - это лиственница, крона которой занимает огромный размер по сравнению с растениями правильной формы. У нее наиболее плотно выражена способность к интенсивному и длительному росту побегов. Вследствие этого, деревья достигают наибольших размеров.

Неповторимый интерес у школьников играет лиственница с многочисленными перепутанными ветвями (тув. «:Хам-дыт» рис. 3).

Рис. 3. Лиственница с многочисленными перепутанными ветвями

(тув. назв. «Хам-дыт»)

Особенное впечатление производят перепутанные мохнатые ветви, похожие на огромное гнездо. Причиной возникновения такого образования является стихия природы (молния, гроза, ветер, т. д.). Она разрушает верхушечные почки растения, и дерево перестает расти в длину. Развиваются только боковые побеги, придающие дереву своеобразную форму. Рассмотрение во внеурочное время жизненных форм растений дают школьникам развить способность к наблюдению за растениями и понять причинно- следственные связи.

Для развития познавательного интереса школьников целесообразно рассмотреть внешний облик кустарников местности. Для проявления интереса к кустарникам учителю необходимо рассмотреть не только самые распространенных растения, но и кустарники, имеющие особое значение для жизни народа. В связи с этим, учителю необходимо раскрыть школьникам общее представление о биологической характеристике можжевеловых.

Можжевельник относится к вечнозеленым растениям. При изложении материала необходимо подчеркнуть, что в Туве произрастает 2 вида: можжевельник сибирский и можжевельник ложноказацкий. Необходимо познакомить школьников с отличительными признаками кустарников.

Можжевельник ложноказацкий (тув. назв. «артыш») - это стелющийся кустарник с лежачими и на концах приподнимающимися ветвями. На молодых побегах листья толстые, чешуевидные, тупые, с внутренней стороны слегка вогнутые, на наружной выпуклые со смоляной железкой. Ягоды овальные, буровато-черные со слабым сизоватым налетом. Обычно кустарник растет в высокогорных разреженных лесах, на каменистых почвах и россыпях. Обладает лекарственными свойствами.

Можжевельник сибирский (тув. назв. «шаанак») представляет собой не высокий, стелющийся кустарник. Кора темно-серая. Отличительной чертой является наличие на ветви игловидных, колючих хвоинок, также хвоинки располагаются мутовками по три. Игловидные листья (хвои) сохраняются на всю жизнь. Обладает лекарственными свойствами. Помимо биологической характеристики учителю целесообразно раскрыть отношения тувинского народа к этим кустарникам. Отметить, что уважительное, бережное, почтительное отношение к кустарникам народ сохранил до сегодняшних дней. И задача заключается в изучении и сохранении их. Дальнейшая задача учителя ознакомить учащихся с травами местности.

Особо акцентируется внимание школьников на самые интересные растения. Есть среди растений и «акробаты», которые могут подниматься на большие высоты, приобретая различные формы. Их называют лазающими растениями. У одних стебель спирально обвивается вокруг растений, другие хватаются специальными усиками и поднимаются на них, третьи подтягиваются при помощи крючков, четвертые используют корешки. «Акробатом» является и наш полевой вьюнок, княжик сибирский и другие.

Во время внеурочных занятий учитель рекомендует рассмотреть травы, растущие в степи. Действительно, степи Тувы отличаются своими неповторимыми растениями. Для развития познавательного интереса школьников заслуживает внимания нанофитон (тув. назв. «таар - оъду»). Это растение с длинным и толстым корнем, разветвленным стеблем, образующим густую подушку. Своим видом напоминает небольшой, с просветами и щелями, мешок.

Далее рассмотрим другое растение с круглым шапкообразным видом. Растение гонимое ветром, перекатывающееся, отсюда и название - «перекати поле» (тув. назв. «аза боргу», «канмыыл») - рогач песковый. Встречается осенью, когда растение с помощью ветра начинает путешествовать по полю.

Катятся большим количеством. Они могут перекатываться ветром на десятки, сотни километров, а может быть даже и более. Именно катясь по степным просторам, прыгая верх, ударяясь по камням, наталкиваясь на канавы, и другие препятствия перекати поле или рогач песковый рассеивает семена. Этим и наше растение отличается от других степных растений. Помимо этого, учителю целесообразно уделить внимание и на другие степные растения.

Например, чрезвычайный интерес вызывает ковыль, выбрасывающая в середине мая пушистые метелки. Тогда вся степь превращается в безбрежное серебристо-седое море, волнующееся при каждом порыве ветра. Созревая, ковыль разбрасывает свои длинные ости с прочными и острыми семенами на конце. Нижняя часть ости при подсыхании винтообразно скручивается, а при увлажнении раскручивается.

Внеурочные занятия формируют у учащихся любознательность, наблюдательность, любовь к родной природе и ее неповторимой красоте. Углубленное изучение каждого растения позволяет развивать познавательный интерес школьников и формирует бережное отношение к природе.

Библиографический список

1. Коропачинский, И. Ю. Деревья и кустарники Тувинской АССР [Текст] / И. Ю. Коропачинский, А. В. Скворцова. - Новосибирск: Изд-во «Наука». Сибирское отделение, 1966.

2. Ломоносов, М. Н. Определитель растений Тувинской АССР [Текст] / М. Н. Ломоносов, И. М. Красноборов, Е. Ф. Пеньковская и др. - Новосибирск: На-ука,1984.

3. Монгуш, О. С. Памятники природы - как объект изучения в школе [Текст] / О. С. Монгуш // Экология Южной Сибири и сопредельных территорий // Материалы Международной научной школы - конференции студентов и молодых ученых 27-30 ноября 2002 г. - Красноярск, 2002. - С. 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.