з легких при введении в трахею больших доз пыли металлического титана или его двуокиси позволяют отнести его к числу нетоксичных и незначительно действующих на организм пылей.
4. Необходимо проведение экспериментальных исследований аэрозоля окиси титана, образующегося в результате процессов конденсации его паров и обладающего более высокой дисперсностью и физико-химической активностью, чем использованные нами аэрозоли дезинтеграции металлического титана и его двуокиси.
ЛИТЕРАТУРА
В <i й п а р А. О., Биологическая роль микроэлементов в организме животных и человека. М., стр. 53—61, 1953. — Вой нар А. О. и Чуйко В. Т., Бюлл. эксперим. биол. и мед., 1943, т. XV, в. стр. 43—47. — Г о р о д е н с к а я Е. Н., в кн.: Силикоз, стр. 12—29, М., 1951.—Койранский Б. Б., Бюлл. Ленингр. организации и охраны труда, 1932, № 14—15, стр. 71—75. — Лазарев Н. В., Химически вредные вещества в промышленности, ч. 2, Л.—М., 1951. Липкес Я. М., Титан и его применение в технике. М., 1945. — Морозов О. Н., Химия редких элементов, стр. 74—84, М., 1938.— Слав и некий М. П., Физико-химические свойства элементов, стр. 244—256, М., 1952. — Fair ha 11 L. Т., Industrial Toxicology, p. 179, Baltimore, 1949. — Lehmann К. В. u. Herget L„ Chemiker-Zeitung, 1927, N. 82, S. 793—794.
Поступила 17/1 1956 r.
•A- tf -¿г
ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ОРГАНИЗМА В ВИТАМИНЕ В, ПРИ СПОРТИВНЫХ ТРЕНИРОВКАХ
Кандидат медицинских наук М. А. Вытчикова
Из кафедры гигиены Центрального института физической культуры имени И В. Сталина и лаборатории изучения витаминов Института питания
АМН СССР
Физическая культура и спорт являются одним из мощных средств укрепления здоровья и улучшения физического развития народа. Советская система физического воспитания основывается не только на применении специальных физических упражнений, но и на широком использовании естественных сил природы и гигиенического режима труда и отдыха.
Питание является одним из факторов внешней среды, изучение которого представляется обязательным компонентом всей сложной проблемы научной разработки физиологических и гигиенических основ спортивной тренировки. Надлежащая организация питания на спортивных сборах способна оказать большое положительное влияние на спортивно-технические результаты, и, наоборот, разллчные недостатки в этом отношении могут послужить причиной ухудшения состояния здоровья и повлечь за собой снижение спортивных результатов. Одной из задач гигиены в области питания является разработка наиболее целесообразных, качественно полноценных пищевых рационов спортсменов применительно к различным видам спорта. , ^
В настоящей работе затрагивается вопрос о витаминном составе пищевых рационов спортсменов, который наименее изучен.
Зависимость между степенью Вгвитаминной обеспеченности и утомлением центральной нервной системы была установлена И. В. Саноц-ким в наблюдениях над курсантами военного училища. Изучая Вгвита-минную обеспеченность организма курсантов, он установил, что повышение утомляемости наблюдается чаще всего на фоне недостаточного обеспечения организма витамином В). Как показали наблюдения, проведенные в лаборатории физиологической химии Всесоюзного института
экспериментальной медицины, дополнительный прием витамина В1 по 10 мг в сутки в течение 6—7 дней уменьшает явления утомления у людей в условиях большой физической и нервной нагрузки. Поэтому есть основания полагать, что целесообразно увеличить содержание витамина В] в пищевых рационах спортсменов для борьбы с утомлением и повышения спортивных результатов.
Мы решили изучить потребность организма в витамине В1 при занятиях различными видами спорта, чтобы разработать нормы потребления данного витамина при спортивных тренировках.
Для этой цели были проведены наблюдения над 12 конькобежцами и 8 хоккеистами. Все наблюдаемые спортсмены прошли предварительный медицинский осмотр, включавший антропометрическое обследование.
Представители каждого вида спорта были разделены на группы, которые состояли из 4 человек, имевших одинаковый спортивный разряд.
Длительность наблюдений, проводившихся с каждой группой, равнялась 10—12 дням. В этот период спортсмены соблюдали одинаковый режим труда и отдыха и получали однородное питание, соответствующее обычно применяемому на спортивных сборах. Калорийность суточного рациона равнялась 3700—4000 калориям при содержании белка в среднем 131,5 г, жиров 130 г и углеводов 500,5 г. Как видно, количество углеводов в суточном пайке спортсменов не было столь значительным, чтобы могло вызвать повышенную потребность в витамине В]. Содержание витамина В1 в суточном пайке составляло 1,5—2 мг.
Каждую группу спортсменов делили на 2 подгруппы, одна из которых получала дополнительно к общему пищевому рациону синтетический препарат витамина В1 в количестве 10—20 мг в сутки; другая — слегка подсоленную воду, не отличавшуюся по своим органолептическим свойствам от раствора тиамина. При этом все наблюдаемые полагали, что получают препарат витамина.
Потребность организма в витамине В] изучали на основании определения содержания нировиноградной кислоты в моче и в крови и количества витамина Вь выводимого с мочой. Пировиноградную кислоту и витамин В1 определяли в суточной порции мочи; содержание пиро-виноградной кислоты в крови измеряли до и после тренировочных занятий. Определение пировиноградной кислоты в моче производили по способу Фридемана, в крови — микрометодом Лю. Для исследований был использован электрофотокалориметр, сконструированный экспериментальной мастерской АМН СССР. Количество витамина В] в моче определяли тиохромным методом Янсена в модификации Уонга и Гарриса.
В первые дни опыта витамин умышленно не давали с тем, чтобы установить содержание указанных ингредиентов до применения добавочных количеств витамина Вь
Кроме указанных биохимических исследований, мы производили до и после тренировочных занятий некоторые клинико-физиологические исследования, имевшие целью выявить физиологические реакции организма на физическую нагрузку с учетом влияния приемов витамина Вь Для этой цели измеряли частоту пульса, кровяное давление, степень выраженности коленного и зрачкового рефлексов и способность сохранять равновесие (симптом Ромберга), а также учитывали самочувствие спортсменов.
В результате проделанной работы были получены следующие данные: на протяжении наблюдений (И—12 дней) отмечалось повышение содержания пировиноградной кислоты в моче и в крови и уменьшение выделения витамина В1 с мочой. Так, среднее содержание пировиноградной кислоты в моче у конькобежцев, тренировавшихся в беге на средние дистанции, составляло в первые два дня наблюдений 37,88 мг
и в последние два дня — 66,17 мг в сутки; у хоккеистов — 50,36 мг в сутки в первые дни и 54,85 мг — в последние.
Среднее содержание пировиноградной кислоты в крови до и после тренировочных занятий в указанные сроки наблюдений соответственно составляло: у конькобежцев, бегунов на средние дистанции, 1,15/1,5 мг% и 1,37/1,72 мг%; у хоккеистов — 1,3/1,77 мг% и 1,62/2,1 мг0/0'.
Средняя величина экскреции витамина В1 с мочой у конькобежцев равнялась в начале наблюдений 239,7 ти в конце— 136,75 7 в сутки; у хоккеистов — 254,15 7 и 210,3 7 в сутки.
Наблюдения за аналогичными группами спортсменов, тренировавшимися вместе с первыми, но получавшими в отличие от них дополнительно по 10—20 мг витамина В] в сутки, показали противоположные результаты; содержание пировиноградной кислоты в моче и в крови за время наблюдений не увеличилось, а, наоборот, уменьшилось, а экскреция витамина В, с мочой повысилась.
Среднее содержание пировиноградной кислоты в моче у конькобежцев, тренировавшихся в беге на средние дистанции, составляло в первые два дня наблюдений 45,18 мг и в последние два дня 29,89 мг с сутки; у хоккеистов — 54,02 мг в сутки.
Среднее содержание пировиноградной кислоты в крови до и после тренировок у первых наблюдаемых составляло: 1,22/1,75 мг% в первый и 0,62/0,8 мг% в последний день наблюдения; у вторых — 1,37/1,77 мг % и 1,12/1,5 мг%..
Экскреция витамина В1 с мочой у конькобежцев в среднем равнялась в первые два дня наблюдений 215 7 и в последние 741,2 7 в сутки; у хоккеистов — 233,5 [ и 566,1 7 в сутки.
В абсолютном большинстве случаев содержание пировиноградной кислоты в моче находилось в обратных отношениях с количеством витамина Вь выделяемого с мочой: более высоким концентрациям пировиноградной кислоты соответствовали более низкие количества витамина В[.
Наиболее существенные сдвиги в процессе обмена, происшедшие под влиянием дополнительной витаминизации, обнаружены при приемах витамина В! по 20 мг в сутки; доза в 10 мг не обеспечивала поддержание уровня пировиноградной кислоты и витамина В1 в моче в пределах величин, наблюдающихся в норме у здоровых людей, не занятых тяжелым физическим трудом.
Например, у хоккеистов, получавших по 10 мг тиамина в сутки, содержание пировиноградной кислоты в моче к концу периода наблюдений снизилось по сравнению с величиной, определенной в первые два дня тренировки (до приемов витамина) в 1,2 раза и составляло в среднем 35,6 мг в сутки. При витаминной нагрузке в 20 мг в сутки оно уменьшилось в 1,9 раза и составляло в среднем 31,5 мг в сутки. У лиц, не получавших витамина В1, но тренировавшихся вместе с первыми, среднее содержание пировиноградной кислоты в моче в конце наблюдений равнялось 54,8 мг в сутки.
Содержание пировиноградной кислоты в крови до и после тренировок у хоккеистов, получавших по 10 мг витамина В] в сутки, уменьшилось за время наблюдений незначительно; в среднем в первый день оно составляло 1,07/1,4 мг%, в последний—1,05/1,32 мг%. При витаминной нагрузке 20 мг в сутки наблюдалось более заметное снижение с 1,71/2,18 мг % До 1,21/1,67 мг%.
Величина экскреции витамина В1 с мочой у хоккеистов, получавших по 10 мг тиамина в сутки, увеличивалась в среднем к концу наблюдений в 1,5 раза и составляла 462,3 т в сутки, а при витаминной нагрузке в 20 мг она увеличивалась в 3,5 раза и составляла 670 7 в сутки.
1 В числителе указано содержание пировиноградной кислоты в крови до тренировки, в знаменателе — после тренировки.
4 Гигиена и санитария, № 3
25
Для большей наглядности приводим ряд рисунков, иллюстрирующих результаты наблюдений.
На рис. 1 представлены результаты определения пировиноградной кислоты в моче в одном из наблюдений с конькобежцами, тренировавшимися в беге на средние дистанции. Как видно, у контрольных лиц содержание пировиноградной кислоты к концу периода наблюдений увеличилось до 50,7—104,7 мг в сутки, у лиц же, получавших по 20 мг тиамина в сутки, оно, наоборот, уменьшилось и находилось в пределах
120
ПО
§ 90
Зч* 80
<5 ^ <ь
Оз «о
100
10 60
50
40 30 20 10
0 I 2 3 Ч 5 6 7 8 9 10 11 Дни опыта
----Получали Витамин в,
//¡° получали витамин В,
Рис. 1. Содержание пировиноградной кислоты в моче конькобежцев, тренировавшихся в беге на средние дистанции.
величин, обычно наблюдаемых у лиц, не занятых тяжелым физическим трудом (20—25 мг). При приеме витамина В1 в дозах по 10 мг в сутки были получены менее удовлетворительные результаты: содержание пировиноградной кислоты в моче в конце периода наблюдений составляло в среднем 37,4 мг в сутки.
Рис. 2 иллюстрирует колебания в содержании пировиноградной кислоты в крови до и после тренировочных занятий конькобежцев. Из него видно, что при отсутствии дополнительной витаминизации происходит увеличение концентрации пировиноградной кислоты в крови как до, так и после тренировок, а при приемах витамина В1 в количестве по 20 мг в сутки наблюдается, наоборот, снижение. Дозы в 10 мг давали несколько меньшее снижение.
На рис. 3 показаны результаты определений экскреции витамина В] с мочой у тех же конькобежцев, получавших по 20 мг тиамина в сутки и не получавших его. Как видно, у контрольной подгруппы величина экскреции в конце периода наблюдений ниже границы цифр, наблюдающихся в норме у не спортсменов (200—600 У лиц, получавших витамин, она находится в пределах этой нормы.
Рис. 4. показывает результаты определений пировиноградной кислоты в моче у хоккеистов, получавших и не получавших по 20 мг тиамина в сутки, что, как мы видим, полностью подтверждает результаты аналогичного наблюдения над конькобежцами.
На рис. 5 приведены величины экскреций витамина В] с мочой, определенные у тех же подгрупп хоккеистов, которые также совпадают с результатами наблюдений над конькобежцами.
Измерения пульса и кровяного давления до и после тренировочных занятий позволили установить, что в результате выполнения физических упражнений происходят значительные физиологические сдвиги в со-
Дни опыта
______Получали витамин В,
---Не получали Витамин В,
_____До тренировки
— 7—После тренировки
Рис. 2. Содержание пировиноградной кислоты в крови до и после тренировочных занятий конькобежцев.
Дни опыта
-----Получали витамин В,
Не получали витамин В,
Рис. 3. Выделение витамина В[ с мочой у конькобежцев, получавших и не получавших витамин В].
стоянии сердечно-сосудистой системы. При этом какой-либо связи этих изменений с дополнительным' приемом витамина В1 не выявлено.
Учет рефлекторных реакций до и после тренировок позволил установить положительное влияние приемов витамина В], особенно в количестве 20 мг в сутки. Степень выраженности коленного и зрачкового рефлексов и способности сохранять равновесие тела в условиях уменьшенной площади опоры сохранились после тренировок примерно на том же уровне, что и до нее, в то время как у лиц, не получавших витами-
4*
27
-
на В], после тренировок наблюдалось резкое ослабление коленного и зрачкового рефлексов и заметное уменьшение способности сохранять равновесие.
Опрос наблюдаемых установил, что дополнительный прием витамина В] в период тренировки оказывает положительное влияние на общее
Ч
И и
(Ь 8 >
^ 5
'Ъ
а
Рис. 4. Содержание пировиноградной кислоты в моче у хоккеистов, получавших и не получавших витамин В[.
Дни опыта
-----Получали в и та пин В,
--т,---Не получали витамин В,
Дни опыта
_____получали витамин в/
Не получали витамин В,
Рис. 5. Выделение витамина В] с мочой у хоккеистов, получавших и не получавших витамин Вь •
самочувствие и работоспособность спортсменов. Спортсмены, получавшие витамин, в противоположность не получавшим, тренировались с большей охотой и чувствовали себя после занятий менее утомленными. Это особенно проявлялось тогда, когда витамин В1 применяли в количестве 20 мг в сутки.
Выводы
1. В процессе спортивной тренировки конькобежцев и хоккеистов, находящихся на обычном питании, наблюдается значительное увеличение содержания пировиноградной кислоты в моче и в крови и уменьшение экскреции витамина В1 с мочой.
2. Это свидетельствует о том, что обычное содержание витамина В1 в пищевых рационах спортсменов (1,5—2 мг) является недостаточным для удовлетворения потребностей организма в этом витамине.
3. Дополнительное введение в рацион спортсменов витамина В] в количестве 20 мг, обеспечивало поддержание уровня пировиноградной кислоты в моче и в крови и витамина В1 в моче в пределах, близких к физиологической норме.
4. Дополнительный прием витамина Вь особенно в количестве 20 мг в сутки, оказывает положительное влияние на общее самочувствие спортсменов, которое выражается в меньшей утомляемости.
5. На основании проведенных исследований считаем возможным рекомендовать дополнительный (по 20 мг в сутки) прием витамина В] при тренировке конькобежцев в беге на средние дистанции и тренировке хоккеистов.
Поступила 15/1 1955 г.
тйг тйг
ВЛИЯНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО СПЕКТРА НА ДИФТЕРИЙНУЮ ПАЛОЧКУ
Кандидат медицинских наук К. В. Хомутова Из Научно-исследовательского санитарного института имени Эрисмана
В настоящее время уделяется большое внимание вопросу применения искусственных источников ультрафиолетового излучения для санации воздуха и предметов обихода с целью предупреждения капельных инфекций.
В настоящей работе мы стремились выявить условия выживаемости дифтерийных палочек под влиянием отдельных участков спектра ультрафиолетового излучения.
Источником ультрафиолетовой радиации служила ртутно-кварцевая лампа ПРК-2. Выделение отдельных участков ультрафиолетового спектра производилось кварцевым спектрографом — монохроматором. Ртутно-кварцевая лампа была помещена в металлический футляр, в стенке которого имелось окошечко 20X0,5 мм для выхода светового пучка. Ламп5 находилась в вертикальном положении на расстоянии около 10 мм от входной щели монохроматора. Чашки Петри с культурой дифтерии на сыворотке Леффлера и различные предметы, обсемененные дифтерийными палочками, устанавливали за выходной щелью монохроматора на расстоянии 40 мм. Мы выделяли три участка ультрафиолетового спектра: первый участок с основной линией 254 ш м- и с соседними линиями 248 и 265 ш р-, второй с основной линией 313 ш ^ и соседней — 303 т * и третий с основной линией 365 пг«- и соседней — 334 т и.. Облученность в выделенных участках спектра замеряли термостолбиком, который устанавливали на расстоянии 40 мм от выходной щели.
Ввиду того что облученность от длин волн 248—254—265 ш;л не превышала 75 мквт/см2, мы дополнительно использовали ртутную лампу