Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
660
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕОНИД АНДРЕЕВ / АНАЛИЗ / СОПОСТАВЛЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЁМ / LEONID ANDREEV / ANALYSIS / COMPARISON / TEACHING TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Исаева Елена Валерьевна

В статье предлагаются пути изучения произведений Леонида Андреева в современной школе, описываются приёмы работы с рассказами «Баргамот и Гараська», «Ангелочек», «Петька на даче».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF LEONID ANDREEV’S WORKSINA MODERN SCHOOL

The author of the article suggests ways of studying of Leonid Andreev’s works in modern school and describes techniques for working with the stories.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

Гуманитарная парадигма

www.humparadigma.ru № 3 (10) — сентябрь 2019 г.

Андреев в школе

УДК 372.882

Исаева Елена Валерьевна

Кандидат филологических наук, доцент, учитель русского языка и литературы высшей категории, МБОУ СОШ с. Красное Липецкой области; Российская Федерация, Елец, e-mail: korneeva_elena@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В статье предлагаются пути изучения произведений Леонида Андреева в современной школе, описываются приёмы работы с рассказами «Баргамот и Гараська», «Ангелочек», «Петька на даче».

Ключевые слова: Леонид Андреев, анализ, сопоставление, методический приём.

Elena V. Isaeva

PhD in Philological sciences, Associate Professor, teacher of Russian language and literature of the highest category,

Krasnoyevillage' school, Lipetsk region;

Russian Federation, Yelets

STUDY OF LEONID ANDREEV'S WORKSINA MODERN SCHOOL

Abstract. The author of the article suggests ways of studying of Leonid Andreev's works in modern school and describes techniques for working with the stories. Key words: Leonid Andreev, analysis, comparison, teaching technique.

Для цитирования:

Исаева, Е. В. Изучение произведений Леонида Андреева в современной школе // Гуманитарная парадигма. 2019. № 3 (10). С. 127-135.

Леонид Андреев — художник, которого нельзя назвать детским писателем, так как произведений, адресованных непосредственно юным читателям, у него нет. Однако его сочинения включены в школьные программы по литературе, рекомендованы для изучения учениками как среднего, так и старшего звена. В школьной практике в соответствии с разными программами изучаются рассказы («Кусака», «Молчание», «Гостинец», «Рассказ о семи повешенных»), повести («Жизнь Василия Фивейского», «Иуда Искариот», «Красный смех»), пьесы («Жизнь Человека»), роман («Дневник Сатаны») писателя, интересные как в психологическом, так и в содержательном аспектах. На сегодняшний день методической литературы и рекомендаций по организации и проведению занятий по творчеству Леонида Андреева достаточно — больше по малой прозе писателя, меньше — по его драматургии и романам [См. 3, 4, 5, 6].

В рамках курса «Родная литература» педагог может познакомить школьников с произведениями русских писателей, в которых представлены традиции страны, образ народа. Наряду с другими авторами мы включаем в круг чтения произведения Леонида Николаевича Андреева, уроженца Орловской губернии, в состав которой входили территории современной Липецкой области.

Художественные тексты этого писателя не являются самими сложными для восприятия современными школьниками, но вызывают определённые трудности в связи с тем, что созданы более 100 лет назад: современные дети не знакомы с некоторыми культурными реалиями того времени, поэтому нуждаются в комментариях педагога. С другой стороны, произведения этого автора наполнены глубоким смыслом, в них затрагиваются важнейшие нравственные проблемы, осмысление которых способствует самопознанию личности. В данной статье мы хотим предложить некоторые пути изучения сочинений Леонида Андреева в современной школе.

Произведения художника, входящие в школьные программы и включённые нами в курс «Родная литература», являются реалистическими, написаны понятным современным школьникам языком: это рассказы «Баргамот и Гараська» (1898), «Ангелочек» (1899), «Петька на даче» (1899).

Сочинения писателя позволяют познакомиться с особенностями жизни русских людей рубежа XIX-XX веков, увидеть различные проявления национального характера. Кроме этого рассказы Л. Андреева посвящены нравственным проблемам, сюжеты их достаточно просты, что позволяет сконцентрировать внимание на художественной специфике и моральном аспекте.

Один из важнейших принципов педагогики — наглядность. Общеизвестно, что человек информацию из окружающего мира в основном воспринимает через зрительный орган. В ходе занятия максимальное количество информации усваивается посредством зрительного восприятия (90%), и лишь 9% через слуховое. Поэтому оформление урока фотографиями, репродукциями, видеофрагментами или фонограммами, когда ученики испытывают комплексное воздействие звука и изображения, способствует более глубокому пониманию и усвоению материала под влиянием эмоционального фактора. Отметим, что наглядного материала для иллюстрирования занятий по жизни и творчеству Леонида Андреева немало, многое из изображений и фотографий является произведениями самого писателя, талантливого художника и увлечённого фотографа. Эти данные всегда уместно использовать как дополнение представлений о личности Андреева.

В современных условиях огромную помощь в учебном процессе оказывают мультимедийные презентации, созданные преподавателем или самими учениками. Презентация обычно строится, как книга: она может включать в себя заглавие, эпиграф, план, словарь, тексты или их фрагменты, иллюстрации графические и звуковые, порой видеофрагменты, тесты. Естественно, что мультимедиа упрощает подачу терминологического аппарата, списков литературы, а ещё позволяет полноценно проводить анализ небольших произведений или фрагментов текста, которые могут быть выведены на экран и доступны всем в ходе урока. На занятиях с учащимися среднего звена (5-8 классы) особенно важно использовать визуальный материал, который позволяет им погрузиться в атмосферу творчества того или иного автора, закрепить факты его биографии.

Чтобы облегчить ученикам восприятие информации о жизни писателя и понимание его произведений, на занятиях мы тоже используем мультимедийные презентации. Первая вводная часть урока знакомит с фактами биографии писателя и включает в себя заочную экскурсию по андреевским местам Орла — фотографии Дома-музея писателя, церкви, в которой его крестили, здания гимназии, где он учился. В презентации представлены портреты писателя разных лет, портреты его близких и фотографии, сделанные самим Леонидом Николаевичем. Старшеклассники часто сами способны подготовить качественную презентацию, получив соответствующие инструкции от педагога.

Тему урока по творчеству писателя в 5 классе формулируем в виде проблемного вопроса: «В чем беда Петьки? (Образ героя и сюжет рассказа Л. Андреева «Петька на даче»)». При анализе произведения главным

приёмом становится сопоставление: сравниваются два места действия: парикмахерская (город) и дача (природа) и два персонажа: Петька и Николка. Вопрос на уточнение образных характеристик: «Что между ними общего?» Обычно дети легко справляются с заданием и отмечают, что оба мальчика рано начали зарабатывать на жизнь, над ними смеются и их унижают. Но важно отметить отличия в их судьбах: у Петьки есть мать, которая изредка навещает его и даже привозит гостинцы, а вот Николка — круглый сирота. Даём школьникам задание — найти в тексте слова, которые указывают на то, как Николка ведёт себя во время приезда матери товарища: «стоял тут же и старался с обычной дерзостью смотреть на Надежду. Но в глазах его вместо дерзости светилась глубокая тоска: у него совсем не было матери, и он в этот момент был бы не прочь даже от такой, как эта толстая Надежда» [1, с. 38].

Подчеркиваем, что после посещения дачи у Петьки появляется некий идеал — жизнь на природе, вдали от ненавистной работы, у Николки нет даже этого, все его представления об иной, счастливой жизни взяты из рассказов товарища.

Важно обратить внимание учеников на причины несчастья детей, поэтому напоминаем им о социальном и материальном положении Петьки и Николки, которые не только не имеют возможности учиться, но и должны зарабатывать на жизнь самостоятельно.

Портретная характеристика героя Андреева важна для понимания идеи рассказа: художник фиксирует внимание на глазах своего героя. При анализе рассказа «Петька на даче» уточняем у ребят: «Какая деталь является главной в портрете Петьки? С кем сравнивает его автор? Почему он использует такое необычное сравнение мальчика со стариком?» Андреев неоднократно описывает выражение глаз Петьки («сонные»), замечает морщинки на лице мальчика, которые пропадают в поезде и на даче, где «маленький старичок» помолодел. Уточняем у детей: «Почему портрет Петьки даётся в рассказе несколько раз?» Ученики подчёркивают, что это нужно для того, чтобы показать, как повлияла на ребёнка жизнь за городом, на свободе, это поможет им понять роль природы в жизни Петьки.

В рассказе Л. Андреева образы двух мальчиков противопоставляются: Николка пытался вести себя как взрослый: «курил папиросы, сплевывал через зубы, ругался скверными словами и даже хвастался Петьке, что пил водку, но, вероятно, врал» [1, с. 34]. Предлагаем ученикам вопрос: «Почему Николка так себя ведет?» Пятиклассники отмечают, что таким образом мальчик демонстрирует свою самостоятельность, неблагоприятные жизненные обстоятельства вынуждают героя защищаться от окружающего мира таким способом.

Уточняем у школьников, как относились к Петьке клиенты парикмахерской? Вот как описывает это автор: «Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, а рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея» [1, с. 36]. Просим рассказать, в какой обстановке живёт герой: «И зимою, и летом он видел всё те же зеркала, одно из которых было с трещиной, а другое было кривое и потешное. На запятнанной стене висела одна и та же картина, изображавшая двух голых женщин на берегу моря, и только их розовые тела становились всё пестрее от мушиных следов, да увеличивалась чёрная копоть...» [1, с. 36] Просим учеников подумать, почему Леонид Андреев показывает своего героя непривлекательным, отталкивающим? Что влияет на мальчика?

Предлагаем ребятам вспомнить, о чём мечтает Петька. Унылое, лишённое радостей существование вызывает у ребёнка желание оказаться в «другом месте», «о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно» [1, с. 37].

Анализируя рассказ Андреева, дети достаточно легко выделяют элементы сюжета. Поэтому данная форма работы является продуктивной, она помогает закрепить навык определения элементов текста. Конечно же, педагог должен указать путь нахождения тех или иных эпизодов. Для выявления кульминации, например, рекомендуем подумать над вопросом: «Когда при чтении текста мы более всего тревожимся за героя и сочувствуем ему?»

Работу над рассказом строим как сопоставление героев, при этом уточняем: «Почему рассказ назван „Петька на даче", хотя речь в нём идёт и о повседневной жизни героев?»

В конце уроков ученики должны определить тему и идею произведения. Они приходят к выводу о том, что тема рассказа Л. Андреева — история ребёнка, лишённого детства. Идея: лучшее время в жизни героя — дни, проведённые за городом, где он почувствовал себя свободным и счастливым.

При чтении рассказа «Ангелочек» (в 6 классе) необходимо пояснить традиции, связанные с сочельником и Рождеством. Ученикам нужно дать представление и о структурных особенностях произведений календарного жанра: приуроченность к предпраздничному времени и празднику, чудо как значимый элемент сюжета и преображение человеческой души.

Ведущим приёмом становится медленное комментированное чтение небольшого рождественского рассказа. При анализе произведения целесообразно использовать метод прогнозирования развития сюжета, если предварительно школьники не получили задание прочитать весь текст.

Первый вопрос, который им предлагается: «О чём пойдет речь в произведении?» По мере чтения рассказа целесообразно делать остановки и давать детям возможность высказывать свои предположения о том, что произойдет на празднике у Свечниковых, что после возвращения Сашки домой. Подобный вид деятельности способствует совершенствованию речевых навыков и развивает фантазию школьников. Затем дети сравнивают свои предположения с текстом Л. Андреева.

После знакомства с произведением задаём учащимся вопросы: «Почему Сашка так плохо себя ведёт? Есть ли у мальчика друзья? В чём причина неудач героя? Почему Сашке не хочется жить? Какие проблемы затрагивает писатель в этом рассказе? Почему произведение названо «Ангелочек»? Присутствуют ли черты рождественского рассказа в сочинении Л. Андреева?»

Затем предлагаем школьникам посмотреть мультфильм режиссера-постановщика Залины Бидеевой «Ангелочек» (2008 г.) и найти его отличия от произведения Л. Андреева. Подобное задание требует от учащихся внимательности, требует ещё раз обратиться к тексту, позволяет определить проблематику и конфликт произведения. Музыка Юрия Абдокова, использованная в мультипликационном фильме, усиливает эмоциональное воздействие вербальной составляющей рассказа Леонида Андреева. В мультфильме закадровый голос читает текст, это, с одной стороны, позволяет школьникам ещё раз повторить содержание произведения, с другой — требует от учеников повышенного внимания.

Задаём детям вопросы: «Что общего и в чём различие рассказа и мультфильма? Почему режиссёр включил в мультфильм стихотворение В. Набокова «Волчонок»? Что общего у героя рассказа Л. Андреева и волчонка из стихотворения В. Набокова? О чём это произведение?» Стихотворение В. Набокова перекликается с основной идеей рождественского рассказа — преображением человеческой души под воздействием чуда. Данный текст писателя является хорошим материалом для развития речевых навыков школьников: обычно мы на его примере учим составлять отзыв о прочитанном произведении. Вдумчивое прочтение этого грустного рождественского рассказа позволяет воспитывать в детях внимательное отношение к близким и чужим людям.

Проведение параллелей с мультфильмом позволяет школьникам увидеть связь «Ангелочка» с рассказом «Петька на даче», также входящим в круг чтения школьников. Уточняем у ребят: «Какие чувства испытывают герои Андреева в период счастья? Что чувствует Петька в момент его разрушения?»

Часто завершающим видом работы на уроках в среднем звене становится творческое задание — составление синквейна, которое очень нравится детям и выполняется им с энтузиазмом. Синквейн — это небольшое не рифмованное стихотворение из пяти строк: 1 строка — существительное, выражающее главную тему; 2 строка — два прилагательных, отражающих идею; 3 строка — три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка — предложение, определяющее смысл ключевого понятия;

5 строка — итог в форме существительного, вызывающего ассоциации с первым словом. Перед работой обязательно ученикам приводится пример синквейна на другую тему. Небольшой объём требуемого «сочинения» даёт возможность точно и по существу выразить свою оценку событий и героев. Это задание школьники охотнее выполняют в парах или небольших группах, оно развивает коммуникативные навыки и сотворчество.

Изучение рассказа «Баргамот и Гараська» (в 10 классе) в рамках курса «Родная литература» начинаем с беседы о сути праздника православной Пасхи и связанных с нею традиций (проводим словарную работу, предлагая ученикам пояснить слова «похристосоваться», «разговляться», «кулич»). Ученикам предлагается вспомнить признаки произведений календарного жанра: приуроченность к предпраздничному времени и празднику, чудо как значимый элемент сюжета и преображение человеческой души. Чтение и анализ этого произведения позволяет вести разговор о православных традициях русского народа, а также об образе «маленького» человека в трактовке Леонида Андреева. В рассказе затронута и проблема одиночества, чрезвычайно значимая для писателя.

Рассказ школьники читают дома и получают предварительное задание подготовить выписки из текста, характеризующие главных героев. На уроке им предлагаются вопросы: «Почему Ивана Акиндиныча Бергамотова звали Баргамотом? Почему Баргамот был в плохом настроении? Что известно о Гараське? Что хотел сделать Гараська, когда Баргамот вёл его в участок? Почему Гараська заплакал? Почему Баргамот пригласил Гараську к себе домой? Можно ли назвать это произведение Л. Андреева „пасхальным рассказом"?»

Необходимо провести словарную работу — пояснить значения лексем «мастодонт», «бергамот», что позволит школьникам оценить иронию автора. Привести иные примеры авторской иронии.

Интересным визуальным штрихом могут послужить куклы орловской художницы Наталья Захаровой, выполненные к спектаклю по рассказу писателя, фотографии которых демонстрируются на слайдах презентации. Обсуждение этих работ создаёт дополнительный стимул для

совершенствования навыка связной речи, позволяет сопоставить текст и воплощение образов в трактовке художницы. В старших классах легко осуществить инсценировку фрагментов произведения: целесообразно дать разным группам учеников задание показать тот или иной элемент сюжета. Подобная работа будет способствовать не только раскрытию творческих способностей школьников, но и поможет в определении структурных частей текста.

Важно подвести учеников к выводу о том, что в своих календарных рассказах писатель стремился показать судьбы обездоленных и одиноких существ, которых окружающие не принимают. И лишь в праздник Рождества или Пасхи для них становится возможным недолгое соединение с миром и людьми. И здесь уместно будет предложить ученикам вспомнить рассказ «Ангелочек».

Именно в старших классах происходит целостное осмысление специфики андреевских текстов на основе уже имеющегося читательского опыта. Подводя итоги, предлагаем вопросы: «Что общего в известных вам рассказах писателя? Какими изображены главные герои произведений? Какое настроение возникло у вас после прочтения этих рассказов?»

Стоит отметить, что именно эмоциональная реакция учеников является основной при оценке произведений Леонида Андреева. Прежде всего их трогает состояние одиночества и отчужденности героев писателя от жизни и мира, как отмечает А. Богданов: «...для Андреева главной и самой суровой правдой было одиночество человека» [6, с. 19]. Именно стремление выразить свои чувства и мысли о прочитанном способствуют осмыслению нравственной проблематики сочинений художника, совершенствованию речевых навыков, построению развёрнутых монологических высказываний.

Литература

1. Андреев, Л. Н. Петька на даче // Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Авт.-сост. Г. С. Меркин. 2-е изд. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. С. 33-44.

2. Богданов, А. Между стеной и бездной. Леонид Андреев и его творчество // Андреев, Л. Н. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. М. : Художественная литература, 1990. С. 5-40.

3. Исаева, Е. В. «Иуда Искариот» Л. Н. Андреева в практике школьного преподавания // Русское Подстепье и его историко-культурный ареал в литературе Х1Х-ХХ веков: сборник материалов научно-практической конференции (30 сентября — 1 октября 2011 г.), посвящённой памяти доцента

134

С. В. Красновой. Серия «Библиотека культурного наследия Елецкого края». Вып. 9. Елец : ЕГУ им. И. А. Бунина, 2012. С. 259-264.

4. Михеичева, Е. А. Творчество Л. Н. Андреева в школе. Методические рекомендации в помощь учителю // Литература. № 8. 2004. С. 9-23.

5. Писатели Орловского края. XX век : метод. рекомендации и материалы / Отв. ред. Е. А. Михеичева. Орёл : Вешние воды, 2004. 438 с.

6. Смоголь, Н. Н. Специфика занятий по литературе в Университетском лицее ОГУ // Инновационные технологии довузовского образования: коллективная монография / Под ред. Е. Н. Пузанковой. Орёл: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2014. С. 104-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.