Педагогика
УДК 378.14
старший преподаватель Андросова Мария Ивановна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 4 курса группы ПОИМ-20 Новгородов Николай Викторович
Институт математики и информатики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Аннотация. В статье представлено понятие «конфликт», его виды, причины. Описаны особенности проявление конфликта в подростковой среде. Конфликтные ситуации неминуемы в профессиональной деятельности педагогов, поэтому в период прохождения педагогической практики студентов 4 курса Института Математики и Информатики для изучения была выбрана данная тематика. Выборку составили ученики 8 «б» класса МОБУ СОШ №12 г. Якутска в количестве 14 человек. Диагностика проводилась посредством двух методик: тест «Определение уровня конфликтности индивида» (Д.М. Рамендик) и тест «Ваш способ реагирования в конфликте» (К. Томас). Был определен уровень конфликтности учащихся, а также способы их реагирования в конфликте. Представлена интерпретация полученных данных посредством сопоставления результатов.
Ключевые слова, будущие педагоги, конфликт, педагогическая практика, подростки, подростковый возраст, способы реагирования в конфликте.
Annotation. The article presents the concept of "conflict", its types, causes. The features of the manifestation of conflict in the adolescent environment are described. Conflict situations are inevitable in the professional activities of teachers, therefore, during the period of pedagogical practice of 4th-year students of the Institute of Mathematics and Computer Science, this topic was chosen for study. The sample was made up of students of the 8th "b" class of secondary school No. 12. Yakutsk in the number of 14 people. Diagnostics was carried out by means of two methods: the test "Determination of the level of conflict of an individual" (D.M. Ramendik) and the test "Your way of reacting in conflict" (K. Thomas). The level of students' conflict was determined, as well as the ways of their reaction in the conflict. The interpretation of the data obtained by comparing the results is presented.
Key words: future teachers, conflict, pedagogical practice, teenagers, adolescence, ways of responding to conflict.
Введение. Подростковый возраст принято считать сложным с позиции перехода от детства к взрослости, который ведет за собой множество изменений - физических, физиологических, психологических, личностных и т.д. Особая роль отводится эмоциональной сфере подростка, которая нестабильна и может влиять на уровень его конфликтности. Исходя из того, что ведущей деятельностью подростков является интимно-личностное общение со сверстниками, то логично предположить большое количество контактов, которые необходимо уметь выстраивать.
Именно в подростковом возрасте у ребенка формируются ценностные ориентации, идеалы, социальные установки и нравственные представления, а так как ведущей деятельностью подростков выступает интимно-личностное общение со сверстниками, то умение взаимодействовать, в том числе, в конфликтной ситуации, является важной составляющей жизни школьников [2].
Изложение основного материала статьи. В толковом словаре С.И. Ожегова определение конфликта: «столкновение, серьезное разногласие, спор» [3]. Согласно Анцупову А.Я., Шипилову А.И.: «конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [1].
Появление конфликтности Т.С. Смирнова объясняет наличием внутренних неразрешенных конфликтов, например, стремление одержать победу над кем-нибудь и отвращением к самому себе и страхом перед возмездием [4].
Также в энциклопедическом словаре по психологии и педагогике: «конфликтное поведение - это внешняя активность субъекта, направленная на предмет конфликта и меняющая или сохраняющая от изменения существующее противоречие между сторонами» [6].
По мере того, как подростки прокладывают свой путь через межличностное взаимодействие и выстраивание взаимоотношений, неизбежно возникновение конфликтов, которые, в свою очередь, могут отнимать много энергии и даже вызывать стресс. Поэтому формирование навыков разрешения конфликтов педагогами, психологами может оказать помощь подросткам в выстраивании крепких и здоровых отношений.
Существуют различные типы конфликтов, с которыми могут столкнуться подростки:
- межличностные конфликты с братьями и сестрами, сверстниками, родителями и др.;
- внутриличностные конфликты, вызванные внутренней борьбой и негативным диалогом с самим собой;
- между личностью и коллективом - с учителями, классом, школьной администрацией и др. [4].
По мнению В.Н Лозоцевой: «..конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста, то есть формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению» [2].
Необходимо отметить, что к обязанностям классного руководителя относят: организацию работы по воспитанию и обучению учащихся, поддержка индивидуального развития каждого ребенка, составление индивидуальных образовательных маршрутов, контроль успеваемости, организацию родительских собраний, консультаций. И каждый классный руководитель в тандеме с психологом и социальным педагогом работают над эффективной коммуникацией учащихся во избежание конфликтов в школьной среде.
«Схема по управлению конфликтами, сводится к четырем этапам:
1. Прогнозирование (изучение вероятности конфликта);
2. Предупреждение конфликта (комплекс, мероприятий, направленных на устранение конфликта);
3. Регулирование конфликта (на основе принципов взаимоуважения сторон, установление и строгое соблюдение правил поведения);
4. Разрешение конфликта» [4].
Подросток должен знать, что существует не только деструктивный выход из конфликта (разрыв связей, негативные эмоции, оскорбления и т.п.), а есть и конструктивный выход (когда партнеры по общению стараются услышать друг друга, понять и прийти к разрешению спорной ситуации).
Целью исследования является изучение уровня конфликтности подростков в процессе деятельности, а также, какую стратегию поведения в конфликтной ситуации они выбирают. Среди учащихся 8 «б» класса МОБУ СОШ №12 г. Якутска в количестве 14 человек нами были проведены:
- тест «Определение уровня конфликтности индивида» (Д.М. Рамендик);
- тест «Ваш способ реагирования в конфликте» (К. Томас).
Тест «Определение уровня конфликтности индивида» (Д.М. Рамендик) состоит из 14 вопросов, на которые необходимо дать оценку личностных поведенческих качеств, которые могут проявляться в различных жизненных ситуациях. Ответ подразумевает выбор одного из трех представленных вариантов (а, б, в) (табл. 1).
Таблица 1
Обработка результатов теста «Определение уровня конфликтности индивида» (Д.М. Рамендик)
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
А 1 3 1 3 3 2 3 3 2 3 2 3 2 1
Б 2 2 3 2 2 3 2 2 1 1 1 2 1 2
В 3 1 2 1 1 1 1 1 3 2 3 1 3 3
Тест «Ваш способ реагирования в конфликте» (К. Томас) состоит из 30 пар суждений, из которых необходимо выбрать наиболее типичное поведение в конфликтной ситуации. Затем подсчет - шкалы представлены (табл. 2).
Таблица 2
Обработка результатов теста «Ваш способ реагирования в конфликте» (К. Томас)
Тип поведения Баллы
«Соперничество» За, 66, 8а, 96, 10а, 136, 146, 166, 17а, 226, 25а, 28а
«Сотрудничество» 26, 5а, 86, 11а, 14а, 19а, 20а, 216, 23а, 26а, 286, 306
«Компромисс» 26, 5а, 86, 11а, 14а, 19а, 20а, 216, 23а, 26а, 286, 306
«Избегание» 1а, 56, 7а, 9а, 12а, 156, 176, 196, 21а, 236, 27а, 296
«Приспособление» 16,36,46, 6а, 116, 15а, 16а, 18а, 24а, 256, 276,30а
Описание стратегий поведения в конфликте:
- «соперничество выражается в стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, для нее характерна жесткая позиция в случае сопротивления (недостаток данной стратегии заключается в возможности повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений)» [5];
- «сотрудничество представляет собой поиск решений в конфликте, полностью удовлетворяющих интересам обеих сторон - такое поведение направленно на поиск совместного решения конфликта» [5];
- «компромисс - стремление урегулировать разногласия путем совместных уступок, когда внешне никто не проигрывает, но и не выигрывает - такая стратегия позволяет быстро разрешить конфликт» [5];
- «избегание или уход предполагает стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, отрицание конфликта (такое поведение уместно, если предмет конфликта не представляет для человека большой ценности)» [5];
- «приспособление в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого человека» [5].
По результатам полученных данных теста «Определение уровня конфликтности индивида» (Д.М. Рамендик), можно констатировать следующее (табл. 3):
Таблица 3
Интерпретация результатов тестирования
Баллы Уровень конфликтности Результат
14-17 баллов Очень низкий
18-20 баллов Низкий
21-23 баллов Ниже среднего
24-26 баллов Ближе к среднему 5 (35,75%)
27-29 баллов Средний 8 (57,2%)
30-32 баллов Ближе к среднему 1 (7,1%)
33-35 баллов Выше среднего
36-38 баллов Высокий
39-42 баллов Очень высокий
Результат тестирования показал, что уровень конфликтности подростков в диапазоне «средний» - 57,2% и «ближе к среднему» - 35,75% и 7,1%, что является относительно благоприятным показателем для подросткового возраста.
По результатам полученных данных теста «Ваш способ реагирования в конфликте» (К. Томас), можно констатировать следующее (табл. 4):
Таблица 4
Интерпретация результатов тестирования
Баллы Тип поведения Результат
14-17 баллов Соперничество 1 (7,1%)
18-20 баллов Сотрудничество 2 (14,2%)
21-23 баллов Компромисс 5 (35,75%)
24-26 баллов Избегание 5 (35,75%)
27-29 баллов Приспособление 1 (7,1%)
Результаты диагностики выявили, что наиболее эффективный тип поведения в конфликте как «Сотрудничество» выбрали всего 2 человека, наибольший выбор выпал на такие типы поведения, как «Компромисс» и «Избегание» - 10 учащихся. А поведенческие типы «Соперничество» и «Приспособление» показали 2 респондента. Итоги диагностики показали некоторую склонность подростков к конформизму.
Сопоставим результаты тестирования по двум методикам, чтобы увидеть зависит ли уровень конфликтности и тип поведения подростков (табл. 5).
Таблица 5
Сопоставление и интерпретация результатов тестирования по проведенным методикам
№ обследуемого Тип поведения Уровень конфликтности
1 Соперничество (10) 30 (ближе к среднему)
2 Компромисс (7) 28 (средний)
3 Избегание (7) 26 (ближе к среднему)
4 Сотрудничество (8) 28 (средний)
5 Компромисс (7) 28 (средний)
6 Сотрудничество (7) 27 (средний)
7 Избегание (7) 26 (ближе к среднему)
8 Компромисс (7) 27 (средний)
9 Избегание (9) 26 (ближе к среднему)
10 Компромисс (9) 27 (средний)
11 Приспособление (10) 28 (средний)
12 Избегание (8) 26 (ближе к среднему)
13 Компромисс (10) 27 (средний)
14 Избегание (9) 25 (ближе к среднему)
Сопоставив результаты проведенных методик можно увидеть, что типы поведения, как «Компромисс», «Приспособление», «Сотрудничество» соответствуют среднему уровню конфликтности, а «Избегание» и «Соперничество» показывают уровень «ближе к среднему», но при этом у первого типа поведения уровень конфликтности ниже среднего, а второй тип выше среднего показателя, притом оба обозначаются в шкале, как «ближе к среднему».
После проведения диагностики был проведен анонимный опрос среди учащихся, который состоял из 6 вопросов:
- «Что такое конфликт?»
- «Что такое компромисс?»
- «Как вы ведете себя в конфликте?»
- «Как часто вы вступаете в конфликт?»
- «Считаете ли вы себя конфликтной личностью?»
- «Что, по вашему мнению, необходимо для разрешения конфликта?»
Ответы показали, что подростки воспринимают конфликт как нечто деструктивное и часто испытывают чувство вины после конфликта. Практикантом было проведено воспитательное мероприятие для просвещения подростков «Подростки и конфликты» в интерактивном формате с элементами тренинга и рефлексия в виде эссе.
Выводы. Таким образом, умение разрешать конфликты, является важным навыком для подростков. Педагоги, в частности классные руководители должны обращать внимание на проблему конфликтных ситуаций, потому что подросткам важно понимать, что конфликт - это естественная часть жизни и что существуют здоровые способы его разрешения. По мере взросления подростки будут сталкиваться с конфликтами в различных сферах - сейчас это не только школа, а также личные отношения и в дальнейшем это профессиональная деятельности. Развивая навыки разрешения конфликтов, мы, как педагоги, можем способствовать развитию уверенности в способности справляться с такими ситуациями конструктивно. Если подростки будут понимать, что неэффективный тип поведения в конфликте не приводит к его конструктивному разрешению, то, они смогут совладать с ситуацией, не допустив деструктивного разрешения.
Литература:
1. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с.
2. Носс, И.Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров / И.Н. Носс - Москва: Юрайт, 2018. - 211 с.
3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - Москва: Мир и Образование, 2004. - 896 с.
4. Цветков, В.Л. Конфликтология / В.Л. Цветков. - Москва: Щит, 2004. - 176 с.
5. Online Test Pad: сайт-URL: https://onlinetestpad.com/ru/test/98-test-opisaniya-povedeniya-k-tomasa
6. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике: сайт - URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru/8422/KOHФЛИKTHOE_ПOBEДEHИE