- Окончание проекта. Это процесс закрытия проекта и формальное завершение всех деятельностей. Завершение проекта включает в себя следующие процедуры:
- Предоставление заказчику результатов проекта;
- Финальная оценка финансовой ситуации (финансовый отчёт);
- Подготовка заключительного отчета по проекту (детальный отчёт);
- Обсуждение открытых вопросов и урегулирование спорных моментов (обратная связь от членов команды). Следовательно, в процессе реализации осуществляется архивация документов (управленческих, содержательных,
проектных) для последующего использования при реализации других проектов.
Выводы. Таким образом, мы выяснили, что разработка любого социального проекта состоит из нескольких основных этапов: инициирование проекта, определение целей и задач проекта, определение целевой аудитории и ее потребностей, изучение конкурентной среды, оценка ресурсов, определение состава команды, предварительная оценка идеи, планирование, исполнение плана проекта, мониторинг результатов, завершение проекта. Литература:
1. Биккулов, A.C. Современные технологии инициирования, разработки и управления проектами в вузе: учебно-методическое пособие / A.C. Биккулов. - СПб: НИУ ИТМО, 2013. - 138 с.
2. Кузнецов, В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. -2-е изд., доп. и перер. -М.: Аспект Пресс, 2007. - 302 с.
3. Мазур, И.И. Управление проектами: учебное пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; под ред. проф. И.И. Мазура. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. - 664 с.
4. Машлинцев, А. Эффективность рекламы / А. Машлинцев. - М., 2002. - 255 с.
5. Особенности разработки и реализации социальных добровольческих программ и проектов - современный взгляд и технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kdobru.ru/netcat_files/userfiles/VDE/Posobie_Osnovy_razrabotki_proektov.pdf (дата обращения: 20.07.2023)
6. Перепечаева, Я. Психологические аспекты социальной рекламы / Я. Перепечаева. - Москва. - 2001. - 124 с.
Психология
УДК 159.99
старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии Андросова Мария Ивановна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Аннотация. В статье представлен анализ понятия «конфликт», рассмотрены его виды. Конфликты неизбежны в профессиональной деятельности педагогов-психологов и умение их разрешать одна из составляющих мастерства специалиста. Исходя из этих соображений, была проведена диагностика способа реагирования в конфликте среди студентов по направлению обучения 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова». Выборку составили 24 студента кафедры «Социальная педагогика». Диагностика проводилась посредством теста «Ваш способ реагирования в конфликте» (К. Томас). Цель диагностики в том, чтобы определив способ реагирования в конфликтной ситуации научить будущих педагогов-психологов эффективному поведению и конструктивному разрешению. В статье представлены полученные данные и их интерпретация.
Ключевые слова: конфликт, конфликтная ситуация, избегание, компромисс, педагог-психолог, поведение, приспособление, соперничество, сотрудничество, студенты.
Annotation. The article presents an analysis of the concept of "conflict", its types are considered. Conflicts are inevitable in the professional activities of teachers-psychologists and the ability to resolve them is one of the components of a specialist's skill. Based on these considerations, the diagnosis of the method of responding to the conflict among students in the direction of study 44.03.02 "Psychological and pedagogical education" of the Pedagogical Institute of the Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov was carried out. The sample consisted of 24 students of the Department of "Social Pedagogy". Diagnostics was carried out by means of the test "Your way of reacting in a conflict" (K. Thomas). The purpose of diagnostics is to determine the way to react in a conflict situation to teach future teachers-psychologists effective behavior and constructive resolution. The article presents the obtained data and their interpretation.
Key words: conflict, conflict situation, avoidance, compromise, educational psychologist, behavior, adaptation, rivalry, cooperation, students.
Введение. В профессиональной деятельности педагогов-психологов нередко придется участвовать в разрешении конфликтов в школьной среде и очень важна избранная стратегия, от которой будет зависеть успех. Исходя из того, что это должно быть профессиональным умением, необходимо в период обучения в вузе обратить внимание на способ реагирования будущих педагогов-психологов в конфликте. Для этого необходимо, прежде всего, провести диагностику, а затем в рамках дисциплин психолого-педагогического модуля обучать эффективным стратегиям поведения в конфликте. Рассмотрим, какие трактовки понятия «конфликт» предлагают нам справочные издания.
Изложение основного материала статьи. В издании «Большая психологическая энциклопедия»: «конфликт -столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме» [7].
«Большая российская энциклопедия»: «конфликт - это социальный тип взаимодействия социального, противоборство сторон, обусловленное противоречием интересов, ценностей и целей» Г81.
«Большая советская энциклопедия»: «конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе» [91.
«Википедия: свободная энциклопедия»: «конфликт - ситуация, в которой каждая из сторон занимает свою позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны» [101.
«Словарь практического психолога»: «конфликт - это противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновения самих оппонентов» [6].
«Краткий психологический словарь»: «конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия» [4].
Также можно представить определения, которые были даны рядом ученых, изучавших конфликт как социальное явление.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И.: «Конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» Г11.
Гришина Н.В.: «Конфликт - это социальная ситуация со всеми присущими ей параметрами» [2].
Лурия А.Р.: «Конфликт - это дезорганизация человеческого поведения, возникающего как следствие аффекта» [5].
Вдовина М. В.: «Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами» [3].
Дж. Фон Нейман, Моргенштейн О.: «Конфликт - это взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей» [1].
Левин К.: «Конфликт - это ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины» [1].
Объединяя представленные характеристики термина, можно дать такое определение: «конфликт - это трудноразрешимое противоречие, в основе которого противоборство и эмоциональная вовлеченность сторон».
На современном этапе изучения конфликтов существует множество классификаций (табл. 1).
Таблица 1
Классификации конфликтов
Основания Виды конфликтов
По целям: - дестуктивные; - конструктивные.
По количеству участников: - межличностные; - внутригрупповые; - личностно-групповые; - межгрупповые; - внутриличностные.
По областям проявления: - политические; - экономические; - социальные; - организационные.
По характеру протекания: - явные; - скрытые; - смешанные.
По длительности: - скоротечные; - затяжные.
Причинами возникновения конфликтов можно назвать ситуации, когда накапливается слишком много противоречий, которые уже невозможно решить мирным путем. Конфликт состоит из конфликтной ситуации (совокупность разногласий, взаимного недовольства и претензий) и инцидента (событие, происшествие, повод). Соответственно в школе к разрешению конфликтов привлекают педагогов-психологов, которые должны уметь конструктивно разрешать их.
Умению разрешать конфликты способствуют изучаемые дисциплины.
«Социально-психологического модуля» («Конфликтология», «Социальная психология», «Технологии личностного развития», «Технологии работы с различными категориями детей», «Профилактика девиантного поведения детей и подростков») и прохождение практики. Дисциплину «Конфликтология» студенты будут изучать только в 7 семестре на 4 курсе, а формирование профессионально-важных качеств необходимо начинать с первого курса.
Поэтому в рамках дисциплины «Общая психология» нами была проведена диагностика с использованием теста Томаса-Килманна «Поведение в конфликтной ситуации» среди студентов Педагогического института по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». Всего в исследовании приняло участие 24 обучающихся. Из представленных пар вопросов респондент должен выбрать один ответ. На процедуру диагностики отводится около 10 минут.
Данная методика дает возможность выявить, как личность регулирует возникающий конфликт. Авторы выделили две поведенческие модели - первая характеризует умение учитывать интересы окружающих, а вторая представляет защиту только личных интересов.
Исходя из вышеизложенного, авторами диагностической методики были выделены пять способов поведения в конфликтной ситуации:
- соперничество;
- приспособление;
- компромисс;
- сотрудничество;
- избегание.
Рассмотрим их в содержательном плане, для понимания картины результатов диагностики. Авторы методики дали содержательную характеристику каждого способа поведения:
«Соперничество - это стратегия навязывания определенного исхода ситуации одной стороной по отношению ко второй стороне конфликта» (рекомендуют использовать в опасных или экстремальных ситуациях, когда существует дефицит времени на убеждение второй стороны, а промедление опасно последствиями)» [11];
«Приспособление характеризуется тем, что человек отказывается от продолжения борьбы и полностью или частично сдает свои позиции добровольно или вынужденно» [11];
«Компромисс предполагает, что оппоненты проявляют готовность пойти нам взаимные уступки ради разрешения конфликта без его эскалации. Компромисс эффективен, когда две стороны конфликта имеют понимание того, что у них равные возможности. Необходимо отметить, что вышеизложенная стратегия чаще всего используется для разрешения конфликтов» [11];
«Избегание, как правило, называют стратегией ухода от разрешения проблемы - одна из сторон стремится выйти из конфликта с минимальным уроном. Чаще всего вышеизложенная стратегия поведения используется, после многочисленных не совсем удачных попыток отстоять собственную правоту. В данной ситуации конфликт только затихает на время или окончательно, но, к сожалению, не достигает его разрешения. Чаще всего избегание используют тогда, когда оппоненты стремятся потянуть время, чтобы выработать новую стратегию поведения» [11];
«Сотрудничество принято считать самой эффективной и конструктивной стратегией поведения в абсолютно любом конфликте. Но необходимо отметить, что данная стратегия срабатывает только при условии обоюдного желания сторон и их готовности воспринимать союзником вторую сторону конфликта. Данная стратегия эффективна только, когда стороны понимают важность разрешения проблемы, а также не имеют о друг друге определенных предубеждений» [11];
Томас К. считал, что «избегание» конфликта не принесет успеха ни одной стороне. А компромисс, соперничество, приспособление приводит к обоюдному неуспеху, или к победе второй стороны. И только в случае взаимного сотрудничества выигрывают обе стороны получая все, что хотелось. Результаты диагностики отразили в виде таблицы (табл. 2).
Таблица 2
Результаты диагностики
Виды поведения Количество студентов %
«Соперничество» 3 студента 12,5%
«Приспособление» 2 студента 8,3%
«Компромисс» 11 студентов 45,9%
«Избегание» 6 студентов 25%
«Сотрудничество» 2 студента 8,3%
Большинство респондентов дали ответы, подпадающие под стиль поведения «Компромисс» (11 студентов). На втором месте по популярности можно выделить такой стиль поведения в конфликте, как «Избегание» (6 студентов). Третий выявленный стиль поведения - это «Соперничество» (3 студентов). Такое поведение в конфликтной ситуации как «Приспособление» обнаружено у 2 студентов. Необходимо констатировать, что наиболее эффективный стиль поведения как «Сотрудничество» диагностирован только у 2 студентов из 24 человек.
Диагностика нами была проведена при изучении темы «Общение». Для выделения проблемного поля нами было проведено диагностическое анкетирование на предмет информированности студентов в области стратегий поведения в конфликте. Анкета содержала 7 вопросов, на которые студентам необходимо было развернуто ответить:
- «Что такое конфликт?»
- «Какие виды конфликтов существуют?»
- «Есть ли у конфликта плюсы и минусы?»
- «Естественны ли конфликты в жизни человека или это показатель невоспитанности?» (обоснуйте Ваш ответ)
- «Конфликтный ли вы человек?»
- «Как вы себя ведете в конфликте?»
- «Умеете ли вы разрешать конфликты?»
Выводы. После тестирования и анкетирования было дано задание самостоятельно ознакомиться с лекционным материалом по теме «Конфликты» (по технологии «Перевернутый класс») и самостоятельно найти дополнительный материал, который будет интересен. На занятии были содержательно раскрыты стратегии поведения в конфликте - что именно каждая из них представляет (плюсы и минусы); также обсуждены вопросы анкеты и, как закрепление темы «Конфликты», были даны психолого-педагогические ситуации по группам для «мозгового штурма».
При обработке анкет нами было замечено, что некоторые студенты (15%) понимают конфликт только как открытое противостояние с проявлением вербальной агрессии. Но после самостоятельной подготовки они изменили свое понимание о конфликте и расширили свои знания.
Дисциплина «Общая психология» изучается студентами в 1 семестре на 1 курсе и наша задача - это знакомство с понятием «конфликт» и проблематикой их разрешения. Далее идут дисциплины, углубляющие знания и обучающие навыкам взаимодействия в конфликте, а также разные виды практик в соответствии с РУП.
Литература:
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, Шипилов А.И - Москва: Юнити, 2000. - 551 с.
2. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 464 с.
3. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: учебник / М.Ю. Зеленков. - Москва: НТК «Дашков и К», 2013. - 324 с.
4. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. - 512 с.
5. Лурия, А.Р. Природа человеческих конфликтов Объективное изучение дезорганизации поведения человека / А.Р. Лурия. - Москва: «Когито-Центр», 2002. - 527 с.
6. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Минск: ACT, Харвест, 1998. - 300 с.
7. Академик 2000-2023: Большая психологическая энциклопедия: сайт. - URL: М1рз://рзусЬо^у.асаёетю.ги/955/конфликт
8. Большая российская энциклопедия 2004-2017: сайт - URL: https://old.bigenc.ru/world_history/text/2093968
9. Академик 2000-2023:Большая советская энциклопедия: сайт - URL: https://dic.academic.ru/dic. nsf/bse/98164/Конфликт
10. Википедия: сайт-URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Koнфликт
11. Профориентация: сайт - URL: https://proforientatsia.ru/test/test-tomasa-povedenie-v-konfliktnoj-situatsii/