Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 4. С. 32-47. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; (4): 32-47.
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Научная статья
УДК 159.942.072:373-051
DOI 10.21510/18173292_2023_102_4_32_47
ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Елена Дмитриевна Файзуллаева
Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия, [email protected], ORCID 0000-0002-2787-1127
Аннотация. Рассмотрена проблема проявления и поддержки состояний психологического благополучия педагогов дошкольного образования. Педагогическая деятельность характеризуется повышенной стрессогенностью и эмоциональной напряженностью. Цель статьи - описание выявленных состояний психологического благополучия и психологического неблагополучия у группы педагогов дошкольного образования в возрасте от 20 до 70 лет в их динамике.
Выявлено, что определение факторов психологического благополучия и психологического неблагополучия позволяют осуществлять мониторинг состояний педагогов. Автором представлена коррекционно-развивающая работа с педагогами по программе «Благополучие педагога - здоровая среда!». Определено, что оптимальными направлениями коррекционно-развивающей работы являются: психофизиологическое (работа с соматическими проявлениями через дыхание, движение, кинезиологию); арт-терапевтическое (работа с внутренними эмоциональными состояниями); нейромедитативное (посредством трансов освобождение от деструктивных переживаний, блоков).
Изучение динамики состояний педагогов показало, что педагоги дошкольного образования проявили выраженный уровень психологического благополучия в соответствии с показателями «самочувствие», «активность», «настроение». Педагоги в основном реализуют профессиональную деятельность без пресыщения ею. На умеренном уровне стресс испытывает 60% педагогов. Результаты диагностик показывают необходимость регулярного проведения профилактики стрессов, направленной на понижение у педагогов утомляемости, повышение показателей работоспособности; повышение стрессоустойчивости; снижение показателей эмоционального выгорания.
В целом по коллективу отмечены положительные изменения у 12 педагогов из 55, что составляет 22%. Эти данные свидетельствуют о том, что психологическая работа начала приносить свои результаты. Позитивная динамика отмечена у педагогов возрастной подгруппы от 21 до 40 лет. У группы 40 - 70 лет динамика неявно выражена. Сделан вывод о необходимости специально организованных мероприятий по профилактике психологического неблагополучия и создания условий для поддержки психологического благополучия педагогов дошкольного образования, необходимости персонифицированного психологического сопровождения педагогов возрастной подгруппы 40 - 70 лет.
Ключевые слова: психологическое благополучие, психологическое неблагополучие, педагоги дошкольного образования © Файзуллаева Е.Д., 2023
Благодарности: Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации (тема № QZOY-2023-0004 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи и педагогов в сфере обеспечения безопасности и благополучия детства»).
Для цитирования: Файзуллаева Е.Д. Изучение психологического благополучия педагогов дошкольного образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. №4(102). С. 32-47.
PROBLEMSOFMODERNPEDAGOGYANDPSYCHOLOGY
Original article
THE STUDY OF THE PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF PRESCHOOL TEACHERS
Elena D. Fayzullaeva
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia, [email protected], ORCID 0000-0002-27871127
Abstract. The article discusses the problem of manifestation and maintenance of psychological well-being among preschool teachers. Increased stress and emotional tension are characteristic of educational work. The purpose of the article is to describe the identified states of mental well-being and ill-being in a group of preschool teachers at the ages from 20 to 70 in their dynamics. It has been found that identifying factors of psychological well-being and distress allows monitoring the teachers' states.
The author presents correctional and developmental work with teachers under the program "Teacher's well-being - a healthy environment!" It has been determined that the optimal directions for correctional and developmental work are: psychophysiological (working with somatic manifestations through breathing, movement, kinesiology); art therapy (working with internal emotional states); neuro-meditative (through trance, ridding of destructive experiences and blocks).
The study of the dynamics of teachers' states showed that preschool educators demonstrated a high level of psychological well-being according to indicators such as "well-being," "activity," and "mood." In general, teachers carry out their professional activities without being overwhelmed by it. About 60% of teachers experience moderate stress. The diagnostic results indicate the need for regular stress prevention aimed at reducing fatigue among teachers, improving performance indicators, increasing stress resilience, and reducing emotional burnout.
Overall, improvements were evidenced in 12 teachers out of 55, that is 22%. These suggest that psychological work has started to yield results. Positive dynamics was observed among teachers of the age subgroup from 21 to 40. The dynamics of the 40 - 70-year-old group is not explicit. It is concluded that there is a need for personalised measures to prevent psychological distress and create conditions to support the mental well-being of preschool teachers. Personalised psychological support for educators at the ages from 40 to 70 is also necessary.
Keywords: psychological well-being, psychological distress, teachers of preschool education
Acknowledgments The article was prepared within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation (topic No. QZOY-2023-0004 "Psychological and pedagogical support for families and teachers in the field of ensuring the safety and well-being of childhood").
For citing: Fayzullayeva E.D. The study of psychological well-being of preschool teachers. Peda-gogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; 102 (4): 32-47.
Введение. Актуальность разработки вопроса о психологическом благополучии педагога обусловлена тем, что люди, реализующие педагогические профессии в России, традиционно находятся в «группе риска» в силу коммуникативной и эмоциональной насыщенности и недостаточной социальной признан-ности профессии. Качество образовательного процесса зависит не только от профессиональных компетенций педагогов, но и от уровня их психологического благополучия. Доказано влияние условий труда на показатели психологического благополучия педагогов, преобладание определённого стиля взаимодействия с детьми [1]. Например, установлено, что для воспитателей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от их коллег, работающих в группах без детей такой категории, характерны более низкие показатели как по большинству основных компонентов, так и по общему уровню психологического благополучия. Интересными являются данные о том, что для психологически благополучных дошкольных педагогов в большинстве случаев характерно преобладание демократического стиля взаимодействия с воспитанниками и статус достигнутой позитивной профессиональной идентичности. У педагогов, проявивших более низкие показатели психологического благополучия, отмечается преобладание авторитарного стиля педагогического общения и статус диффузной профессиональной идентичности. Таким образом, при низком уровне психологического благополучия дошкольные педагоги потенциально способны проявлять деструктивные стили взаимодействия с воспитанниками. Также есть риск отсутствия у них чётких профессиональных ориентиров и чувства удовлетворенности своим профессиональным развитием. Исследователи отмечают, что такие испытуемые составляют меньшинство, тогда как многим воспитателям присущи личностные особенности, которые позволяют им соответствовать ориентирам и требованиям современного образования [1, с. 40]. Цель статьи - описание выявленных состояний психологического благополучия и психологического неблагополучия у группы педагогов дошкольного образования в возрасте от 20 до 70 лет в их динамике. Изучение состояний педагогов дошкольной образовательной организации позволяет разработать комплекс мер по профилактике психологического неблагополучия и достижению психологического благополучия у данной целевой группы.
Методология исследования. Тематика психологического благополучия является одним из актуальных современных направлений в психологии. Подходы к пониманию психологического благополучия базируются на различных представлениях о счастье, благе, человеческих добродетелях, психическом и физическом здоровье человека и здоровом обществе. Понятие «психологическое благополучие» не имеет единого определения [2 - 13]. И до сих пор является предметом психологических и социальных исследований.
Развитие идеи структуры феномена «психологическое благополучие» в отечественной психологии основывается на применении понятия «психическое состояние». Н.Д. Левитов определял психическое состояние как целостную характеристику психической деятельности за определённый период [14]. Психи-
ческие состояния имеют сложность и динамичность структуры. И с этой точки зрения психологическое благополучие рассматривается как особое психическое состояние человека в целом.
Для педагогов дошкольного образования наиболее известна проблематика профессионального выгорания. Отметим, что в психолого-педагогической литературе материалов об изучении психологического благополучия личности педагога немного [15 - 18]. Тем не менее, встречается большой массив материалов о «психологическом здоровье учителя», «профессиональном выгорании педагогов», «профессиональных кризисах и профессиональных деформациях личности учителя». Очевидна направленность исследований на негативные последствия профессиональной педагогической деятельности для личности. В нашем исследовании мы обратились к более оптимистичной тематике психологического благополучия педагогов.
Материалы и методы исследования. Понимая психологическое благополучие как слаженность психических процессов и функций, ощущения целостности, внутреннего равновесия, мы приблизились к идее гармонизации внутреннего и внешнего в процессах жизнедеятельности педагогов.
Психологическое благополучие зависит от наличия понятных и принятых человеком целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей. Неблагополучие появляется при монотонии исполнительного поведения, в ситуациях фрустрации, ощущений непреодолимости трудностей, безысходности. По Л.В. Куликову, благополучие разрушается также в напряжённости значимых межличностных связях [19]. Для данного эмпирического исследования мы определили два фактора: психологическое благополучие и психологическое неблагополучие.
Психологическое благополучие педагогов связано с такими характеристиками, как: субъективное благополучие (эмоциональное; экзистенциально-деятельностное; Эго-благополучие; гедонистическое; социально-нормативное); психофизиологические состояния (самочувствие, активность, настроение). В качестве компонентов психологического неблагополучия были выделены: состояния сниженной работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс); уровень эмоционального выгорания (переживание обстоятельств, неудовлетворённость собой, ощущение «загнанности в клетку», тревога и депрессия).
Изучение состояний педагогов дошкольной образовательной организации позволяет разработать комплекс мер по профилактике психологического неблагополучия и достижения психологического благополучия у данной целевой группы. Исследование проводилось с октября 2022 г. по октябрь 2023 г. на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 61 города Томска. В исследовании приняли участие 55 педагогов в возрасте от 28 до 58 лет. Из них: 20-30 лет - 4 человека; 31-40 лет - 8 человек; 41-50 лет - 18 человек; 51-60 лет - 13 человек; 61-70 лет - 3 человека. Среднее профессиональное образование имеют 27 человек; высшее образование - 28 человек.
Основу исследования составили диагностические процедуры и коррекци-онно-развивающая работа с педагогическим коллективом. В исследовании применялись [20 - 23]: тест «Самочувствие-активность-настроение», САН
B.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников; тест «Субъективное благополучие» (Р.М. Шамионов); методика «Оценка состояний сниженной работоспособности, ДОРС» ДОРС (авторы А.Б. Леонова,
C.Б. Величковская); методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко).
Результаты исследования. Изучение состояний педагогов дошкольной образовательной организации осуществлялось посредством диагностики, выявляющей проявленность показателей психологического благополучия и неблагополучия. Коррекционно-развивающая работа была реализована в рамках программы «Благополучие педагога - здоровая среда!». Программа направлена на повышение показателей психологического благополучия и понижение показателей психологического неблагополучия педагогов - сотрудников дошкольной образовательной организации.
Цель программы: достижение оптимальных показателей психологического благополучия педагогов ДОУ.
Задачи:
1. Просвещение педагогов по тематике «Психологическое благополучие участников образовательного взаимодействия», повышение психолого-педагогической грамотности педагогов.
2. Ознакомление с компонентами психологического благополучия и психологического неблагополучия педагогов, презентация диагностического инструментария для оценки состояний педагогов.
3. Реализация коррекционно-развивающей работы с педагогами ДОУ в соответствии с тематикой программы.
4. Оценка эффективности реализации программы посредством мониторинга состояний педагогов (с использованием диагностического инструментария по оценке показателей психологического благополучия и психологического неблагополучия педагогов).
В процессе реализации программы осуществляются следующие направления деятельности: диагностика (индивидуальная); профилактика эмоционального выгорания, понижения работоспособности педагогов; коррекционно-развивающая работа (индивидуальная или групповая); психологическое просвещение.
Вид занятий: групповые.
Направления коррекционно-развивающей работы: психофизиологическое (работа с соматическими проявлениями через дыхание, движение, кинезиоло-гию); арт-терапевтическое (работа с внутренними эмоциональными состояниями); нейромедитативное (посредством трансов освобождение от деструктивных переживаний, блоков).
Планируемый результат коррекционно-развивающих занятий:
- овладение педагогами способами саморегуляции, произвольное достижение состояний баланса;
- повышение уровня субъективного благополучия педагогов;
- понижение у педагогов утомляемости, повышение показателей работоспособности;
- повышение у педагогов стрессоустойчивости;
- снижение у педагогов показателей эмоционального выгорания.
Таблица 1. Направления, виды и формы деятельности с педагогами дошкольного об-
разования по реализации программы «Благополучие педагога - здоровая среда!»
Направления деятельности Планируемые результаты Виды и формы деятельности, мероприятия
Диагностика ноябрь 2022 г. - первый срез; июнь 2023 г. - второй срез
Мониторинг результатов педагогов Осуществление диагностических срезов, получение эмпирических данных по изучаемым показателям. Индивидуальное тестирование.
Профилактика февраль - сентябрь 2023 г.
Регулярное выполнение практических заданий и упражнений в соответствии с тематикой программы Овладение педагогами способами саморегуляции, произвольное достижение состояний баланса; понижение у педагогов утомляемости, повышение показателей работоспособности. Групповые совместные практикумы, индивидуальное выполнение рекомендуемых упражнений.
Коррекционно-развивающая работа февраль - май 2023
Регулярное проведение тренингов в соответствии с направлениями программы: психофизиологическое; арт-терапевтическое - овладение педагогами способами саморегуляции, произвольное достижение состояний баланса; - повышение уровня субъективного благополучия педагогов; - понижение у педагогов утомляемости, повышение показателей работоспособности; - повышение у педагогов стрессоустойчивости; - снижение у педагогов показателей эмоционального выгорания. Психофизиологический практикум (работа с соматическими проявлениями через дыхание, движение, кинезиологию); арт-терапевтические занятия (работа с внутренними эмоциональными состояниями); гипнопрактики (посредством трансов освобождение от деструктивных переживаний, блоков).
Психологическое просвещение март-июнь 2023
Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов
- знают проявления психологического благополучия и психологического неблагополучия;
- знают способы, приёмы саморегуляции, произвольного управления психофизиологическим состоянием организма;
- владеют арт-терапевтическими приёмами проявления своих эмоциональных состояний и их трансформаций;
- ознакомлены со способами психокоррекции глубинных состояний в трансе._
Чтение рекомендуемой психологической литературы, лекторий «Совлада-ние с эмоциональным и физическим стрессом», групповые обсуждения форм реагирования в затруднительных ситуациях, психоэмоциональных напряжённых ситуациях, ознакомление с компонентами психологического благополучия и психологического неблагополучия и способами влияния на состояния.
Представим результаты диагностики 1 и 2 срезов.
В октябре 2022 года педагоги были ознакомлены с программой исследования, в ноябре 2022 года прошли диагностику по четырем методикам, в июне 2023 года была осуществлена повторная диагностика по этим же методикам.
Приведём результаты сравнения данных по методике «Самочувствие. Активность. Настроение. САН».
Результаты, полученные по диагностике «САН» по итогам года, показали, что в целом коллектив педагогов благополучен в психофизиологических и психоэмоциональных проявлениях (самочувствие, активность, настроение). У большинства педагогов определён либо средний уровень (33%), либо высокий уровень (67%). Показатель «самочувствие», как комплекс субъективно представленных ощущений (степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, направление мыслей, чувств и т.п.) не был представлен низким уровнем. По показателям «активность» и «настроение» также педагоги проявили средний и высокий уровни. Это свидетельствует о довольно высокой активности педагогов при реализации профессиональной деятельности. Результаты могут зависеть как от типа темперамента, так и от субъективного самовосприятия человека. Настроение представляет собой комплекс сравнительно продолжительных, устойчивых состояний человека, которые могут быть представлены как эмоциональный фон (приподнятое, подавленное) и как определённое идентифицируемое состояние. Педагоги в большинстве своём проявили высокий уровень (73%), средний уровень (27%) по данному показателю. Таким образом, по данной методике педагоги ДОУ проявили выраженный уровень психологического благополучия в соответствии с показателями «самочувствие», «активность», «настроение».
САН обобщенный результат 1 срез
2%
САН обобщенный результат 2 срез
0 0%
■ низкий уровень ■ средний уровень
■ высокий уровень
■ низкий уровень ■ средний уровень
■ высокий уровень
Рисунок 1. Сравнение данных 1 и 2 диагностических срезов по методике «САН»
Данные по итогам года по методике «Субъективное благополучие» показали следующее. По диагностическим данным видно, в основном педагоги ДОУ испытывают эмоциональное благополучие (40% - средний уровень, 58% - высокий уровень). Экзистенциально-деятельностное благополучие педагогов также выражено (34% - средний уровень, 64% - высокий уровень). Практически такая же картина по показателю «Эго-благополучие» (33% - средний уровень, 65% - высокий уровень). Социально-нормативное благополучие испытывают также большинство человек (36% - средний уровень, 64% - высокий уровень). Следует отметить, что по всем предыдущим показателям низкий уровень не превышал 2% (1 человек), а по показателю «гедонистическое благополучие» этот уровень проявили 9% респондентов (5 человек). По данному показателю 36% проявили средний уровень и 64% - высокий уровень. Также следует отметить, что наиболее выраженные высокие данные были получены по показателю «социально-нормативное благополучие» - нет ни одного низкого уровня, и 64% - высокий уровень. Социально-нормативное благополучие проявляется как соответствие жизни (действий, поступков) человека социальным нормам, нравственным ценностям личности в их интериоризированном виде. Тем самым педагоги показали соответствие социальному предназначению при выборе профессиональной деятельности.
Эмоциональное благополучие связано с комплексным переживанием состояний радости, оптимизма, удовлетворения жизнью, воодушевления. Этот показатель явно проявлен в данной группе респондентов. Экзистенционально-деятельностное благополучие представлено событийно-смысловой насыщенностью жизни, соотношением прилагаемых усилий для достижения благополучия и их результативностью. Этот показатель наряду с Эго-благополучием также явно выражен в данной группе педагогов. Эго-благополучие отражает удовлетворённость собой, своим характером, внешностью, уверенность в себе и самосогласованность. Таким образом, подавляющее большинство педагогов испы-
тывают субъективное благополучие (обобщенные показатели: 64% - высокий уровень, 36% - средний уровень). Сравнительный анализ данных 1 и 2 срезов показывает позитивную динамику.
субъективное благополучие обобщенный результат, 1 срез
0%
субъективное благополучие обобщенный результат, 2 срез
0 0%
низкии уровень
средним уровень
среднии уровень
высоким уровень
Рисунок 2. Обобщенные результаты 1 и 2 диагностических срезов по методике «Субъективное благополучие» у педагогов дошкольного образования
Далее рассмотрим данные оценки состояния педагогов по обобщённому фактору «психологического неблагополучия». Результаты 1 и 2 диагностических срезов по методике «Оценка состояний сниженной работоспособности, ДОРС» представлены на рисунках 3 и 4.
Диагностика показала, что по ряду показателей при оценке состояний пониженной работоспособности у педагогов отсутствует выраженный уровень. При этом отметим, что выраженный уровень утомления проявился у 5 человек (9%), умеренный уровень у 36 человек (66%), что свидетельствует о необходимости профилактики переутомления и профессионального выгорания.
Диагностика показала, что по ряду показателей при оценке состояний пониженной работоспособности у педагогов практически отсутствует выраженный уровень. При этом отметим, что выраженный уровень утомления проявился у 4 человек (7%), умеренный уровень у 34 человек (62%). Эти данные ненамного изменились по сравнению с 1 срезом. Таким образом, у практически половины педколлектива имеется умеренный уровень утомления.
Состояния пониженной работоспособности. ДОРС
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
66%
67%
66%
25%
9%
утомление
монотония
0%
пресыщение
низкий уровень умеренный уровень I выраженный уровень
стресс
Рисунок 3. Результаты 1 диагностического среза по методике «Оценка состояний сниженной работоспособности, ДОРС»
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
ДОРС, 2 срез
62%
64%
60%
4%
утомление
монотония пресыщение
I низкий ■ умеренный ■ выраженный
стресс
Рисунок 4. Результаты 2 диагностического среза по методике «Оценка состояний сниженной работоспособности, ДОРС»
Данные по показателю «монотонии» во 2 срезе проявились следующим образом: умеренный уровень монотонии у 25 человек, низкий - у 30 человек. В сравнении с данными 1 среза умеренный уровень был у 37 человек, низкий - у 18 человек. Таким образом, можно заключить, что показатели улучшились у 12 человек (20% от общего числа педагогов). По показателю «пресыщение» педагоги также проявили оптимистичные показатели - выраженный уровень отсутствует, умеренный проявили 20 человек (36%), низкий уровень у 35 педагогов,
что составляет 64 % респондентов. Педагоги в основном реализуют профессиональную деятельность без пресыщения ею. Эти данные не имеют выраженной динамики по сравнению с 1 срезом. По показателю «стресс» выраженный уровень проявился у 2 человек (4%). На умеренном уровне стресс испытывает большинство человек - 33 человека (60%). Низкий уровень показали 20 человек - 36% респондентов. Таким образом, наблюдается невыраженная динамика по сравнению с 1 срезом.
фаза напряжения, 1 срез
4%
не сформирована в стадии формирования сформировано
фаза напряжения, 2 срез
4%
23% ^
не сформирована сформировано
в стадии формирования
Рисунок 5. Результаты 1 и 2 диагностических срезов по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания»: оценка состояний педагогов на фазе напряжения
Рассмотрим результаты диагностического исследования по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания». Сравнение данных показывает отсутствие динамики по результатам 1 и 2 среза по выявлению состояний педагогов на фазе напряжения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эта фаза в педагогическом коллективе не выражена. Тем не менее, немного улучшились показатели у 4 человек. Следует отметить, что по данному показателю также не выражена динамика в сравнении 1 и 2 срезов по оценке состояний педагогов на фазе резистенции. Улучшились показатели у 3 человек. По данному показателю также не выражена динамика в сравнении 1 и 2 срезов по оценке состояний педагогов на фазе истощения. Улучшились показатели у 2 человек.
Данные диагностики по итогам года показали, что у большинства педагогов последовательные фазы разворачивания стресса либо не сформированы, либо в стадии формирования. Стадия сформированности имеет незначительные данные - у 4% - на фазе напряжения, у 9% - на фазе резистен-ции, 5% - на фазе истощения. Эти данные свидетельствуют о довольно благополучном состоянии педагогов, за исключением некоторых людей, у ко-
торых профессиональное выгорание уже произошло и проявляется в его крайних выражениях. Фаза истощения не сформирована у большинства
фаза резистенции, 1 срез
фаза резистенции, 2 срез
0
■ не сформирована
■ в стадии формирования
■ сформирована
■ не сформирована
■ в стадии формирования
■ сформирована
Рисунок 6. Результаты 1 и 2 диагностических срезов по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания»: оценка состояний педагогов на фазе резистенции
фаза истощения, 1 срез
0
■ не сформирована
■ в стадии формирования
■ сформирована
фаза истощения, 2 срез
5% 0
■ не сформирована
■ в стадии формирования
■ сформирована
Рисунок 7. Результаты 1 и 2 диагностических срезов по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания»: оценка состояний педагогов на фазе истощения
педагогического коллектива, стадия формирования проявлена у 5 человек. Тем не менее имеются показатели на фазе резистенции - в стадии формирования около половины членов педагогического коллектива, и 23% - в стадии форми-
рования на фазе напряжения. Позитивные изменения по данным этой методики произошли у 7 человек.
Обобщая результаты, можно сделать вывод о том, что педагоги ДОУ, участвующие в данном эксперименте, проявляют довольно выраженный уровень психологического благополучия, наряду с невыраженным уровнем психологического неблагополучия. Тем не менее, рассматривая более подробно персональные данные, можно обнаружить «зоны риска» у некоторых педагогов. Эти «зоны риска» в общем своде данных не столь проявлены, но их можно отметить. Чаще всего, они связаны с физическим, физиологическим и психоэмоциональным перенапряжением. Эти данные вполне соотносятся с данными современных отечественных исследований. Так, исследование субъективного благополучия педагогов дошкольного образования двух регионов России проявило, что обследуемая группа воспитателей обладает средним уровнем субъективного благополучия. Тем не менее в исследовании указывается на то, что по методике С. Ryff уровень благополучия воспитателей может считаться средним, но находится на нижней границе указанного интервала. И в соответствии с данными шкалы А. Perrudet-Badoux и соавторов, шкалы E. Diener соответственно у каждого пятого и каждого шестого воспитателя из исследуемой группы были проявлены признаки субъективного неблагополучия [15, с. 81].
В целом по экспериментальной группе нашего исследования наблюдается слабо выраженная позитивная динамика. В целом, по коллективу отмечены положительные изменения у 12 педагогов из 55, что составляет 22%. Эти данные свидетельствуют о том, что психологическая работа начала приносить свои результаты. В основном изменения отмечены у педагогов возрастной подгруппы от 21 до 40 лет. Большинство педагогов возрастной групп старше 50 лет не проявили значительных изменений. Также положительная динамика наблюдается у двух молодых специалистов (группа 21-30 лет). Таким образом, можно сделать вывод о том, что имеет значение возраст педагогов, участвующих в подобных программах, связанных с внесением новизны в коллективные взаимоотношения, участие в новых видах совместной деятельности. Молодые педагоги отнеслись с интересом к психологическим занятиям, выполняли предлагаемые упражнения, задавали вопросы, консультировались по поводу разных ситуаций в профдеятельности. Педагоги из более старших возрастных групп принимали участие в тренинговых занятиях, но явной заинтересованности в них не проявляли. Ссылаясь на занятость, некоторые педагоги пытались отпрашиваться, посещали занятия нерегулярно.
Наши данные согласуются с результатами других исследований на подобной целевой группе. Масштабное изучение психологического благополучия воспитателей дошкольных образовательных учреждений России показало значимость для этого состояния таких характеристик, как возраст, стаж работы в определенной должности, квалификационная категория, семейное положение, наличие детей. Было обнаружено, что вовлеченность молодого педагога в деятельность и достижения в этой деятельности как результат собственных усилий
и ответственности являются специфичными и важными способами достижения психологического благополучия в этой целевой группе [16, с. 97].
На наш взгляд, невыраженная положительная динамика в целом по педагогическому коллективу не свидетельствует о неэффективности предложенной программы. Тем более что у 12 педагогов проявились значительные улучшения состояний (по фактору неблагополучия). В целом, педагогический коллектив проявил заинтересованность продолжать работу в данном направлении. Дополнительной мотивацией выступила возможность адаптации осваиваемых педагогами упражнений для детей - воспитанников их групп. Тем самым вновь подтверждается выраженность показателя у педагогов «социально-нормативное благополучие» по методике «Субъективное благополучие». Исследования в данном направлении являются перспективной линией развития всей системы образования.
Список источников
1. Леонова А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, № 2. - С. 75-84.
2. Андроникова О. О., Ветерок Е. В. Психологическое благополучие и здоровье как актуальная потребность современного человека в рамках девиктимизации // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2016. - № 1 (65). - С. 72-76.
3. Бенко Е. В. Обзор зарубежных публикаций, посвященных исследованию благополучия // Вестник Южно-Уральского государственного университета (Серия : Психология»). -2015. - № 2. - С. 5-13.
4. Водяха С. А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия. Педагогика и психология. - 2012. - № 2 (20). - С. 132-139.
5. Дубровина И. В. Психическое благополучие как феномен. - URL: https://herzenpsyconf.ru/wpcontent/uploads/2019/12/pr20-2019.-Dubrovina.pdf (дата обращения 09.04.2022).
6. Скорынин А. А. К вопросу о структуре психологического благополучия личности // Гуманитарные исследования. Педагогическая психология. - 2020. - № 2. - С. 87-93.
7. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 95-129.
8. Cooke P.J., Melchert T.R., Connor K. Measuring Well-Being : A Review of Instruments / Philip J. Cooke, Timothy P. Melchert, Korey Connor // Published. - SAGE Publications. - 2016. -P. 730-757.
9. Deci E. L. Need satisfaction, motivation, and well-being in the work organizations of a former Eastern Bloc country : a cross-cultural study of self-determination / Deci E. L., Ryan R. M., GagneÏ M., Leone D. R., Usunov J. & Kornazheva B. P. // Personality and Social Psychology Bu l-letin. - 2001. - P. 930-942.
10. Diener E. The science of well-being : the collected works // Series : Social Indicators Research Series. - 2009. - № 37. - 274 p.
11. Galinha I. & Pais-Ribeiro J. L. Cognitive, affective and contextual predictors of subjective wellbeing // International Journal of Wellbeing. - 2011. - № 2(1). - Р. 34-53.
12. Giovanini E., Hall J., Morrone A., Rannuzi G. A. Framework to measure the progress of societies // OECD Working Paper. - 2010. - № 34. - P. 26.
13. Huppert F. A. Psychological well-being : Evidence regarding its causes and consequences // Applied Psychology: Health and Well-being. - 2009. - № 1 (2). - P. 137-164.
14. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. - Москва: Просвещение, 1964. - 344 с.
15. Крапчетова О. С., Чернецкая Н. И., Щукина Е. Г. К вопросу о содержании и проявлениях психологического благополучия педагога // Педагогический ИМИДЖ. - 2023. - Т. 17. - № 1 (58). - С. 68-90. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-68-90
16. Волкова Е. Н., Руднова Н. А., Исаева О. М., Акимова А. Ю., Корниенко Д. С., Семенов Ю. И. Психологическое благополучие воспитателей дошкольных образовательных учреждений России // Психологическая наука и образование. - 2023. - Том 28, № 3. - C. 85—100. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023280307
17. Панова Н. В. Роль психологического благополучия педагога на жизненном пути // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2011. - № 3. - С. 99-105.
18. Семенова Л. Э., Семенова В. Э. Исследование психологического благополучия дошкольных педагогов // Системная психология и социология. - 2018. - № 4 (28). - С. 40-54.
19. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 464 с.
20. Бойко В. В. Психоэнергетика. - Санкт-Петербург: Питер, 2020. - 291 с.
21. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. -
336 с.
22. Шамионов Р. М. Самосознание и субъективное благополучие личности // Проблемы социальной психологии личности / под ред. Р. М. Шамионова; Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2008. - С. 36-41.
23. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. - Москва, 2003. -
152 с.
References
1. Leonova A. B. Kompleksnaya strategiya analiza professionaFnogo stressa: ot diagnostiki k profilaktike i korrekcii. Psixologicheskij zhurnal = Psychological Journal. 2004; 25 (2): 75-84. (In Russian)
2. Andronikova O. O., Veterok E. V. Psixologicheskoe blagopoluchie i zdorov e kak ak-tual naya potrebnosf sovremennogo cheloveka v ramkax deviktimizacii. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University. 2016; 65 (1): 72-76. (In Russian)
3. Benko E. V. Obzor zarubezhny'x publikacij, posvyashhenny'x issledovaniyu blagopoluchi-ya. Vestnik YuUrGU (Seriya: Psixologiya» = Bulletin of the South Ural State University ("Series : Psychology"). 2015; (2): 5-13. (In Russian)
4. Vodyaxa S. A. Sovremenny'e koncepcii psixologicheskogo blagopoluchiya lichnosti. Diskussiya. Pedagogika i psixologiya = Discussion. Pedagogy and psychology. 2012; 20 (2): 132 -139. (In Russian)
5. Dubrovina I. V.Psixicheskoe blagopoluchie kak fenomen. - URL: https://herzenpsyconf.ru/wpcontent/uploads/2019/12/pr20-2019.-Dubrovina.pdf (data obrashheniya: 09.04.2022) (In Russian)
6. Skory^ninA. A. K voprosu o strukture psixologicheskogo blagopoluchiya lichnosti. Guman-itarny^e issledovaniya. Pedagogicheskaya psixologiya = Humanitarian studies. Educational psychology. 2020; (2): 87-93. (In Russian)
7. Shevelenkova T. D., Fesenko P. P. Psixologicheskoe blagopoluchie lichnosti (obzor kon-cepcij i metodika issledovaniya). Psixologicheskaya diagnostika = Psychological diagnostics. 2005; (3): 95-129. (In Russian)
8. Cooke P.J., Melchert T.R., Connor K. Measuring Well-Being : A Review of Instruments. Published. SAGE Publications, 2016. Pp. 730-757. (In English)
9. Deci E. L., Ryan R M., GagnelM., Leone D. R, Usunov J. & Kornazheva B. P. Need satisfaction, motivation, and well-being in the work organizations of a former Eastern Bloc country : a cross-cultural study of self-determination. Personality and Social Psychology Bulletin. 2001. Pp. 930-942 (In English)
10. Diener E. The science of well-being the collected works. Series: Social Indicators Research Series. 2009; (37). 274 p. (In English)
11. Galinha I. & Pais-Ribeiro J. L. Cognitive, affective and contextual predictors of subjective wellbeing. International Journal of Wellbeing. 2011; 2(1): 34-53 (In English)
12. Giovanini E., Hall J., Morrone A., Rannuzi G. A. Framework to measure the progress of societies. OECD Working Paper. 2010. (34): 26 p. (In English)
13. HuppertF. A. Psychological well-being: Evidence regarding its causes and consequences. Applied Psychology: Health and Well-being. 2009; 1 (2): 137-164 (In English)
14. Levitov N. D. O psixicheskix sostoyaniyax cheloveka. Moscow: Prosveshhenie, 1964. 344 p. (In Russian)
15. Krapchetova O. S., Cherneczkaya N. I., Shhukina E. G. K voprosu o soderzhanii i proyavleniyax psixologicheskogo blagopoluchiya pedagoga. // Pedagogicheskij IMIDZh = Pedagogical IMAGE. 2023; 17 (1): 68-90. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-68-90 (in Russian)
16. Volkova E. N., Rudnova N. A., Isaeva O. M., Akimova A. Yu., Kornienko D. S., Semenov Yu. I. Psixologicheskoe blagopoluchie vospitatelej doshkoFny'x obrazovateFny'x uchrezhdenij Rossii. Psixologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education. 2023; 28.(3): 85—100. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023280307 (in Russian)
17. Panova N. V. RoF psixologicheskogo blagopoluchiya pedagoga na zhiznennom puti. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya Psychology. Sociology = Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology. 2011; (3): 99-105. (In Russian)
18. Semenova L. E., Semenova V. E. Issledovanie psixologicheskogo blagopoluchiya dosh-kol ny'x pedagogov. Sistemnaya psixologiya i sociologiya = Systems Psychology and Sociology. 2018; 28 (4): 40-54 (In Russian)
19. Kulikov L. V. Psixogigiena lichnosti. Voprosy' psixologicheskoj ustojchivosti i psixopro-filaktiki: uchebnoe posobie. Saint Petersburg: Piter, 2004. 464 s. (In Russian)
20. Bojko V. V. Psixoe'nergetika. Saint Petersburg: Piter, 2020. 291 s. (In Russian)
21. Vodop^yanova N. E. Psixodiagnostika stressa. Saint Petersburg: Piter, 2009. 336 s. (In Russian)
22. Shamionov R M. Samosoznanie i sub"ektivnoe blagopoluchie lichnosti // Problemy so-cial'noj psihologii lichnosti / pod red. R. M. SHamionova; Saratovskij gosudarstvennyj universitet im. N.G. CHernyshevskogo. Saratov, 2008. - S. 36-41 (In Russian)
23. Leonova A. B., Kuzneczova A. S. Psihoprofilaktika stressov/ Moskva, 2003. 152 s. (In Russian)
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Author has read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию 13.10.2023; одобрена после рецензирования 29.11.2023; принята к публикации 05.12.2023.
The article was submitted 13.10.2023; approved after reviewing 29.11.2023; accepted for publication 05.12.2023.