Научная статья на тему 'Художественная повседневность прозы И. А. Бунина рубежа веков в контексте концепций бытового и обыденного в творчестве Л. Н. Андреева и И. А. Гончарова'

Художественная повседневность прозы И. А. Бунина рубежа веков в контексте концепций бытового и обыденного в творчестве Л. Н. Андреева и И. А. Гончарова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
492
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ / AXIOLOGICAL DOMINANTS / ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / THE EVOLUTION OF THE WORLD OUTLOOK / ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ORDINARY CONSCIOUSNESS / НЕПОВСЕДНЕВНОЕ / И. А. БУНИН / IVAN BUNIN / Л. Н. АНДРЕЕВ / LEONID ANDREEV / И. А. ГОНЧАРОВ / IVAN GONCHAROV / ARTISTIC EVERYDAYNESS / NON-EVERYDAY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пустовойтова О. В.

В представленной статье осуществляется анализ феномена повседневности в прозе И. А. Бунина в контексте творчества писателей Л. Н. Андреева и И. А. Гончарова. Цель работы выявление авторской концепции художественной повседневности, определение ключевых доминант творчества писателей в ракурсе художественного осмысления реалий обыденного мира. Объектом исследования становятся произведения таких авторов, как И. А. Бунин («Танька», «Антоновские яблоки», «Забота»), Л. Н. Андреев («Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Ангелочек»), И. А. Гончаров («Обломов»). Предметом исследования является обыденное пространство и время героев. Актуальность предпринятого подхода в рассмотрении произведений указанных авторов обусловлена необходимостью нового понимания и обогащения представления о мировоззрении писателей и тенденциях литературного процесса в целом. Автор статьи использует сопоставительный анализ в качестве основного метода исследования, а также феноменологический и аксиологический подходы в осмыслении творческого наследия писателей. В статье представлен обзор исследований по проблеме повседневности в рамках гуманитарных наук (истории, философии, литературоведения). Анализ художественной повседневности проводится в рамках осмысления категорий бытового и бытийного, текущего и вечного, обыденного и возвышенного, уродливого и прекрасного. Через оппозицию обыденного и исключительного автор статьи выделяет ценностные ориентиры героев произведений И. А. Бунина, Л. Н. Андреева, И. А. Гончарова и приходит к утверждению значимости жизни во всех ее проявлениях. Новизна изложенных положений находит свое выражение в качественно новом ракурсе осмысления эволюции взгляда И. А. Бунина на проблему обыденного и неповседневного. Проводится комплексный анализ художественной повседневности, анализируются повседневная и неповседневная сферы, выявляются аксиологические доминанты и эстетическая сущность изучаемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественная повседневность прозы И. А. Бунина рубежа веков в контексте концепций бытового и обыденного в творчестве Л. Н. Андреева и И. А. Гончарова»

УДК 821.161.1

О. В. Пустовойтова (Магнитогорск, Россия)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ПРОЗЫ И. А. БУНИНА РУБЕЖА ВЕКОВ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИЙ БЫТОВОГО И ОБЫДЕННОГО В ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. АНДРЕЕВА И И. А. ГОНЧАРОВА

Аннотация. В представленной статье осуществляется анализ феномена повседневности в прозе И. А. Бунина в контексте творчества писателей Л. Н. Андреева и И. А. Гончарова. Цель работы - выявление авторской концепции художественной повседневности, определение ключевых доминант творчества писателей в ракурсе художественного осмысления реалий обыденного мира. Объектом исследования становятся произведения таких авторов, как И. А. Бунин («Танька», «Антоновские яблоки», «Забота»), Л. Н. Андреев («Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Ангелочек»), И. А. Гончаров («Обломов»). Предметом исследования является обыденное пространство и время героев. Актуальность предпринятого подхода в рассмотрении произведений указанных авторов обусловлена необходимостью нового понимания и обогащения представления о мировоззрении писателей и тенденциях литературного процесса в целом. Автор статьи использует сопоставительный анализ в качестве основного метода исследования, а также феноменологический и аксиологический подходы в осмыслении творческого наследия писателей. В статье представлен обзор исследований по проблеме повседневности в рамках гуманитарных наук (истории, философии, литературоведения). Анализ художественной повседневности проводится в рамках осмысления категорий бытового и бытийного, текущего и вечного, обыденного и возвышенного, уродливого и прекрасного. Через оппозицию обыденного и исключительного автор статьи выделяет ценностные ориентиры героев произведений И. А. Бунина, Л. Н. Андреева, И. А. Гончарова и приходит к утверждению значимости жизни во всех ее проявлениях. Новизна изложенных положений находит свое выражение в качественно новом ракурсе осмысления эволюции взгляда И. А. Бунина на проблему обыденного и неповседневного. Проводится комплексный анализ художественной повседневности, анализируются повседневная и неповседневная сферы, выявляются аксиологические доминанты и эстетическая сущность изучаемого феномена.

Ключевые слова: художественная повседневность, аксиологические доминанты, эволюция мировоззрения, обыденное сознание, неповседневное, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, И. А. Гончаров.

К вопросу о ценности повседневного мира во всех его проявлениях обращаются исследователи из различных социально-гуманитарных наук. В работах известных историков XIX века таких, как И. Е. Забелин [5], К. А. Иванов [7], Н. И. Костомаров [9] были проведены исследования повседневной действительности русского народа. Историков интересовал внутренний уклад жизни семьи в России, ее традиции и обычаи, убранство пространства дома, ежедневные ритуалы.

В конце ХХ - начале XXI веков повседневность стали рассматривать в ракурсе философского осмысления, в культурологическом аспекте, с точки зрения обыденного сознания в психологии и социологии, как литературный феномен в филологии. В философской науке, в трудах таких исследователей, как Е. В. Золотухина-Аболина [6], И. Т. Касавин [8] и других, сформировался подход к повседневности как образу мира, лишенному творчества, чуждому новизны, где доминируют устоявшиеся стереотипы, нормы и правила, принятые в обществе.

В литературоведении художественное осмысление повседневности прослеживается в работах таких авторов, как К. А. Воротынцева [3] и М. В. Селеменева [10], которые одними из первых приступили к изучению данной проблемы в классической литературе. Обоснованием этого факта стала необходимость определения миропонимания писателя сквозь призму художественной повседневности. Так, К. А. Воротынцева в качестве подхода использует оппозицию бытового и бытийного. Автора интересуют традиции, которые сложились в семье, способ оформления бытового пространства, предметы интерьера и дизайна. В работе «Поэтика повседневности в аспекте действительности героя» [3] исследователь проводит анализ феномена повседневности с философской позиции, а именно

повседневности быта и бытия. Предметом анализа становится поведение человека в обыденной жизни, в семье, в ситуации нравственного выбора. Особый интерес для К. А. Воротынцевой представили в этом плане художественные произведения Ф. М. Достоевского, всегда детально описывающего быт своих героев. Также она обращается к осмыслению художественной повседневности в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.

Исследователь М. В. Селеменева под феноменом повседневности понимает обыденное течение жизни, события и отношения, которые ежедневно возникают в жизни человека, становясь для него источником творческого потенциала и нравственного становления. Материалом анализа М. В. Селеменевой в статье «Поэтика повседневности в городской прозе Ю. В. Трифонова» [10] являются рассказы «Обмен» (1969.), «Долгое прощание» (1973), «Дом на набережной» (1976), «Другая жизнь» (1986) и ряд других. Важными доминантами оказываются: благополучие семьи, ценности обыденного мира, вопрос о доме и изменения, протекающие в повседневном пространстве человека, оказывающие влияние на его выбор и ценностные установки. Исследователь считает, что для героев произведений Ю. В. Трифонова повседневность - «естественная среда обитания» [6, с. 196], наполненная как привычными бытовыми деталями и сюжетами, так и сферами, позволяющими им открыть в себе творческий и духовно-нравственный потенциал. Повседневный мир героев его произведений состоит из прекрасного и безобразного, возвышенного и ничтожного.

Сквозной темой произведений Ю. В. Трифонова является вопрос о наследстве недвижимого имущества. Герои рассказов оказываются в ситуации, когда необходимо сделать нравственный выбор: сохранить родственные связи или получить желаемые квадратные метры. Они испытывают чувство неудовлетворенности, обыденная действительность тяготит их своей неизменчивостью и предсказуемостью. Однако именно в повседневности герои находят источники творческой энергии, вдохновения, любви, сострадания. Прослеживается тенденция к утверждению ценности повседневного мира в городской прозе Ю. В. Трифонова.

Творчество И. А. Бунина рубежа XIX начала - XX веков представляет особый интерес в плане изучения художественного осмысления писателем обыденной действительности. Комплексный подход к анализу творчества И. А. Бунина позволит определить ключевые позиции его прозаического наследия, расширить представления о его творческой индивидуальности и эволюции взглядов на проблему повседневного и неповседневного в жизни человека.

Восприятие повседневного мира И. А. Бунин передает через чувства и настроение персонажей, через их поступки и образ мыслей. В рассказах писателя 1890-1900-х гг. обыденная реальность представлена как неизменчивое образование, где все подчинено условностям и стереотипам обыденного течения жизни, где все предсказуемо и повторяемо, лишено креативного начала. В поисках «повышенного чувства жизни» [11] и аксиологических доминант бунинские герои преодолевают границы повседневного мира.

Героями ранних произведений И. А. Бунина становятся личности, лишенные креативного начала, поглощенные своим бытом. Как одна из сфер неповседневного в раннем его творчестве представлен праздник, который рассматривается как внутреннее состояние героев, их новое ощущение жизни. В рассказе «Танька» (1892) анализируется оппозиция «обыденность - праздник». Повседневный ритм жизни героя с появлением в его доме деревенской девочки Таньки прерывается. Для Павла Антоныча мелкие, житейские, суетные дела и проблемы утрачивают свое значение. Привычная действительность и все, что ее наполняло, претерпевает изменение. Ощущение обыденной, бесконечной тоски сменяется чувством душевного восторга, который он передает игрой на гитаре.

Пространство и время меняются и для деревенской девочки Таньки. Дом барина становится для героини рассказа невиданным миром, реалии которого вызывают в ее душе эмоциональный подъем. Явления повседневного быта (самовар, часы, отсчитывающие

прожитое человеком время, атрибуты интерьера и одежды) предстали Таньке чудными, дивными, наполненными каким-то неведанным ей чувством. Душа героини наполнилась счастьем, теплом, праздничным настроением.

В рассказе «Антоновские яблоки» (1900) ясно прослеживается не только позиция литературного героя, но и позиция самого И. А. Бунина, прожившего свою жизнь в поиске вечного праздника и непрерываемой феерии жизни, в состоянии любования ее дарами. Герой произведения возвышается над обыденностью, его органы чувств начинают воспринимать действительность особенно остро: «Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!» [2, с. 56]. Бунинский герой переживает момент наслаждения жизнью, он постигает всю ее красоту, богатство, перед ним открываются истинные ценности бытия. В повседневной действительности он находит смысл собственного существования и предназначения.

Тенденция поиска смысла бытия и обретения собственного я в повседневной действительности становится одной из главных для героев литературных произведений рубежа Х1Х-ХХ веков. Художественное осмысление повседневности находим в творчестве Л. Н. Андреева. В ранней прозе автора - в рассказах «Баргамот и Гараська» (1898), «Петька на даче» (1899), «Ангелочек» (1899) - прослеживается противопоставление повседневного и неповседневного в жизни героев. Как и бунинские, они ищут выход из обыденного круговорота вещей и ежедневно повторяющихся ситуаций.

Писатель показывает переход героев от обыденного состояния к необычному. Звон колокола, возвещающий о воскресении Христа в пасхальный весенний день, на какое-то мгновение изменил однообразную текучесть времени и для бродяги Гараськи, скитающегося изо дня в день по улицам городам, и для городового Баргамота, относящегося к человеку с присущей ему важностью и величием. В светлый праздник Пасхи грубость невежество героев сменяются милосердием и добротой, душевной отзывчивостью и благоговением. Реалии привычного мира обретают новые краски, звуки и символы. Так, пасхальное яйцо, подаренное Гараське в светлый пасхальный день, становится для него символом жизни и душевного подъема.

В рассказе «Петька на даче» Л. Н. Андреев показывает, как в душе героя происходит перерождение и преображение. Смена обыденного пространства, ограниченного парикмахерской, «полной надоедливых мух и грязи», где мальчик Петька изо дня в день обслуживал швейцаров, приказчиков, где все было пропитано «скучным запахом дешевых духов», помогла герою взглянуть на мир другими глазами. Оказавшись в «другом месте», на даче, Петька попадает в мир беззаботного детства. С его лица сходит будничная усталость и чувство тревоги, оно озаряется детской улыбкой, а в глазах появляется блеск. Дни, проведенные Петькой на даче, становятся праздником жизни.

Символично название рассказа «Ангелочек». Герои произведения проживают свою жизнь под покровом ежедневной суеты и непонимания. В рождественскую ночь в их душе пробуждаются давно забытые чувства: любовь, привязанность, нежность и ласка, доброта и милосердие. Восковой ангелочек, украшающий праздничную елку, становится для героев символом надежды и перемен. Безропотный, невесомый, проникновенный образ ангелочка на мгновение подарил мальчику Сашке и его отцу ощущение гармонии, красоты мира, душевной теплоты и радости. В рождественскую ночь сын и отец постигают чувство любви и благодати, они становятся единым целым, семьей. Символичен и финал рассказа, с наступлением утра ангелочек тает от огня, становится обычным воском. Обыденность торжествует над мгновениями неповседневности.

Герои рассказов Л. Н. Андреева, как и герои И. А. Бунина, пережив «неповседневные» мгновения счастья, возвращаются в привычный мир вещей. Но возвращение в обыденность уже ознаменовано надеждой на перемены и просветление.

В произведениях И. А. Бунина 1905-1920-х гг. наблюдается эволюция взглядов на обыденный мир, который становится для героев ценным и значимым во всех своих проявлениях. Аксиологическими доминантами в прозе художника периода 1910 -х годов становятся: человек и семья, дом и быт.

Новое осмысление пространства повседневности наблюдается в рассказе И. А. Бунина «Забота» (1913). Авдей, главный герой рассказа, ведет заурядный образ жизни: он втянут в круговорот житейских проблем, которые полностью поглощают его существование. Важными портретными характеристика героя становятся: усталость от жизни, изможденность тяжким трудом и повседневными заботами. Все, казалось бы, знаменательные события: любовь, свадьба, рождение детей - он воспринял как обыденные явления. Герой рассказа не подвергает сомнению свое обыденное существование, так как для него оно представляется единственно возможным и нормальным. Привычный круг вещей и людей дает ему ощущение стабильности, чувство защищенности, уверенности в завтрашнем дне, освобождает его от тревог. Авдей боится перемен в своей жизни и стремится сохранить ее уклад. Символом разрушения привычного хода времени становится паровоз, который своим шумом и грохотом потрясает обыденное пространство.

Именно о сохранении в неизменном состоянии обычного уклада жизни писал И. А. Гончаров в романе «Обломов» (1859). Для героя романа Ильи Ильича Обломова привычное течение жизни и уклад, который складывался в Обломовке поколениями, представляет наивысшую ценность. В повторяемости и привычности событий (семейные обеды, послеобеденный сон, лежание на теплом диване), а также в умиротворенности он находит единственный смысл. В Обломовке ход времени монотонен, события повторяемы и однообразны. Однако именно здесь герои проживают минуты счастья и радости, ощущают единение с природой и близкими им людьми, пребывают в состоянии покоя и безмятежности. Для Ильи Ильича деревня Обломовка - дом, райское место, в котором хочется жить вечно без тревог и волнений. Все, что находится за пределами усадьбы, а также любовь Ольги, встречи и разговоры с ней несут для главного героя романа угрозу нарушения привычной жизни, ее сложившегося уклада. Обломов физически ощущает потребность в сохранении традиций семьи и собственного душевного покоя.

Обломов, подобно персонажам бунинских рассказов 1910-1920-х гг., не испытывает желания расставаться с привычным миром, где все проникнуто теплом домашнего очага, чувством размеренности и постоянства. Естественное течение повседневной жизни, где все привычно и знакомо, дает героям Бунина и Гончарова чувство комфорта, уверенности, безопасности. Радостные моменты и печальные события, боль утраты и возрождение души, жизненный путь и его завершение оказываются самоценными и значимыми.

Историко-литературный процесс конца XIX - начала XX веков отмечен поиском аксиологических доминант в повседневном мире. Осмысление неповседневного, острое переживание ранее неизведанных чувств порождает у героев анализируемых произведений желание вернуть обыденность, но пережить ее уже с новым, «повышенным чувством жизни». Оппозиция повседневного и неповседневного в творчества И. А. Бунина, исследованная в контексте произведений Л. Н. Андреева и И. А. Гончарова, «оттеняет» и утверждает в числе бесспорных человеческих ценностей русской литературы рубежа XX века дом, семью, жизнь во всех ее проявлениях, любовь, милосердие, добро, смирение, самого человека, его путь и судьбу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, Л. Н. Повести и рассказы / Л. Н. Андреев. Челябинск: Юж. Урал. кн. изд-во,

1979. 448 с.

2. Бунин И. А. Собр. соч. : В 9 т. / И. А. Бунин. М. : Художественная литература, 1965. Т. 1. 520 с.

3. Воротынцева К. А. Поэтика повседневности в аспекте действительности героя / К. А. Воротынцева // Критика и семиотика. - Новосибирск : НГУ. Вып. 14. 2010. С. 276.

4. Гончаров И. А. Обломов : роман / И.А. Гончаров. М. : ACT, 2011. 494 с.

5. Забелин И. Е. История русской жизни с древнейших времен / И. Е. Забелин. М. : Эксмо, 2011. 608 с.

6. Золотухина-Аболина, Е. В. Повседневность и другие миры опыта / Е. В. Золотухина-Аболина. М.: ИКЦ МарТ, 2003. 192 с.

7. Иванов К. А. Многоликое средневековье / К. А. Иванов. М. : Алетейа, 1996. 432 с.

8. Касавин И. Анализ повседневности / И. Т. Касавин, С. П. Щавелев. М. : Канон, 2004.

432 с.

9. Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI / Н. И. Костомаров. М. : Экономика, 1993. 398 с.

10. Селеменева М. В. Поэтика повседневности в городской прозе Ю. В. Трифонова / М. В. Селеменева // Известия Уральского государственного университета. № 59 (Вып. 16 Филология). 2008. С. 195-208.

11. Сливицкая. О. В., «Повышенное чувство жизни»: Мир Ивана Бунина. М. : Российск. гос. гуманит. ун-т, 2004. 270 с.

O. Yu. Pustovoitova (Magnitogorsk, Russia)

ARTISTIC DAILY LIFE IN IVAN BUNIN'S PROSE AT THE TURN OF THE CENTURIES IN THE CONTEXT OF THE CONCEPTS OF ORDINARY AND EVERYDAY LIFE IN WORKS OF LEONID ANDREEV AND IVAN

GONCHAROV

Abstract. In the presented article the phenomenon of everyday life is analyzed in the prose of Ivan Bunin in the context of the writings of writers Leonid Andreev and Ivan Goncharov. The aim of the work is to reveal the author's concept of artistic everyday life, to determine the key dominants of the writers' creativity in the view of artistic comprehension of the realities of the everyday world. The object of research are the works of such authors as Ivan Bunin ("Tanka", "Antonov's apples", "Care"), Leonid Andreev ("Bargamot and Garaska", "Petka at the dacha", "Angel"), Ivan Goncharov (Oblomov). The subject of the study is the ordinary space and time of the heroes. The relevance of the approach taken in the consideration of the works of these authors is due to the need for a new understanding and enrichment of the idea of the writers' worldview and the trends in the literary process as a whole. The author of the article uses comparative analysis as the main research method, as well as phenomenological and axiological approaches in understanding the creative legacy of writers. The article presents a review of research on the problem of everyday life in the humanities (history, philosophy, literary criticism). The analysis of artistic everydayness is carried out within the framework of comprehension of categories of everyday and existential, current and eternal, ordinary and sublime, ugly and beautiful. Through the opposition of the ordinary and exceptional, the author of the article identifies the value orientations of the heroes of the works of Ivan Bunin, Leonid Andreev, Ivan Goncharov, and comes to the affirmation of the significance of life in all its manifestations. The novelty of the above statements finds its expression in a qualitatively new view of the interpretation of Ivan Bunin's view of the problem of the ordinary and the non-everyday. A complex analysis of artistic everyday life is conducted, everyday and non-everyday spheres are analyzed, axiological dominants and aesthetic essence of the phenomenon being studied are revealed.

Keywords: Artistic everydayness, axiological dominants, the evolution of the world outlook, ordinary consciousness, non-everyday, Ivan Bunin, Leonid Andreev, Ivan Goncharov.

REFERENCES

1. Andreev, L. N. Povesti i rasskazy / L. N. Andreev. Cheljabinsk: Juzh. Ural. kn. izd-vo, 1979,

448 p.

2. Bunin I. A. Sobr. soch. : V 9 t. / I. A. Bunin. Moscow, Hudozhestvennaja literatura, 1965, Vol. 1, 520 p.

3. Vorotynceva K. A. Pojetika povsednevnosti v aspekte dejstvitel'nosti geroja / K. A. Vorotynceva // Kritika i semiotika. Novosibirsk, NGU, Vol. 14, 2010, pp. 276.

4. Goncharov I. A. Oblomov : roman / I. A. Goncharov. Moscow, ACT, 2011, 494 p.

5. Zabelin I. E. Istorija russkoj zhizni s drevnejshih vremen / I. E. Zabelin. Moscow, Jeksmo, 2011, 608 p.

6. Zolotuhina-Abolina E. V. Povsednevnost' i drugie miry opyta / E. V. Zolotuhina-Abolina. Moscow, IKC MarT, 2003, 192 p.

7. Ivanov K. A. Mnogolikoe srednevekov'e / K. A. Ivanov. Moscow, Aleteja, 1996, 432 p.

8. Kasavin I. Analiz povsednevnosti / I. T. Kasavin, S. P. Shhavelev. Moscow, Kanon +, 2004.

432 p.

9. Kostomarov N.I. Domashnjaja zhizn' i nravy velikorusskogo naroda v XVI / N.I. Kostomarov. Moscow, Jekonomika, 1993, 398 p.

10. Selemeneva, M.V. Pojetika povsednevnosti v gorodskoj proze Ju.V. Trifonova / M. V. Selemeneva // Izvestija Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta No 59 (Vol. 16 Filologija). 2008, pp.195-208.

11. Slivickaja. O.V., «Povyshennoe chuvstvo zhizni»: Mir Ivana Bunina. Moscow, Rossijsk. gos. gumanit. un-t, 2004, 270 p.

Пустовойтова О. В. Художественная повседневность прозы И. А. Бунина рубежа веков в контексте концепций бытового и обыденного в творчестве Л. Н. Андреева и И. А. Гончарова // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 123—128.

Pustovoitova O. Yu. Artistic daily life in Ivan Bunin's prose at the turn of the centuries in the context of the concepts of ordinary and everyday life in works of Leonid Andreev and Ivan Goncharov. Gumanitar-no-pedagogicheskie issledovaniya. [Humanitarian and pedagogical Research], 2017, Vol. 1, No 1, pp. 123— 128.

Author:

Olga Yu. Pustovoitova, Ph.D. in Philology, Senior Lecturer at the Department of Pre-School Education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.