Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ'

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация мигрантов / виды адаптации / специалист / трудовые обязанности / профессиональная ориентация / adaptation of migrants / types of adaptation / specialist / work responsibilities / professional orientation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шарабарина Виктория Витальевна

Автор ставит перед собой задачу познакомить учащихся старших классов с профессией специалиста по адаптации мигрантов, чтобы школьники поняли, хотят ли работать в этой сфере в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE PROFESSION OF A SPECIALIST IN THE ADAPTATION OF MIGRANTS

The author sets himself the task of introducing high school students to the profession of a specialist in migrant adaptation, so that students understand whether they want to work in this field in the future.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ»

DOI: 10Л7805/й^у.2024.3Л0 СОЦИОЛОГИЯ

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ

В. В. Шарабарина Лицей № 2, Иркутская область, г. Братск

Аннотация: Автор ставит перед собой задачу познакомить учащихся старших классов с профессией специалиста по адаптации мигрантов, чтобы школьники поняли, хотят ли работать в этой сфере в будущем.

Ключевые слова: адаптация мигрантов; виды адаптации; специалист; трудовые обязанности; профессиональная ориентация

STUDYING THE PROFESSION OF A SPECIALIST IN THE ADAPTATION OF MIGRANTS

V.V.Sharabarina Lyceum № 2, Irkutsk region, Bratsk

Abstract: The author sets himself the task of introducing high school students to the profession of a specialist in migrant adaptation, so that students understand whether they want to work in this field in the future.

Keywords: adaptation of migrants; types of adaptation; specialist; work responsibilities; professional orientation

В связи с процессом глобализации люди все чаще переезжают с одного места на другое в поисках лучшей работы и лучших условий жизни. Поэтому с каждым годом более востребованной становится такая профессия, как специалист по адаптации мигрантов, ведь теперь почти в каждой компании работают иностранные гражданине, которым трудно разбираться в тонкостях российского законодательства, а работодателям сложно понять, как правильно оформлять таких сотрудников.

Согласно описанию будущей профессии, специалист по адаптации мигрантов — это профессионал, который помогает адаптироваться иностранцам, уже прибывшим или только собирающимся переехать в нашу страну (Трудовая миграция..., Электр. ресурс). Он знакомит их с культурой, обучает языку, отвечает на интересующие вопросы. Такая деятельность сейчас активно развивается в крупных городах. В Москве и Санкт-Петербурге уже открываются специальные школы русского языка для мигрантов.

В небольших городах существуют курсы, на которых мигранты овладевают языком страны и общими сведениями об истории и культуре. Однако специалисты, работающие на таких курсах, далеко не всегда обладают спектром компетенций, необходимых для эффективной работы с мигрантами.

Актуальность проекта можно подтвердить двумя направлениями

Во-первых, с развитием межкультурных коммуникаций такие специалисты

будут очень востребованы. Во-вторых, в связи с новизной профессии специалиста по адаптации мигрантов у школьников недостаточно сформировано представление о её сущности и возможностях её получения.

Цель проектной работы — создать рекламный ролик для информирования обучающихся о профессии специалиста по адаптации мигрантов. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: Выяснить, какие навыки и профессиональные качества необходимы специалисту по адаптации мигрантов. Изучить сайты с вакансиями и уровень доходов по профессии. Рассмотреть возможности получения профессии в вузах. Обобщить полученную информацию и представить её в наглядной форме.

Обратимся к понятию «адаптация», рассмотрим виды адаптации мигрантов. В статье Е. В. Ивановой говорится, что понятие «адаптация» в контексте изучения миграции имеет очень широкую интерпретацию и множество разнообразных аспектов. На основе изучения научных работ автор определяет следующие виды адаптации мигрантов: психологическая, социокультурная, экономическая (Иванова, 2017: 78). Е. В. Иванова трактует социокультурную адаптацию как «совокупность внешних поведенческих следствий связи индивидов с их новой культурной средой» (Там же). Социокультурная адаптация определяет приобретение социальных навыков, которые соответствуют новой культурной среде, дающих возможность решать социально-культурные проблемы в течение повседневной жизни. Она включает обретение социальных связей, овладение языком и постижение особенностей новой культуры.

Психологическая адаптация, по мнению этого автора, представляет собой

«совокупность внутренних психологических последствий». Психологическая адаптация может считаться успешной, если личность в новой для себя культурной среде хорошо чувствует себя, достигает психологической удовлетворенности, ощущает личную и культурную идентичность (Там же).

Трудовая деятельность человека напрямую обеспечивает качество его жизни, поэтому экономическая адаптация имеет исключительное влияние на течение остальных видов адаптации. Е. В. Иванова считает, что удовлетворенность работой и уровнем профессиональных достижений, благосостояние в новых условиях благоприятно воздействует на течение процесса адаптации в целом (Там же: 79).

В. И. Мукомель называет миграцию «как важнейшим ресурсом сдерживания депопуляции России, поддержания потенциала экономического развития и геополитической стабильности отдельных регионов, так и основным источником компенсации сокращения трудовых ресурсов на ближайшие десятилетия» (Мукомель, 2016: 413). В то же время автор акцентирует значимость процессов адаптации и интеграции, без обеспечения которых приток иноэтничных мигрантов станет глобальным вызовом.

В социологии появилось понятие «мигрантофобия». По результатам опроса, проведенного «Левада-Центром», более 2/3 респондентов выступают про-

тив миграционного притока в страну, и только четверть населения считает, что не надо ставить никаких административных барьеров для мигрантов (Там же: 463). Восприятие мигрантов в регионах их концентрации особенно часто бывает негативным: москвичи отнесли «большое количество мигрантов» к наиболее острой проблеме города.

Одна из причин подобной ситуации заключается в недостаточной адаптации мигрантов к социокультурным условиям страны пребывания. Вышесказанное обусловливает чрезвычайную потребность общества в специалистах, способствующих всесторонней адаптации людей, прибывающих в Россию на постоянное место жительства или на длительный срок с целью заработков. Эта мысль подтверждает Н. А. Воронина: «Сегодня в качестве одной из основных задач миграционной политики России определено создание условий для адаптации к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в стране иностранных граждан посредством формирования институтов и механизмов социальной и культурной адаптации» (Воронина, 2019: 65).

Профессия специалиста по адаптации мигрантов появилась в 2017 г. В связи с прибытием в страну студентов из Турции, Сирии, Иордании перед правительством встал вопрос: «Как помочь освоиться иностранцам в России?», поэтому было принято решение об открытии миграционных центров в стране, а для этого потребовались специалисты. На данный момент в Москве и Санкт-Петербурге уже работают языковые школы для мигрантов, в столице также открыт крупнейший в стране миграционный центр. Планируется, что в будущем его аналоги появятся и в других городах. В настоящее время создаётся всё больше и больше школ для новоприбывших мигрантов, в которых людей обучают русскому языку. Такой специалист сможет работать в подобных языковых школах, обучать иностранцев, а также создавать комфортные условия пребывания в России для мигрантов, трудясь в администрации.

На сайте «Vusopedia» перечислены обязанности специалиста по адаптации мигрантов. В них входит: помощь мигрантам в освоении русского языка; перевод текстов и нормативных актов, документов; помощь с социализацией, по возможности оказание правовой поддержки, помощь с трудоустройством; оказание моральной поддержки человеку, находящемуся в процессе адаптации к новым условиям (Вузы Хабаровска — 2022, Электр. ресурс). Данные обязанности обеспечивают реализацию всех видов адаптации — социокультурной, психологической, экономической.

Сфера деятельности специалиста обширна, ведь он должен не только разбираться в миграционном законодательстве РФ, которое постоянно изменяется и дополняется, и, следовательно, требует постоянного контроля и внимания. Но и должен быть немного кадровиком, ведь при приёме иностранца на работу, только часть взаимоотношений работодателя с сотрудником регулируется миграционным законодательством, а часть регулируется Трудовым кодексом.

Также специалист должен разбираться в бухгалтерии. Ведь для того, что-

бы дать работодателю совет о том, как рассчитываются страховые выплаты для разных категорий иностранцев, нужно как минимум знать о том, какие страховые выплаты существуют. Так что данный специалист совмещает в себе по сути несколько профессий — юриста, бухгалтера, кадрового сотрудника, психолога, социального работника и др. К сожалению, на сегодняшний день не разработан профессиональный стандарт «Специалист по адаптации мигрантов», несмотря на то, что подготовка по данной специальности осуществляется в высших учебных заведениях. Существует профессиональный стандарт «Специалист по трудовой миграции», однако его сфера профессиональной деятельности относится к деятельности в области права и деятельности по подбору персонала (Профессиональные стандарты, Электр. ресурс).

Изучив ряд интернет-сайтов, мы определили, что на вакансии специалиста по адаптации мигрантов сотруднику придётся работать со следующими документами: патент; регистрация; вид на жительство; разрешение на временное проживание; гражданство.

Кроме того, мы составили список профессионально-значимых качеств и навыков, необходимых такому специалисту для успешной трудовой деятельности: коммуникабельность; терпимость, толерантность; способности к изучению языков; доброжелательность; грамотная речь; выдержка и терпение. Таким образом, сфера деятельности специалиста по адаптации мигрантов обширна, а его познания должны затрагивать язык и культуру, юриспруденцию и бухгалтерию.

Очевиден тот факт, что профессия не подойдет интровертам и замкнутым людям, не стремящимся к социальным контактам. Необходимость выдержки и терпения продиктована неизбежностью языкового барьера и трудностями в общении с иностранцами. Те, кого не пугают указанные трудности, могут подумать о получении новой востребованной профессии.

Соответствующее образование можно получить не только в столице, но и в других регионах. Один из интернет-сайтов предлагает следующие Топ-5 вузов, в которых можно получить профессию специалиста по адаптации мигрантов: Академия управления и производства (г. Москва); Московский международный университет; Оренбургский филиал РАНХиГС; Приволжский исследовательский медицинский университет (г. Нижний Новгород); Байкальский институт БРИКС (г. Иркутск) (О профессии..., Электр. ресурс). Примечательно, что наш региональный вуз входит в данный рейтинг, и школьники г. Братска могут получить профессию, не покидая региона.

Главными дисциплинами, которыми необходимо овладеть будущему специалисту по адаптации мигрантов являются: история, иностранный язык, русский язык. Поэтому школьнику, которого заинтересовала данная профессия, следует уделить внимание получению соответствующих предметных знаний.

Итак, результаты изучения показали, что с ростом миграционных процессов, обусловленных современной политической и экономической ситуацией, на рынке труда растёт спрос на квалифицированных работников, способных облегчить

процесс социокультурной, психологической экономической адаптации мигрантов В новой среде.

Специалисты по адаптации востребованы как в коммерции, так и в государственной сфере. В настоящей работе мы постарались раскрыть различные стороны этой профессии и ответить на предполагаемые вопросы человека, рассматривающего деятельность по адаптации мигрантов в качестве сферы будущей профессиональной деятельности.

Сегодня эксперты уверены, что в ближайшие 10 лет эта профессия станет очень перспективной. Уровень заработной платы увеличится, а вузы непременно помогут получить высшее образование в этой сфере.

Идея создать видеоролик возникла во время сбора информации, когда встал вопрос о доступности информации для обучающихся. Нужно было создать продукт, который смог бы вместить в себя весь собранный материал, передать основную мысль и без затруднения понять содержание проекта.

Первым этапом в создании видеоролика стал выбор компьютерной программы. Были рассмотрены такие программы как Camtasia и Powtoon. Camtasia — программное обеспечение для захвата видео с экрана, разработанное компанией «TechSmith». Пользователь определяет область экрана или окна, которое должно быть захваченным, а также устанавливает параметры записи перед его началом. Camtasia Studio позволяет пользователю записывать звук с микрофона или динамиков, а также разместить на экране видеоматериалы с веб-камеры (Как пользоваться Camtasia Studio, Электр. ресурс).

Powtoon — это сервис для создания анимированных роликов и презентаций в режиме онлайн. Сайт предлагает своим пользователям множество готовых стилей анимации, включая мультфильмы, инфографику и доски заданий. Помимо браузерного доступа имеется десктопный агент Powtoon для компьютера. Мы остановили свой выбор именно на программе Powtoon, поскольку она удобна своим интерфейсом и каждый новичок сможет быстро в ней освоиться. Работа в Powtoon базируется на выборе готовых пресетов. Присутствует три категории стилей: работа, образование и личные. Кроме того, шаблоны можно фильтровать по соотношению сторон. Когда шаблон будет выбран, во внутреннем редакторе пользователь сможет изменить каждый элемент своей презентации. У слоев можно настраивать такие показатели как: прозрачность, яркость и контраст, также можно изменять порядок их наложения. Присутствуют эффекты движения, благодаря чему у каждого объекта можно настраивать анимацию отдельно от остального проекта (Powtoon, Электр. ресурс).

Помимо шаблонов, доступно ручное создание проекта с неограниченным количеством слайдов, в котором можно объединять любые типы медиафайлов. Powtoon позволяет работать совершенно бесплатно, но с ограничениями, в программе нельзя сохранять свои ролики. Именно поэтому для записи видеоролика с экрана было решено использовать Camtasia, программу для записи экрана. Чтобы наложить звуковые эффекты на видеоролик была использована программа Clideo. Как сервис

звукозаписи Qideo очень прост в использовании, единственное, что нужно, это обрезать музыку, если она длиннее видео, или зациклить, если она короче.

На создание ролика ушло два дня, поскольку возникали сложности в освоении новых программ. Видеоролик создан на основе теоретической части проекта и включает в себя определение самой профессии, размер заработной платы, высшие учебный учреждения и предметы для сдачи экзаменов. В видеоролике преобладают голубые и белые оттенки. Они выбраны потому, что они могут расслабить зрителя и лучше углубиться в изучение вопроса. В итоге получился продукт с красивым дизайном и приятным звуковым сопровождением.

Чтобы выяснить, насколько значимым является продукт проектной деятельности для школьников, была составлена анкета, состоящая из четырёх вопросов: Задумывались ли вы о вашей будущей профессии? Испытывали ли вы трудности с выбором профессии? Заинтересовала ли вас профессия специалиста по адаптации мигрантов? Хотели ли бы вы увидеть такой же ролик с выбранной вами профессией?

В опросе приняли участие 26 обучающихся 10 классов МБОУ «Лицей № 2». На первый вопрос 90,9% ответили, что они задумывались о своей будущей профессии, а 9,1% — что еще не задумывались о своей профессии. Ответы на второй вопрос показали, что 72,7% испытывали трудности с выбором профессии, а 27,3% таких трудностей не испытывали. Ответы на третий вопрос показали, что представленная в ролике профессия заинтересовала 54,5%, в то время как 45,5% профессия не заинтересовала. Многие ученики отметили, что никогда ранее не слышали о существовании профессии. На четвёртый вопрос 100% опрошенных ответили, что хотели бы увидеть такой видеоролик со своей профессией. По результатам анкетирования можно сказать, что учащиеся нередко испытывают трудности в выборе профессии и такие видеоролики помогают им определиться в своём выборе.

Данный проект посвящен изучению профессии специалиста по адаптации мигрантов. Рассмотрены теоретические вопросы адаптации мигрантов как основа для определения трудовых функций, обязанностей такого специалиста. Уделено внимание профессионально-значимым личностным качествам и навыкам, которые необходимо развивать человеку, рассматривающего профессию в качестве своего будущего.

Далее в работе собрана информация об уровне доходов специалиста по адаптации мигрантов, составлен список вузов, в которых можно эту профессию получить, определен круг предметов, изучению которых должен уделить внимание будущий специалист. Продуктом проектной деятельности стал видеоролик о профессии. В практической части работы обоснован выбор компьютерной программы для записи ролика, описано содержание ролика. Ролик был продемонстрирован обучающимся и проведено анкетирование, которое подтвердило значимость создания такого рода продуктов.

Стоит сказать, что данная последовательность работы может послужить шаблоном для изучения других, новых, востребованных в будущем профессий и создания видеороликов для профориентационной работы с обучающимися.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Воронина Н. А. (2019) Законодательство об адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации: Тенденции развития // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России.— № 3 (83). — С. 63-82.

Вузы Хабаровска — 2022 [Электронный ресурс] URL: https://vuzopedia.ru/ vuz/4263/professii/1961 (дата обращения: 25.10.2022).

Иванова Е. В. (2017) Адаптация мигрантов: теоретические аспекты // Вестник магистратуры (Психологические науки), № 7 (70). — С. 77-79.

Профессиональные стандарты [Электронный ресурс] URL: https://profstandart. rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr- professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/? ELEMENT_ID=29912 (дата обращения: 14.12.2022).

Как пользоваться Camtasia Studio. Создаем професcиональный видеоролик [Электронный ресурс] URL: https://user-life.ru/poleznyj-soft/camtasia-studio-kak-polzovatsya.html (дата доступа: 05.02.2022).

Мукомель В. И. (2016) Адаптация и интеграция мигрантов: методологические подходы к оценке результативности и роль принимающего общества // Россия реформирующаяся (Социологические науки). — Выпуск 14, с. 411-467.

О профессии Специалист по адаптации мигрантов //Проверили [Электронный ресурс] URL: https://proverili.ru/professii/specialist-po-adaptacii-migrantov?ysclid=m1 ozrcivdm603292817 (дата обращения: 20.04.2022).

Трудовая миграция в России: семинары, консультации, события [Электронный ресурс] URL: https://www.migranto.ru. (дата обращения: 25.10.2022).

Powtoon [Электронный ресурс] URL: https://roi4cio.com/catalog/product/powtoon (дата доступа: 09.02.2022)

Шарабарина Виктория Витальевна — Иркутская область, г. Братск, МБОУ «Лицей № 2», 11 класс. Научный руководитель: Ткачева Юлия Владиславовна, кандидат педагогических наук, учитель английского языка МБОУ «Лицей № 2» Научный консультант: Кульгин Павел Викторович, старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга Филиала Байкальского государственного университета в г. Братске.

Sharabarina Victoria Vitalievna, Irkutsk region, Bratsk, Lyceum № 2, 11th grade. Scientific supervisor: Tracheva Yulia Vladislavovna, Candidate of Pedagogical Sciences, English teacher of Lyceum № 2. Scientific consultant: Kulgin Pavel Viktorovich, senior lecturer at the Department of Management and Marketing of the Branch of Baikal State University in Bratsk.

Для цитирования:

Шарабарина В.В. Изучение профессии специалиста по адаптации мигрантов (Диплом лауреата III степени программы «Шаг в будущее»). № 3. С. 73-79. DOI: https://www.doi.org/ /10.17805/trudy.2024.3.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.