СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9.075 Научная статья
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-l-53-61
Изучение отношения ко времени у представителей сетевых поколений Y и Z с разной выраженностью лидерских качеств
Д. Ф. Даутов Н, Е. А. Чалкова0
Донской государственный технический университет, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Н dautov-80@mail.ru
Аннотация
Введение. Описаны психологические особенности представителей поколений Y и Z. Феномен отношения ко времени рассматривается одновременно как основа восприятия содержания человеческой деятельности, и как зависимый от нее элемент.
Цель. Установление особенностей отношения ко времени у представителей поколения Y и Z с различиями в выраженности лидерских качеств.
Материалы и методы. Представлены основные методики эмпирического исследования: «Временные децентра-ции» (Е. И. Головаха, А. А. Кроник); «Я — лидер» (Е. С. Фёдоров, О. В. Ерёмин); «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жарикова, Е. Крушельницкий); «Шкалы переживания времени» (Е. И. Головаха, А. А. Кроник). Приведено описание выборки: 51 представитель поколения Y и Z, мужчины и женщины, в возрасте 19—38 лет. Результаты исследования. Нами были обнаружены связи между показателями лидерских качеств, выраженными шкалами «высокий и средний уровень»; между показателями временной децентрации «ориентация на прошлое»; между показателями лидерских способностей, выраженными шкалами «низкий и средний», и такими шкалами переживания времени, как «пустое», «насыщенное», «течет медленно», «течет быстро», «беспредельное», «ограниченное», «однообразное» и «разнообразное».
Обсуждение и заключения. Особенности отношения ко времени описаны в связи с лидерскими качествами представителей сетевых поколений Y и Z. Проводится сравнительный анализ выраженности лидерских качеств у представителей разных поколений. Подчеркивается наличие большего лидерского потенциала у поколения Y. Полученные данные могут быть использованы для установления более продуктивных взаимоотношений между преподавателями и студентами.
Ключевые слова: концепции лидерства, психологическое восприятие времени, групповая деятельность, команда, отношение личности.
Для цитирования. Даутов, Д. Ф., Чалкова, Е. А. (2023). Изучение отношения ко времени у представителей сетевых поколений Yh Z с разной выраженностью лидерских качеств. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, ¿(1), 53-61. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-l-53-61
Original article
The Study of The Attitude to Time of Representatives the Net Generations Y and Z with Different Levels of Leadership Qualities
D. F. Dautov H, E.A.Chalkova
Don State Technical University, 1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, Russian Federation H dautov-80@mail.ru
© Даутов Д. Ф„ Чалкова E. А., 2023
Abstract
Introduction. Psychological features of generations Y and Z representatives are described. The relation to time is considered both as the basis for the perception of the content of the human activity and as an element dependent on it. Purpose. The study is aimed to establish the peculiarities of the attitude to time among representatives of generations Y and Z with differences in the severity of leadership qualities.
Materials and Methods. The main methods of empirical research are presented: Temporal Decentrations by Golovakha and Kronik; I Am a Leader by Fedorov and Eremin; Diagnostics of Leadership Abilities by Zharikova and Krushelnitsky; Time Experience Scale by Golovakha and Kronik. The sample description is given: 51 representatives of generations Y and Z, male and female, aged 19-38 years.
Results. The connections between indicators of leadership qualities expressed by the scale's high and medium level; between the indicators of temporal decentralization 'orientation to the past'; between the indicators of leadership abilities shown by the scales 'low and medium' and such scales of time experience as 'empty', 'saturated', 'flowing slowly', 'flowing fast', 'unlimited', 'limited', 'monotonous' and 'multifarious'.
Discussion and Conclusion. The peculiarities of the attitude to time are described in connection with the leadership
qualities of the Net Generations Y and Z representatives. A comparative analysis of leadership qualities severity among representatives of different generations is carried out. The presence of higher leadership potential in generation Y is emphasized. The data obtained can be used to establish more productive relationships between teachers and students.
Keywords: leadership concepts, psychological time perception, group work, team, personal attitude.
For citation. Dautov, D. F., Chalkova, E. A. (2023). The Study of The Attitude to Time of Representatives the Net
Generations Y and Z with Different Levels of Leadership Qualities. Innovative Science: psychology, pedagogy defectology, 6 https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-l-53-61
Введение. На сегодняшний день для изучения наиболее востребованными являются сетевые поколения Y и Z, поскольку они, с одной стороны, формировались уже в цифровую эпоху, а, с другой, застали разные этапы её развития, что обусловило факт существования между ними значительных различий. Представители поколений взаимодействуют друг с другом в повседневной жизни, и разница в их восприятии окружающей действительности, в поведении, в адаптации в обществе создаёт определенные препятствия в отношениях. Таким образом, анализ существующих различий в отношении ко времени и проявлениях лидерских качеств у представителей поколения Y и Z может пролить свет на проблемы, возникающие в процессе совместной деятельности, в процессе работы или учёбы.
Согласно теории Н. Хоу и В. Штрауса, поколение Y—это люди, которых называют миллениалами. Они росли вместе с развитием Интернета, поэтому они в большей степени вовлечены в цифровую среду, чем предыдущее поколение. Исследователи отмечают, что, для большинства людей поколения Y, создание семьи не является приоритетом — среди них больше бездетных людей. Важными и ценными для такого поколения являются свобода, развлечение и результат, в его собственном виде и вознаграждении. Представители поколения Y знают, что такое гражданский долг, ответственность и мораль. Поколение Y склонно ценить получение новых знаний и стремится получать новую информацию. Для представителей характерна гибкость, быстрая адаптация к новым условиям, желание найти баланс между карьерой и личной жизнью. Поколение Y также называют поколением «Питера Пэна» из-за того, что его представители склонны откладывать переход во взрослую жизнь на более поздний срок, чем их сверстники в предыдущих поколениях, а также они дольше остаются в родительском «гнезде» (Семенова, Семенова, 2022).
Н. Хоу и В. Штраусе определяют поколение Z как людей, выросших со смартфоном, привыкших получать информацию и развлечения по запросу, мгновенно (Исаева, 2011). Поколение Z непрерывно находится в социальных сетях, таких как TikTok, В контакте и Сигнал, где они анонимно создают паблики, публикуют изображения или видео и удаляют их по своему желанию. Икона-символ поколения Z — это YouTube-канал по количеству подписчиков в мире: 70 ООО ООО. Главной заботой поколения Z является количество лайков, набранных за день.
Поколение Z ещё недостаточно проявило себя, но на основании уже имеющихся сведений можно составить о них некоторое представление. Это поколение мало продвинулось в критическом мышлении, аналитических рассуждениях и письменной речи, однако, оно способно хорошо усваивать результаты некоторого практического опыта. Когда речь заходит об усвоении информации, представители поколения Z предпочитают, чтобы она была краткой и больше визуальной, чем текстовой (Романова, Брель, 2022). Мы не можем говорить, что поколение Z более легкомысленно, чем предыдущие: согласно многим современным исследованиям, большинство людей из поколения Z говорят, что они испытывают стресс из-за того, что видят будущее мрачным. Ценности этого поколения — глубокое осознание, которое формируется в соответствии с определенными критериями, событиями в мире, подходами к образованию, информационными сообщениями в обществе (Григоренко, 2022; Тарасова, 2020).
Многочисленные исследования на тему поколений подчеркивают, что существует определенная разница между прошлыми и нынешними поколениями. Поколение Z отличается от поколения Y отсутствием ориентации на карьерный рост, которого нужно долго добиваться (Исаева, 2011; Dolot, 2018; Шамис, Никонов, 2016).
Поколение Z только формирует свои черты, однако, согласно теории поколений существует своего рода цикличность, благодаря которой можно предположить, что оно будет иметь черты, очень схожие с «молчаливым поколением» (Исаева, 2011).
Рассмотренные специфические особенности поколений ясно показывают, что такие разные подходы к окружающей действительности неизбежно затрагивают и сферу социальных отношений, и сферу фундаментальных основ восприятия (Садыкова, 2015). Феномены лидерства и отношения ко времени могут являться демонстрацией этих возможных отличий.
Лидер — это часть группы, за которой признается право принимать ответственные решения в важных для группы ситуациях. Лидер также выражает групповые нормы и ценности (Thomas, Martin, Riggio, 2013). Лидерство как феномен, имеющий отношение к социально-психологической сфере, может быть рассмотрен, по крайней мере, в рамках трёх концепций актуальных для современной психологии (Гусева, 2011):
1. Теория атрибутивного лидерства (Евтихов, 2010);
2. Теория харизматического лидерства (Романова, 2011);
3. Теория преобразующего лидерства (Авдеев, 2017).
Концепция атрибутивного лидерства основана на теории атрибуции, которая объясняет причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной случившегося. Наблюдая за ходом совместной деятельности группы, лидер получает информацию о том, как продвигается процесс. В зависимости от этого он делает собственные выводы о поведении каждого участника и выбирает стиль своего поведения для взаимодействия с ними. В этом случае лидер задает вопрос «Почему люди ведут себя так, а не по-другому?» (Хожиев, Музаффаров, 2022).
Концепция харизматического лидерства основана на лидирующем положении личности, сохраняющемся благодаря вере в способности лидера и культу его личности. Харизма, будучи источником власти, подразумевает силу примера, связанную со способностью лидера влиять на команду с помощью своих личных характеристик и метода управления группой. Таким лидерам нужна высокая потребность во власти, сильная потребность в деятельности и моральной правоте своей веры. Эти качества развивают такие черты, как ролевое моделирование, упрощение целей, создание имиджа и проявление доверия (Романова, 2011).
Суть теории преобразующего лидерства заключается в том, что лидер-реформатор мотивирует своих последователей, повышая их уровень сознательности при восприятии ценностей задачи, предоставляя возможность объединить свои интересы с общей целью и создать доверие последователей к саморазвитию (Авдеев, 2017; Montuori, Donnelly, 2018).
Согласно этим подходам, лидерство понимается как проявление взаимного влияния между командой в любом виде деятельности. Лидерство также выражается в умении руководить, быть образцом для подражания, умении сплотить вокруг себя группу людей и начать какую-то деятельность (Зиналиева, Тайсаева, Богатова, 2022).
Отношение, как ментальный феномен, существует в настоящем и переживается, осознается субъектом как его реальное отношение. Однако оно рождается на основе прошлого опыта, является результатом этого опы-
та и направлено в будущее, так как призвано регулировать будущее поведение субъекта (Головаха, Кроник, 2008). В последние годы исследователи все чаще обращаются к категории психологических отношений для анализа феноменов психологического времени, и отношение ко времени рассматривается как один из его элементов (Головаха, Кроник, 2008).
Среди многообразия терминов, используемых в русле рассуждения о феномене времени («восприятие», «опыт», «представление», «осознание»), рассматривается «отношение ко времени», поскольку, по мнению большинства исследователей, понятие «отношение» является наиболее фундаментальным, а «отношение ко времени» может рассматриваться как концепция, включающая в себя весь комплекс представлений и переживаний человека о времени (Нестик, 2014; Roe, 2008).
Феномен отношения ко времени, находясь в зависимости от содержания человеческой деятельности, одновременно является и основой его восприятия. Время, наполненное значимыми и интересными вещами, течет быстро (Авдентова, 2023), и при этом оно тянется медленно, когда события неинтересны и незначительны. Оценка времени зависит от отношения личности. Ожидание тревожных событий заставляют нас чувствовать мимолетность времени (Lambrechts et al., 2011; Михальский, 2015). Период жизни, насыщенный прошлым опытом, запоминается как более продолжительный, и, наоборот, длительные периоды жизни, наполненные неинтересными и однообразными событиями, запоминаются как быстро прошедшие (Михальский, 2015).
Нельзя не сказать, что возраст человека тоже оказывает влияние на оценку времени: в детстве кажется, что оно летит медленно, а во взрослом и пожилом возрасте люди поражаются его быстрому течению (Балашова, Микеладзе, 2013). По мнению наиболее известных исследователей, возраст является одним из факторов, определяющих индивидуальные качества восприятия времени, отношения к нему (Балашова, Микеладзе, 2013; Козловская, 2023; Windsor et al., 2022). В целом психологическое восприятие времени зависит от того, как оно оценивается в действиях, выполняемых в течение оцениваемого периода, сенсорной модальности, связанной с выполнением этих действий, времени уведомлений субъекта, пола, личностных характеристик, уровня стресса, возраста и уровня интеллекта (Бушов, Светлик, 2014).
В ряде исследовательских работ рассматриваются модели, описывающие время как универсальное и неотъемлемое свойство нейронной динамики, и, в связи с этим, любая часть мозга способна кодировать время. Расчеты времени, основанные на этих моделях, построены на свойствах времени, либо присущих нейронным сетям, либо полученных из общего числа нейронной активности, либо из линейного взаимодействия нейронов (Веденеева, Забелина, 2019).
В соответствии с изложенным, цель данного исследования можно сформулировать как изучение особенностей отношения ко времени у представителей поколения Y и Z с различиями в выраженности лидерских качеств.
Материалы и методы. Выборку исследования составили 51 представитель поколений Y и Z, мужчины и женщины в возрасте от 19 до 38 лет.
С целью диагностики отношения ко времени у представителей поколения Y и Z была использована методика «Временные децентрации» (Е. И. Головаха, А. А. Кроник), предназначенная для определения временной направленности человека, выявления асимметрий «индивидуального времени». Для определения лидерских качеств была выбрана методика «Я — лидер» (Е. С. Фёдоров, О. В. Ерёмин). Диагностика лидерских способностей выполнялась с помощью одноименной методики Е. Жариковой и Е. Крушельницкого. Методика «Шкалы переживания времени» (Е. И. Головаха, А. А. Кроник) позволила дать оценку времени, на которое ориентирован человек.
Результаты исследования. Для нахождения взаимосвязей между полученными показателями отношения ко времени и разной выраженностью лидерских качеств у представителей поколений Y и Z, был применен коэффициент корреляции Пирсона (таблица 1).
Выявлена значимая двухсторонняя положительная связь у поколения Y между показателем временной децентрации со средним лидерством и ориентацией на прошлое (0,943**). Кроме того, у представителей поколения Z выявлена отрицательная корреляционная связь между показателем временной децентрации с низким лидерством и ориентацией на прошлое (-0,270*).
Связи между отношением ко времени и разными лидерскими Таблица 1 качествами у представителей поколения Уи2
Ориентация Ориентация на Ориентация
на прошлое будущие на настоящие
Временная децен- Корреляция 0,943** 0,009 0,238
трация поколения У Пирсона
со средним лидер-
ством
Знач. (двухсторон- 0,456 0,201 0,009
няя)
Временная децен- Корреляция -0,270* 0,301 0,238
трация поколения Пирсона
2 с низким лидер-
ством
Знач. (двухсторон- 0,456 0,201 0,009
няя)
Связи между отношением ко времени и разными лидерскими качествами Таблица 2 у представителей поколения У и 2
Течет медленно/ Беспредельное/ Пустое/ насы- Однообразное/
течет быстро ограниченное щенное разнообразное
Переживание Корреляция 0,259* 0,559* 0,566* 0,187*
времени по- Пирсона
колением У со
средним лидер-
ством
Знач. (двухсто- 0,600 0,319 0,112 0,007
ронняя)
Переживание Корреляция -0,295* 0,996* 0,309* 0,287*
времени поколе- Пирсона
нием Ъ с низким
лидерством
Знач. (двухсто- 0,454 0,003 0,287 0,321
ронняя)
Таблица 3 Связи между отношением ко времени и разными лидерскими качествами у представителей поколения У и 2
Средний/низкий
Лидерские способности поколения У с ориентацией Корреляция Пирсона 0,886*
на прошлое
Знач.(двухсторонняя) 0,000
Лидерские способности поколения Ъ с ориентацией Корреляция Пирсона -0,178*
на прошлое
Знач.(двухсторонняя) 0,400
Выявлены значимые положительные корреляционные связи у поколения У между показателями «переживание времени» и шкалами «течет быстро» (0,259*), «беспредельное» (0,559*), «пустое» (0,566*) и «однообразное» (0,187*) (таблица 2). Кроме того, у представителей поколения 2 выявлены положительные корреляционные связи между показателями «переживание времени» и шкалами «ограниченное» (0,996*), «насыщенное» (0,309*), «разнообразное» (0,287*), и отрицательная связь со шкалой «течет быстро» (-0,295*).
Корреляционный анализ выявил наличие значимой положительной связи между таким показателем лидерских способностей поколения Y с ориентацией на прошлое и шкалой «средний» (0,886*) (таблица 3). Также было обнаружена значимая отрицательная корреляция между лидерскими способностями поколения Z и ориентацией на прошлое и шкалой «низкий» (-0,178*).
Таблица 4 Связи между отношением ко времени и разными лидерскими качествами у представителей поколения Г и 2
Достаточные лидерские качества Корреляция Пирсона 0,866*
поколения У
Знач.(двухсторонняя) 0,000
Средние лидерские качества по- Корреляция Пирсона -0,161*
коления 2
Знач.(двухсторонняя) 0,400
Таблица 4 отражает значимую положительную связь у поколения Y с показателем достаточного лидерства (0,866*) и отрицательным показателем средних лидерских качеств у поколения Z (-0,161*). Соответственно, чем выше результаты, которые представители поколений демонстрируют в показателях лидерских способностей, тем более выражено у них переживание времени в различных ситуациях.
Обсуждение и заключения. Полученные результаты позволяют нам соотнести параметры отношения ко времени с различными лидерскими качествами представителей сетевых поколений Y и Z.
Представители поколения Y склонны влиять на других, умеют действовать в команде, знают правила организационной работы, а также хорошо осознают свои цели и умеют управлять собой (Huber, Schubert, 2019; Миронова, 2018). Они обладают более высокими знаниями в области управления, их лидерский потенциал выше, чем у поколения Z. В целом поколение Y, показатели лидерского потенциала которого выше среднего, демонстрирует более эффективное поведение, чем поколение Z со средними показателями организационных качеств.
Представители поколения Z, не умеющие эффективно распределять свои силы, испытывают трудности в решении личных проблем. Они, как правило, прилагают слабые волевые усилия, чтобы преодолеть нежелание что-либо делать. Руководство слабое, и, при отсутствии должного мотивирующего отношения, они могут отказаться выполнять поручения (Нечаев, Дурнева, 2016). Представители поколения Z, как правило, характеризуются отсутствием специфических знаний в области управления другими людьми. Они не понимают средств мотивации, не всегда могут правильно определить роли и назначения в команде, не всегда учитывают мнения других людей при принятии решений (Полянок и др., 2019).
Поколения YhZ, склонные к интенсивному проживанию времени без внутренних контролирующих убеждений, испытывают стресс и нервную перегрузку. Для них характерно излишнее беспокойство. Представители поколения Y и Z, которые в большей степени ориентированы на прошлое, как правило, не склонны воспринимать жизнь как поток явлений. Они не способны предвидеть последствия предпринятых действий или принятых решений. При этом они полагаются на рассуждения и в целом обладают рассудительным типом.
Полученные эмпирические материалы создают ориентиры для изучения отношения ко времени в связи с разной выраженностью лидерских качеств. Подобранный диагностический инструментарий может быть использован при дальнейшей разработке данной проблематики. Полученные результаты могут быть использованы в общей, когнитивной, психологии личности и истории психологии. Результаты исследования могут иметь теоретическое и прикладное значение в сфере высшего образования, при выстраивании системы продуктивных отношений между студентами и преподавателями.
Список литературы
Авдеев, П. С. (2017). Психологические механизмы трансформационного лидерства. Экономика и управление: научно-практический журнал, 2(136), 110-116.
Авдентова, В. Б. (2023). Изменение временной перспективы у взрослого человека в стрессовых ситуациях. Universum: психология и образование, /(103), 20-23.
Балашова, Е., Микеладзе, Л. (2013). Возрастные различия в восприятии и переживании времени. Психологические исследования, 5(30). https://doi.org/10.54359/ps.v6i30.678
Бушов, Ю. В., Светлик, М. В. (2014). Интеллект и восприятие времени. Вестник Томского государственного университета. Биология, 5(27), 158-175.
Веденеева, Е. В., Забелина, Е. В. (2019). Модель психологического времени личности, включенной в процесс глобализации. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, 5(27), 166-177. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2Q19-5-166-177
Головаха, Е. И., Кроник, А. А. (2008). Психологическое время личности (монография). Москва: Смысл.
Григоренко, Т. А. (2022). Психологический аспект проблемы формирования социально-психологических установок и жизненных ценностей поколения Z. В Н. Г. Кузнецова, Т. Б. Оганян (ред.): Теория и практика организации работы с молодёжью. Сборник материалов международной научно-практической конференции. (С. 138—143). Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет.
Гусева, Н. И. (2011). Современная модель лидерства в условиях глобального контекста. Известия Байкальского государственного университета, 4, 82—88.
Евтихов, О. В. (2010). Атрибутивные теории лидерства: специфика и перспективы развития. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 8, 351—353.
Зиналиева, Н. К., Тайсаева, С. Б., Богатова, А. М. (2022). Личность и группа: проблемы лидерства и руководства в современных условиях. Acta eruditorum, 42, 82—89.
Исаева, М. А. (2011). Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува. Знание. Понимание. Умение, 3, 290-295.
Козловская, Н. В. (2023). Субъективное восприятие времени: возрастной аспект исследования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 6(93), 92-101. https://doi.Org/10.37493/2307-907X.2022.6.ll
Миронова, О. А. (2018). Приоритеты цифровой экономики и специфические особенности обучения цифровой грамотности поколения Y и Z. Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, 4(68), 96-102.
Михальский, А. В. (2015). Хронотоп в жизненном пути личности: будущее через призму пространства и времени. Международный научно-исследовательский журнал, 70(41), 71-74. https://doi.org/10.18454/IRJ.2015.41.128
Нестик, Т. А. (2014). Социальная психология времени: состояние и перспективы исследований. Психологический журнал, 35(3), 5—19.
Нечаев, В. Д., Дурнева, Е. Е. (2016). Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы. Педагогика, 1, 36-45.
Полянок, О. В., Абрамов, С. М., Акулов, С. А. и др. (2019). Поколение Z: фиджитал-поколение сотрудников. Евразийский юридический журнал, 7(134), 389-393.
Романова, Е. А., Брель, Е. Ю. (2022). К проблеме исследования социализации обучающихся и педагогов в цифровой образовательной среде в разрезе теории поколений. Вестник Кемеровского государственного университета, 24(1), 92-98. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2Q22-24-l-92-98
Романова, Н. П. (2011). Концепция харизматического лидерства. Вестник Читинского государственного университета, 9(76), 130-137.
Садыкова, X. Н. (2015). Генезиз научных представлений о поколении как социокультурном феномене. Современные проблемы науки и образования, 1-2,213.
Семенова, Л. Э., Семенова, В. Э. (2022). Субъективный смысл отцовства и удовлетворенность браком мужчин поколения Питера Пэна. Научно-педагогическое обозрение, 5(45), 212—223.
Тарасова, Е. М. (2020). Некоторые психологические особенности студентов поколения Z. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2, 62—70. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-2-62-7Q
Хожиев, Р. Б., Музаффаров, У. И. (2022). Приоритеты развития лидерских качеств у молодежи. Вестник науки и образования, 5—2(125), 33-36.
Шамис, Е., Никонов, Е. (2016). Теория поколений. Необыкновенный Икс. Москва: Synergy Book. Dolot, А. (2018). The characteristics of Generation Z. e-mentor, 2(74), 44-50. https://doi.org/10.15219/em74.1351 Huber, P., Schubert, H-J. (2019). Attitudes about work engagement of different generations - A cross sectional study with nurses and supervisors. Journal of Nursing Management, 27(7), 1341-1350. https://doi.org/10. Ill 1/jonm. 12805
Lambrechts, A., Mella, N., Pouthas, V. et al. (2011). Subjectivity of time perception: a visual emotional orchestration. Frontiers in integrative neuroscience, 5, 73. https://doi.org/10.3389/fhint.7011.00073
Montuori, A., Donnelly, G. (2018). Transformative leadership. In: Handbook of personal and organizational transformation (pp. 319-350). Cham: Springer, https://doi.org/10.1007/978-3-319-66893-2 59
Roe, R. A. (2008). Time in applied psychology: The study of "what happens" rather than 'what is'. European psychologist, 75(1), 37-52. https://doi.Org/10.1027/1016-9040.13.l.37
Thomas, G., Martin, R., Riggio, R. E. (2013). Leading groups: Leadership as a group process. Group Processes & Intergroup Relations, 16(1), 3-16. https://doi.org/10.1177/1368430212462497
Windsor, T. D., Abbott, M. J., Cations, M. et al. (2022). Subjective perceptions of age-related gains buffer negative associations of perceived age-related losses with health, well-being, and engagement. International Journal of Behavioral Development, 46(2), 118-124. https://doi.org/10.1177/01650254211039025
References
Avdeev, P. S. (2017). Psychological mechanisms of transformational leadership. Economics and Management: Scientific and Practical Journal, 2(136), 110-116. (InRuss.).
Avdentova, V. B. (2023). Changing the time perspective of an adult in stressful situations. Universum: Psychology and Education, 7(103), 20-23. (In Russ.).
Balashova, E., Mikeladze, L. (2013). Age differences in the perception and experience of time. Psychological Research, 6(30). https://doi.org/10.54359/ps.v6i30.678 (In Russ.).
Bushov, Yu. V., Svetlik, M. V. (2014). Intelligence and perception of time. Bulletin of Tomsk State University. Biology, 3(27), 158-175. (InRuss.).
Dolot, A. (2018). The characteristics of Generation Z. e-mentor, 2(14), 44-50. https://doi.org/10.15219/em74.1351 Evtikhov, О. V. (2010). Attributive theories of leadership: specifics and prospects of development. Actual problems of Humanities and Natural Sciences, 8, 351—353. (In Russ.).
Golovakha, E., Kronik, A. (2008). Psychological time of personality (monograph). Moscow: Smysl. (In Russ.). Grigorenko, T. A. (2022). Psychological aspect of the problem of formation of socio-psychological attitudes and life values of generation Z. In N. G. Kuznetsova, Т. B. Ohanyan (eds): Theory and practice of organizing work with youth. Collection of materials of the International scientific and practical conference, (pp. 138—143). Rostov-on-Don: Rostov State University of Economics. (In Russ.).
Guseva, N. I. (2011). Modern model of leadership in the conditions of a global context. Bulletin of Baikal State University, 4, 82-88. (In Russ.).
Huber, P., Schubert, H-J. (2019). Attitudes about work engagement of different generations —A cross sectional study with nurses and supervisors. Journal of Nursing Management, 27(1), 1341-1350. https://doi.org/10. Ill 1/jonm. 12805
Kozlovskaya, N. V. (2023). Subjective perception of time: the age aspect of the study. Bulletin of North Caucasus Federal University, 6(93), 92-101. https://doi.Org/10.37493/2307-907X.2022.6.ll (In Russ.).
Lambrechts, A., Mella, N., Pouthas, V. et al. (2011). Subjectivity of time perception: a visual emotional orchestration. Frontiers in integrative neuroscience, 5, 73. https://doi.org/10.3389/fiiint.2011.00073
Mikhalsky, A. V. (2015). Chronotope in the life path of a person: the future through the prism of space and time. International Research Journal, /0(41), 71-74. https://doi.org/10.18454/IRJ.2015.41.128 (In Russ.I
Mironova, O. A. (2018). Priorities of the digital economy and specific features of digital literacy education of generation Y and Z. Scientific Notes of St. Petersburg V. B. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy, 4(68), 96-102. (In Russ.).
Montuori, A., Donnelly, G. (2018). Transformative leadership. In: Handbook of personal and organizational transformation (pp. 319-350). Cham: Springer, https://doi.org/10.1007/978-3-319-66893-2 59
Nechaev, V. D., Durneva, E. E. (2016). 'Digital generation': psychology and pedagogical research of a problem. Pedagogy, 1, 36-45. (In Russ.).
Nestik, T. A. (2014). Social psychology of time: the state and prospects of research. Psychological Journal, 35(3), 5-19. (In Russ.).
Polyanok, O. V., Abramov, S. M., Akulov, S. A. et al. (2019). Generation Z: digital is the generation of employees. Eurasian Law Journal, 7(134), 389-393. (In Russ.).
Roe, R. A. (2008). Time in applied psychology: The study of "what happens" rather than "what is". European psychologist, 13(1), 37-52. https://doi.org/10.1027/1016-9040.13.1.37
Romanova, E. A., Brel, E. Yu. (2022). Socialization of students and teachers in the digital educational environment in the context of the theory of generations. Bulletin of Kemerovo State University, 24(1), 92-98. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-92-98 (In Russ.).
Romanova, N. P. (2011). The concept of charismatic leadership. Bulletin of Chita State University, 9(76), 130-137. (In Russ.).
Sadykova, H. N. (2015). Genesis scientific ideas about the generation as a sociocultural phenomenon. Modern Problems of Science and Education, 1—2, 213. (In Russ.).
Semenova, L. E., Semenova, V E. (2022). The subjective meaning of fatherhood and satisfaction with marriage of men of the Peter Pan generation. Scientific and pedagogical review, 5(45), 212-223. (In Russ.).
Shamis, E., Nikonov, E. (2016). The theory of generations. Extraordinary X. Moscow: Synergy Book. (In Russ.).
Tarasova, E. M. (2020). Some psychological features of Generation Z students. Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences, 2, 62-70. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-2-62-70
Thomas, G., Martin, R., Riggio, R. E. (2013). Leading groups: Leadership as a group process. Group Processes & Intergroup Relations, 16(1), 3-16. https://doi.org/10.1177/1368430212462497
Vedeneeva, E. V., Zabelina, E. V (2019). A model of psychological time of a person involved in the process of globalization. Scientific and pedagogical review. Pedagogical Review, 5(27), 166-177. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2019-5-166-177 (In Russ.).
Windsor, T. D., Abbott, M. J., Cations, M. et al. (2022). Subjective perceptions of age-related gains buffer negative associations of perceived age-related losses with health, well-being, and engagement. International Journal of Behavioral Development, 46(2), 118-124. https://doi.org/10.1177/01650254211039025
Zinalieva, N. K., Taisaeva, S. B., Bogatova, A. M. (2022). Personality and group: problems of leadership and leadership in modern conditions. Acta eruditorum, 42, 82-89. (In Russ.).
Об авторах:
Даутов Денис Фатыхович, кандидат психологических наук, психолог, доцент кафедры «Психология образования и организационная психология», Донской государственный технический университет (РФ, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID, dautov-80@mail.ru
Чалкова Екатерина Александровна, магистрант, Донской государственный технический университет (РФ, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID, mdekerstar1998@mail.ru
About the Authors:
Dautov Denis F., Cand. Sci. (Psychology), Psychologist, Associate Professor of the Department of Psychology of Education and Organizational Psychology, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), ORCID, dautov-80@mail.ru
Chalkova Ekaterina A., Master's student, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), ORCID, mdekerstar! 998@mail.ru
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательны вариант рукописи.