Научная статья на тему 'Изучение процесса влияния человеческого капитала на валовой внутренний продукт на основе показателей трудоустройства выпускников'

Изучение процесса влияния человеческого капитала на валовой внутренний продукт на основе показателей трудоустройства выпускников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВВП / GDP / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / НАКОПЛЕНИЯ / SAVINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Торосян Елена Константиновна, Фeйлинг Татьяна Борисовна, Ширшикова Марина Сергеевна

В статье рассматривается влияние процесса накопления человеческого капитала на ВВП России в разрезе регионов. Обосновывается, что сфера услуг интенсивнее использует высококвалифицированных специалистов и,следовательно, более зависима от использования человеческого капитала и накопленных знаний. Авторы определяют возможности моделирования накопления человеческого капитала с помощью панельных данных о трудоустроенных и степени закрепляемости выпускников на первой работе в здравоохранении и предлагаемой модели определения влияния на ВВП таких факторов, как общий запас квалифицированных работников, государственные расходы на здравоохранение, человеческий капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE HUMAN CAPITAL INFLUENCE THROUGH EMPLOYMENT GRADUATES INDICATORS IN GROSS DOMESTIC PRODUCT

The article considers the influence of the process of the human capital accumulationon the GDP of Russia in the context of regions. It is substantiated that the servicesector intensively employs highly qualified specialists and, consequently, it is moredependent on the use of human capital and accumulated knowledge. The authorsdefine the possibilities of modeling the human capital accumulation using paneldata on the employed and the degree of consolidation of graduates in the first job inhealth care and the proposed model for determining the impact on GDP of factorssuch as the total stock of skilled workers, public spending on health, human capital.

Текст научной работы на тему «Изучение процесса влияния человеческого капитала на валовой внутренний продукт на основе показателей трудоустройства выпускников»

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ НА ОСНОВЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ

THE STUDY OF THE HUMAN CAPITAL INFLUENCE THROUGH EMPLOYMENT GRADUATES INDICATORS IN GROSS DOMESTIC PRODUCT

УДК 330.59

ТОРОСЯН Елена Константиновна

доцент кафедры экономики и стратегического менеджмента Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, кандидат экономических наук, etorosyan@mail.ru

TOROSYAN, Elena Konstantinovna

Associate Professor at the Economics and Strategic Management Department, the Saint-Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, Candidate of Economic Sciences, etorosyan@mail.ru

ФEЙЛИНГ Татьяна Борисовна

доцент кафедры инновационных технологий управления в государственной сфере и бизнесе Российского государственного гидрометеорологического университета, кандидат педагогических наук, feiling@mail.ru

FEYLING, Tatyana Borisovna

Associate Professor at the Department of Innovative Management Technologies in the Public Sphere and Business, Russian State Hydrometeorological University, Candidate of Pedagogical Sciences, feiling@mail.ru

ШИРШИКОВА Марина Сергеевна

старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, vic.shir@mail.ru

SHIRSHIKOVA, Marina Sergeevna

Lecturer at the Humanities and Bioethics Department, Saint-Petersburg State Pediatric Medical University, vic.shir@mail.ru

© Торосян E. К., Фейлинг E. К., Ширшикова M. С., 2018. I ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 1 • 2018

Аннотация.

В статье рассматривается влияние процесса накопления человеческого капитала на ВВП России в разрезе регионов. Обосновывается, что сфера услуг интенсивнее использует высококвалифицированных специалистов и, следовательно, более зависима от использования человеческого капитала и накопленных знаний. Авторы определяют возможности моделирования накопления человеческого капитала с помощью панельных данных о трудоустроенных и степени закрепляемости выпускников на первой работе в здравоохранении и предлагаемой модели определения влияния на ВВП таких факторов, как общий запас квалифицированных работников, государственные расходы на здравоохранение, человеческий капитал.

Ключевые слова: ВВП, человеческий капитал, образование, инвестиции, накопления.

Abstract.

The article considers the influence of the process of the human capital accumulation on the GDP of Russia in the context of regions. It is substantiated that the service sector intensively employs highly qualified specialists and, consequently, it is more dependent on the use of human capital and accumulated knowledge. The authors define the possibilities of modeling the human capital accumulation using panel data on the employed and the degree of consolidation of graduates in the first job in health care and the proposed model for determining the impact on GDP of factors such as the total stock of skilled workers, public spending on health, human capital.

Key words: GDP, human capital, education, investments, savings.

Российская экономика претерпела значительные изменения с начала 2000-х гг. В России прирост ВВП на душу населения сокращался с 5% в 2001 г. до 2% к 2017 г., согласно прогнозу прироста ВВП до 2017 г. и проведенным исследованиям [1;2]. Прогноз прироста ВВП строился до 2017 г., опираясь на официальные статистические данные о количестве занятого населения, которое, вероятнее всего, будет сокращаться [2].

На рисунке 1 продемонстрирована динамика прироста ВВП как в расчете на одного работающего, так и на душу населения.

Если рассматривать структуру занятости по видам экономической деятельности, то в качестве итоговой характеристики произошедших изменений за 2000-2015 гг. доля в общей занятости первичного сектора

(сельское хозяйство плюс рыболовство) сократилась с 14,1 до 9,4%, вторичного (промышленность плюс строительство) — с 30,4 до 27,0%, а третичного (сфера услуг) выросла с 55,5 до 63,6% [1; 4]. То есть Россию, с точки зрения распределения рабочей силы, уже следует относить к числу стран, доминирующим сектором которых выступает сфера услуг, где сосредоточено две трети всех занятых [2; 3; 4]. Анализ источников показал, что наличие высококвалифицированных работников не оказывает существенного влияния на занятость в сельском хозяйстве и, что еще удивительнее, не влияет на занятость в обрабатывающей промышленности [1; 2; 3; 4].

На наш взгляд, одной из причин перехода России от сверхиндустриализации к современному положению может быть то, что сфера услуг

^^ Прирост ВВП (на одного работающего), % ^"Прирост ВВП (на душу населения),%

Рисунок 1

Динамика прироста ВВП на душу населения в сравнении с приростом ВВП на одного работающего [2]

интенсивнее использует высококвалифицированных специалистов и, следовательно, более зависима от использования человеческого капитала и накопленных знаний. Соответственно, такие факторы, как высшее образование, работа по специальности, работа в государственном секторе, могут влиять на экономический рост.

Так как устойчивое развитие и экономический рост на сегодняшний день достаточно актуальные цели развития общества в целом, то повышение уровня благосостояния людей продолжает оставаться одним из главных направлений развития [5]. К тому же Организация Объединенных Наций в докладе «Содействие устойчивому развитию» обращает внимание на первоочередность достижения целей устойчивого развития — развития, которое способствует процветанию и расширению экономических возможностей, повышению уровня благосостояния и защите окружающей среды как оптимальный путь улучшения жизни людей во всем мире [5].

Следует согласиться с мнением Т. Л. Судовой, Е. К. Торосян о том, что «образовательный уровень каждого последующего поколения тесно связан с уровнем образования предшествующих» [6, с. 89]. Попытка оценить инвестиции в образование, как основную форму накопления человеческого капитала, также предпринята в ряде публикаций зарубежных авторов [7; 8; 9].

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения», Федеральной службой государственной статистики с апреля по сентябрь 2016 г. проведено выборочное наблюдение трудоустройства 36 тыс. выпускников 2010-2015 гг., получивших среднее профессиональное и высшее образование с целью

определения доли трудоустроенных и степени закрепляемости выпускников [10; 11].

Опрос проводился в тех домашних хозяйствах, где они проживали. В результате была собрана информация, отражающая трудоустройство и степень закрепляемости выпускников по полученной специальности среднего профессионального или высшего образования (рисунок 2).

По этим данным были рассчитаны важные показатели, основные из которых представлены на рисунке 3.

Так как необходимо изучение влияния человеческого капитала на рост ВВП, то показатели трудоустройства выпускников (рисунс_. 3) могут быть использованы авторами стати для моделирования величины накопления человеческого капитала.

Предполагается, что увеличение числа высококвалифицированных работников в здравоохранении также имеет статистически значимое и положительное влияние на рост ВВП.

С помощью таких данных [1; 11] можно осуществлять мониторинг накопления человеческого капитала в соответствии, например, с

методикой Mohammada Amina, Aaditya Mattoo, опубликованной в работе [12].

Для подтверждения гипотезы может быть использован корреляционно-регрессионный анализ для решения поставленной задачи.

Гипотеза проверяется с помощью панельных данных о трудоустроенных и степени закре-пляемости выпускников на первой работе в здравоохранении.

Эконометрический анализ основан на оценке стандартной сокращенной формы уравнения вида (1) для определения влияния на ВВП следующих факторов [12]:

Yst — а • Yst - 1 + ß • Hst + у • Ost + Ust ,

(1)

где У - ВВП на душу населения;

_ 1 - ВВП на душу населения за предшествующий год;

Н - общий запас квалифицированных работников э региона за год Р,

05( - государственные расходы на здравоохранение;

u

стандартная ошибка;

s - регион; t - год.

Рисунок 2

Информация, отражающая трудоустройство и степень закрепляемости выпускников [11]

\

Численность трудоустроившихся выпускников образовательных организаций со средним профессиональным или высшим

образованием

Удельный вес трудоустроившихся выпускников образовательных организаций со средним профессиональным

или высшим образованием

Удельный вес выпускников образовательных организаций со средним профессиональным или высшим образованием, трудоустроившихся не позднее года после выпуска

а Удельный вес выпускников образовательных организаций со средним профессиональным или высшим образованием, трудоустроившихся на работу, связанную с полученной профессией (специальностью)

Численность выпускников образовательных организаций со средним профессиональным или высшим образованием

Рисунок 3

Основные показатели трудоустройства выпускников [11]

Уравнение (1) включает в себя лаговое значение У - 1 согласно методике [12].

Первая проблема с оценкой уравнения (1) непосредственно в том, что данные о запасах квалифицированной рабочей силы (Н) на государственном уровне по регионам труднодоступны за длительный период времени.

Если есть данные о количестве студентов, получивших высшее образование и устроившихся на работу по специальности, еще получающих высшее образование (университеты), то сегодняшние студенты пополнят запасы человеческого капитала в будущем.

Используя массивы данных для измерения величины человеческого капитала, делается два предположения.

Во-первых, предполагается, что период от даты зачисления до получения высшего обра-

зования и поиска работы занимает примерно шесть лет.

Это оправдано, поскольку данные на учащихся, которые будут использованы, охватывают студентов на старших курсах, уровень специали-тета, который рассчитан на шесть лет в России.

Во-вторых, наличие внутренней миграции высококвалифицированных кадров. Если такие миграции будут существенны, то этот фактор также должен быть учтен в модели.

Необходимо учесть и международную миграцию. В России интенсивно «развиваются межгосударственные образовательные программы, увеличивается количество студентов, желающих получить образование в другой стране» [13, с. 7]. Но если не удается ее учесть из-за небольшой величины, то можно считать ее влияние несущественным.

Далее уравнение (1) модифицируется в соответствующую формулу (2).

Используя указанные выше предположения, уравнение (1) уточняется в виде уравнения (2).

Yst Yst—£

Yvt—i — Yit-i

st st—6 st—1 Ist—7 ,

---= a-----+

st

st

+Р--— + ** ■ (2)

где Р- общая численность населения региона 5 в году £

Н5( - Н(-6 - дополнение к запасам высококвалифицированных кадров на рынке труда за годы í, 1-6 региона 5, который равен общему количеству студентов, получающих высшее образование в год 1-6 в регионе 5;

w,

st

ust ust—6

st

- стандартная ошибка

уравнения.

Hst Hst-6 Величина - может быть исполь-

Pst

зована в качестве величины человеческого

капитала, включая студентов и квалифицированных работников.

В настоящее время наличие высшего образования и работа по специальности в здравоохранении во многом определяются прошлыми инвестициями в образовательную инфраструктуру (количество университетов). Также интересно проследить есть ли взаимосвязь между количеством обучающихся и числом университетов на уровне регионов. Есть ли эффект от работающих по специальности, и есть ли различия от работающих в частных и государственных организациях здравоохранения.

Конечно, есть различия и в развитии самих регионов России. Например, те регионы, которые более развиты в силу исторических или иных причин, имеют лучшую образовательную инфраструктуру, лучшие институты. Это может создать трудности в идентификации, когда трудно найти различия между последствиями эффекта влияния человеческого капитала и других факторов на объемы ВВП.

Список литературы

1. Россия в цифрах. 2017: Крат. стат. сб. / Росстат. M., 2017. 511 с. URL: http://www. gks.ru/free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf (дата обращения: 29.01.2018).

2. Численность населения по отдельным возрастным группам. URL: http://www. gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/progn3.htm (дата обращения: 29.01.2018).

3. ВВП на душу населения в 2017 году. URL: https://pustota-2009.livejournal. com/105574.html (дата обращения: 29.01.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения. URL: https://www.hse.ru/data/2017/03/22/1170077643/Doklad_trud.pdf (дата обращения: 29.01.2018).

5. Содействие устойчивому развитию. URL: http://www.un.org/ru/sections/what-we-do/promote-sustainable-development/ (дата обращения: 29.01.2018).

6. Судова Т. Л., Торосян Е. К. Инвестирование в детей: производство и производительность человеческого капитала // Петербургский экономический журнал. 2017. № 2. С. 82-92.

7. Haveman R. H., Wolfe D. Schooling and Economic Well-Being: The Role of Nonmarket Effects // Journal of Human Resources 19 (Summer). 1984. P. 378-407.

8. Michael R. T. Measuring Non-Monetary Benefits of Education: A Survey // Financing Education: Overcoming Inefficiency and Inequity (eds. W. McMahon, T. Geske). Urbana: University of Illinois Press, 1997.

9. The Social Benefits of Education / Behrman J. R., Stacey N., eds. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1997.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения». URL: http://base.garant.ru/55170039/ (дата обращения: 29.01.2018).

11. Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование. URL: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html (дата обращения: 29.01.2018).

12. Human Capital and the Changing Structure of the Indian Economy. URL: https:// openknowledge.worldbank.org/handle/10986/6541

13. Еникеева Л. А., Ширшикова М. С. Теоретические и практические аспекты использования индикаторов оценки качества жизни // Медицина и организация здравоохранения. 2017. Т. 2. № 2. С. 4-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.