Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СВЕТСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ МОЛОДЕЖИ'

ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СВЕТСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / СВЕТСКОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коларькова Вероника Анатольевна, Бузыкина Юлия Сергеевна

Рассматривается понятие субъективного благополучия личности, представлены результаты эмпирического исследования различий в показателях субъективного благополучия у представителей светской и религиозной молодежи. Авторами рассмотрены различные трактовки понятия психологического благополучия, особенности светского и религиозного сознания. Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе психологов для разработки программ, направленных на повышение осмысленности жизни и способствующих личностному самоопределению молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СВЕТСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 316.6

ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СВЕТСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ МОЛОДЕЖИ

В. А. Коларькова1, Ю. С. Бузыкина2

^Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

Veronika.2704@yandex.ru 2 ylamart@yandex.ru

Аннотация. Рассматривается понятие субъективного благополучия личности, представлены результаты эмпирического исследования различий в показателях субъективного благополучия у представителей светской и религиозной молодежи. Авторами рассмотрены различные трактовки понятия психологического благополучия, особенности светского и религиозного сознания. Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе психологов для разработки программ, направленных на повышение осмысленности жизни и способствующих личностному самоопределению молодежи.

Ключевые слова: показатели субъективного благополучия, светское и религиозное сознание, молодежь

Для цитирования: Коларькова В. А., Бузыкина Ю. С. Изучение показателей субъективного благополучия светской и религиозной молодежи // Вестник Пензенского государственного университета. 2022. № 4. С. 11-15.

Стремление к благополучию является одним из факторов развития человеческого общества. В последнее время проблема субъективного благополучия является предметом изучения специалистов различных областей научного знания. Понятие субъективного благополучия выражает собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное для него значение с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде, и характеризуется ощущением удовлетворенности [1].

Субъективное благополучие является компонентом психологического благополучия личности, в структуре которого можно выделить следующие компоненты: цели в жизни, личностный рост, автономия, положительные отношения с другими, самопринятие, управление окружающей средой.

Одним из важных факторов, оказывающих влияние на уровень субъективного благополучия, является религия, т.е. наличие определенной системы взглядов, опирающейся на осознание того, что все существует благодаря Божественным законам.

Отношение к религии является важной составляющей сознания личности. От специфики религиозного сознания зависят межличностные отношения этнических групп [2, с. 36]. Перед обществом стоит задача, заключающаяся в уменьшении напряжения, вызванного этническим фактором [3].

Особенностью сознания верующих людей является наличие личных непосредственных отношений с Богом, которые строятся не только на соблюдении ритуалов и обрядов [4]. Религиозное сознание основывается на вере. У верующего человека всегда есть возможность, оступившись, покаяться перед Богом, подняться и начать все сначала [5].

© Коларькова В. А., Бузыкина Ю. С., 2022

Подлинное религиозное сознание предполагает наличие добрых дел, которые идут не от самих людей, а от Бога, дающего желание творить правильные действия.

Светское сознание отличается от религиозного тем, что опирается на объективные обстоятельства материального мира, их причинно-следственную связь. Фундаментом светского мировоззрения является естественнонаучное и социальное знание. В светском сознании источниками всех важнейших процессов в мире являются изменения в обществе: в культурном опыте, в технике, гуманизации и компьютеризации образования и в других сферах жизни людей.

В настоящее время наблюдается недостаточное количество исследований, направленных на изучение удовлетворенности жизнью, а именно: на выявление различий в показателях субъективного благополучия светской и религиозной молодежи, что составляет проблему данного исследования.

В ходе эмпирического исследования были использованы следующие методики: «Шкала субъективного благополучия» (Соколова М. В.); методика «Ценностные ориентации» (Рокич М.); «Личностный дифференциал» (Бехтерев В. М.); «Методика исследования самоотношения» (Пантилеев С. Р.); адаптированная версия опросника Д. Ван Камп «Измерение индивидуальных/социальных компонентов религиозной идентичности» (в адаптации Шороховой В. А., Хухлаева О. Е.).

Эмпирическое исследование проводилось на базе Пензенского государственного университета и церквей «Согласие» и «Возрождение» г. Пенза.

Выборку исследования составили 36 молодых людей (18 представителей светской молодежи в возрасте 18-22 лет и 18 прихожан церкви в возрасте 18-26 лет).

По результатам проведения анкеты, направленной на выявление представлений о религиозности у современной молодежи, можно сказать, что 56 % молодых людей считают себя глубоко верующими людьми, у 13 % наблюдаются средние оценки данного параметра, у 31 % - низкие (молодые люди относят себя к неверующим людям).

Исходя из полученных данных, можно сказать, что для представителей как религиозной, так и светской молодежи характерно умеренное эмоциональное благополучие, которое свидетельствует о том, что молодые люди не испытывают серьезных эмоциональных проблем, они достаточно уверены в себе, активны, успешно взаимодействуют с окружающими и адекватно управляют своим поведением.

У представителей религиозной молодежи преобладает средний уровень саморуководства (88 %), открытости (77 %), который проявляется в избирательном отношении человека к себе, преодолении некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях, самоуверенности (83 %), самопринятия (94 %), внутренней конфликтности (83 %), самообвинения (78 %), высокий уровень отраженного самоотношения (50 %), низкий уровень самопривязанности (56 %).

Для светской молодежи характерны средний уровень открытости (77 %), самоуверенности (77 %), т.е. испытуемые в привычных для себя ситуациях сохраняют работоспособность, уверенность в себе, ориентацию на успех начинаний. При неожиданном появлении трудностей уверенность в себе снижается, нарастают тревога, беспокойство.

Также преобладает средний уровень саморуководства (56 %) и отраженного самоотношения (61 %). Испытуемые избирательно воспринимают отношения окружающих к себе. С их точки зрения, положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества и поступки; другие личностные проявления способны вызывать у них раздражение и непринятие.

Преобладание среднего уровня самопринятия (56 %), самопривязанности (88 %), внутренней конфликтности (83 %) и самообвинения (61 %) свидетельствует о том, что испытуемые стремятся к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении других, отношение к себе зависит от степени адаптированности к ситуации. В привычных

для себя условиях наблюдаются признание своих достоинств и высокая оценка своих достижений. Неожиданные трудности могут способствовать недооценке собственных успехов. Обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих.

Для представителей религиозной молодежи наибольшую значимость имеют такие ценности, как: жизненная мудрость (72 %), здоровье (61 %), любовь (56 %), развитие (56 %), активная деятельная жизнь (56 %), семейная жизнь (50 %), честность (93 %), жизнерадостность (72 %), чуткость (61 %), ответственность (44 %), воспитанность (44 %).

У представителей светской молодежи доминирующими являются ценности здоровья (72 %), любви (50 %), развития (50 %), уверенности в себе (44 %), активной деятельной жизни (39 %), ответственности (44 %), самоконтроля (44 %), смелости в отстаивании мнения (44 %), твердой воли (39 %), образованности (33 %).

Для большинства представителей религиозной молодежи характерна духовная идентичность (88 %), которая отражает религиозные чувства, связанные с личными отношениями с Богом, выражаемые в молитве и постоянном взаимодействии с Богом. Для данных испытуемых религия - это не формальное совершение обрядов и ритуалов, а подлинная вера в Бога и искреннее желание следовать тому, что Бог говорит через Священную Книгу - Библию. Именно духовная идентичность является наиболее важной и ценной для представителей религиозной молодежи. Наибольшую нагрузку по данной шкале получили такие утверждения, как: «Я часто молюсь в одиночестве, вне церкви», «Мне важно, как я выгляжу в глазах Бога» и «У меня есть важные обязательства перед Богом».

Для 12 % молодых людей данной группы религия служит также способом индивидуальных позитивных изменений, что проявляется на фоне духовной идентичности, т.е. у молодых людей происходят изменения, являющиеся, по их мнению, прямым следствием подлинных отношений с Богом.

У большинства испытуемых светской молодежи выражена антиконфессиональ-ность (56 %), что свидетельствует о низкой значимости принадлежности к религиозной группе, т.е. испытуемые не стремятся к приобщению к той или иной религиозной организации или конфессии.

Следующим компонентом по процентному соотношению является «Религия как способ индивидуальных позитивных изменений». Данный компонент наблюдается у 44 % испытуемых. Он отражает ту роль, которая религия и религиозность могут играть в качестве средства личностной саморегуляции в самом широком смысле. Испытуемые, у которых основным является этот показатель, стараются придерживаться религиозных правил и норм и в целом религиозных взглядов лишь для того, чтобы получить для себя некоторую выгоду в плане личностных изменений.

Для представителей светской молодежи характерна несколько завышенная самооценка (39 %). Как правило, это молодежь с достаточно высоким социальным статусом и соответствующей степенью самореализации. Также возможно усиление самоуважения в определенный возрастной период или тенденция развития личности, стремящейся достичь самоуважения через активное утверждение своей значимости в рамках какого-либо противодействия окружению.

Также доминирует самооценка волевых способностей, приближенная к нормативной (50 %), пограничный тип характера относительно экстраверсии/интроверсии (33 %).

У представителей религиозной молодежи преобладает гармоничное сочетание личной значимости и объективного взгляда на свои достоинства (44 %), критический настрой к своим силам и возможностям (33 %), экстраверсия (50 %). У испытуемых наблюдается гибкость личностных притязаний, так как сохраняется реалистичный подход к жизни с осознанием своих «плюсов» и «минусов».

На основе проведенного математико-статистического анализа данных с помощью ^-критерия Манна - Уитни были получены следующие результаты.

Для представителей религиозной молодежи в меньшей степени характерно самопринятие (Цэмп = 46,5 при р < 0,01) , саморуководство (Цшп = 70 при р < 0,01), самоценность (Цэмп = 56 при р < 0,01) и самопривязанность (Ц,мп = 36 при р < 0,01) и в большей степени, чем для светской молодежи, присуще самообвинение (Цшп = 67 при р < 0,01).

Представители религиозной молодежи критически относятся к самим себе: у них присутствуют высокая готовность к изменению «Я»-концепции, открытость новому опыту познания себя, поиски соответствия реального и идеального «Я», желание развивать и совершенствовать собственное «Я». Они не считают собственное «Я» внутренним стержнем, который координирует и направляет всю активность, организует поведение и отношения с людьми. Руководителем и координатором их жизни является Бог. Молодые люди данной группы видят и понимают свою ответственность и вину за происходящие в их жизни события.

Представители светской молодежи основным источником развития личности, регулятором достижений и успехов считают самих себя. Они переживают собственное «Я» как внутренний стержень, который координирует и направляет всю активность. Молодые люди склонны воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость. Они принимают не все свои достоинства и критикуют не все свои недостатки, но в целом фон восприятия себя у них положительный, свои недостатки они считают продолжением достоинств.

Также существуют различия в следующих показателях субъективного благополучия:

- духовной идентичности (Ц,мп = 8 при р < 0,01);

- религии, как способе социального взаимодействия (Ц,мп = 52 при р < 0,01);

- антиконфессиональности (Ц,мп = 15,5 при р < 0,01);

- значимости социального окружения (Ц,мп = 73 при р < 0,01).

Это говорит о том, что для представителей религиозной молодежи характерны религиозные чувства, связанные с личными отношениями с Богом, выражаемые в молитве и постоянном взаимодействии с Богом. Также для молодых людей важным является социальное окружение. Верующая молодежь знает, что при возникших трудностях и проблемах им есть к кому обратиться за помощью, находясь в кругу семьи и друзей по вере, испытывают большое удовольствие.

Для большей части светской молодежи религия выступает средством личностных изменений, т.е. молодые люди стараются придерживаться религиозных правил и норм и в целом религиозных взглядов лишь для того, чтобы получить для себя некоторую выгоду в плане личностных изменений, а также у представителей данной группы проявляется низкая значимость принадлежности к религиозной группе, т.е. испытуемые данной группы не стремятся к приобщению к той или иной религиозной организации или конфессии.

Также у представителей светской молодежи наблюдаются различия в показателях «Оценки» и «Активности», что говорит о том, что у представителей религиозной молодежи преобладает гармоничное сочетание личной значимости и объективного взгляда на свои достоинства, они реалистически осознают свои «плюсы» и «минусы». Они оценивают себя как общительных людей (активная форма экстраверсии). Предпочитают занимать открытую и деятельную позицию по отношению к окружающим, нередко вступают первыми в контакт.

Для представителей светской молодежи характерна завышенная самооценка. Кроме того, испытуемые проявляют себя как людей, чьи коммуникационные и прочие активные качества выражаются в зависимости от ситуации. Если ситуация благоприятна,

то молодые люди проявляют себя как активные личности. В противном случае они стараются избегать лишней суеты, шума, внимания.

Кроме того, значимые различия были выявлены в таких показателях субъективного благополучия, как:

- чуткость (Цэмп = 69,5 при p < 0,01);

- честность (Цэмп = 73 при p < 0,01);

- счастье других (Ц,мп = 82,5 при p < 0,01);

- материально обеспеченная жизнь (Цэмп = 74 при p < 0,01);

- независимость (Ц,мп = 61 при p < 0,01).

Представители религиозной молодежи ценят заботливость, правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется. Кроме того, испытуемые находят подлинное счастье и удовлетворение, когда жертвуют своим временем, силами и ресурсами во благо других. Они счастливы, когда что-то отдают.

Для представителей светской молодежи важными являются высокие требования к жизни и высокие притязания, отсутствие материальных проблем, способность действовать самостоятельно и решительно, независимо от кого-либо или чего-либо.

Таким образом, исходя из полученных результатов, можно сказать, что гипотеза о том, что существуют различия в показателях субъективного благополучия у светской и религиозной молодежи, нашла свое подтверждение. Полученные данные могут быть использованы в психологической работе с молодежью по вопросам осмысленности жизни и личностного самоопределения.

Список литературы

1. Творогова Н. Д. Духовное здоровье // Вестник Университета Российской академии образования. 2006. № 4. С. 44-53.

2. Бузыкина Ю. С. Связь социально-психологических характеристик и показателей этнической идентичности у молодежи с разными религиозными взглядами // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Познание. 2020. № 12. С. 36-38.

3. Бузыкина Ю. С. Показатели этнической идентичности подростков из разноэтнических семей // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире : материалы 6-й Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В. В. Константинов. М., 2022. С. 29-33.

4. Расулов Т. Ближе к Тебе - Размышления о познании Бога. Самара : Церковь «Благая весть», 2020. 256 с.

5. Льюис К. Просто христианство / пер. с англ. Е. Майдонович, Т. Майдонович. Чикаго : Slavic Gospel Press, 1990. 224 с.

Информация об авторах Коларькова Вероника Анатольевна, студентка, Пензенский государственный университет.

Бузыкина Юлия Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Прикладная психология», Пензенский государственный университет.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.