ность и эффективность применения мобильного сервиса Strava на занятиях физической культурой в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Повышение двигательной активности студентов в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту / Ж. Г. Кортава, А. А. Федякин, Ю. А. Васильковская, Н. Ю. Заплатина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 126-129.
2. Паршакова, В.М. Использование нетрадиционных методов и средств в физическом воспитании студентов вузов / В. М. Паршакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 43. - С. 36-40.
3. Пешкова, Н.В. Спортивная ориентация студентов в процессе реализации спортизиро-ванного физического воспитания в вузе / Н.В. Пешкова // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 4. - С. 21-24.
4. Савинкина, А.О. Мотивация к ведению активного образа жизни среди пользователей умных браслетов / А.О. Савинкина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. -№ 8 (174). - С. 293-296.
5. Strava. Функции Strava. - URL : https://www.strava.com/features (дата обращения: 09.07.2021).
REFERENCES
1. Kortava Z.G., Fedyakin A.A., Vasilkovskaya Yu.A. and Zaplatina N.Yu. (2018), "Increasing students' physical activity in the process of passing elective disciplines in physical education and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (155), pp. 126-129.
2. Parshakova, V.M. (2020), "Using non-traditional methods and tools in physical education of university students", International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 43, pp. 36-40.
3. Peshkova, N.V. (2016), "Students' sports orientation in the process of implementation of sports-oriented physical education at the university", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 21-24.
4. Savinkina, A.O. (2019), "Motivation to lead an active lifestyle among users of smart bracelets", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (174), pp. 293-296.
5. Strava. Strava Features, available at: https://www.strava.com/features (accessed 9 July 2021).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.08.2021
УДК 796.355.093.582
ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ СОДЕРЖАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ НА ТРАВЕ
Павел Игоревич Голубев, магистрант, Дмитрий Леонидович Корзун, доцент, Поволжский университет физической культуры, спорта и туризма, Казань
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы содержания соревновательной деятельности юных хоккеистов играющих на полях стандартных размеров без учета специфики возраста и особенностей формирования техники и тактики юных спортсменов. Педагогические наблюдения и видеосъёмка игр юных хоккеистов на траве различного возраста показала значительные проблемы в технической оснащенности спортсменов и их упрощенной до необходимой тактики игры. Основным показателем среди других технико-тактических действий у юных хоккеистов является передача мяча. Количество и качество передачи возрастает и улучшается с ростом технико-тактического мастерства и увеличением роли правильного понимания, эффективности и надежности взаимодействия через передачу мяча. Установленные особенности соревновательной деятельности хоккеистов на траве, способствуют получению объективных данных о соревновательной деятельности и повышают эффективность управления тренировочным процессом юных хоккеистов на тра-
ве различного возраста. Одна из основных целей в исследовании это получение информации через педагогические наблюдения и видеосъёмку об основных проблемах применения технико-тактических действий юных хоккеистов на траве в играх различного формата, а также определение их уровня подготовленности вначале при педагогическом тестировании.
Ключевые слова: соревновательная деятельность, исходное тестирование, юные хоккеисты на траве, передачи мяча.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p58-61
STUDY OF THE PROBLEMS OF STRUCTURE AND CONTENT OF COMPETITIVE ACTIVITIES OF YOUNG FIELD HOCKEY PLAYERS
Pavel Igorevich Golubev, the master's student, Dmitry Leonidovich Korzun, senior lecturer, Region University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan
Abstract
The article deals with the problems of the content of the competitive activity of the young hockey players playing on the fields of standard sizes without taking into account the specifics of age and the peculiarities of the formation of technique and tactics of young athletes. Pedagogical observations and video filming of the games of the young field hockey players of various ages showed significant problems in the technical capabilities of athletes and their simplified game tactics to the necessary level. The main indicator among other technical and tactical actions among the young hockey players is the transfer of the ball. The quantity and quality of the pass increases and improves with the growth of technical and tactical skill and the increasing role of correct understanding, efficiency and reliability of interaction through the ball pass. The established features of the competitive activity of the field hockey players contribute to obtaining the objective data on the competitive activity and increase the effectiveness of the training process management of young field hockey players of different ages. One of the main goals in the study is to obtain information through pedagogical observations and video filming about the main problems of applying the technical and tactical actions of young field hockey players in games of various formats, as well as determining their level of preparedness at the beginning during pedagogical testing.
Keywords: competitive activity, initial testing, young field hockey players, passing the ball.
ВВЕДЕНИЕ
При существующем приоритете Российской спортивной науки в разработке проблемы особенностей соревновательной деятельности в футболе, хоккее, волейболе, гандболе и других спортивных играх вызывает большую обеспокоенность малочисленные исследований в области соревновательной деятельности юных хоккеистов на траве [1, 2, 3]. Такое состояние дел не позволяет проводить анализ и отдельные сравнения и приводит к значительным затруднениям у специалистов данной области.
В ряде исследований специалисты рассматривают вопросы связанных лишь с соревновательной деятельностью квалифицированных хоккеистов на траве [4].
Одной из ключевых проблем в современном детско-юношеском хоккее на траве является отсутствие должного учета в многолетней подготовке спортивного резерва ряда факторов, связанных с возрастными особенностями соревновательной деятельности, и их содержательными компонентами, что не может способствовать дальнейшему повышению эффективности тренировочного процесса в целом. Кроме этого, существует проблема отсутствия полей учитывающих возрастные и функциональные возможности юных хоккеистов и как итог значительное количество игр на больших полях без учета возраста, где юные спортсмены, по существу, больше бегают и мало играют.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выявить проблемы технико-тактической подготовки и подготовленности юных хоккеистов на траве на этапах их обучения и совершенствования. Задача: определить исходный уровень физической подготовленности у юных спортсменов контрольной и экс-
периментальной групп.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проблемы и далее подготовка к педагогическому эксперименту осуществлялась на спортивной базе РСШОР Динамо
Использовались следующие методы: теоретического анализа и обобщения информации, педагогические наблюдения, исходного тестирования физической подготовленности, математической статистики.
Все юные хоккеисты на траве в контрольных и экспериментальных группах были разделены методом случайных чисел по 15 человек в группе, программа исследования в целом представлена на рисунок 1.
Рисунок 1 - Программа исследования
Педагогические наблюдения и видеосъёмка матчей за хоккеистами до начала педагогического эксперимента указывает, что именно показатели передачи мяча имеют некоторые отличия и являются, по сути, интегральным показателем, оценивающим качество игры во взаимодействии, контроле и в целом времени владения мячом наряду с другими технико-тактическими действиями (таблица 1).
Таблица 1 - Показатели передач юными и квалифицированными хоккеистами различного возраста__
Этапы Передачи (М)
удерживающие развивающие обостряющие
Специализации 21,7 59,2 14,1
Спортивного совершенствования 26,8 77,2 18,4
Квалифицированные 37,1 108,6 22,5
В связи с полученными данными педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью и видеосъёмок юных хоккеистов на траве, нами были осуществлена подготовка к исходному тестированию физической подготовленности юных хоккеистов и поставлена задача исследования: оценить исходный уровень физической подготовленности юных хоккеистов.
В результате исследования получены показатели исходного тестирования в контрольной и экспериментальной группах. Выявлено в исследовании, что достоверные различия в показателях прыжка в длину с места и бега на дистанции 30 м, а также челночного бега 10^15 между указанными группами отсутствуют и группы однородны, по сути (таблица 2)
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Таблица 2 - Исходное тестирование физической подготовленности юных хоккеистов 7-8 лет
Показатели Группа Исходное тестирование M±m
Бег 30 м, с с высокого старта контрольная 5,62±0,09
экспериментальная 5,16±0,15
Прыжок с места, см контрольная 22,71±0,36
экспериментальная 22,25±0,46
Челночный бег 10x5 м, с контрольная 148,8±2,1
экспериментальная 148,6±2,2
ВЫВОДЫ
Соревновательная деятельность в хоккее на траве имеет определённые закономерности, учет которых необходим в работе любого тренера. Педагогические наблюдения и видеосъёмка матчей с последующей расшифровкой показали, что увеличение количество передач происходит от хоккеистов в группах специализации до групп спортивного совершенствования в среднем на 27 передач. В профессиональных командах по отношению к хоккеистам групп спортивного совершенствования показатель составил 73 передачи. Данные обстоятельства указывают на пути совершенствования передачи мяча, как в количественном, так и в качественном отношении и прежде всего хоккеистами групп специализации.
Проведенное исходное тестирование у юных хоккеистов на траве не показало достоверных различий у испытуемых в контрольной и экспериментальной группах по все трем исследуемым в контрольных испытаниях показателям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Губа В.П. Теория и методика спортивных игр: учебник / В. П. Губа. - Москва : СПОРТ, 2017. - 720 с.
2. Иванченко Е.И. Теория и практика спорта: пособие: в 3 ч. / Е.И. Иванченко. - 2-е изд., стер. - Минск : БГУФК, 2019. - Ч. 1: Фундаментальные аспекты теории спорта. - 180 с.
3. Максименко И.Г. Спортивные игры: факторы, обуславливающие стратегию многолетней подготовки юных спортсменов / И.Г. Максименко, Г.В. Бугаев, В.В. Кудрин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 154-156.
4. Фатеева О.А. Хоккей с мячом. Современные технологии физической подготовки : учебное пособие / О.А. Фатеева, Г.В. Фатеев. - Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2015.- 180 с
REFERENCES
1. Guba, V.P. (2017), Theory and methodology of sports games, textbook, SPORT, Moscow.
2. Ivanchenko, E.I. (2019), Theory and practice of sports, manual: 3 parts, Belarusian. state un-t of physical culture, Minsk.
3. Maksimenko, I.G., Bugaev, G.V. and Kudrin, V.V. (2015), "Sports games: factors conditioning the strategy of long-term training of young athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (129), pp. 154-156.
4. Fateeva, O.A. and Fateev, G.V. (2015), Hockey with a ball. Modern technologies of physical training, textbook, KSPU named after V. P. Astafiev, Krasnoyarsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.07.2021