Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ВО ФРАНЦИИ'

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ВО ФРАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
620
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС / ПЕРЕОЦЕНКА / АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / АУДИТ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ПОТОКИ / ОБОРОТНЫЕ И ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ / BALANCE SHEET / REASSESSMENT / EQUITY / INVENTORY / AUDIT / EXTERNAL AND INTERNAL FLOW / NEGOTIABLE AND NON- NEGOTIABLE ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрьева Л.В., Вольхина О.Л.

Статья посвящена изучению организации бухгалтерского учета Франции. Регламентация учета Франции относится к функции государственного контроля. Особенность развития французской системы бухгалтерского учета заключается в том, что правительство и банки имеют влияние и контролируют деятельность коммерческих структур, являясь их инвесторами. Стремление к гармонизации, решение проблем согласованности в бухгалтерском учете Европейского Союза (ЕС) напрямую отражаются на порядке ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности во Франции. Одной из целей бухгалтерского учета во Франции является определение результата (убытка или прибыли) работы компании за определенный период. В случае, когда собственный капитал компании был уменьшен, происходит потеря денежных средств - убытки. Поскольку денежные средства предпринимателей составляют собственный капитал компании, то любая прибыль увеличивает собственный капитал или любая потеря снижает собственный капитал. Бухгалтерский баланс показывает учетную ситуацию компании и устанавливается на основе инвентаризации. В балансе ресурсы (долги) предприятия вводятся справа, в пассивах, а использование этих ресурсов (активов) отражается слева в активах. Финансовая отчетность французских предприятий должна отражать состояние организации и ее хозяйственные операции на основе концепции «достоверного и добросовестного представления», а бухгалтерские счета должны в обязательном порядке соответствовать условиям полного и точного применения бухгалтерских правил. Основные принципы, в соответствии с которыми формируется финансовая отчетность во Франции, это принцип осмотрительности, соответствия и непрерывности. Первый из перечисленных принципов позволяет избежать рисков отнесения к будущим периодам текущих неопределенностей, формирующих определенное обременение имущества и источников его формирования, а также финансового результата компании. Второй принцип предполагает строгое следование бухгалтерским правилам и процедурам. Третий из указанных принципов формирует последовательность отражения бухгалтерской информации за ряд финансовых лет, а также непрерывность в применении правил и процедур. Для рассмотрения этих аспектов в статье были изучены основные теоретические и практические положения о порядке организации и ведения бухгалтерского учета во Франции, а также разделы бухгалтерского баланса и его структура. Проанализированы отличительные особенности ведения инвентаризации, переоценки стоимости товаров. Сделаны выводы и дана характеристика бухгалтерского учета во Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PECULIARITIES OF ACCOUNTING IN FRANCE

The article is devoted to the organization and maintenance of accounting in France. the regulation of accounting in France is a function of the state. harmonization and the solution of the problems of consistency in the accounting of the European Union (EU) have had and continue to have a significant impact on the accounting and financial reporting of France. The national chart of accounts of French accounting is brought into compliance with the requirements of the fourth EU Directive and includes the following sections: general provisions, chart of accounts of accounting, financial accounting, management accounting, special accounts, special conditions. financial statements should reflect the state of the organization and its business operations on the basis of the concept of “reliable and fair presentation”, and accounting accounts should necessarily comply with the conditions for full and accurate application of accounting rules, taking into account the principle of prudence. This principle involves avoiding the risk of attributing to future periods current uncertainties that can burden the assets and liabilities, as well as profits and losses of the organization. The principle of compliance implies strict compliance with the applicable rules and procedures, and the exact application of accounting rules means the fair application of these rules and procedures in accordance with the understanding of these rules by the persons responsible for accounting, which they should form based on the presence and materiality of transactions, events and circumstances. The consistency of accounting information over a number of financial years implies continuity in the application of rules and procedures. To study these aspects, the article examined the main theoretical and practical provisions on accounting in France, as well as sections of the balance sheet and its structure. The distinctive features of inventory management, revaluation of the value of goods are analyzed. Conclusions are drawn and characteristics of accounting in France are given.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ВО ФРАНЦИИ»

Б01 10.24411/2077-7639-2019-10081

Изучение особенностей ведения бухгалтерского учета во Франции

Юрьева Л.В., Вольхина О.Л.

Статья посвящена изучению организации бухгалтерского учета Франции. Регламентация учета Франции относится к функции государственного контроля. Особенность развития французской системы бухгалтерского учета заключается в том, что правительство и банки имеют влияние и контролируют деятельность коммерческих структур, являясь их инвесторами. Стремление к гармонизации, решение проблем согласованности в бухгалтерском учете Европейского Союза (ЕС) напрямую отражаются на порядке ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности во Франции. Одной из целей бухгалтерского учета во Франции является определение результата (убытка или прибыли) работы компании за определенный период. В случае, когда собственный капитал компании был уменьшен, происходит потеря денежных средств - убытки. Поскольку денежные средства предпринимателей составляют собственный капитал компании, то любая прибыль увеличивает собственный капитал или любая потеря снижает собственный капитал. Бухгалтерский баланс показывает учетную ситуацию компании и устанавливается на основе инвентаризации. В балансе ресурсы (долги) предприятия вводятся справа, в пассивах, а использование этих ресурсов (активов) отражается слева в активах. Финансовая отчетность французских предприятий должна отражать состояние организации и ее хозяйственные операции на основе концепции «достоверного и добросовестного представления», а бухгалтерские счета должны в обязательном порядке соответствовать условиям полного и точного применения бухгалтерских правил. Основные принципы, в соответсвии с которыми формируется финансовая отчетность во Франции, это принцип осмотрительности, соответствия и непрерывности. Первый из перечисленных принципов позволяет избежать рисков отнесения к будущим периодам текущих неопределенностей, формирующих определенное обременение имущества и источников его формирования, а также финансового результата компании. Второй принцип предполагает строгое следование бухгалтерским правилам и процедурам. Третий из указанных принципов формирует последовательность отражения бухгалтерской информации за ряд финансовых лет, а также непрерывность в применении правил и процедур. Для рассмотрения этих аспектов в статье были изучены основные теоретические и практические положения о порядке организации и ведения бухгалтерского учета во Франции, а также разделы бухгалтерского баланса и его структура. Проанализированы отличительные особенности ведения инвентаризации, переоценки стоимости товаров. Сделаны выводы и дана характеристика бухгалтерского учета во Франции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Бухгалтерский баланс, переоценка, акционерный капитал, инвентаризация, аудит, внешние и внутренние потоки, оборотные и внеоборотные активы.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

ЮрьеваЛ.В., Вольхина О.Л. Изучение особенностей ведения бухгалтерского учета во Франции // Дискуссия. - 2020. - Вып. 103. -С. 38-48.

JEL: M41

DOI 10.24411/2077-7639-2019-10081

Study of peculiarities of accounting in France

Iurieva L.V., Volkhina O. L.

The article is devoted to the organization and maintenance of accounting in France. the regulation of accounting in France is a function of the state. harmonization and the solution of the problems of consistency in the accounting of the European Union (EU) have had and continue to have a significant impact on the accounting and financial reporting of France. The national chart of accounts of French accounting is brought into compliance with the requirements of the fourth EU Directive and includes the following sections: general provisions, chart of accounts of accounting, financial accounting, management accounting, special accounts, special conditions. financial statements should reflect the state of the organization and its business operations on the basis of the concept of "reliable and fair presentation", and accounting accounts should necessarily comply with the conditions for full and accurate application of accounting rules, taking into account the principle of prudence. This principle involves avoiding the risk of attributing to future periods current uncertainties that can burden the assets and liabilities, as well as profits and losses of the organization. The principle of compliance implies strict compliance with the applicable rules and procedures, and the exact application of accounting rules means the fair application of these rules and procedures in accordance with the understanding of these rules by the persons responsible for accounting, which they should form based on the presence and materiality of transactions, events and circumstances. The consistency of accounting information over a number of financial years implies continuity in the application of rules and procedures. To study these aspects, the article examined the main theoretical and practical provisions on accounting in France, as well as sections of the balance sheet and its structure. The distinctive features of inventory management, revaluation of the value of goods are analyzed. Conclusions are drawn and characteristics of accounting in France are given.

FOR CITATION

Iurieva L.V., Volkhina O. L. Study of peculiarities of accounting in France. Diskussiya [Discussion], 102, 38-48.

KEYWORDS

Accounting balance, reassessment, equity, stocktaking, audit, external and internal flows, negotiable and non- negotiable assets.

JEL: M41

Введение. Контроль бухгалтерского учета во Франции возлагается на государство -это является отличительной особенностью французской бухгалтерской учетной системы. Правила составления отчетности для французских организаций разработаны таким образом, чтобы формировать входную информацию для национальной системы счетоводства [1]. Эта особенность является утверждением господства централизации управления и возможностью предпринимателей получать поддержку государства. Поддержка

от государства также оказывает существенное влияние на бухгалтерский учет, на установление системы налогообложения и требования отражать на счетах бухгалтерского учета все расходы для целей налогообложения. Строгая регламентация процедуры расчета налогооблагаемой прибыли на основе данных ведения учета дает положительный результат для экономики страны. Свои налоговые обязательства организации фиксируют в таблицах корректировок бухгалтерской прибыли установленной формы.

База стандартов по бухгалтерскому учету во Франции разработана Национальным советом. Национальные особенности проявляются в индивидуальной финансовой отчетности, и, в частности, в последовательности представления показателей в бухгалтерском балансе. В активе баланса в первую очередь указаны статьи основного капитала и инвестиций, а в пассиве - источники долгосрочных финансовых вложений (акционерный капитал, резервы, облигационные займы) [7]. Затем следуют остальные статьи: в активе - в порядке возрастающей ликвидности (материально-производственные запасы, дебиторы, ценные бумаги, денежная наличность), а в пассиве - все краткосрочные обязательства [ 7 ].

Цель исследования заключается в изучении особенностей организации и ведения учета бухгалтерами во Франции.

Материалы и методы. Научной базой исследования являются теоретические и нормативные положения учетной системы Франции, а также публикации отечественных и зарубежных ученых по вопросам особенностей организации и ведения бухгалтерского учета Франции. В качестве информационной базы использована нормативная литература, научные труды современных ученых-экономистов, учебная литература, материалы отчетности и внутренние документы предприятий, а также предшествующие результаты исследований авторов. При проведении научного исследования были использованы следующие научные методы познания: контент-анализ актуальных научных трудов, статистический, системно-аналитический, абстрактно-логический методы.

Результаты исследования и их обсуждение. Специфическая черта нормативно-правовых актов бухгалтерского учета Франции является национальный план счетов (РСО). Разработка и распространение данного плана счетов -это обязанность Национального совета по бухгалтерскому учету. Действующий на сегодняшний день общенациональный план счетов Франции был введен в практику в течение 1982-1984 гг. Он состоит из трех разделов объемом 374 страницы, включая общие положения, терминологию, систему счетов общей (финансовой) и аналитической (управленческой) бухгалтерий [2].

Требования законодательства предписывают вести организацию учета и контроля в прямой зависимости от форм собственности, видов организаций и объема производства. Например, бухгалтерию в упрощенном варианте ведут торговцы и лица, осуществляющие индивидуальную

деятельность, предприятия с небольшим годовым объемом производства и др. не относящиеся к малым организации и общества (акционерные, с ограниченной ответственностью, государственные, кооперативы и др.) ведут учет по двойной системе, т.е. в соответствии с национальным планом счетов. При разработке национального плана счетов Франции были поставлены несколько задач. Самой главной явилась задача своевременного получения и достоверного представления данных об активах и пассивах предприятий, финансовом состоянии и результатах деятельности. Национальный план счетов Франции содержит трех титулов (разделов): общая систематизация, терминология, свод правил; финансовый учет; управленческий учет, а каждый титул разбивается на главы [ 7 ]. Титул состоит из трех глав. В первой из них, являющейся основной, определены принципы построения национального плана счетов Франции. Выделим самые главные: двухуровневая система плана счетов с подразделением на счета управленческой и финансовой бухгалтерий; принцип существенности-обязанность раскрытия в отчетности сведений, оказывающих влияние на решения пользователей; принцип «затраты-вы-пуск»- необходимый для расчета вновь созданной стоимости, учета прибылей и убытков, и др.

Учетные принципы во Франции это:

— принцип осмотрительности- подразумевает предотвращение отнесения к будущим периодам текущих неопределенностей, способных обременить активы и пассивы, а также прибыли и убытки организации;

— принцип соответствия- предполагает строгое соблюдение действующих правил и процедур;

— принцип последовательности формирования бухгалтерской информации за ряд финансовых лет -обеспечивает непрерывность в применении правил и процедур [3].

Принципы делятся на традиционные и обусловленные присоединением к нормативной базе Европейского Союза. Традиционные принципы основаны на специфике внутреннего законодательства, к ним относятся принципы осмотрительности, соответствия и точного применения бухгалтерских правил. Требование «достоверного и добросовестного представления» было внедрено в бухгалтерскую систему в 80-е годы в связи с присоединением к Четвертой и Седьмой Директивам Европейского Союза. Включение элементов, характерных для англо-саксонской бухгалтерии, в национальную учетную систему было обусловлено новым этапом развития наци-

онального рынка ценных бумаг, который повлек за собой необходимость гармонизации учета, повышение требований к раскрытию бухгалтерской информации и ее надежности.

К отчетности, составленной на основе индивидуальных счетов, предъявляются обязательные требования, установленные законодательством. Она должна соответствовать Бухгалтерскому Акту, Декрету 1983 и Четвертой Директиве [4]. Балансы отдельных предприятий, по сравнению с консолидированными, более детальные и соответствуют определенному формату. Классификация финансовых счетов разделена на 2 класса элементов баланса: активы- показывающие величину инвестиций в организацию, и акционерного капитала, и внешние пассивы -показывающие их финансирование. В свою очередь инвестиции делятся на оборотные и внеоборотные активы, а источники финансирования - на текущие и долгосрочные. Налоговые обязательства рассчитываются на основании данных индивидуальных счетов.

Можно сделать вывод, что индивидуальные счета играют приоритетную роль в формировании информации о дивидендах и налогах, а консо-

лидированные счета несут лишь дополняющую информацию экономического характера.

Бухгалтерский учет во Франции определяется как метод, заключающийся в записи операций, выполненных трейдером, в бухгалтерских книгах на основе имеющихся документов для того, чтобы узнать размер имущества трейдера и результат его деятельности [5].

Поясним это определение. Под записью понимается внесение данных в регистры, бухгалтерские книги или компьютерный носитель. Под операциями подразумеваются все действия и события, которые изменяют активы компании (например: покупка и продажа товаров, оплата кредитов, кассовые операции и т.д.). Под имуществом понимаются активы и дебиторская задолженность (если имеется), а также долговые обязательства. Результат может быть положительным (прибыль) или отрицательным (убыток).

Этот метод позволяет, во-первых, оперативно узнать финансовое состояние и бухгалтерскую характеристику своего бизнеса; во-вторых, определить динамику бизнес-деятельности: является ли она прибыльной или убыточной.

Для того чтобы подчеркнуть важность организации и ведения бухгалтерского учета, нужно выделить два существенных момента. Бухгалтерский учет касается конкретной деятельности трейдера как финансового участника рынка, а не его деятельности как обычного гражданина. Ведение счетов происходит на основе документов, касающихся коммерческой деятельности. Собранные данные позволяют продавцу: отслеживать ситуацию в бизнесе, а именно: объем завершенных сделок, даты операций, отчет о долгах, наличные. Таким образом, при правильной организации бухгалтерского учета в компании, оперативно можно узнать имущество компании (ее активы); то, что связано с долгами компании (кредиторская задолженность); задолженность перед компанией (дебиторская задолженность); расходы (аренда, электричество, заработная плата); полученные или уплаченные проценты; является ли деятельность прибыльной или убыточной.

Также весьма существенно для компании производить мониторинг и использовать бухгалтерский учет как основание для принятия решений. На основе собранных данных продавец сможет сравнить свои результаты с аналогичными компаниями, определить сильные и слабые стороны своего бизнеса, принять решение о расширении предлагаемого ассортимента и т.д.

Бухгалтерский учет является инструментом управления, он позволяет продавцу и третьим сторонам (покупателям или кредиторам), отслеживать платежеспособность (способность оплачивать долги); прибыльность (способность генерировать прибыль); стоимость бизнеса (полезно, если трейдер хочет продать его или взять кредит); государство должно знать размер прибыли, которая используется в качестве основы для исчисления налога.

Следовательно, бухгалтерский учет во Франции необходим для управления бизнесом и является обязательным на законодательном уровне. В конечном счете бухгалтерский учет является ценным источником информации и отражением здоровья бизнеса. В бухгалтерском учете описание активов компании (т.е. всего, чем она владеет, а также всех ее долгов) в данный момент времени ее существования представлено таблицей, называемой балансовым листом.

Бухгалтерский баланс представляет собой отображение положения компании в конкретный момент времени. Отчет может быть составлен в любое время. Правовой период между двумя последовательными проверками составляет один год.

Это называется отчетным годом, и как правило, он совпадает с календарным годом, поэтому бухгалтерский баланс обычно составляется 31 декабря. Баланс представляет собой таблицу с двойной записью, где продавец указывает слева все имущество, которым он владеет, и то, что ему должны; справа -все суммы, которые позволили ему владеть этими товарами и что он должен (свои долги).

Таким образом, пассивы дают представление о происхождении использованных средств, поэтому они представляют ресурсы компании. Эти ресурсы поступают либо из собственного капитала, либо из займов, привлеченных продавцом. Соответственно пассивы компании - это все ее долги [6].

Бухгалтерский учет является описанием имущества компании на данный момент ее существования. Чтобы составить баланс, продавец должен составлять ежегодный, подробный и оценочный отчет об активных и пассивных владениях компании. Этот процесс называется инвентаризацией и должен проводиться ежегодно: закон требует вести бухгалтерские книги и среди них периодически проводить ежегодную инвентаризацию [7].

Инвентаризация проводится, во-первых, по количеству: все товары и все долги указаны в натуральном и количественном выражении со всей необходимой информацией; во-вторых, по стоимости: товары оцениваются по их точной стоимости в день инвентаризации.

Таким образом, устаревшие товары, изношенное оборудование не могут быть учтены по их первоначальной стоимости. Все компании должны, по крайней мере, раз в год добросовестно проводить инвентаризацию активов и всевозможных обязательств, а также учет собственных средств, задействованных в компании. Следовательно, инвентаризация состоит из регистрации, проверки, изучения, оценки и обобщения всех товаров, дебиторской задолженности, долгов и обязательств всех видов, а также всех средств, предоставленных компании. Инвентаризация позволяет составить достоверный баланс предприятия. Количество и стоимость товаров, размер дебиторской задолженности и задолженности компании должны быть указаны на момент инвентаризации, которым считается дата последнего дня отчетного года.

Бухгалтерский год или отчетный год - это период времени, который проходит между двумя последовательными сдачами баланса. Отчетный год длится один год, поскольку необходимо сводить баланс ежегодно. Первоначальный баланс представляет собой баланс на начало отчетного

года, данные берутся из итогового баланса за предыдущий год. Окончательный баланс или итоговый баланс - это баланс, составленный на основе данных инвентаризации на конец отчетного года. Окончательный баланс отличается от первоначального баланса, поскольку в нем учитываются операции, имевшие место в течение отчетного года [8].

Необходимо помнить, что компания не обязана сопоставлять свой отчетный период с календарным годом. Инвентаризация может быть составлена в любой день, дата инвентаризации включает дату окончания отчетного года, дату окончательного закрытия отчета.

В дополнение к юридическому обязательству проводить инвентаризацию в конце отчетного года, инвентаризация также проводится в случае банкротства, в случае смерти владельца, при продаже бизнеса и при прекращении деятельности.

Таким образом, товарно-материальные запасы - это гораздо больше, чем просто товарный запас компании. Вот почему инвентаризация является основным документом для создания достоверных годовых отчетов. Годовые отчеты и инвентарные документы, на которых они основаны, отражаются в инвентарной книге. Инвентаризация представляет собой ежегодный подробный отчет об активах и пассивах компании [9]. Бухгалтерский год или финансовый год - это период времени, который проходит между двумя последовательными балансами.

Одной из целей бухгалтерского учета является определение результата (убытка или прибыли) ра-

Структура бухгалтере

боты компании за определенный период. В случае, когда собственный капитал компании был уменьшен, происходит потеря денежных средств - убытки. Поскольку денежные средства предпринимателей составляют собственный капитал компании, то любая прибыль увеличивает собственный капитал или любая потеря снижает собственный капитал.

Бухгалтерский баланс показывает учетную ситуацию компании и устанавливается на основе инвентаризации. В балансе ресурсы (долги) предприятия вводятся справа, в пассивах, а использование этих ресурсов (активов) отражается слева в активах.

Для ясности законодательство требует представления бухгалтерского баланса в соответствии с точными диаграммами. Различные элементы, составляющие активы и обязательства, называются: статьи баланса. Эти позиции сгруппированы под основными заголовками. Заголовки и элементы, которые их составляют, перечислены в порядке возрастания степени их ликвидности. Активы и долги, которые находятся в бизнесе (например, здание или капитал), находятся в начале баланса, тогда как непосредственно доступные активы (например, денежные средства) и краткосрочные долговые обязательства (например, условия оплаты, предоставленные поставщиками) находятся в конце баланса [10].

Образец структуры баланса во Франции представлен в таблице 1 [11].

Рассмотрим более подробно классификацию активов и пассивов баланса.

Таблица 1

го баланса во Франции

АКТИВ ПАССИВ

Нематериальные активы Акционерный капитал

Основные средства Эмиссионный доход

Ценные бумаги эквивалентные Трансформационные разницы

Ценные бумаги долевые Оценочные разницы по ценным бумагам

Предоплаты долгосрочных активов Чистый результат

Итого постоянные активы Капитал собственный

Запасы Доля меньшинства

Счета к получению Отложенный налог на прибыль

Другие дебиторы Долгосрочная задолженность

Денежные средства Пенсионные резервы долгосрочные

Итого оборотные активы Итого постоянный капитал

Задолженность по счетам к оплате

Другие кредиторы

Займы со сроком свыше 1 года

Займы со сроком до 1 года

Итого краткосрочные пассивы

Итого актив Итого пассив

Активы включают средства деятельности компании, т.е. различные виды использования ресурсов, имеющихся в ее распоряжении. В активах компании можно выделить два вида активов:

— основные средства или активы (также называемые основными средствами), которые не предназначены для продажи, они обеспечивают техническую поддержку для работы бизнеса (например: здания, машины, мебель и т.д.);

— обращение товаров или активов, которые участвуют в операционном цикле (товары, которые компания приобретает для перепродажи; например: товарные запасы).

Рассмотрим элементы актива бухгалтерского баланса.

1. Основные средства. Для достижения своих целей компания должна приобрести товары длительного пользования, которые станут основой ее деятельности: земля, здания, материалы, оборудование, инструменты и т.д. Они приобретаются компанией не с целью перепродажи (даже если такая продажа иногда происходит), а для того, чтобы позволить компании осуществлять свою производственную деятельность.

2. Нематериальные активы: нематериальные элементы, такие как патенты, бренды, ноу-хау и т.д.

3. Материальные активы:

— земля и здания: фабрика, магазин, склад, ангар, автостоянка;

— машины и инструменты: производить, изготавливать, хранить товары;

— мебель: офисная мебель, мебель для магазинов, оргтехника (компьютер, факс, принтер, телефон, кассовый аппарат, весы);

— подвижной состав: автомобили, фургоны, эвакуатор).

4. Финансовые основные средства: средства, вложенные в виде финансовых активов в других компаниях.

5. Текущие активы. Наличие предметов длительного пользования недостаточно для осуществления деятельности: у компании должны быть активы, которые непосредственно участвуют в операционном цикле деятельности компании.

6. Оборотные активы состоят из:

— акций, а также товаров для коммерческих компаний; сырья и готовой продукции для промышленных предприятий;

— дебиторской задолженности, т.е. сумм, собираемых компанией, во-первых, в рамках торговой дебиторской задолженности (это дебиторская задолженность, т.е. суммы, причитающиеся с кли-

ентов, которым предприятие продало товары или услуги), а, во-вторых, «другой дебиторской задолженности» (это задолженности людей, с которыми компания не торговала, в т.ч. ссуды друзьям, сотрудникам, возмещение НДС и прочие); в данном разделе нужно различать дебиторскую задолженность: не более одного года и более года; это связано с тем, что бухгалтерская деятельность компаний делится на бухгалтерские года, продолжительность которых составляет один год;

— денежные вложения: банковские срочные вклады, кассовые чеки, ценные бумаги с фиксированным доходом;

— другие доступные значения: текущий счет в банке, в банке почтового отделения, наличные в кассе.

Далее проанализируем пассивы компании. Обязательства выражают происхождение и количество различных ресурсов, которые доступны для компании. Это позволяет получить информацию о происхождении используемых средств. Как и в случае с активами, пассивы в основном состоят из двух основных типов, в зависимости от происхождения средств. Рассмотрим основные элементы:

1. Капитал представляет суммы, внесенные владельцем (владельцами) бизнеса. Следовательно, это долг компании перед владельцем. Собственный капитал также называется неоплачиваемым капиталом. Капитал - это ресурс, который поддерживается в компании на постоянной основе. Результат компании связан с продажами, которые являются самой причиной существования компании. Это представляется как внутренний ресурс, поскольку он был создан самой компанией в результате ее деятельности. Компания может получить:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— прибыль - тогда результат будет положительным, прибыль прибавляется к сумме раздела «капитал», соответственно с положительным знаком;

— убыток - сумма убытка вычитается из общей суммы по статье «капитал» и поэтому будет показана с отрицательным знаком.

2. Резервы и отложенные налоги, обязательства - это суммы, причитающиеся от компании третьим лицам, включены в раздел долгов. Этот раздел также можно назвать заемным капиталом, это капитал, введенный в предприятие в виде кредита, т.е. путем займа или отсрочки платежа. Кроме того, в данном разделе учитываются, во-первых, финансовые долги: долги

кредитным организациям (например, банкам); во-вторых, торговые долги: долги поставщикам, у которых компания получила особые условия оплаты; в-третьих, налоговые долги: долги перед государством (например, налоги); в-четвертых, кредиторская задолженность: долги перед персоналом, вознаграждения; в-пятых, социальные долги: долги перед общественными организациями; наконец, прочие долги: долги перед третьими лицами. Эти долги имеют неодинаковую природу. Финансовые долги - это денежные ссуды, предоставленные кредиторами под уплату процентов, что составляет финансовое бремя для компании. Коммерческие долги - это кредиты, предоставленные поставщиками. Они признают, что компания платит им только за товары или услуги, проданные после определенного периода (30, 60, 90 дней или более в некоторых случаях). Необходимо отметить, что, как и в случае с дебиторской задолженностью, нужно различать: долги до одного года и долги более одного года. Данные долги должны быть учтены и отражены в балансе отдельно, в соответствии с требованиями законодательства.

Деятельность предприятия выражается в обменах и сделках с другими экономическими агентами. Экономическими агентами являются:

— предприятия, производящие товары и услуги, предназначенные для продажи: потребителями, являются домашние хозяйства, либо другие предприятия, либо государственные органы или даже иностранные участники (остальная часть мира);

— домохозяйства, которые предоставляют работу предприятиям или администрациям, а взамен получают денежный доход;

— администрации, предоставляющие «бесплатные» услуги домашним хозяйствам и предприятиям - эта безвозмездность очевидна лишь потому, что на самом деле государственные услуги оплачиваются за счет налогов и различных социальных взносов, взимаемых с доходов домашних хозяйств и предприятий;

— остальная часть мира: резиденты зарубежных стран, с которыми связаны экономические агенты и которые осуществляют импортные или экспортные операции.

Отношения между экономическими агентами называются потоками. Поток - движение товаров и услуг или валюты, связывающее двух экономических агентов: реальный поток - это движение товаров и услуг; денежный или финансовый поток - это движение валюты, капитала

Для производства компании нужна рабочая сила, таким образом, компания будет предлагать домашним хозяйствам работу на рынке. В обмен на предоставленный труд (реальный поток) хозяйства получают вознаграждение (финансовый поток). Благодаря сочетанию факторов производства предприятие будет предлагать хозяйствам целый ряд товаров и услуг на рынке (реальный поток), а для удовлетворения своих потребностей хозяйства будут использовать часть своего вознаграждения (финансовые потоки) для приобретения товаров и услуг.

Внешние потоки - это такие потоки, которые представляют отношения между экономическими агентами. Внешние потоки могут быть реальными (товарными), денежными (финансовыми) и правовыми (юридическими).

Например: компания покупает оснастку на заводе по производству металла за 2000 евро, условия продажи предусматривают оплату: первый случай: при доставке; второй случай: через 3 месяца.

Между этими двумя компаниями есть два потока одинаковой стоимости и противоположного направления: передача имущества от фирмы-продавца к фирме-покупателю, договор купли-продажи -это реальный поток; оплата этого имущества - это финансовый или денежный поток.

Однако покупающая компания имеет задолженность: у нее есть долг перед продающей компанией и наоборот, компания-продавец имеет долг перед покупающей компанией. Вот почему мы тогда можем говорить о юридических потоках.

Примечание: пока имущество не оплачено, финансовых потоков нет.

Таким образом, правовой поток имеет двойное значение:

— он констатирует создание долга от фирмы-покупателя к фирме-продавцу;

— он констатирует погашение долга (и, следовательно, долга) от фирмы-продавца к фирме-покупателю [11].

В отличие от внешних потоков, которые происходят между различными экономическими агентами, внутренние потоки соответствуют движениям стоимости внутри компании. Если в конце финансового года или в какой-то момент видно, что товар обесценивается, т.е.

он потерял свою стоимость, тогда необходимо будет записать эту амортизацию, чтобы баланс продолжал быть отражением реальной ситуации в компании. Такая операция является внутренним потоком. Действительно, имущество, которыми владеет компания (машины, мебель, фургоны, автомобили и т.д.), также теряют свою стоимость в результате износа, после их использования; по истечении времени (устаревание); за счет внедрения новейших достижений в области технологий.

Эта амортизация должна приниматься во внимание, потому что нелогично держать товары по их покупной стоимости в балансе. Следовательно, регистрация различных потоков изменит баланс:

1. Операции без влияния на результат - это те, которые не изменяют собственный капитал предприятия, т.е. не приносят ни прибыли, ни убытков. Для каждой сделки существует контрагент, соответственно, экономические отношения между двумя предприятиями или между одной фирмой и другим экономическим агентом всегда производят потоки в противоположном направлении и одинаковой стоимости. Таким образом, всегда есть, по крайней мере, две позиции баланса, которые различаются. Это необходимо для поддержания активной или пассивной части баланса.

2. Операции с влиянием на результат. Некоторые операции приводят к изменению прибыли акционеров, т.е. собственного капитала компании. Деятельность предприятия может привести либо к прибыли, если результат положительный и компания приносит прибыль; либо к убытку, если результат отрицательный. В обоих случаях происходит изменение собственного капитала компании. Таким образом, это изменение должно быть отражено в пассиве баланса в позиции прибыли - результат представляет собой изменение чистого состояния компании.

Выводы. Система учета и методика бухгалтерской (финансовой) отчетности во Франции формировались в течение длительного периода времени и развивались как совокупность национальных учетных систем. По степени регламентации бухгалтерского учета Франция относится к группе стран, которые строго контролируются государством. Особенность развития французской системы бухгалтерского учета заключается в том, что правительство и банки имеют влияние и контролируют деятельность коммерческих структур, являясь их инвесторами. Стремление к гармонизации, решение проблем согласован-

ности в бухгалтерском учете Европейского Союза (ЕС) -напрямую отражаются на порядке ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности во Франции.

Консолидированная отчетность компаний Франции не составляется по методике национальных стандартов, а формируется на основе либо международных стандартов (МСФО), либо по методикам, присущим финансовой отчетности, предназначенной для финансовых рынков. Также следует отметить, что разработанные принципы ведения бухгалтерского учета -это основа национального плана счетов. Наиболее значимыми из них можно считать следующие: принцип начисления, в соответствии с которым, доходы и расходы подлежат сопоставлению в отчетном периоде, к которому они относятся, независимо

от их поступлений или погашения задолженности; принцип непрерывности деятельности, в соответствии с которым имеется объективная возможность использования для оценки активов и обязательств исторической (фактической, первоначальной) стоимости; принцип единства, согласно которому методы формирования данных учета и отчетности должны применяться последовательно от одного отчетного периода (финансового года) к другому.

Таким образом, французский план счетов, обладая интеграционными свойствами, позволяет вести учет не только по простой и двойной бухгалтерии, но и по управленческой бухгалтерии в рамках единого национального плана счетов, повышая эффективность бухгалтерского учета в масштабах страны.

Список литературы

1. Жарикова Л.А. Бухгалтерский учет в зарубежных странах. М.: Кнорус, 2008. 256 с.

2. Качалин В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP. М.: Дело, 2010.432 с.

3. Козельцева Е.А. Нормативное регулирование бухгалтерского учета во Франции // Учет, анализ и аудит. 2011. № 3. С. 29-37.

4. ПанковД.А. Бухгалтерский учет и анализ за рубежом. М.: ЮНИТИ, 2005г. 346 с.

5. Жукова А.Г. Организация бухгалтерской и аудиторской деятельности во Франции // Аудиторские ведомости. 2013. № 2. С. 60-67.

6. Золотарева Ю.В. Бухгалтерская отчетность во Франции // Бухгалтерский учет. 2007. № 17. С. 76-79.

7. Makaya W. Comptabilité générale de l'entreprise. Système comptable OHADA [Электронный документ] // Paris, édition Publibook. 2009. 14 p. Режим доступа: https://www.lgdj.fr/

References

1. Zharikova L.A. Buhgalterskij uchet v zarubezhnyh stranah [Accounting in foreign countries]. Moscow: Knorus. 2008. 256 p.

2. Kachalin V.V. Finansovyj uchet i otchetnost' v sootvetstvii so standartami GAAP [Financial accounting and reporting in accordance with GAAP standards]. M.: Delo. 2010.432 p.

3. Kozeltseva E.A. Normativnoe regulirovanie buhgalterskogo ucheta vo Francii [Normative regulation of accounting in France]. Accounting, analysis and audit. 2011. No. 3. Pp. 29-37.

4. Pankov D.A. Buhgalterskij uchet i analiz za rubezhom [Accounting and analysis abroad]. M.: UNITY. 2005. 346 p.

5. Zhukova A.G. Organizaciya buhgalterskoj i auditorskoj dey-atel'nosti vo Francii [Organization of accounting and auditing activities in France]. Audit statements. 2013. No. 2. Pp. 60-67.

6. Zolotareva Yu.V. Buhgalterskaya otchetnost' vo Francii [Accounting Reporting in France]. Accounting. 2007. No. 17. Pp. 76-79.

7. Makaya W. Comptabilité générale de l'entreprise. Système comptable OHADA [Electronic resource]. Paris, édition

comptabilite-genera le-de-l-entreprise-9782748351170.html (дата обращения: 28.09.2020).

8. Heyden M. Bases de comptabilité. Cours Universitaires [Электронный документ] // Genoble, édition PUG. 2010. 145 p. Режим доступа: https://www.dphu.org/uploads/attachements/ books/books_801_0.pdf (дата обращения: 28.09.2020).

9. Système de comptabilité nationale. Banque mondiale. Commission européenne. Fonds monétaire international. New-York, 2013. 751 p. [Электронный документ]. Режим доступа: https://unstats.un.org/unsd/nationalaccount/docs/SNA2008FR. pdf (дата обращения: 28.09.2020).

10. Ришар Ж. Бухгалтерский учет теория и практика. Пер с франц. Под ред. Я.В. Соколова. М.: Финансы и статистика. 2000. 160 с.

11. Поленова С.Н. Организационные и методические основы составления финансовой отчетности компаний Франции // Международный бухгалтерский учет. 2005. № 7. С. 29-39.

Publibook. 2009. 14 p. Access mode: https://www.lgdj.fr/compt-abilite-generale-de-l-entreprise-9782748351170.html (accessed date: 28.09.2020).

8. Heyden M. Bases de comptabilité. Cours Universitaires [Electronic resource]. Genoble, édition PUG. 2010. 145 p. Access mode: https://www.dphu.org/uploads/attachements/books/ books_801_0.pdf (accessed date: 28.09.2020).

9. Système de comptabilité nationale. Banque mondiale. Commission européenne. Fonds monétaire international. New-York, 2013. 751 p. [Electronic resource]. Access mode: https:// unstats.un.org/unsd/nationalaccount/docs/SNA2008FR.pdf (accessed date: 28.09.2020).

10. Richard J. Buhgalterskij uchet teoriya i praktika [Accounting theory and practice]. Translated from the French. Edited by Ya.V. Sokolov. M.: Finance and Statistics. 2000. 160 p.

11. Polenova S.N. Organizacionnye i metodicheskie osnovy sostavleniya finansovoj otchetnosti kompanij Francii [Organizational and methodological basis for the preparation of financial statements of companies in France]. International financial accounting. 2005. No. 7. Pp. 29-39.

Информация об авторе

Юрьева Л.В., доктор эконом. наук, доцент, профессор, кафедра учета, анализа и аудита, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, (Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: lv_yurieva@ mail.ru

Вольхина О.Л., аспирант, кафедра бухгалтерского учета и аудита, Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: artaudit1@mail.ru

Информация о статье

Дата получения статьи: 02.11.2020

Дата принятия к публикации: 05.12.2020

Author Info

Iurieva L.V., doctor of Economics, Associate Professor, Professor, Department of accounting, analysis and audit, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: lv_yurieva@mail.ru

Volkhina O. L., postgraduate student, Department of accounting and audit, Ural state University of Economics (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: artaudit1@mail.ru

Article Info

Received for publication: 02.11.2020 Accepted for publication: 05.12.2020

© Iurieva L.V., Volkhina O. L., 2020.

© Юрьева Л.В., Вольхина О.Л., 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.