DOI: 10Л7805/й^у.2024.3Л0 СОЦИОЛОГИЯ
ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ
В. В. Шарабарина Лицей № 2, Иркутская область, г. Братск
Аннотация: Автор ставит перед собой задачу познакомить учащихся старших классов с профессией специалиста по адаптации мигрантов, чтобы школьники поняли, хотят ли работать в этой сфере в будущем.
Ключевые слова: адаптация мигрантов; виды адаптации; специалист; трудовые обязанности; профессиональная ориентация
STUDYING THE PROFESSION OF A SPECIALIST IN THE ADAPTATION OF MIGRANTS
V.V.Sharabarina Lyceum № 2, Irkutsk region, Bratsk
Abstract: The author sets himself the task of introducing high school students to the profession of a specialist in migrant adaptation, so that students understand whether they want to work in this field in the future.
Keywords: adaptation of migrants; types of adaptation; specialist; work responsibilities; professional orientation
В связи с процессом глобализации люди все чаще переезжают с одного места на другое в поисках лучшей работы и лучших условий жизни. Поэтому с каждым годом более востребованной становится такая профессия, как специалист по адаптации мигрантов, ведь теперь почти в каждой компании работают иностранные гражданине, которым трудно разбираться в тонкостях российского законодательства, а работодателям сложно понять, как правильно оформлять таких сотрудников.
Согласно описанию будущей профессии, специалист по адаптации мигрантов — это профессионал, который помогает адаптироваться иностранцам, уже прибывшим или только собирающимся переехать в нашу страну (Трудовая миграция..., Электр. ресурс). Он знакомит их с культурой, обучает языку, отвечает на интересующие вопросы. Такая деятельность сейчас активно развивается в крупных городах. В Москве и Санкт-Петербурге уже открываются специальные школы русского языка для мигрантов.
В небольших городах существуют курсы, на которых мигранты овладевают языком страны и общими сведениями об истории и культуре. Однако специалисты, работающие на таких курсах, далеко не всегда обладают спектром компетенций, необходимых для эффективной работы с мигрантами.
Актуальность проекта можно подтвердить двумя направлениями
Во-первых, с развитием межкультурных коммуникаций такие специалисты
будут очень востребованы. Во-вторых, в связи с новизной профессии специалиста по адаптации мигрантов у школьников недостаточно сформировано представление о её сущности и возможностях её получения.
Цель проектной работы — создать рекламный ролик для информирования обучающихся о профессии специалиста по адаптации мигрантов. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: Выяснить, какие навыки и профессиональные качества необходимы специалисту по адаптации мигрантов. Изучить сайты с вакансиями и уровень доходов по профессии. Рассмотреть возможности получения профессии в вузах. Обобщить полученную информацию и представить её в наглядной форме.
Обратимся к понятию «адаптация», рассмотрим виды адаптации мигрантов. В статье Е. В. Ивановой говорится, что понятие «адаптация» в контексте изучения миграции имеет очень широкую интерпретацию и множество разнообразных аспектов. На основе изучения научных работ автор определяет следующие виды адаптации мигрантов: психологическая, социокультурная, экономическая (Иванова, 2017: 78). Е. В. Иванова трактует социокультурную адаптацию как «совокупность внешних поведенческих следствий связи индивидов с их новой культурной средой» (Там же). Социокультурная адаптация определяет приобретение социальных навыков, которые соответствуют новой культурной среде, дающих возможность решать социально-культурные проблемы в течение повседневной жизни. Она включает обретение социальных связей, овладение языком и постижение особенностей новой культуры.
Психологическая адаптация, по мнению этого автора, представляет собой
«совокупность внутренних психологических последствий». Психологическая адаптация может считаться успешной, если личность в новой для себя культурной среде хорошо чувствует себя, достигает психологической удовлетворенности, ощущает личную и культурную идентичность (Там же).
Трудовая деятельность человека напрямую обеспечивает качество его жизни, поэтому экономическая адаптация имеет исключительное влияние на течение остальных видов адаптации. Е. В. Иванова считает, что удовлетворенность работой и уровнем профессиональных достижений, благосостояние в новых условиях благоприятно воздействует на течение процесса адаптации в целом (Там же: 79).
В. И. Мукомель называет миграцию «как важнейшим ресурсом сдерживания депопуляции России, поддержания потенциала экономического развития и геополитической стабильности отдельных регионов, так и основным источником компенсации сокращения трудовых ресурсов на ближайшие десятилетия» (Мукомель, 2016: 413). В то же время автор акцентирует значимость процессов адаптации и интеграции, без обеспечения которых приток иноэтничных мигрантов станет глобальным вызовом.
В социологии появилось понятие «мигрантофобия». По результатам опроса, проведенного «Левада-Центром», более 2/3 респондентов выступают про-
тив миграционного притока в страну, и только четверть населения считает, что не надо ставить никаких административных барьеров для мигрантов (Там же: 463). Восприятие мигрантов в регионах их концентрации особенно часто бывает негативным: москвичи отнесли «большое количество мигрантов» к наиболее острой проблеме города.
Одна из причин подобной ситуации заключается в недостаточной адаптации мигрантов к социокультурным условиям страны пребывания. Вышесказанное обусловливает чрезвычайную потребность общества в специалистах, способствующих всесторонней адаптации людей, прибывающих в Россию на постоянное место жительства или на длительный срок с целью заработков. Эта мысль подтверждает Н. А. Воронина: «Сегодня в качестве одной из основных задач миграционной политики России определено создание условий для адаптации к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в стране иностранных граждан посредством формирования институтов и механизмов социальной и культурной адаптации» (Воронина, 2019: 65).
Профессия специалиста по адаптации мигрантов появилась в 2017 г. В связи с прибытием в страну студентов из Турции, Сирии, Иордании перед правительством встал вопрос: «Как помочь освоиться иностранцам в России?», поэтому было принято решение об открытии миграционных центров в стране, а для этого потребовались специалисты. На данный момент в Москве и Санкт-Петербурге уже работают языковые школы для мигрантов, в столице также открыт крупнейший в стране миграционный центр. Планируется, что в будущем его аналоги появятся и в других городах. В настоящее время создаётся всё больше и больше школ для новоприбывших мигрантов, в которых людей обучают русскому языку. Такой специалист сможет работать в подобных языковых школах, обучать иностранцев, а также создавать комфортные условия пребывания в России для мигрантов, трудясь в администрации.
На сайте «Vusopedia» перечислены обязанности специалиста по адаптации мигрантов. В них входит: помощь мигрантам в освоении русского языка; перевод текстов и нормативных актов, документов; помощь с социализацией, по возможности оказание правовой поддержки, помощь с трудоустройством; оказание моральной поддержки человеку, находящемуся в процессе адаптации к новым условиям (Вузы Хабаровска — 2022, Электр. ресурс). Данные обязанности обеспечивают реализацию всех видов адаптации — социокультурной, психологической, экономической.
Сфера деятельности специалиста обширна, ведь он должен не только разбираться в миграционном законодательстве РФ, которое постоянно изменяется и дополняется, и, следовательно, требует постоянного контроля и внимания. Но и должен быть немного кадровиком, ведь при приёме иностранца на работу, только часть взаимоотношений работодателя с сотрудником регулируется миграционным законодательством, а часть регулируется Трудовым кодексом.
Также специалист должен разбираться в бухгалтерии. Ведь для того, что-
бы дать работодателю совет о том, как рассчитываются страховые выплаты для разных категорий иностранцев, нужно как минимум знать о том, какие страховые выплаты существуют. Так что данный специалист совмещает в себе по сути несколько профессий — юриста, бухгалтера, кадрового сотрудника, психолога, социального работника и др. К сожалению, на сегодняшний день не разработан профессиональный стандарт «Специалист по адаптации мигрантов», несмотря на то, что подготовка по данной специальности осуществляется в высших учебных заведениях. Существует профессиональный стандарт «Специалист по трудовой миграции», однако его сфера профессиональной деятельности относится к деятельности в области права и деятельности по подбору персонала (Профессиональные стандарты, Электр. ресурс).
Изучив ряд интернет-сайтов, мы определили, что на вакансии специалиста по адаптации мигрантов сотруднику придётся работать со следующими документами: патент; регистрация; вид на жительство; разрешение на временное проживание; гражданство.
Кроме того, мы составили список профессионально-значимых качеств и навыков, необходимых такому специалисту для успешной трудовой деятельности: коммуникабельность; терпимость, толерантность; способности к изучению языков; доброжелательность; грамотная речь; выдержка и терпение. Таким образом, сфера деятельности специалиста по адаптации мигрантов обширна, а его познания должны затрагивать язык и культуру, юриспруденцию и бухгалтерию.
Очевиден тот факт, что профессия не подойдет интровертам и замкнутым людям, не стремящимся к социальным контактам. Необходимость выдержки и терпения продиктована неизбежностью языкового барьера и трудностями в общении с иностранцами. Те, кого не пугают указанные трудности, могут подумать о получении новой востребованной профессии.
Соответствующее образование можно получить не только в столице, но и в других регионах. Один из интернет-сайтов предлагает следующие Топ-5 вузов, в которых можно получить профессию специалиста по адаптации мигрантов: Академия управления и производства (г. Москва); Московский международный университет; Оренбургский филиал РАНХиГС; Приволжский исследовательский медицинский университет (г. Нижний Новгород); Байкальский институт БРИКС (г. Иркутск) (О профессии..., Электр. ресурс). Примечательно, что наш региональный вуз входит в данный рейтинг, и школьники г. Братска могут получить профессию, не покидая региона.
Главными дисциплинами, которыми необходимо овладеть будущему специалисту по адаптации мигрантов являются: история, иностранный язык, русский язык. Поэтому школьнику, которого заинтересовала данная профессия, следует уделить внимание получению соответствующих предметных знаний.
Итак, результаты изучения показали, что с ростом миграционных процессов, обусловленных современной политической и экономической ситуацией, на рынке труда растёт спрос на квалифицированных работников, способных облегчить
процесс социокультурной, психологической экономической адаптации мигрантов В новой среде.
Специалисты по адаптации востребованы как в коммерции, так и в государственной сфере. В настоящей работе мы постарались раскрыть различные стороны этой профессии и ответить на предполагаемые вопросы человека, рассматривающего деятельность по адаптации мигрантов в качестве сферы будущей профессиональной деятельности.
Сегодня эксперты уверены, что в ближайшие 10 лет эта профессия станет очень перспективной. Уровень заработной платы увеличится, а вузы непременно помогут получить высшее образование в этой сфере.
Идея создать видеоролик возникла во время сбора информации, когда встал вопрос о доступности информации для обучающихся. Нужно было создать продукт, который смог бы вместить в себя весь собранный материал, передать основную мысль и без затруднения понять содержание проекта.
Первым этапом в создании видеоролика стал выбор компьютерной программы. Были рассмотрены такие программы как Camtasia и Powtoon. Camtasia — программное обеспечение для захвата видео с экрана, разработанное компанией «TechSmith». Пользователь определяет область экрана или окна, которое должно быть захваченным, а также устанавливает параметры записи перед его началом. Camtasia Studio позволяет пользователю записывать звук с микрофона или динамиков, а также разместить на экране видеоматериалы с веб-камеры (Как пользоваться Camtasia Studio, Электр. ресурс).
Powtoon — это сервис для создания анимированных роликов и презентаций в режиме онлайн. Сайт предлагает своим пользователям множество готовых стилей анимации, включая мультфильмы, инфографику и доски заданий. Помимо браузерного доступа имеется десктопный агент Powtoon для компьютера. Мы остановили свой выбор именно на программе Powtoon, поскольку она удобна своим интерфейсом и каждый новичок сможет быстро в ней освоиться. Работа в Powtoon базируется на выборе готовых пресетов. Присутствует три категории стилей: работа, образование и личные. Кроме того, шаблоны можно фильтровать по соотношению сторон. Когда шаблон будет выбран, во внутреннем редакторе пользователь сможет изменить каждый элемент своей презентации. У слоев можно настраивать такие показатели как: прозрачность, яркость и контраст, также можно изменять порядок их наложения. Присутствуют эффекты движения, благодаря чему у каждого объекта можно настраивать анимацию отдельно от остального проекта (Powtoon, Электр. ресурс).
Помимо шаблонов, доступно ручное создание проекта с неограниченным количеством слайдов, в котором можно объединять любые типы медиафайлов. Powtoon позволяет работать совершенно бесплатно, но с ограничениями, в программе нельзя сохранять свои ролики. Именно поэтому для записи видеоролика с экрана было решено использовать Camtasia, программу для записи экрана. Чтобы наложить звуковые эффекты на видеоролик была использована программа Clideo. Как сервис
звукозаписи Qideo очень прост в использовании, единственное, что нужно, это обрезать музыку, если она длиннее видео, или зациклить, если она короче.
На создание ролика ушло два дня, поскольку возникали сложности в освоении новых программ. Видеоролик создан на основе теоретической части проекта и включает в себя определение самой профессии, размер заработной платы, высшие учебный учреждения и предметы для сдачи экзаменов. В видеоролике преобладают голубые и белые оттенки. Они выбраны потому, что они могут расслабить зрителя и лучше углубиться в изучение вопроса. В итоге получился продукт с красивым дизайном и приятным звуковым сопровождением.
Чтобы выяснить, насколько значимым является продукт проектной деятельности для школьников, была составлена анкета, состоящая из четырёх вопросов: Задумывались ли вы о вашей будущей профессии? Испытывали ли вы трудности с выбором профессии? Заинтересовала ли вас профессия специалиста по адаптации мигрантов? Хотели ли бы вы увидеть такой же ролик с выбранной вами профессией?
В опросе приняли участие 26 обучающихся 10 классов МБОУ «Лицей № 2». На первый вопрос 90,9% ответили, что они задумывались о своей будущей профессии, а 9,1% — что еще не задумывались о своей профессии. Ответы на второй вопрос показали, что 72,7% испытывали трудности с выбором профессии, а 27,3% таких трудностей не испытывали. Ответы на третий вопрос показали, что представленная в ролике профессия заинтересовала 54,5%, в то время как 45,5% профессия не заинтересовала. Многие ученики отметили, что никогда ранее не слышали о существовании профессии. На четвёртый вопрос 100% опрошенных ответили, что хотели бы увидеть такой видеоролик со своей профессией. По результатам анкетирования можно сказать, что учащиеся нередко испытывают трудности в выборе профессии и такие видеоролики помогают им определиться в своём выборе.
Данный проект посвящен изучению профессии специалиста по адаптации мигрантов. Рассмотрены теоретические вопросы адаптации мигрантов как основа для определения трудовых функций, обязанностей такого специалиста. Уделено внимание профессионально-значимым личностным качествам и навыкам, которые необходимо развивать человеку, рассматривающего профессию в качестве своего будущего.
Далее в работе собрана информация об уровне доходов специалиста по адаптации мигрантов, составлен список вузов, в которых можно эту профессию получить, определен круг предметов, изучению которых должен уделить внимание будущий специалист. Продуктом проектной деятельности стал видеоролик о профессии. В практической части работы обоснован выбор компьютерной программы для записи ролика, описано содержание ролика. Ролик был продемонстрирован обучающимся и проведено анкетирование, которое подтвердило значимость создания такого рода продуктов.
Стоит сказать, что данная последовательность работы может послужить шаблоном для изучения других, новых, востребованных в будущем профессий и создания видеороликов для профориентационной работы с обучающимися.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воронина Н. А. (2019) Законодательство об адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации: Тенденции развития // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России.— № 3 (83). — С. 63-82.
Вузы Хабаровска — 2022 [Электронный ресурс] URL: https://vuzopedia.ru/ vuz/4263/professii/1961 (дата обращения: 25.10.2022).
Иванова Е. В. (2017) Адаптация мигрантов: теоретические аспекты // Вестник магистратуры (Психологические науки), № 7 (70). — С. 77-79.
Профессиональные стандарты [Электронный ресурс] URL: https://profstandart. rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr- professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/? ELEMENT_ID=29912 (дата обращения: 14.12.2022).
Как пользоваться Camtasia Studio. Создаем професcиональный видеоролик [Электронный ресурс] URL: https://user-life.ru/poleznyj-soft/camtasia-studio-kak-polzovatsya.html (дата доступа: 05.02.2022).
Мукомель В. И. (2016) Адаптация и интеграция мигрантов: методологические подходы к оценке результативности и роль принимающего общества // Россия реформирующаяся (Социологические науки). — Выпуск 14, с. 411-467.
О профессии Специалист по адаптации мигрантов //Проверили [Электронный ресурс] URL: https://proverili.ru/professii/specialist-po-adaptacii-migrantov?ysclid=m1 ozrcivdm603292817 (дата обращения: 20.04.2022).
Трудовая миграция в России: семинары, консультации, события [Электронный ресурс] URL: https://www.migranto.ru. (дата обращения: 25.10.2022).
Powtoon [Электронный ресурс] URL: https://roi4cio.com/catalog/product/powtoon (дата доступа: 09.02.2022)
Шарабарина Виктория Витальевна — Иркутская область, г. Братск, МБОУ «Лицей № 2», 11 класс. Научный руководитель: Ткачева Юлия Владиславовна, кандидат педагогических наук, учитель английского языка МБОУ «Лицей № 2» Научный консультант: Кульгин Павел Викторович, старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга Филиала Байкальского государственного университета в г. Братске.
Sharabarina Victoria Vitalievna, Irkutsk region, Bratsk, Lyceum № 2, 11th grade. Scientific supervisor: Tracheva Yulia Vladislavovna, Candidate of Pedagogical Sciences, English teacher of Lyceum № 2. Scientific consultant: Kulgin Pavel Viktorovich, senior lecturer at the Department of Management and Marketing of the Branch of Baikal State University in Bratsk.
Для цитирования:
Шарабарина В.В. Изучение профессии специалиста по адаптации мигрантов (Диплом лауреата III степени программы «Шаг в будущее»). № 3. С. 73-79. DOI: https://www.doi.org/ /10.17805/trudy.2024.3.10