УДК 81
ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА
© 2015 Н.А.Борзова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 01.10.2015
В данной статье представлен авторский взгляд на проблему детского образа в произведениях Леонида Андреева.
Ключевые слова: Леонид Андреев, изображения детей, «Ангелочек», «Собачий вальс».
Как-то принято считать, что Леонид Андреев своеобразные «воспеватель смерти». Редкий рассказ его или пьеса не имеют печального конца: смерть естественная или насильственная, или вовсе самоубийство главного героя. Однако, сам же автор в статье «О писателе», опубликованной в 1902 году, говорит о том, что писатель должен «лишнее отдавать тем людям, которых он любит на бумаге», должен выпить до дна «чашу человеческого горя, унижения, несправедливости и нищеты»1. И Андреев выпивает эту чашу со своими персонажами, с теми, кого на бумаге любит больше всего - с детьми. Стоит отметить, что в ранних своих рассказах образы детей автор употреблял как противопоставление образам взрослых. Подчеркивая несовершенство, несостоятельность, несамостоятельность маленьких человечков ярко вырисовывался контраст сильных и ярких личностей взрослых людей - родителей, хозяев, чиновников. В более зрелых же произведениях Андреева дети становятся ценностью, смыслом человеческого существования.
Мы считаем, Леонид Андреев, затрагивая тему детей в своих поздних произведениях, выражает какую-то особенную тоску по детям своим собственным. Ведь всех своих родных детей Андреев обрел именно в последние годы своей жизни, в Финляндии.
Николай Михайловский утверждал, что Андрееву не удаются дети2. Мы не согласны со столь
Борзова Надежда Александровна, социальный педагог и преподаватель литературы, аспирант кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы. E-mail: borzova.smk@mail. ru
1 Андреев Леонид. Полное собрание сочинений в 6-ти томах / Л.Андреев. - СПб.: Издание т-ва А.Ф.Маркса, 1913. - Т.6. - С.283.
2 Михайловский Н.К. «Рассказы» Леонида Андреева. Страх жизни и страх смерти. Сочинения. - М.: 2011. [Электронный ресурс] / Н.К.Михайловский - Режим доступа: http://www.litres.ru/pages?biblio book/?art= 2447515/html
категоричным заявлением критика. На наш взгляд своих маленьких персонажей Андреев описывает с особой любовью и вниманием. Петька из рассказа «Петька на даче» представлен автором более чем положительно: «Петьке было десять лет; он не курил, не пил водки и не ругался, хотя знал очень много скверных слов, и во всех этих отношениях завидовал товарищу»3. Однако ангельское поведение никак не сочетается с образом ребенка: «...худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика»4. В противовес этому мальчишке встает реальное окружение взрослого мира: «.мужчины и женщины, грязно и странно одетые. Были лица равнодушные, злые или распущенные, но на них лежала печать крайнего утомления и пренебрежения к окружающему»5. И вот у этого окружения есть реальная власть над этим «состарившимся карликом»: отправить его в мир иллюзий, мечты и детского счастья, которым и является заветная дача или вернуть его в реальность где «пьяный мужчина бил такую же пьяную женщину»6.
Литературные дети Андреева страдают и, кажется, что нет для них никакого спасения. «Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью.»7. Так начинается всем известный рассказ с умилительным названием «Ангелочек». Автор предлагает на суд читателя судьбу подростка, который в свои тринадцать
3Андреев Л. Петька на даче // Л.Андреев. Полное собрание сочинений в 6-ти томах.....- Т.1. - С.91.
4 Андреев Л. Петька на даче. - С.93.
5 Андреев Л. Петька на даче. - С. 91.
6 Андреев Л. Петька на даче. - С. 98.
7 Андреев Л. Ангелочек // Л.Андреев. Полное собрание
сочинений в 6-ти томах.....- Т.1. - С.38.
Филология
лет, обладая «непокорной и смелой душой..., не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни»8. Мстил жизни! Мальчик вынужден бороться с несправедливостью своего существования, в то время как взрослые герои Леонида Николаевича чаще находят простой выход - сумасшествие или самоубийство.
Такие «бездетные» взрослые очень точно описаны в пьесе «Собачий вальс». Эта пьеса, по мнению Андреева, должна была произвести особое впечатление на зрителя, потому что это «вещь будущего»9. Окончательный вариант «Собачьего вальса» вышел из-под пера Леонида Андреева в 1916 году, однако при жизни автора пьеса так и не была напечатана. Текст был издан после смерти автора в 1922 году во Франции. Стоит отметить, что в наши дни пьеса стала популярной лишь для анализа литературоведов, современные же театры по-прежнему не стремятся выносить «вещь будущего» на большую сцену. Вокруг сюжета пьесы бушуют споры на предмет проблемы одиночества, которую автор заявил в названии произведения - «Собачий вальс. Поэма одиночества». На наш взгляд, в пьесе раскрываются образы одиноких взрослых, лишенных возможности воспитывать свое потомство, реализовать себя в будущем. Тревожное состояние души, свою «русскую тоску», передает Андреев в образах своих героев, откровенничая с читателем то через Генриха Тиле, то через служащего в полиции «по части паспортных дел» -Александрова, более известного своим прозвищем - Феклуша.
12 мая 1918 года Андреев напишет в своем дневнике: «Живем мы совершенными Робинзонами, и это было бы невыносимо, если бы не дети. Вот кто придает смысл даже этой жизни, и только теперь, за этот каторжный год, я оценил их значение»10.
Андреев подчеркивает, что не все видят и осознают «важность» детей, но все же бессознательно чувствуют это. Примером проявления такого бессознательного чувства выступают герои «Собачьего вальса» - Елизавета, Счастливая Женечка, Феклуша.
Неверная Елизавета, обманувшая Генриха Тиле и вышедшая замуж за другого человека край-
8 Андреев Л. Ангелочек...
9 Дневник (1914 - 1919) / Леонид Андреев SOS.: Дневник (1914 - 1919); Письма (1917 - 1919); Статьи и интервью (1919); Воспоминания современников (1918 -1919) / вступит. статья., сост. и примеч. Р.Дэвиса и Б.Хеллмана. - М.; СПб.: Atheneum; Феникс, 1994. - 598 с., илл. - С.138.
10 Дневник (1914 - 1919)/ Леонид Андреев SOS.. -С.85.
не несчастная женщина. За три года своего брака она дважды столкнулась со смертью близких ей людей - похоронила и мужа, и ребенка. Считая свою жизнь законченной для радости и счастья, она становится любовницей Карла Тиле - брата Генриха, уподобляясь в своем грехе другому персонажу андреевской пьесы - Екатерине Ивановне. Попав в дом Генриха в его отсутствие, она искренне переживает несостоявшуюся семейную жизнь. Она вспоминает, как влюбилась в Генриха с первого взгляда, как он шел по улице «печально и не видел никого». И в минуты полного отчаяния женщина рассуждает о неродившихся детях, как о причине несостоявшегося семейного счастья. «Может быть, ты тоже плакал, Генрих? Может ты тоже думал о неродившихся детях? О какое ужасное слово: неродившиеся дети. Кто не родился? Кто не увидел света? Кого здесь ждали и кто не пришел? Кто не родился? Кто не пришел?»11
Названная Андреевым счастливой, Женечка тоже по-женски не счастлива. Однажды став матерью, она так и не познала радость материнства. Именно с детьми, считал Андреев, мы составляем «целое человеческое общество, человечество, со всеми его возможностями, в него заложенными: бессмертием, преемственностью, и жизнью идей, совершенствованием, любовью, ревностью, страданием и гениальностью»12. Счастливая Женечка - женщина без будущего, без права на бессмертие. Женщина легкого характера и, как следствие, поведения, просто бросила своего новорождённого мальчика в помойку, потому что он был некрасив - «плюгавенький, недоносок»13.
В противопоставление Женечке можно привести находчивую мать из рассказа «Великан», которая придумывает забавную историю, чтобы утешить своего малыша: «Какой смешной великан! Пришел и упал! Вот смешной! Шел по лестнице - раз - раз, зацепился за порожек и упал. Такой глупый великан!»14. Шутливая история про сказочного героя, про его похождения заканчивается страшно и жутко: «Так глубокой ночью, говорила мать над умирающим ребенком. Носила его по темной комнате и говорила, и фонарь светил в окно, - а в соседней комнате слушал ее
11 Андреев Л.Н. Собачий вальс. Поэма одиночества / Л.Н.Андреев // Андреев Л.Н. Драматические произведения: в 2 т. / сост., вступ. ст. и примеч. Ю.Н.Чирва. -Л.: Искусство, 1989. - Т.2. - С.589 - 632; 627.
12 Дневник (1914 - 1919) / Леонид Андреев SOS.... -С.85.
13 Андреев Л.Н. Собачий вальс.....- С. 619.
14 Андреев Л. Великан // Л.Андреев. Полное собрание сочинений в 6-ти томах.....- Т.1. - С. 163.
слова отец и плакал»15. Отец плакал! Плакал и Генрих Тиле во время встречи со своей неверной Елизаветой.
Жизнь продолжается лишь для Феклуши, которого дома ждут жена и дети. В пьяном бреду он даже забывает о том, сколько у него детей, здоровы ли они. Андреев символично представляет Александрова как отца пятерых детей (у самого писателя их тоже пять - Н.Б.), и акцентирует внимание на младшем сыне. Это о нем беспокоится непутевый отец за стаканом пунша перед походом в трактирчик: «Сегодня у меня мальчик заболел, Генрих Эдуардович. Корь, что ли? Не знаю.»16. И все-таки, при разгульной жизни и аморальном поведении Александров -единственный персонаж пьесы, который обеспечил себе будущее в своих детях.
Пьеса заканчивается самоубийством главного героя - Генриха Тиле. Странно, но в своей предсмертной речи Генрих вспоминает свое детство. На наш взгляд, очень символично, что чистый, непорочный образ ребенка всплывает в памяти героя именно в роковой момент принятия решения о самоубийстве. И Генрих, как Сашка из «Ан-
гелочка», намеревается отомстить жизни. Всплывает образ мамы, которая научила его играть на рояле: «Теперь я сыграю мой любимый «собачий вальс»17. Танец собачек, которым показывает кусочек сахара и дергает за ниточки сама смерть.
В данной статье мы попытались показать, что для Леонида Андреева дети - не случайные персонажи. Автор демонстрирует тонкое понимание психологии ребенка, проявляет глубокое сострадание к своим, лишенным детства, маленьким героям. Огромный талант автора, как мастера психологического портрета, дает возможность читателю в полной мере прочувствовать внутренний мир героев через сильные, настоящие переживания.
15 Андреев Л. Великан. - С.164.
16 Андреев Л.Н. Собачий вальс. Поэма одиночества/ Леонид Николаевич Андреев // Андреев Л.Н. Драматические произведения: в 2 т. Т.2/ сост., вступ. ст. и примеч. Ю.Н. Чирва. - Л.: Искусство, 1989. - С. 607.
17 Андреев Л.Н. Собачий вальс. Поэма одиночества. -С. 632.
IMAGES OF CHILDREN IN LEONID ANDREEV'S WORKS
© 2015 N.A.Borzova" Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article presents the author's view on the issue of child image in the works by Leonid Andreev. Keywords: Leonid Andreev, images of children, «Cherub», unborn child, «Dog Waltz».
Nadezhda Aleksandrovna Borzova, Social teacher and teacher of literature, Postgraduate of Department of Russian, foreign Literature and literature teaching methodology. E-mail: borzova.smk@mail. ru