заинтересованных в найме иностранных работников, возложить обязанность обосновать необходимость привлечения иностранной рабочей силы. Обязать иностранных работников после истечения срока действия трудового договора убыть в государства их гражданства.
Решению проблем качественного состава и адаптации должно способствовать создание системы отбора потенциальных иммигрантов, действие которой направлено на привлечение в РФ лиц, отвечающих половозрастным, образовательным, квалификационным, культурным, языковым, имущественным требованиям, требованиям к состоянию здоровья и иным качественным характеристикам. Так, при выдаче трудовой визы может быть предоставлен приоритет тем иностранным гражданам, которые знают русский язык, получили образование в российских учебных заведениях, обладают востребованной профессией и т. д.
В.Ю. Леденёва
АДАПТАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ТРУДЯЩИХСЯ МИГРАНТОВ В ПРИНИМАЮЩЕЙ СРЕДЕ*
Аннотация. Статья посвящена анализу адаптационных ресурсов социальной интеграции трудовых мигрантов. Рассмотрены пути развития социальной адаптации мигрантов и их зависимость от взаимоотношений с принимающей средой. Рассматриваются различные стратегии социальной адаптации мигрантов. Приводятся данные современных исследований по вопросам социальной адаптации.
Также анализируется социально ориентированный курс государственной миграционной политики, закрепленный в «Концепции миграционной политики Российской Федерации до 2025 года» и направленный на формирование цивилизационных форм миграционных процессов.
Ключевые слова. Адаптационные ресурсы, трудящиеся мигранты, миграционная политика, социо-культурная среда, социальная адаптация и интеграция.
Россия сегодня сталкивается с качественно иной миграцией по сравнению с началом текущего десятилетия.
По данным Центрального банка данных по учету иностранных граждан ГИСМУ ФМС России за 2011г. на территорию Российской Федерации въехало свыше 13,6 млн. иностранных граждан, на 15,63% больше, чем за 2010 г. (11,7 млн. чел.) [4].
Мигранты из стран СНГ все хуже знают русский язык. По данным выборочных опросов, примерно 15-20% трудовых мигрантов, работающих в России, практически не знают русский и общаются исключительно на своем языке, что, естественно, затрудняет социальную адаптацию и интеграцию. Только 50% трудовых мигрантов в состоянии самостоятельно заполнить на русском языке официальные документы, остальным требуется помощь из-за плохого знания языка. Примерно 30% жалуются на нехватку знания языка для общения в быту (в магазине, в банке, в аптеке и т.п.); и 20% - на трудности в общении на работе [1].
Большинство мигрантов приезжают из небольших городов и сел, что создает дополнительные трудности для их социальной адаптации в российских мегаполисах. Снижается уровень образования и профессиональной подготовки мигрантов. По данным выборочных опросов трудовых мигрантов из стран СНГ, 50% мигрантов не
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №12-0600116 а.
© Леденёва В.Ю., 2013
имеют профессионального образования. Происходит сдвиг к бедной части социального спектра.
Эрозия границ между принимающим сообществом и мигрантами во многом зависит от готовности и ориентации мигрантов на адаптацию к новой социальной среде. Очень важно, что в последнее время в Россию прибывают мигранты из обществ с иной культурой планирования биографии и принятия решений: все чаще мы сталкиваемся с тем, что мигранты приезжают не вследствие их индивидуального выбора, но из-за решения их семьи, клана.
Социальная адаптация трудящихся мигрантов идет тремя основными путями.
Первый путь предполагает формирование одного из распространенных для данного региона образов жизни. Попав в новые условия, люди пытаются перенимать те образцы поведения, которые соответствуют наиболее успешным стратегиям, обеспечивают благополучные варианты жизнедеятельности. Этот путь более предпочтителен для местного населения, так как при таком поведении вновь прибывших не возникает, или возникает в меньшей степени вероятность дискомфортных взаимоотношений.
Второй путь связан с внедрением в сложившуюся региональную систему жизнедеятельности новых способов и форм поведения. В этих случаях переселенцы переносят элементы образа жизни уже выбранные ими в рамках прежнего опыта на новую почву. В ряде случаев нестандартное, новационное поведение оказывается не только конкурентоспособным, но и более результативным с точки зрения социально-экономической адаптации. Такие процессы воспринимаются местным населением значительно болезненнее. Непривычные и более успешные поведенческие модели зачастую вызывают раздражение, формируют негативное общественное мнение, провоцирует конфликтные ситуации. Особую остроту все это приобретает, если миграции носят этнический характер. В этих случаях поведенческие стереотипы связываются с чертами национального характера и воспринимаются как чужеродные и негативные.
Третий путь представляет собой девиантную модель адаптации и носит, по сути дела, антиобщественный характер. Его следует рассматривать как дезадаптацию с точки зрения общественной безопасности. Мигранты, выбравшие этот способ адаптации, зачастую ведут себя расторможено, чувствуя, что жесткость социального контроля в новой среде ослаблена, не всегда разборчивы в средствах, склонны к нелегальным способам заработка.
Уровень адаптации мигрантов зависит от целого ряда факторов и в первую очередь от предварительной подготовки мигрантов. Как правило, легче и успешнее адаптация проходит у мигрантов, переселяющихся в заранее подготовленное место. В этих случаях мигранты еще до переселения определяются с местом будущей работы, продумывают и оценивают возможности обустройства на новом месте жительства. Наименее готовы в этом отношении стрессовые мигранты, особенно, если миграция возникает стихийно [5].
Характер адаптации зависит и от продолжительности проживания на новом месте. Длительность адаптационного периода может меняться в достаточно широких пределах - от 1-2 до 3-5 и даже более лет. Люди, живущие в данном месте более 10 лет, воспринимаются как местное население. Наиболее остро адаптационные процессы проявляются в первые пять лет.
Скорость адаптации меняется в зависимости от уровня энергетической активности мигрантов. Высокая энергетическая активность проявляется в особенностях репродуктивного поведения и подвижности населения. Энергетически активное население достаточно быстро наращивает свою массу за счёт как естественного, так и механического движения, быстро воспринимает новые образцы поведения, придавая
им этническую окраску и собственную интерпретацию, обладает хорошей корпоративностью.
Социально-экономическая адаптация мигрантов имеет «этническую окраску». Адаптивное поведение мигрантов, принадлежащих к разным национальностям, различается во всех сферах образа жизни, но особенно выражено в способах получения средств к существованию, некоторых областях быта и духовно-культурной деятельности.
Чаще всего социальная адаптация в среде трудовых мигрантов носит незавершенный характер. Протекание адаптивных процессов в мигрантской среде в деятельностном, активно-приспособительном их понимании не существует для мигрантов. Адаптация к изменившимся условиям жизни и работы в новой стране осуществляется на уровне простого приспособления, выживания в изменившихся условиях. Деятельностного преобразования мигрантами новой среды не происходит, осуществляются лишь процессы привыкания - данный процесс приобретает характер псевдоадаптации. В этой связи возникает потребность в возрастании управленческого воздействия на процесс социальной адаптации трудовых мигрантов. Основные особенности адаптивных процессов трудовых мигрантов заключаются, прежде всего, в законодательно ограниченных формах деятельности мигрантов, в сравнении с другими группами населения, и специфической иерархии их адаптационных ресурсов.
Важнейшим фактором, влияющим на адаптивные процессы трудовых мигрантов, является уровень их адаптационного потенциала. Адаптационные ресурсы отражены в демографических характеристиках; наличии этнического ресурса; территориально-поселенческих признаках. При этом они могут оказывать не только позитивное, но и негативное влияние на процесс адаптации. Условия, способствующие формированию ориентации мигрантов на адаптацию к социальному окружению многообразны:
• доступность важнейших составляющих социальной среды (рынки занятости, жилья, образования, социального, культурного обслуживания и т.п.);
• социокультурная дистанция между принимающим и посылающим обществом;
• этнокультурные особенности групповой самоорганизации, производные от специфики социальной организации и традиций посылающего общества и данной этнической группы;
• различия в составе мигрантского меньшинства, определяемые соотношением в миграционном потоке временных трудовых мигрантов и мигрантов, ориентированных на постоянное проживание в данном конкретном месте;
• исторически сложившийся групповой опыт выживания в инокультурной среде, особенно городской;
• развитость и доступность для мигрантов формальных и неформальных сетей взаимодействия.
Существенное значение в формировании ориентаций на адаптацию к принимающему социуму играют не только исторический опыт и традиции конкретной этнической группы, но и состав мигрантов. При этом цели, которые ставит перед собой мигрант, соответствуют определенному типу миграционного поведения: ориентация на постоянное проживание или заработки (временная трудовая миграция).
Однако важнейшим фактором реализации адаптационных установок мигрантов является эффективность их первичной адаптации: поиска работы, жилья. Для основной части мигрантов - первичная адаптация во многом зависит от их правового статуса -законности пребывания и занятия трудовой деятельностью.
Кроме того, значение играет дифференциация принимающих социумов, как она воспринимается мигрантами. Различия между нормами поведения, например, в Москве и в других городах ощущается мигрантами по шкале атомизации (безличности),
отношений между поколениями, степени негативного или настороженного отношения властей и / или населения к мигрантам.
Опросы показывают интересную тенденцию - адаптационный потенциал мигрантов в большей степени проявляется в условиях культурной определенности, сравнительной сохранности традиций «патриархального» образа жизни, характерной для региональных городов России. Мигранты быстрее и лучше адаптируются в небольших городах и регионах потому что «...там, во-первых, люди друг друга знают, город сам по себе не очень большой. И там легче общаться с ними, легче договориться, чем в Москве» [2]. Такого рода среда в большей степени, чем мегаполис, способна порождать интеграционные потребности даже у тех, мигрантов, которые изначально таких потребностей не имели.
При этом размытая, культурно неопределенная, дискретная среда мегаполиса порождает у мигрантов мотивированное, осознанное стремление объединяться в компактные группы не только по соображениям личной физической безопасности, но по мотивам культурного характера.
В тоже время принимающая среда рассматривается с двух сторон: как среда сохранения культурных стандартов мигрантов, и как среда, постепенно разрушающая их под влиянием модернизации. Мигранты в этой среде формируют новую культурную функцию своего национального анклава, которая скорее всего может быть обусловлена двумя факторами:
(а) темпами модернизации культурной среды исхода;
(б) размытостью культурных стандартов, характерной для мегаполисной принимающей среды, порождающей культурную гетерогенность и поддерживающую эту гетерогенность благодаря внедряемым стандартам культурной толерантности. Возможно, это становится благодаря наметившейся в России, в особенности в Москве, тенденции к культурной толерантности.
Указанные сдвиги в структуре миграции, в частности в сфере социальной адаптации мигрантов, требуют изменения приоритетов миграционной политики. Высокую значимость приобретают оценки изменений в миграционном законодательстве и его правоприменения.
Впервые проблема интеграции мигрантов в Российской Федерации была озвучена в таком стратегическом документе в области управления миграцией как Концепция миграционной политики Российской Федерации до 2025 года. В частности, в пункте 17 раздела III признается, что «важными элементами миграционной политики являются создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности»; среди приоритетных задач на современном этапе - «содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом». Этот вопрос для страны не просто актуален, он становится ключевым с точки зрения безопасности. Привлечение иммигрантов - это только половина дела, вторая часть вопроса - как их интегрировать в социальную и культурную среду, как ликвидировать культурную дистанцию и снизить напряженность в отношениях между местным населением и иммигрантами [3].
Поскольку интеграция является двусторонним процессом и требует усилий, как со стороны самих мигрантов, так и принимающего общества, эффективная политика в данной области возможна только при наличии определенного общественного консенсуса, достижение которого является одной из задач этой политики. Двусторонний характер процесса интеграции мигрантов означает, что изменяются не только мигранты, адаптируя свою культуру и свое поведение к нормам принимающего общества, но изменяется и само это общество, которое учится воспринимать миграцию и культурное разнообразие, которое она приносит, как ресурс обновления и дальнейшего развития.
Литература
1. Денисенко М.Б., Мкртчян Н.В., Тюрюканова Е.В. Миграция в развитии России. - М., 2010.
2. Мукомель В.И. Политика интеграции мигрантов в России: вызовы, потенциал, риски. Российский Совет по международным делам. - М., 2013.
3. Рязанцев С.В. Новая концепция регулирования миграции в России [Электр. ресурс]: www.mgimo.ru/news/experts/document234490.phtml.
4. Статистические данные ФМС России. Из выступления Директора ФМС России К.О. Ромодановского на заседании Государственной Думы РФ 21 марта 2012 г.
5. Щитова Н.А. Социально-экономическая адаптация мигрантов: пути и способы трансформации образа жизни // Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтничном Кавказском регионе: Материалы Международной научной конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003.
С.И. Романчук
СТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ НА СЛУЖБЕ МИРОТВОРЧЕСТВА
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению деятельности частных военных компаний в миротворчестве, а также сравнению российского и зарубежного подходов. Рассмотрению методов участия частных военных компаний в миротворческих операциях и оперативности принятия решений.
В статье проанализированы примеры деятельности частных военных компаний, информационного воздействия и эффективности частных военных компаний в конфликтных регионах.
Статья заинтересует научных работников, аспирантов, студентов гуманитарных вузов.
Ключевые слова. Миротворчество, миротворческие операции, вооруженные конфликты, международные конфликты.
Одним из ключевых моментов современного миротворчества является экономическая основа миротворческих проектов, поскольку миротворческие операции требуют существенных финансовых затрат. Вполне логично, с практической точки зрения, чтобы эти операции не являлись лишь расточительством, вызывающим образование дефицита бюджета государств или организаций. Возможно, именно подобные опасения привели к появлению в середине 90-х годов прошлого века нового явления в военном деле, которое до сих пор привлекает внимание политиков, военных специалистов, политологов. В повседневную жизнь вооруженных сил развитых западных стран, в военные конфликты разного уровня стали широко привлекаться частные коммерческие структуры (фирмы, корпорации, компании), которые решали сугубо военные задачи силами гражданских сотрудников своих организаций, значительная часть которых имела в прошлом опыт военной службы. Речь шла не только об увеличении присутствия представителей фирм разработчиков современных систем вооружений в войсках, к чему в американских ВС давно привыкли. В руки частных компаний стали передаваться отдельные составляющие тылового, технического и оперативного обеспечения, боевой и оперативной подготовки. В ходе последних военных конфликтов и миротворческих операций участие частных военных компаний стало принимать огромные масштабы - в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии и других горячих точках.
© Романчук С.И., 2013