Научная статья на тему 'Исследование решительности у дзюдоистов различной квалификации'

Исследование решительности у дзюдоистов различной квалификации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
318
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / РЕШИТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / КАЧЕСТВА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ANALYSIS / DECISION MAKING / RESOLUTENESS / MENTAL PROCESSES / QUALITIES / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Шумилин Александр Петрович, Горбачёв Сергей Николаевич

В статье представлены результаты исследования качества решительности у дзюдоистов различной квалификации. Показано влияние решительности на поведение спортсмена в соревнованиях и результаты соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Шумилин Александр Петрович, Горбачёв Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of decision ability in judoists of various qualification

In the article the results of research of quality of decision ability in judoists of various qualification are submitted. The influence of decision ability on behavior of a sportsman at competitions and results of competitive activity is shown.

Текст научной работы на тему «Исследование решительности у дзюдоистов различной квалификации»

УДК 796.015.84

Г. Д. БАБУШКИН А. П. ШУМИЛИН С. Н. ГОРБАЧЁВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕШИТЕЛЬНОСТИ ДЗЮДОИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

В статье представлены результаты исследования качества решительности у дзюдоистов различной квалификации. Показано влияние решительности на поведение спортсмена в соревнованиях и результаты соревновательной деятельности.

Ключевые слова: анализ, принятие решений, решительность, психические процессы, качества, деятельность.

Актуальность. Успешность выступления дзюдоистов на соревнованиях требует высокого уровня развития профессионально важных качеств, обусловливающих быстрое и правильное принятие решений. Данные действия могут быть выполнены на основе адекватного прогнозирования предполагаемых действий (приемов) соперника. При этом важную роль играет психологический фактор (уровень развития познавательных психических процессов и психомоторных способностей), развитие и совершенствование которых должно осуществляться в рамках психологического обеспечения подготовки дзюдоистов к соревнованиям. Однако при анализе специальной литературы основное внимание при подготовке дзюдоистов уделяется обучению техническим приемам и психологической подготовке [ 1, 2,3, 4 и др. ]. Развитию качества решительности у дзюдоистов не уделяется внимания, вероятно, в силу отсутствия методик ее диагностики и развития.

Спортивное соревнование в дзюдо характеризуется повышенным нервно-психическим напряжением, активными действиями соперника, быстротечностью поединка, что существенно влияет на состояние спортсмена, его поведение и результативность соревновательной деятельности [5, 4, 6, 7 и др.]. Поскольку исследователями в области дзюдо не уделяется должного внимания совершенствованию соревновательной деятельности дзюдоистов и поиску для этого средств и методов, то не случайно при анализе соревновательной деятельности дзюдоистов различной квалификации обнаруживается не высокий коэффициент соревновательной деятельное™ (в пределах 0,5). Это показано в исследованиях [1, 6, 7].

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена следующим: быстротечностью спортивного поединка в дзюдо; необходимостью отражать в своем сознании предполагаемые действия соперника с целью опережения и выполнения своих действий; высокой значимостью психологического фактора в быстроте и правильности принятия реше-

ний для проведения приемов; отсутствием научнообоснованных методик обучения дзюдоистов принятию решений в соревновательной деятельности.

Цель исследования — выявление сформирован-ности качества решительности и процессов ее обусловливающих у дзюдоистов различной квалификации.

Предположим, что отсутствие методик развития и совершенствования профессионально важных качеств дзюдоистов и развития решительности в методической литературе не позволяет тренерам развивать у дзюдоистов решительность и совершенствовать на этой основе соревновательную деятельность».

С целыо проверки данного предположения и разработки методики развития профессионально важных качеств, обусловливающих принятие решения в борьбе дзюдо, нами было проведено исследование уровня развития решительности у дзюдоистов. В исследовании участвовало 50 юных дзюдоистов (12—13 лет) юношеских разрядов и 40 взрослых дзюдоистов (18 —25 лет) — к.м.с. и м.с. Для выявления уровня развития решительности у дзюдоистов был проведен опрос с помощью разработанного нами опросника. Мы ограничились только этой методикой, так как в предварительном исследовании была выявлена высокая взаимосвязь между результатами диагностики решительности методом опроса и двигательными тестами на татами.

Результаты исследования. Среди юных дзюдоистов выявлено: 16% с высоким уровнем развития решительности; 32% со средним; 52% с низким уровнем развития решительности. Полученные данные позволяют говорить о том, что у юных дзюдоистов преобладают лица с низким и средним уровнем развития решительности. В группе дзюдоистов высокой квалификации выявлено: 20% с высоким уровнем развития решительности; 60% со средним; 20% с низким.

Деятельность борца-дзюдоиста проходит в условиях высокой опасности получения травмы при падении, после броска противника или после приема,

Результаты двигательного теста «Серия кувырков и падений» (х±й)

Показатели теста Уровень развития решительности

высокий средний низкий

Время, с 4,2 ±0,9 4,8 ±1,2 5,6 ±1,3

Качество,баллы 1,8± 0,7 2,2± 0,9 3,4 ±1,0

Полнота, баллы 1,4 ±0,5 2,8 ±1,1 3,0± 1,0

Таблица 2

Результаты двигательного теста «Выбор» (х±с)

Показатели теста Уровень развития решительности

высокий средний низкий

Время, с 5,5 ±2,2 5,5 ±2,2 5,6 ±2,3

Качество,баллы 2,2± 1,0 2,2± 1,0 2,6 ±1,2

Полнота, баллы 2,2 ±0,3 2,2 ±0,3 2,4± 0,8

проведенного самим спортсменом. Также следует учитывать, что тренировочная деятельность юных спортсменов содержит большое количество как простых, так и сложных акробатических элементов (кувырки и различные варианты падений при освоении самостраховки и т.п.).

В связи с этим нами было проведено исследование способности юных дзюдоистов проявлять решительность и действовать в условиях опасности получения травмы. Для решения данной задачи использовались тесты, предложенные А.Н. Мартыненко [8] для самбистов. Первый тест «Серия кувырков и падений», второй тест «Выбор». При тестировании по первому тесту борцы выполняли комплекс заданий, включающий кувырки и падения сначала на татами, а затем на деревянном полу. Учитывались следующие показатели: полнота, правильность и время выполнения на первом и на втором покрытии. Оценка показателей решительности производилась на основании вычисления разницы между результатом выполнения комплекса на татами и на полу (табл. 1).

Среднее время, показанное исследуемыми спортсменами, при выполнении кувырков и падений находится в пределах 4 — 5 секунд, имеется большое количество технических ошибок, а также пропуски одного или нескольких более сложных элементов и даже отказы продолжать выполнение серии до конца.

При этом следует отметить, что данные результаты характерны, прежде всего, для спортсменов со средним и низким уровнем развития решительности. Как видно из таблиц 1 и 2, борцы с высоким уровнем развития решительности показывают хорошее время и качество выполнения действий. У них практически не было технических ошибок, пропусков элементов и отказов продолжать выполнение задания до конца. По результатам тестирования можно констатировать наличие незначительного количества спортсменов, способных действовать решительно в условиях опасности.

С помощью второго теста «Выбор» нами было

проведено исследование способности дзюдоистов принимать решение в условиях, приближенных к соревновательной деятельности, и наличии ответственности перед коллективом. Спортсмен, находясь в стойке спиной к другому спортсмену, после поворота к нему лицом должен был быстро оценить положение другого спортсмена и выбрать наиболее соответствующий для данной ситуации прием и провести его. Оценка показателей решительности производилась таким же образом, как и в тесте «Серия кувырков и падений» (табл. 2).

Среднегрупповое время по отдельным показателям решительности свидетельствует о неспособности большинства исследуемых спортсменов быстро и точно осуществлять выбор в условиях наличия риска и ответственности. Только спортсмены с высоким уровнем развития решительности чаще других, быстрее и точнее действовали в предлагаемых тестом условиях.

Следующей задачей настоящего исследования было выявить уровень развития психических процессов, обусловливающих принятие решений в спортивном поединке дзюдоистов. Выявлялся уровень развития следующих психических процессов: восприятие времени, кратковременная и оперативная память, воображение, быстрота и точность мыслительных реакций, распределение и переключение внимания, простая двигательная реакция и реакция на движущийся объект, саморегуляция, мотивация, рефлексия, интуиция. Для этого использовались методики общепринятые [9]. Выявление уровня развития психических процессов, обусловливающих принятие решения, позволило определить пробелы в развитии этих психических процессов у спортсменов с различным уровнем развития решительности (табл. 3).

Испытуемые дзюдоисты с высоким уровнем развития решительности имеют более высокий уровень развития психических процессов по сравнению с дзюдоистами, имеющими средний и низкий уровень развития решительности, что, как мы полагаем, обес-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010

Уровень развития психических процессов у юных дзюдоистов (х±о)

№ п/п Психические процессы Уровни развития решительности

Ед. измерения высокий средний низкий

1 Восприятие времени сек 12,3 ± 1,7 13,84± 2,1 15,6 ± 2,5

2 Память:

- кратковременная балл 4,7 ± 0,7 3,9 ± 1,0 3,3 ± 0,6

- оперативная память 7,4 ± 1,6 6,5 ± 2,1 5,9 ± 1,7

3 Мотивация : балл

- на достижение успеха 8,1 ± 1,3 6,9 ± 1,5 6,3 ± 1,9

- на избегание неудачи 4,1 ± 1,1 4,7 ± 1,0 5,2 ± 2,2

4 Воображение балл 17,1 ± 2,1 14,0 ± 2,2 10,7 ± 2,9

5 Мышление:

- быстрота сек 11,1 ± 1,0 13,5 ± 1,6 15,6 ± 1,7

- точность балл 13,3 ± 1,5 13,9 ± 1,9 14,4 ± 1,6

6 Саморегуляция чсс 12,9 ± 4,6 17,0 ± 4,1 23,2 ± 5,9

7 Распределение внимания балл 7,1 ± 1,5 6,5 ± 2,1 5,7 ± 2,0

8 Переключение внимания балл 17,3 ±1,9 26,2 ±1,6 35,3 ±2,8

9 Простая двигательная реакция млск 171,3± 12,3 188,7±14,1 196,1±15,1

10 Реакция на движущийся объект см 4,5± 0,34 9,8± 0,5 10,1± 0,7

11 Интуиция баллы 35,5 ±3,2 30,2± 3,6 25,5± 2,2

12 Рефлексия баллы 76,5± 8,3 72,4 ±7,8 71,5 ±7,2

печивает быстрое принятие решений и более успешную деятельность спортсмена в борьбе.

У спортсменов со средним уровнем развития решительности психические процессы развиты недостаточно высоко - ниже, чем в группе с высоким уровнем развития решительности. Так, например, имеются пробелы в развитии ведущих для решительности психических процессов: быстроты и точности мышления, оперативной памяти, саморегуляции эмоций, соревновательной мотивации на достижение успеха, распределения и переключения внимания.

Именно отсутствие достаточного уровня развития процессов мышления, по всей видимости, приводит этих спортсменов к попытке компенсировать неправильность выбора приема скоростью выполнения заданий. Такой подход, как показывает практика, в отдельные моменты соревновательной деятельности юных спортсменов может быть весьма результативным, поскольку квалификация таких дзюдоистов невысокая. Но в дальнейшем на этапе спортивного совершенствования это будет серьезным пробелом в психологической подготовке спортсмена. Несдержанность спортсменов этой группы определяется неумением использовать хранящуюся в памяти информацию для проведения всестороннего, критического анализа предстоящих событий. Об этом

свидетельствует недостаточное развитие у них оперативной памяти.

Недостаточное развитие распределения и переключения внимания препятствуют быстрому переходу от одного атакующего действия к другому. Недостатки в развитии ведущих для решительности психических процессов могут формировать в дальнейшем отрицательное отношение к деятельности в борьбе дзюдо. Неспособность управлять своим эмоциональным состоянием вызывает у них (по их само-отчетам) неуверенность и боязнь, которые заставляют спортсмена выполнять действие не ради достижения результата, а ради выполнения действия.

Недостаточное для спортивного противоборства развитие психических процессов, обусловливающих принятие решений, имеют спортсмены с низким уровнем развития решительности (табл. 3). Такие спортсмены имеют пробелы в развитии следующих процессов: восприятия времени, воображения, распределения и переключения внимания, кратковременной памяти, скорости простой двигательной реакции, реакции на движущийся объект, быстроты мышления, интуиции, рефлексии и др.

Исследование психических процессов у дзюдоистов высокой квалификации показало следующее (табл. 4). Разница между группами дзюдоистов с раз-

Уровень развития психических процессов у дзюдоистов

высокой квалификации (х±<?)

№ п/п Психические процессы Уровни развития решительности

Ед. измерения высокий средний низкий

1 Восприятие времени сек 8,0 ± 0,7 8,8 ± 2,1 10,1 ± 1,7

2 Память:

- кратковременная баллы 4,3 ± 0,4 3,6 ± 0,3 3,1 ± 0,3

- оперативная память 8,4 ± 0,6 6,2 ± 0,5 4,9 ± 0,7

3 Мотивация:

- на достижение успеха баллы 8,8 ± 0,9 7,9 ± 1,2 6,7 ± 1,1

- на избегание неудачи 3,7 ± 0,4 4,1 ± 0,5 5,2 ± 0,5

4 Воображение баллы 19,1 ± 2,1 12,0 ± 1,4 9,8 ± 1,1

5 Мышление:

- быстрота сек 10,1 ± 1,0 11,3 ± 0,7 12,6 ± 1,1

- точность баллы 14,8 ± 1,5 13,5 ± 1,2 14,8 ± 1,2

6 Саморегуляция чсс 11,9 ± 1,6 18,0 ± 2,1 21,2 ± 2,5

7 Распределение внимания баллы 8,2 ± 1,2 7,7 ± 1,1 6,1 ± 1,0

8 Переключение внимания баллы 16,5± 1,3 22,3 ±2,1 25,2 ±2,3

9 Простая двигательная реакция млск 111,3± 10,3 118,7±12,1 121,1±13,2

10 Реакция на движущийся объект см ,5 1+ 0, 5, 8 1+ 0, 5 8,1± 0,8

11 Интуиция баллы 55,1 ±5,4 50,3± 4,8 42,3± 4,6

12 Рефлексия баллы 85,3 ±7,4 81,4 ±7,1 75,2 ±7,1

личным уровнем развития решительности в развитии психических процессов значительно меньше, чем у юных дзюдоистов. В то же время можно видеть резервы для совершенствования соревновательной деятельности дзюдоистов высокой квалификации за счет повышения уровня развития ведущих для решительности психических процессов. К ним относятся: быстрота мыслительных реакций, рефлексивность, реакция на движущийся объект, оперативная память, внимание.

Заключение. Согласно полученным экспериментальным данным по изучению уровня развития решительности и психических процессов, обусловливающих принятие решения у дзюдоистов, становится возможным сделать следующие выводы:

1) уровень развития решительности у большей части юных дзюдоистов низкий и средний, что является существенным недостатком для борцов - дзюдоистов;

2) спортсмены, обладающие высоким уровнем развития решительности, имеют более высокий уровень развития психических процессов, обусловливающих развитие и проявление решительности;

3) дзюдоисты со средним и низким уровнями развития решительности, обладают недостаточным развитием ряда психических процессов: восприятия вре-

мени, воображения, саморегуляции эмоций, распределения и переключения внимания, кратковременной памяти и скорости простой двигательной реакции;

4) для развития высокого уровня решительности необходима целенаправленная работа по развитию конкретных (профессионально важных) качеств, лежащих в основе принятия решений и проявления решительности;

5) для развития высокого уровня решительности необходимо развивать психические процессы, обусловливающие принятие решений в спортивном поединке дзюдоистов и проявление решительности;

6) основное внимание при развитии решительности должно уделяться развитию ведущих для этого качества психических процессов.

Полученные результаты будут полезными для тренеров по спортивным единоборствам при психологической подготовке спортсменов, а также при профессиональной подготовке тренеров в физкультурных вузах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Еганов, А. В. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных дзюдоистов / А. В. Еганов. — Челябинск : УралГАФК, 1998. — 146 с.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК N* 2 (86) 2010

2. Кабанов, С. А. Программирование тренировочного процесса дзюдоистов высших разрядов: дис.... канд. пед. наук /С. А. Кабанов. — Челябинск, 1996. — 172 с.

3. Сиротин, О. А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной тренировки дзюдоистов: дис. ...д-ра пед. наук / О. А. Сиротин. — М., 1996. — 315 с.

4. Шумилин, А. П. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов: дис.... канд. пед. наук / А. П. Шумилин. — Красноярск, 2003. — 150 с.

5. Бобровский, А. В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям (на примере дзюдо) : автореф. дис.... канд. пед. наук / А. В. Бобровский. — Омск, 2005. — 24 с.

6. Мартыненко, А. Н. Развитие решительности у юных бор-цов-самбистов на этапе начальной спортивной специализации : дис. ...канд. пед. наук /А. Н. Мартыненко. — Омск, 2003. — 154 с.

7. Научно-исследовательская работа студентов: учеб. пособие / под ред. Г. Д. Бабушкина. — Омск [б.и.], 2005. — 370 с.

8. Бектурганов, О. Е. Совершенствование устойчивости соревновательной деятельности борца к сбивающему фактору утомления : автореф. дис. ...канд. пед. наук / О. Е. Бектурганов. —

Алматы, 1999. — 26 с.

9. Чикуров, А. И. Управление психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов на основе результатов текущего контроля состояния готовности / А. И. Чикуров: дис.... канд. пед. наук. — Красноярск, 2008. — 193 с.

БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

ШУМИЛИН Александр Петрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории физического воспитания Сибирского федерального университета.

ГОРБАЧЁВ Сергей Николаевич, соискатель, преподаватель кафедры физического воспитания Сибирского федерального университета.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.09.2009 г.

© Г. Д. Бабушкин, А. П. Шумилин, С. Н. Горбачёв

уД« 796 814 А. М. КОНДАКОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКОТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ САМБИСТОВ 11-12 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ С УЧЕТОМ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ_____________________________________________

В статье представлены материалы исследования технико-тактической подготовленности, а так же особенности уровня развития координационных способностей квалифицированных и начинающих самбистов различных весовых категорий. Изложены основные положения методики совершенствования технико-тактической подготовки самбистов 11 — 12 лет средствами специальных координационных упражнений с учётом весовых категорий.

Ключевые слова: технико-тактическая подготовка, координационные способности, весовые категории.

Введение. Достижение юными спортсменами в будущем высоких спортивных результатов рассматривается всегда, как перспективная цель работы каждого тренера. При этом главное условие успешности реализации желаемого — оптимизация построения многолетнего учебно-тренировочного процесса уже на ранних этапах спортивной специализации. По мнению многих специалистов по спортивной борьбе

[1,2], технико-тактическая подготовка является системообразующей в формировании и совершенствовании арсенала эффективного ведения противоборства в соревновательных поединках. Авторы отмечают особую важность организации технико-такти-

ческой подготовки на начальных этапах занятий борьбой, т.к. в этот период происходит формирование основ будущего спортивного мастерства борцов

[1,3]. Правильно организованный процесс обучения основам техники и тактики спортивной борьбы в большей степени рбеспечит возможность реализовать потенциал спортсмена-единоборца в совершенствовании данного компонента подготовленности.

Технико-тактическая подготовленность (ТТП) самбиста является интегральным показателем единства проявлений психических, функциональных и физических способностей спортсмена. Однако степень влияния того или иного компонента на эффек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.