Научная статья на тему 'Изучение проблемы психологической подготовленности групп спортсменов отечественными психологами'

Изучение проблемы психологической подготовленности групп спортсменов отечественными психологами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
806
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СПОРТИВНАЯ ГРУППА / СОВМЕСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козимирова Г. М.

В статье представлен теоретический обзор научных подходов к пониманию психологической подготовленности спортсменов отечественными психологами. В центре внимания статьи находится проблема подготовленности группы и результативности в совместной спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение проблемы психологической подготовленности групп спортсменов отечественными психологами»

УДК 159. 9: 316. 6

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГРУПП СПОРТСМЕНОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ПСИХОЛОГАМИ

© 2017 Г. М. Козимирова

ассистент кафедры теории и методики физической культуры e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В статье представлен теоретический обзор научных подходов к пониманию психологической подготовленности спортсменов отечественными психологами. В центре внимания статьи находится проблема подготовленности группы и результативности в совместной спортивной деятельности.

Ключевые слова: психологическая готовность, специальная подготовленность, спортивная группа, совместная спортивная деятельность.

Социально-психологическому фактору в совместной спортивной деятельности учебно-тренировочного процесса и подготовке спортсменов к соревнованиям придаётся огромное значение как в трудах специалистов в сфере теории спорта (Н.В. Платонов, 1997; А.Л. Смотрицкий, 2006; Ж.К. Холодов, В С. Кузнецов, 2003 и др.), так и в работах спортивных психологов (А.В. Алексеев, 2003; Г.Д. Бабушкин, 2006; Г.Д. Гиссен, 1990; Г.Д. Горбунов, 2006; Г.Б. Горская, 1995; Ю.Я. Киселев, 2002; А.Ц. Пуни, 1984; А.В. Родионов, 2004; П.А. Рудик, 1974; Г.И. Савенков, 2006; Н.Б. Стамбулова, 1999; О. А. Черникова, 1980 и др.).

Проведены исследования психологической готовности к различным видам профессиональной деятельности: спортивной (В.А. Алаторцев, А.Ц. Пуни,

A.Д. Ганюшкин), педагогической (П.П. Горностай, А.А. Деркач, Т.В. Иванова, М.В. Левченко, Л.Н. Разборова), экономической (А.П. Вяткин); психологической готовности детей к обучению в школе (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Т.Н. Князева, Е.Е Кравцова); готовности учащихся будущей к профессиональной деятельности (Е.В. Матухно, Е.Ю. Рубанова), внутренней (психологической) боевой готовности сотрудников правоохранительных органов (А.М. Столяренко), готовности человека к деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях (М. И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко, А.М. Столяренко) и т. д. Стоит отметить, что на сегодняшний день понятие «психологической готовности» не имеет как однозначной трактовки, так и единственно принятого определения.

В новейших исследованиях психологическую готовность связывали с мотивами труда, с профессиональной подготовкой, опытом (И.С. Витиенко, А.П. Авдеева,

B.И. Орховский, В.Н. Мясищев, Г.П. Кондратенко), с ценностными ориентациями (В.А. Ядов) и установкой (Д.Н. Узнадзе и др.)

В. Н. Дружинин определяет динамическую структуру состояния психологической готовности к сложным видам деятельности как целостное образование, включающее в себя ряд личностных характеристик, основными из которых являются: мотивационные - потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны; познавательные - понимание обязанностей, трудовой задачи, оценка ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично

(с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки и т.д.; эмоциональные - чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление; волевые - управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни [Дружинин 2001].

И.А. Кучерявенко описывает психологическую готовность в неразрывной взаимосвязи с деятельностью. Автор указывает, что это является особым личностнымсостоянием, которое предполагает наличие у субъекта образа структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение [Кучерявенко 2011].

По мнению Б. Д. Парыгина, психологическая готовность человека к деятельности как бы аккумулирует в себе в свернутом виде, подобно сильно сжатой пружине, все необходимые и достаточные для успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия. При этом психологическая готовность к деятельности является обязательным условием не только ее начала, но и эффективного завершения, поэтому психологическая готовность включает в себя все составляющие элементы действия, которые необходимы для успешного выполнения поставленной задачи[Парыгин 2003].

Во многих психологических исследованиях существует направленность использовать это понятие как в широком масштабе значений, так и в контексте достаточно разнообразного спектра психологических явлений (В.Ю. Шегурова, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, Д.И. Фельдштейн, И.В. Дубровина, В.Э. Чудновский и др.).

Психологическая готовность человека к деятельности трактуется как единое личностное образование, имеющее отличительную структуру и включающее различные компоненты, среди которых выделяются: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционально-поведенческий как совокупность умений, навыков и личностных качеств, адекватных требованиям, содержанию и условиям деятельности.

Б. А. Смирнов трактует психологическую готовность как состояние мобилизации всех психофизиологических систем организма, обеспечивающих эффективное выполнение требуемого действия. При этом психологическими предпосылками наступления психологической готовности к выполнению конкретной деятельности является ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов выполнения деятельности. Немаловажную роль выполняют индивидуально-психологические и личностные особенности, выраженность которых позволяет определить уровень адаптации человека к экстремальным ситуациям, спрогнозировать его поведение и успешность выполнения деятельности [Смирнов 2007].

А.М. Столяренко в структуре психологической готовности выделяет мотивационные (побуждающие к действиям), познавательные (позволяющие понимать окружающее), эмоциональные (связанные с переживаниями отношения к происходящему), волевые (обеспечивающие преодоление трудностей) и психомоторные (участвующие в осуществлении движений) психические явления [Столяренко 2000].

Б. А. Сосновский под психологической готовностью понимает иерархическую систему профессионально важных качеств и свойств личности, стержнем которой выступает мотивационная готовность. Под профессионально важными качествами обычно понимают совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность деятельности [Сосновский 1992].

Психологической готовности к деятельности уделяли внимание такие ученые, как М.И. Дьяченко, Л.И. Кандыбович, А.Т. Ростунев, Ю.В. Сысоев и др. М.И. Дьяченко определяет психологическую готовность как избирательную, прогнозирующую активность на стадии подготовки, настраивающую организм личности на будущую деятельность, активно-действенное состояние личности, отражающее содержание стоящей задачи и условие предстоящего ее выполнения [Дьяченко, Кандыбович 1976].

В исследованиях А.В. Барабанщикова, Н.А. Белоусова и В.В. Сысоева отмечено, что психологическая готовность - это состояние, базирующееся на предвидении предстоящего действия для достижения каких-либо результатов и необходимости мобилизации психики на преодоление возникающих трудностей [Барабанщиков, Белоусов, Сысоев 1982].

По мнению В. В. Согалаева, в структуру психологической готовности входят мотивационный, ориентационный, эмоционально-волевой, личностно-

операциональный и оценочно-рефлексивный компоненты [Согалаев 1997].

Из числа компонентов, составляющих деятельности человека, одним из первостепенных является фактор психологической готовности. Психологическая готовность человека к деятельности как бы сочетает в себе все нужные и достаточные для успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия.

Психологическая готовность к деятельности будет являться необходимым условием не только её начала, но и эффективного решения.

В статье В.И. Варварова и В. Т. Юсова определялись соотношения психологической готовности с подготовленностью [Варваров 1981].

В словаре русского языка подготовленность понимается как комплекс знаний, навыков, умений и профессиональных качеств, а готовность - только часть подготовленности [Ожегов 1968].

В малом академическом словаре дается понятие «подготовленность» как наличие запаса необходимых знаний, навыков, опыта и т. д. в какой-то определённой области, приобретаемых путем систематического обучения чему-либо или изучения чего-либо [Евгеньева 1957-1984].

В своем исследовании О.В. Царькова определяет подготовленность как результат образовательного процесса, отражающий способность личности оперировать знаниями и умениями при решении определённого типа теоретических и практических задач и достигать намеченного результата деятельности. Готовность отличается от подготовленности наличием мотивов и убеждений личности. Готовность определяется достаточным уровнем способностей, определёнными знаниями, профессиональными навыками, умениями, опытом и наличием мотивов [Царькова 2009].

В параметрической концепции коллектива Л.И.Уманского, А.С. Чернышева было обосновано положение о том, что реально действующая группа, в отличие от абстрактной, всегда характеризуется активностью в отношении какой-то конкретной деятельности (трудовой, общественной, учебной, спортивной, культурно-массовой и т.п.). Любая деятельность предполагает наличие у каждой личности и группы в целом соответствующих именно этой деятельности знаний, умений, навыков, опыта -групповой подготовленности [Уманский 2001].

В монографии Р.М. Городничева, Е.Ю. Андрияновой и Н.А. Скляра «Теоретические и практические аспекты спортивной борьбы» указывается, что специальная психологическая подготовка предусматривает создание наивысшей психологической готовности к спортивной борьбе в условиях данного соревнования [Городничев 2008]

По нашему мнению, под психологической подготовленностью к спортивной деятельности следует понимать уровень развития комплекса психических свойств и

особенностей спортсмена, от которых зависит совершенное и надежное выполнение спортивной деятельности в экстремальных условиях тренировки и соревнований. В спортивной деятельности высокий уровень психологической подготовленности связан с успешной деятельностью, итогом которой является достижение поставленной цели, оцениваемое показанным результатом. В то же время соревновательный результат как главный итог тренировки спортсмена не всегда отражает качество и эффективность тренировочного процесса.

В монографии Л.Н. Захаровой психологическая подготовленность является одним из аспектов профессионализма и близка к понятию психологическая компетентность [Захарова 1993].

В монографии К.М. Гайдар обосновано положение о том, что личностная подготовленность входит в общий баланс возможностей группы и влияет на групповую подготовленность, но отождествлять их нельзя. Индивидуальная и групповая подготовленности не всегда связаны прямой зависимостью. Высокий уровень первой автоматически не гарантирует высокой групповой продуктивности. Без наличия общего и доступного для всех участников «фонда» средств деятельности и умений правильно им распоряжаться невозможно достижение групповым субъектом высоких результатов [Гайдар 2013].

В статье А.Ф. Шикуна, A.A. Шикуна и М.В. Скотникова, предложивших субъектно-деятельностный подход в исследовании подготовленности к деятельности, данный психологический феномен рассматривается как итоговый результат подготовки к деятельности, а по своему содержанию является совокупным личностным образованием, состоящим из эмоциональных, волевых, мотивационных, когнитивных, операциональных компонентов, а также из личностных качеств субъекта, соответствующих требованиям соответствующей деятельности [Шикун и соавт. 2009.].

А.Д. Ганюшкин на основе результатов диссертационного исследования пришел к выводу о том, что психологическая подготовленность спортсмена является целостным проявлением субъекта, своеобразным синдромом, основой которого являются интеллектуальные и волевые свойства в сочетании с эмоциональными, но не при ведущем значении последних [Ганюшкин 1972].

В работе Г. Д. Бабушкина и В.Н. Смоленцевой психологическая подготовленность спортсмена включает следующие составные компоненты: потребностно-мотивационный, рефлексивный, эмоциональный, двигательный (сенсомоторный) [Бабушкин, Смоленцева 2006].

Можно сказать, что психологическая подготовленность будет являться своеобразным уровнем развития ряда психических качеств и психологических свойств и особенностей личности спортсмена, от которых зависят совершенное и надежное выполнение спортивной деятельности в экстремальных условиях.

Специальная психологическая подготовленность направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании. Психологическая готовность к соревнованиям характеризуется, по мнению А.Ц. Пуни, уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем [Гогунов, Мартьянов 2000].

Результатом специальной психологической подготовленности должно стать состояние боевой готовности к старту / соревнованиям, максимальная мобилизация спортсмена к достижению высокого результата, которая может быть достигнута путем формирования правильного мотивирования и соответствующего планирования учебно-тренировочного процесса.

Таким образом, психологическая подготовленность выступает одной из центральных категорий, раскрывающих сущность функционирования малой группы. Ее

содержание требует дальнейшего уточнения применительно к видам деятельности, являющимся ведущими для малой группы. Анализируемое понятие представляется недостаточно разработанным применительно к спортивным группам и коллективам.

Библиографический список

Бабушкин Г.Д., Смоленцева В.Н., Шамис В.А. Оперативная диагностика предстартовой психической готовности спортсмена // Научные труды СибГУФК. Омск: СибГУФК, 2006. С. 77-80.

Барабанщиков А.В., Белоусов Н.А., Сысоев В.В. Готовность к прыжку с парашютом. М.: ДОСААФ, 1982. 216 с.

Варваров А.И. Психологическая готовность к бою // Коммунист ВС. 1981. № 6. С. 23-25.

Ганюшкин А.Д. Исследования состояния психологической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1972

Гайдар К.М. Социально-психологическая концепция группового субъекта. Воронеж: Изд-во Воронеж.гос. ун-та, 2013. 396 с.

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, завед. М.: Академия, 2000. 288 с.

Городничев, Р.М., Андриянова Е.Ю., Скляр Н.А. Теоретические и практические аспекты спортивной борьбы. Великие Луки : [б.и.], 2008. 136 с.

Дружинин В.Н. Психология: учеб. для гуманит. вузов / под ред. В Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001. 656 с.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн.: БГУ, 1976. 176 с.

Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. Н. Новгород: НГУ, 1993.

214 с.

Кучерявенко И.А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2011. № 12. Т. 2. С. 60-62

Малый академический словарь / под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Ин-т рус. языка АН СССР. 1957-1984.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. 7-е изд. М.: Сов. энцикл., 1968. 900 с

Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 2003

Психология: учеб. / под ред. Б. А. Сосновского. 2-е изд., пере- раб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 799 с.

Смирнов Б.А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2007. 276 с.

Согалаев В.В Педагогические условия формирования готовности курсантов вуза к воспитательной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1997

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Изд. 3-е, перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 672 с.

Уманский, Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. 208 с.

Царькова О.В. Формирование готовности будущего техника к решению инновационных производственных задач: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2009. 36 с.

Шикун А. Ф., Шикун A. A., Скотников М. В. Профессионально-психологическая подготовленность к деятельности как психологическая проблема // Вестник ТвГУ. Сер. Педагогика и психология. 2009. № 5. С. 12-40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.