Научная статья на тему 'Изучение профессионально значимых, личностных качеств среднего начальствующего состава как одного из факторов влияющего на качество деятельности личного состава'

Изучение профессионально значимых, личностных качеств среднего начальствующего состава как одного из факторов влияющего на качество деятельности личного состава Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
275
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЗАДАЧИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КАЧЕСТВА / ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ПРОЦЕСС / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тадтаева Лаура Хасановна

В статье выявляется роль педагогических знаний, умений и навыков в практической деятельности для сотрудников органов внутренних дел, расширяющие их профессиональные возможности. Определены педагогические задачи в работе с младшим начальствующим составом и слушателями. Определена взаимосвязь профессионально важных личностных качеств среднего начальствующего состава, с эффективной деятельностью личного состава МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тадтаева Лаура Хасановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение профессионально значимых, личностных качеств среднего начальствующего состава как одного из факторов влияющего на качество деятельности личного состава»

2. Андреева Г.М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 2004. - С. 104.

3. Грязнов И.М. Преступления, связанные с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами, совершаемые женщинами (криминологический анализ и уголовно-правовое реагирование): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2005. - 35 с.

4. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н.Куницына, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша.

- СПб.: Питер, 2002. - С. 106.

5. Кунц Е.В. Преступность среди женщин и ее предупреждение в современной России: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. - М., 2006. - 49 с.

6. НовоселоваА.С. Психолого-педагогичес-кие основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных. - Пермь: ГПУ, 1998. - С. 35.

7. Парыгин Б.Д. Социальная психология. -СПб.: ГУП, 2003. - С. 412.

8. Петровский А.В. Основы теоретической психологии / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.

- М: ИНФРА-М, 1998. - С. 292.

9. Психология педагогического взаимодействия / Под ред. Я.Л. Коломинского. - СПб.: Речь, 2007. - С. 66.

10. Рабочая книга пенитенциарного психолога. - М.: ВНИИ МВД России, ГУИН МВД России, 1997. - 208 с.

11. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. - СПб.: Речь, 2003. - С. 64.

12. Сушко В.А. Совершенствование условий и порядка отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными женщинами: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 1994 - 25 с.

13. Чернышева Е.Р. Криминологическая характеристика современной женской преступности и её предупреждение: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2007. - 26 с.

УДК 37.01 Л.Х. ТАДТАЕВА

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ, ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СРЕДНЕГО НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩЕГО НА КАЧЕСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА

В статье выявляется роль педагогических знаний, умений и навыков в практической деятельности для сотрудников органов внутренних дел, расширяющие их профессиональные возможности. Определены педагогические задачи в работе с младшим начальствующим составом и слушателями. Определена взаимосвязь профессионально важных личностных качеств среднего начальствующего состава, с эффективной деятельностью личного состава МВД.

Ключевые слова: воспитание, задачи, профессионализм, качества, целенаправленность, формирование, индивидуализация, процесс, личность.

Противоречивые преобразования в социально - экономической жизни общества, нестабильность жизни и социальная напряженность, изменение привычных устоев и нравственных ориентиров усложнили воспитательную работу в подразделениях органов внутренних дел.

Одним из важнейших направлений воспитания и обучения сотрудника МВД РФ является

формирование глубокого уважения и готовности к профессиональной деятельности, развитие качеств, определяющих успешное решение оперативно-служебных задач.

Все это свидетельствует об актуальности преобразований, осуществляемых в органах внутренних дел, направленные на совершенствование учебно-воспитательной работы, с сотрудниками

© Л.Х. Тадтаева, 2009

181

органов внутренних дел, развитие активного, самостоятельного, творческого мышления, воспитание в них профессиональных качеств, умения оптимально действовать в нестандартных ситуациях.

Отношение офицера к службе - главный критерий социальной оценки, основа воспитания личности. Профессиональная деятельность предъявляет к офицеру МВД высокие требования. Военные психологи и педагоги (В.А. Алексеенко, В.Я. Кикоть, В.В. Кутузов, А.Н. Михайлов, В.И. Хальзов и др.), анализируя требования к личности офицера, едины во мнении, что речь должна идти, прежде всего, о творческом складе ума, глубине, логичности и гибкости мышления, эмоционально-волевой устойчивости, настойчивости в преодолении трудностей, умении владеть собой, постоянном профессиональном самосовершенствовании [4].

Следует подчеркнуть непосредственную взаимосвязь общего воспитания слушателя (как офицера) и профессионального воспитания (как сотрудника МВД), в частности. В первом случае целью воспитания является формирование и развитие трудолюбия, потребности в воинской службе, сознательного, творческого отношения к ней. Это способствует формированию, таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, организованность, дисциплинированность, ответственность. Главная же цель профессионального воспитания - формирование и развитие положительно активного отношения к своей профессии, тех качеств, которые нужны слушателю как профессионалу, сотруднику МВД, что требует воспитание творческого отношения к профессиональному труду, к оперативно-служебной деятельности.

Совокупность этих условий, как показывает опыт работы, а также проведение специальных исследований (В. А. Алексеенко, Н.А. Тереховым и др.) создает необходимую основу для решения всего комплекса воспитательных задач, связанных с моральным становлением и развитием личности слушателя. Определяющим фактором эффективности воспитания является педагогическое мастерство воспитателя.

В данном случае воспитателем выступает средний начальствующий состав, куда входят командиры взводов, инспектора, командиры рот.

Для успешного решения данных задач среднему начальствующему составу необходима вы-

сокая культура педагогического труда, знание закономерностей воспитания, обучения и психологическая подготовка к выполнению функциональных обязанностей, проведение занятий в системе боевой и служебной подготовки личного состава. Так как каждый сотрудник обладает только одному ему присущими особенностями интеллекта, эмоций, воли, характера, поведения, то каждый нуждается в индивидуальном подходе [1].

Таким образом, мы можем выделить следующие задачи педагогического воздействия:

- исследование влияния изменяющихся социальных условий на идеологические представления и обусловленные ими действия милиционеров;

- решение социально-психологических проблем кадровой работы: диагностики милиционеров по социально-психологическим характеристикам, отбора, подбора, расстановки, воспитания и обучения настоящих и будущих офицеров органов внутренних дел;

- выявление условий и путей повышения качества подготовки офицерских кадров;

- изучение социально-психологических явлений в коллективах, их влияния на обучение, общественную и служебную деятельность каждого сотрудника;

Решение этих и других задач определяет значение педагогической подготовки офицерских кадров органов МВД.

Руководящая деятельность начальника должна характеризоваться планомерностью, а не являть собой процесс простого реагирования на события.

Исходя из вышеизложенного, целью нашего исследования явилось изучение качеств личности необходимых для успешной профессиональной деятельности среднего начальствующего состава органов внутренних дел и выявление путей их формирования.

Объектом исследования выступают сотрудники - средний начальствующий состав. Предметом исследования стали профессионально важные качества руководителя.

С целью изучения настоящей проблемы, нами было проведено психологическое исследование, которое проводилось в УВО МВД РСО-А. В эксперименте приняло участие 42 сотрудника среднего начальствующего состава.

В ходе исследования мы использовали методику изучения коммуникативных и организатор-

182

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

ских склонностей (КОС) [2]. Данная методика предназначена для изучения коммуникативных и организаторских особенностей личности. Респондентам предлагался опросник, который состоит из вопросов, описывающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Были получены следующие результаты. Респонденты, получившие низкую оценку (22%), характеризуются крайне низким уровнем проявления склонностей к коммуникативной деятельности. Они мало стремятся к общению, испытывают трудности в установлении новых контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Для респондентов получивших среднюю оценку (38%), характерен средний уровень проявления коммуникативных склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Испытуемые получившие высокие оценки (40%), обладают высоким уровнем проявления коммуникативных склонностей. Руководители не теряются в новой обстановке, быстро формируют коллектив единомышленников, помогают сотрудникам в решении различных вопросов, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Инициативны, предпочитают в важном деле или создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, его принятия остальными.

Для выявления комплекса личностных и деловых качеств, необходимых в педагогической деятельности, мы предлагали респондентам раскрыть сущность предложенной модели идеального руководителя. При этом были выделены следующие критерии: особенности стиля руководства; особенности личности руководителя; успешное выполнение функции руководства; деловая приемлемость руководителя со стороны младшего начальствующего состава; мотивация приемлемости. Исходя из результатов опроса, мы получили следующее. Испытуемые считают, что наиболее оптимальным из трех стилей (директивный,

коллегиальный, либеральный) руководства является коллегиальный, позволяющего добиться наибольших результатов в профессиональной деятельности.

По личностным качествам были выделены такие как: принципиальность, увлеченность, сообразительность, старательность, трудолюбие, энергичность, настойчивость, решительность, склонность к новаторству, уверенность. Именно эти качества, как считают испытуемые, наряду с другими факторами обуславливают эффективность профессиональной деятельности. При определении наиболее успешной функции руководства, респондентам предлагался перечень функций, необходимых в их деятельности: коммуникативная, функция отбора, обучающая, функция планирования, контроля, исследовательская, воспитательная, гностическая (познавательная). Мы выявили, что наиболее значимой является организаторская и гностическая функции, а наименее значимая - воспитательная функция.

При беседе с личным составом было обнаружено, что осуждается такое поведение начальства, как несправедливость, импульсивность, конфликтность с сотрудниками, равнодушное отношение к их временным трудностям, чрезмерный авторитаризм. Приемлемыми характеристиками выступают: индивидуальный подход к каждому сотруднику, сотрудничество, умение использовать приемы стимулирования сотрудников к достижению ими успехов, справедливость в оценках способностей. Для определения личностных особенностей испытуемых, мы использовали личностный тест Кеттелла, который позволил охарактеризовать их по 16 факторам. Относительно высокие показатели были получены по таким факторам как: замкнутость-общительность, подверженность чувствам - высокая нормативность поведения, робость-смелость, конформизм-нонком-формизм, расслабленность-напряженность. Низкие показатели были получены по факторам: доверчивость-подозрительность, практичность -развитое воображение, уверенность в себе - тревожность. Кроме того, при дальнейшей обработке материала, нами была предпринята попытка провести смысловую закономерность между тестом Кеттелла и опросником КОС, для определения самооценки уровня профессионального мастерства. Оказалось, что значимую роль для оптимальной профессиональной деятельности играют такие факторы, как общительность, дипло-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009

183

матичность, уверенность в себе, интеллект, высокий самоконтроль. Отрицательное влияние на успешную деятельность оказывают такие личностные особенности как: замкнутость, робость, подозрительность, низкий самоконтроль, подверженность чувствам, эмоциональная неустойчивость, зависимость, заниженная самооценка.

На основании полученных результатов, нами были сделаны следующие выводы:

- уровень коммуникативной компетентности среднего начальствующего состава, влияет на успех деятельности вверенного ему коллектива;

- отсутствие знаний и навыков у руководителей подразделений ОВД порождает ошибки при управлении личным составом, которые ведут к дополнительной психологической напряженности в состоянии сотрудников и снижают эффективность их деятельности.

- отношение офицера к службе - главный критерий социальной оценки, основа воспитания личности.

- совершенствование служебной деятельности органов внутренних дел во многом зависит от повышения эффективности работы с кадрами, объективной оценки профессиональных и личных качеств сотрудников.

- индивидуальный стиль руководства среднего начальствующего состава обусловлен его личностными качествами;

- значимыми характеристиками сотрудника как личности являются такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, ответственность.

Библиографический список

1. Давыдов В.П. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России / В.П. Давыдов, В.П.Сальников, В.Я.Слепов. - СПб.: Фонд «Университет», 2002.

2. Психологическое изучение сотрудников органов внутренних дел при аттестации: Учебнометодическое пособие - М.: ЦОКР МВД России, 2007.

3. Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у сотрудников органов внутренних дел: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Л.Кубышко. - М.: ЦОКР МВД России, 2007.

4. Сластенин В.А. Психология и педагогика / В.А.Сластенин, В.П.Каширин. - М., 2004.

УДК: 316.621 В.В. ЛЕВЧЕНКО

СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ

В статье осуществлен анализ феномена состязательности и основных его видов, рассмотрены результаты сравнительного исследования состязательности с такими наиболее близкими психологическими явлениями, как «конфликт», «агрессия», «мотивация достижений».

Ключевые слова: состязательность, конкурентность, альтруистичность, индивидуалистич-ность, сотрудничество, конфликт, мотивация достижений.

Анализ результатов исследований состязательности за рубежом и в России за последнее столетие позволяет сделать вывод о том, что роль и значение данного феномена для любого субъекта (от личности до общества в целом) не оспариваются практически никем и чаще всего сводят-

ся к признанию за состязательностью: во-первых, главного внутреннего источника дополнительной («сверхнормативной») активности субъекта; во-вторых, одного из основных критериев совместности, детерминирующего качественное своеобразие развития той или иной социальной общно-

184

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

© В.В. Левченко, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.