Научная статья на тему 'Изучение проявлений компонентов стресса у дзюдоистов'

Изучение проявлений компонентов стресса у дзюдоистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
170
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЗЮДОИСТОВ / СОРЕВНОВАНИЯ / СТРЕССОВАЯ СИТУАЦИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афонина И. П.

Рассматривается вопрос психологического состояния дзюдоистов перед выступлением на соревнованиях. Исследуется возможность научиться оптимизировать неблагоприятные состояния дзюдоистов и использовать психологические меры профилактического воздействия при изучении проявления стрессовых ситуаций в период подготовки к соревнованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Афонина И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF DISPLAYS OF COMPONENTS OF STRESS AT JUDOISTS

In article the question of a psychological condition of judoists before performance at competitions is considered. To learn to optimise adverse conditions of judoists and to use psychological measures of preventive influence it is possible, studying displays of stressful situations in preparation for competitions.

Текст научной работы на тему «Изучение проявлений компонентов стресса у дзюдоистов»

УДК 796.853.23:37.015.3

И.П. Афонина, доц., 8-910-164-87-41,

[email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ КОМПОНЕНТОВ СТРЕССА У ДЗЮДОИСТОВ

Рассматривается вопрос психологического состояния дзюдоистов перед выступлением на соревнованиях. Исследуется возможность научиться оптимизировать неблагоприятные состояния дзюдоистов и использовать психологические меры профилактического воздействия при изучении проявления стрессовых ситуаций в период подготовки к соревнованиям.

Ключевые слова: психологическая подготовка дзюдоистов, соревнования, стрессовая ситуация, двигательный навык.

Победа на соревнованиях требует от спортсменов максимального психического напряжения. Часто, проигранные поединки дзюдоистов на соревнованиях, являются последствиями проявлений психического (или эмоционального) стресса. Ситуации психического стресса, меняют и часто снижают специальную работоспособность дзюдоистов, поэтому подобная проблема требует пристального изучения в подготовке спортсменов различной квалификации [2,3,4].

Изучение проявлений компонентов стресса, меняющих двигательный навык у дзюдоистов послужило основанием данной работы. В исследовании предпринята попытка научиться определять проявления психологического стресса у дзюдоистов с помощью доступных методик [3] Соревновательная деятельность спортсмена осуществляется в экстремальных условиях. Согласно статистике на ответственных стартах почти половина неудачных выступлений спортсменов связана с ухудшением психического состояния участников [3]. Напряжённые поединки дзюдоистов являются проявлением ситуаций психологического стресса. Психологическая подготовка дзюдоистов к соревнованиям рассматривается в работах ряда авторов А.В.Бобровский (2005), А.П.Шумилин (2003), А.И. Чикуров (2008), Г.Д.Бабушкин (2008).

Проблеме стресса исследователи спортивной науки уделяют одно из важных мест. Существует условное разделение физиологического стресса и психического (эмоционального). Реакция организма затрагивает многие системы и функции организма, поэтому при обозначении стресса уточняется: цельная психофизиологическая реакция (В.С.Мерлин,1973), в которой психические и физиологические компоненты могут быть различны. К стрессовым факторам в спортивной практике относят -мотивация достижения, тревожность и стрессоустойчивость. Один из исследователей психического стресса в спорте [3] говорит, что сам по себе стресс приводит к симптомам напряжения, имеет приспособительный

характер и может быть целесообразен. Затруднять спортивную деятельность могут явления тревоги, вызывающие напряжение мускулатуры, меняющие выработанный навык. Это и должно определять профилактические мероприятия в конкретном периоде: снижение тревоги и предупреждение изменений мышечного тонуса.

В условиях спортивной деятельности сильными воздействиями (стрессором) является не ситуация, а отношение спортсмена к конкретной ситуации может сделать ее стрессовой [6]. То есть роль ситуации определяется отношением спортсмена к ситуации. Соревновательная деятельность дзюдоистов сводится к достижению победы над противником. Факт того, что при равных способностях, но разной мотивации дзюдоисты достигают различных результатов, спортивная наука объясняет мотивированным поведением [1,3]. Не у всех спортсменов и совсем не всегда стресс приводит обязательно к отрицательным изменениям. У одних спортсменов это наблюдается регулярно и часто, у других - редко, у третьих никогда. Б. А. Вяткин в исследованиях у борцов говорит, что динамика положительного или отрицательного влияния стресса обусловлена свойствами общего типа нервной системы. По данным М.М. Чекирова, влияние стресса на борцов классического стиля с различными типологическими особенностями неровной системы различно. Например, спарринг он рассматривает как стресс среднего уровня, а состязания - высокого [5].

Большинство авторов, изучая мотивацию учитывают индивидуальные различия по степени возбудимости эмоций [3,4]. Повышенная эмоциональная возбудимость, тревожность, невротичность, приводит к тому, что спортсмен может реагировать на слабый раздражитель, как если бы обладал сильной мотивацией. Под тревожностью понимается постоянное свойство личности. Ученые характеризуют тревожность как приобретённое свойство психики, как один из компонентов характера, как свойство темперамента. Состояние тревожности иногда проявляется в увеличении амплитуды движений (психомоторное возбуждение). Уменьшение амплитуды движений возникает при ослаблении двигательных импульсов; тревога и страх приводят к мышечному закрепощению и скованности движений.

При определении происхождения психического стресса необходимо изучение мотивации спортсмена. Стрессовая ситуация возникает, когда есть избыток мотивации и невелики адаптационные возможности личности. П. Фресс (1963) отмечал два вида причин стресса: 1) недостаточные адаптационные возможности (новизна, неопытность, внезапность), 2) избытки мотивации [3]. По мнению психологов, мотив деятельности связывается с целью. Несовпадение (или противоречие) истинной ситуации с ожидаемым явлением служит источником аффективного волнения, вызывает дополнительный «мотивированный

заряд». От того, как оценена ситуация, возникает ощущение ее значимости, которая и вызывает активность. Оценивающей системой является непрерывная, опережающая ход событий функция мозга (П.К.Анохин. 1945, 1965). Мозг подготавливает модель предстоящих результатов. Несовпадение вносит коррекцию и повысит активность, совпадение усилит положительную мотивацию. Однако способность заранее переживать может вызвать и неблагоприятную ситуацию. Растущая эмоция накладывает отпечаток на двигательную систему, меняя двигательный навык. Оценка предстоящей ситуации как угрожающей и ожидание ее слишком рано мобилизует защитные силы организма. Такая мобилизация, казалось бы, рассчитана на мобилизацию физических усилий, но разум человека, включаясь раньше положенного срока, удлиняет период подготовки и выводит ее за биологически активные пределы. Спортсмену это оказывает плохую услугу - оптимум состояния достигается преждевременно, а к моменту старта состояние ухудшается.

Прогнозируемая отрицательная эмоция может оказаться сильнее реальной. Чрезмерная мобилизация нарушает специальный двигательный навык появлением более размашистых движений, что, естественно, не может способствовать точному выполнению техники дзюдо. Стресс, вызванный ожиданием, когда поединок только ещё предстоит, а немедленные активные действия исключены, проявляется чаще всего в виде тревоги, фиксирующейся при повторении подобных ситуаций.

Психологи определяют две основные черты в достижении победы на соревновании: одна, характеризуется стремлением прямо достичь успеха, вторая тоже нацелена на достижение успеха, но более сложным способом, с предотвращением возможной неудачи. Ю.Н.Лысенко (1977) в исследовании показал, что успех в соревнованиях достигается когда активные состояния преобладают над пассивными тревожно-оборонительными тенденциями. В этом случае поддерживается оптимальный уровень колебаний функциональных показателей, который обеспечивает успешную соревновательную деятельность [3].

В связи с вышесказанным предположили, что у дзюдоистов с высоким уровнем тревожности, имеющих неуравновешенный тип нервной системы можно выявлять начальный уровень появления психологического стресса перед соревнованиями по изменению в динамике специальной скоростно-силовой работоспособности. С этой целью было проведено наблюдение за подготовкой дзюдоистов и разработана методика тестирования специального двигательного навыка при выполнении техники бросков.

В исследовании участвовали 22 дзюдоиста г.Тулы. В первую группу входили дзюдоисты, которые, по мнению личных тренеров, проявляют признаки стресса за долго перед соревнованием; во вторую -члены юношеской сборной команды РФ по дзюдо, чемпионы и призёры

ЦФО, спортсмены, по мнению тренеров, не имеющие выраженных проявлений стресса перед соревнованиями. Разработали специальный тест. Необходимо выполнить на скорость 10 комбинаций из двух бросков в трёх сериях: подсечка изнутри - бросок передней подножкой вперед. Оценивается качество и точность выполнения последней 3-й серии: выведение из равновесия - вперед или назад, нельзя пропускать первое движение из комбинации, оценка за бросок минимум «юко». Группа дзюдоистов выполняла данный двигательный тест на тренировочных занятиях, затем за день перед стартом.

Результаты тестирования дзюдоистов КГ и ЭГ

Кол-во Возраст, лет Разряд Тестирование на тренировке, сек Тестирование перед соревнованиями, сек Результат баллы*

1-2 кмс мс 1нед. 2нед.

КГ 11 14-16 6 4 1 42±3 40±2,1 40,9±1,1 36

ЭГ 11 14-18 - 8 3 45±2,3 43±3,1 74+8 8

*- 1 место -7 баллов, 2 место -5 баллов, 3 место - 3 балла, 5 место -1 балл, 7 по 16 место - 0 баллов.

График результатов тестирования специальной работоспособности дзюдоистов во время тренировки и перед стартом в К и Э группах.

Получены следующие данные: во время учебной и тренировочной работы у дзюдоистов КГ время выполнения двигательного теста 40±2,1 с, у ЭГ - 43±3,1 с. Тестирование, проведённое перед стартом показало, что время выполнения теста в КГ - 40,9±1,1с, ЭГ - 74+8 с. Таким образом, дзюдоисты

ЭГ перед выступлением не смогли выполнить контрольные броски со скоростью, которую показывали во время тренировки. Были допущены ошибки: пропускали движения, отсутствовало выведение из равновесия, бросок выполняли без амплитуды и контроля соперника. На графике видно, что время выполнения бросков в ЭГ перед стартом намного хуже, чем на тренировке, причём в КГ дзюдоисты выполняют броски в среднем на 2 с быстрее и без ошибок, чем дзюдоисты ЭК. Проверка статистической достоверности различий между группами показывает, что различия незначительны: р=0,25(ЭГ-ЭГ), р= 0,482(ЭГ-КГ).

Наличие проявлений сильного психологического стресса в ЭГ подтвердилось выступлениями на соревнованиях: лишь два участника ЭГ смогли занять третьи места на соревнованиях, остальные дзюдоисты проигрывали поединки. Наблюдения личных тренеров также показали наличие симптомов, характерных для стрессового состояния, у экспериментальной группы дзюдоистов, таких, как: повышенное эмоциональное возбуждение и тревога, чувство неуверенности, недооценка своей физической и технической подготовленности к соревнованиям, чрезмерная ответственность перед стартом

Выводы. Анализ научных публикаций по теме психологической предсоревновательной подготовки борцов показал, что в большинстве случаев проявления психологического стресса негативно влияют на успешность выступлений дзюдоистов. Выявили, что если стресс проявляется у спортсмена задолго перед стартом, то он часто выражается в снижении специальной работоспособности.

В работе были изучены проявления компонентов психического стресса, меняющие двигательный навык дзюдоистов на этапе подготовки к соревнованиям. Для этого разработали специальную методику тестирования двигательных качеств дзюдоистов перед соревнованиями. Методика определения уровня специальной работоспособности дзюдоистов может оказать существенную помощь в практической работе тренеров.

Список литературы

1. Бобровский А.В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям (на примере дзюдо): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005.

2. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: ФиС, 1981. 112с

3. Гиссен Л. Д. Время стрессов. М.: ФиС, 1990. 192с

4. Игуменов В.М. Исследование влияния предстартового эмоционального возбуждения борцов высокой квалификации на результаты

их выступления в ответственных соревнованиях : автореф. дис. ... канд. пед.

наук . М., 1971. 27 с.

5. Станков А.Г., Климин В.П., Письменский И. А. Индивидуализация подготовки борцов. М.: ФИС, 1984. 240с.

6. Шумилин А.П. Мотивация в структуре результативности соревновательной деятельности дзюдоистов: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2003.

I.P. Afonina

STUDYING OF DISPLAYS OF COMPONENTS OF STRESS AT JUDOISTS

In article the question of a psychological condition ofjudoists before performance at competitions is considered. To learn to optimise adverse conditions of judoists and to use psychological measures of preventive influence it is possible, studying displays of stressful situations in preparation for competitions.

Keywords: preparation of judoists, competitions, a stressful situation, impellent skill.

Получено 30.10.2011 г.

УДК 378.147.016.001:57

М. А. Бодял, доц., 89105588999,

[email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ РЕШЕНИЕ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Анализируются проблемы отсутствия внутренней мотивации студентов к учебному процессу. Предлагается решение - организация непрерывной самостоятельной работы студентов средствами индивидуального подхода, модульной и интерактивной технологий обучения.

Ключевые слова: внутренняя мотивация студентов, аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа студентов, модульная технология, технология интерактивного обучения, профессиональная компетентность, самоорганизация, самоконтроль.

Реформа высшего образования начала XXI века была направлена на повышение образовательного уровня россиян: поступление в вуз по результатам ЕГЭ, введение коммерческих мест в государственных вузах для обучения абитуриентов с низкими баллами по ЕГЭ, лицензирование негосударственных коммерческих вузов с обширной сетью филиалов по всей стране. Эти меры повысили доступность высшего образования, перевели его из разряда «элитного», которое могло получить небольшая часть населения, в «массовое» общедоступное. Через десять лет руководство получило неожиданные результаты реформ: небольшое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.