Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ОРГАНИЗМА В ВИТАМИНЕ В, ПРИ СПОРТИВНЫХ ТРЕНИРОВКАХ'

ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ОРГАНИЗМА В ВИТАМИНЕ В, ПРИ СПОРТИВНЫХ ТРЕНИРОВКАХ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ОРГАНИЗМА В ВИТАМИНЕ В, ПРИ СПОРТИВНЫХ ТРЕНИРОВКАХ»

з легких при введении в трахею больших доз пыли металлического титана или его двуокиси позволяют отнести его к числу нетоксичных и незначительно действующих на организм пылей.

4. Необходимо проведение экспериментальных исследований аэрозоля окиси титана, образующегося в результате процессов конденсации его паров и обладающего более высокой дисперсностью и физико-химической активностью, чем использованные нами аэрозоли дезинтеграции металлического титана и его двуокиси.

ЛИТЕРАТУРА

В <i й п а р А. О., Биологическая роль микроэлементов в организме животных и человека. М., стр. 53—61, 1953. — Вой нар А. О. и Чуйко В. Т., Бюлл. эксперим. биол. и мед., 1943, т. XV, в. стр. 43—47. — Г о р о д е н с к а я Е. Н., в кн.: Силикоз, стр. 12—29, М., 1951.—Койранский Б. Б., Бюлл. Ленингр. организации и охраны труда, 1932, № 14—15, стр. 71—75. — Лазарев Н. В., Химически вредные вещества в промышленности, ч. 2, Л.—М., 1951. Липкес Я. М., Титан и его применение в технике. М., 1945. — Морозов О. Н., Химия редких элементов, стр. 74—84, М., 1938.— Слав и некий М. П., Физико-химические свойства элементов, стр. 244—256, М., 1952. — Fair ha 11 L. Т., Industrial Toxicology, p. 179, Baltimore, 1949. — Lehmann К. В. u. Herget L„ Chemiker-Zeitung, 1927, N. 82, S. 793—794.

Поступила 17/1 1956 r.

•A- tf -¿г

ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ОРГАНИЗМА В ВИТАМИНЕ В, ПРИ СПОРТИВНЫХ ТРЕНИРОВКАХ

Кандидат медицинских наук М. А. Вытчикова

Из кафедры гигиены Центрального института физической культуры имени И В. Сталина и лаборатории изучения витаминов Института питания

АМН СССР

Физическая культура и спорт являются одним из мощных средств укрепления здоровья и улучшения физического развития народа. Советская система физического воспитания основывается не только на применении специальных физических упражнений, но и на широком использовании естественных сил природы и гигиенического режима труда и отдыха.

Питание является одним из факторов внешней среды, изучение которого представляется обязательным компонентом всей сложной проблемы научной разработки физиологических и гигиенических основ спортивной тренировки. Надлежащая организация питания на спортивных сборах способна оказать большое положительное влияние на спортивно-технические результаты, и, наоборот, разллчные недостатки в этом отношении могут послужить причиной ухудшения состояния здоровья и повлечь за собой снижение спортивных результатов. Одной из задач гигиены в области питания является разработка наиболее целесообразных, качественно полноценных пищевых рационов спортсменов применительно к различным видам спорта. , ^

В настоящей работе затрагивается вопрос о витаминном составе пищевых рационов спортсменов, который наименее изучен.

Зависимость между степенью Вгвитаминной обеспеченности и утомлением центральной нервной системы была установлена И. В. Саноц-ким в наблюдениях над курсантами военного училища. Изучая Вгвита-минную обеспеченность организма курсантов, он установил, что повышение утомляемости наблюдается чаще всего на фоне недостаточного обеспечения организма витамином В). Как показали наблюдения, проведенные в лаборатории физиологической химии Всесоюзного института

экспериментальной медицины, дополнительный прием витамина В1 по 10 мг в сутки в течение 6—7 дней уменьшает явления утомления у людей в условиях большой физической и нервной нагрузки. Поэтому есть основания полагать, что целесообразно увеличить содержание витамина В] в пищевых рационах спортсменов для борьбы с утомлением и повышения спортивных результатов.

Мы решили изучить потребность организма в витамине В1 при занятиях различными видами спорта, чтобы разработать нормы потребления данного витамина при спортивных тренировках.

Для этой цели были проведены наблюдения над 12 конькобежцами и 8 хоккеистами. Все наблюдаемые спортсмены прошли предварительный медицинский осмотр, включавший антропометрическое обследование.

Представители каждого вида спорта были разделены на группы, которые состояли из 4 человек, имевших одинаковый спортивный разряд.

Длительность наблюдений, проводившихся с каждой группой, равнялась 10—12 дням. В этот период спортсмены соблюдали одинаковый режим труда и отдыха и получали однородное питание, соответствующее обычно применяемому на спортивных сборах. Калорийность суточного рациона равнялась 3700—4000 калориям при содержании белка в среднем 131,5 г, жиров 130 г и углеводов 500,5 г. Как видно, количество углеводов в суточном пайке спортсменов не было столь значительным, чтобы могло вызвать повышенную потребность в витамине В]. Содержание витамина В1 в суточном пайке составляло 1,5—2 мг.

Каждую группу спортсменов делили на 2 подгруппы, одна из которых получала дополнительно к общему пищевому рациону синтетический препарат витамина В1 в количестве 10—20 мг в сутки; другая — слегка подсоленную воду, не отличавшуюся по своим органолептическим свойствам от раствора тиамина. При этом все наблюдаемые полагали, что получают препарат витамина.

Потребность организма в витамине В] изучали на основании определения содержания нировиноградной кислоты в моче и в крови и количества витамина Вь выводимого с мочой. Пировиноградную кислоту и витамин В1 определяли в суточной порции мочи; содержание пиро-виноградной кислоты в крови измеряли до и после тренировочных занятий. Определение пировиноградной кислоты в моче производили по способу Фридемана, в крови — микрометодом Лю. Для исследований был использован электрофотокалориметр, сконструированный экспериментальной мастерской АМН СССР. Количество витамина В] в моче определяли тиохромным методом Янсена в модификации Уонга и Гарриса.

В первые дни опыта витамин умышленно не давали с тем, чтобы установить содержание указанных ингредиентов до применения добавочных количеств витамина Вь

Кроме указанных биохимических исследований, мы производили до и после тренировочных занятий некоторые клинико-физиологические исследования, имевшие целью выявить физиологические реакции организма на физическую нагрузку с учетом влияния приемов витамина Вь Для этой цели измеряли частоту пульса, кровяное давление, степень выраженности коленного и зрачкового рефлексов и способность сохранять равновесие (симптом Ромберга), а также учитывали самочувствие спортсменов.

В результате проделанной работы были получены следующие данные: на протяжении наблюдений (И—12 дней) отмечалось повышение содержания пировиноградной кислоты в моче и в крови и уменьшение выделения витамина В1 с мочой. Так, среднее содержание пировиноградной кислоты в моче у конькобежцев, тренировавшихся в беге на средние дистанции, составляло в первые два дня наблюдений 37,88 мг

и в последние два дня — 66,17 мг в сутки; у хоккеистов — 50,36 мг в сутки в первые дни и 54,85 мг — в последние.

Среднее содержание пировиноградной кислоты в крови до и после тренировочных занятий в указанные сроки наблюдений соответственно составляло: у конькобежцев, бегунов на средние дистанции, 1,15/1,5 мг% и 1,37/1,72 мг%; у хоккеистов — 1,3/1,77 мг% и 1,62/2,1 мг0/0'.

Средняя величина экскреции витамина В1 с мочой у конькобежцев равнялась в начале наблюдений 239,7 ти в конце— 136,75 7 в сутки; у хоккеистов — 254,15 7 и 210,3 7 в сутки.

Наблюдения за аналогичными группами спортсменов, тренировавшимися вместе с первыми, но получавшими в отличие от них дополнительно по 10—20 мг витамина В] в сутки, показали противоположные результаты; содержание пировиноградной кислоты в моче и в крови за время наблюдений не увеличилось, а, наоборот, уменьшилось, а экскреция витамина В, с мочой повысилась.

Среднее содержание пировиноградной кислоты в моче у конькобежцев, тренировавшихся в беге на средние дистанции, составляло в первые два дня наблюдений 45,18 мг и в последние два дня 29,89 мг с сутки; у хоккеистов — 54,02 мг в сутки.

Среднее содержание пировиноградной кислоты в крови до и после тренировок у первых наблюдаемых составляло: 1,22/1,75 мг% в первый и 0,62/0,8 мг% в последний день наблюдения; у вторых — 1,37/1,77 мг % и 1,12/1,5 мг%..

Экскреция витамина В1 с мочой у конькобежцев в среднем равнялась в первые два дня наблюдений 215 7 и в последние 741,2 7 в сутки; у хоккеистов — 233,5 [ и 566,1 7 в сутки.

В абсолютном большинстве случаев содержание пировиноградной кислоты в моче находилось в обратных отношениях с количеством витамина Вь выделяемого с мочой: более высоким концентрациям пировиноградной кислоты соответствовали более низкие количества витамина В[.

Наиболее существенные сдвиги в процессе обмена, происшедшие под влиянием дополнительной витаминизации, обнаружены при приемах витамина В! по 20 мг в сутки; доза в 10 мг не обеспечивала поддержание уровня пировиноградной кислоты и витамина В1 в моче в пределах величин, наблюдающихся в норме у здоровых людей, не занятых тяжелым физическим трудом.

Например, у хоккеистов, получавших по 10 мг тиамина в сутки, содержание пировиноградной кислоты в моче к концу периода наблюдений снизилось по сравнению с величиной, определенной в первые два дня тренировки (до приемов витамина) в 1,2 раза и составляло в среднем 35,6 мг в сутки. При витаминной нагрузке в 20 мг в сутки оно уменьшилось в 1,9 раза и составляло в среднем 31,5 мг в сутки. У лиц, не получавших витамина В1, но тренировавшихся вместе с первыми, среднее содержание пировиноградной кислоты в моче в конце наблюдений равнялось 54,8 мг в сутки.

Содержание пировиноградной кислоты в крови до и после тренировок у хоккеистов, получавших по 10 мг витамина В] в сутки, уменьшилось за время наблюдений незначительно; в среднем в первый день оно составляло 1,07/1,4 мг%, в последний—1,05/1,32 мг%. При витаминной нагрузке 20 мг в сутки наблюдалось более заметное снижение с 1,71/2,18 мг % До 1,21/1,67 мг%.

Величина экскреции витамина В1 с мочой у хоккеистов, получавших по 10 мг тиамина в сутки, увеличивалась в среднем к концу наблюдений в 1,5 раза и составляла 462,3 т в сутки, а при витаминной нагрузке в 20 мг она увеличивалась в 3,5 раза и составляла 670 7 в сутки.

1 В числителе указано содержание пировиноградной кислоты в крови до тренировки, в знаменателе — после тренировки.

4 Гигиена и санитария, № 3

25

Для большей наглядности приводим ряд рисунков, иллюстрирующих результаты наблюдений.

На рис. 1 представлены результаты определения пировиноградной кислоты в моче в одном из наблюдений с конькобежцами, тренировавшимися в беге на средние дистанции. Как видно, у контрольных лиц содержание пировиноградной кислоты к концу периода наблюдений увеличилось до 50,7—104,7 мг в сутки, у лиц же, получавших по 20 мг тиамина в сутки, оно, наоборот, уменьшилось и находилось в пределах

120

ПО

§ 90

Зч* 80

<5 ^ <ь

Оз «о

100

10 60

50

40 30 20 10

0 I 2 3 Ч 5 6 7 8 9 10 11 Дни опыта

----Получали Витамин в,

//¡° получали витамин В,

Рис. 1. Содержание пировиноградной кислоты в моче конькобежцев, тренировавшихся в беге на средние дистанции.

величин, обычно наблюдаемых у лиц, не занятых тяжелым физическим трудом (20—25 мг). При приеме витамина В1 в дозах по 10 мг в сутки были получены менее удовлетворительные результаты: содержание пировиноградной кислоты в моче в конце периода наблюдений составляло в среднем 37,4 мг в сутки.

Рис. 2 иллюстрирует колебания в содержании пировиноградной кислоты в крови до и после тренировочных занятий конькобежцев. Из него видно, что при отсутствии дополнительной витаминизации происходит увеличение концентрации пировиноградной кислоты в крови как до, так и после тренировок, а при приемах витамина В1 в количестве по 20 мг в сутки наблюдается, наоборот, снижение. Дозы в 10 мг давали несколько меньшее снижение.

На рис. 3 показаны результаты определений экскреции витамина В] с мочой у тех же конькобежцев, получавших по 20 мг тиамина в сутки и не получавших его. Как видно, у контрольной подгруппы величина экскреции в конце периода наблюдений ниже границы цифр, наблюдающихся в норме у не спортсменов (200—600 У лиц, получавших витамин, она находится в пределах этой нормы.

Рис. 4. показывает результаты определений пировиноградной кислоты в моче у хоккеистов, получавших и не получавших по 20 мг тиамина в сутки, что, как мы видим, полностью подтверждает результаты аналогичного наблюдения над конькобежцами.

На рис. 5 приведены величины экскреций витамина В] с мочой, определенные у тех же подгрупп хоккеистов, которые также совпадают с результатами наблюдений над конькобежцами.

Измерения пульса и кровяного давления до и после тренировочных занятий позволили установить, что в результате выполнения физических упражнений происходят значительные физиологические сдвиги в со-

Дни опыта

______Получали витамин В,

---Не получали Витамин В,

_____До тренировки

— 7—После тренировки

Рис. 2. Содержание пировиноградной кислоты в крови до и после тренировочных занятий конькобежцев.

Дни опыта

-----Получали витамин В,

Не получали витамин В,

Рис. 3. Выделение витамина В[ с мочой у конькобежцев, получавших и не получавших витамин В].

стоянии сердечно-сосудистой системы. При этом какой-либо связи этих изменений с дополнительным' приемом витамина В1 не выявлено.

Учет рефлекторных реакций до и после тренировок позволил установить положительное влияние приемов витамина В], особенно в количестве 20 мг в сутки. Степень выраженности коленного и зрачкового рефлексов и способности сохранять равновесие тела в условиях уменьшенной площади опоры сохранились после тренировок примерно на том же уровне, что и до нее, в то время как у лиц, не получавших витами-

4*

27

-

на В], после тренировок наблюдалось резкое ослабление коленного и зрачкового рефлексов и заметное уменьшение способности сохранять равновесие.

Опрос наблюдаемых установил, что дополнительный прием витамина В] в период тренировки оказывает положительное влияние на общее

Ч

И и

(Ь 8 >

^ 5

а

Рис. 4. Содержание пировиноградной кислоты в моче у хоккеистов, получавших и не получавших витамин В[.

Дни опыта

-----Получали в и та пин В,

--т,---Не получали витамин В,

Дни опыта

_____получали витамин в/

Не получали витамин В,

Рис. 5. Выделение витамина В] с мочой у хоккеистов, получавших и не получавших витамин Вь •

самочувствие и работоспособность спортсменов. Спортсмены, получавшие витамин, в противоположность не получавшим, тренировались с большей охотой и чувствовали себя после занятий менее утомленными. Это особенно проявлялось тогда, когда витамин В1 применяли в количестве 20 мг в сутки.

Выводы

1. В процессе спортивной тренировки конькобежцев и хоккеистов, находящихся на обычном питании, наблюдается значительное увеличение содержания пировиноградной кислоты в моче и в крови и уменьшение экскреции витамина В1 с мочой.

2. Это свидетельствует о том, что обычное содержание витамина В1 в пищевых рационах спортсменов (1,5—2 мг) является недостаточным для удовлетворения потребностей организма в этом витамине.

3. Дополнительное введение в рацион спортсменов витамина В] в количестве 20 мг, обеспечивало поддержание уровня пировиноградной кислоты в моче и в крови и витамина В1 в моче в пределах, близких к физиологической норме.

4. Дополнительный прием витамина Вь особенно в количестве 20 мг в сутки, оказывает положительное влияние на общее самочувствие спортсменов, которое выражается в меньшей утомляемости.

5. На основании проведенных исследований считаем возможным рекомендовать дополнительный (по 20 мг в сутки) прием витамина В] при тренировке конькобежцев в беге на средние дистанции и тренировке хоккеистов.

Поступила 15/1 1955 г.

тйг тйг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЛИЯНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО СПЕКТРА НА ДИФТЕРИЙНУЮ ПАЛОЧКУ

Кандидат медицинских наук К. В. Хомутова Из Научно-исследовательского санитарного института имени Эрисмана

В настоящее время уделяется большое внимание вопросу применения искусственных источников ультрафиолетового излучения для санации воздуха и предметов обихода с целью предупреждения капельных инфекций.

В настоящей работе мы стремились выявить условия выживаемости дифтерийных палочек под влиянием отдельных участков спектра ультрафиолетового излучения.

Источником ультрафиолетовой радиации служила ртутно-кварцевая лампа ПРК-2. Выделение отдельных участков ультрафиолетового спектра производилось кварцевым спектрографом — монохроматором. Ртутно-кварцевая лампа была помещена в металлический футляр, в стенке которого имелось окошечко 20X0,5 мм для выхода светового пучка. Ламп5 находилась в вертикальном положении на расстоянии около 10 мм от входной щели монохроматора. Чашки Петри с культурой дифтерии на сыворотке Леффлера и различные предметы, обсемененные дифтерийными палочками, устанавливали за выходной щелью монохроматора на расстоянии 40 мм. Мы выделяли три участка ультрафиолетового спектра: первый участок с основной линией 254 ш м- и с соседними линиями 248 и 265 ш р-, второй с основной линией 313 ш ^ и соседней — 303 т * и третий с основной линией 365 пг«- и соседней — 334 т и.. Облученность в выделенных участках спектра замеряли термостолбиком, который устанавливали на расстоянии 40 мм от выходной щели.

Ввиду того что облученность от длин волн 248—254—265 ш;л не превышала 75 мквт/см2, мы дополнительно использовали ртутную лампу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.