УДК 159. 9: 316. 6
ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГРУПП СПОРТСМЕНОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ПСИХОЛОГАМИ
© 2017 Г. М. Козимирова
ассистент кафедры теории и методики физической культуры e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье представлен теоретический обзор научных подходов к пониманию психологической подготовленности спортсменов отечественными психологами. В центре внимания статьи находится проблема подготовленности группы и результативности в совместной спортивной деятельности.
Ключевые слова: психологическая готовность, специальная подготовленность, спортивная группа, совместная спортивная деятельность.
Социально-психологическому фактору в совместной спортивной деятельности учебно-тренировочного процесса и подготовке спортсменов к соревнованиям придаётся огромное значение как в трудах специалистов в сфере теории спорта (Н.В. Платонов, 1997; А.Л. Смотрицкий, 2006; Ж.К. Холодов, В С. Кузнецов, 2003 и др.), так и в работах спортивных психологов (А.В. Алексеев, 2003; Г.Д. Бабушкин, 2006; Г.Д. Гиссен, 1990; Г.Д. Горбунов, 2006; Г.Б. Горская, 1995; Ю.Я. Киселев, 2002; А.Ц. Пуни, 1984; А.В. Родионов, 2004; П.А. Рудик, 1974; Г.И. Савенков, 2006; Н.Б. Стамбулова, 1999; О. А. Черникова, 1980 и др.).
Проведены исследования психологической готовности к различным видам профессиональной деятельности: спортивной (В.А. Алаторцев, А.Ц. Пуни,
A.Д. Ганюшкин), педагогической (П.П. Горностай, А.А. Деркач, Т.В. Иванова, М.В. Левченко, Л.Н. Разборова), экономической (А.П. Вяткин); психологической готовности детей к обучению в школе (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Т.Н. Князева, Е.Е Кравцова); готовности учащихся будущей к профессиональной деятельности (Е.В. Матухно, Е.Ю. Рубанова), внутренней (психологической) боевой готовности сотрудников правоохранительных органов (А.М. Столяренко), готовности человека к деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях (М. И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко, А.М. Столяренко) и т. д. Стоит отметить, что на сегодняшний день понятие «психологической готовности» не имеет как однозначной трактовки, так и единственно принятого определения.
В новейших исследованиях психологическую готовность связывали с мотивами труда, с профессиональной подготовкой, опытом (И.С. Витиенко, А.П. Авдеева,
B.И. Орховский, В.Н. Мясищев, Г.П. Кондратенко), с ценностными ориентациями (В.А. Ядов) и установкой (Д.Н. Узнадзе и др.)
В. Н. Дружинин определяет динамическую структуру состояния психологической готовности к сложным видам деятельности как целостное образование, включающее в себя ряд личностных характеристик, основными из которых являются: мотивационные - потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны; познавательные - понимание обязанностей, трудовой задачи, оценка ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично
(с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки и т.д.; эмоциональные - чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление; волевые - управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни [Дружинин 2001].
И.А. Кучерявенко описывает психологическую готовность в неразрывной взаимосвязи с деятельностью. Автор указывает, что это является особым личностнымсостоянием, которое предполагает наличие у субъекта образа структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение [Кучерявенко 2011].
По мнению Б. Д. Парыгина, психологическая готовность человека к деятельности как бы аккумулирует в себе в свернутом виде, подобно сильно сжатой пружине, все необходимые и достаточные для успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия. При этом психологическая готовность к деятельности является обязательным условием не только ее начала, но и эффективного завершения, поэтому психологическая готовность включает в себя все составляющие элементы действия, которые необходимы для успешного выполнения поставленной задачи[Парыгин 2003].
Во многих психологических исследованиях существует направленность использовать это понятие как в широком масштабе значений, так и в контексте достаточно разнообразного спектра психологических явлений (В.Ю. Шегурова, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, Д.И. Фельдштейн, И.В. Дубровина, В.Э. Чудновский и др.).
Психологическая готовность человека к деятельности трактуется как единое личностное образование, имеющее отличительную структуру и включающее различные компоненты, среди которых выделяются: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционально-поведенческий как совокупность умений, навыков и личностных качеств, адекватных требованиям, содержанию и условиям деятельности.
Б. А. Смирнов трактует психологическую готовность как состояние мобилизации всех психофизиологических систем организма, обеспечивающих эффективное выполнение требуемого действия. При этом психологическими предпосылками наступления психологической готовности к выполнению конкретной деятельности является ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов выполнения деятельности. Немаловажную роль выполняют индивидуально-психологические и личностные особенности, выраженность которых позволяет определить уровень адаптации человека к экстремальным ситуациям, спрогнозировать его поведение и успешность выполнения деятельности [Смирнов 2007].
А.М. Столяренко в структуре психологической готовности выделяет мотивационные (побуждающие к действиям), познавательные (позволяющие понимать окружающее), эмоциональные (связанные с переживаниями отношения к происходящему), волевые (обеспечивающие преодоление трудностей) и психомоторные (участвующие в осуществлении движений) психические явления [Столяренко 2000].
Б. А. Сосновский под психологической готовностью понимает иерархическую систему профессионально важных качеств и свойств личности, стержнем которой выступает мотивационная готовность. Под профессионально важными качествами обычно понимают совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность деятельности [Сосновский 1992].
Психологической готовности к деятельности уделяли внимание такие ученые, как М.И. Дьяченко, Л.И. Кандыбович, А.Т. Ростунев, Ю.В. Сысоев и др. М.И. Дьяченко определяет психологическую готовность как избирательную, прогнозирующую активность на стадии подготовки, настраивающую организм личности на будущую деятельность, активно-действенное состояние личности, отражающее содержание стоящей задачи и условие предстоящего ее выполнения [Дьяченко, Кандыбович 1976].
В исследованиях А.В. Барабанщикова, Н.А. Белоусова и В.В. Сысоева отмечено, что психологическая готовность - это состояние, базирующееся на предвидении предстоящего действия для достижения каких-либо результатов и необходимости мобилизации психики на преодоление возникающих трудностей [Барабанщиков, Белоусов, Сысоев 1982].
По мнению В. В. Согалаева, в структуру психологической готовности входят мотивационный, ориентационный, эмоционально-волевой, личностно-
операциональный и оценочно-рефлексивный компоненты [Согалаев 1997].
Из числа компонентов, составляющих деятельности человека, одним из первостепенных является фактор психологической готовности. Психологическая готовность человека к деятельности как бы сочетает в себе все нужные и достаточные для успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия.
Психологическая готовность к деятельности будет являться необходимым условием не только её начала, но и эффективного решения.
В статье В.И. Варварова и В. Т. Юсова определялись соотношения психологической готовности с подготовленностью [Варваров 1981].
В словаре русского языка подготовленность понимается как комплекс знаний, навыков, умений и профессиональных качеств, а готовность - только часть подготовленности [Ожегов 1968].
В малом академическом словаре дается понятие «подготовленность» как наличие запаса необходимых знаний, навыков, опыта и т. д. в какой-то определённой области, приобретаемых путем систематического обучения чему-либо или изучения чего-либо [Евгеньева 1957-1984].
В своем исследовании О.В. Царькова определяет подготовленность как результат образовательного процесса, отражающий способность личности оперировать знаниями и умениями при решении определённого типа теоретических и практических задач и достигать намеченного результата деятельности. Готовность отличается от подготовленности наличием мотивов и убеждений личности. Готовность определяется достаточным уровнем способностей, определёнными знаниями, профессиональными навыками, умениями, опытом и наличием мотивов [Царькова 2009].
В параметрической концепции коллектива Л.И.Уманского, А.С. Чернышева было обосновано положение о том, что реально действующая группа, в отличие от абстрактной, всегда характеризуется активностью в отношении какой-то конкретной деятельности (трудовой, общественной, учебной, спортивной, культурно-массовой и т.п.). Любая деятельность предполагает наличие у каждой личности и группы в целом соответствующих именно этой деятельности знаний, умений, навыков, опыта -групповой подготовленности [Уманский 2001].
В монографии Р.М. Городничева, Е.Ю. Андрияновой и Н.А. Скляра «Теоретические и практические аспекты спортивной борьбы» указывается, что специальная психологическая подготовка предусматривает создание наивысшей психологической готовности к спортивной борьбе в условиях данного соревнования [Городничев 2008]
По нашему мнению, под психологической подготовленностью к спортивной деятельности следует понимать уровень развития комплекса психических свойств и
особенностей спортсмена, от которых зависит совершенное и надежное выполнение спортивной деятельности в экстремальных условиях тренировки и соревнований. В спортивной деятельности высокий уровень психологической подготовленности связан с успешной деятельностью, итогом которой является достижение поставленной цели, оцениваемое показанным результатом. В то же время соревновательный результат как главный итог тренировки спортсмена не всегда отражает качество и эффективность тренировочного процесса.
В монографии Л.Н. Захаровой психологическая подготовленность является одним из аспектов профессионализма и близка к понятию психологическая компетентность [Захарова 1993].
В монографии К.М. Гайдар обосновано положение о том, что личностная подготовленность входит в общий баланс возможностей группы и влияет на групповую подготовленность, но отождествлять их нельзя. Индивидуальная и групповая подготовленности не всегда связаны прямой зависимостью. Высокий уровень первой автоматически не гарантирует высокой групповой продуктивности. Без наличия общего и доступного для всех участников «фонда» средств деятельности и умений правильно им распоряжаться невозможно достижение групповым субъектом высоких результатов [Гайдар 2013].
В статье А.Ф. Шикуна, A.A. Шикуна и М.В. Скотникова, предложивших субъектно-деятельностный подход в исследовании подготовленности к деятельности, данный психологический феномен рассматривается как итоговый результат подготовки к деятельности, а по своему содержанию является совокупным личностным образованием, состоящим из эмоциональных, волевых, мотивационных, когнитивных, операциональных компонентов, а также из личностных качеств субъекта, соответствующих требованиям соответствующей деятельности [Шикун и соавт. 2009.].
А.Д. Ганюшкин на основе результатов диссертационного исследования пришел к выводу о том, что психологическая подготовленность спортсмена является целостным проявлением субъекта, своеобразным синдромом, основой которого являются интеллектуальные и волевые свойства в сочетании с эмоциональными, но не при ведущем значении последних [Ганюшкин 1972].
В работе Г. Д. Бабушкина и В.Н. Смоленцевой психологическая подготовленность спортсмена включает следующие составные компоненты: потребностно-мотивационный, рефлексивный, эмоциональный, двигательный (сенсомоторный) [Бабушкин, Смоленцева 2006].
Можно сказать, что психологическая подготовленность будет являться своеобразным уровнем развития ряда психических качеств и психологических свойств и особенностей личности спортсмена, от которых зависят совершенное и надежное выполнение спортивной деятельности в экстремальных условиях.
Специальная психологическая подготовленность направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании. Психологическая готовность к соревнованиям характеризуется, по мнению А.Ц. Пуни, уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем [Гогунов, Мартьянов 2000].
Результатом специальной психологической подготовленности должно стать состояние боевой готовности к старту / соревнованиям, максимальная мобилизация спортсмена к достижению высокого результата, которая может быть достигнута путем формирования правильного мотивирования и соответствующего планирования учебно-тренировочного процесса.
Таким образом, психологическая подготовленность выступает одной из центральных категорий, раскрывающих сущность функционирования малой группы. Ее
содержание требует дальнейшего уточнения применительно к видам деятельности, являющимся ведущими для малой группы. Анализируемое понятие представляется недостаточно разработанным применительно к спортивным группам и коллективам.
Библиографический список
Бабушкин Г.Д., Смоленцева В.Н., Шамис В.А. Оперативная диагностика предстартовой психической готовности спортсмена // Научные труды СибГУФК. Омск: СибГУФК, 2006. С. 77-80.
Барабанщиков А.В., Белоусов Н.А., Сысоев В.В. Готовность к прыжку с парашютом. М.: ДОСААФ, 1982. 216 с.
Варваров А.И. Психологическая готовность к бою // Коммунист ВС. 1981. № 6. С. 23-25.
Ганюшкин А.Д. Исследования состояния психологической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1972
Гайдар К.М. Социально-психологическая концепция группового субъекта. Воронеж: Изд-во Воронеж.гос. ун-та, 2013. 396 с.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, завед. М.: Академия, 2000. 288 с.
Городничев, Р.М., Андриянова Е.Ю., Скляр Н.А. Теоретические и практические аспекты спортивной борьбы. Великие Луки : [б.и.], 2008. 136 с.
Дружинин В.Н. Психология: учеб. для гуманит. вузов / под ред. В Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001. 656 с.
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн.: БГУ, 1976. 176 с.
Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. Н. Новгород: НГУ, 1993.
214 с.
Кучерявенко И.А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2011. № 12. Т. 2. С. 60-62
Малый академический словарь / под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Ин-т рус. языка АН СССР. 1957-1984.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. 7-е изд. М.: Сов. энцикл., 1968. 900 с
Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 2003
Психология: учеб. / под ред. Б. А. Сосновского. 2-е изд., пере- раб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 799 с.
Смирнов Б.А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2007. 276 с.
Согалаев В.В Педагогические условия формирования готовности курсантов вуза к воспитательной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1997
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Изд. 3-е, перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 672 с.
Уманский, Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. 208 с.
Царькова О.В. Формирование готовности будущего техника к решению инновационных производственных задач: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2009. 36 с.
Шикун А. Ф., Шикун A. A., Скотников М. В. Профессионально-психологическая подготовленность к деятельности как психологическая проблема // Вестник ТвГУ. Сер. Педагогика и психология. 2009. № 5. С. 12-40